Доклад об использовании интерактивной доски в образовательном процессе
учебно-методический материал по информатике и икт

Ермакова Надежда Андреевна

Педагогика и интерактивные доски

Обучение с помощью интерактивных досок мало, чем отличается от привычных методов преподавания. Основы успешного проведения урока одни и те же, независимо от технологий и оборудования, которое использует преподаватель. Прежде всего, любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает ученикам лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_8_0.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Педагогика и интерактивные доски

Обучение с помощью интерактивных досок мало, чем отличается от привычных методов преподавания. Основы успешного проведения урока одни и те же, независимо от технологий и оборудования, которое использует преподаватель. Прежде всего, любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает ученикам лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.
Стандартный школьный урок, учитывая современные педагогические и информационные технологии обучения - интерактивные методы обучения - может развиваться так:

·         Подготовка к началу занятия

·         Объяснение целей занятия

·         Введение в новую тему или задание - может повторяться несколько раз   в течение занятия, так как является его основой

·         Развитие темы при участии школьников

·         Обсуждение в конце занятия того, что было пройдено, а также самого процесса обучения

Структура урока всегда остается та же - неважно, используется интерактивная доска или нет. Но в некоторых случаях интерактивная доска может стать хорошим помощником, например, при, так называемом, индуктивном методе преподавания, когда ученики приходят к тем или иным выводам, сортируя полученную информацию.

Учитель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, - при этом, привлекая к процессу учеников, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу. Но важно понимать, что этот эффективность работы с доской во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные ее возможности

Преимущества работы с интерактивными досками

Основные преимущества

1.Совместима с программами для всех лет обучения

2. Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами

3.Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе

4.Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию

Преимущества для преподавателей

·         Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса

·         Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов

·         Позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала

·         Позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их

·         Удобна при работе в большой аудитории

·         Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост

Преимущества для учащихся

·         Делает занятия интересными и развивает мотивацию

·         Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков

·         Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске

·         Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала

·         Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям

·         Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе

·         Им не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями

Факторы эффективного использования

·         Обеспечение доступа к интерактивной доске, чтобы преподаватели  могли набраться опыта

·         Использование доски не только преподавателями, но и учащимися

·         Предоставление преподавателю времени на подготовку к занятию

·         Временные затраты преподавателя для того, чтобы стать уверенным пользователем и подобрать ресурсы для занятия

·         Обмен идеями и ресурсами между преподавателями

·         Расположение доски в классе таким образом, чтобы не мешал солнечный свет и ничто не находилось между проектором и доской

·         Высокий уровень надежности и технической поддержки, чтобы свести к минимуму возможные проблемы

Планирование занятия на интерактивной доске

Интерактивные доски - не просто электронные "меловые" доски. Обучение с их помощью гораздо эффективнее обучения только с компьютером и проектором. Чтобы максимально использовать возможности интерактивной доски необходимо тщательно спланировать занятие. К тому же уроки, созданные на интерактивной доске можно использовать не один раз, и это сэкономит ваше время.

Интерактивные доски предоставляют широкие возможности преподавания различных дисциплин. Многие преподаватели признаются, что стали планировать занятия на интерактивных досках вместе с коллегами со своей кафедры, что привело не только к экономии времени, но и улучшению общего качества материалов.

Программное обеспечение для интерактивных досок позволяет четко структурировать занятия. Возможность сохранять уроки, дополнять их записями улучшает способ подачи материала.

Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи. Преподаватели, которые уже достаточно долго работают с досками, заметили, что качество их уроков заметно улучшилось.

Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но многие преподаватели замечают, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал.

Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех ваших проблем моментально. И преподаватели совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Иногда доска может пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения.

Преподавателям необходимо освоить специальное программное обеспечение для интерактивных досок и его основные возможности. Еще важно определить, какие ресурсы могут помочь в работе с интерактивной доской.

Преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:

  • Материалы к уроку можно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.
  • Можно создавать ссылки с одного файла на другой - например, аудио-, видео-файлы или Интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов. Кроме того, к интерактивной доске можно подключить и другое аудио- и видеооборудование. Это важно при изучении иностранного языка, когда преподаватели хотят, чтобы учащиеся могли одновременно читать текст и слышать произношение.
  • Материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование
  • После занятия файлы можно сохранить в школьной сети, чтобы ученики всегда имели доступ к ним. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно использовать во время проверки знаний учеников.

