Рабочая программа по учебному предмету «Информатика" 5 класс
рабочая программа по информатике и икт (5 класс)

Рабочая программа «Информатика и ИКТ» для учащихся 5 классов  разработана  на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ для 5-6 классов», БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г., в соответствии с  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:

1)        Информатика: учебник для 5 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2017.

2)        Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2017.

Информатика. 5-6 классы. Методическое пособие. ФГОС, / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2017

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_informatike_5_klass.doc311 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 72»

Рабочая программа по учебному предмету

«Информатика и ИКТ»

 5  класс

Разработана:

Карповой Натальей Александровной,

учитель информатики МАОУ СОШ №72,  

первая квалификационная категория.

г. Лесной

2018г.


1. Целевой раздел

       1.1. Пояснительная записка

       1.2. Содержание тем учебного курса

2. Содержательный раздел.

        2.1. Место учебного предмета в учебном плане. Характеристика УМК

        2.2. Учебный план курса

        2.3. Календарно-тематическое  планирование

        2.4. Требования к уровню подготовки учащихся

        2.5. Организация  мониторинга учебных достижений

3. Организационный отдел

        3.1.  Перечень учебно –методического обеспечения

        3.2. Список литературы

4. Приложение к программе

5. Итоги реализации рабочей программы и задачи по её коррекции и развитию на следующий год.

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Рабочая программа «Информатика и ИКТ» для учащихся 5 классов  разработана  на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ для 5-6 классов», БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017 г., в соответствии с  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:

  1. Информатика: учебник для 5 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2017.
  2. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2017.
  3. Информатика. 5-6 классы. Методическое пособие. ФГОС, / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2017.

Изучение информатики и ИКТ в  5 классах направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  •  пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  •  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 5 классе необходимо решить следующие задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе основного общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ и авторской программой учебного курса.

1.2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

Содержание курса информатики и информационных и коммуникационных технологий для 5-7 классов общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями.

  1. Модуль «Теоретическая информатика»

Основные понятия: информация, информативность, объект, система, информационный объект, информационный процесс, кодирование информации.

Темы для изучения:

  • Информатика и информация.
  • Многообразие форм представления информации.
  • Действия с информацией: поиск информации, сбор информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.
  • Кодирование информации.
  • Метод координат как универсальный способ кодирования графической информации с помощью чисел.
  1. Модуль «Средства информатизации»

Основные понятия: компьютер, процессор, оперативная память, внешняя память, носители информации, устройства ввода информации, устройства вывода информации, файл, меню, окно, операционная система, интерфейс.

Темы для изучения:

  • Аппаратное обеспечение компьютера.
  • Виды памяти в компьютере.
  • Информационные носители.
  • Файл, основные операции с файлами.
  • Программное обеспечение компьютера.
  • Назначение и основные объекты операционной системы.
  • Персональный компьютер как система.
  • Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере.
  1. Модуль «Информационные технологии»

Основные понятия: текстовый редактор, графический редактор, калькулятор, электронные таблицы, мультимедийный документ.

Темы для изучения:

  • Текстовый редактор: назначение и основные функции.
  • Графический редактор: назначение и основные функции.
  • Калькулятор и его возможности.
  • Электронные таблицы: назначение и основные функции.
  • Мультимедийные технологии.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. ХАРАКТЕРИСТИКА УМК.

Программа рассчитана на 35 часов. Программой предусмотрено проведение:

  • практических работ – 18
  • контрольных работ – 4

Используемые технологии, методы и формы работы

При организации занятий школьников 5 класса по информатике и информационно коммуникативным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.

На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

 словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);

 наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

 практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);

 проблемное обучение;

 метод проектов;

 ролевой метод.

Основные типы уроков:

 урок «открытия» новых знаний;

 урок рефлексии;

 урок построения системы знаний;

 урок развивающего контроля.

Формы организации деятельности обучающихся:

 индивидуальные;

 групповые.

В 5 классе наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом, с учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а конец урока планировать практическую деятельность учащихся.

Содержание авторской программы Босовой Л.Л. ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • Информатика: учебник для 5 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2017.
  • Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2017.
  • Информатика. 5-6 классы. Методическое пособие. ФГОС, / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2017.
  • комплект цифровых образовательных ресурсов;
  • сборник занимательных задач, в котором  собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся в 5 классе, даны ответы, указания и решения.

