Рабочая программа по информатике и ИКТ 5 класс
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему

Нурмагамбетова Ильмира Минрашитовна

Рабочая программа  по информатике и ИКТ 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp5klinf.docx126.46 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации

МО Красногвардейский район

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пролетарская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

на заседании   ШМО

Протокол № ___  

от «         »  __________ 20… г.,

Руководитель:   ________     /Р.Р.Дурасова/

Согласовано

заместитель директора по УВР

________/С.А.Бахтиярова/

        «_____» «__________ » 2010 г

«_____» «_______» 20….г

Утверждено:                

 Директор школы:

Л.Н.Бахтиярова /_________ /

«_____» «__________ » 20… г

 

                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике и ИКТ

Класс   5

на 2017-2018  учебный год

учитель:  Нурмагамбетова Ильмира Минрашитовна

        

Пояснительная записка.

При  составлении рабочей программы использованы нормативные документы:

  • Закон Российской Федерации  от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ»  (с последующими изменениями и дополнениями);
  • примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
  • приказ Минобразования России от 5 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • приказ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010                   № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от18.05.2015 № 507)»;
  • приказ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644;
  • приказ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
  • Приказ министерства образования Оренбургской области от 09.06.2015 г. №01-23/3756 «Об утверждении примерных основных образовательных программ Начального и основного общего образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Приказ Министерства образования Оренбургской области  от  13.08.2014 № 01-21/1063  «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Оренбургской области»;
  • Приказ Министерства образования Оренбургской области  от  06.08.2015 № 01-21/1742 «О внесении изменений в приказ министерства образования Оренбургской области от 13.08.2014 № 01-21/1063»;
  • Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Пролетарская  средняя общеобразовательная школа»  Оренбургской области;
  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная  школа»   Оренбургской области;
  • Положение  МБОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа»  «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования»;
  • Учебный  план МБОУ  «Пролетарская средняя общеобразовательная школа»   Оренбургской области  на 2017- 2018 учебный год;
  • Программа  к УМК Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой 5-6

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Изучение информатики и ИКТ в  5 классах направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  •  пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  •  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 5 классе необходимо решить следующие задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 5 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

Используемые технологии, методы и формы работы:

При организации занятий школьников 5 классов по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.

На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
  • проблемное обучение;
  • метод проектов;
  • ролевой метод.

Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;
  • урок контроля знаний;
  • обобщающий урок;
  • комбинированный урок.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

Виды контроля:

  • промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
  • проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
  • итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.

Формы итогового контроля:

  • тест;
  • практическая работа;
  • творческая практическая работа;

Личностные образовательные результаты

Основные личностные  образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе

развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
  • понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе

развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
  • понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты

 Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
  • умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации);
  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни

Предметные результаты

Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики  включают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей— таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Информация вокруг нас

12

6

6

2

Компьютер

7

2

5

3

Подготовка текстов на компьютере

8

3

5

4

Компьютерная графика

6

4

2

5

Обобщающее повторение

1

1

Итого

34

16

18

Содержание учебного курса в 5 классе

Раздел  1. Информация вокруг нас

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.

Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.

Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

Практические работы:

Практическая работа №1. «Вспоминаем клавиатуру».

Практическая работа №2. «Вспоминаем приёмы управления компьютером».

Практическая работа №3. «Создаём и сохраняем файлы».

Практическая работа №4. «Работаем с электронной почтой».

Практическая работа №5. «Вводим текст».

Практическая работа №6. «Редактируем текст».

Раздел  2. Компьютер

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Практические работы:

Практическая работа №7. «Работаем с фрагментами текста».

Практическая работа №8. «Форматируем текст».

Практическая работа №9. «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2).

Практическая работа №9. «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4).

Практическая работа №10. «Строим диаграммы».

Практическая работа №11. «Изучаем инструменты графического редактора».

Раздел 3.Подготовка текстов на компьютере

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).  Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование.  Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.

Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

Практические работы:

Практическая работа №12. «Работаем с графическими фрагментами».

Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе».

Практическая работа №14. «Создаём списки».

Практическая работа №15. «Ищем информацию в сети Интернет».

Практическая работа №16.«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор».

Раздел  4.Компьютерная графика.

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Практические работы:

 Практическая работа №17. «Создаём анимацию»  (задание 1).

 Практическая работа №17. «Создаём анимацию» (задание 2).

 Практическая работа №18. «Создаём слайд-шоу».

Темы проектных работ для обучающихся 5 класса:

  1. Первое путешествие во времени: как хранили информацию раньше.
  2. Второе путешествие во времени: носители информации, созданные в XX веке.
  3. Основные объекты текстового документа.
  4. В мире кодов.
  5. Что можно выбрать в компьютерном меню.
  6. История латинской раскладки клавиатур

Календарно-тематическое планирование 5 класс

Тема урока

Содержание урока

Количество часов

Тип урока / форма проведения

Планируемые результаты освоения материала

Формы организации учебно-познавательной деятельности

Система контроля

Д/з

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

План

Факт

Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности.

Информация;

Виды информации по способу получения; виды информации по форме представления; действия с информацией; техника безопасности и организация рабочего места.

1

Изучение нового материала

Общие представления о целях изучения курса информатики;

Общие представления об информации и информационных процессах

Умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику

Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе

Лекция с беседой

Самоконтроль

§1

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Вводная контрольная работа.

Универсальный объект; компьютер; аппаратное обеспечение; техника безопасности.

1

Изучение нового материала, обобщение

Знание основных устройств компьютера и их функций

Основы ИКТ- компетентности

Представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни

Беседа

Тематический контроль, внешний контроль

§2

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура.

Устройства ввода информации;; Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»

1

Изучение нового

Представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера

Основы ИКТ- компетентности; умение ввода информации с клавиатуры

Понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати.

Беседа, решение упражнений, практическая работа

Тематический контроль, самоконтроль, внешний контроль

§3

Управление компьютером.

Программное обеспечение; документ;

Рабочий стол; панель задач; указатель мыши; меню;

Главное меню; окно; элементы окна.

Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером»

1

Изучение нового материала, практикум

Общие представления о пользовательском интерфейсе; представление о приёмах управления компьютером

Основы ИКТ- компетентности; навыки управления

Компьютером

Понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере

Беседа, решение упражнений, практическая работа

Тематический контроль, самоконтроль, внешний контроль

§4

Хранение информации

Информация;

Действия с информацией;

Хранение информации; память;

Носитель информации; файл; папка. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем

Файлы»

1

Изучение нового материала, практикум

Общие представления о хранении информации как

Информационном процессе; представления о многообразии носителей информации

Понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ- компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве

Понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики

Беседа, решение упражнений, практическая работа

Тематический контроль, внешний контроль

§5

Передача информации

Информация; действия с информацией; передача информации; источник информации; информационный канал; приёмник информации.

1

Изучение нового материала,

Общие представления о передаче информации как

Информационном процессе;

Понимание единой сущности процесса передачи информации

Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики

Беседа, решение упражнений

Тематический контроль

§6

Электронная почта

Передача информации; электронная почта; электронное письмо. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»

1

Изучение нового материала, практикум, обобщение

Общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме

Основы ИКТ -компетентности; умение отправлять и получать электронные письма

Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики

Беседа, решение упражнений, практическая работа

Тематический контроль, внешний контроль

§6

Проверочная работа по теме «Устройство компьютера.  Действия с информацией».

В мире кодов. Способы кодирования информации

Проверочная работа по теме «Устройство компьютера.  Действия с информацией».

Условный знак;

Код; кодирование; декодирование.

1

Комбинированный урок

Общие представления о кодах и кодировании; умения

Кодировать и декодировать информацию при известных правилах

Кодирования;

Умение перекодировать информацию из одной

Пространственно-графической или знаково-символической формы в другую;

Понимание значения различных кодов в жизни человека;

Интерес к изучению информатики

Беседа, решение упражнений, контрольная работа

Тематический контроль, внешний контроль

§7

Метод координат

Код; кодирование;

Графический способ кодирования; числовой способ кодирования; символьный способ кодирования; метод координат.

1

Изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков

Представление о методе координат

Понимание необходимости выбора той или иной формы

Представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи

Понимание значения различных кодов в жизни человека;

Интерес к изучению информатики.

Беседа, решение упражнений

Тематический контроль, внешний контроль

§7(3

Текст как форма представления информации.

Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

Текст; текстовая информация; текстовый документ.

1

Изучение нового материала,

Общее представление о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы

Основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Беседа, решение упражнений

Тематический контроль, внешний контроль

§8 (1, 3);

Основные объекты текстового документа. Ввод текста

Текстовый документ; объекты текстового документа;

Практическая работа №5 «Вводим текст»

1

Изучение нового материала, практикум

Понятие о документе, об основных объектах текстового документа; знание основных правил ввода текста; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке

Основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Беседа, решение упражнений, практическая работа

Тематический контроль, внешний контроль

§8 (2, 4);

Редактирование текста

Текстовый документ;

Редактирование текстового документа; операции;

Практическая работа №6 «Редактируем текст»

1

Изучение нового материала, практикум

Представление о редактировании как этапе создания

Текстового документа; умение редактировать несложные текстовые документы на родном языке

Основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Беседа, решение упражнений, практическая работа

Тематический контрольвнешний контроль

§8 (5)

Текстовый фрагмент и операции с ним.

Текстовый документ;

Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами

Текста»

1

Изучение нового материала, практикум

Умение работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов

Основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; умение выполнять основные операции по редактированию

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Беседа, решение упражнений, практическая работа

Тематический контроль, внешний контроль

§8 (5)

Форматирование текста

Текстовый документ; форматирование текстового документа; выравнивание; шрифт;

Начертание.

Практическая работа №8 «Форматируем текст»

1

Изучение нового материала, практикум

Представление о форматировании как этапе создания

Текстового документа; умение форматировать несложные текстовые документы

Основы ИКТ-компетентности; умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Беседа, решение упражнений, практическая работа

Тематический контроль, внешний контроль

§8

Представление информации в форме таблиц. Структура

Таблицы.

Таблица; столбец таблицы; строка таблицы; ячейка таблицы.

Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2)

1

Изучение нового материала, практикум

Представление о структуре таблицы; умение создавать простые таблицы

Основы ИКТ-компетентности; умение применять

Таблицы для представления разного рода однотипной информации

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Беседа, решение упражнений, практическая работа

Тематический контроль, внешний контроль

§9 (1)

Табличное решение логических задач.

Таблица;

Логическая задача;

Взаимно однозначное соответствие.

Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4)

1

Изучение нового материала, практикум

Умение представлять информацию в табличной форме

Основы ИКТ-компетентности; умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Беседа, решение упражнений, практическая работа

Тематический контроль, внешний контроль

§9 (2);

Разнообразие наглядных форм представления информации

Рисунок;

Схема; наглядность.

1

Изучение нового материала,

Умение представлять информацию в наглядной форме

Умение выбирать форму представления информации,

Соответствующую решаемой задаче

Чувство личной ответственности за качество окружающей среды

Беседа, решение упражнений

Тематический контроль

§10 (1, 2);

Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере К.р. По теме «Формы представления информации».

Диаграмма:

  • Столбиковая;
  • Круговая.

Практическая работа №10 «Строим диаграммы»

К.р. По теме «Формы представления информации».

1

Комбинированный урок

Умение строить столбиковые и круговые диаграммы

Умение выбирать форму представления информации,

Соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые

Данные

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Беседа, решение упражнений, контрольная работа

Тематический контроль, внешний контроль

§10 (5);

Компьютерная графика.

Инструменты графического редактора

Компьютерная графика; графический редактор; инструменты графического редактора.

Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»

1

Изучение нового материала, практикум

Умение создавать несложные изображения с помощью графического редактора; развитие представлений о компьютере как

Универсальном устройстве работы с информацией

Развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Беседа, решение упражнений

Тематический контроль, внешний контроль

§ 11 (1, 2);

Преобразование графических изображений

Графический редактор; сканер; графический планшет; инструменты графического редактора; фрагмент.

Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»

1

Изучение нового материала, практикум

Умение создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; представления об устройстве ввода графической

Информации

Развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Беседа, решение упражнений, практическая работа

Тематический контроль, внешний контроль

§ 11 (2, 3);

Создание графических изображений

Графический редактор; графический примитив; фрагмент.

Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»

1

Изучение нового материала, практикум

Умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов

Умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых; развитие ИКТ- компетентности

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Беседа, решение упражнений, практическая работа

Тематический контроль, внешний контроль

§ 11;

Разнообразие задач обработки информации.

Систематизация информации

Информация; обработка информации; информационная задача; систематизация информации

1

Изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков

Представление об информационных задачах и их

Разнообразии; представление о двух типах обработки информации

Умение выделять общее; представления о подходах к

Упорядочению (систематизации) информации

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Беседа, решение упражнений

Тематический контроль, внешний контроль

§ 12 (1, 2);

Списки – способ упорядочивания информации

Информация; обработка информации; систематизация информации; упорядочение информации.

Практическая работа №14 «Создаём списки»

1

Изучение нового материала, практикум

Представление о списках как способе упорядочивания

Информации; умение создавать нумерованные и маркированные списки

Представления о подходах к сортировке информации; понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать нумерованные или маркированные списки; ИКТ- компетентность

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Беседа, решение упражнений, практическая работа

Тематический контроль, внешний контроль

§ 12 (2);

Поиск информации

Информация; обработка информации; систематизация информации; поиск информации.

Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»

1

Изучение нового материала, практикум, обобщение

Представление о поиске информации как информационной задаче

Умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ- компетентность: поиск и организация хранения информации

Первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов её использования

Беседа, решение упражнений, практическая работа

Тематический контроль, внешний контроль

§ 12 (3);

Кодирование как изменение формы представления

Информации

Проверочная работа по теме «Обработка информации»

Информация; обработка информации; кодирование информации. Проверочная работа по теме «Обработка информации»

1

Комбинированный урок

Представление о кодировании как изменении формы представления информации

Умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи

Понимание роли информационных процессов в современном мире

Беседа, решение упражнений, контрольная работа

Тематический контроль, внешний контроль

§ 12 (4);

Преобразование информации по заданным правилам.

Обработка информации; правила обработки информации.

Практическая работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

1

Изучение нового материала, практикум

Представление об обработке информации путём её

Преобразования по заданным правилам

Умение анализировать и делать выводы; ИКТ-

Компетентность; умение использовать приложение Калькулятор для решения вычислительных задач

Понимание роли информационных процессов в современном мире

Беседа, решение упражнений, практическая работа

Тематический контроль, внешний контроль

§ 12 (5);

Преобразование информации путем рассуждений

Информация; обработка информации;

Логические рассуждения

1

Изучение нового

Представление об обработке информации путём логических рассуждений

Умение анализировать и делать выводы

Понимание роли информационных процессов в современном мире

Беседа, решение упражнений

Тематический контроль, внешний контроль

§ 12 (6),

Разработка плана действий. Задачи о переправах.

Информация;

Обработка информации; план действий

1

Развитие и закрепление умений и навыков

Представление об обработке информации путём разработки плана действий

Умение планировать пути достижения целей;

Понимание роли информационных процессов в современном мире

Беседа, решение упражнений

Тематический контроль, внешний контроль

§12 (7);

Табличная форма записи плана действий.

Информация;

Обработка информации; план действий

1

Изучение нового

Представление об обработке информации

Умение планировать пути достижения целей;

Понимание роли информационных процессов в современном мире

Беседа, решение упражнений

Тематический контроль, внешний контроль

§12 (7),

Создание движущихся изображений

Информация;

Обработка информации;

План действий;

Сюжет,

Видеосюжет.

Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1).

1

Изучение нового материала, практикум

Представление об анимации, как о последовательности событий, разворачивающихся по определённому плану

Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами;

Понимание роли информационных процессов в современном мире

Беседа, решение упражнений, практическая работа

Тематический контроль, внешний контроль

§ 2.12, №21 в учебнике.

Создание анимации по собственному замыслу

План действий;

Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2).

1

Изучение нового материала, практикум

Навыки работы с редактором презентаций

Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами;

Понимание роли информационных процессов в современном мире

Беседа, решение упражнений, практическая работа

Тематический контроль, внешний контроль

Создание итогового мини-проекта

Информация;

Информатика;

Действия с информацией;

Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»

1

Практикум

Представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе

Умение структурировать знания; умения поиска и

Выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность

Понимание роли информационных процессов в современном мире

Беседа, практическая работа

Тематический контроль, внешний контроль

 

К.р. Итоговое тестирование.

Фронтальное повторение изученного материала.

К.р. Итоговое тестирование

1

Контроль знаний

Представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе

Умение структурировать знания; умения поиска и

Выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность

Понимание роли информационных процессов в современном мире

Контрольная работа

Итоговый  контроль, внешний контроль

Обобщающий урок

Обобщение материала

1

Практикум

Представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе

Умение структурировать знания; умения поиска и

Выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность

Понимание роли информационных процессов в современном мире

Беседа, практическая работа

Тематический контроль, самоконтроль

Планируемые результаты изучения информатики

Информация вокруг нас

Выпускник научится:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;
  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры древних и современных информационных носителей;
  • классифицировать информацию по способам еѐ восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

Выпускник получит возможность:

  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • сформировать представление о способах кодирования информации;
  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
  • научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;

Информационные технологии

 Выпускник научится:

  • определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
  • создавать и форматировать списки;
  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
  • создавать круговые и столбиковые диаграммы;
  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
  • использовать основные приѐмы создания презентаций в редакторах презентаций;
  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
  • ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Ученик получит возможность:

  • овладеть приѐмами квалифицированного клавиатурного письма;
  • научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
  • сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера;
  •  приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
  • научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
  • научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
  • расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.

Результаты освоения учебного предмета

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности   и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;

Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
  • умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
  • умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
  • умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
  • умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
  • умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
  • навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

Система оценки предметных результатов обучения

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учетом уровневого подхода, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.