Технологии не стоят на месте — сегодня в учебных заведениях России все чаще можно встретить вместо маркерных досок — интерактивные доски SMARTBoard, а вместо библиотек наглядных пособий – мультимедийные электронные обучающие системы. В совокупности использование интерактивного оборудования (интерактивных досок SMARTBoard, интерактивных дисплеев Sympodium и др.) и новых электронных обучающих систем, а также электронных учебников позволяет ввести принципиально новый формат проведения учебного занятия. Всего лишь одно прикосновение к интерактивной доске SMARTBoard дает возможность перейти от одной темы занятия и другой, провести интерактивные лабораторные занятия (даже при отсутствии настоящего лабораторного оборудования), протестировать и сделать видеозапись ответа учащегося специальным рекордером, встроенным в программное обеспечение интерактивной доски SMARTBoard.

Как правило, такие электронные обучающие системы содержат учебные материалы, систему тестирования, конструктор уроков, журнал преподавателя и поисковую систему. Электронные учебники объединяют в себе достоинства электронных энциклопедий, гипертекстовых учебников, программ-репетиторов с новыми учебно-методическими приемами.

С помощью тактильного управления интерактивной доской SMARTBoard можно легко и быстро настроить электронный учебник – включать специальные режимы просмотра (например, увеличение во весь экран нужного объекта), управлять звуковым сопровождением электронного занятия, создать свой урок, пользуясь специальным конструктором (прикрепить к уроку свои иллюстрации и ввести текстовую информацию), сделать графические комментарии маркером к изучаемой теме, или проставить оценки учащимся в электронном журнале, используя виртуальную клавиатуру интерактивной доски.

Применение электронных учебников на интерактивных досках SMARTBoard помогает делать образовательный процесс занимательным и интересным. Однако,  работа на интерактивных доскахSMARTBoard с такими учебниками имеет свою специфику – учебники должны иметь простой и понятный интерфейс, содержание с гиперссылками для быстрого перемещения по темам, большие кнопки навигации для удобства тактильного управления учебником с помощью интерактивной доскиSMARTBoard, свободное место для добавления письменных комментариев к изучаемой теме, а также интерактивные задания, позволяющие не только быстро пройти тест с помощью тактильного управления интерактивной доской, но и записать ответ видеорекордером и сохранить его для дальнейшей оценки.

Для проверки текущего уровня знаний учащихся в электронных учебниках разработаны специальные интерактивные задания. Это интерактивные лабораторные работы (например, по физике можно собрать электронную схему проводников), интерактивные кроссворды по изучаемой теме, интерактивные контурные карты (например, по географии можно на интерактивной контурной карте разместить страны и обозначить климатические пояса), интерактивное тестирование (например, по русскому или иностранному языку можно проверить орфографию и пунктуацию, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания), интерактивные контрольные вопросы с вариантами ответа. Система управления интерактивными заданиями дает возможность проверить ответы, посмотреть комментарии к ответам и просчитать оценочные баллы.

Внедрение интерактивных SMART технологий в сферу образования приводит к изменению самого процесса обучения. А разработка и дальнейшее использование электронных обучающих систем для работы на интерактивных досках SMARTBoard позволяют сделать процесс обучения интересным и творческим, а также обеспечить устойчивую мотивацию у учащихся к получению знаний.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ

Новосибирский государственный педагогический университет, кафедра информатики и дискретной математики

Интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в школе, технология работы с которой сегодня активно осваивается учителями самых разных школьных предметов. Возможность использования клеточного поля и построения на нем прямых и точек избавила учителя от утомительной меловой работы, которая всегда присутствует на обычной доске при изучении этих тем, позволила заготовить для урока большое многообразие упражнений и задач.

Технология Drag & drop (выделить объект и перетащить в нужное место) была применена для закрепления понятия угла. Верхняя часть рабочего поля на доске разделена на 4 части, каждая из которых соответственно подписана «центральный угол», «вписанный угол», «вертикальные углы», «смежные углы». В нижней части экрана приведена коллекция рисунков, изображающих разнообразные варианты углов, среди которых есть и рисунки-«ловушки», неудовлетворяющие определениям вышеперечисленных углов. Учащимся, работающим у доски, необходимо выделить выбранный рисунок, переместить в соответствующую область и обосновать свои действия через проговаривание определения выбранного угла.

Аналогичным образом был построен фрагмент другого урока, закрепляющий понятия тупого, острого, прямого и развернутого углов. Но первоначально для освоения этих понятий использовалась не технология Drag & drop, а непосредственное построение углов на доске с помощью инструмента «Линия».

Упражнения типа «установить соответствие» использовались на уроках русского и иностранного языков (например, по теме «Спряжение глаголов», «настоящее и прошедшее время глаголов»), химии («классификация неорганических веществ»), географии («государства Европы») и др., когда учащимся необходимо было захватить текстовый объект и перетащить его в нужную по смыслу область рабочего поля интерактивной доски.

Эффективно сработал прием выделения фрагмента рисунка и его подписи с помощью электронного маркера на уроках информатики («устройство компьютера», «знакомство с интерфейсом различных программ»), природоведения («строение вулкана»), истории и географии при работе с картами и схемами.

Возможность работы с текстом как с отдельными блоками помогает учителям русского и иностранного языков при его разборе или анализе. Меняя порядок слов в предложении можно добиться максимальной наглядности при построении, например, вопросительного предложения или конструировании нового. Этот же прием применяется для эффективного изучения тем по словообразованию. Учителя-словесники успешно используют электронные заготовки текстов для выполнения большого количества упражнений по расстановке знаков препинаний.

 

Практические вопросы использования интерактивной доски Smart Board в современном образовательном процессе

 

Великая цель образования –
это не знания, а действия.

Г. Спенсер

         Любой учитель знает, что такое испачканные мелом рукава и грязные разводы на доске, которые не смываются никакой тряпкой. Очень скоро эти неизменные атрибуты любого учебного кабинета уйдут в небытие. Такая участь постигла нашу вечную мучительницу и помощницу, традиционную хозяйку учебных классов, которую потихонечку, но все увереннее вытесняет интерактивная доска. Сегодня интерактивные доски Smartboard занимают свои места в классах и аудиториях многих стран мира, в том числе и России.

Если исходить из того, что урок – деловая игра, то математик играет символами, гуманитарий – словами, а правила, по которым они так делают, остаются для ребенка тайной. Ученика можно сделать причастным к раскрытию тайны. И именно здесь интерактивная доска становится тем игровым полем, на котором делать это легко и комфортно, на котором можно совершать многочисленные разнообразные ходы. Ничего подобного не позволяет обычная школьная доска.

Интерактивная доска удобна в обращении и интересна учащимся. Освоить технологию работы с ней несложно. Этот виртуальный экран способен дать более яркое, более обширное представление об изучаемом объекте. Он способен наглядно и мобильно представить то, что трудно или скучно объяснять словами. Тактильное управление облегчает восприятие новой информации (возможность писать поверх изображения, перемещать демонстрируемые проектором объекты по доске, задействовать интерактивные органы управления и т.п.), что выводит визуальную составляющую учебных процессов на гораздо более высокий уровень и существенно “развязывает руки” преподавателям, предоставляя возможность создавать динамичные уроки, которые захватывают внимание учеников. Интерактивная доска, независимо от того, где и для каких целей она применяется, является мощным инструментом визуального представления данных. На ней можно размещать большое количество разноплановой информации, плотность которой намного выше, чем на обычной доске. Специальное программное обеспечение позволяет преподавателю создавать авторские уроки.

Подготовка занятия с использованием интерактивной доски предполагает серьезную дополнительную работу по формированию материала в электронном виде. Разработка уроков с использование интерактивной доски - достаточно трудоемкий процесс. Однако он приносит весьма богатые плоды.

Отказ от мела и фломастера благодаря интерактивной доске делает учебный процесс комфортнее (чистые руки, чистая одежда, нет соприкосновения с водой и мокрой тряпкой).

С появлением интерактивной доски на уроках изменилось многое, так как интерактивная доска для учителя – это возможность проявить и реализовать свои творческие способности при подготовке и проведении уроков. Уроки стали динамичны, мобильны. Наглядность и возможность сравнить, совместить, построить, измерить представляется в реальном виде. Использование всех учебных программ расширяет возможности организации учебной деятельности учащихся на уроке и дома. С появлением интерактивной доски мои ученики стали для меня все без исключения одаренными детьми, которые проявляются смелее и увереннее в решении математических задач. Важнейшей задачей учебного процесса является воспитание творчески активной личности. Опыт работы показал, что инновационные технологии в учебном процессе позволяют раскрыть и увлечь детей наукой и дать им хорошие знания.

Можно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать. Это важно и для ученика, и для учителя.

