Презентация к уроку информатики в 9 классе по теме: "Программирование. Алгоритмы работы с величинами"
презентация к уроку по информатике и икт (9 класс)

Natalya Sadykova

Назначение программирования — разработка программ управления компьютером с целью решения различных информационных задач.

Специалисты, профессионально занимающиеся программированием, называются программистами. В первые годы существования ЭВМ для использования компьютера в любой области нужно было уметь программировать. В 1970-1980-х годах начинает развиваться прикладное программное обеспечение. Бурное распространение прикладного ПО произошло с появлением персональных компьютеров. Стало совсем не обязательным уметь программировать для того, чтобы воспользоваться компьютером. Люди, работающие на компьютерах, разделились на пользователей и программистов. В настоящее время пользователей гораздо больше, чем программистов.

Может возникнуть впечатление, что программисты теперь уже и не нужны! Но кто же тогда будет создавать все операционные системы, редакторы, графические пакеты, компьютерные игры и многое другое? Программисты, безусловно, нужны, причем задачи, которые им приходится решать, со временем становятся все сложнее.

Программирование принято разделять на системное и прикладное. Системные программисты занимаются разработкой системного программного обеспечения: операционных систем, утилит и пр., а также систем программирования. Прикладные программисты создают прикладные программы: редакторы, табличные процессоры, игры, обучающие программы и др. Спрос на высококвалифицированных программистов, как системных, так и прикладных, очень большой.

В данной главе вы познакомитесь с простейшими правилами и приемами программирования, заглянете в эту актуальную и престижную профессиональную область. 

Для составления программ существуют разнообразные языки программирования.

Язык программирования — это фиксированная система обозначений для описания алгоритмов и структур данных.

За годы существования ЭВМ было создано много языков программирования. Наиболее известные среди них: Фортран, Паскаль, Бейсик, С (Си) и др.

Распространенными языками программирования сегодня являются С++, Java, Pascal, Basic, Python. 

Для создания и исполнения на компьютере программы, написанной на языке программирования, используются системы программирования.

Система программирования — это программное обеспечение компьютера, предназначенное для разработки, отладки и исполнения программ, записанных на определен ном языке программирования.

Существуют системы программирования на Паскале, Бейсике и других языках.

В данной главе речь будет идти о средствах и способах универсального программирования — не ориентированного на какую-то узкую прикладную область. Примером узкоспециализированного программирования является Web-программирование, ориентированное на создание Web-сайтов. Для этих целей, например, используется язык JavaScript. Языки Паскаль, Бейсик, Си относятся к числу универсальных языков программирования.

Разработка любой программы начинается с построения алгоритма решения задачи. Ниже мы обсудим особенности алгоритмов решения задач обработки информации на компьютере. 

Вам уже известно, что всякий алгоритм составляется для конкретного исполнителя. Теперь в качестве исполнителя мы будем рассматривать компьютер, оснащенный системой программирования на определенном языке.

Компьютер-исполнитель работает с определенными данными по определенной программе. Данные — это множество величин

Компьютер работает с информацией, хранящейся в его памяти. Отдельный информационный объект (число, символ, строка, таблица и пр.) называется величиной.

Всякая обрабатываемая программой величина занимает свое место (поле) в памяти компьютера.

Значение величины — это информация, хранимая в этом поле памяти.

Существуют три основных типа величин, с которыми работает компьютер: числовой, символьный и логический. Изучая базы данных и электронные таблицы, вы уже встречались с этими типами. В данной главе мы будем строить алгоритмы, работающие с числовыми величинами.

Числовые величины в программировании, так же как и математические величины, делятся на переменные и константы (постоянные). Например, в формуле (а2- 2аb + b2) а, b — переменные, 2 — константа.

Константы записываются в алгоритмах своими десятичными значениями, например: 23, 3.5, 34. Значение константы хранится в выделенной под нее ячейке памяти и остается неизменным в течение работы программы.

Переменные в программировании, как и в математике, обозначаются символическими именами. Эти имена называют идентификаторами (от глагола «идентифицировать», что значит «обозначать», «символизировать»). Идентификатор может быть одной буквой, множеством букв, сочетанием букв и цифр и т. д. Примеры идентификаторов: А, X, B3, prim, r25 и т. п. 

Система команд

Вам известно, что всякий алгоритм строится исходя из системы команд исполнителя, для которого он предназначен. Любой алгоритм работы с величинами может быть составлен из следующих команд:             присваивание; ввод; вывод; обращение к вспомогательному алгоритму; цикл; ветвление. Эти команды существуют во всех языках, поддерживающих структурное программирование: в Паскале, Си и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_programmirovanie.pptx1.36 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое программирование. Алгоритмы работы с величинами. Кто такие программисты; Что такое язык программирования; Что такое система программирования; Компьютер как исполнитель алгоритмов; Величины: константы и переменные; Система команд; Команда присваивания; Команда ввода; Команда вывода. Подготовила: учитель информатики МОУ «Лямбирская СОШ №1» Садыкова Н.П.