Изменения, внесенные в авторскую программу Л.Л. Босовой, взятую за основу написания Рабочей программы:

№ п/п

Изменение

Основание

Тема 1 «Информация вокруг нас»

Уменьшение количества часов с 13 ч  до 9 ч

4 часа добавлены на изучение темы «Информационные технологии»

Тема 2 «Информационные технологии»

Увеличение количества часов с 13 ч  до 17 ч.

Увеличение количества часов происходит за счет 4 ч. Темы «Информация вокруг нас» в связи с выполнением большого объема практических работ.

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями:  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 класс (35 ч)

Информация вокруг нас  (9 часов)

Информация и информатика. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения ) в компьютер.

Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Компьютерные объекты, их имена и графические обозначения. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач.

Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши.

Компьютерные меню. Главное меню.

Запуск программ. Окно программы и его структура.

Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Компьютерный практикум

Практическая работа №1. Вспоминаем клавиатуру.

Практическая работа №2. Вспоминаем приемы управления компьютером.

Практическая работа №3. Создаем и сохраняем файлы

Практическая работа №4. Работаем с электронной почтой.

Клавиатурный тренажер.

Информационные технологии  (17 часов)

Текстовый редактор.

Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.

Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.

Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).

Создание и форматирование списков.

Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.

Компьютерная графика.

Простейший графический редактор.  

Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.

Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование.  Преобразование фрагментов.

Устройства ввода графической информации

Компьютерный практикум

Практическая работа №5. Вводим текст.

Практическая работа №6. Редактируем текст.

Практическая работа №7. Работаем с фрагментами теста.

Практическая работа №8. Форматируем текст.

Практическая работа №9. Создаем простые таблицы.

Практическая работа №10 Строим диаграммы.

Практическая работа №11. Изучаем инструменты графического редактора.

Практическая работа №12 Работа с графическими фрагментами.

Практическая работа №13. Планируем работу в графическом редакторе.

Практическая работа №14. Создаем списки.

Практическая работа №15. Ищем информацию в сети Интернет.

Практическая работа №16. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор.

Информационное моделирование (3 часа)

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Элементы алгоритмизации (4 часа)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм.  Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Робот, Чертёжник, Черепаха и др. Компьютерный практикум

Практическая работа №17. Создаем анимацию.

Практическая работа №18. Создаем слайд-шоу.

2.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА.

Тема

Количество часов

Авторская программа Л.Л. Босовой

Рабочая программа

1

Информация вокруг нас.  

13

9

2

Информационные технологии.

13

17

3

Информационное моделирование

3

3

4

Элементы алгоритмизации

4

4

Резерв

2

2

ИТОГО:

35

35

№ п/п

Тема раздела

Количество  часов

В том числе

Теория

Практические работы

Контрольные работы

1

Информация вокруг нас.  

9

4

4

1

2

Информационные технологии.

17

3

12

2

3

Информационное моделирование

3

3

0

0

4

Элементы алгоритмизации

4

1

2

1

5

Резерв

2

2

0

0

ИТОГО:

35

11

18

4

Тематические и итоговые контрольные работы

Тематика

Вид

Форма

1

Информация и информационные процессы

   Тематический контроль

Интерактивное тестирование/

тестирование по опросному листу

2

Устройства компьютера и основы

пользовательского интерфейса

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/

тестирование по опросному листу

3

Обработка информации средствами текстового  редактора

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/

тестирование по опросному листу

4

Информационные процессы и информационные

технологии

Итоговый контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

2.3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Метапредметные  УУД: П - познавательные, К – коммуникативные, Р – регулятивные

№ п/п

Дата урока

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Личностные

предметные

результаты

метапредметные  УУД

Информация вокруг нас.  9 часов

Цели изучения курса информатики. ТБ и организация рабочего места. Информация  вокруг нас.

-формирование представления о предмете изучения, знания техники безопасности и правильной организации рабочего места;

- развитие умения работать с текстом, структурировать знания;

- формирование интереса к предмету

Получить общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об информации и информационных процессах. Знать  правила техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе

П -Умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику. Обобщение и систематизация представлений учащихся об информации и способах ее получения человеком из окружающего мира        

К - Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью

Р - Целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе. Доброжелательное отношение к окружающим.

Компьютер - универсальная машина для работы с нформацией

-формирование представления об устройством компьютера, о требованиях безопасности и гигиены при работе с компьютером;

- развитие умения организации собственной учебной деятельности;

- формирование умений управлять учебной деятельностью

Знать основные устройства компьютера и их функции

П - Основы ИКТ-компетентности, актуализация и систематизация представлений об основных устройствах компьютера и их функциях, расширение представления о сферах применения компьютеров        

К - Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач.