Низкая успеваемость часто объясняется невнимательностью, причина которой — в незаинтересованности ученика. Используя интерактивную доску, я имею возможность привлечь и успешно использовать внимание класса. Когда на доске появляется текст или изображение, то у ученика стимулируется одновременно несколько видов памяти.

Следует отметить, что на компьютерной доске в памяти остаются все ходы и передвижения в процессе решения поставленной учителем задачи. Для учителя это тоже очень важно, потому что он может обратиться к этому материалу и проанализировать успешность учеников, а также при необходимости может показать родителям, какими задачами они занимаются на уроке.

Smartboard можно применять и в качестве релаксационного инструмента, достаточно подобрать для класса несколько балансировочных упражнений, которые выполняются с помощью коллекции программ, входящей в программное обеспечение.

Таким образом, используя интерактивную доску, мы можем максимально эффективно организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.

Школьный урок — это всегда таинство, волшебство, это неповторимый педагогический шедевр, который возникает благодаря личности учителя, его профессиональному мастерству, а также методическому уровню и техническому оснащению занятия. Творческое и глубоко продуманное использование учителями интерактивных образовательных систем создает прекрасные развивающие возможности как для школьников, так и для самих педагогов, обеспечивает современный уровень образовательной деятельности на уроках.

Изучить программное обеспечение SmartBoard и ее функциональные возможности (писать виртуальными чернилами, печатать тексты, строить фигуры, группировать и разгруппировывать объекты, увеличивать или уменьшать размеры, распределять информацию на слайдах, переходить на следующие слайды, использовать задвижку для скрытия информации, применить коллекционные материалы, прикреплять для гиперссылок нужные файлы, сохранять набранный материал и открывать его по необходимости). Знайте, что многие функции работы в SmartBoard 9.5 такие же как и в аналогичных текстовых редакторах;

Загрузить программное обеспечение на те компьютеры, где вы работаете и готовитесь к урокам. Приобретите флеш-память для переноса подготовленных материалов;

Составьте план урока и создайте необходимые сопровождающие слайды к уроку. После того как фрагмент урока вами составлен и вы определили, на каком этапе урока будете применять, надо включить компьютер, сделать калибровку, открыть свой файл. Затем постепенно, если ученики не знают как работать на компьютере, инструктировать учащихся по работе с чернилами, ластиком и другими инструментами. На самых первых уроках все ученики тянут руки, чтобы подойти к доске и ответить. Перемены используйте для тренинга работы на интерактивной доске Когда все ученики освоят работу на доске, ажиотаж проходит и наступает деловая научная работа.

Все созданные файлы систематизируйте в единую методическую базу и добавляйте в нее любые тематические разработки к уроку (презентации, видео-материалы, и т.п.).

Предложите учащимся загрузить программное обеспечение на свой компьютер и использовать его при выполнении домашних заданий, для изучения пропущенных уроков или подготовки собственных материалов к уроку.

Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.

Она реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность.

Интерактивная доска работает вместе с компьютером и видеопроектором, представляя собой единый комплекс. На ней можно делать все то же, что и на обычном компьютере.

В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске может быть подключён микроскоп, документ-камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.

Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. Таким образом, интерактивная доска еще позволяет сэкономить драгоценное время.

Используя такую доску, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрирование вопросов методики информатики и архитектуры компьютера при изучении темы «Мультимедийные проекторы, интерактивные доски в образовательном процессе»

Предмет: методика обучения информатике (тип урока: комбинированный) Продолжительность: 2 урока по 45 минут. Группа: 4 курс. Технологии: мультимедийные технологии, групповая технология обучения, акт...

Использование интерактивной доски в учебном процессе

  Эффективное использование преподавателем всех возможностей новой технологии жизненно важно для расширения учебного процесса. Успех урока, конечно, не зависит от новых технологий и обору...

Методические рекомендации "Применение интерактивной доски в образовательном процессе"

Каждый отдельно взятый урок - это звено в цепи уроков; сложная процессуальная система, состоящая из компонентов - этапов. И на каждом этапе возможно применение ИКТ и НИТ, как еще одного инструмента ис...

3. Использование интерактивной доски интерактивной доски в образовательном процессе на примере преподавания предмета МУЗЫКА

Пояснительная записка. Мастер-класс был проведен в апреле 2012 года в рамках проведения недели передового педагогического опыта в МБОУ Игримской СОШ № 1. Цель: Заинтересовать слушателей возможностями ...