Дидактические игры как один из способов мотивации к изучению информатики
статья по информатике и икт (5, 9 класс) на тему

Елена Анатольевна Мясникова

Дидактические игры на уроках информатики. Примеры игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры как один из способов мотивации к изучению информатики

Основной задачей, которую ставит перед собой учитель, является развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Учитель должен создать творческую и демократичную обстановку, позволяющую избежать равнодушного отношения ученика к уроку, максимально привлечь его внимание к учебному процессу, то есть  мотивировать ученика к изучению своего предмета.

Если мы обратимся к толковому словарю,  термин «мотива́ция»  (от лат. movere) — означает побуждение к действиюпсихофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

  Мотивом для изучения информатики, многие годы выступал интерес к компьютеру.  Однако  для большинства детей в последнее время, компьютер становится фактически бытовым прибором, и  вместе с ним теряет мотивационную силу. На уроках информатики, особенно в старших классах, эта проблема актуальна.

Если говорить о пятых и шестых классах, там стоит другая проблема: адаптация учащихся к условиям обучения в средней школе. К основным  трудностям, с которыми сталкиваются дети на данном этапе можно отнести:

• смена социальной обстановки;
• увеличение  учебной нагрузки:
• увеличение темпа работы; 
• различием требований со стороны учителей-предметников и т.д.
Плюс ко всему на уроках информатики дети сталкиваются с новой терминологией, осваивают новые программы, да и само пребывание в кабинете где многое запрещено (по технике безопасности), не самым лучшим способом влияет на эмоциональное состояние учащихся.

Поэтому чтобы решить эти задачи и мотивировать детей к изучению предмета, на своих уроках я использую игровые элементы.

Игра - это естественная для ребенка форма обучения, это часть его жизни. Желание выиграть обостряет мыслительную деятельность ребёнка, развивает его творческие способности. Она снижает тревожность, создает у школьника положительный настрой. С помощью  игры удаётся углубить и закрепить полученные учащимися знания, развивать приобретённые ими навыки. Для детей игра, прежде всего - увлекательное занятие, поэтому тема игры в  моём педагогическом процессе очень актуальна, этим-то она меня и привлекает. 

Приведу несколько примеров.

Тема «Устройство компьютера» в 5 классе.

Изучая устройство ПК, я сталкиваюсь с проблемой, что эта тема трудна к восприятию учащимися. Идёт механическое запоминание терминологии, поэтому многим она не  интересна. И вот здесь мне помогает игровая форма. Дети активно включаются в работу, идет хорошее понимание темы.  Обычно я использую игры «Искомые термины» или «Лишний термин». Мы разбираем по одному примера, а дальше ребята сами продолжают игру. Задания и ответы мы записываем в тетрадь, и учащимся предлагается дома составить свои задания. Рёбёнок дважды повторяет терминологию, работает с текстом и, что важно, не теряет интерес.

Искомые термины -  элементы компьютера

  1. Этот процесс орнитологи 1 называют миграцией.
    Ответ. (
    ПРОЦЕСС Орнитологи).
  2. Потом они торжествовали и радовались как дети.
    Ответ. (пото
    М ОНИ ТОРжествовали).
  3. Несмотря на это, его феска 2 не раз падала с головы.
    Ответ. (фе
    СКА НЕ Раз).
  4. Река Днепр интересна тем, что на ней имеются несколько электростанций.
    Ответ. (Дне
    ПР ИНТЕРесно).
  5. По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол.
    Ответ. (
    МЫ ШКАф).
  6. Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки.
    Ответ. (ко
    МОД Ему).
  1. Орнитолог – специалист, изучающий птиц.
  2. Феска – мужской головной убор в виде усечённого конуса с кисточкой.

«Лишний» термин

В каждой приведённой группе терминов один является лишним. Найди его.

  1. Драйвер, принтер, монитор, звуковые колонки, графопостроитель.
    Ответ.
    Драйвер.
  2. Принтер, монитор, сканер, звуковые колонки, графопостроитель.
    Ответ.
    Сканер.
  3. Дискета, принтер, CD-ROM,винчестер, магнитная лента.
    Ответ.
    Принтер.
  4. ESC, Delete,  Enter, Backspase.
    Ответ.
    RGB .
  5. Enter, точка, запятая, точка с запятой.
    Ответ.
    Shift.
  6. Белый, чёрный, клетчатый, жёлтый.
    Ответ
    . Клетчатый.