Р - Планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Смыслообразование –представление о роли компьютеров в жизни современногочеловека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Ввод информации в память компьютера. Практическая работа№1 «Вспоминаем клавиатуру»

- формирование представления о различных устройствах ввода информации в компьютер;

- развитие умения организации собственной учебной деятельности;

- формирование умений управлять учебной деятельностью

 Иметь представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера.

П - Общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Основы ИКТ-компетентности; умение ввода информации с клавиатуры;

К - Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач

Р – Планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации                

Понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати

Управление компьютером. Практическая работа №2  «Вспоминаем приёмы  управления компьютером»

-актуализировать общие представления учащихся о программном

обеспечении компьютера;

- вспомнить способы взаимодействия пользователя с программами и

устройствами компьютера с помощью мыши;

- вспомнить способы управления компьютером с помощью меню.

Иметь общие представления о пользовательском интерфейсе, о приѐмах управления компьютером. Научиться определять ПО компьютера и его функции. знать основные объекты Рабочего стола и уметь работать с ними.

П - Общеучебные – актуализировать и структурировать общие представления учащихся о программном обеспечении компьютера,.иметь навыки управления компьютером.

К - Инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения взаимодействие – формулировать собственное мнение, слушать собеседника;

Р – Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную

Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере

Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы».

- раскрыть суть информационного процесса хранения информации;

-  углубить и систематизировать представления о носителях информации;

-  рассмотреть понятия файла и папки;

-  восстановить умения создания и сохранения файлов в личной папке

Иметь общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей

информации; уметь создавать и сохранять файлы в личной папке.

П - Общеучебные – ставить и формулировать проблемы. понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ-компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве

К - Инициативное сотрудничество – задавать вопросы, проявлять активность; использовать речь для регуляции своего действия

Р – Целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия по созданию и сохранению файлов; коррекция – вносить в процессе работы необходимые изменения и дополнения

Самоопределение – готовность и способность к саморазвитию, понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.

Передача информации

Контрольная работа № 1 по теме «Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса»

- формирование представления об информационном процессе передачи информации, о схеме передачи информации;

- развитие умения владеть основными общеучебными умениями информационно-логического характера;

- воспитание положительного отношения к труду

Научиться определять  источник, приемник информации, канал связи, помехи в различных ситуациях; определять  способы передачи информации на разных этапах развития человечества.

П - Общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

К - Формулировать собственное мнение, слушать собеседника

Р – Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известноо передаче информации и усвоено, и того, что еще неизвестно

Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики

Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой».  

-  познакомить учащихся с электронной почтой как средством

коммуникации;

-  зарегистрировать почтовые ящики для каждого ученика;

-  отработать на практике умения написания, отправки и получения

электронных писем.

работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

Формирование навыков безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами в Интернете. Получит общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме

П - Основы ИКТ-компетентности; умение отправлять и получать электронные письма, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К - Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач

Р – Планирование – выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную.

Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики. Способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания

В мире кодов. Способы кодирования информации

- формирование представления о многообразии окружающих человека кодов, о  роли кодирования информации;

-  развитие умения владеть основными общеучебными умениями информационно-логического характера;

- воспитание положительного отношения к труду

Научиться кодировать  и декодировать информацию, различать различные коды, применять коды на практики.

П - Знаково-символические – умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую.

К - Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника

Р – Выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Саморегуляция  - способность к мобилизации сил и энергии;

Понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики. установка на здоровый образ жизни.

Метод координат

- формирование представления о формах представления информации, о методе координат;

Иметь представление о методе координат. Научиться работать с координатной плоскостью, пользоваться методом координат

П - Понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи.

К - Планирование учебного сотрудничества – слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь

Р – Формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила в работе с координатной плоскостью.

Понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.

Информационные технологии 17 часов

Текст как форма представления информации. Компьютер — основной инструмент подготовки текстов

-  формирование представления учащихся о формах представления информации;

о тексте как одной из наиболее распространённых форм представления информации;

- развитие умения работать с текстом

- воспитание положительного отношения к труду

Иметь общее представление о тексте как форме представления информации; уметь создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации

П - Основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме, знание  исторических аспектов создания текстовых документов

К - Формулировать свои затруднения, ставить вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника

Р – Целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно подготовке текстовых документов  и усвоено, и того, что еще неизвестно

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Освоение общемирового культурного наследия

Основные объекты текстового документа .Ввод текста. Практическая работа №5  «Вводим текст»

-  дать учащимся представление об основных объектах текстового

документа;

 - закрепить представления о программных средствах – текстовых редакторах и

текстовых процессорах.

-  напомнить учащимся основные правила ввода текста;

Иметь понятие о документе, об основных объектах текстового документа; знать основные правила ввода текста; уметь создавать несложные текстовые документы на родном языке

П - Осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; структурирование знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

К - Учиться организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Р – Преобразовывать практическую задачу в образовательную, использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Нравственно-этическая ориентация, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Редактирование текста. Практическая работа №6. «Редактируем текст»

-  формирование представления о фрагменте текстового документа; расширить представления и сформировать навыки учащихся по редактированию текста

- развитие умения работать с текстом

- воспитание положительного отношения к труду

Получить представление о редактировании как этапе создания текстового документа; уметь редактировать несложные текстовые документы на родном языке

П - Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме, выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К - Формулировать свои затруднения; формулировать собственное мнение, слушать собеседника;

Р – Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач , вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Фрагменты текста.  Практическая работа №7. «Работаем с фрагментами текста».

-  дать учащимся представление о фрагменте текстового документа

-  ввести понятие буфера обмена;

-  продемонстрировать учащимся эффективные приѐмы редактирования

текстовых документов за счет работы с фрагментами ;

-  закрепит на практике умения работы с фрагментами.

- развитие умения работать с текстом

- воспитание положительного отношения к труду

Развитие навыков и умений использования компьютерных устройств. Научиться работать с фрагментами текста

П - Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; умение выполнять основные операции по редактированию текстовых документов

К - Общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности

Р – Постановка цели и планирование путей достижения цели, коррекция и оценка работы        

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

Форматирование текста. Практическая работа №8  «Форматируем текст»

-  формирование представления об этапе форматирования при подготовке документов на компьютере; о возможности компьютера по обработке текстовой информации.

- развитие умения работать с текстом

- воспитание положительного отношения к труду

Получить представление о форматировании как этапе создании текстового документа; уметь форматировать несложные текстовые документы;

П - Умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

К - Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества

Р – Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия

Самопознание и самоопределение, включая самоотношение и самооценку. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Структура таблицы. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы»

- акцентировать внимание учащихся на достоинствах и недостатках текстовой

формы представления информации;

-  дать представление о таблице как очень удобной форме структурирования

однотипной текстовой информации;

- развитие умения работать с текстом

- воспитание положительного отношения к труду

Получить представление о структуре таблицы; уметь создавать

простые таблицы.

П - Умение применятьтаблицы для представления разного рода однотипной информации

К - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Р – Преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды,  знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

Табличный способ решения логических задач. Контрольная работа № 2 по теме «Создание текстовых документов»

-  акцентировать внимание учащихся на достоинствах табличной формы

представления информации;

-  дать представление о таблице как очень удобной форме фиксации взаимно

однозначного соответствия между объектами двух множеств ;

-  закрепить умения создания простых таблиц средствами текстового

процессора.

Уметь представлять информацию в табличной форме. Научиться решать логические задачи табличным способом

П - Анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам. Умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами;

К - Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества

Р – Постановка цели и планирование путей достижения цели, коррекция и оценка работы

Нравственно-этическая ориентация, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Наглядные формы представления информации От текста к рисунку, от рисунка к схеме. 

-  расширить представления учащихся о разнообразии наглядных форм

представления информации;

-  привести примеры использования схем для решения задач.

Уметь выбирать способ представления данных в наглядной форме в соответствии с поставленной задачей.

П - Формирование умений формализации и структурирования информации Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче.

К - Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества

Р – Планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата

Потребность в самореализации, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Диаграммы. Практическая работа №10  «Строим диаграммы».

- расширить представления учащихся о разнообразии наглядных форм

представления информации;

-  сформировать умения создания столбиковых и круговых диаграмм

Уметь структурировать информацию, уметь строить столбиковые и круговые диаграммы

П - Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные.

К - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Р – Постановка учебной задачи, - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; контроль в форме сличения действия и его результата с заданным эталоном

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Практическая работа №11  «Изучаем инструменты графического редактора».

-  закрепить умения построения диаграмм;

-  акцентировать внимание на графических возможностях компьютера;

-  актуализировать знания о графическом редакторе и навыки работы в нем;

-  сформировать умение определять инструменты графического редактора

для выполнения базовых операций по созданию изображений

Уметь создавать несложные изображения с помощью графического редактора. определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений

П - Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче

К - Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества

Р – Планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата, коррекция и оценка работы

Потребность в самореализации. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Устройства ввода графической информации. Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»

-  закрепить умения работы в графическом редакторе;

-  познакомить учащихся с возможностями работы с фрагментами в

графическом редакторе;

-  сформировать умения создавать сложные графические объекты путѐм

преобразования графических фрагментов

Уметь создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; иметь представления об устройстве ввода графической информации.

П - Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

К - Умение придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества

Р – Постановка учебной задачи,  планирование путей достижения цели

Формирование навыков самооценки. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Графический редактор. Практическая работа №13  «Планируем работу в графическом редакторе»

-  закрепить умения работы в графическом редакторе;

-  закрепить умения работы с фрагментами в графическом редакторе;

-  сформировать умения создавать сложные графические объекты из

простых с предварительным планированием работы

Уметь создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов

П - Умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых

К - Формулировать свои затруднения, ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника

Р – Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Потребность в самореализации

Разнообразие задач обработки информации

Контрольная работа № 3 по теме «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов»

дать учащимся представление о процессе обработки информации как решении информационной задачи;

-  привести примеры информационных задач;

-  дать учащимся представление о двух типах обработки информации;

-  акцентировать внимание учащихся на обработке информации, изменяющей форму представления.

Иметь представление об информационных задачах и их разнообразии; знать  о двух типах обработки информации, иметь представление о систематизации информации

П - Умение выделять общее; представления о подходах к упорядочению (систематизации) информации

К - Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества

Р – Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из личных ценностей

Систематизация информации. Практическая работа №14 «Создаём списки»

Различать процессы обработки информации. Понимать роль компьютера как инструмента обработки текстовой информации

Получить представление о списках как способе упорядочивания информации; уметь создавать нумерованные и маркированные списки

П - Представления о подходах к сортировке информации; понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать нумерованные или маркированные списки;

К - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Р – Умение планировать и осуществлять деятельность, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

Поиск информации. Практическая работа №15  «Ищем информацию в сети интернет».

Понимать принципы поиска информации, Моделировать различные способы установления взаимно-однозначного соответствия на предметных моделях

Формирование навыков безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами в Интернете. Представление о поиске информации как информационной задаче.

П - Умения поиска и выделения необходимой информации  ИКТ-компетентность: поиск и организация хранения информации

К - Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества

Р – Планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата

Первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов использования.

Кодирование как изменение формы представле-ния информации.

Кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды

Получить представление о кодировании как изменении формы представления информации

П - Умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи

К - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Умение формулировать свои затруднения, ставить вопросы, обращать за помощью

Р – Постановка цели и планирование путей достижения цели, коррекция и оценка работы

Понимание роли информационных процессов в современном

Мире, готовность и способность обучающихся к саморазвитию

Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16  «Выполняем вычисления с помощью программы калькулятор»

Различать задачи обработки

информации. Различать способы преобразования числовой и текстовой информации. Приводить примеры обработки информации, ведущие к изменению ее формы, но не содержания. Приводить примеры обработки информации в результате которой можно получить новую информацию. Анализировать поэтапное преобразование информации в соответствии с блок-схемой.

Научиться преобразовывать информацию по заданным правилам; вычислять с помощью приложения Калькулятор

П - Умение анализировать и делать выводы; ИКТ-

компетентность; умение использовать приложение Калькулятор для решения вычислительных задач;.

К - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Р – Постановка цели и планирование путей достижения цели, коррекция и оценка работы

Понимание роли информационных процессов в современном мире. готовность и способность обучающихся к саморазвитию

Информационное моделирование 3 часа

Преобразование информации путём рассуждений

Анализировать входную информацию: выделять значимые объекты и устанавливать между ними связь. Преобразовывать её в выходную информацию.