Слайд 2

Кто такие программисты? Назначение программирования – разработка программ управления компьютером с целью решения различных информационных задач. Специалисты, профессионально занимающиеся программированием, называются программистами.

Слайд 3

В первые годы существования ЭВМ для использования компьютера в любой области нужно было уметь программировать. В 1970-1980- х гг. начинает развиваться прикладное ПО. Бурное распространение прикладного ПО произошло с появлением ПК. Люди, работающие на компьютерах, разделились на пользователей и программистов. Подготовила: учитель информатики МОУ «Лямбирская СОШ №1» Садыкова Н.П.

Слайд 4

программирование системное прикладное Разработка системного ПО: операционных систем, утилит, а также систем программирования Разработка прикладных программ: редакторов, табличных процессоров, игр, обучающих программ и др Подготовила: учитель информатики МОУ « Лямбирская СОШ №1» Садыкова Н.П.

Слайд 5

Для составления программ существуют разнообразные языки программирования (ЯП). ЯП – это фиксированная система обозначений для описания алгоритмов и структур данных. Наиболее известные ЯП: Фортран, Паскаль, Бейсик, С (Си) и др. На 2018 г Подготовила: учитель информатики МОУ « Лямбирская СОШ №1» Садыкова Н.П.

Слайд 6

Для создания и исполнения на компьютере программы, написанной на ЯП, используются системы программирования. Система программирования – это ПО компьютера, предназначенное для разработки, отладки и исполнения программ, записанных на определенном ЯП. программирование универсальное узкоспециализированное Подготовила: учитель информатики МОУ «Лямбирская СОШ №1» Садыкова Н.П.

Слайд 7

Алгоритм Исполнитель Система программирования на определенном языке данные программа Множество величин Подготовила: учитель информатики МОУ « Лямбирская СОШ №1» Садыкова Н.П.

Слайд 8

Величины: константы и переменные Всякая обрабатываемая программой величина занимает свое место (поле) в памяти ПК. Значение величины – это информация, хранимая в этом поле памяти. Основные типы величин числовой символьный логический константы п еременные или идентификаторы Значение константы хранится в выделенной под нее ячейке памяти и остается неизменным в течении работы программы Подготовила: учитель информатики МОУ « Лямбирская СОШ №1» Садыкова Н.П.

Слайд 9

Система команд: Присваивание Ввод Вывод Обращение к вспомогательному алгоритму Цикл Ветвление Подготовила: учитель информатики МОУ «Лямбирская СОШ №1» Садыкова Н.П.

Слайд 10

Команда присваивания: < переменная >:=< выражение > Примеры: a:=2; a:=2+3; a:=b*2+1; Неправильные примеры: a+1:=a; 2:=b+3. Команда ввода: Значения переменных, являющихся исходными данными решаемой задачи, задаются вводом. Окно ввода в Pascal открывается при выполнении процедур read и readln в ходе работы программы . Ввод данных в окно ввода сопровождается эхо-выводом в окно вывода. После нажатия клавиши Enter данные из окна ввода попадают в соответствующие переменные, окно ввода закрывается , и программа продолжает работать дальше . Подготовила: учитель информатики МОУ «Лямбирская СОШ №1» Садыкова Н.П.

Слайд 11

Команда вывода: Результаты решения задачи сообщаются компьютером пользователю путем выполнения команды вывода. Операторы вывода – write и writeln выводят заданную информацию на монитор. Оператор writeln после этого еще и переводит курсор на следующую строку. Операторы могут иметь произвольное число аргументов, разделенных запятыми. В качестве аргументов могут выступать буквальные константы (например, строки символов) и переменные стандартных типов (в т.ч . и целочисленные). Пример : write (' Текстовая строка'); writeln ( a,b ); Подготовила: учитель информатики МОУ «Лямбирская СОШ №1» Садыкова Н.П.

Слайд 12

Практическая часть: Подготовила: учитель информатики МОУ «Лямбирская СОШ №1» Садыкова Н.П. Горячие клавиши: F2 , Ctrl-S - сохранить файл F3 , Ctrl-O - загрузить файл F12 - сохранить файл под новым именем Ctrl-Shift-S - сохранить все открытые файлы Ctrl-Shift-0 ... Ctrl-Shift-9 - установить закладку с номером 0...9 Ctrl-0 ... Ctrl-9 - перейти к закладке с номером 0...9 Ctrl-Tab , Ctrl-Shift-Tab - перейти к следующему/предыдущему окну редактора

Слайд 13

Под окном редактора расположено окно вывода. Оно предназначено для вывода данных процедурами write и writeln , а также для вывода сообщений об ошибках и предупреждений во время работы программы .

