Рабочая программа по информатике и ИКТ 6 класс
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему

Нурмагамбетова Ильмира Минрашитовна

Рабочая программа  по информатике и ИКТ 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp6kl_inf.docx123.42 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации

МО Красногвардейский район

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пролетарская средняя общеобразовательная школа»

                             

Рассмотрено

на заседании   ШМО

Протокол № ___  

от «         »  __________ 20… г.,

Руководитель:   ________     /Р.Р.Дурасова/

Согласовано

заместитель директора по УВР

________/С.А.Бахтиярова/

        «_____» «__________ » 2010 г

«_____» «_______» 20….г

Утверждено:                

 Директор школы:

Л.Н.Бахтиярова /_________ /

«_____» «__________ » 20… г

 

РАБОЧАЯПРОГРАММА

по информатике и ИКТ

Класс  6    

 на 2017-2018  учебный год

учитель:  Нурмагамбетова Ильмира Минрашитовна

Пояснительная записка.

           При  составлении рабочей программы использованы нормативные документы:

  • Закон Российской Федерации  от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ»  (с последующими изменениями и дополнениями);
  • примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
  • приказ Минобразования России от 5 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • приказ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010                   № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от18.05.2015 № 507)»;
  • приказ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644;
  • приказ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
  • Приказ министерства образования Оренбургской области от 09.06.2015 г. №01-23/3756 «Об утверждении примерных основных образовательных программ Начального и основного общего образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Приказ Министерства образования Оренбургской области  от  13.08.2014 № 01-21/1063  «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Оренбургской области»;
  • Приказ Министерства образования Оренбургской области  от  06.08.2015 № 01-21/1742 «О внесении изменений в приказ министерства образования Оренбургской области от 13.08.2014 № 01-21/1063»;
  • Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Пролетарская  средняя общеобразовательная школа»  Оренбургской области;
  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная  школа»   Оренбургской области;
  • Положение  МБОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа»  «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования»;
  • Учебный  план МБОУ  «Пролетарская средняя общеобразовательная школа»   Оренбургской области  на 2017- 2018 учебный год;
  • Программа  к УМК Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой 5-6, 7-9 класс

Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования

Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов,  прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.

Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.

Термин «основная школа»  относится к двум различным  возрастным группам учащихся: к школьникам 10–12 лет и к школьникам 12–15 лет, которых принято называть подростками. В процессе обучения в 5–6 классах фактически происходит переход из начальной в основную школу; в 7 классе уже можно увидеть отчетливые различия учебной деятельности младших школьников и подростков.

Изучение информатики в  5–6 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  • развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  • целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Цели и задачи курса

Изучение информатики и ИКТ в  6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  • пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижений поставленных целей, решаются следующие задачи:

  • включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера, таких как анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т. д.;
  • создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
  • расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы;  воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • создать условия для развития умений продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умением правильно, четко и однозначно формулировать   мысль   в   понятной   собеседнику   форме;   умением выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 6 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

Используемые технологии, методы и формы работы:

При организации занятий школьников 6 классов по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.

На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
  • проблемное обучение;
  • метод проектов;
  • ролевой метод.

Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;
  • урок контроля знаний;
  • обобщающий урок;
  • комбинированный урок.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

Виды контроля:

  • промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
  • проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
  • итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.

Формы итогового контроля:

  • тест;
  • практическая работа;
  • творческая практическая работа;

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями:  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Содержание курса 6 класса

Программой предусмотрено проведение:

Общее число часов – 34 ч.

  • практических работ – 16;
  • контрольная работа –  4;
  • творческая работа – 1 .

Программы Босовой Л.Л. в рабочей программе адаптировано к условиям используемого программного обеспечения Linux в образовательном процессе.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: 

  • учебник и рабочая тетрадь для учащихся;  
  • методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;
  • комплект цифровых образовательных ресурсов;
  • сборник занимательных задач, в котором  собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся в 6 классе, даны ответы, указания и решения.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Объекты и системы

8

4

4

2

Информационные модели

10

3

7

3

Создание мультимедийных объектов

7-1

5-1

2

4

Алгоритмика

10

7

3

Итого

34

18

16

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования в 6 классе на изучение информатики отводится 35 часов по программе Босовой Л.Л , но в соответствии с Уставом школы, годовым календарным графиком работы школы на

2016 -17 учебный год программа сокращена до 34 часов за счет одного часа из темы создание мультимедийных объектов

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Примерные темы, раскрывающие основное содержание программы, и число часов, отводимых на каждую тему

Основное содержание по темам

Характеристика деятельности ученика

Тема 7. Создание мультимедийных объектов (6 часов)

Мультимедийная презентация.

Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

Аналитическая деятельность:

  • планировать последовательность событий на заданную тему;
  • подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.

Практическая деятельность:

  • использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету;
  • создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения.

Тема 2. Объекты и системы (8 часов)

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда.

Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  • выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку —   основанию классификации;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Практическая деятельность:

  • изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;
  • изменять свойства панели задач;
  • узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;
  • упорядочивать информацию в личной папке.

Тема 7. Информационные модели (10 часов)

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Аналитическая деятельность:

  • различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
  • приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.

Практическая деятельность:

  • создавать словесные модели (описания);
  • создавать многоуровневые списки;
  • создавать табличные модели;
  • создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;
  • создавать диаграммы и графики;
  • создавать схемы, графы, деревья;
  • создавать графические модели.

Тема 8. Алгоритмика (10 часов)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм.  Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
  • выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.

Практическая деятельность:

  • составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
  • составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителем;
  • составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты

Дата

Домашнее задание

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

По плану

По факту

Корректировка даты

1

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Познакомиться с учебником;

познакомиться с техникой безопасности и правильной организацией рабочего места;

получить представление о предмете изучения.

Использовать общие приемы решения поставленных задач.

Формулировать и удерживать учебную задачу;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Ставить вопросы;

обращаться за помощью.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

п. 1

2

Компьютерные объекты. Работаем с основными объектами операционной системы.

Комбинированный урок

Научиться оформлять рабочий стол;

правильно работать за компьютером без причинения вреда здоровью.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Ставить вопросы, обращаться за помощью;

проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Нет задания

3

Файлы и папки. Размер файла.  Работаем с объектами файловой системы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться сравнивать простейшие понятия.

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Задавать вопросы, обращаться за помощью;

определять общую цели и пути ее достижения.

адекватная мотивация учебной деятельности;  умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

п.2

4

Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношение «является элементом множества».  Отношения между множествами.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться сравнивать простейшие понятия.

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения и отличий от эталона.

Задавать вопросы, обращаться за помощью;

определять общую цель и пути ее достижения.

Мотивация, самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности;

доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость;

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.

п.3 (1,2), задания 1-5 на стр. 26-27 учебника.

5

Отношение «входит в состав».  Повторяем возможности графического редактора — инструмента создания графических объектов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться составлять схему отношений «входит в состав»

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

контролировать и оценивать процесс в результате своей деятельности.

Определять общую цель и пути ее достижения;

предвосхищать результат.

Формулировать свои затруднения.

Адекватная мотивация учебной деятельности;

умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

п.3 (3), задания 7-8 на стр. 27 учебника

6

Отношение «является разновидностью. Классификация объектов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться классифицировать объекты.

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем.

Различать способ и результат действия.

Формулировать собственное мнение, слушать собеседника;

разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

п.4 (1,2), задания 1-6 на стр. 31-32 учебника

7

Классификация компьютерных объектов.  Повторяем возможности текстового процессора — инструмента создания текстовых объектов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться классифицировать компьютерные объекты.

Осознанно строить сообщения в устной форме.

Преобразовывать практическую задачу в образовательную.

Задавать вопросы, формулировать свою позицию.

Осознание ответственности за общее благополучие, готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.

п. 4 (1,2,3)

8

Система объектов. Разнообразие систем. Состав и структура системы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться определять виды систем и их свойства.

Выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Преобразовывать практическую задачу в образовательную;

использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

п.5 (1,2)

9

Система и окружающая среда. Система как черный ящик.  Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться определять выходящую информацию на основании входящей.

Ставить и формулировать проблемы.

Выполнять учебные действия в материализованной форме.

Задавать вопросы, проявлять активность;

использовать речь для регуляции своего действия.

Готовность и способность к саморазвитию.

п.5 (3,4)

10

Персональный компьютер как система. Создаем компьютерные документы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться определять когда компьютер надсистема, а когда подсистема.

Использовать общие приемы решения задач.

Формулировать и удерживать учебную задачу.

Ставить вопросы и обращаться за помощью

Адекватная мотивация учебной деятельности

п.6

11

Как мы познаем окружающий мир. Способы познания окружающего мира.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться получать информацию через восприятия, суждения, умозаключения.

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Удерживать познавательную задачу и применять установленные правила.

Осуществлять взаимный контроль.

Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

п.7

12

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Конструируем и исследуем графические объекты.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться образовывать понятия.

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач.

Выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Ставить вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

п.8 (1,2)

13

Определение понятия. Конструируем и исследуем графические объекты.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться давать понятиям определения.

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Формулировать и удерживать учебную задачу.

Слушать собеседника, задавать вопросы;

использовать речь.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

п.8 (3)

14

Информационное моделирование как метод познания. Создаем графические модели.

Комбинированный урок

Научиться выбирать тип модели в зависимости от цели ее исследования.

Осознанно строить сообщения в устной форме.

Преобразовывать практическую задачу с образовательную.

Формулировать свои затруднения.

Начальные навыки адаптации при изменении ситуации поставленных задач.

п.9

15

Словесные информационные модели. Словесные описания

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться составлять словесное описание с точки зрения моделирования.

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его

Формулировать собственное мнение и позицию;

формулировать свои затруднения.

Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

п. 10 )1,2,3)

16

Словесные информационные модели. Математические модели. Создаем многоуровневые списки.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться представлять текстовую информацию в математическом виде.

Искать и выделять необходимую информацию из различных источников.

Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы.

п.10 (3), задание 4 на стр. 176

17

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Создаем табличные модели.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться правильно оформлять таблицу.

Получать и обрабатывать информацию;

ставить и формулировать проблемы.

Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Формулировать собственно мнение и позицию.

Уважительное отношение к чужому мнению.

п.11 (1,2,3)

18

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться решать логические задачи с помощью нескольких таблиц.

Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач.

Строить для партнера понятные высказывания.

Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

п.11 (4,5), №13, 14 на стр. 78 учебника, заданий 7 на стр. 184 (а или б — по выбору ученика), задание 2 на стр. 188.

19

Зачем нужны графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться строить графики.

Контролировать процесс и результат деятельности.

Вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения действия и его результата.

Определять общую цель и пути ее достижения.

Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

п.12

20

Наглядное представление процессов изменения величин. Создаем модели — графики и диаграммы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться строить диаграммы.

Выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Преобразовывать практическую задачу в образовательную;

использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

п. 12

21

Многообразие схем. Создаем модели — схемы, графы и деревья.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться различать схемы.

Выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Преобразовывать практическую задачу в образовательную;

использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

п. 13 (1), вопросы 1-3 на стр. 99 учебника

22

Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться использовать графы при решении задач.

Выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Преобразовывать практическую задачу в образовательную;

использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

п. 13 (2,3)

23

Что такое алгоритм.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться составлять простейшие алгоритмы на естественном языке.

Выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Преобразовывать практическую задачу в образовательную.;

использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

п. 14

24

Исполнители вокруг нас.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться определят виды исполнителей.

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Удерживать познавательную задачу и применять установленные правила.

Осуществлять взаимный контроль.

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к уроку.

п. 15

25

Формы записи алгоритмов.

Урок закрепления полученных знаний

Научиться записывать алгоритм при помощи блок-схем.

Выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Преобразовывать практическую задачу в образовательную.;

использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

п. 16

26

Линейные алгоритмы. Создаем линейную презентацию «Часы».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться составлять линейные алгоритмы.

Выбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи.

Преобразовывать практическую задачу в образовательную.;

Формулировать собственное мнение и позицию.

Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

п. 17 (1)

27

Алгоритмы с ветвлениями. Создаем презентацию с гиперссылками «Времена года».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться составлять алгоритмы с ветвлением.

Выбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи.

Преобразовывать практическую задачу в образовательную.;

использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

п. 17 (2)

28

Алгоритмы с повторениями. Создаем циклическую презентацию «Скакалочка»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться составлять и выполнять алгоритмы с повторением.

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Формулировать собственное мнение и позицию;

формулировать свои затруднения.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

п. 17 (3)

29

Знакомство с исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться писать простейшие программы в среде Чертежник.

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Формулировать собственное мнение и позицию;

формулировать свои затруднения.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

п. 18 (1,2)

30

Чертежник учится, или Использование вспомогательных алгоритмов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться составлять простейшие программы с использованием вспомогательных алгоритмов в среде Чертежник.

