Кодирование и шифрование данных
методическая разработка по информатике и икт

Кривельская Наталья Геннадьевна

Проект урока Кодирование и шифрование данных. УМК  Матвеева 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_kodirovanie_i_shifrovanie_dannyh.rar1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Конспекта урока

Образовательное учреждение_______МБОУ «СОШ №7»_____________________________

Предмет (или должность)___ информатика_________________________________________

Класс  ___3_____________________________________________________________________

Тема урока ______ Кодирование и шифрование данных_____________________________

Характеристика класса

Данный классный коллектив начал формироваться в 2012 году. Количественный состав обучающихся в 2 классе:  10 девочки и 10 мальчика в возрасте 9 лет. Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме, отклонений не наблюдается.

Учащиеся класса являются довольно работоспособны, успеваемость за прошлый год составила 100 %, качество знаний 95,5 %. Класс имеет активную группу; проявляет большой интерес к общественным делам, выполняет общественные поручения, сознательно относится к урочной и внеурочной деятельности.

Организованность класса:

Ученики находятся только на стадии формирования классного коллектива и актива класса, поэтому еще не  совсем владеют навыками выполнения коллективных дел, распределения между собой работы и наиболее рационального ее выполнения.

Учащиеся ещё не совсем умеют терпеливо и внимательно выслушивать друг друга на уроках, на перемене, при выполнении различных дел. Однако распоряжениям уполномоченных лиц подчиняются.

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: __ Персональный компьютер учителя, презентация, мультемидийное оборудование, персональные компьютеры для учеников.___________________________________________________________________

1. Организационный момент, включающий:

Цель для учащихся: настроиться на эффективную работу на уроке.

Цель учителя: создать условия для успешного повторения и изучения нового материала, положительного эмоционального настроя на работу.

Методы организации работы учащихся: фронтальная беседа, наблюдения, постановка проблемных вопросов, совместная деятельность учащихся и учителя.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Приветствуют учителя.

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя.

- Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

Цель для учащихся: обобщить и систематизировать знания о кодировании информации, необходимые при изучении новой темы;

Цели и задачи учителя:

Образовательные (предметные):

- развитие умения воспроизводить знания у обучающихся в новой ситуации,

Коммуникативные  УУД:

- умение слушать и исправлять ошибки других

- доказывать свою точку зрения

- умение кратко формулировать мысль

Воспитательные (личностные УУД):

- умение приводить примеры из личного опыта

- развивать творческую активность

Методы, способствующие решению поставленных целей и задач: объяснительный, репродуктивный;

Критерии достижения целей и задач: самостоятельное формулирование своей точки зрения;

Если учащимся не удается достичь поставленных целей, учитель задает наводящие дополнительные вопросы; 

Методы организации совместной деятельности учащихся: фронтальный, индивидуальный, создание ситуации успеха

Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса: объяснительный, личностно-адаптированный, сотрудничество;

Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса:

Оценка "5" если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Оценка "4" если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку "5", но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Оценка "3" ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, определенные настоящей программой.

Оценка "2" ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Отвечают на вопросы:

- Кодирование информации;

- чтобы было удобно передавать, обрабатывать, хранить;

-текстовое, графическое, числовое, двоичное, звуковое;

- да, чтобы сохранить и передать;

-чтобы она стала понятной;

Ученики по цепочке говорят закодированные слова.

Проверка выполнения домашнего задания:

-Ребята вспомните, над какой темой мы с вами работали?

- ответьте, пожалуйста, на вопросы:

- Зачем люди кодируют информацию?

-Какие способы кодирования ты знаешь?

-Приходилось ли тебе кодировать информацию? Зачем ты это делал?

-Зачем люди декодируют информацию?

- Молодцы, а теперь проверим домашнее задание в тетради.

Вам нужно было закодировать несколько слов с помощью кода Цезаря, что у вас получилось?

Учитель записывает правильные ответы на доску.

Вопросы дублируются в демонстрирующейся презентации.

3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

Цель для учащихся: понять, что такое кодирование данных, чем кодирование данных отличается от шифрования; научиться кодировать письменные сообщения (текстовые данные) и шифровать их.

Цели и задачи учителя:

Образовательные цели (предметные):

  • сформировать у учащихся понятие шифрование;
  • научить решать простые информационные задачи на кодирование;
  • научить декодировать информацию;

Воспитательные цели (личностные качества):

  • развивать наблюдательность, навыки описания и исследования;
  • формировать активный словарный запас;
  • развивать  умения самостоятельно справляться с доступными задачами.

Развивающие цели (УУД):

  • развивать умения делать выводы на основании обобщения полученной информации;
  • развивать информационную культуру и логическое мышление;
  • развивать речевую деятельность;

Формы и методы изложения нового учебного материала: объяснение, беседа с использованием презентации, работа с учебником.

Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся:  частично поисковый метод.

Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материала, желание использовать дополнительную литературу.

Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, работа с учебником, иллюстративными материалами, исследования, создание ситуации успеха.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

-сохранить, передать, записать, чтобы не забыть, нарисовать, чтобы вспомнить, рассказать новость;

Слушают объяснения кодирование с помощью представленной таблицы.

Кодируют предложенные слова.

Выполняют декодирование.

Открывают учебник. Рассматривают способ кодирования.

- общее то, что код каждой буквы состоит из двух знаков.

Ученики читаю самостоятельно в учебнике по данной теме «Главное»

Демонстрирование презентации с комментированием.

