Методическая разработка урока по информатике в 8 классе по теме "Алгебра логики"
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) на тему

Предмет / Класс / Автор УМК -    Информатика и ИКТ/ 8 класс/ УМК: Информатика: учебник для 8 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2016.

Место урока по теме - Урок № 10, тема Элементы алгебры логики

Тема урока - Обобщение и систематизация по теме "Алгебра логики"

Тип урока - Урок отработки умений и рефлексии

Уровень - Предполагаемый результат

  • ·         Коррекционный - Устранить выявленные пробелы в знаниях.
  • ·         Стандарт - Уметь решать типовые задачи по теме "Алгебра логики"
  • ·         Повышенный - Приобрести опыт решения логических задач повышенного уровня. Уметь применять законы алгебры логики в конкретных практических ситуациях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_logika.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Государственно бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №410 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Учитель информатики Лицкевич Елена Францевна

Предмет / Класс / Автор УМК

Информатика и ИКТ/ 8 класс/ УМК: Информатика: учебник для 8 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2016.

Место урока по теме

Урок № 10, тема Элементы алгебры логики

Тема урока

Обобщение и систематизация по теме "Алгебра логики"

Тип урока

Урок отработки умений и рефлексии

Уровень

Предполагаемый результат

Коррекционный

Устранить выявленные пробелы в знаниях.

Стандарт

Уметь решать типовые задачи по теме "Алгебра логики"

Повышенный

Приобрести опыт решения логических задач повышенного уровня. Уметь применять законы алгебры логики в конкретных практических ситуациях.

ХОД УРОКА

Этап

Постановка учебного задания

Деятельность учащихся

Результат

деятельности учащегося

Контроль

Рефлексия

  1. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности

Вспомните все, что вы знаете по теме "Алгебра логики" и оформите свои предположения в виде кластера. Приложение №1

Обнаружить и сформулировать учебную проблему. Учащиеся схематично изображают изученные понятия и связи между ними. Записывают известные формулы.

Знает  термины. Знает основные понятия. Знает правила.

Устный опрос, фронтальная беседа.

Ретроспективная рефлексия (анализ и оценка выполненной деятельности, выявление возможных ошибок, поиск причины собственных неудач и успехов).

  1. Актуализация и пробное учебное действие

Коллективное обсуждение целей и задач урока и запись на доске.

Определить цель учебной деятельности. Предложить версии решения проблемы.

Умеет кратко изложить факты. Умеет объяснить смысл правила. Умеет преобразовать словесный материал в математические выражения и обратно.

Констатирующий контроль по результату.

Перспективная рефлексия (размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач, конструируемых на будущее).

  1. Локализация индивидуальных затруднений

Исправить неверные предположения в предварительном кластере. Сравнить свой кластер с кластерами других учащихся. Обсудить различия и прийти к общему мнению. Установить причинно-следственные связи между отдельными смысловыми блоками.

Найти самостоятельно средства достижения цели.

Уметь применять законы, теории в конкретных практических ситуациях.

Взаимный контроль в паре. Может использоваться Приложение №2 

Избирательная рефлексия (выбор одного, двух или более способов решения задачи).

  1. Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений

Перспективная рефлексия (Что осталось непонятным? Что еще хотелось бы узнать? Выход на новые источники информации).

Составить (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Умеет выделить взаимосвязи между отдельными частями материала. Видит ошибки и упущения в логике рассуждений.

Предвосхищающий контроль по способу действия.

Дополняющая рефлексия (усложнение выбранного способа посредством добавления к нему новых элементов).

  1. Реализация построенного проекта

Выбор карточки с заданием. Решение задач по карточке на отработку тех знаний и умений, которые вызвали затруднения на предыдущих этапах урока. Приложение №3.

Реализовать предложенный или самостоятельно разработанный план, используя основные и дополнительные средства.

Умеет решать предложенные (типовые и нетиповые) задачи

Констатирующий контроль по способу действия.

Ситуативная рефлексия (анализ происходящего в данный момент, соотнесение собственных действий с предметной ситуацией).

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Проверить свои знания и умения Приложение №4.

Адекватно самостоятельно оценить правильность выполнения действия. Сверить свои действия с целью и, при необходимости, исправить ошибки самостоятельно.

Оценивает значимость продукта деятельности, исходя из внутренних критериев. Оценивает значимость продукта деятельности, исходя из внешних критериев.

Самоконтроль по образцу.

Ретроспективная рефлексия (анализ и оценка выполненной деятельности, выявление возможных ошибок, поиск причины собственных неудач и успехов).

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Логическая рефлексия (осмысление содержания деятельности).

Осознать конечный результат.

Умеет предположительно описывать последствия, вытекающие из имеющихся данных.

Предвосхищающий контроль по способу действия.

Логическая рефлексия (осмысление содержания деятельности).

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Выбрать карточку с заданием для коррекции своих знаний

Приложение №5

Сделать выбор из предложенных средств достижения цели.

Выбор домашнего задания.

Актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Личностная рефлексия (осмысление собственного сознания, самопознание).


Приложение №1. Шаблон для составления кластера.

Высказывание – это _______________________________________________________________________________________________

Виды высказываний:

Вид высказывания (название вида)

Отличительные признаки

Примеры

Операции над высказываниями:

Название операции

Интерпретация

Обозначение

Пример

Таблицы истинности:

А

В

А и В

А или В

не А

если А, то В

А  В

1

1

1

0

0

1

0

0


Приложение №2. Справочные материалы (может использоваться как эталон кластера)

Высказывание (основное понятие алгебры логики) – повествовательное предложение, которое что-либо утверждает или отрицает.

Существенные признаки высказывания: 1) повествовательное предложение; 2) о нем можно сказать истинно оно или ложно.

Высказывания называются логическими переменными.

А=1 высказывание истинно, А=0 высказывание ложно.

Виды высказываний: общие (относятся ко всем объектам); частные (относятся к какой-либо группе объектов); единичные (относятся к конкретному объекту).

Высказывания бывают простыми и составными.

Операции над высказываниями: конъюнкция (логическое умножение), дизъюнкция (логическое сложение), инверсия (логическое отрицание), импликация (логическое следование), эквивалентность (тождественность, логическое равенство).

Таблицы истинности:

А

В

А и В

А или В

не А

если А, то В

А  В

1

1

1

1

0

1

1

1

0

0

1

0

0

0

0

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

1

1

1

Основные законы алгебры логики:

А&B=B&A, AvB=BvA

(А&B)&C=A&(B&C), (AvB)vC=Av(BvC)

 A & A = A; A v A = A.

 A v 1 = 1; A v 0 = A; A & 1 = A; A & 0 = 0


Приложение №3. Тренировочные задачи.

Можно выбрать только те задания, в способе решения которых ты не уверен, чтобы дополнительно потренироваться в их решении.

Блок А.                                                                                                                                        

  1. Для какого из указанных значений числа X истинно высказывание

  ((X < 5)(X < 3))  ((X < 2)(X < 1))

        1)  1         2) 2        3) 3        4) 4

  1. Для какого числа X истинно высказывание  ((X > 3)(X < 3)) →(X < 1)

        1) 1        2) 2        3) 3        4) 4

  1. Для какого числа X истинно высказывание     X > 1  ((X < 5)(X < 3))

        1) 1        2) 2        3) 3        4) 4

Блок Б.                                                                                                                                        

  1. Для какого имени истинно высказывание:

¬ (Первая буква имени гласная  → Четвертая буква имени согласная)?

1) ЕЛЕНА        2) ВАДИМ        3) АНТОН        4) ФЕДОР

  1. Для какого символьного выражения неверно высказывание:

Первая буква гласная → ¬ (Третья буква согласная)?

1)abedc        2)becde        3) babas     4) abcab

  1. Для какого имени истинно высказывание:

¬ (Первая буква имени согласная  → Третья буква имени гласная)?

1) ЮЛИЯ        2) ПЕТР        3) АЛЕКСЕЙ        4) КСЕНИЯ

Блок В.                                                                                                                

X

Y

Z

F

0

1

0

0

1

1

0

1

1

0

1

0

  1. Символом F обозначено одно из указанных ниже логических выражений от трех аргументов: X, Y, Z. Дан фрагмент таблицы истинности выражения F (см. таблицу справа). Какое выражение соответствует F?

        1) X  ¬Y  Z        2) X  Y  Z         3) X  Y  ¬Z         4) ¬X  Y  ¬Z 

X

Y

Z

F

0

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

  1. Символом F обозначено одно из указанных ниже логических выражений от трех аргументов: X, Y, Z. Дан фрагмент таблицы истинности выражения F (см. таблицу справа). Какое выражение соответствует F?

        1) ¬X  Y  ¬Z        2) X  Y  ¬Z         3) ¬X  ¬Y  Z         4) X  ¬Y  Z 

Блок Г.                                                                                                                        

Определите истинность высказываний:

  1. Санкт-Петербург – культурная столица России.
  2. Санкт-Петербург основан в 1703 году.
  3. Ростральные колонны находятся в  начале Московского проспекта.
  4. Основатель Санкт-Петербурга – Юрий Долгорукий.
  5. Картина Рембранта «Даная» выставлена в одном из залов Эрмитажа.
  6. Все улицы на Васильевском острове называются линиями.
  7. Шпиль Адмиралтейства можно увидеть с трех улиц (Вознесенский пр., Гороховая улица, Невский пр.)
  8. Нева впадает в Ладожское озеро.


  1. Приложение №4. Задания для самостоятельной работы.

A

B

F

0

0

0

0

1

1

1

0

1

1

1

1

1.Задача: Символом F обозначена логическая функция от двух аргументов (A и B), заданная таблицей истинности. Какое выражение соответствует F?

