Главные вкладки

    Кодирование и шифрование данных
    методическая разработка по информатике и икт

    Кривельская Наталья Геннадьевна

    Проект урока Кодирование и шифрование данных. УМК  Матвеева 3 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_uroka_kodirovanie_i_shifrovanie_dannyh.rar1.3 МБ

    Предварительный просмотр:

    Конспекта урока

    Образовательное учреждение_______МБОУ «СОШ №7»_____________________________

    Предмет (или должность)___ информатика_________________________________________

    Класс  ___3_____________________________________________________________________

    Тема урока ______ Кодирование и шифрование данных_____________________________

    Характеристика класса

    Данный классный коллектив начал формироваться в 2012 году. Количественный состав обучающихся в 2 классе:  10 девочки и 10 мальчика в возрасте 9 лет. Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме, отклонений не наблюдается.

    Учащиеся класса являются довольно работоспособны, успеваемость за прошлый год составила 100 %, качество знаний 95,5 %. Класс имеет активную группу; проявляет большой интерес к общественным делам, выполняет общественные поручения, сознательно относится к урочной и внеурочной деятельности.

    Организованность класса:

    Ученики находятся только на стадии формирования классного коллектива и актива класса, поэтому еще не  совсем владеют навыками выполнения коллективных дел, распределения между собой работы и наиболее рационального ее выполнения.

    Учащиеся ещё не совсем умеют терпеливо и внимательно выслушивать друг друга на уроках, на перемене, при выполнении различных дел. Однако распоряжениям уполномоченных лиц подчиняются.

    Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: __ Персональный компьютер учителя, презентация, мультемидийное оборудование, персональные компьютеры для учеников.___________________________________________________________________

    1. Организационный момент, включающий:

    Цель для учащихся: настроиться на эффективную работу на уроке.

    Цель учителя: создать условия для успешного повторения и изучения нового материала, положительного эмоционального настроя на работу.

    Методы организации работы учащихся: фронтальная беседа, наблюдения, постановка проблемных вопросов, совместная деятельность учащихся и учителя.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    Приветствуют учителя.

    Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя.

    - Отдых наш кончается,
    Работа начинается.
    Усердно будем мы трудиться,
    Чтобы чему-то научиться.

    2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

    Цель для учащихся: обобщить и систематизировать знания о кодировании информации, необходимые при изучении новой темы;

    Цели и задачи учителя:

    Образовательные (предметные):

    - развитие умения воспроизводить знания у обучающихся в новой ситуации,

    Коммуникативные  УУД:

    - умение слушать и исправлять ошибки других

    - доказывать свою точку зрения

    - умение кратко формулировать мысль

    Воспитательные (личностные УУД):

    - умение приводить примеры из личного опыта

    - развивать творческую активность

    Методы, способствующие решению поставленных целей и задач: объяснительный, репродуктивный;

    Критерии достижения целей и задач: самостоятельное формулирование своей точки зрения;

    Если учащимся не удается достичь поставленных целей, учитель задает наводящие дополнительные вопросы; 

    Методы организации совместной деятельности учащихся: фронтальный, индивидуальный, создание ситуации успеха

    Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса: объяснительный, личностно-адаптированный, сотрудничество;

    Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса:

    Оценка "5" если ученик:

    - полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

    - изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

    - продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

    - отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

    Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

    Оценка "4" если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку "5", но при этом имеет один из недостатков:

    - допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

    - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

    Оценка "3" ставится в следующих случаях:

    - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, определенные настоящей программой.

    Оценка "2" ставится в следующих случаях:

    - не раскрыто основное содержание учебного материала;

    - обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

    - допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    Отвечают на вопросы:

    - Кодирование информации;

    - чтобы было удобно передавать, обрабатывать, хранить;

    -текстовое, графическое, числовое, двоичное, звуковое;

    - да, чтобы сохранить и передать;

    -чтобы она стала понятной;

    Ученики по цепочке говорят закодированные слова.

    Проверка выполнения домашнего задания:

    -Ребята вспомните, над какой темой мы с вами работали?

    - ответьте, пожалуйста, на вопросы:

    - Зачем люди кодируют информацию?