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Формулировать собственное мнение и позицию;

формулировать свои затруднения.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

п. 18 (3), № 6 на стр 128

31

Конструкция повторения

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научиться составлять программы на выполнения алгоритма повторения в среде Чертежник.

Искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах.

Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения.

Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

п. 18 94), № 9 на стр. 129 (любой рисунок по выбору ученика)

32

Обобщение и систематизация изученного по теме Алгоритмика»

Урок закрепления полученных знаний

Систематизировать знания и умения по теме «Алгоритмика».

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Формировать и удерживать учебную задачу;

предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик.

Формулировать свои затруднения; ставить вопросы, вести устный диалог.

Осознание ответственности человека за общее благополучие и своей ответственности за выполнение долга.

Выбор тематики и подготовка материала для итогового проекта

33

Итоговая контрольная работа.

Урок контроля знаний.

Проверить уровень усвоения материала за учебный год.

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Формировать и удерживать учебную задачу;

предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик.

Формулировать свои затруднения; ставить вопросы, вести устный диалог.

Осознание ответственности человека за общее благополучие и своей ответственности за выполнение долга.

Нет задания

34

Выполнение и защита итогового проекта.

Урок закрепления полученных знаний

Систематизация знаний, выраженная в проекте.

Самостоятельно формулировать познавательную цель;

подводить  под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков.

Формулировать учебную задачу;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия.

Мотивация учебной деятельности.

Нет задания

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

по курсу «Информатика и ИКТ»

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой и учебником. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются устный опрос, письменная контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, практическая работа на ЭВМ и зачеты (в старших классах).

3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты.

Ошибкой считается погрешность, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.

Недочетами считаются погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задачи по программированию считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.

Практическая работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление задания.

5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

- оценка «5» выставляется, если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

- оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- нет определенной логической последовательности, неточно используется математическая  и специализированная терминология и символика;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя.

- оценка «3» выставляется, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

- оценка «2» выставляется, если:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

- оценка «1» выставляется, если:

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Оценка самостоятельных и проверочных работ по теоретическому курсу

Оценка "5" ставится в следующем случае:

- работа выполнена полностью;

- при решении задач сделан перевод единиц всех физических величин в "СИ", все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно записаны исходные формулы, записана формула для конечного расчета, проведены математические расчеты и дан полный ответ;

- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;

- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.

Оценка "4" ставится в следующем случае:

- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы, но не записана формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах измерения.

- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач;

- учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка "3" ставится в следующем случае:

- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные расчеты.

- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;

- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.

Оценка "2" ставится в следующем случае:

- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);

- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.

Оценка "1" ставится в следующем случае: работа полностью не выполнена.

Для письменных работ учащихся по алгоритмизации и программированию:

- оценка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

- оценка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

- оценка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.

Практическая работа на ЭВМ оценивается следующим образом:

- оценка «5» ставится, если:

- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;

- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;

- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок;

- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

- оценка «3» ставится, если:

- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

- оценка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков практической работы на ЭВМ по проверяемой теме.

Тест оценивается следующим образом:

«5» - 86-100% правильных ответов на вопросы;

«4» - 71-85% правильных ответов на вопросы;

«3» - 51-70%  правильных ответов на вопросы;

«2» - 0-50%  правильных ответов на вопросы.

Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ для 6 класса

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007;
  6. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

а также дополнительная литература:

Оборудование и приборы

  1. Плакаты Босовой Л.Л.
  2. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
  3. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).

Аппаратные средства

  • Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Административная контрольная работа

по информатике

(входная диагностика)

 6 класс

1.Наука, которая изучает информацию, способы передачи, хранения, обработки информации называется …..........

2.Универсальная машина для работы с информацией называется …..........

3.Информация для обработки компьютером называется:

а) память        

б) данные      

в) файл      

г) папка

4.Файл – это:

а) данные в оперативной памяти

б) программа или данные на диске, имеющие имя

в) программа в оперативной памяти

г) распечатанный на принтере текст

5. Нарисуйте в тетради рисунок и обведите на нем имя файла, путь к которому таков:

    Е:\Подъезд2\Список.doc

6. Какие возможны операции над файлами?

