Логические минутки на уроках информатики в начальной школе
статья по информатике и икт на тему

Гришина Елена Алексеевна

Авторская образовательная технология. Использование элементов логики на уроках информатики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logicheskie_minutki.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГИЧЕСКИЕ МИНУТКИ НА УРОКАХ

 ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Гришина Елена Алексеевна,
учитель информатики
МОУ гимназии №1
г.о.  Жуковский Московской области.

Ставя перед начальным школьным образованием задачу развития умственных способностей ребёнка, не следует забывать о проблеме перегрузки детей в современной школе.

Большое количество получаемой информации нередко является фактором, снижающим интерес ребёнка к учёбе. Между тем, очень эффективными для развития мышления (без увеличения учебной нагрузки) могут быть уроки информатики с элементами логики – логическими минутками. На этих уроках, как показывает практика,  дети развивают способность логически мыслить, рассуждать доказательно, опровергать неправильные выводы. Занятия логикой являются хорошей гимнастикой для ума.

Методика преподавания логики младшим школьникам имеет глубокие корни. Свои «Первые уроки логики» великий русский педагог К.Д. Ушинский адресовал именно 8 – 9 летним детям. Эту традицию продолжала проф. А.Д. Гетманова, разработавшая свою уникальную методику, представленную в книге «Занимательная логика для школьников».

В нашей гимназии дети знакомятся с элементами логики со второго класса. Я работаю по программе «Информатика в играх и задачах» А.В. Горячева и для логических минуток применяю методику проф. А.Д. Гетмановой.

Эта тема включает в себя следующие разделы: понятие, суждение, основные логические законы.

Логические минутки проходят в несколько этапов.

1 этап. Разминка. 5 секунд на раздумье

  1. Что всему нужно?
  2. Ты да я,  да мы с тобой. Сколько нас?
  3. Что человеку не лень всегда делать?
  4. Каких камней в море нет?
  5. В корзине 3 яблока. Как поделить их между 3 девочками, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
  6. Где находятся города без домов, реки без воды и леса без деревьев?
  7. Какое слово пишется всегда неправильно?
  8. Когда мы смотрим на цифру 2, а говорим 10?
  9. Какие местоимения портят мостовые?
  10.  На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
  11.  Вы пилот самолёта, летящего из Москвы в Лондон. Полёт проходит на высоте 11 км, скорость самолёта 980 км в час. Время полёта 3 часа. Сколько лет пилоту?
  12.  Обычно месяц заканчивается на 30 или 31 число. В каком месяце есть 28 число?

2 этап.

  1. Напишите в течение 2  минут слова, имеющие отношения к школе.
  2. Составьте со словом ключ столько предложений, сколько это слово имеет значений

Дети знакомятся с понятием как формой мышления, в которой отражаются существенные признаки предмета или класса однородных предметов.

Примеры заданий.

  1. Приведите примеры понятий, выраженных одним словом или словосочетаниями.
  2. В отрывке из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина найдите все понятия и сосчитайте, сколько их:

«Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо острова крутого,

Мимо берега большого;

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят».

Далее изучаются основные приёмы формирования понятий – анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. В 3 – 4 классах дети знакомятся с содержанием  и объёмом понятия, а также отношениями между понятиями. Строим круги Эйлера, решаем разнообразные задачи.

Следующая тема – суждение как форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах их свойствах и отношениях между предметами.

Дети узнают, как в языке выражаются суждения, что суждения бывают простыми и сложными и как из простых образуются сложные суждения.

В 4 классе можно изучать законы правильного мышления – закон тождества, непротиворечия, исключённого третьего и закон достаточного основания.

Подтверждение или нарушение законов, а также их применимость отрабатываются на различных примерах: отрывках из произведений, задачах, загадках.

В.А. Сухомлинский писал: «Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать». Логические минутки  делают урок более увлекательным и интересным и, конечно, учат ребенка думать.

Список литературы:

  1. Гетманова А.Д. Занимательная логика для школьников. «Владос», 1998
  2. Сухомлинский В.А. Сто советов учителям. ИПС, т.3, 1988
  3. Ушинский К.Д. Детский мир. ИПС, т.2, 1974

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение информатике в начальной школе

Рассматривается проблема раннего обучения информатике в школе....

Логические задачи на уроках информатики в начальной школе Логические задачи в дополнение к программному комплексу «Роботландия»

В настоящей статье представлены логические задачи, которые подбирались для уроков информатики в начальной школе. Уроки информатики проходили в компьютерном классе. Основное программное обеспечение у...

Формирование операционного стиля мышления у школьников на уроках информатики с начальной и средней школах (презентация)

Презентация к обобщению опыта работы по теме "Формирование операционного стиля мышления у школьников на уроках информатики с начальной и средней школах"...

Развитие способностей талантливых и одаренных детей на уроках информатики в начальной школе через использование программы ЛогоМиры 3.0

Педагогический практикум (материалы II Международной учебно-пратической конференции (2015 год)...

Использование логических задачна уроке математики в начальной школе

Данная работа посвящена теоретическим аспектам внедрения в начальный школьный курс математики логических задач....