Практика показывает, что для описания достижений обучающихся целесообразно установить пять уровней.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Уровни достижения планируемых результатов, превышающие базовый, можно определить, как:

1) повышенный уровень достижения планируемых результатов, отметка «хорошо» (отметка «4»);

2) высокий уровень достижения планируемых результатов, отметка «отлично» (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:

1) пониженный уровень достижений, отметка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

2) низкий уровень достижений, отметка «плохо» (отметка «1»).

Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объема и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.

Как правило, пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что учеником не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся; о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся (в среднем в ходе обучения составляющая около 10 %) требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.

Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных отрывочных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Учащиеся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуют специальной помощи не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся..

Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. Критерий достижения/освоения учебного материала можно рассматривать как выполнение не менее 50 % заданий базового уровня или получения 50 % от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

В качестве одной из основных форм контроля рассматривается тестирование. Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им объяснить правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании:

за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;

за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;

за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.

Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

50-70% — «3»;

71-85% — «4»;

86-100% — «5».

По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.

Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» – с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности. При правильном подходе к организации тестирования в 5 классе, как правило, в дальнейшем эта форма контроля уже не вызывает у школьников особых затруднений.

В 5-м классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.

Контрольные работы на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.

Перечень учебно-методического обеспечения  по информатике для 5 класса

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  3. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)

Электронные образовательные ресурсы

  1. http://www.edu.ru   –каталог образовательных интернет-ресурсов;
  2. http://www.ege.edu.ru   - портал информационной поддержки единого государственного экзамена;
  3. http://www.auditorium.ru   - Российское образование – сеть порталов
  4. http://www.lib.ru  - Электронная библиотека
  5. www.virlib.ru  – Виртуальная библиотека
  6. www.rvb.ru  – Русская виртуальная библиотека
  7. http://school-collection.edu.ru  - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  8. http://www.academic.ru  - словари и энциклопедии
  9. http://www.ug.ru   - Сайт Учительской газеты  
  10. http://www.fipi.ru  – сайт Федерального института педагогических измерений
  11. http://www.openclass.ru  Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.
  12. http://window.edu.ru/ - Единое окно доступа к образовательным ресурсам

  1. Проверочная работа

Тема: Устройства компьютера

5 класс

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:

7 - 9 баллов — удовлетворительно;

10 - 11 баллов — хорошо;

12 - 13 баллов — отлично.

Вариант 1.

1. Отметьте устройство компьютера, предназначенное для обработки информации.

  • Внешняя память;
  • Оперативная память;
  • Процессор;
  • Монитор;
  • Клавиатура.

2.Отметьте устройства, предназначены для ввода информации в компьютер.

  1. Принтер;
  2. Процессор;
  3. Монитор;
  4. Сканер;
  5. Графопостроитель;
  6. Джойстик;
  7. Клавиатура;
  8. Мышь;
  9. Микрофон;
  10. Акустические колонки;
  11. Дискета.

3. Отметьте специальные клавиши.

  1. {End};
  2. {Пробел};
  3. {Shift};
  4. {Home};
  5. {Esc};
  6. {PageUp};
  7. {};
  8. {Enter};
  9. {®}.

4. Отметьте элементы рабочего стола.

  1. Кнопка Пуск;
  2. Кнопка Закрыть;
  3. Кнопка Свернуть;
  4. Панель задач;
  5. Корзина;
  6. Строка заголовка;
  7. Строка меню;
  8. Значок Мой компьютер.

  1. Проверочная работа

Тема: Устройства компьютера

5 класс

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:

7 - 9 баллов — удовлетворительно;

10 - 11 баллов — хорошо;

12 - 13 баллов — отлично.

Вариант 2.

1. Отметьте устройство, где программы и данные хранятся и после выключения компьютера.

  • Внешняя память;
  • Оперативная память;
  • Процессор;
  • Монитор;
  • Клавиатура.

2. Отметьте устройства, предназначенные для вывода  информации.

  1. Принтер;
  2. Процессор;
  3. Монитор;
  4. Сканер;
  5. Графопостроитель;
  6. Джойстик;
  7. Клавиатура;
  8. Мышь;
  9. Микрофон;
  10. Акустические колонки;
  11. Дискета.

3. Отметьте клавиши управления курсором.

  1. {End};
  2. {Пробел};
  3. {Shift};
  4. {Home};
  5. {Esc};
  6. {PageUp};
  7. {};
  8. {Enter};
  9. {}.

4. Отметьте элементы окна программы.