7.Работа.bmp    

Расширение ………………………………. ;

имя ………………………………………

8.Какое выражение НЕ верно:    

а) файлы могут храниться в папках;      

б) папки могут храниться в файлах;      

в) папки могут храниться в папках

9.Расширение txt  doc и др. имеют:

а) текстовые документы;  

б) графические документы;

в) звуковые файлы;          

г) исполнимые файлы

10.Приведите примеры чисел непозиционной системы счисления

11.Приведите примеры чисел позиционной системы счисления

12.Для 5 букв русского алфавита заданы их двоичные.

Определите, что закодировано: 1100101000000        

13.Построение рисунка по пикселям называется:

а) растровым кодированием        

б) векторным кодированием        

в) совмещенным кодированием

14.Построение рисунка  математическими фигурами называется:

а) растровым кодированием        

б) векторным кодированием        

в) совмещенным кодированием

контрольная работа

по информатике

(промежуточная диагностика)

6 класс

В заданиях 1, 2, 4 выберите правильные ответы.

1. (1б) Файл это - ...

а) сведения об объектах, явлениях, процессах окружающего мира;

б) информация, которая хранится как единое целое и имеет свое название;

в) набор вариантов, из которых пользователь выбирает нужные;

г) набор специальных программ, обеспечивающих взаимодействие человека с компьютером.

2. (1б) Выберите цепочки символов, которые не могут использоваться в качестве имен файлов:

а) Добрый: день

б) Грамота

в) 12*13

г) Сегодня?

3. (1б) Сопоставьте типы файлов (соедините стрелочками)

.txt

графический файл

.exe

исполнимый файл

.bmp

текстовый файл

.doc

звуковой файл

.wav

4. (1б) Число 98 в римской системе счисления имеет вид

а) XXVII        б) CVII        в) XCVIII        г) XVCIII

5. (1б) Декодируйте тексты с помощью кодовой таблицы КОИ-8.

Десятичный код

228 197 204 213 32 215 210 197 205 209 44 32 208 207 212 197 200 197 32 222 193 211 33

Текст

Кодировочная таблица КОИ-8 (код обмена информацией)

Символ

Десятичный код

Символ

Десятичный код

Символ

Десятичный код

Символ

Десятичный код

ю

192

п

208

Ю

224

П

240

а

193

я

209

А

225

Я

241

б

194

р

210

Б

226

Р

242

ц

195

с

211

Ц

227

С

243

д

196

т

212

Д

228

Т

244

е

197

у

213

Е

229

У

245

ф

198

ж

214

Ф

230

Ж

246

г

199

в

215

Г

231

В

247

х

200

ь

216

Х

232

Ь

248

и

201

ы

217

И

233

Ы

249

й

202

з

218

Й

234

З

250

к

203

ш

219

К

235

Ш

251

л

204

э

220

Л

236

Э

252

м

205

щ

221

М

237

Щ

253

н

206

ч

222

Н

238

Ч

254

о

207

ъ

223

О

239

Ъ

255


6. (2б) Переведите число из десятичной системы счисления в двоичную: 840

7. (1б) Постройте черно-белое изображение, которому будет соответствовать указанные двоичные коды (закрасьте клетки):

Двоичный код

Рисунок

10000001

10000011

10000101

10001001

10010001

10100001

11000001

10000001

8. (2б) Восстановите рисунок по имеющимся описаниям.

  1. Прямоугольник (10, 40, 90, 20)

 

   

  1. Окружность (30, 20, 10)

  1. Окружность (70, 20, 10)

  1. Установить (20, 40)

  1. Линия к (30, 60)

  1. Линия к (70, 60)

  1. Линия к (80, 40)

9. (1б) Переведите в биты  Кбайта.

10. (1б) Переведите в мегабайты 2048 Кбайт

Тест

по теме «Объекты и системы»

Вариант 1.

