План урока на тему «Форматирование документов в текстовых редакторах»
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс)

Таргын Надежда Владимировна

План урока в 10 классе по информатике на тему  «Форматирование документов в текстовых редакторах» по автору учебника Н.Д. Угринович


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_v_10_klasse_po_informatike_na_temu.docx94.68 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt819 КБ

Предварительный просмотр:

План урока в 10 классе по информатике на тему

 «Форматирование документов в текстовых редакторах»

по автору учебника Н.Д. Угринович

Цель урока: познакомить учащихся с форматированием таких объектов как страница и абзац, научить работать с параметрами этих объектов.

Задачи урока:

  • Воспитательная: формирование информационной культуры учащихся, дисциплинированности, усидчивости, культуры труда, положительной мотивации учебного труда
  • Развивающая: развитие основных психических функций, общих учебных навыков, алгоритмического мышления на примерах работы с аналогичными интерфейсами.

Обучающая: сформировать:

  • понимание отличий информационных задач и программных средств;
  • знания основных понятий по теме «Форматирование символа» (используя пункты меню Формат – Шрифт и Абзац)
  • умение решать информационные задачи с использованием компьютера;
  • навыки работы с нужными элементами интерфейса программы MS Word.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, презентация

План урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы, цели и плана урока. Мотивация.
  2. Актуализация знаний. Проверка знаний основных понятий по теме «Текстовый процессор Word».
  3. Знакомство с новым материалом.
  4. Здоровьесберегающий элемент урока.
  5. Закрепление. Практическая работа учащихся за компьютером.
  6. Итоги урока.
  7. Домашнее задание

Ход урока .

I.Организационный момент.

Приветствие обучающихся.

Мотивация: важность данной темы заключается в том, что она пригодится в дальнейшем при подготовке рефератов, написании курсовых и дипломных работ при обучении в вузах, при деловой переписке и подготовке документов.

II.  Актуализация знаний.

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС

  1. Что такое текстовый редактор? (Программы, предназначенные для обработки текста).
  2. Какие основные возможности таких программ вы можете назвать? (Редактирование документа, вставка в него объектов (рисунков), проверка орфографии и синтаксиса, сохранение и печать документа).

  1. Что значит создать новый документ?( Для создания нового документа необходимо присвоить документу уникальное имя и набрать весь текст на клавиатуре.)

  1. Как сохранить документ? (Для сохранения документа необходимо его скопировать из оперативной памяти во внешнюю.)

  1. Для каких целей производится выделение фрагментов текста? (Фрагмент текста выделяется для «перемещения» в буфер обмена с одновременным удалением его из документа; для «копирования» помещение копии фрагмента в буфер обмена и его сохранение в документе.)

  1. Как можно выделить текст?

( 1) Установить текстовый курсор слева от первого символа, который нужно выделить. Нажать клавишу Shift не отпуская её, выделите текст с помощью клавиш управления курсором.

2) Установить курсор на первое имя выделяемой области. Нажать кнопку мыши и, не отпуская её, перемещайте мышь, пока не будет выделено последнее слово.

3) Поставить указатель мыши на первое слово выделяемой области. Нажать левую клавишу Shift и щёлкните на последнем слове выделяемой области.)

III. Знакомство с новым материалом.

Вводная беседа учителя.

Форматирование - процесс представления внешнего вида документа или отдельных его объектов в требуемой форме.

Основными объектами текстового документа являются страница, абзац и символ. Для того чтобы красиво оформить документ, необходимо задать значения параметров форматирования этих объектов.

1) Параметры страницы

В начале работы над документом необходимо задать значения параметров страницы: формат, ориентацию, размер полей и так далее.

При создании реферата или заявления выбирают формат А4 (21x29,7 см) - стандартный размер листа бумаги для принтера. Для объявлений и плакатов подходит формат АЗ.

После определения формата необходимо задать ориентацию страницы: книжная или альбомная. Для обычного текста чаще используется книжная ориентация, а для таблиц с большим количеством столбцов - альбомная.

На странице можно также установить размеры полей (верхнего, нижнего, правого и левого), которые определяют расстояние от краев страницы до границы текста. Для вывода на каждую страницу одинакового текста (например, Имя автора, название документа) используется верхний и нижний колонтитул. Расстояние от края колонтитула до края страницы можно изменять.

Еще одним параметром форматирования страницы является нумерация страниц. Номера можно размещать вверху, внизу страницы, по центру, справа и слева.

При создании и обработке печатных документов в текстовом процессоре Мiсrоsоft Word могут использоваться следующие виды форматирования:

  • форматирование символов;
  • форматирование абзацев;
  • форматирование документа в целом.

