Разработка открытого урока "Алгебра логики"
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс)

Казакова Наталья Владимировна

Методическая разратка открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_otkrytogo_uroka_.doc119 КБ

Предварительный просмотр:


Дисциплина: Информатика и ИКТ

Тема занятия: Алгебра логики.

Тип занятия: Комбинированное занятие по закреплению пройденной ранее теме и изучению и первичному закреплению нового материала.

Цели занятия

Дидактические:

  •  добиться  усвоения  главных  вопросов тем;
  • научить определенным интеллектуальным, творческим и коммуникативным умениям;
  • освоить и применить материал урока;
  • сформировать связь между теорией и практикой;
  • закрепить знания, умения, навыки, новый материал;
  • обобщить знания, умения, навыки, новый материал.

Развивающие:

-привить ответственность студентов  за свою самостоятельную работу;

-формирование  навыков самообразования;

-повысить самостоятельность студентов во всех видах деятельности;

-раскрытие творческих способностей студентов

- развитие познавательного интереса;

- развитие интеллектуальных способностей.

Воспитательные:

  • формирование чувства ответственности за выполненную работу и  принятие решения;
  • воспитывать стремление к получению новых знаний, обобщению знаний из различных областей жизни;
  • воспитание интереса к историческим фактам и личностям заложившим основы по изучаемой теме;
  • коммуникативные качества, умение слушать.

Требования к результатам усвоения учебного материала

Студенты должны:

знать:

- общие понятия алгебры логики

- основные логические операции И, ИЛИ, НЕ.

уметь:

- применять логические операции;

- приводить примеры логических операций в жизни и их решение.

Мотивация познавательной деятельности

заключается:

  • в побуждении интереса решению задач с использованием  логическим операций.

Интеграционные связи

На уроке реализуются следующие уровни интеграции:

1. Содержательная интеграция:

1.1 Внутридисциплинарные связи: Раздел «Элементы математической логики»

1.2 Междисциплинарные связи:  «Математика». «Физика», «История».

Дидактическое пространство занятия:

Наглядные пособия: презентация «Алгебра логики», раздаточный материал.

Технические средства обучения: интерактивная доска, проектор;

Программное обеспечение: Microsoft Office Word, Microsoft Power Point


 Хронологическая карта занятия

п/п

Этапы занятия

Продолжи-тельность (мин)

1

Организационная часть:

Приветствие, позитивный настрой психологической установки

2

2

Мотивация учебной деятельности:

  • объявление темы, проблемного поля занятия
  • формулировка целей и задач

3

3

Формирование терминологического поля темы:

Проверка знаний по предыдущей теме с помощью фронтального опроса и решение индивидуального теста- кроссворда с последующим самоконтролем

25

4

Изучение нового материала:

Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Объяснение нового материала с моделированием проблемных ситуаций

Составление результирующей таблицы для обобщения изученного материала

35

5

Обобщение, систематизация и закрепление материала

20

6

Заключительная часть:

  • подведение итогов урока
  • домашнее задание

5

Итого

90


Структура занятия

Деятельность

преподавателя

Деятельность студента

Достижение целей

1 Организационная часть

- взаимное приветствие, настрой на деловое сотрудничество;

взаимное приветствие;

-воспитание организованности;

-создание психологически благоприятной атмосферы;

2 Мотивация учебной деятельности

-объявление темы;

Постановка целей и задач занятия, моделирование проблемной ситуации;

-определение этапов занятия;

-ориентация в ходе занятия;

-акцентирование внимания на решаемой проблеме;

-формирование положительных мотивов к учению;

-формирование интереса к стране изучаемого языка;

3 Формирование терминологического поля темы

-устный опрос;

-решение теста -кроссворда;

-подведение итогов;

-фронтальный отрос;

-индивидуальная работа;

-самоконтроль теста;

-повторение опорных знаний и формирование терминологического поля занятия;

-актуализация знаний;

