Рабочая программа по информатике для 8 класса
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему

ййй

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_informatike_8_klass_01.06.2018g.docx40.97 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе по информатике 8 класс

Рабочая программа по информатике для 8 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и Примерной основной образовательной программой; основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Л.Л.Босова, А. Ю.Босова. Информатика: Учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015г.; Образовательной программы МБОУ «Новокурская ООШ» по реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) с учётом типа (общеобразовательное учреждение) и вида (основная общеобразовательная) учреждения, «Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета (курса)».

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю)

Уровень рабочей программы базовый

Изучение учебного предмета осуществляется на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ (ред. от 07 мая 2013 года) «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного образования»
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 №19993 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10);
  • Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Новокурская ООШ».

В основу рабочей программы положена программа авторов: Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 88 с.

  1.    Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  2. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3).

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;  
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

II. Содержание учебного предмета

Математические основы информатики

Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел. Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.

Основы алгоритмизации 

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертѐжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык формальный язык для записи алгоритмов. Программа запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Начала программирования на языке Паскаль

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы. Этапы решения задачи на компьютере: моделирование, разработка алгоритма, кодирование, отладка, тестирование. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

Итоговое повторение

III.Тематическое планирование  

 

Тема

Количество часов

1

Введение

1

2

Математические основы информатики

12

3

Основы алгоритмизации

9

4

Начала программирования на языке Паскаль

12

5

Итоговое повторение

1

Итого

35


IV. Планируемые результаты изучения информатики в 8 классе

Математические основы информатики

Ученик получит возможность:

анализировать любую позиционную систему как знаковую систему; определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении; анализировать логическую структуру высказываний; анализировать простейшие электронные схемы.

Ученик научится:

переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно; выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; строить таблицы истинности для логических выражений; вычислять истинностное значение логического выражения.

Основы алгоритмизации 

Ученик получит возможность:

приводить примеры формальных и неформальных исполнителей; выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами; определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Ученик научится:

исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую; строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий; строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов; составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем; составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем; составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем; строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения; строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.

Начала программирования на языке Паскаль

Ученик получит возможность:

анализировать готовые программы; определять по программе, для решения какой задачи она предназначена; выделять этапы решения задачи на компьютере.

Ученик научится:

программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений; разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций; разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла; разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;

Календарно-тематическое планирование по информатике

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Планируемые результаты освоения материала

Дата

проведения

Предметные

Личностные

Метапредметные

План

Факт

Математические основы информатики (12 часов)

1

Введение Цели изучения курса информатики и ИКТ.  Техника безопасности и организация рабочего места.

1

Создать условия для представления о целях и задачах изучения курса информатики и ИКТ

Научатся представлять о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни

Формировать целостное мировоззрение, в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Познавательные: владеть общим приемом решения задач; регулятивные: оценивать правильность выполнения действия; коммуникативные: приходить к общему решению совместной деятельности.

2

Общие сведения о системах счисления

1

Создать условия для выявления различия в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления; формировать умение анализировать любую систему счисления как знаковую

Научатся анализировать любую систему счисления как знаковую

3.

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

1

Создать условия для развития умений осуществлять перевод небольших десятичных чисел в двоичную систему счисления и двоичную систему счисления в десятичную систему счисления; выполнения операций сложения и умножения над небольшими двоичными числами

Научатся переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и обратно; выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами.

Развивать готовность к самообразованию и решению творческих задач

Познавательные: владеть общим приемом решения задач; регулятивные: оценивать правильность выполнения действия; коммуникативные: приходить к общему решению совместной деятельности.

4.

Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления

1

Создать условие для ознакомления правил перевода небольших десятичных чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления, и наоборот;

Научатся переводить небольшие десятичные числа в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления, и наоборот;

Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач; регулятивные: учитывать правило и контроль способа решения; коммуникативные: контролировать действие партнера

5.

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

1

Создать условия для развития умений переводить небольшие целые десятичные числа в систему счисления с основание q;

Научатся переводить небольшие целые десятичные числа в систему счисления с основание q;

Формировать ответственное отношение к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

6

Представление целых чисел

1

Создать условие для формирования понятия ограничения на диапазон значений величин при вычислениях

Научатся понимать представление о структуре компьютера: память – ячейка – бит (разряд)

Познавательные: владеть приемом решения задач; регулятивные: оценивать правильность выполнения действия; коммуникативные: приходить к общему решению.

7

Представление вещественных чисел

1

Создать условия для понимания возможности представления вещественных чисел в широком диапазоне, важном решении научных и инженерных задач

Научатся понимать представление научной (экспоненциальной)форме записи вещественных чисел; о формате с плавающей запятой

Формировать целостное мировоззрение, в соответствии с собственными интересами и возможностями

8

Высказывание. Логические операции.

1

Создать условия для понимания связи между логическими операциями и операциями множествами; формировать умение выполнять анализ логической структуры высказываний

Научатся выполнять анализ логической структуры высказываний; понимать связи между логическими операциями и операциями множествами

Развивать готовность к самообразованию и решению творческих задач

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач; регулятивные: учитывать правило способа решения; коммуникативные: контролировать действие партнера

9

Построение таблиц истинности для логических операций

1

Создать условия для понимания таблицы истинности для логических выражений

Научатся проводить формализацию и анализ логической структуры высказываний

Формирование познавательных интересов

10

Свойства логических операций. Решение логических задач

1

Создать условия для понимания свойств логических операций (законы алгебры логики)

Научатся применять свойства логических операций, используя законы алгебры логики

Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся

Познавательные: владеть общим приемом решения задач; регулятивные: оценивать правильность выполнения действия; коммуникативные: приходить к общему решению совместной деятельности

11-12

Логические элементы

2

Создать условия для формирования умения представлять одну и ту же информацию в разных формах (таблица истинности, логическое выражение, электронная схема)

Научатся составлять одну и ту же информацию в разных формах (таблица истинности, логическое выражение, электронная схема)

13

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы информатики»

1

Обеспечить контроль знаний, умений и навыков по теме «Основы информатики»

Научатся выполнять анализ различных объектов; формировать умение видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах

Формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения.

