Рабочая программа элективного курса по информатике "Flash- технологии"
рабочая программа по информатике и икт на тему

Долгова Ольга Николаевна

Составлена для учащихся 9-11 классов. Изучается работа с графикой и текстом в программе Macromedia Flash.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_flash_tehnologii_1_.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Рабочая программа элективного  курса

для учащихся  9-11 классов

FLASH-ТЕХНОЛОГИИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • закон РФ «Об образовании» (ст.9, п.6; ст.32, п.2, пп.7);
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
  •  составлена на основе авторской программы элективного курса доктора технических наук К.Ю. Полякова «Программирование в Adobe flash».

1. Изучение Flash-технологии в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей и задач

Цели:

  • освоение знаний позволит сформировать у обучающихся знания о возможностях Flash-технологий, основные умения и навыки работы в данной среде;
  • овладение умениями создавать Flash-проекты и оформлять их: результатом этого будут их собственные проекты, созданные в Macromedia Flash;
  • применение знаний  систематизировать, расширить и укрепить знания, связанные с компьютерной анимацией.
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе создания Flash-проектов и оформления их: результатом этого будут их собственные проекты, созданные в Macromedia Flash;
  • воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений.; 
  • использование приобретенных знаний и умений  позволит школьникам систематизировать, расширить и укрепить знания, связанные с компьютерной интерактивной анимацией, начальные навыки создания анимационных фильмов профессионального уровня, которые способствуют их успешной реализации в современном мире;

Задачи: научить школьников

  • создавать векторные рисунки в среде МacromediaFlash
  • использовать Flash-технологии для создания анимационных фильмов

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для данного курса  являются:

Познавательная деятельность:

  • Технология Flash основана на использовании векторной графики в формате SWF. Хотя это далеко не первый векторный формат, создателям SWF удалось найти наиболее удачное сочетание между изобразительными возможностями графики, инструментальными средствами для работы с ней, и механизмом включения результата в Web-страницы. Еще одна особенность SWF: созданные на его основе изображения не только могут быть анимированы, но также дополнены интерактивными элементами и звуковым сопровождением. Несмотря на популярность данной технологии среди пользователей, она не является основной информационной технологией.
  • формирование умений восприятия основных технологических операций; выполнение практической работы по заданному алгоритму; запоминание основных операторов языка программирования;
  • овладение адекватными способами создания объектов с помощью технологии Flash;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

2. Macromedia Flash  - очень мощная и разнообразная программа, всемирно известный инструмент для создания мультимедиа, используемый миллионами графических и web-дизайнеров.

В настоящее время все больше и больше Интернет-ресурсов "оживают". На этих сайтах нет однообразной палитры, нет кнопок стандартной прямоугольной формы. Странички многих сайтов напоминают больше игру, они поражают красотой, небольшим размером и самое главное, интерактивностью. Создание анимаций и видеороликов - один из привлекательных примеров практического применения компьютера с его уникальными возможностями.  Эти  обстоятельства делают актуальным обучение Flash - технологиям. 

           Macromedia Flash может служить стимулом изучения информатики. Эта программа  в состоянии направить энергию подростков в нужное русло. Интерес к анимированным игрушкам заставит подростка сделать что-либо подобное самому. Программа Macromedia Flash может развить школьника до того уровня, когда компьютер станет инструментом творчества и познания окружающего мира. Знания, полученные при изучении курса,  учащиеся могут применить для подготовки качественных иллюстраций к докладам и мультимедийным разработкам по различным предметам — математике, физике, химии, биологии и др. Созданные ролики  могут быть также использованы при создании Web-страниц. Полученные знания и умения являются основой для последующего изучения трехмерного моделирования, видеомонтажа.

3. Данная  программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, имеет выраженную практическую направленность, которая и определяет логику построения материала учебных занятий. Основной формой обучения является практикум. Основные методы, которые будут использоваться – это исследовательский и проектный. Содержание элективного курса от обязательного предмета отличается тем,  что позволяет расширить представление о сферах применения информационных и коммуникационных технологий в различных сферах деятельности, а умение работать над проектом способствует: развитию исследовательских и творческих способностей учащихся; формированию навыков самостоятельного планирования своей деятельности; прививает навыки работы с большими объемами информации.

4. Срок реализации рабочей учебной программы –  один учебный год

5. Формы, методы, технологии обучения.

а) Урок изучения нового материала.

Сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов - как методические варианты уроков:

Виды:   урок-лекция, урок – беседа, урок с использованием учебного видеофильма, урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа), урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке).

б) Уроки совершенствования знаний, умений и навыков.

Сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.:

Виды:   урок самостоятельных работ, урок практических работ,  семинар.

в)  Урок обобщения и систематизации.

Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков:

        - урок-семинар, урок-конференция, интегрированный урок, творческое занятие,  урок-диспут, урок-деловая/ролевая игра.

г)  Уроки контроля, учета и оценки знаний, умений и навыков:

Виды:   -  устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос),   письменная проверка, зачет, зачетные практические и лабораторные работы, контрольная (самостоятельная) работа, смешанный урок (сочетание трех первых видов), урок-соревнование.

д) Комбинированные уроки: на них решаются несколько дидактических задач.

6.Ожидаемые результаты

В рамках данного курса учащиеся получают следующие знания и умения:

  • понимают принципы векторного и растрового кодирования графической информации в компьютерной технике;
  • понимают принципы работы с временной шкалой;
  • умеют работать с многослойными документами;
  • умеют создавать анимационные ролики;
  • умеют использовать звуковые файлы для сопровождения анимации.

  1. 7.Формы контроля:

Промежуточный контроль знаний и умений осуществляется с помощью компьютерного тестирования (5-10 мин) и выполнения практических заданий на компьютере.

По окончанию курса каждый ученик выполняет итоговую работу – собственный Flash-проект. Каждая работа будет оценена по 10 бальной системе, учитывающей следующие критерии (каждый критерий – 2 балла):

  • сложность;
  • оригинальность;
  • наличие навигации;
  • наличие анимации;
  • соотношение цветовой гаммы.

Три лучшие работы будут отмечены грамотами.


Вид элективного курса: предметно-ориентированный.

Категория учащихся: 9-11 классы.

Количество часов: 17 учебных часа (1 час в неделю одно полугодие).

        Основные модули курса:

Название модуля

Обоснование

I

Графика

Необходимы начальные сведения и основные навыки работы по созданию графических изображений

II

Работа с объектами

Любое графическое изображение может состоять из отдельных объектов, которые можно изменять, трансформировать определенным образом

III

Работа с изображениями.

Любое изображение можно импортировать и экспортировать. В одном проекте возможно использование нескольких изображений, которые хранятся в библиотеке.

IV

Работа со слоями, кадрами и символами.

Слои, символы и кадры дают новые возможности и удобства при создании графических изображений и презентаций

V

Анимация.

Анимация позволяет «оживлять» графику, что дает возможность создания фильмов

VI

Основы работы с языком программирования Action Script

Программирование позволяет управлять созданными объектами и изображениями, что дает возможность использовать интерактивность в приложениях.

VII

Создание собственного проекта

Результатом всей работы - закрепление пройденного и применение умений и навыков - должна быть работа над собственным проектом.  

2.        УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п.

Наименование модуля и темы

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Семи-нары

Практ.

I. Графика.

4

2

2

тест

1

Растровая и векторная графика. Обзор и сравнение графических программ.

1

1

2

Знакомство с Macromedia Flash, интерфейс программы.

1

0,5

0,5

3

Панель инструментов рисования Macromedia Flash: линия, карандаш, кисть, окружность, прямоугольник.

2

0,5

1,5

практ. задание

II. Работа с объектами.

2

1

1

тест

4

Выделение и свободная трансформация объектов

0,5

0,5

5

Модификация объектов с помощью панелей Info и Transform.

1

0,5

0,5

6

Использование сеток и направляющих, настройки рисования

0,5

0,5

III. Работа с изображениями.

2

1

1

тест

7

Импорт и экспорт изображений

1

0,5

0,5

8

Работа с библиотекой изображений

1

0,5

0,5

IV. Работа со слоями, кадрами и символами.

4

2

2

тест

9

Временная шкала и ее основные элементы.

1

0,5

0,5

10

Слои и кадры.

1

0,5

0,5

11

Размещение, редактирование символов.

1

0,5

0,5

12

Распределение по слоям и создание ключевых кадров.

1

0,5

0,5

V. Анимация.

2

1

1

тест

13

Основы создания анимации. Мультипликационное кино. Компьютерная анимация.

1

0,5

0,5

14

Покадровая анимация.

1

0,5

0,5

VI. Основы языка программирования Action Script

2

1

1

тест

15

Работа с кнопками: скрипты для управления переходов.

1

0,5

0,5

16

Создание небольших тестов: скрипты управления.

1

0,5

0,5

практ.

задание

VII. Создание собственного проекта

1

1

Презен-тация

проекта

17

Выбор темы проекта. Обсуждение содержания.

Разработка плана работы. Самостоятельная работа над проектом.