4 Изучение нового материала

- изложение темы по вопросам:

- участие в моделирование проблемной ситуации

-приведение примеров на поставленные задачи;

- изучение и первичное закрепление общих принципов по теме: «Алгебра логики»

-развитие общих компетенций, связанных с умениями, поиском, структурированием учебного материала для выполнения профессиональных задач;

5 Обобщение, систематизация и закрепление материала

Закрепление изученного материала

-фронтальный опрос

-обобщение и систематизация изученного материала;

-формирование умения использовать логических операций;

-формирование чувства ответственности за выполненное задание;

6 Заключительная часть

- подведение итогов;

- домашнее задание.

-обобщение и систематизация изученного материала;

-решение проблемы, поставленной в начале урока.

-развитие способности выделять главное в процессе обобщения и систематизации изученного материала;


 Сценарий занятия

Цели урока:

Дидактические:

- добиться усвоения главных вопросов тем;

-научить определенным интеллектуальным, творческим и коммуникативным умениям;

-освоить и применить материал урока;

-сформировать связь между теорией и практикой.

Воспитательные:

-привить ответственность студентов  за свою самостоятельную работу;

-формирование и навыков самообразования;

-повысить самостоятельность студентов во всех видах деятельности;

-раскрытие творческих способностей студентов.

Развивающие:

-стимулирование систематической работы;

- умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях;

- умение правильно воспринимать и активно запоминать новую информацию.

Задачи:

-знание логических операций;

-применение логических операций в жизни.


Ход урока

I   Организационный момент

  • Взаимное приветствие.
  • Проверка явки студентов и запись в журнале.
  • Подготовка студентов  к уроку.

II. Контроль знаний

2.1 Фронтальный опрос

Обучающиеся отвечают устно или решают примеры у доски, за каждый правильный  ответ или дополнение, получая баллы.

  • Назовите единицы измерения информации?

1 Кбайт (килобайт)

1 Мбайт (мегабайт)

1 Гбайт (гигабайт)

1 Тб (Терабайт)

1 Пб (Петабайт)

  • Понятие система счисления.

Система счисления – это способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков (цифр).

  • Перевод  числа из двоичной системы счисления в десятичную.

Переведите число 7810 из десятичной системы счисления в двоичную.

7810=10011102

  • Перевод числа из десятичной системы счисления в двоичную.

Переведите число 101012 из двоичной системы счисления в десятичную.

101012=21

  • Сложение двоичных чисел.

Сложите двоичные числа 100112+ 1012

100112+ 1012=110002

  • Умножение двоичных чисел.

Умножьте двоичные числа 10112*112

10112*112=1000012

  • Сравнение чисел разных систем счисления.

710  и   1012

1012=510 🡲 710  <  1012

III. Изучение новой темы :

Тема: Алгебра логики. 

Понятие логика.

Логика –наука, изучающая законы и формы мышления. Это учение о способах рассуждений и доказательств.

  1.   Историческая справка.

1 этап – формальная логика. Основатель –  Аристотель(384 -322гг. до н.э. ) ввёл основные формулы абстрактного мышления

2 этап – математическая логика.  Основатель – немецкий ученый и философ Лейбниц(1642 -1716),  предпринял попытку   логических вычислений.

3 этап - Алгебра высказываний (Булева алгебра). Основатель  - английский математик Джордж Буль(1815 – 1864), ввёл алфавит, орфографию и грамматику для  математической логики. 

  1.  Основные понятия алгебры логики.

Алгебра логики (алгебра высказываний) -это математический аппарат с помощью которого записывают, вычисляют, упрощают и преобразовывают логические высказывания.

Высказывание- это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о свойствах реальных объектов и отношениях между ними.

Высказывание может быть либо истинным, либо ложным.

Высказывание не может быть выражено повелительным или вопросительным предложением, т. к. оценка их истинности или ложности невозможна. 