        1) A  (¬(A  ¬B))  2) A  B         3) ¬A  B         4) ¬A  B

2. Задача: Для какого из значений числа Y высказывание (Y < 5)  ((Y > 1) → (Y > 5)) будет истинным?

1) 1        2) 2        3) 3        4) 4

3.Задача: Для какого имени истинно высказывание:

¬ (Первая буква согласная  → Последняя буква гласная)    Вторая буква согласная?

1) ИРИНА        2) СТЕПАН                3) МАРИНА        4) ИВАН

4. Задача:  Определите, кто из подозреваемых участвовал в преступлении, если известно:

1. Если Иванов не участвовал или Петров участвовал, то Сидоров участвовал.

2. Если Иванов не участвовал, то Сидоров не участвовал.

5. Задача:  На вопрос, кто из трех учащихся изучал логику, был получен следующий ответ: если изучал первый, то изучал и второй, но неверно, что если изучал третий, то изучал и второй. Кто из учащихся изучал логику?

6. Задача:  Перед сдачей вступительных экзаменов в институт Миша предполагал, что:

1. если он сдаст математику, то он сдаст только при условии, что не завалит диктант;

2. не может быть, чтобы он завалил и диктант, и математику;

3. достаточное условие завала по информатике – это двойка по диктанту.

 После сдачи экзаменов оказалось, что из трех высказанных предположений только одно было ложным. Как Миша сдал экзамены?


Приложение №5. Задания для домашней работы (на выбор).

Задача 1.  На вопрос, какая завтра будет погода, синоптик ответил:

1. Если не будет ветра, то будет пасмурная погода.

2. Если будет дождь, то будет пасмурно и без ветра.

3. Если будет пасмурная погода, то будет дождь и не будет ветра.

 Подумав немного, синоптик уточнил, что его три высказывания можно лаконично записать в виде одного составного высказывания. Что это за высказывание?

Задача 2.  Некий любитель приключений отправился в кругосветное путешествие на яхте, оснащённой бортовым компьютером. Его предупредили, что чаще всего выходят из строя три узла компьютера — a, b, c, и дали необходимые детали для замены. Выяснить, какой именно узел надо заменить, он может по сигнальным лампочкам на контрольной панели. Лампочек тоже ровно три: x, y и z. Инструкция по выявлению неисправных узлов такова:

1. если неисправен хотя бы один из узлов компьютера, то горит по крайней мере одна из лампочек x, y, z;

2. если неисправен узел a, но исправен узел с, то загорается лампочка y;

3. если неисправен узел с, но исправен узел b, загорается лампочка y, но не загорается лампочка x;

4. если неисправен узел b, но исправен узел c, то загораются лампочки x и y или не загорается лампочка x;

5. если горит лампочка х и при этом либо неисправен узел а, либо все три узла a, b, c исправны, то горит и лампочка y.

В пути компьютер сломался. На контрольной панели загорелась лампочка x. Тщательно изучив инструкцию, путешественник починил компьютер. Но с этого момента и до конца плавания его не оставляла тревога. Он понял, что инструкция несовершенна, и есть случаи, когда она ему не поможет. Какие узлы заменил путешественник? Какие изъяны он обнаружил в инструкции?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по информатике для 8 класса

Локальная сеть Цель педагога: Создать условия для знакомства учащихся с основными понятиями по теме «Локальная сеть».Задачи педагога:Мотивировать учащихся на изучение данной темы.Познакомит...

методическая разработка урока по информатике в 4 классе "Мой школьный день"

Представленный урок по информатике был подготовлен для учащихся 4-го класса общеобразовательной школы. Урок проводился в кабинете информатики при наличии мультимедийного проектора, интерактивной доски...

Методическая разработка урока по информатики в 8 классе по теме "Технология обработки текстовой информации"

Урок обобщения знаний по теме "Технология обработки текстовой информации"...

Методическая разработка урока по информатике для 5 класса с применением ЭОР по теме"Передача информации"

Методическая разработка представляет план урока с сылками на ЭОР, используемые на уроке....

Методическая разработка урока по информатике в 10 классе. Подготовка к зачету по разделу "Коммуникационные технологии" - 2014 г.

Урок повторения и закрепления знаний. Кроме обобщения изученного материала по темам раздела «Коммуникационные технологии»: Компьютерные сети, адресация в сети, пароли пользователей, поиск информации в...

Методические разработки уроков по информатике в 5 классе

Методические разработки уроков по информатике в 5 классе...

Методическая разработка урока в 5-ом классе по информатики Тема урока: "Кодирование информации".

ЦЕЛЬ УРОКА: - знакомство учащихся с многообразием окружающих человека кодов и ролью кодирования информации в жизни человека;ЗАДАЧИ:- формирование навыков  декодирования зашифрованной информации и...