1

1

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Модуль I: _        ГРАФИКА (всего часов – 4)

Содержание модуля: изучению основ Macromedia Flash и отработке навыков рисования, теории растровой и векторной графиках, графических программах, работающих с этими видами графики, знакомство с интерфейсом Macromedia Flash - раздел панели рисования (инструменты рисования и их свойства), градиентное заполнение, преобразование заливки, работа с текстом.

Основные понятия: растровая и векторная графика, интерфейс, инструменты и палитра графического редактора.

Задачи модуля: 

1.        научить основам программы Macromedia Flash;

2.        научить работать с графикой и текстом в программе Macromedia Flash.

Учащиеся должны:

  • уметь: работать с интерфейсом программы; работать с объектами, преобразовывать их; пользоваться всеми инструментами.
  • знать: назначение панелей программы; как работать с графикой; как создавать рисунки и закрашивать их; как работать с текстом.
  • понимать: принципы работы программы и назначение панели инструментов.

Практическая работа: «Открытка».

Итоговый тест «Графика».

Модуль II: _        РАБОТА С ОБЪЕКТАМИ (всего часов –2)

Содержание модуля: работа с инструментами произвольного преобразования фигур Free Transform, работа с инструментами линеек, использование сеток и направляющих, изучение и использование настроек рисования.

Основные понятия: объект, трансформация, виды трансформации, линейка, сетка.

Задачи модуля: 

1.        научить выделять и преобразовывать объекты проекта;

2.        научить использовать линейки, сетки и направляющие, и пользоваться настройками рисования.

Учащиеся должны:

  • уметь:        работать с объектами, преобразовывать их; пользоваться всеми инструментами программы.
  • знать:        настройки рисования, как выделять и преобразовывать объекты, комбинировать их, пользоваться инструментом Free Transform.
  • понимать:        принципы работы программы и назначение инструментов.

Практическая работа: «Трансформация объектов».

Итоговый тест «Работа с объектами».

Модуль III: _        РАБОТА С ИЗОБРАЖЕНИЯМИ (всего часов – 2)

Содержание модуля: типы файлов статических изображений, работа с библиотекой изображений, трассировка растровых изображений.

Основные понятия: типы графических файлов, импорт, экспорт,  библиотека, трассировка.

Задачи модуля: 

1.        научить импортировать и экспортировать файлы;

2.        научить работать с библиотекой.

Учащиеся должны:

  • уметь: импортировать и экспортировать различные изображения, производить трассировку растровых изображений.
  • знать: типы статических файлов, которые можно импортировать, как импортировать статические изображения во Flash.
  • понимать: назначение импорта и экспорта.

Практическая работа: «Импорт и экспорт изображений».

Итоговый тест «Работа с изображениями».

Модуль IV: РАБОТА СО СЛОЯМИ, КАДРАМИ И СИМВОЛАМИ

(всего часов – 4)

Содержание модуля: отработка и использование слоев, создание эффекта тени, создание, размещение и редактирование символов, распределение по слоям и создание ключевых кадров.

Основные понятия: слой, кадр, символ, ключевой кадр.

Задачи модуля: 

1.        научить пользоваться слоями и ключевыми кадрами;

2.        научить работать с символами.

Учащиеся должны:

  • уметь: распределять по слоям и блокировать слои, работать с графикой, символами и кадрами;
  • знать: определение символа, слоя и кадра;
  • понимать: назначение слоев, символов и кадров.

Практическая работа: «Многослойный рисунок».

Итоговый тест «Работа со слоями, кадрами и символами».

Модуль V: АНИМАЦИЯ (всего часов – 2)

Содержание модуля изучение основ анимации: временная шкала и ее основные элементы; работа с графическими символами и библиотекой; заполнение кадров движением; направляющие слои.

Основные понятия: анимация, покадровая анимация, Motion-анимация, слой Guide (направляющий), Shape-анимация.

Задачи модуля: 

1.        научить работать с временной шкалой;

2.        научить создавать простейшие анимации.

Учащиеся должны:

  • уметь: работать с графикой, создавать движение в кадрах, в том числе по направляющим;
  • знать: как создавать простейшие анимации с изменением формы;
  • понимать: принципы создания анимации.

Практические работы:

  1. «Создание покадровой анимации»;
  2. «Движение по заданной траектории»;
  3. «Морфинг».

Итоговый тест «Анимация».

Модуль VI:  ОСНОВЫ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ ACTION SCRIPT (всего часов – 2)

Содержание модуля изучение языка программирования Action Script, используемого во Flash-приложениях: создание простых тестов и программирование кнопок.

Основные понятия: скрипт, основные управляющие скрипты, интерактивность.

Задачи модуля: 

1.        научить программировать кнопки;

2.        научить создавать простейшие тесты.