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач; регулятивные: учитывать правило способа решения; коммуникативные: контролировать действие партнера

Основы алгоритмизации (9 часов)

14-15

Алгоритмы исполнители. способы записи алгоритмов.

2

Создать условия для формирования умений программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений

Научатся программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений

Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся

Познавательные: владеть общим приемом решения задач; регулятивные: оценивать правильность выполнения действия; коммуникативные: приходить к общему решению совместной деятельности.

16

Объекты алгоритмов.

1

Создать условия для формирования представления алгоритмической конструкции следования; формировать умение составления простых (коротких) линейных алгоритмов для формального исполнителя с заданной системой команд

Научатся выполнять анализ различных объектов; уметь видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах.

Формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения

17

Алгоритмическая конструкция следования

1

18

Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная и сокращенная форма ветвления

1

Создать условия для формирования представления об алгоритмической конструкции ветвление; формировать умение составления различных форм ветвления

Научатся составлять алгоритмическую конструкцию ветвление, полная и сокращенная форму ветвления.

Формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения.

Познавательные: владеть общим приемом решения задач; регулятивные: оценивать правильность выполнения действия; коммуникативные: приходить к общему решению совместной деятельности.

19

Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы

1

Создать условия для формирования умений анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства

Научатся создавать электронные таблицы, выполнять в них расчеты по встроенным и вводимым пользователем формулам

Формировать умение представлять результат своей деятельности

20

Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием окончания работы

1

Создать условия для формирования умений определять условия и возможности применения программного средства для решения задач

Научатся строить диаграммы и графики в электронных таблицах

Формирование познавательных интересов

Познавательные: владеть общим приемом решения задач; регулятивные: оценивать правильность выполнения действия; коммуникативные: приходить к общему решению совместной деятельности.

21

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа

1

Создать условия для формирования умений выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач

Научатся применять полученные знания при решении заданий по информатике

Развивать познавательный интерес к информатике

Начала программирования на языке Паскаль (12 часа)

22

Общие сведения о языке программирования Паскаля. Организация ввода и вывода данных.

1

Создать условия для формирования умений программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений

Научатся программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений

Формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения

Познавательные: владеть общим приемом решения задач; регулятивные: оценивать правильность выполнения действия; коммуникативные: приходить к общему решению совместной деятельности.

23-24

Программирование линейных алгоритмов

2

Создать условия для формирования первичных навыков работы с целочисленными, логическими и символьными строковыми типовыми данных.

Научатся программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений

Формировать умение представлять результат своей деятельности

25

Программирование разветвляющихся алгоритмов.

1

Создать условия для формирования навыков записи на языке программирования коротких алгоритмов, содержащих алгоритмическую конструкцию ветвление.

Научатся разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций; разрабатывать программы, оператор/операторы цикла.

Формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания

Познавательные: владеть общим приемом решения задач; регулятивные: правильно оценивать выполнения действия; коммуникативные: приходить к общему решению совместной деятельности.

26

Условный оператор. Составной оператор.

1

27

Многообразие способов записи ветвлений

1

28

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы

1

Создать условия для формирования навыков программирования циклов с заданным условием продолжения работы

Развивать познавательный интерес к информатике

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач; регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения; коммуникативные: контролировать действие партнера

29

Программирование циклов с заданным условием окончания работы

1

Создать условия для формирования умений анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете

Научатся программировать с заданным условием окончания работы

Формировать умение представлять результат своей деятельности

30

Программирование циклов с заданным числом повторений

1

Создать условия для формирования умений осуществлять применение полученных знаний

Научатся программировать с заданным числом повторений

Формировать интерес к изучению темы и желание применять знания

31-32

Решение задач с использованием циклов

2

Создать условия для формирования умений решать задач с использованием циклов

Научатся решать различные задачи с использованием циклов

Развивать готовность к самообразованию и решению творческих задач

Познавательные: владеть общим приемом решения задач; регулятивные: оценивать правильность выполнения действия; коммуникативные: приходить к общему решению совместной деятельности.

33-34

Составление программ с использованием различных видов алгоритмических структур. Обобщение и систематизация знаний

2

Создать условия для формирования умений анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства

Научатся создавать электронные таблицы, выполнять в них расчеты по встроенным и вводимым пользователем формулам

Формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания

35

Итоговое повторение

1

Повторение за курс 8 класса

Научатся строить диаграммы и графики в электронных таблицах

формировать умение представлять результат своей деятельности

Познавательные: владеть общим приемом решения задач; регулятивные: оценивать правильность выполнения действия; коммуникативные: приходить к общему решению совместной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 8 класс по учебнику Семакина

Рабочая программа содержит развернутое тематическое планирование и задания для домашних, практических работ и тесты....

Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа по информатике  к учебнику Угриновича Н.Д. "Информатика и ИКТ 8 класс". Расчитана на 35 часов....

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень

Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...

Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень

Программа рассчитана на 4ч. внеделю.              Учебно-методический комплект:...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике 6 класс ФГ ГОС класс С(К)К 7 вида

Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе примерной учебной  программе по учебному предмету, Информатика 5-7 классы. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний.» Федеральног...

Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.

Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса  и продолжается в 9-11 к...