Научиться преобразовывать информацию путем рассуждений

П - Умение анализировать и делать выводы

К - Организовывать и планировать сотрудничество с учителем и сверстниками        

Р – Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ

Понимание роли информационных процессов в современном мире , готовность и способность обучающихся к саморазвитию

Разработка плана действий и его запись

Рассматривать план действий как один из возможных результатов решения информационной задачи. Различать формы записи плана действий. Выделять операции в действии; Описывать в речевой форме план действий.Анализировать заданный план действий с точки зрения его эффективности и правильности результата. Сравнивать планы действий с точки зрения их эффективности.

Представление об обработке информации путем разработки плана действий

П - Умение определять способы действий в рамках предложенных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации        

Р – Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности.

Способность обучающихся к саморазвитию, понимание роли информационных процессов в современном мире

Запись плана действий в табличной форме

Понимать процесс преобразования информации путем логических рассуждений как способ обработки информации,

ведущий к получению новой информации. Преобразовывать входную информацию в выходную путем логических рассуждений. Закрепить навыки использования графических инструментов.

Представление об обработке информации путем разработки плана действий;

П - Умение определять способы действий в рамках предложенных условий; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

К - Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Р – Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности,. оценивать правильность выполнения поставленной задачи

Понимание роли информационных процессов в современном мире

Элементы алгоритмизации 4 часа

Создание движущихся изображений. Практическая работа №17  «Создаём анимацию» (задание 1)

Обобщать информацию о способах получения новой информации. Различать способы обработки графических изображений и создания движущихся изображений. Создавать движущиеся изображения с помощью программы PowerPoint.

Представление об анимации, как о последовательности событий, разворачивающихся по определенному плану

П - Умение определять способы действий в рамках предложенных условий, ; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К - Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить

Р – Планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата, корректировка и оценка деятельности

Знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

Анимация. Практическая работа №17  «Создаём анимацию» (задание 2)

Разрабатывать собственный сюжет.

Создавать движущиеся изображения с

помощью программы PowerPoint.

Получить навыки работы с редактором презентаций, умение настройки анимации

П - Структурирование знаний , навыки планирования последовательности действий

К - Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Р – Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности.

Интерес к изучению информатики, понимание роли информационных процессов в современном мире

Создаём слайд-шоу

Практическая работа № 18 «Создаем слайд-шоу»

Разрабатывать собственный сюжет. Создавать движущиеся изображения с помощью программы PowerPoint.

Знать основные понятия, изученные на уроках информатики в 5 классе.

П - Умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации

К - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; разрешение конфликтов

Р – Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Интерес к изучению информатики, понимание роли информационных процессов в современном мире

Годовая контрольная работа за курс 5 класса

Знать основные понятия, изученные на уроках информатики в 5 классе

П - Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К - Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении        

Р – Оценивание качества и уровня усвоения пройденного материала

Резерв 2 час

Резерв учебного времени Итоговое повторение курса

Применять инструменты текстовых и графических редакторов для создания комбинированных и анимационных документов. Работать с несколькими приложениями одновременно.

Сохранять графические объекты и презентации в различных форматах

П-Умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации

К-Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; разрешение конфликтов

Р-Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Интерес к изучению информатики, понимание роли информационных процессов в современном мире

Резерв учебного времени Итоговое повторение курса

Применять инструменты текстовых и графических редакторов для создания комбинированных и анимационных документов. Работать с несколькими приложениями одновременно. Сохранять графические объекты и презентации в различных форматах.

Публично представлять результаты проектной работы в речевой и наглядной форме. Оценивать работы одноклассников, с точки зрения качества выполненного проекта, реализации сюжетной линии, эстетического

оформления. Анализировать допущенные при выполнении работы ошибки.

П-Умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации

К-Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; разрешение конфликтов

Р-Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Интерес к изучению информатики, понимание роли информационных процессов в современном мире

2.4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5 классах основной школы может быть определена следующими укрупннными тематическими блоками (разделами):

  • информация вокруг нас;
  • информационные технологии;
  • информационное моделирование;
  • алгоритмика.

Раздел 1. Информация вокруг нас

Ученик научится:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», информационный объект»;
  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры древних и современных информационных носителей;
  • классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам
  • представления на материальных носителях;
  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны
  • способности конкретного субъекта к его восприятию.

Ученик получит возможность:

  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • сформировать представление о способах кодирования информации;
  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
  • научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или
  • самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

Раздел 2. Информационные технологии

Ученик научится:

  • определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
  • создавать и форматировать списки;
  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
  • создавать круговые и столбиковые диаграммы;
  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования
  • простых рисунков;
  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
  • ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Ученик получит возможность:

  • овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;
  • научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
  • сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
  • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические
  • изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
  • научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
  • научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
  • расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.

