Рабочая программа по учебному предмету «Информатика" 8 класс
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (8 класс)

Рабочая программа «Информатика и ИКТ» для учащихся 8 классов  разработана  на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ для 7-9 классов», БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г., в соответствии с  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:

1)        Информатика: учебник для 8 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2017.

Информатика. 7-9 классы. Методическое пособие. ФГОС/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2017

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8.docx45.55 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к рабочей программе  «Информатика»

основного общего образования

Календарно-тематическое планирование

по информатике

8 класс

Разработала: Карпова

Наталья Александровна

учитель информатики МАОУ СОШ №72,

первая  квалификационная категория

г. Лесной

2019 г.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

 наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;

 владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

 способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.

 владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

 опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

 владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

 владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

 широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

Регулятивные УУД. 

учащиеся научатся: 

  • формулировать и удерживать учебную задачу;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
  • составлять план и последовательность действий;
  • осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
  • адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

учащиеся получат возможность научиться:

  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
  • предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
  • осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
  • выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
  • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.

Познавательные УУД. 

учащиеся научатся: 

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • использовать общие приёмы решения задач;
  • применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
  • осуществлять смысловое чтение;
  • создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
  • самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных лингвистических проблем;
  • понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

учащиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  • формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
  • видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  • выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
  • интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
  • оценивать информацию(критическая оценка, оценка достоверности);
  • устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.

Коммуникативные УУД. 

учащиеся научатся: 

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
  • взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

 Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

 формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

 развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

 формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

 формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;  формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Основные виды деятельности на уроке

Методы, формы и приемы обучения информатики.

Методы, формы, приемы используемые на уроках способствуют постепенному преодолению авторитарного стиля общения между учителем и учеником.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя:

  • экскурсии,
  • поиск дополнительного материала на заданную тему,
  • обмен мнениями и выявление спорных вопросов,
  • построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией,
  • обсуждение в группах, и многое другое.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • фронтальные;
  • практикумы.

Формы контроля:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • контрольная работа;
  • тестирование;
  • защита проекта;
  • практикум.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

  • предъявить противоречивые факты, теории;
  • обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
  • использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

2. Календарно-тематическое планирование

План. дата

Факт. дата

Тема раздела

Название темы

(раздела)

Количество часов

Планируемые предметные

результаты

выпускник научится/получит возможность научиться

Введение

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места

1

Выпускник научится:

  • организовывать свое рабочее вместо с требованиями учителя.

Математические основы информатики

Общие сведения о системах счисления

1

Выпускник научится:

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;
  • записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;
  • определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
  • познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах.

Математические основы информатики

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

1

Математические основы информатики

Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления

1

Математические основы информатики

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

1

Математические основы информатики

Представление целых чисел в компьютере

1

Математические основы информатики

Представление вещественных чисел

1

Математические основы информатики

Высказывание. Логические операции

1

Математические основы информатики

Построение таблиц истинности для логических выражений

1

Математические основы информатики

Свойства логических операций

1

Математические основы информатики

Решение логических задач

1

Математические основы информатики

Логические элементы

1

Математические основы информатики

Контрольная работа №1 по теме «Математические основы информатики».

1

Основы алгоритмизации

Алгоритмы и исполнители

1

Выпускник научится:

  • составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
  • выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
  • определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
  • определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
  • использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
  • использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
  • анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
  • записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;
  • создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
  • познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
  • познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.).

Основы алгоритмизации

Способы записи алгоритмов

1

Основы алгоритмизации

Объекты алгоритмов

1

Основы алгоритмизации

Алгоритмическая конструкция «следование»

1

Основы алгоритмизации

Алгоритмическая конструкция «ветвление».

Полная форма ветвления

1

Основы алгоритмизации

Неполная форма ветвления

1

Основы алгоритмизации

Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы

1

Основы алгоритмизации

Цикл с заданным условием окончания работы

1

Основы алгоритмизации

Цикл с заданным числом повторений

1

Основы алгоритмизации

Контрольная работа №2 по теме «Основы алгоритмизации».