1. Закончите предложение: «Любая часть окружающей действительности, воспринимаемая человеком как единое целое, называется …»

  1. понятием
  2. объектом
  3. предметом
  4. системой

2. Отметьте единичные имена объектов:

  1. машина
  2. береза
  3. Москва
  4. Байкал
  5. Пушкин А.С.
  6. операционная система
  7. клавиатурный тренажер
  8. Windows XP

3. Отметьте объекты операционной системы:

  1. рабочий стол
  2. окно
  3. папка
  4. файл
  5. компьютер

4. Отметьте признаки, которые могут быть указаны в сообщении об объекте:

  1. свойства
  2. размеры
  3. поведение
  4. состояние
  5. действия

5. Укажите отношение для пары «процессор и системный блок»:

  1. является элементом множества
  2. входит в состав
  3. является разновидностью
  4. является причиной

6. Отметьте природные системы:

  1. Солнечная система
  2. футбольная команда
  3. растение
  4. компьютер
  5. автомобиль
  6. математический язык

7. Укажите подсистемы, входящие в систему «Аппаратное обеспечение персонального компьютера»:

  1. устройства ввода информации
  2. устройства хранения информации
  3. операционная система
  4. прикладные программы

Тест

по теме «Объекты и системы»

Вариант 2.

1. Закончите предложение: «Целое, состоящее из частей, взаимосвязанных между собой,

  1. называется …»
  2. понятием
  3. объектом
  4. предметом
  5. системой

2. Отметьте общие имена объектов:

  1. машина
  2. береза
  3. Москва
  4. Байкал
  5. Пушкин А.С.
  6. операционная система
  7. клавиатурный тренажер
  8. Windows XP

3. Отметьте объекты классной комнаты:

  1. рабочий стол
  2. окно
  3. папка
  4. файл
  5. компьютер

4. Отметьте признаки, которые могут быть указаны в сообщении об объекте:

  1. свойства
  2. поведение
  3. состояние
  4. возможности
  5. действия

5. Укажите отношение для пары «графический редактор и MSPaint»:

  • является элементом множества
  • входит в состав
  • является разновидностью
  • является причиной

6. Отметьте природные системы:

  1. Солнечная система
  2. футбольная команда
  3. растение
  4. компьютер
  5. автомобиль
  6. математический язык

7. Укажите подсистемы, входящие в систему «Программное обеспечение персонального

компьютера»:

  1. устройства ввода информации
  2. устройства хранения информации
  3. операционная система
  4. прикладные программы

Тест

по теме «Человек и информация»

Вариант 1.

1. Выпишите все понятия, содержащиеся в предложении.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. (А. С. Пушкин)

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

2. Отметьте все понятия среди следующих словосочетаний:

  1. Система счисления
  2. В вычислительной технике применяется двоичная система счисления
  3. Графический файл
  4. Текстовый документ
  5. Файл – это информация, хранящаяся во внешней памяти как единое целое и обозначенная именем
  6. Двоичные коды
  7. Всего существует 256 различных цепочек из 8 нулей и единиц.

  1. Укажите недостающее понятие:

1) Человек — мозг = компьютер — …

  1. клавиатура
  2. системный блок
  3. память
  4. процессор

2) Человек — записная книжка = компьютер — …

  1. оперативная память
  2. жесткий диск
  3. системный блок
  4. память

4. Отметьте формы мышления:

  1. понятие
  2. восприятие
  3. анализ
  4. синтез
  5. суждение
  6. умозаключение
  7. обобщение

Тест

по теме «Человек и информация»

Вариант 2.

1. Выпишите все понятия, содержащиеся в предложении.

Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят. (А. С. Пушкин)

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

2. Отметьте все суждения среди следующих словосочетаний:

  1. система счисления
  2. с вычислительной технике применяется двоичная система счисления
  3. графический файл
  4. текстовый документ
  5. файл – это информация, хранящаяся во внешней памяти как единое целое и обозначенная именем
  6. двоичные коды
  7. всего существует 256 различных цепочек из 8 нулей и единиц.

3. Укажите недостающее понятие:

1) Художник — холст = компьютер — …

  1. сканер
  2. клавиатура
  3. экран
  4. процессор

2) Компьютер — память = фабрика — …

  1. цех
  2. контора
  3. ворота для ввоза сырья
  4. склад

4. Отметьте логические приемы формирования понятий:

  1. понятие
  2. восприятие
  3. анализ
  4. синтез
  5. суждение
  6. умозаключение
  7. обобщен

Тест

по теме «Информационное моделирование»

Вариант 1.

