Использование современных Информационно-Коммуникационных технологий на занятиях дополнительного образования в общеобразовательной школе
материал по информатике и икт на тему

Алымова Галина Ивановна

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности человечества, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традиционной системы образования, но и первым шагом к формированию информационного общества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Первомайская Средняя общеобразовательная школа»

(учебный корпус №3)

ДОКЛАД

Использование современных Информационно-Коммуникационных технологий на занятиях дополнительного образования в общеобразовательной школе

(педагогические чтения)

                                                                                  Педагог

                                                                                                   дополнительного

                                                                                          образования

                                                                                             Алымова Г.И.

2010-2011 уч. год

Использование современных Информационно-Коммуникационных технологий на занятиях дополнительного образования в общеобразовательной школе.

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности человечества, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традиционной системы образования, но и первым шагом к формированию информационного общества. Главным фактором, определяющим важность и целесообразность реформирования сложившейся системы образования, включая и российскую, является необходимость ответа на те основные вызовы, которые сделал человечеству XXI век.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой.

Внедрение компьютера в сферу образования стало началом революционного преобразования традиционных методов и технологий обучения и всей отрасли образования.

Интернет быстро нашел применение в науке, образовании, связи, средствах массовой информации, включая телевидение, в рекламе, торговле, а также в других сферах деятельности человека. Первые шаги по внедрению Интернета в систему образования показали его огромные возможности для ее развития.

Дополнительное образование детей остается сегодня гибкой социально-педагогической системой, способной не только адаптироваться к рыночным отношениям, но и предложить многообразие образовательных услуг, создающих условия для личностного, профессионального, творческого развития детей. Система дополнительного образования детей выполняет не только развивающую, обучающую, воспитывающую, но и социально-педагогическую, реабилитирующую, профилактические функции.

Новые социокультурные потребности общества требуют незамедлительного решения проблем повышения качества дополнительного образования детей. Инновационные процессы в системе дополнительного образования напрямую связаны с включением в практику дополнительного образования педагогических технологий на основе ИКТ. Обогащение дополнительного образования детей новыми технологиями сегодня выступает как стратегическое направление развития системы дополнительного образования.

Очевидно, что при существующих нынешних стратегических направлениях развития информатизации образования ниша дополнительного образования детей уникальна. Можно сказать, что, реализуя основные цели и задачи процесса информатизации образования, сфера дополнительного образования детей с ее традициями и опытом значительно расширяет возможности этого процесса, вместе с тем и решая свои специфические задачи.

Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. В системе дополнительного образования детей новые информационные и коммуникационные технологии имеют уникальные возможности. 

Потенциал современных педагогических технологий на основе ИКТ в системе дополнительного образования детей позволяет определять и решать следующие задачи:

        1. Совершенствовать стратегию обновления содержания дополнительного образования детей, введение и развитие специальных образовательных программ, а также внесение изменений в содержание программ и методик обучения в основных направлениях дополнительного образования детей.

        2. Повысить эффективность обучения, определить инновационные подходы к формам взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого.

        3. Решить проблемы информационно-методического обеспечения системы дополнительного образования детей — образовательного процесса, информационного сопровождения управленческих структур.

        4. Способствовать развитию системы управления образовательным процессом, его планирования, организации контроля, модернизации механизмов управления системой дополнительного образования детей.

Надо отметить, что процесс информатизации дополнительного образования детей неразрывно связан с процессом информатизации всей системы образования. При этом, информатизация сферы дополнительного образования детей не должна повторять ошибок произошедших во время компьютеризации средней школы.

Особенностью использования педагогических технологий на основе ИКТ в дополнительном образовании является то, что у информационных технологий и сферы дополнительного образования детей много общих черт и они объективно рядоположены и взаимно обогащают друг друга:

1. И система дополнительного образования детей и информационная среда – суть добровольные системы, в которые индивидуум попадает по собственной инициативе, воле, желанию, исходя из собственных интересов и мотивации. Задержаться в том или ином учреждении дополнительного образования детей, равно как и в той или иной коммуникативной информационной среде обучающийся и пользователь могут только по своей воле, в результате того факта, что его образовательные (и информационные) потребности удовлетворяются данным ресурсом или созвучны его интересам.

2. Обе сферы – суть открытые системы, в которые каждый субъект попадает во-первых, свободно, без всяких ограничений, во-вторых имеет возможность самореализоваться по своему выбору, свободно может их покинуть, поменяв одни информационный ресурс на иной или одно объединение дополнительного образования детей на другое. Обе сферы находятся в тесной взаимосвязи с иными социокультурными институтами, они открыты и для системы общего и профессионального образования, они открыты для такого важного института – как семья и социум в самом широком смысле.

3. Эти сферы позволяют выравнивать возможности доступа к образовательным ресурсам вне зависимости от места жительства ребенка, позволяя детям из самых отдаленных уголков приобщаться к различным видам творчества. Разветвленная сеть учреждений и дополнительного образования детей, объединений учащихся в общеобразовательных учреждениях огромный выбор образовательных программ и направлений творчества сопоставима с социокультурным потенциалом компьютерных программ и глобальных информационных сетей.

4. Обе сферы ориентируют, прежде всего, не на формирование узкого набора знаний, умений и навыков, а на развитие творческих способностей личности в самом широком образовательном смысле.