1

Начала программирования

Общие сведения о языке программирования Паскаль

1

Выпускник научится:

  • составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
  • определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
  • использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
  • составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде        программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;
  • использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
  • анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
  • использовать логические значения, операции и выражения с ними;
  • записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;
  • создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
  • познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
  • познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);
  • познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.

Начала программирования

Организация ввода и вывода данных

1

Начала программирования

Программирование линейных алгоритмов

1

Начала программирования

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор

1

Начала программирования

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений

1

Начала программирования

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы

1

Начала программирования

Программирование циклов с заданным условием окончания работы

1

Начала программирования

Программирование циклов с заданным числом повторений

1

Начала программирования

Различные варианты программирования циклического алгоритма

1

Начала программирования

Контрольная работа №3 по теме «Начала программирования».

1

Резерв

Основные понятия курса. Повторение. Различные варианты программирования циклического алгоритма

1

Резерв

Основные понятия курса. Повторение. Различные варианты программирования циклического алгоритма

1


3.Проектная деятельность по предмету (примерные темы)

  • 3D - моделирование.
  • Hardware&Software.
  • Вирусы и борьба с ними.
  • Влияние интернет СМИ на формирование нравственности.
  • «Визуальное» программирование. VISUAL BASIC, C, PROLOG.
  • Где и как можно использовать роботов?
  • Графика в среде программирования PascalABC.
  • Информационное общество
  • Информация в живой и неживой природе.
  • Использование компьютерных технологий при изучении английского языка.
  • История и развитие концепции свободного программного обеспечения.
  • История компьютерного пиратства и систем защиты информации.
  • Как возникли различные системы счисления.
  • Как кодируется графическое изображение.
  • Как устроен Интернет?
  • Кибернетика - наука об управлении.
  • Коммуникационные технологии.
  • Компьютеризация 21 века. Перспективы.
  • Кроссворды по информатике.
  • Методы обработки и передачи информации
  • Методы управления проектами при разработке программных систем.
  • Методы проектирования программных систем.
  • Модульный подход к программированию.
  • Структурный подход к программированию.
  • Объектный подход к программированию.
  • Декларативный подход к программированию.
  • Параллельное программирование.
  • Case - технологии разработки программных систем.
  • Доказательное программирование.
  • Внешние команды MS DOS.
  • История развития операционной системы WINDOWS.
  • Сравнительный анализ операционных систем WINDOWS и MAC OS.
  • Особенности операционной системы WINDOWS NT WORKSTATION.
  • Перспективы развития операционной системы WINDOWS.
  • Особенности и возможности файловых оболочек типа VOLKOV COMMANDER, DOS NAVIGATOR, FAR, DISC COMMANDER и т.п.
  • Утилиты NORTON UTILITS и подобные.
  • Искусственный интеллект и логическое программирование.
  • Программирование на HTML, JAVA.
  • Издательская система TEX как система программирования.
  • Современные парадигмы программирования. Что дальше?
  • Никлаус Вирт. Структурное программирование. Pascal и Modula.
  • Язык Ассемблера.
  • Алгоритмический язык Ершова.
  • Все о Logo-мирах.
  • Современные парадигмы программирования. Что дальше?
  • Создание искусственного интеллекта как искусственного разума: миф или реальность?
  • Социальные сети в жизни учащихся нашей школы.
  • Спам и защита от него.
  • Техника безопасности при работе с ПК 30 лет назад и сейчас.
  • Шифрование информации.
  • Языки программирования – история их создания, использования, дальнейшего развития

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» 2 - 4 классы

Изучение информатики в начальной школе должно решать задачи пропедевтики изучения базового курса информатики в основной школе, которое направлено на достижение следующих целей:освоение системы базовых...

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 5–6 классов

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 5–6 классов...

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 3 класса

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 3-м классе  составлена на основе Федерального  государственного образовательного стандарта  второго поколения, программы под редакцией А.В. Горя...

Рабочая программа по учебному предмету "Информатика" для 7-9 классов (ФГОС)

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями к результатам о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 9 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 9 класса...

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для учащихся 5-9 классов (ФГОС)

Рабочая программа учебного предмета «Информатика» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных ...

Рабочая программа по учебному предмету "Информатика и ИКТ" 5-9 классы ФГОС

Рабочая учебная программа по информатики и ИКТ для 5,6, 7,8, 9 классов составлена в соответствии с федеральным  государственным стандартом второго поколения  основного  общего образован...