Слайд 14

Целочисленные вычисления на языке Pascal Program Prog1; var a, b : integer; begin write(' Введите число '); readln (a); b:=a*a; writeln (' Квадрат этого числа = ', b); end . Термины : var – начало секции описания переменных a, b, Prog1 – идентификаторы (имена) различных объектов a, b – переменные целочисленного ( integer ) типа integer – целочисленный тип write , writeln – операторы вывода readln – оператор ввода b:=a+1 – оператор присваивания (переменной b присваивается значение выражения a+1) begin ... end – операторные скобки

Слайд 15

Программа, высчитывающая куб числа

Слайд 16

Модифицировать программу так, чтобы она вводила не одно, а два числа, и вычисляла сумму их квадратов

Слайд 17

Program Prog1; var a, b : integer; begin write(' Введите число '); readln (a); b:=a*a-2*a; writeln (' Квадрат числа - удвоенное значение числа= ',b); end . Программа вводит одно число, и вычисляет его квадрат, вычитая из него удвоенное значение введенного числа.

Слайд 18

Программа вводит два числа, выводит сумму квадратов этих чисел минус их произведение. Program Prog1; var a, b, c : integer; begin write (' Введите числа '); readln ( a,b ); c :=sqr(a)+sqr(b)-a*b; writeln (' сумм квадратов этих чисел минус их произведение= ',c); end .

Слайд 19

Программа вводит два числа, выводит сумму их модулей Program Prog1; var a, b, c : integer; begin write(' Введите числа '); readln ( a,b ); c:=abs(a)+abs(b); writeln (' Сумма модулей чисел =',c); end .

Слайд 20

Напишите программу, которая решает следующую задачу Оплата Интернета в школе состоит из двух частей: 100 долларов в месяц за доступ и 5 долларов в месяц за поддержку школьного сайта. Платеж можно делать независимо за любое количество месяцев за доступ и за поддержку сайта. Напишите программу, которая позволяла бы вводить отдельно количество оплачиваемых месяцев для доступа и поддержки и выводила бы сумму оплаты. Program Prog1; var a,b : integer; begin write(' Введите количество месяцев '); readln (a); b:=105*a; writeln (' Сумма оплаты за ',a,' месяцев составляет = ',b, ' $'); end .

Слайд 21

В здании был большой конференц-зал в форме прямоугольника. Его разделили на четыре меньших прямоугольных помещения, поставив две перпендикулярные стены ( см.рисунок ). a b c Для проведения ремонта необходимо определить периметр каждого из четырѐх помещений. Три из четырѐх помещений имеют периметр, равный a, b, c (в порядке обхода по часовой стрелке, начиная с левого верхнего угла плана). Определите периметр четвѐртого помещения. Напишите программу нахождения периметра четвертого помещения.

Слайд 22

Ответ: a+c-b Реализация на Паскале: Program Prog1; var a, b, c, v : integer; begin write (' Введите значения периметров '); readln ( a,b,c ); v :=a+c-b; writeln (' Периметр четвертого помещения = ',v); end .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации к урокам информатики, 10 класс

Размещены презентации к урокам информатики в помощь учителю....

Учебно-игровой урок в 10 классе по теме «Программирование»

Повторительно-обучающий урок для 10 классов.Цели урока: Обучающая: проверка знанийповышение интереса к изучению предметавоспитание навыка быстрого мышленияРазвивающая: развитие творческой активно...

Конспект урока информатики (6 класс) на тему: "Циклический алгоритм"

Конспект урока информатики (6 класс) на тему: "Циклический алгоритм" (и самоанализ). Апрель, 2014г....

Самостоятельная работа по информатике в 9 классе по теме «Программирование ветвящихся алгоритмов»

Самостоятельная работапо информатике в 9 классепо теме «Программирование ветвящихся алгоритмов»...

Конспект урока и проверочный тест по теме "Программирование циклических алгоритмов в ABC Pascal" 9 класс

Урок по информатике и ИКТ по теме: « Циклические алгоритмы на языке программирования ABC Pascal»,  9 классУчитель: МБОУ «Уруссинская сош № 3» Ютазинского муниципального ра...

Презентация к уроку в 9 классе на тему "Конструирование алгоритмов"

Основное содержание урока:дать  представления  о  методах  конструирования алгоритма;умения представлять план действий формального исполнителя  по  решению  задачи...