  1. Кнопка Пуск;
  2. Кнопка Закрыть;
  3. Кнопка Свернуть;
  4. Панель задач;
  5. Корзина;
  6. Строка заголовка;
  7. Строка меню;
  8. Значок Мой компьютер.

  1. Проверочная работа № 2.

5 класс

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:

7 - 9 баллов — удовлетворительно;

10 - 11 баллов — хорошо;

12 - 13 баллов — отлично.

Вариант 1.

1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).

  • Разговор по телефону;
  • Посадка дерева;
  • Кассета любимой музыкальной группы;
  • Письмо приятелю;
  • Выполнение контрольной работы;
  • Разгадывание кроссворда;
  • Просмотр телепередачи;
  • Учебник математики.

2. Отметьте современные информационные носители.

  1. Телевидение;
  2. Бумага;
  3. Интернет;
  4. Телефон;
  5. Дискета;
  6. Лазерный диск;
  7. Телеграф;
  8. Видеокассета

3. Отметьте, информация какого вида может быть использована в музыкальной поздравительной открытке.

  1. Текстовая;
  2. Графическая;
  3. Числовая;
  4. Звуковая.

4. Наиболее удобной формой для представления большого количества однотипной информации является

  1. Текст;
  2. Таблица;
  3. Схема;
  4. Рисунок.

  1. Проверочная работа № 2.

5 класс

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:

7 - 9 баллов — удовлетворительно;

10 - 11 баллов — хорошо;

12 - 13 баллов — отлично.

Вариант 2.

1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).

  • Работа на компьютере с клавиатурным тренажером;
  • Установка телефона;
  • Прослушивание музыкальной кассеты;
  • Чтение книги;
  • Видеокассета;
  • Заучивание правила;
  • Толковый словарь;
  • Выполнение домашнего задания по истории.

2. Отметьте современные информационные каналы.

  1. Телевидение;
  2. Бумага;
  3. Интернет;
  4. Телефон;
  5. Дискета;
  6. Лазерный диск;
  7. Телеграф;
  8. Видеокассета.

3. Отметьте, информация какого вида может быть использована в школьном учебнике.

  1. Текстовая;
  2. Графическая;
  3. Числовая;
  4. Звуковая.

4. Наиболее удобной формой для наглядного представления числовых данных является

  1. Текст;
  2. Диаграмма;
  3. Схема;
  4. Рисунок.

  1. Проверочная работа № 3.

5 класс

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:

8 - 11 баллов — удовлетворительно;

12 - 14 баллов — хорошо;

15 - 16 баллов — отлично.

Вариант 1.

1. Отметьте элементы окна приложения WordPad.

  • Название приложения;
  • Строка меню;
  • Кнопка закрыть;
  • Кнопка свернуть;
  • Панель инструментов;
  • Палитра;
  • Панель Стандартная;
  • Панель Форматирование;
  • Рабочая область;
  • Полосы прокрутки.

2. Отметьте операции при редактировании документов.

  1. Вставка;
  2. Удаление;
  3. Замена;
  4. Изменение шрифта;
  5. Изменение начертания;
  6. Изменение цвета;
  7. Поиск и замена;
  8. Выравнивание.

3. Отметьте инструменты графического редактора.

  1. Распылитель;
  2. Прямоугольник;
  3. Ножницы;
  4. Карандаш.

4. Отметьте верное.

При упорядочивании информации в хронологической последовательности происходит …

  1. обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
  2. обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания.

  1. Проверочная работа № 3.

5 класс

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:

8 - 11 баллов — удовлетворительно;

12 - 14 баллов — хорошо;

15 - 16 баллов — отлично.

Вариант 2.

1. Отметьте элементы окна приложения Paint.

  • Название приложения;
  • Строка меню;
  • Кнопка закрыть;
  • Кнопка свернуть;
  • Панель инструментов;
  • Палитра;
  • Панель Стандартная;
  • Панель Форматирование;
  • Рабочая область;
  • Полосы прокрутки.

2. Отметьте операции при форматировании документов.

  1. Вставка;
  2. Удаление;
  3. Замена;
  4. Изменение шрифта;
  5. Изменение начертания;
  6. Изменение цвета;
  7. Поиск и замена;
  8. Выравнивание.

3. Отметьте инструменты графического редактора.

  1. Ластик;
  2. Треугольник;
  3. Кисть;
  4. Заливка.

4. Отметьте верное.

При форматировании текстового документа  происходит …

  1. обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
  2. обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации.

  1. Проверочная работа № 4.

5 класс

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:

12-18 баллов — удовлетворительно;

19 - 20 баллов — хорошо;

23 и более баллов — отлично.

Вариант 1.

1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).