В текстовом процессоре MS Word существуют два способа форматирования текста: прямое форматирование выделенных фрагментов и стилевое форматирование, с помощью которого можно переформатировать сразу несколько абзацев без предварительного их выделения.

Рассмотрим прямое форматирование текста на примерах форматирования шрифта.

Форматирование символа.

В свое время введение алфавита явилось величайшим достижением человечества. С помощью символов, отображающих звуки речи, информация передается не только на расстояния, но и во времени. Основная графическая единица текста – это символ. Последовательность символов образует текст.

 Давайте вспомним. Что такое символы?

СИМВОЛЫ – это буквы, пробелы, знаки пунктуации, цифры, специальные символы, такие, как @, *, &.

Символы можно форматировать (изменять их вид).

Символ имеет следующие параметры

  • гарнитура – вид шрифта;
  • кегль (размер);
  • начертание;
  • цвет.

Применение компьютера позволяет форматировать каждый отдельный символ набранного текста.

1. Шрифт.

ШРИФТ – полный набор символов определённого начертания, включая прописные и строчные буквы, знаки препинания, специальные символы, цифры и знаки арифметических действий.

Шрифты разделяют на две большие группы: шрифты с засечками и рубленые (без засечек). Например

Шрифты c засечками

Рубленые шрифты

Тimes New Rоmаn

Arial суr

Peterburg

Helvetica

Baltica

JoumalSans

 

Architecture

Иногда выделяют отдельную категорию шрифтов - шрифты свободного стиля: декоративные, рукописные, рекламные шрифты, которые трудно отнести к двум основным группам, например:

Decor 
Jikharev 
Kaliakra
Izhitsa.

В данном примере одна и та же фраза набрана тремя различными шрифтами, входящими в стандартный набор шрифтов Windows. Обратите внимание, что выбор шрифта влияет на длину строки. Определите, к какой из гpупп (рубленый или с засечками) можно отнести каждый из шрифтов.
Считается, что шрифты с засечками легче воспринимаются глазом, видимо, поэтому большинство издательств предпочитает использовать именно их. Рубленые шрифты используют для заголовков, выделений в тексте, подписей к рисункам.

2. Размер шрифта (кегль).

Единицей измерения шрифта является пункт.

Кегль – это величина площадки, на которой размещается символ (буква) с учетом свисающих, надстрочных и подстрочных элементов (диакритических знаков).

Так, например, для шрифта размером 14 пт кегль (как раз равный 14 пт) определяется как расстояние от верхнего выносного элемента (например, для буквы б) до нижнего выносного элемента (как в букве р). В этом случае понятно, что реальная высота символа а, набранного шрифтом 14 пт будет меньше 14 пт.

Выбирая размер шрифта, необходимо учитывать размер полосы набора, возраст читателя, характер издания, общий стиль оформления издания, объем книги. Для верстки учебныx пособий и книг для детей существуют жесткие правила, в которых отражено, какое шрифтовое оформление (шрифт, кегль, начертание, длина строки) можно применять для каждой возрастной группы дошкольников и школьников. Если же говорить о книгах для взрослых или документах, то наиболее предпочтительным размером является 9–11 пунктов. Для заголовков выбирается шрифт большего размера.

3. Начертание.

Кроме нормального (обычного) начертания символов обычно применяют полужирное, курсивное и полужирное курсивное.

Я учусь работать с текстовым редактором

Я учусь работать с текстовым редактором

Я учусь работать с текстовым редактором

Я учусь работать с текстовым редактором

Некоторые текстовые процессоры, помимо перечисленных стандартных вариантов начертания символов, предлагают дополнительные: подчеркнутое (одной или двумя линиями), сжатое, растянутое, сверхтонкое, жирное, наклонное (если курсив имитирует рукописный текст, то наклонное начертание представляет собой буквы обычного начертания, наклоненные вправо), контурное, с тенью.

4. Цвет.

Если планируется многоцветная печать документа, то для различных групп символов можно задать различные цвета, выбранные из предлагаемой текстовым редактором палитры.

 5. Форматирование шрифта.

Форматирование шрифта – изменение параметров введенных символов.

Текстовый процессор MS Word позволяет быстро и просто вводить и менять шрифт. Форматирование шрифта выполняется с помощью Панели форматирования или в диалоговом окне Формат / Шрифт. Быстро попасть в это окно можно через контекстное меню. Для этого надо щелкнуть правой клавишей мыши на нужном слове или выделенном фрагменте.

В открывшемся диалоговом окне можно задать вид шрифта (название гарнитуры), размер, начертание (прямое, полужирное, курсив), один из видов подчеркивания, специальные эффекты. Кроме этого, можно выбрать один из цветов шрифта.https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549741/img6.JPG

Если изменить формат шрифта во время ввода текста, то эта команда будет действовать до ее отмены. Если нужно переформатировать символ после ввода, то его надо выделить. Если же нужно переформатировать целое слово после ввода, то достаточно вместо его выделения зафиксировать курсор на любой букве этого слова.

Для задания формата шрифта используют два основных алгоритма: форматирование с помощью диалогового окна Формат / Шрифт, и форматирование с помощью Панели форматирования.

IV. Здоровьесберегающий элемент урока.

Далее вам ребята предлагается начать работу за компьютерами. Существует много различных способов настроиться на работу. Я предлагаю вам один из них.

– Сядьте поудобнее на стуле, запрокиньте ногу на колено, придержите ее руками, закройте глаза. Это поза бесконечности. Сосредоточьтесь над знаком бесконечность – вытянутая горизонтальная восьмерка. Она находится над вашим теменем, плавно колеблется над вашей головой. Вы его ярко представили. Постарайтесь удержать это изображение в вашем мысленном образе в течение нескольких секунд. (Пауза – молчание в течение 5 сек.). Спасибо! Откройте глаза ребята. Когда человек сталкивается с бесконечностью, он невольно задумывается о своем здоровье.

Компьютер для нас – это не только развлечение, но и инструмент для серьезной работы. Поэтому мы должны помнить и соблюдать правила поведения и техники безопасности при работе с ПК.

V. Закрепление полученных знаний. Практическая часть.

 Откройте заготовку и выполните практическую работу из методического пособия.

приложение

VI. Итоги урока. Учитель подводит итого урока.

VII. Домашнее задание.

Пункты 9.3.1 - 9.3.2, стр.344 - 348. Задания 9.4, стр. 345 и 9.5, стр. 348-349.

Литература.

Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 212 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Форматирование документов в текстовых редакторах

Слайд 2

ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТА - изменение внешнего вида текста, при котором не измениятся его содержание

Слайд 3

ВИДЫ ФОРМАТИРОВАНИЯ: форматирование символов; форматирование абзацев; форматирование целого документа.

Слайд 4

Основная графическая единица текста - это СИМВОЛ

Слайд 5

ПАРАМЕТРЫ СИМВОЛА гарнитура - вид шрифта; кегль (размер); начертание; цвет.

Слайд 6

ШРИФТ - полный набот символов определённого начертания, включая прописные и строчные буквы, знаки препинания, специальные символы, цифры и знаки арифметических действий.

Слайд 7

Шрифты с засечками Т imes New R о m ап Peterburg Baltica Рубленые шрифты A rial су r Helvetica JoumalSans Architecture

Слайд 8

Единица измерения шрифта - пункт

Слайд 9

Я учусь работать с текстовым редактором Я учусь работать с текстовым редактором Я учусь работать с текстовым редактором Я учусь работать с текстовым редактором КЕГЛЬ

Слайд 10

КЕГЛЬ - это величина площадки, на которой размещается символ (буква) с учётом свисания, надстрочных и подстрочных элементов(диакритических знаков)

Слайд 11

Я учусь работать с текстовым редактором Я учусь работать с текстовым редактором Я учусь работать с текстовым редактором Я учусь работать с текстовым редактором НАЧЕРТАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Создание документов в текстовом редакторе в ОС Linux"

Данный урок предназначен для учащихся 9 классов, по программе Н.Д.Угриновича в ОС Linux UBUNTU. При проведении урока используется интерактивная доска. Учащиеся имеют возможность параллельно изучать те...

Конспект урока по теме "Форматирование текстового документа. Списки".

К конспекту прилагается презентация, содержащая гиперссылки на текстовые документы. Прежде чем начать работу с презентацией, проверьте, пожалуйста, выполнение гиперссылок....

Разработка урока по информатике и ИКТ по теме «Создание, редактирование и форматирование документов в текстовом редакторе Word»

Разработка урока по информатике и ИКТ по теме «Создание, редактирование и форматирование документов в текстовом редакторе Word»...

Создание документов в текстовых редакторах 10 класс

Презентация к уроку в 10 классе по теме Создание документов в текстовых редакторах...

Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах.

Данная презентация предназначена для повторения основных возможностей ТР и ТП...

Конспект урока по теме: Форматирование текста в текстовом редакторе Writer (Open Office), 10кл

Тема урока: Форматирование текстаЦель урока: расширить практические умения работы в среде тектового редактора Writer пакета Open Office.Приложены файлы с практической работой и образцом выполняемой ра...