    -Какие способы кодирования ты знаешь?

    -Приходилось ли тебе кодировать информацию? Зачем ты это делал?

    -Зачем люди декодируют информацию?

    - Молодцы, а теперь проверим домашнее задание в тетради.

    Вам нужно было закодировать несколько слов с помощью кода Цезаря, что у вас получилось?

    Учитель записывает правильные ответы на доску.

    Вопросы дублируются в демонстрирующейся презентации.

    3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

    Цель для учащихся: понять, что такое кодирование данных, чем кодирование данных отличается от шифрования; научиться кодировать письменные сообщения (текстовые данные) и шифровать их.

    Цели и задачи учителя:

    Образовательные цели (предметные):

    • сформировать у учащихся понятие шифрование;
    • научить решать простые информационные задачи на кодирование;
    • научить декодировать информацию;

    Воспитательные цели (личностные качества):

    • развивать наблюдательность, навыки описания и исследования;
    • формировать активный словарный запас;
    • развивать  умения самостоятельно справляться с доступными задачами.

    Развивающие цели (УУД):

    • развивать умения делать выводы на основании обобщения полученной информации;
    • развивать информационную культуру и логическое мышление;
    • развивать речевую деятельность;

    Формы и методы изложения нового учебного материала: объяснение, беседа с использованием презентации, работа с учебником.

    Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся:  частично поисковый метод.

    Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материала, желание использовать дополнительную литературу.

    Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, работа с учебником, иллюстративными материалами, исследования, создание ситуации успеха.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    -сохранить, передать, записать, чтобы не забыть, нарисовать, чтобы вспомнить, рассказать новость;

    Слушают объяснения кодирование с помощью представленной таблицы.

    Кодируют предложенные слова.

    Выполняют декодирование.

    Открывают учебник. Рассматривают способ кодирования.

    - общее то, что код каждой буквы состоит из двух знаков.

    Ученики читаю самостоятельно в учебнике по данной теме «Главное»

    Демонстрирование презентации с комментированием.

    - Какие цели люди ставят перед собой при различном кодировании?

    - А можно передать сообщение спрятав его смысл от посторонних?

    -Можно! Такое кодирование называют шифрованием.

    - Для того чтобы данные можно было обрабатывать с помощью технических устройств, их кодируют на понятном устройству языке.

    - Рассмотрим пример: можно составить таблицу, в которой каждой букве будет соответствовать определённый числовой код.

    - Давайте закодируем несколько слов:  Знак, Жало, Мир, Информатика.

    Объяснение кодирование с помощью представленной таблицы.

    - Хорошо, все справились. А теперь выполним декодирование, это обратная операция кодированию.

    Учитель объясняет, как нужно декодировать.

    - Рассмотрим ещё один способ кодирование информации, открываем учебник на странице 87, рассмотрим таблицу.

    - Что общего между первым способом кодирования и вторым?

    - Правильно, это позволяет посчитать, сколько букв в закодированном тексте, и затем с помощью таблицы декодировать слово.

    - Сейчас открываем 93 страницу учебника и прочитаем «Главное».

    Таблица демонстрируется в презентации.

    4. Закрепление учебного материала, предполагающее:

    Цель для учащихся: научиться применять полученные знания, умения и навыки при выполнении заданий в рабочей тетради; научиться преобразовывать информацию из одного вида в другой;

     Цели и задачи учителя:

    Образовательные цели (предметные):

    • создание условий для систематизации полученных знаний;
    • определить уровень усвоения изученного материала;
    • активизировать познавательную деятельность;

    Воспитательные цели (личностные качества):

    • развивать умение работать в парах;
    • развивать взаимопомощь при выполнении заданий;
    • развивать творческую активность;

    Развивающие цели (УУД):

    • развитие интереса к информатики;
    • развивать навыки работы в паре и взаимооценки в ходе конкретной учебной деятельности: при решении информационных задач.
    • развивать умения кодирования информации для её хранения;

    Формы и методы достижения поставленных целей: учебно-познавательные, учебно-адаптивные, сочетание различных видов деятельности.