1. Закончите предложение: «Объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определенной целью, называется …»

  1. моделью
  2. копией
  3. предметом
  4. оригиналом

2. Закончите предложение: «Модель, по сравнению с объектом-оригиналом, содержит …»

  1. меньше информации
  2. столько же информации
  3. больше информации

3. Укажите примеры натурных моделей:

  1. физическая карта
  2. глобус
  3. график зависимости расстояния от времени
  4. макет здания
  5. выкройка фартука
  6. муляж яблока
  7. манекен
  8. схема метро

4. Укажите примеры образных информационных моделей:

  1. рисунок
  2. фотография
  3. словесное описание
  4. формула

  1. 5. Отметьте пропущенное слово: «Словесное описание горного ландшафта является примером … модели»
  2. образной
  3. знаковой
  4. смешанной
  5. натурной

6. Отметьте пропущенное слово: «Географическая карта является примером … модели»

  1. образной
  2. знаковой
  3. смешанной
  4. натурной

7. Укажите пары объектов, о которых можно сказать, что они находятся в отношении «объект – модель»:

  1. компьютер – процессор
  2. Новосибирск – город
  3. слякоть – насморк
  4. автомобиль – техническое описание автомобиля
  5. город – путеводитель по городу

Тест

по теме «Информационное моделирование»

Вариант 2.

1. Закончите предложение: «Моделью называют объект, имеющий…»

  1. внешнее сходство с объектом
  2. все признаки объекта-оригинала
  3. существенные признаки объекта-оригинала
  4. особенности поведения объекта-оригинала

2. Закончите предложение: «Можно создавать и использовать …»

  1. разные модели объекта
  2. единственную модель объекта
  3. только натурные модели объекта

3. Укажите примеры информационных моделей:

  1. физическая карта
  2. глобус
  3. график зависимости расстояния от времени
  4. макет здания
  5. выкройка фартука
  6. муляж яблока
  7. манекен
  8. схема метро

4. Укажите примеры знаковых информационных моделей:

  1. рисунок
  2. фотография
  3. словесное описание
  4. формула

5. Отметьте пропущенное слово: «Формула для вычисления площади прямоугольника является примером … модели»

  1. образной
  2. знаковой
  3. смешанной
  4. натурной

6. Отметьте пропущенное слово: «Атлас автомобильных дорог является примером … модели»

  1. образной
  2. знаковой
  3. смешанной
  4. натурной

7. Укажите пары объектов, о которых можно сказать, что они находятся в отношении «объект – модель»:

  1. клавиатура – микрофон
  2. река – Днепр
  3. болт – чертеж болта
  4. мелодия – нотная запись мелодии
  5. весна – лето

Тест

по теме «Алгоритмы и исполнители»

Вариант 1.

1. Закончите предложение: «Алгоритмом называется …»

  1. нумерованный список
  2. маркированный список
  3. система команд исполнителя
  4. конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату

2. Что можно считать алгоритмом?

  1. Правила техники безопасности
  2. Список класса
  3. Кулинарный рецепт
  4. Перечень обязанностей дежурного по классу

3. Закончите предложение: «Блок-схема – форма записи алгоритма, при которой для обозначения различных шагов алгоритма используются …»

  1. рисунки
  2. списки
  3. геометрические фигуры
  4. формулы

4. Закончите предложение: «Геометрическая фигура                            используется в блок-схемах для обозначения …»

  1. начала или конца алгоритма
  2. ввода или вывода
  3. принятия решения
  4. выполнения действия

5. Закончите предложение: «Геометрическая фигура                              используется в блок-схемах для обозначения …»

  1. начала или конца алгоритма
  2. ввода или вывода
  3. принятия решения
  4. выполнения действия

6. Отметьте галочкой истинные высказывания:

  1. Человек разрабатывает алгоритмы.
  2. Компьютер разрабатывает алгоритмы.
  3. Исполнитель разрабатывает алгоритмы.
  4. Человек управляет работой других исполнителей по выполнению алгоритмов.
  5. Компьютер управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.
  6. Исполнитель управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.
  7. Человек исполняет алгоритмы.
  8. Компьютер сам выполняет алгоритмы (программы).
  9. Исполнитель четко и безошибочно выполняет алгоритмы, составленные из команд, входящих в его СКИ.

7.Закончите предложение: «Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом, называется …»

  1. линейным
  2. ветвлением
  3. циклическим

Тест

по теме «Алгоритмы и исполнители»

Вариант 2.

1. Закончите предложение: «Алгоритмом называется …»

нумерованный список

  1. конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату
  2. блок-схема
  3. система команд исполнителя

2. Что можно считать алгоритмом?

