Формирование ИКТ-компетенций учителя и учащегося в аспекте требований ФГОС
статья по русскому языку по теме

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ИКТ-компетенций учителя и учащегося

в аспекте требований ФГОС

XXI  век – век всеобщей информатизации, стремительно развивающихся компьютерных технологий, их применения во многих сферах жизни общества. И образование не стало исключением. На смену меловым доскам в школы пришли доски интерактивные, которые «подарили» учителю множество новых возможностей, которые позволили повысить мотивацию учащихся и которые, наконец, близки и понятны подрастающему поколению, неразрывно связанному с различными гаджетами. Бумажный журнал был вытеснен журналом электронным. Да и для того, чтобы узнать оценки ребенка, родителям сейчас достаточно просто прочитать смс-сообщение. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание уже привычных, знакомых методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства. Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является неизбежным в наше время. Профессионализм учителя - синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие.

Разумеется, использование ИКТ начинается еще на этапе подготовки к уроку. Это поиск необходимой методической, дидактической, педагогической информации в сети Интернет. Это не только создание собственных презентаций, но и использование ресурсов обучающих программ. Современный стандарты требуют от учителя знания перечня основных существующих электронных пособий по предмету: электронные приложения к учебникам, коллекции цифровых образовательных  ресурсов, электронных приложений к учебникам. Например, обучающая программа по русскому языку ФРАЗА, 1С Репетитор или богатые ресурсы КМ-школы, в которой органично сочетаются теоретический и практический материал по предметам, а изучение каждой темы заканчивается прохождением теста. Кроме того, богатые ресурсы предоставляет образовательный портал ЯКласс, на котором представлены теоретические сведения, задания, тесты, а также методические материалы. Данная система позволяет учителю отследить выполнение учеником заданного материала.

Кроме этого, современный учитель, чтобы не потеряться в информационном потоке, должен уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию в соответствии с поставленными учебными задачами. Помимо этого, для эффективности процесса обучения необходимо уметь пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного материала, уметь преобразовывать и представлять информацию, составлять собственный учебный материал. И помогают осуществить все это, на мой взгляд, ресурсы интерактивной доски.

Непосредственно на уроке учителем русского языка и  литературы ИКТ может использоваться на различных этапах.  На интерактивной доске можно работать практически так же, как и на обычной школьной доске: можно писать, рисовать, чертить, демонстрировать рисунки, схемы, карты, фотографии. Но в то же время на интерактивную доску можно выводить видеоинформацию, можно выделять самое существенное в процессе объяснения учебного материала: увеличивать с помощью экранной лупы, высвечивать с помощью фонарика.

На этапе объяснения нового материала на интерактивную доску можно вывести примеры и правило, которое будет скрыто с помощью функции затенения. Это направит учащихся на самостоятельный поиск ответов на вопросы, поиск новой информации, выведение закономерностей, то есть поможет создать проблемную ситуацию и организовать деятельностный подход. Затем учащиеся могут сравнить собственные выводы с материалом на доске, выявить ошибки, устранить недочеты в своих выводах.

Для экономии времени на уроке русского языка на этапе первичного закрепления можно выводить слова, словосочетания, предложения с пропущенными буквами на изучаемые орфограммы. Учащиеся будут вписывать только буквы, аргументируя выбор тем или иным правилом.

Интерактивная доска позволяет демонстрировать кинофильмы и мультипликационные фильмы. Для учащихся, например, 5-7 классов, такая смена деятельности будет полезна, позволит отдохнуть, но в то же время остаться в рамках изучаемой темы. Для усиления наглядности, для повышения мотивации и заинтересованности на уроках русского языка можно также использовать картинки и фотографии.

Так называемая функция «растаскивания» позволит научить детей классифицировать предложенный материал, выводить закономерности.

Функции интерактивной доски можно использовать для работы по комплексному анализу текста. Текст, выведенный на экран, доступен каждому учащемуся и готов для работы.

Интерактивная доска может использоваться на уроках русского языка и при написании сочинения по картине, так как с помощью инструмента экранной лупы можно увеличивать отдельные фрагменты картины.

На уроках литературы могут использоваться все основные функции интерактивной доски, но важной становится возможность демонстрировать кинофрагменты. Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства, в частности кино. Этот органический синтез помогает учителю будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность.