    Критериями уровня усвоения нового учебного материала учащимися является умение решать поставленные задачи, получение результатов и на их основе формулировать выводы, умение работать в парах и находить сообща ответ.

    Пути и методы реагирования на ошибки обучающихся: при неусвоении частью учеников нового учебного материала: организация дозированной помощи учениками-консультантами, которые поняли хорошо изучаемый материал.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    Слушают объяснение учителя. Выполняют в парах задание, при выполнении обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку.  

    Ученики по очереди отвечают на вопросы.

    - А сейчас приступим к закреплению изученного материала, открываем рабочие тетради, записываем сегодняшнюю дату. Работу будем осуществлять в парах. Выполняем 4 и 5 задание. А потом мы проверим.

    Когда учащиеся выполнили задание, обмениваются тетрадями и производят взаимопроверку. Правильные ответы выводятся на доску в презентации.

    - Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведем итог нашего урока, что удалось нам выполнить, а что нет.

    - Можете ли вы назвать тему урока?

    - Вам было легко или были трудности?

    - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

    - Какое задание было самым интересным и почему?

    - Как бы вы оценили свою работу?

    5. Задание на дом, включающее:

    Цель самостоятельной работы учащихся: в ходе выполнения домашнего задания ученики должны выполнить задание в рабочей тетради, научиться пересказывать текст, выделяя основные мысли.

    Цели и задачи учителя:

    Образовательные цели (предметные):

    • проверить знание изученного материала, умения выделять главные мысли, обосновывать свое мнение, делать выводы, сравнительный анализ.

    Воспитательные цели (личностные качества):

    • развивать творческую активность;
    • развить самостоятельность;

    Развивающие цели (УУД):

    • развить умения делать выводы на основании обобщения полученной информации;
    • развить умения выполнять логические операции в процессе решения задач: анализ, обобщение.

    Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность выполнения домашнего задания, аккуратность, соответствие содержанию урока, свободное владение материалом.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    Запись домашнего задания. Прослушивание объяснение домашнего задание.

    Объяснение домашнего задания, запись на доске.

    - Прочитать §8, выполнить задание в рабочей тетради № 5 стр.44. По желанию придумать свою кодировочную таблицу и придумать два слова, которые состоят из букв, что есть в таблице.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тесты по информатике и ИКТ для оценки уровня сформированности предметных компетенций учащихся при изучении темы «Создание табличной базы данных. Отбор и сортировка данных»

    Представленные тестовые задания содержат 6 вариантов по 5 заданий в каждом. Задания отражают вопросы, которые изучаются в базовом курсе информатики и ИКТ УМК Макаровой Н.В., что позволяет использовать...

    Решение задач по теме: «Шифрование данных»

    Закрепление знаний, о том, какие угрозы существуют для информации и как ее можно защитить. Познакомиться с основными видами шифрования и научиться кодировать и декодировать информацию...

    Конспект открытого интегрированного урока по информатике, русскому языку и литературе по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»

    тип урока: обобщение и систематизация знаний;форма урока: интегрированный урок  библиотечного дела, информатики; технология: технология, построенная на интегративной основе, технология проек...

    Практическая работа "Шифрование данных"

    Презентация к открытому уроку "Шифрование данных" в 10 классе...

    Методическая разработка (информатика и икт, 10 класс) по теме: Практическая работа: «Шифрование данных»

    Урок посвещён закреплению знаний, о том, какие угрозы существуют для информации и как ее можно защитить. А так же знакомит с основными видами шифрования и учит кодировать и декодировать информацию....

    Методическая разработка (информатика и ИКТ, 10 класс) по теме: Практическая работа: «Шифрование данных»

    Урок посвящён закреплению знаний, о том, какие угрозы существуют для информации и как ее можно защитить. А так же знакомит с основными видами шифрования и учит кодировать и декодировать информацию....

    Методическая разработка по теме: Практическая работа: «Шифрование данных»

    Урок посвещён закреплению знаний, о том, какие угрозы существуют для информации и как ее можно защитить. А так же знакомит с основными видами шифрования и учит кодировать и декодировать информацию....