  1. Правила организации рабочего места
  2. Телефонный справочник
  3. Схема метро
  4. Инструкция по пользованию телефонным аппаратом

3. Закончите предложение: «Графическое представление алгоритма для исполнителя называется …»

  1. рисунком
  2. планом
  3. геометрической фигурой
  4. блок-схемой

4. Закончите предложение: «Геометрическая фигура                                     используется в блок-схемах для обозначения …»

  1. начала или конца алгоритма
  2. ввода или вывода
  3. принятия решения
  4. выполнения действия

  1. Закончите предложение: «Геометрическая фигура                         используется в блок- схемах для обозначения …»
  1. начала или конца алгоритма
  2. ввода или вывода
  3. принятия решения
  4. выполнения действия

6. Отметьте галочкой истинные высказывания:

  1. Человек исполняет алгоритмы.
  2. Компьютер сам выполняет алгоритмы (программы).
  3. Исполнитель четко и безошибочно выполняет алгоритмы, составленные из команд, входящих в его СКИ.
  4. Человек управляет работой других исполнителей по выполнению алгоритмов.
  5. Компьютер управляет работой связанных с ним технических устройств по  выполнению алгоритмов.
  6. Исполнитель управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.
  7. Человек разрабатывает алгоритмы.
  8. Компьютер разрабатывает алгоритмы.
  9. Исполнитель разрабатывает алгоритмы.

7.Закончите предложение: «Алгоритм, в котором некоторая группа команд выполняются многократно, пока соблюдается некоторое заранее установленное условие, называется …»

  1. линейным
  2. ветвлением
  3. циклическим

Разноуровневая практическая контрольная работа

по теме «Создание графических изображений»

Вариант 1.

1. Создайте в графическом редакторе Paint или средствами текстового процессора Word

следующий фрагмент.

  1. Копируя и отражая построенный фрагмент слева направо и сверху вниз постройте один из следующих рисунков:

3. Сохраните результат работы в файле Мозаика.

Разноуровневая практическая контрольная работа

по теме «Создание графических изображений»

Вариант 2.

1. Создайте в графическом редакторе Paint или средствами текстового процессора Word следующие рисунки:

  1. Сохраните результат работы в файле Мозаика.

Разноуровневая практическая контрольная работа

по теме «Создание графических изображений»

Вариант 3.

  1. Создайте в графическом редакторе Paint один из рисунков:

2. Сохраните результат работы в файле Мозаика.bmp.

3. Создайте средствами текстового процессора Word другой рисунок.

4. Сохраните результат работы в файле Мозаика.doc.

Контрольная работа

по теме «Алгоритмика»

  1. Закончите определения.

Исполнитель – это

Алгоритм – это

     2. Укажите примеры формальных исполнителей в предложенных ситуациях:

  1.      симфонический оркестр исполняет музыкальное произведение;
  2.      ученик 7 класса решает задачи по алгебре;
  3.      фармацевт готовит лекарство по рецепту;
  4.      врач устанавливает причину плохого самочувствия у больного;
  5.      автомат на конвейере наполняет бутылки лимонадом;
  6.      компьютер выполняет программу проверки правописания.

     3. Опишите исполнителя Чертёжник по плану:

   1) Имя

   2) Круг решаемых задач

   3) Среда

   4) СКИ

   5) Система отказов

   6) Режимы работы

     4. Что получится в результате действий исполнителя Чертежник по следующему алгоритму:

     использовать Чертежник

алг рисунок

нач

. сместиться в точку (1, 1)

. нц 5 раз

. . опустить перо

. . сместиться на вектор (1, 3)

. . сместиться на вектор (1, -3)

. . сместиться на вектор (-2, 0)

. . поднять перо

. . сместиться на вектор (3, 0)

. кц

кон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА информатика 8-9 классы

Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 8-9 классах ориентировано на использование учебника Н.Д. Угринович...

Рабочая программа "Информатика 2-4 класс

Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» составлена  на основе авторской  программы А.В. Горячева «Программа по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для...

Рабочая программапо биологии в 5 классе

Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной програ...

Рабочая программа "Информатика", 2-4 классы (ФГОС,по учебнику Н.В. Матвеевой, Л.П. Панкратовой, Н.К. Конопатовой, Е.Н. Челак )

Рабочая программа "Информатика", 2-4 классы (ФГОС,по учебнику Н.В. Матвеевой, Л.П. Панкратовой, Н.К. Конопатовой, Е.Н. Челак )+КТП...

Рабочая программа Информатика Угринович 8 класс

Рабочая программа для 8 класса, первого года обучения....