Простое высказывание – высказывание, в котором содержится простая законченная мысль.

Сложное высказывание – содержит несколько простых высказываний, связанных с помощью соединительных союзов. 

Простые высказывания назвали логическими переменными, значением логической переменной могут быть только константы ИСТИНА и ЛОЖЬ (1 и 0). Сложные - логическими функциями значения логической функции также только 0 или 1. 

Сложные (составные) высказывания представляют собой набор простых высказываний (по крайней мере двух или более) связанных логическими операциями.

  1.  Логические  операции И, ИЛИ, НЕ.

Логическое умножение (дизъюнкция)- это логическая операция, которая каждым двум простым высказываниям ставит в соответствие составное высказывание, являющееся ложным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания ложны и истинным, когда хотя бы одно из двух образующих его высказываний истинно.

Пример:  Иванов спортсмен И отличник.

  • В естественном языке соответствует союзу И;
  • В алгебре высказываний обозначение & ,*, /\;
  • В языках программирования обозначение And.

Логическое сложение (конъюнкция)- это логическая операция, ставящая в соответствие каждым двум простым высказываниям составное высказывание, являющееся истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания истинны.

Пример:  Иванов спортсмен И отличник.

  • В естественном языке соответствует союзу ИЛИ;
  • В алгебре высказываний обозначение +,\/;
  • В языках программирования обозначение Or. 

Отрицание (инверсия)- логическая операция, которая с помощью связки «не» каждому исходному высказыванию ставит в соответствие составное высказывание, заключающееся в том, что исходное высказывание отрицается.

Пример:  Иванов НЕ спортсмен.

  •  В естественном языке соответствует  частице НЕ;
  • Обозначение Ā;
  • В языках программирования обозначение Not.

Обобщающая таблица по теме: «Логические операции»

Название

Обозначение

Математическое обозначение

Логическое умножение (конъюнкция)

и

&,*,/\

Логическое сложение (дизъюнкция)

или

+,\/

Логическое отрицание (инверсия)

не

   ,Ø


IV. Закрепление пройденной темы

Фронтальный опрос обучающиеся отвечают устно за каждый правильный  ответ или дополнение получая баллы.

  • Что такое логика?
  • С чем работает математическая логика?
  • Какие бывают высказывания?
  • Что такое логическая переменная?
  • Что такое логическая функция?
  • Перечислите все логические операции.
  • Как логика может быть использована в компьютерной технике?

V. Подведение итогов урока

    Составляется сводная ведомость всех полученных баллов и выводится итоговая оценка за урок.

Домашнее задание: Н.Угринович «Информатика и ИКТ» п.3.1, 3.2


Список используемой литературы и источники

  1. Н.Угринович «Информатика и ИКТ»  Учебник 2007г.
  2. Михеева Е.В. Практикум по информатике: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Е.В. Михеева.– 10-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 192 с.
  3. Электронный ресурс «Методическая копилка учителя информатики». Форма доступа:  http://www.metod-kopilka.ru     
  4. Электронный ресурс «Архив учебных программ и презентаций». Форма доступа: http://www.rusedu.ru 
  5. Электронный ресурс «Образовательные ресурсы Интернета – Информатика». Форма доступа:   http://www.alleng.ru 
  6. Электронный ресурс «Конвертер системы счисления». Форма доступа:   http://whoyougle.ru/measure/hex/   
  7. Электронный ресурс «Методическая копилка по информатике». Форма доступа: http://skool.hop.ru/index.php3 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

Сохранение тембровой окраски мелодической линии на протяжении всего музыкального произведения...

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.

1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами."  2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "День открытых дверей"

Сценарий Внеклассного мероприятия "День открытых дверей", фотографии...

Методическая разработка раздела «Основы логики» по информатике в 10 классе

Мышление человека протекает в логических формах независимо от науки логики. Задача логики  - научить человека сознательно применять законы и формы мышления для саморазвития  и с повышения об...