  1. Работа на компьютере с клавиатурным тренажером;
  2. Установка телефона;
  3. Прослушивание музыкальной кассеты;
  4. Чтение книги;
  5. Видеокассета;
  6. Заучивание правила;
  7. Толковый словарь;
  8. Выполнение домашнего задания по истории.

2. Отметьте устройства, предназначенные для вывода  информации.

  1. Принтер;
  2. Процессор;
  3. Монитор;
  4. Сканер;
  5. Графопостроитель;
  6. Джойстик;
  7. Клавиатура;
  8. Мышь;
  9. Микрофон;
  10. Акустические колонки;
  11. Дискета.

3. Запишите несколько современных носителей информации.

4. Отметьте элементы окна приложения Paint.

  1. Название приложения;
  2. Строка меню;
  3. Кнопка закрыть;
  4. Кнопка свернуть;
  5. Панель инструментов;
  6. Палитра;
  7. Панель Стандартная;
  8. Панель Форматирование;
  9. Рабочая область;
  10. Полосы прокрутки.

5. Отметьте операции при форматировании документов.

  1. Вставка;
  2. Удаление;
  3. Замена;
  4. Изменение шрифта;
  5. Изменение начертания;
  6. Изменение цвета;
  7. Поиск и замена;
  8. Выравнивание.

6. Отметьте верное.

1) При форматировании текстового документа  происходит …

  • обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
  • обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
  • обработка информации не происходит.

2) При разработке плана действий происходит …

  1. обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
  2. обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
  3. обработка информации не происходит.
  1. Проверочная работа № 4.

5 класс

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:

12-18 баллов — удовлетворительно;

19 - 20 баллов — хорошо;

23 и более баллов — отлично.

Вариант 2.

1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).

  • Разговор по телефону;
  • Посадка дерева;
  • Кассета любимой музыкальной группы;
  • Письмо приятелю;
  • Выполнение контрольной работы;
  • Разгадывание кроссворда;
  • Просмотр телепередачи;
  • Учебник математики.

2.Отметьте устройства, предназначены для ввода информации в компьютер.

  1. Принтер;
  2. Процессор;
  3. Монитор;
  4. Сканер;
  5. Графопостроитель;
  6. Джойстик;
  7. Клавиатура;
  8. Мышь;
  9. Микрофон;
  10. Акустические колонки;
  11. Дискета.

3. Запишите несколько древних носителей информации.

4. Отметьте элементы окна приложения WordPad.

  1. Название приложения;
  2. Строка меню;
  3. Кнопка закрыть;
  4. Кнопка свернуть;
  5. Панель инструментов;
  6. Палитра;
  7. Панель Стандартная;
  8. Панель Форматирование;
  9. Рабочая область;
  10. Полосы прокрутки.

5. Отметьте операции при редактировании документов.

  1. Вставка;
  2. Удаление;
  3. Замена;
  4. Изменение шрифта;
  5. Изменение начертания;
  6. Изменение цвета;
  7. Поиск и замена;
  8. Выравнивание.

6. Отметьте верное.

1) При упорядочивании информации в хронологической последовательности происходит …

  1. обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
  2. обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
  3. обработка информации не происходит.

2) При вычислениях по известным формулам происходит …

  1. обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
  2. обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;

обработка информации не происходит.

Контрольная работа

по информатике

(входная диагностика)

5 класс

1.Наука, которая изучает информацию, способы передачи, хранения, обработки информации называется ………………..

2.Вставьте недостающие виды информации по форме представления: числовая, ……….., графическая, …………..., видео.

3.Информацию можно ……………,   ……………….,     …………………,     ……………………

4.Назовите 3 бумажных носителя информации  

5.Назовите 3 электронных носителя информации  

6.Информация при работе компьютера хранится:

а) в памяти    б) в процессоре     в) на мониторе     г) в клавиатуре

7. Какие источники информации использовал королевич Елисей?

8.Заполните пропуски в упрощенной схеме процесса передачи информации

9.Используя таблицу, расшифруйте высказывание:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

к

л

м

н

о

ь

ъ

ы

э

ю

я

<пробел>

2

п

р

с

т

у

ф

х

ч

ц

ш

щ

,

3

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

(3,1), (5,1), (4,1), (10,3), (4,2), (5,1), (2,2), (12,1) (2,2), (1,3), (2,3), (5,1), (4,2),

(1,3), (6,3), (4,2), (12,3)  

10.Используя кодовую таблицу задания №9, зашифруйте свое имя

11.Вставьте в числовой ряд следующее число  3, 5, 8, 13, 21, ......

12. Разгадайте ребус

    

итоговая контрольная работа

по информатике

(выходная диагностика)

5 класс

1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).

