Технологическая карта к уроку «Создание запросов в базе данных».
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)

Чупрова Нина Павловна

Конспект урока по информатике для учащихся 9 класса.

Тема урока: «Создание запросов в базе данных».

Тип урока: изучение нового материала.

Предметные

- умения правильно создавать запросы на выборку в базе данных.

 

Цель урока:

сформировать простейшие знания создавать запросы на выборку в базах данных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_9_b_klassa.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

УМК: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 9 Б класс (1 гр.).

Предмет: информатика.

Дата: 23.11.17 г.

Тема урока: «Создание запросов в базе данных».

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты

Личностные:

- Проявление творческого отношения к процессу обучения;

- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Метапредметные

Познавательные:

Умение:

- перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- обобщать полученную информацию;

- давать оценку своим действиям, оценивать результат;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

Умение:

- работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;

- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

Коммуникативные

Умение:

- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;

- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Предметные

- умения правильно создавать запросы на выборку в базе данных.

Цель урока:

сформировать простейшие знания создавать запросы на выборку в базах данных.

Задачи урока:

1) расширение представлений о функциях СУБД;

2) знакомство с возможностями упорядочения (сортировки) записей;

3) знакомство с основными технологическими приемами по формированию запросов; применение аппарата математической логики для формирования запросов.


Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД на этапах урока

I этап. Организационный этап.

1. Мотивация к учебной

деятельности

(2 мин).

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут тему урока в виде вопросов или гипотез.

2. Формулирование темы, постановка цели (3 мин).

Достаньте дневник, рабочую тетрадь и ручку.

Информатика, друзья,

Абсолютно всем нужна.

На уроке работай старательно,

И успех тебя ждёт обязательно!

- Внимание, перед вами черный ящик, в котором находится предмет, который нужен нам для дальнейшей работы. Как узнать, что находится в этом ящике?

- Задавая вопросы, вы хотели получить ту информацию, которая вам нужна для того, чтобы узнать, а что находится в черном ящике.

- Представьте, что это БД «Справочник», мы можем открыть и найти нам нужные сведения, а можно задать вопрос, только в СУБД эта операция называется Запрос.

- Давайте заглянем в черный ящик и что же мы тут видим?

- Как вы думаете, зачем он нам нужен?

- Давайте запишем тему урока.

- Давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока.

Приветствуют учителя.

Включаются в диалог, отвечают на вопросы.

Можно открыть ящик и посмотреть.

Можно с помощью наводящих вопросов.

Информацию можно записать вручную или программным способом.

Данные определенным образом организованы.

Конструктор (детский).

Создание с помощью конструктора.

Запись темы урока в тетрадь.

«Создание запросов с помощью конструктора».

Вместе с учителем формулируют цель урока.

Личностные УУД:

формирование навыков самоорганизации

Регулятивные УУД:

- умение ставить  учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами.

Коммуникативные УУД:

- умение общаться со взрослыми и сверстниками

II этап. Актуализация знаний.

1. Организация подготовки и мотивации к изучению

материала,

необходимого для

«открытия нового

знания» (10-12 мин).

- Где мы можем встретиться с базами данных? Приведите примеры?

(Области применения: производство, экономика, образование, медицина и пр.)

Вопросы для повторения:

1. А что такое база данных?

2. Назовите основные способы организации данных в БД.

3. Самый распространенный способ организации?

4. А что такое СУБД?

5. В какой программе вы учились создавать базы данных?

- Что необходимо описать в структуре таблицы?

- А сейчас проверим, как вы хорошо умеете определять типы полей.

- Ребята, у вас на партах есть оценочный лист, в котором вы будете фиксировать свои ответы. (Приложение 3)

Задание.

В БД имеются следующие поля:

А) улица;  Б) номер дома; В) номер квартиры; Г) ФИО квартиросъемщика; Д) общая площадь квартиры; Е) приватизация (да/нет); Ж) дата заселения; З) количество прописанных жильцов.

Для каждого поля укажите соответствующий ему тип:

  1. Числовой; 2) Текстовый; 3) Дата; 4) Логический.

- Замечательно. На прошлом уроке вы создали БД, ее  мы будем использовать в качестве справочной системы.

Приводят примеры.

База данных (БД) — определенным

образом организованные данные на какую-

то тему (в рамках некоторой предметной

области).

Иерархический, сетевой, реляционный.

Реляционный (табличный).

СУБД – программное обеспечение для создания данных, хранения и поиска информации.

MS Office Access 2003 и 2007

Указать имена и типы полей.

Выполняют задание на листочках.

Ответ: А – 2, Б – 1, В – 1, Г – 2, Д – 1, Е – 4, Ж – 3, З – 1.

Взаимопроверка.

Оценивание.

Познавательные  УУД:

- развитие познавательной активности

III этап. Изучение нового материала.

1. Открытие новых знаний (10 мин).