Раздел 3. Информационное моделирование

Ученик научится:

  • понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  • «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
  • строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Ученик получит возможность:

  • сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  • познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

Раздел 4. Элементы алгоритмизации

Ученик научится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
  • подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

Ученик получит возможность:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.

2.5. ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса/практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

91-100%

отлично

76-90%%

хорошо

51-75%%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы. Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ееы на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может  быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
  • правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
  • не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
  • отказался отвечать на вопросы учителя.

Характеристика контрольно-измерительных материалов

По разделам курса 5 класса предусмотрены 3 контрольные работы и итоговая контрольная работа. Контрольные работы представлены в виде теста с выбором одного или нескольких правильных ответов и кратким ответом. В тесте 4 вопроса. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Контрольная работа № 1 по подразделу «Компьютер». 1 вопрос - на знание определений процессора и оперативной памяти, 2 вопрос – на знание устройств ввода и вывода информации, 3 вопрос – на знание назначения клавиш, 4 вопрос – на знание элементов рабочего стола и окна программы.

Контрольная работа № 2 по теме «Информация вокруг нас». 1 вопрос – на умение определять информационные процессы, 2 вопрос – на знание современных информационных носителей и каналов, 3 вопрос – на знание видов информации, 4 вопрос – на знание форм представления информации.

Контрольная работа № 3 по теме «Текстовый и графический редактор». 1 вопрос – на знание элементов окна приложения WordPad и окна приложения Paint, 2 вопрос – на знание операций редактирования и форматирования текста, 3 вопрос – на знание инструментов графического редактора, 4 вопрос – на умение отличать виды обработки информации.

Критерии оценки:

7 - 9 баллов — удовлетворительно;

10 - 11 баллов — хорошо;

12 - 13 баллов — отлично.

Итоговая контрольная работа. 1 вопрос – действия с информацией, 2 вопрос – устройства ввода-вывода, 3 вопрос – носители информации, 4 вопрос – элементы окон программ Paint и  WordPad, 5 вопрос – понятие редактирования и форматирования текста, 6 вопрос - на знание форм представления информации.

Критерии оценки:

11 - 15 баллов — удовлетворительно;

16 - 19 баллов — хорошо;

20 - 23 баллов — отлично.

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
  1. Информатика: учебник для 5 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2014.
  2. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2014.
  3. Информатика. 5-6 классы. Методическое пособие. ФГОС, / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2014.

  1. Дополнительная литература:
  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  2. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  3. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  4. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

3. Технические средства обучения:

  • классная маркерная доска с набором магнитов для крепления таблиц, постеров и картинок;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска
  • персональный компьютер для учителя;
  • персональный компьютер для учащихся (12 шт.)
  • МФУ.

4. Программные средства обучения:

  • обучающие компьютерные программы;
  • программами по обработке информации различного вида (текстовый   процессор, графический редактор, редактор презентаций, калькулятор)
  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по информатике.
  • операционными система Windows 7

5.  Оборудование класса:

  • стол учительский;
  • шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
  • стол компьютерный (12 шт.);
  • стул мягкий (12 шт.);  

3.2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Босова, Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса (ФГОС).  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
  2. Босова, Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса (ФГОС).- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
  3. Информатика. 5-6 классы. Методическое пособие. ФГОС. / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2017.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  5. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
  6. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  7. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3

МАОУ СОШ №72       Карпова Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» 2 - 4 классы

Изучение информатики в начальной школе должно решать задачи пропедевтики изучения базового курса информатики в основной школе, которое направлено на достижение следующих целей:освоение системы базовых...

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 5–6 классов

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 5–6 классов...

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 3 класса

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 3-м классе  составлена на основе Федерального  государственного образовательного стандарта  второго поколения, программы под редакцией А.В. Горя...

Рабочая программа по учебному предмету "Информатика" для 7-9 классов (ФГОС)

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями к результатам о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 9 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 9 класса...

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для учащихся 5-9 классов (ФГОС)

Рабочая программа учебного предмета «Информатика» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных ...

Рабочая программа по учебному предмету "Информатика и ИКТ" 5-9 классы ФГОС

Рабочая учебная программа по информатики и ИКТ для 5,6, 7,8, 9 классов составлена в соответствии с федеральным  государственным стандартом второго поколения  основного  общего образован...