Подобные задания я предлагаю и в других параллелях при изучении теоретической части предмета.

Как говорилось выше, проблема снижение мотивации особенно актуальна в старших классах.

Тема «Системы счислений» в 9 классе.

 На  изучение этой темы отводится 8 уроков. Во-первых тема на прямую связана с математикой, во-вторых решать бесконечные примеры учащимся неинтересно.  И вот здесь мне на помощь приходит игра.

Продолжить последовательность

В пяти приведённых последовательностях записан ряд чисел. Каждое очередное число больше предыдущего на 1. Необходимо указать четыре очередных элементов последовательности.

  1. N, O, ON, OO, ONN, ONO, OON, OOO, ONNN,…..
  2. ONONO, ONOON, ONOOO, OONNN, OONNO….
  3. А, В, С, Д, ВА, ВВ, ВС, ВД, СА, СВ, СС, СД….
  4. ДД, ВАА, ВАВ, ВАС, ВАД, ВВА, ВВВ, ВВС….


 Ответы.

  1. ONNO, ONON, ONOO, OONN.
    Решение. В последовательности приведены десятичные числа 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, записанные в системе счисления, использующих две цифры: N (соответствующей цифре 0) и О (соответствующей цифре 1). Очередные числа 9, 10, 11, 12.
  2. OONON, OONOO, OOONN, OOONO.
    Решение. В этой же системе счисления, что и в задании 1, приведены десятичные числа 21, 22, 23, 24.
  3. СА, СВ, СС, СД
    В последовательности приведены десятичные числа 0, 1, 2…..11, записанные в системе счисления, использующих четыре цифры: А (соответствующей цифре 0) , В (соответствующей цифре 1), С (соответствующей цифре 2) и Д (соответствующей цифре 3). Очередные числа 12 (СА), 13(СВ), 14(СС), 15(СД).
  4. ВВД, ВСА, ВСВ, ВСС.
    Решение. В этой же системе счисления, что и в задании 3, приведены десятичные числа 15, 16, 17, 18.


Собрать правильный шестиугольник

Даны шесть фишек в виде равносторонних треугольников.  На каждой фищке записаны три числа (в двоичной и десятичной системе счисления). Условимся числа, характеризующих одно и то же количество, но записанные в различных системах счислений, называть «близнецами», (например  двоичное число 101 и десятичное 5). Необходимо собрать из фишек правильный шестиугольник таким образом, чтобы в смежных частях фишек оказались числа-близнецы.

Карточка с заданием.

https://drive.google.com/file/d/1vs6Mo_5CEX83y1pAAJYKGBNLp5EcjDuS/view?usp=sharing 

С одной стороны, чтобы выполнить подобные задания учащемуся надо много потрудиться. С другой стороны, при использовании дидактических игр на уроке и в качестве домашнего задания у ребёнка не пропадает интерес к данной теме, т.е цель достигнута.

Игра не сможет заменить традиционные формы обучения, но дополнит их,  позволит рационально организовать учебно-воспитательный процесс.

Список использованной литературы:

Д.М. Златопольский  «Интеллектуальные игры в информатике»;

Свободная энциклопедия «Википедия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра как один из способов активизации работы с художественным текстом

Статья рассказывает о метапредметных навыках, формируемых на таких типах урока литературы, как урок-игра....

Реферат "Дидактические игры - как один из методов устной работы на уроках математики"

Реферат "Дидактические игры - как один из методов устной работы на уроках математики" + приложения....

Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания как один из способов мотивации учащихся.

Аннотация.  Статья посвящена тематике  использования игровых технологий на уроках истории и обществознания для развития мыслительной деятельности учащихся.  Предлагается разработка дело...

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «Технология проблемного обучения как средство повышения мотивации при изучении информатики и математики». Учитель математики и информатики Буланчикова Евгения Михайловна

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «Технология проблемного обучениякак средство повышения мотивации при изучении информатики и математики»....

Игра как один из способов повышения учебной мотивации учащихся на уроках биологии.

Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик свою, по-новому взглянуть на привычные вещи и собственный опыт подачи информационной кул...