Учащиеся должны:

  • уметь: применять язык программирования Action Script на практике;
  • знать: определение события, а также назначение скриптов;
  • понимать: язык программирования Action Script и принцип действия скриптов.

Практическая работа «Тест».

Итоговый тест «Язык Action Script».

Модуль VII:  РАЗРАБОТКА СОБСТВЕННОГО ПРОЕКТА

        (всего часов – 1)

Содержание модуля: разработка плана работы над проектом, самостоятельная работа над проектом.

Основные понятия: проект, план проекта.

Задача модуля: 

1.        создать каждым учеником собственное Flash-приложение.

Учащиеся должны:

  • уметь: применить полученные знания и навыки при создании собственного Flash-приложения, разрабатывать план проекта;
  • знать: понятие проекта, его плана;
  • понимать: назначение проекта.

Практическая работа: «Мой проект».

Рабочая программа данного элективного курса оснащена  следующим:

  • Цифровыми  ресурсами:

  • Учебно-методическим комплексом:
  1. А. М. Горностаева, Э. С. Ларина. Диалог с компьютером. Интерактивные средства обучения, созданные при помощи программы Macromedia Flash (+ CD-ROM) - Издательство: Глобус, Панорама, 2008 г.
  2. Гурский Д. ActionScript 2: программирование во Flash MX 2004. Для профессионалов. – СПб: Питер, 2004.
  3. Джоб М. Секреты разработки игр в Macromedia Flash MX. М.: Кудиц-Образ, 2004.
  4. Киркпатрик Г., Питии К. Мультипликация во Flash/ Киркпатрик Гленн, Питии Кевин; Пер. с англ. К.В. Пожидаевой. - М.НТ Пресс, 2006.-336 с.: ил. – (Самоучитель)
  5. Мельников С.В. Создание игр во Flash MX. – СПб: БХВ, 2005.
  6. Мук К. ActoinScript 2.0. основы. – Пер. с англ. – СПб.: Символ – Плюс, 2006. – 576 с., ил.
  7. Macromedia Flash MX 2004 ActionScript 2.0. Справочник разработчика. – М: Вильямс, 2005
  8. Переверзев С.И. Анимация в Adobe Flash CS3/С.И. Переверзев. 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 374 с.: ил. – (Практикум)
  9. Переверзев С.И. Анимация в Macromedia Flash MX / С.И. Переверзев. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 374 с.: ил. – (Практикум)
  10. Платонова Н.С. Создание компьютерной анимации в Adobe Flash CS3. Учебное пособие/ Н.С.  Платонова – М.: Интернет-Университет Информационных технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 112 с.: ил., табл. – (Лицей информационных технологий)
  11. Поляков К.Ю. Уроки по Adobe Flash CS3. Электронное учебное пособие, 2007.

Для ученика:

  1. Д.М.Блинов. Электронный учебник. «Macromedia Flash. Практический курс для начинающих». 2012.
  2. М. Н. Капранова. Информатика. Macromedia Flash MX. Компьютерная графика и анимация - Издательство: Солон-Пресс . 2010 г.
  3. Е. Т. Вовк. Информатика. Уроки по Flash (+ CD-ROM) - Издательство: КУДИЦ-Пресс, 2008 г.
  4. Поляков К.Ю. Уроки по Adobe Flash CS3. Электронное учебное пособие, 2007.

  • Программным комплексом:
  1. Операционная система Windows.
  2. Приложение Adobe Macromedia Flash.
  3. Растровые и векторные графические редакторы.
  4. Звуковые редакторы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"

Данный курс позволяет повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы, выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами....

рабочая программа элективного курса "Информационные технологии в управлении"

Курс «Информационные технологии в управлении» изучается на стадии предпрофильной подготовки старшей степени обучения в средней школе и является элективным, т. е. относится к вариативной компоненте обр...

Рабочая программа элективного курса Технологии научного исследования

Курс рассчитан на 34 часа. Для учащихся старшей школы....

Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса по теме "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"

Рабочая программаэлективного курса по математикедля учащихся 9 –го класса  «Технология работыс контрольно-измерительными материалами»  учителя математики1 квалификационной категори...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Информационные технологии в твоей будущей профессии»

На старшей ступени школьного образования должна быть усилена профессиональная направленность информационной подготовки учащихся в области информационных технологий, в содержание обучения этому предмет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ТЕХНОЛОГИИ «Умелые руки»

Курс  «Умелые руки» разработан для учащихся 5-х классов Курс включает в себя технику пропильной резьбы, художественное выжигание и роспись.   Содержание курса направлено на ознакомление учащ...