Учитель излагает учащимся понятие «Запрос», при этом обращая внимание учащихся на опорный конспект.

Запрос (справка) – таблица, содержащая интересующие пользователя сведения, извлеченные из базы данных.

- Условия выбора могут быть как простыми так и сложными. Сегодня мы будем учиться выполнять простые запросы.

СУБД Access включает такие средства создания запросов, как Мастер и Конструктор. Данные в таблицах можно отсортировать на основе любого поля или комбинации полей.

Для создания нового простого запроса в режиме конструктора надо щелкнуть на пиктограмме Конструктор запросов.

Окно Конструктора состоит из двух частей – верхней и нижней. В верхней части окна размещается схема данных запроса, которая содержит список таблиц.      В нижней части окна находится Бланк построения запроса, в котором каждая строка выполняет определенную функцию.

Можно задать принцип сортировки (по возрастанию или по убыванию) результатов запроса.

В строке "Вывод на экран" автоматически устанавливается флажок просмотра информации.

В логических выражениях имена полей базы данных связываются с определёнными значениями этих полей операциями сравнения: = равно; <> не равно; < меньше; > больше; <= меньше или равно (не больше); >= больше или равно (не меньше).

На уроках математики вы применяете эти операции, составляя и решая числовые равенства, неравенства и их системы.

В сложных условиях выбора с логическими выражениями, содержаться логические операции И, ИЛИ, НЕ с которыми вы познакомились в 8 классе.

Задание 12 из ОГЭ по информатике (Приложение 1).

Слайд с примерами выполнения запросов:

1. Рост ученика не ниже 156 см.

- Какие поля нужно выбрать для выполнения данного условия?

2. У кого день рождение в мае?

Слушают рассказ учителя.

Задают вопросы.

Изучают опорный конспект.

Фиксируют в тетради основные понятия и их определения.

Слайд

Логическое «ИЛИ» истинно тогда, когда истинны хотя бы одно высказывание.

Логическое «И» истинно тогда, когда истинны оба высказывания.

Фамилия, Имя, Рост

Фамилия, Имя, Дата рождения (*.05.*)

Познавательные  УУД:

- развитие познавательной активности. Освоение основных понятий и определений.

IV этап. Закрепление нового материала.

1. Организация усвоения детьми создания запроса в СУБД.

2. Включение нового знания в систему знаний;

3. Повторение и закрепление изученного.

- Сейчас ребята, у Вас на столе есть карточки с практической работой, с помощью которой мы и закрепим полученные знания. (Приложение 2)

- Вопросы есть? Кому что непонятно?

- Прежде чем вы приступите к выполнению практической работы, вспомните, пожалуйста, требования по ТБ при работе в кабинете информатики.

Заполните журнал регистрации.

- Создать запросы для вывода на экран записей, отображающих информацию:

1. Учащиеся, родившиеся в 2004 году.

2. Учащиеся с мужскими именами.

3. Кто проживает по улице Школьной?

4. Сколько учащихся с фамилией на букву «С»?

5. Кто из учащихся увлекается танцами?

6. Кто из учащихся проживает по улице на букву «П» и отсортировать номер дома по возрастанию.

7. Какие девочки выше 170 см и вес меньше 60 кг.

Проговаривают правила ТБ и присаживаются за компьютеры.

Используют приобретенные знания в практической деятельности.

 

Физкультминутка

Выполняют практическую работу.

Познавательные  УУД:

- развитие познавательной активности 

Предметные:

- осуществлять поиск в готовой базе данных по сформулированному условию.

V этап: контроль усвоения, осуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Организовать:

  • действие по обобщению;
  • действия по контролю и оценке

(12 мин).

Задание 5 (учебник,  стр. 91, а и б)

Задание 10 (учебник, стр. 92, а)

Выполняют задания по учебнику.

Ответы записывают в оценочный лист.

Высказывают суждения по результатам решения и проверки заданий. Самооценка.

Умение систематизировать, обобщать изученное.

VI этап: рефлексия учебной деятельности на уроке.

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка

результатов своей деятельности и всего класса (3 мин).

Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложение:

Я похвалил бы себя … 

Особенно мне понравилось … 

Сегодня мне удалось… 

Я сумел …

Было интересно … 

Было трудно … 

Я почувствовал, что … 

Меня удивило …

Домашнее задание:

  1.  Обязательное.        п. 2.6.4, стр.        88-90, вопросы        к параграфу № 6,7,9.
  2.  По желанию. Написать эссе “Базы данных. Вчера. Сегодня. Завтра”.

Букет настроения

Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение.

Синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

Зеленый – активность, (но при насыщенности цвета – беззащитность).

Желтый – приятное, спокойное настроение.

Коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Оценки будут сообщены после проверки самостоятельной работы. Всем спасибо за урок.

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно чтоб вам пригодились.

Анализирует деятельность по достижению цели.

Записывают в дневник домашнее задание.

Обсуждение критериев самооценки и взаимооценки

«5» - 4 запроса записаны в тетради, и выполнены за компьютером в соответствии с результатами запросов в раздаточном материале практической работы № 12;

«4» по 3 запроса записано в тетради и выполнено за компьютером;

«3» менее 3 запросов записано в тетради и выполнено за компьютером.

Познавательные:

- давать оценку своим действиям, оценивать результат;


Приложение 1.

Задание 12. 

Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных «Отправление поездов дальнего следования»:

 Пункт назначения

Категория поезда

Время в пути

Вокзал

Баку

скорый

61:24

Курский

Балашов

пассажирский

17:51

Павелецкий

Балашов

пассажирский

16:57

Павелецкий

Балхаш

скорый

78:45

Казанский

Берлин

скорый

33:06

Белорусский

Брест

скорый

14:47

Белорусский

Брест

скорый

24:16

Белорусский

Брест

ускоренный

17:53

Белорусcкий

Брест

пассажирский

15:45

Белорусский

Брест

пассажирский

15:45

Белорусский

Валуйки

фирменный

14:57

Курский

Варна

скорый

47:54

Киевский

 

Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию (Категория поезда = «пассажирский») ИЛИ (Вокзал = «Белорусский»)?

В ответе укажите одно число — искомое количество записей. Ответ: 8.

Пояснение.

Логическое «ИЛИ» истинно тогда, когда истинны хотя бы одно высказывание. Следовательно, подходят варианты, в которых поезд «пассажирский» и в которых вокзал «Белорусский». Таких вариантов 8.


Задание 12.

Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных «Отправление поездов дальнего следования»:

 

Пункт назначения

Категория поезда

Время в пути

Вокзал

Балаково

скорый

20:22

Павелецкий

Бийск

скорый

61:11

Казанский

Бишкек

скорый

121:20

Казанский

Благовещенск

пассажирский

142:06

Ярославский

Брест

скорый

14:19

Белорусский

Валуйки

фирменный

14:57

Курский

Варна

скорый

47:54

Киевский

Волгоград

скорый

18:50

Павелецкий

Волгоград

скорый

24:50

Курский

Воркута

пассажирский

48:19

Ярославский

Воркута

пассажирский

48:19

Ярославский

Гродно

скорый

16:34

Белорусский

 

Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию (Категория поезда = «скорый») И (Время в пути > 40:00)?

 

В ответе укажите одно число — искомое количество записей.  Ответ: 3.

Пояснение.

Логическое «И» истинно тогда, когда истинны оба высказывания. Следовательно, условию удовлетворяют те строки таблицы, в которых скорый поезд находится в пути более 40 часов. Таких вариантов три: поезда в Бийск, Бишкек и Варну.

Приложение 2.

Практическая работа «Создание запросов в MS Access»

Создать запросы для вывода на экран записей, отображающих информацию:

На оценку «3»

1. Учащиеся, родившиеся в 2004 году.

2. Учащиеся с мужскими именами.

3. Кто проживает по улице Школьной?

4. Сколько учащихся с фамилией на букву «С»?

На оценку «4» и «5»

5. Кто из учащихся увлекается танцами и есть компьютер?

6. Кто из учащихся проживает по улице на букву «П» и отсортировать номер дома по возрастанию.

7. Какие девочки выше 170 см и вес меньше 60 кг.

8. Рост ученика больше 160 см и ученик увлекается плаванием.

9. Рост ученика больше 160 см или ученик увлекается плаванием.

10. Кто родился в мае и фамилия на букву «П».

Приложение 3.

Оценочный лист ученика ______________________________ 9 Б кл.

Твое настроение в начале урока (нужный цвет подчеркнуть): желтый, розовый, оранжевый, зеленый.

№ п/п

Выполнение задания

Результат

1.

Ответы на вопросы:

1)             2)               3)           4)            5)

2.

Задание на соответствие:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

3.

Задание БД «Отправление поездов дальнего следования»

  1.                                      2)

4.

Практическая часть

1 уровень (на «3»)

2 уровень (на «4»)

5.

Задание 10.

а)                                         б)

6.

Итог урока. Вопросы:

Настроение в конце урока (нужный цвет подчеркнуть):

желтый, розовый, оранжевый, зеленый.

Оценка за урок: ___________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Запросы к базе данных

конспект урока по теме "Запросы к базе данных"...

Электронный тест по теме "Запросы к базам данных"

Электронный тест по теме "Запросы к базам данных" 9 класс...

Формирование запросов в базах данных

Материал предназначен для 11 класса...

Создание запросов в базе данных MS Access

План-коспект урока по информатике...

Видеоматериал по созданию простых запросов в Базах Данных

Видеоматериал использовался на дистанционном обучении при практических занятиях по созданию простых запросов в Базах Данных на примере Access 2007...

Учебный материал: Создание запросов в базе данных

Цели урока: формирование умения создавать запросы в СУБД Access....