  1. Работа на компьютере с клавиатурным тренажером
  2. Установка телефона
  3. Прослушивание музыкальной кассеты
  4. Чтение книги
  5. Видеокассета
  6. Заучивание правила
  7. Толковый словарь
  8. Выполнение домашнего задания по истории

2. Отметьте устройства, предназначенные для вывода информации.

  • Принтер
  • Процессор
  • Монитор
  • Сканер
  • Графопостроитель
  • Джойстик
  • Клавиатура
  • Мышь
  • Микрофон
  • Акустические колонки
  • Дискета

3. Запишите несколько современных носителей информации.

4. Отметьте элементы окна приложения Paint.

  1. Название приложения
  2. Строка меню
  3. Кнопка Закрыть
  4. Кнопка Свернуть
  5. Панель инструментов
  6. Палитра
  7. Панель Форматирование
  8. Рабочая область
  9. Полосы прокрутки

5. Отметьте операции при форматировании документов.

  1. Вставка
  2. Удаление
  3. Замена
  4. Изменение шрифта
  5. Изменение начертания
  6. Изменение цвета
  7. Поиск и замена
  8. Выравнивание

6. Отметьте верное.

1) При форматировании текстового документа происходит …

  1. обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая ее содержания
  2. обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации обработка информации не происходит

2) При разработке плана действий происходит …

  1. обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая ее содержания
  2. обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации
  3. обработка информации не происходит

контрольная работа

по информатике

(промежуточная диагностика)

5 класс

1. Укажите "лишнее":

  1. Глаза;                
  2. Уши;        
  3. Лицо;        
  4. Нос;        
  5. Язык

2. Отметьте устройство компьютера, предназначенное для обработки информации:

  1. Внешняя память;                         
  2. Монитор;
  3. Оперативная память;        
  4. Процессор;
  5. Клавиатура.

3. Отметьте устройства, предназначенные для ввода информации в компьютер:

  1. Принтер;
  2. Процессор;
  3. Монитор;
  4. Сканер;
  1. Мышь;
  2. Микрофон;
  3. Акустические колонки;
  4. Дискета.

4. Отметьте специальные клавиши:

  1. {End};
  2. {Пробел};
  3. {Shift};
  4. {Home};
  5. {Esc};
  1. {PageUp};
  2. {};
  3. {Enter};
  4. {}.

5. Отметьте элементы Рабочего стола:

  1. Кнопка Пуск;
  2. Кнопка Закрыть;
  3. Кнопка Свернуть;
  4. Панель задач;
  1. Корзина;
  2. Строка заголовка;
  3. Строка меню;
  4. Значок Мой компьютер.

6. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).:

  1. Разговор по телефону;
  2. Посадка дерева;
  3. Кассета любимой музыкальной группы;
  4. Разгадывание кроссворда;
  5. Учебник математики.

7. Отметьте современные информационные носители:

  1. Телевидение;            
  2. Бумага;
  3. Интернет;                      
  4. Телефон;
  5. Дискета;                        
  6. Лазерный диск.

8. Все, что напечатано или написано на любом из существующих языков, относится к ...

  1. числовой информации
  2. текстовой информации
  3. графической информации
  4. звуковой информации
  5. видеоинформации

9. Отметьте, информация какого вида может быть использована в музыкальной поздравительной открытке.

  1. Текстовая;
  2. Графическая;
  3. Числовая;
  4. Звуковая.

10. Как называют объект, который передает информацию? 

11. Посетители музея рассматривают картины на выставке.

Укажите: источник

         приемник

12. Определите характер передачи информации в каждой ситуации:

(1 - односторонний, 2 - двусторонний):

  1. Светофор управляет потоками машин и пешеходов.
  2. Разговаривают друзья: Леша и Саша.
  3. Бабушка читает письмо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА информатика 8-9 классы

Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 8-9 классах ориентировано на использование учебника Н.Д. Угринович...

Рабочая программа "Информатика 2-4 класс

Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» составлена  на основе авторской  программы А.В. Горячева «Программа по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для...

Рабочая программапо биологии в 5 классе

Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной програ...

Рабочая программа "Информатика", 2-4 классы (ФГОС,по учебнику Н.В. Матвеевой, Л.П. Панкратовой, Н.К. Конопатовой, Е.Н. Челак )

Рабочая программа "Информатика", 2-4 классы (ФГОС,по учебнику Н.В. Матвеевой, Л.П. Панкратовой, Н.К. Конопатовой, Е.Н. Челак )+КТП...

Рабочая программа Информатика Угринович 8 класс

Рабочая программа для 8 класса, первого года обучения....