Разумеется, интерактивные доски и другие  технические средства обучения постоянно обновляются, совершенствуются, появляются новинки, создаются новые, интересные виды работ,  заданий. Чтобы идти в ногу со временем, педагогический коллектив гимназии периодически проходит обучение, направленное в том числе и на освоение ИКТ. Например, нами было пройдено дистанционное обучение по учебному курсу для учителей-предметников «Использование информационного интегрированного продукта  «КМ-Школа» в учебном процессе», что позволило не только познакоиться с ресурсами КМ-школы, не только научиться использовать их в своей работе, но и создавать свои уроки в данной программе. Также мы участвовали в онлайн-семинаре «ИКТ-компетентность педагога и практические  вопросы внедрения и эксплуатации информационной системы образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС», где были продемонстрированы различные методы и формы работы с ИКТ в условиях ФГОС, что особенно актуально на сегодняшний день. Варианты использования интерактивной доски в процессе обучения были представлены на различных открытых уроках и мастер-классах во время работы стажировочных площадок и проведения семинаров.

Разумеется, использование ИКТ будет значимо и для учителя, и для ученика по ряду причин:

  • Рост объема выполненных на уроке заданий
  • Интенсификация самостоятельной работы учащихся
  • Освоение как учителем, так и учащимися современных информационных технологий
  • Повышение познавательной активности и мотивации усвоения знаний
  • Возможность подходить творчески к процессу обучения
  • Обеспечение высокого уровня образовательного процесса.

Также не следует забывать и о том, что использование икт на уроках будет способствовать достижению метапредметных результатов, которые включают в том числе и умение использовать компьютерные технологии в процессе обучения. Так, например, в ходе работы над проектом, посвященном чистоте языка, учащиеся 8 класса работали с имеющимися в нашей гимназии ресурсами мобильного класса. На специальных ноутбуках учащиеся индивидуально и в группах разрабатывали макеты брошюр и памяток для желающих избавиться от привычки нецензурно выражаться, работали над созданием презентации для школьного телевидения и создавали презентации в программе интерактивной доски для Единого классного часа. Ученики самостоятельно отбирали нужную информацию о вреде сквернословия в сети Интеренет, оформляли ее в специальную программу доски, они работали с текстом, картинками и даже видео – фрагментом научно-популярного фильма. Выступление сопровождалось созданной презентацией, которую они сами и демонстрировали, освоив инструменты интерактивной доски: шторку, затененение, растаскивание, включение и выключение видео. Разумеется, вся эта работа способствовала формированию умения использовать различные источники получения информации с помощью компьютера; определять надежность и достоверность источника; выбирать нужную информацию; знать способы передачи, копирования и демонстрирования информации, то есть всего того, что лежит в основе метапредметных результатов.

        

        При всех неоспоримых плюсах использования ИКТ в деятельности учителя необходимо помнить, что компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока. Компьютер не заменяет учителя, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования ключевых компетенций учащихся в соответствии с требованиями ФГОС

Выступление на педагогическом совете школы по теме"Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования ключевых компетенций учащихся в соответствии с требованиями ФГОС"...

Справка об осуществлении инновационной деятельности по теме: "Формирование профессиональных компетенций учителей в условиях реализации ФГОС как фактор повышения качества образования"

Справка об осуществлении инновационной деятельности по теме: "Формирование профессиональных компетенций учителей в условиях реализации ФГОС как фактор повышения качества образования" на базе...

Формирование профессиональной компетенции учителей в условиях реализации ФГОС ОО как фактор повышения качества образования

Региональная инновационная площадка ГАПОУ "Мензелинский педагогический колледж имени Мусы Джалиля"...

Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных УУД (В рамках Всероссийского семинара «Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС»)

Современное информационное общество характеризуется тем, что каждый день появляется какя-то новая информация, а какя-то информация устаревает. Большинство выпускников оказываются не готовы к успешной ...

Метапредметные компетенции учителя естественнонаучного цикла как требования ФГОС

Установленные ФГОС новые требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности. Учитель сегодня должен стать конструктором новых...

Формирование технологического и методического инструментария учителя математики, обеспечивающего реализацию требований ФГОС.

В условиях внедрения ФГОС необходимо изменить подход к отбору содержания материала, к выбору форм деятельности учителя и ученика, пересмотреть подход к организации урока. Их решение направлено на...