Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
статья

Озонова Ольга Валерьевна

Моя цель: целостное развитие личности ребёнка, формирование общих способностей, эрудиции младших школьников в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого ребёнка на основе его субъектного опыта. Именно поэтому, ведущей идеей моей работы является моделирование методической системы, выбор наиболее эффективных технологий, средств и форм организации совместной деятельности учителя и ученика.

80% учебного времени отвожу урочной системе и 20% внеурочной системе обучения. Применяю следующие формы внеурочной учебной деятельности: творческие мастерские, исследовательские лаборатории, экскурсии, конкурсы, олимпиады, викторины, игры, путешествия, предметные проекты, киноуроки, публичные представления предметных достижений, составление карт знаний.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_formy_organizatsii.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:

Моя цель: целостное развитие личности ребёнка, формирование общих способностей, эрудиции младших школьников в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого ребёнка на основе его субъектного опыта. Именно поэтому, ведущей идеей моей работы является моделирование методической системы, выбор наиболее эффективных технологий, средств и форм организации совместной деятельности учителя и ученика.

80% учебного времени отвожу урочной системе и 20% внеурочной системе обучения. Применяю следующие формы внеурочной учебной деятельности: творческие мастерские, исследовательские лаборатории, экскурсии, конкурсы, олимпиады, викторины, игры, путешествия, предметные проекты, киноуроки, публичные представления предметных достижений, составление карт знаний.

Наиболее эффективными являются технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. В своей работе я продуктивно использую различные педагогические технологии, отмечу следующие технологии:

Технология критического мышления- развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Использую на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы развития критического мышления: чтение с остановками; работа с вопросниками; таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»; написание творческих работ.

Применение их на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал. Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.

Технология развивающего обучения Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащихся и их реализацию проблемность обучения; оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности (с наглядно-действенного, практического, наглядно-образного, отвлеченного, абстрактно-теоретического);индивидуализация и дифференциация обучения; специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности.

Групповая технология. Применяя эту технологию, я способствую активизации познавательной деятельности учащихся, развитию навыков самостоятельной учебной деятельности: определению ведущих и промежуточных задач, выбору оптимального пути, умению предусматривать последствия своего выбора, объективно его оценивать. У обучающихся развиваются умения успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.), совершенствуются межличностные отношения в классе.

Игровые технологии. Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

Цель ставлю перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал использую в качестве средства игры; в учебную деятельность ввожу элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. На уроках математики игра развивает вычислительные навыки, на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира и краеведения расширяет представление о природе и красоте родного края.

Здоровье сберегающая технология. Для того, чтобы дети не уставали на уроке, я провожу физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.

Технологии дифференцированного обучения. Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям — это сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без дифференцированного подхода к обучению. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному.

Технология “Портфолио”. Процесс создания портфолио использую для стимулирования активности, развития творческого потенциала детей. Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях. Наши Портфолио включают такие разделы: «Немного о себе», «Моя семья», «Мои друзья», «Моя учёба», «Моё творчество», «Моя общественная жизнь», «Мои достижения». В портфолио мы поместили памятки: «Как избежать трудности в учёбе», «Правила поведения школьника», «Паспорт безопасности», «Законы нашего класса», карты рефлексивной самооценки по предметам, внеурочной деятельности, листы достижений, аттестационные листы.

Информационно – коммуникационные технологии- позволяют ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывают самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.

Технология образовательных событий. Образовательное событие — способ интеграции образовательного пространства для успешного развития и социализации воспитанников. Организую специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.

При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель.

Образовательные события способствуют интеграции учебно-воспитательного процесса, формируют эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности,

позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира.

Использование современных образовательных технологий в целостной системе позволяет мне добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах.

Выявление и развитие способностей:

Выявление способностей детей провожу разными методами. Это наблюдение, изучение познавательной и творческой деятельности учащихся, наклонностей детей. Провожу анкетирование, беседы по изучению интересов детей, консультации специалистов.

Выявлены наклонности детей класса:

1. Логико-математические

2. Интерес к различным видам музыкального искусства.

3.Театрально-художественные наклонности.

4. Интерес к художественной литературе, попытки написать собственные стихи, рассказы, сказки, способности к декламации

5. Умение рисовать, лепить, создавать поделки своими руками.

6. Спортивные наклонности- хорошая координаци.

7.Интерес к исследовательской деятельности.


Система оценивания образовательных достижений:

Структура системы оценки:

Входной контроль (проводится в начале сентября) позволяет оценить расхождение между реальным уровнем знаний у учащихся и актуальным уровнем, необходимом для продолжения обучения, и спланировать коррекционную работу

Текущий контроль осуществляется как в письменной, так и в устной форме. Работы для текущего контроля составляются из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.

Итоговый контроль (за 1, 2, 3, 4 четверть) проводится в форме контрольных работ комбинированного характера

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход. Объектом оценки предметных результатов служит способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Критериями оценивания являются:

- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

- динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной

работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых контрольных работ.

Методы и формы оценивания:

Устные индивидуальные и фронтальные ответы,  контрольные работы, тестирование, викторины, отчётные выставки, составление кроссворда, практические работы, исследовательские работы.

Раскрыть динамику личностного развития каждого ученика, отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и качественном плане позволяет портфолио достижений. В эту папку собираются итоговые контрольные работы, тесты,  Одна из серьезных задач обучения, которая может быть решена при использовании портфолио - развитие рефлексии школьника, как основы его дальнейшего индивидуального роста и развития.



























По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средстваМетоды, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках физической культуры

В настоящее время на уроках физической культуры в общеобразовательных школах учителя применяют следующие формы организации: фронтальную, групповую, индивидуальную. В то же время в теории и методике фи...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках информатики

laquo;Информатика и ИКТ» один из «молодых» предметов в школьном курсе. Но из-за стремительного развития и перспектив данного направления также быстро менялись требования к назначени...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения

Выбор методов, форм основывается на цели обучения, уровня возможности обучающихся, на их познавательном интересе, адекватных возрасту, устраняющих перегрузку и сохраняющих здоровье учащихся....

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...