5. В этих системах главенствующим стимулом, влияющим на мотивацию продолжения коммуникативного и образовательного процесса является создание в ней так называемой «ситуации успеха». Субъект сам для себя определяет рамки продвижения личностного развития, от незнания к знанию, траекторию профессионального самоопределения. При этом он, и в учреждении дополнительного образования детей и в открытой информационной среде, соревнуется не столько с окружающими, сколько сам с собой: от полного незнания или недостаточного знания, к иным уровням освоения понятий и представлений в выбранном виде творчества; от полного неумения и отсутствия навыков - через промежуточные ступени роста к конкретным умениям и развитым навыкам в выбранном виде творчества.

6. Обе системы дают возможность более высоких стартовых возможностей для профессионального самоопределения обучающегося. При этом дополнительное образование детей может дать значительный «стартовый капитал», как в целом в выборе профессий, так и в одной конкретно выбранной специальности. Равно, как и информационное пространство позволяет обогатиться творчески в целом спектре профессий..

7. Сферы дополнительного образования детей и информационных технологий сообща одинаково эффективно решают проблему социализации личности. От прямой социально-педагогической поддержки до приобретения личностью коммуникативных качеств, освоения социальных связей через деятельность, общение и самосознание.

Широкие возможности дополнительного образования позволяют сформулировать концептуальную базу для определения содержательных функций педагогических технологий на основе ИКТ  в системе дополнительного образования детей:

  • функция развития информационной культуры детей в системе непрерывного образования;

  • функция удовлетворения образовательных потребностей обучающихся;

  • функция единства обучения и воспитания.

Информационная культура личности – важный атрибут человека информационного общества. Главный элемент информационной культуры – это основы знаний о процессах преобразования, передачи и использования информации. На этой основе учащиеся получают навыки сознательного и рационального использования компьютеров в учебной, профессиональной и досуговой деятельности. Компьютер в этом контексте выступает и как средство получения, сбора и переработки информации, равно как и цель познания.

Образовательные потребности личности реализуются при помощи ИКТ в системе дополнительного образования детей следующих формах:

  • на занятиях дополнительного образования детей (клубах, объединениях и т.д.)
  • в системе дистанционного обучения;

  • путем самообразования или домашнего образования;

  • с использованием сетевых образовательных ресурсов;

в летних (зимних), профильных лагерях.

В фазе применения преподаватели обращаются к информационным и коммуникационным технологиям в профессиональных целях, стремясь обогатить методику и повысить качество преподавания соответствующей учебной дисциплины с помощью различных вариантов применения ИКТ. В этой фазе преподаватели часто применяют ИКТ для обучения школьников специфическим знаниям и умениям, связанным с конкретной учебной дисциплиной. Они меняют методологию обучения на занятиях, а новые технологии служат им средством, способствующим достижению целей учебного процесса.

Как же можно использовать ИКТ на занятиях хореографией?

Пока еще не было  сети Интернет и компьютеров, я уже использовала видео и аудио технику для своей работы. Снимала на видеокамеру выступления своего коллектива, при просмотре видео вместе с воспитанниками анализировали ошибки, недочеты и успехи. На магнитофонах подбирали и компоновали музыкальный материал.

Сегодня с использованием Интернета нахожу более полную информацию для нужной темы. Изучаю историю танца и костюма. Использую мастер-класса, видео выступления различных танцевальных коллективов, что помогает достигать поставленные цели образовательной программы.

В перспективе, я думаю, привлекать ребят для работы с ИКТ самостоятельно. Например, подобрать информационный материал о деятельности какого-нибудь хореографического коллектива или заняться проектом создания танцевального костюма, а может оформить в виде презентации самостоятельный хореографический этюд. Идеи есть. Только не нужно их бояться осуществлять.

С помощью творческих заданий повышается не только интерес к изучению предмета, но и интерес к учителю, а, как известно, авторитет учителя положительно влияет на сознание воспитанников. Интересные задания на компьютере могут объединить детей, благотворно повлиять на климат в коллективе.

Что бы кто ни думал о внедрении ИКТ в образовательный процесс, пройти мимо этого не удастся никому. Или, лучше сказать, не должно удаться никому. Ведь прогресс не стоит на месте, и люди, а тем более педагоги, не должны от него отставать. Как учителя могут привить интерес к своему предмету, если сами не интересуются современными технологиями, которыми их ученики живут каждый день? Что тогда говорить об использовании этих технологий в своей педагогической деятельности, на занятиях?

А ведь это очень удобно, интересно, эффективно. Это позволяет развить у ребенка творческие способности, о которых он, возможно, и не подозревал; научить искать нужный материал и правильно использовать его. Это основа современного образования, позволяющая включать учителя и учащихся в активный совместный творческий процесс. Она предполагает их активное взаимодействие и направлена на развитие у детей представлений о единой картине мира.

Опираясь на это, можно сказать, что любой изучаемый в школе предмет при условии такого обучения может расширять и углублять содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и позволяет применять новые обучающие технологии, интерактивные формы ведения занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по использованию современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Актуальность темы.  В современных условиях, когда объем  необходимых для человека знаний  резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определе...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Представление о современных технологиях в обучении нельзя свести только к применению компьютера, средств мультимедиа и внедрению электронных учебников. Максимальный педагогический эффект достигается л...

«Привитие познавательного интереса к предмету через использование современных информационно-коммуникационных технологий».

Успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле - это желание ребенка освоить новые ...

«Использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка»

Инновационный педагогический проект «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка».Целесообразность выбора данной формы обусловлена стремлением наибо...

Методическая разработка урока геометрии «Сумма углов в треугольнике» с использованием современных информационно-коммуникационных технологий

В методической разработке приведен план-конспект урока геометрии в 7 классе по теме "Сумма углов в треугольнике", который адресован контингенту обучающихся с особыми образовательными потребн...