- Какие цели люди ставят перед собой при различном кодировании?

- А можно передать сообщение спрятав его смысл от посторонних?

-Можно! Такое кодирование называют шифрованием.

- Для того чтобы данные можно было обрабатывать с помощью технических устройств, их кодируют на понятном устройству языке.

- Рассмотрим пример: можно составить таблицу, в которой каждой букве будет соответствовать определённый числовой код.

- Давайте закодируем несколько слов:  Знак, Жало, Мир, Информатика.

Объяснение кодирование с помощью представленной таблицы.

- Хорошо, все справились. А теперь выполним декодирование, это обратная операция кодированию.

Учитель объясняет, как нужно декодировать.

- Рассмотрим ещё один способ кодирование информации, открываем учебник на странице 87, рассмотрим таблицу.

- Что общего между первым способом кодирования и вторым?

- Правильно, это позволяет посчитать, сколько букв в закодированном тексте, и затем с помощью таблицы декодировать слово.

- Сейчас открываем 93 страницу учебника и прочитаем «Главное».

Таблица демонстрируется в презентации.

4. Закрепление учебного материала, предполагающее:

Цель для учащихся: научиться применять полученные знания, умения и навыки при выполнении заданий в рабочей тетради; научиться преобразовывать информацию из одного вида в другой;

 Цели и задачи учителя:

Образовательные цели (предметные):

  • создание условий для систематизации полученных знаний;
  • определить уровень усвоения изученного материала;
  • активизировать познавательную деятельность;

Воспитательные цели (личностные качества):

  • развивать умение работать в парах;
  • развивать взаимопомощь при выполнении заданий;
  • развивать творческую активность;

Развивающие цели (УУД):

  • развитие интереса к информатики;
  • развивать навыки работы в паре и взаимооценки в ходе конкретной учебной деятельности: при решении информационных задач.
  • развивать умения кодирования информации для её хранения;

Формы и методы достижения поставленных целей: учебно-познавательные, учебно-адаптивные, сочетание различных видов деятельности.

Критериями уровня усвоения нового учебного материала учащимися является умение решать поставленные задачи, получение результатов и на их основе формулировать выводы, умение работать в парах и находить сообща ответ.

Пути и методы реагирования на ошибки обучающихся: при неусвоении частью учеников нового учебного материала: организация дозированной помощи учениками-консультантами, которые поняли хорошо изучаемый материал.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Слушают объяснение учителя. Выполняют в парах задание, при выполнении обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку.  

Ученики по очереди отвечают на вопросы.

- А сейчас приступим к закреплению изученного материала, открываем рабочие тетради, записываем сегодняшнюю дату. Работу будем осуществлять в парах. Выполняем 4 и 5 задание. А потом мы проверим.

Когда учащиеся выполнили задание, обмениваются тетрадями и производят взаимопроверку. Правильные ответы выводятся на доску в презентации.

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведем итог нашего урока, что удалось нам выполнить, а что нет.

- Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

5. Задание на дом, включающее:

Цель самостоятельной работы учащихся: в ходе выполнения домашнего задания ученики должны выполнить задание в рабочей тетради, научиться пересказывать текст, выделяя основные мысли.

Цели и задачи учителя:

Образовательные цели (предметные):

  • проверить знание изученного материала, умения выделять главные мысли, обосновывать свое мнение, делать выводы, сравнительный анализ.

Воспитательные цели (личностные качества):

  • развивать творческую активность;
  • развить самостоятельность;

Развивающие цели (УУД):

  • развить умения делать выводы на основании обобщения полученной информации;
  • развить умения выполнять логические операции в процессе решения задач: анализ, обобщение.

Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность выполнения домашнего задания, аккуратность, соответствие содержанию урока, свободное владение материалом.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Запись домашнего задания. Прослушивание объяснение домашнего задание.

Объяснение домашнего задания, запись на доске.

- Прочитать §8, выполнить задание в рабочей тетради № 5 стр.44. По желанию придумать свою кодировочную таблицу и придумать два слова, которые состоят из букв, что есть в таблице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач по теме: «Шифрование данных»

Закрепление знаний, о том, какие угрозы существуют для информации и как ее можно защитить. Познакомиться с основными видами шифрования и научиться кодировать и декодировать информацию...

Практическая работа "Шифрование данных"

Презентация к открытому уроку "Шифрование данных" в 10 классе...

Методическая разработка (информатика и икт, 10 класс) по теме: Практическая работа: «Шифрование данных»

Урок посвещён закреплению знаний, о том, какие угрозы существуют для информации и как ее можно защитить. А так же знакомит с основными видами шифрования и учит кодировать и декодировать информацию....

Методическая разработка (информатика и ИКТ, 10 класс) по теме: Практическая работа: «Шифрование данных»

Урок посвящён закреплению знаний, о том, какие угрозы существуют для информации и как ее можно защитить. А так же знакомит с основными видами шифрования и учит кодировать и декодировать информацию....

Методическая разработка по теме: Практическая работа: «Шифрование данных»

Урок посвещён закреплению знаний, о том, какие угрозы существуют для информации и как ее можно защитить. А так же знакомит с основными видами шифрования и учит кодировать и декодировать информацию....

Шифрование данных

Актуальность выбранной темы заключается в том, что современные технологии  дают возможность передавать и хранить все большие объемы информации. Но  это благо имеет и оборотную сторону. Инфор...

Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком. Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных.

Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком....