КТП по курсу "Информатика" 5-6 класс по УМК Босова
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (5, 6 класс)

Шишлова Татьяна Сергеевна

КТП к рабочей программе курса "Информатика" для 5-6 класса по УМК Босовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_5-6_klass_bosova.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                                                

Руководитель МО                                                                                                        

_________                                                                                                             

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС

Тема

Планируемые результаты

Формы и методы контроля

Дата проведения

универсальные учебные действия

предметные

П

Ф

1

Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места.

умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику;

навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе.

общие представления о целях изучения курса информатики;

общие представления об информации и информационных процессах.

подпись в журнале по ТБ

2

Ввод информации в память компьютера.

Клавиатура.

основы ИКТ-компетентности;

представление о роли компьютеров в жизни современного

человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и

коммуникационных технологий (ИКТ).

знание основных устройств компьютера и их функций;

Опрос

3

Управление компьютером.

основы ИКТ-компетентности; умение ввода информации

с клавиатуры;

понимание важности для современного человека владения

навыком слепой десятипальцевой печати

представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера;

Опрос. ПР №1 «Вспоминаем клавиатуру»

4

Хранение информации.

основы ИКТ-компетентности; навыки управления

компьютером;

понимание важности для современного человека владения

навыками работы на компьютере.

общие представления о пользовательском интерфейсе;

представление о приёмах управления компьютером;

ПР № 2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером»

5

Передача информации.

понимание единой сущности процесса хранения

информации человеком и технической системой; основы ИКТ-

компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания

информации в личном информационном пространстве;

понимание значения хранения информации для жизни

человека и человечества; интерес к изучению информатики.

общие представления о хранении информации как

информационном процессе; представления о многообразии носителей информации;

ПР № 3 «Создаём и сохраняем файлы»

6

Электронная почта.

понимание единой сущности процесса передачи

информации;

понимание значения коммуникации для жизни человека и

человечества; интерес к изучению информатики

общие представления о передаче информации как

информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приёмниках информации;

опрос

7

В мире кодов. Способы кодирования информации

основы ИКТ-компетентности; умение отправлять и получать электронные письма;

понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.

общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме;

ПР №4 «Работаем с электронной почтой»

8

Метод координат.

умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую;

понимание значения различных кодов в жизни человека;

интерес к изучению информатики.

общие представления о кодах и кодировании; умения

кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;

опрос

9

Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи;

понимание значения различных кодов в жизни человека;

интерес к изучению информатики

представление о методе координат;

опрос

10

Основные объекты текстового документа. Ввод текста.

основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме;

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

общее представление о тексте как форме представления

информации; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации;

опрос

11

Редактирование текста.

основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме;

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

понятие о документе, об основных объектах текстового

документа; знание основных правил ввода текста; умение создавать

несложные текстовые документы на родном языке;

ПР №5 «Вводим текст»

12

Текстовый фрагмент и операции с ним.

основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме;

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

представление о редактировании как этапе создания текстового документа; умение редактировать несложные текстовые

документы на родном языке;

 ПР №6 «Редактируем текст»

13

Форматирование текста.

основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; умение выполнять основные

операции по редактированию текстовых документов;

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

умение работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов;

ПР №7 «Работаем с фрагментами текста»

14

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.

основы ИКТ-компетентности; умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

представление о форматировании как этапе создания

текстового документа; умение форматировать несложные текстовые документы;

ПР №8 «Форматируем текст»

15

Табличное решение логических задач.

основы ИКТ-компетентности; умение применять

таблицы для представления разного рода однотипной информации;

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

представление о структуре таблицы; умение создавать простые таблицы;

ПР №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2)

16

Разнообразие наглядных форм представления информации

основы ИКТ-компетентности; умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств;

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

– умение представлять информацию в табличной форме

ПР №9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4)

17

Диаграммы.

умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче;

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

умение представлять информацию в наглядной форме;

опрос

18

Компьютерная графика. Графический редактор Paint

умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые

данные;

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

умение строить столбиковые и круговые диаграммы;

ПР №10 «Строим диаграммы»

19

Преобразование графических изображений

развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче;

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

умение создавать несложные изображения с помощью

графического редактора; развитие представлений о компьютере как

универсальном устройстве работы с информацией;

ПР № 11 «Изучаем инструменты графического редактора»

20

Создание графических изображений.

развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче;

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

умение создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; представления об устройстве ввода графической информации;

ПР №12 «Работаем с графическими фрагментами»

21

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации

умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых; развитие ИКТ-компетентности;

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

умение создавать сложные изображения, состоящие из

графических примитивов;

ПР №13 «Планируем работу в графическом редакторе»

22

Списки – способ упорядочивания информации.

умение выделять общее; представления о подходах к упорядочению (систематизации) информации;

чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

представление об информационных задачах и их

разнообразии; представление о двух типах обработки информации;

опрос

23

Поиск информации.

представления о подходах к сортировке информации;

понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать нумерованные или маркированные списки; ИКТ-компетентность;

представление о списках как способе упорядочивания информации; умение создавать нумерованные и маркированные списки

ПР №14 «Создаём списки»

24

Кодирование как изменение формы представления информации

умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность: поиск и организация хранения информации;

первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и

этических аспектов её  использования

представление о поиске информации как  информационной задаче;

ПР №15 «Ищем информацию в сети Интернет»

25

Преобразование информации по заданным правилам.

умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; умение

перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи;

понимание роли информационных процессов в современном мире.

представление о кодировании как изменении формы

представления информации;

Опрос, проект

26

Преобразование информации путём рассуждений

умение анализировать и делать выводы; ИКТ-компетентность; умение использовать приложение Калькулятор для решения

вычислительных задач;

понимание роли информационных процессов в современном мире.

представление об обработке информации путём её преобразования по заданным правилам;

ПР  №16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

27

Разработка плана действий. Задачи о переправах.

умение анализировать и делать выводы;

понимание роли информационных процессов в современном мире.

представление об обработке информации путём логических рассуждений;

28

Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях

умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей

деятельности; определять способы действий в рамках предложенных

условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи;

понимание роли информационных процессов в современном мире.

представление об обработке информации путём разработки плана действий;

опрос

29

Создание движущихся изображений.

умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей

деятельности; определять способы действий в рамках предложенных

условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи;

представление об обработке информации путём разработки плана действий

опрос

30

Создание анимации по собственному замыслу.

умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей

деятельности; определять способы действий в рамках предложенных

условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи;

представление об анимации, как о последовательности

событий, разворачивающихся по определённому плану;

ПР №17 «Создаём анимацию» (задание 1).

31

Выполнение итогового мини-проекта.

умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных

условий;

корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной за дачи; ИКТ-компетентность

навыки работы с редактором презентаций;

ПР №17 «Создаём анимацию» (задание 2).

32

Итоговое тестирование

умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность;

понимание роли информационных процессов в современном мире.

представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе;

ПР №18 «Создаем слайд-шоу»

33-35

Резерв учебного времени

Тест

СОГЛАСОВАНО»                                                                                                                

Руководитель МО                                                                                                        

_________                                                                                                              

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 КЛАСС

Тема

Планируемые результаты

Формы и методы контроля

Дата проведения

универсальные учебные действия

предметные

П

Ф

1

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира

умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику; умение анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки —свойства, действия, поведение, состояния;

навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе

общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об объектах окружающего мира и их признаках;

опрос

2

Объекты операционной системы.

ИКТ-компетентность (основные пользовательские навыки);

понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни.

представления о компьютерных объектах и их признаках;

ПР №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»

3

Файлы и папки. Размер файла.

ИКТ-компетентность (основные пользовательские навыки);

понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни.

представления о компьютерных объектах и их признаках;  

ПР №2 «Работаем с объектами файловой системы»

4

Разнообразие отношений объектов и их множеств.

Отношения между множествами.

ИКТ-компетентность (основные умения работы в графическом редакторе); умение выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни.

представления об отношениях между объектами;  

ПР №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3)

5

Отношение «входит в состав».

ИКТ-компетентность (основные умения работы в графическом редакторе); умение выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни.

представления об отношениях между объектами;

 

 

ПР №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6)

6

Разновидности объекта и их классификация.

ИКТ-компетентность (основные умения работы в текстовом редакторе); умения выбора основания для классификации;

понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание значения логического мышления.

представление об отношении «является разновидностью»;

 

опрос

7

Классификация компьютерных объектов.

ИКТ-компетентность (основные умения работы в текстовом редакторе); умения выбора основания для классификации;

понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание значения логического мышления

подходы к классификации компьютерных объектов;

 

ПР № 4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»

8

Системы объектов. Состав и структура системы

ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода;

понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание необходимости использования системного подхода в жизни.

понятия системы, её состава и структуры;

ПР №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3)

9

Система и окружающая среда. Система как черный ящик.

ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода;

понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание необходимости использования системного подхода в жизни.

понятия системы, черного ящика;

 

ПР №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5)

10

Персональный компьютер как система.

ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода;  

понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание необходимости использования системного подхода в жизни.

понятие интерфейса; представление о компьютере как системе;

ПР №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6)

11

Способы познания окружающего мира.

См. выше

ПР №6 «Создаем компьютерные документы»

12

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.

См. выше

ПР №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1)

13

Определение понятия.

См. выше

ПР №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3)

14

Информационное моделирование как метод познания.  

См.выше

ПР №8 «Создаём графические модели»

15

Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания.

См. выше

ПР №9 «Создаём словесные модели»

16

Математические модели.

Многоуровневые списки.

См. выше

ПР №10 «Создаём многоуровневые списки»

17

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.

умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; умения смыслового чтения, извлечения необходимой информации, определения основной и второстепенной информации;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,

 представления о табличных моделях как разновидности информационных моделей; представление о вычислительных таблицах;

 

ПР №11 «Создаем табличные модели»

18

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы.

умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; умения смыслового чтения, извлечения необходимой информации, определения основной и второстепенной информации;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

представления о табличных моделях как разновидности информационных моделей; представление о вычислительных таблицах;

 

ПР №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

19

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.

умение визуализировать числовые данные, «читать» простые графики и диаграммы; ИКТ-компетентность (умение строить простые графики и диаграммы);

 способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

представления о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей;

 

ПР №12 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4)

20

Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас»

умение визуализировать числовые данные, «читать» простые графики и диаграммы; ИКТ-компетентность (умение строить простые графики и диаграммы);

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

представления о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей;

 

опрос

21

Многообразие схем и сферы их применения.

умение выделять существенные признаки объекта и отношения между объектами; ИКТ-компетентность (умение строить схемы);

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

представления о схемах как разновидностях информационных моделей;

 

ПР №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)

22

Информационные модели на графах.

Использование графов при решении задач.

умение выделять существенные признаки объекта и отношения между объектами; умение применять графы для решения задач из разных предметных областей; ИКТ-компетентность (умение строить схемы);

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

представления о графах (ориентированных, неориентированных), взвешенных; о дереве – графе иерархической системы;

 

ПР №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6)

23

Что такое алгоритм.

Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы»

умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.

представления об основном понятии информатике – алгоритме;

 

опрос

24

Исполнители вокруг нас.

Работа в среде исполнителя Кузнечик

умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом.

представления об исполнителе алгоритмов;

опрос

25

Формы записи алгоритмов.

Работа в среде исполнителя Водолей

умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.

представления о различных формах записи алгоритмов;

опрос

26

Линейные алгоритмы.

умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; ИКТ-компетентность (создание линейных презентаций);

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.

представления о линейных алгоритмах;

 

ПР №15 «Создаем линейную презентацию»

27

Алгоритмы с ветвлениями.

умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, ИКТ-компетентность (создание презентаций с гиперссылками);

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.

представления об алгоритмах с ветвлениями;

 

ПР №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»

28

Алгоритмы с повторениями.

умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, ИКТ-компетентность (создание циклических презентаций);

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.

представления об алгоритмах с повторениями;  

ПР №16 «Создаем циклическую презентацию»

29

Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником.

Работа в среде исполнителя Чертёжник

умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.

умения разработки алгоритмов для управления исполнителем;

 

опрос

30

Использование вспомогательных алгоритмов.

Работа в среде исполнителя Чертёжник

См. выше

опрос

31

Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник.

Работа в среде исполнителя Чертёжник

См. выше

опрос

32

Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика»

умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,

 владение понятиями «алгоритм», «исполнитель»; знание базовых алгоритмических структур;

 

тест

33-35

 Выполнение и защита итогового проекта

проект


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...

Рабочая программа по информатике 5 класс (по учебнику Босовой Л.Л.)

Программа содержит системно-деятельный подход....

Рабочая программа по информатике 5 класс (по учебнику Босовой Л.Л.)

Программа содержит системно-деятельный подход....

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 класса (по Л.Босовой)

Введение ФГОС предполагает создание рабочих программ по предмету. Программа должна учитывать особенности класса, индивидуальный подход к ученику и т.д.. Вот что-то подобное я попыталась создать....

Компьютерная графика 5 класс по учебнику Босовой Л.Л. и Босовой А.Ю. Информатика ФГОС

Кроссворд по теме Компьютерная графика предназначен для обучающихся 5 классов...

Итоговое контрольное тестирование 5 класс по учебнику Босовой Л.Л., Босовой А.Ю.

В тестирование даны вопросы по темам, которые учащиеся проходили в течении года....

Рабочая программа по информатике 10 класс Л. Л. Босова, А. Ю. Босова

Рабочая программа и планирование составлено на основе примерной рабочей программы Л.Л.Босова, А.Ю.Босова....