Использование элементов технологии дифференцированного обучения на уроках информатики для повышения качества знаний учащихся
статья по информатике и икт

Рябикина Ирина Юрьевна

Теория возникновения и практическое применнеие данной технологии на уроках информатики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рябикина Ирина Юрьевна

       Вооружившись стандартами, концепциями, теоретическими выкладками, учитель входит в реальный класс. И часто возникает конфликт  “надо – могу”, ведь уровень знаний у учащихся различный. Что делать? Наиболее оптимальные результаты в такой ситуации даст дифференцированное обучение. Дифференцированным обучением называют динамичную систему классной групповой и индивидуальной работы с учащимися. Необходимость дифференцированного подхода к учащимся вытекает из того, что учащиеся различаются  своими задатками, типами памяти, уровнем подготовки, восприятием окружающего мира, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своём оптимальном темпе, даёт возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

         Что такое дифференциация? Это слово происходит от латинского

differentia — различие, разделение. Что же разделяется в процессе обучения? Разделяются, а точнее, выделяются отдельные группы учащихся, обучение которых строится по-разному.

        Необходимость дифференциации проистекает от имеющихся у людей различий. В условиях классно-урочной системы без введения дифференциации процесс обучения организуется одинаково для всех учащихся и оказывается по-разному эффективен для них. Общие интеллектуальные способности учеников разные, разная у них и обучаемость. Дифференциация может осуществляться на различных уровнях. Так, например, Рональд Де Гроот   выделил три уровня.

1-й микроуровень, когда различный подход осуществляется к отдельным группам детей внутри класса. Этот уровень дифференциации иногда называется внутренней или внутриклассной.

2-й мезоуровень — уровень школы, когда дифференциация осуществляется внутри школы между отдельными классами, профилями, направлениями.

  3-й макроуровень — дифференциация между школами, создание различных типов школ. 2-й и 3-й уровень представляют собой дифференциацию внешнюю.

       Самой распространенной формой внутриклассной дифференциации является выполнение учениками заданий различного уровня сложности. При этом усложнение может происходить за счет привлечения пройденного материала, когда ученикам необходимо установить близкие или дальние связи между различными фрагментами содержания. Усложнение заданий может происходить и за счет усложнения видов работы, усиления уровня творческой деятельное, необходимой при выполнении задания. Например, на самом простом уровне ученикам предлагается прочитать параграф в учебнике, пересказать его, выделив основные мысли; на более сложном уровне — прочитать параграф, составить план и вопросы к нему, на самом сложном уровне — прочитать параграф, дать аннотацию и рецензию на него.

      Формой внутриклассной дифференциации по общим способностям учащихся является уровневая дифференциация, разработанная В.В.Фирсовым, В.А. Орловым, В.М. Монаховым . Авторы исходят из того, что в процессе обучения учителя всегда ориентировались на максимум содержания учебного материала. Если ученик полностью усваивал  этот максимум его знания оценивались 5 баллами, если были незначительные пробелы или неточности — 4 баллами и т.д.  Добросовестный ученик ориентирован был именно на максимум знаний и изо всех сил старался его усвоить. Это, естественно, вызывало перегрузку ученика, так как он ставил себе цель усвоить максимум знаний по всем предметам.

        Авторы идеи уровневой дифференциации предложили перейти в процессе обучения от ориентации на максимум содержания к ориентации на минимум. При этом необходимым является четкое определение того минимума, которым должен овладеть ученик, без которого он не сможет двигаться дальше в изучении данного предмета. Это — минимальный уровень,  уровень общих требований, который задается явно  в виде перечня понятий, законов, закономерностей, которые ученик должен знать; в виде вопросов, на которые ученик должен уметь ответить; в виде образцов типовых задач, которые ученик должен уметь решать. Определяется также содержание, которое необходимо усвоить ученику и на повышенных уровнях.

          Каждый ученик получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал. Единственное условие — этот уровень должен быть не ниже уровня обязательной подготовки. Учитель объясняет материал на уровне, более высоком, чем минимальный. При этом учитель четко выделяет содержание учебного материала, который ученики должны усвоить, занимаясь на том или ином уровне, и перед началом изучения очередной темы знакомит учеников с результатами, которых они должны достичь. Если ученик желает изучать определенный предмет на уровне обязательных требований, а другой — на повышенном уровне (причем не только желает, но и способен это делать) то такую возможность он должен получить. Таким образом, в уровневой дифференциации учитываются не только интеллектуальные способности ученика, но и его интересы.

Задачи данной технологии:

  1. выявить внутренние психофизиологические ресурсы учащихся, позволяющие им реализовывать себя в познании информатики;
  2. определить индивидуальный темп учебно-познавательной деятельности учащихся;
  3. осуществить дифференциацию обучения информатике на уроках, спецкурсах, индивидуальных занятиях, во внеклассных мероприятиях;
  4. внедрить и совершенствовать новые программы обучения информатике, разработать дидактические пособия по предмету;
  5. развивать самостоятельность учащихся, умение организовывать и управлять своей научно - познавательной деятельностью;
  6. развивать информационные и коммуникационные компетенции учащихся.

         Необходимость дифференцированного подхода к учащимся вытекает из того, что учащиеся различаются  своими задатками, типами памяти, уровнем подготовки, восприятием окружающего мира, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить уверенность  в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своём оптимальном темпе, даёт возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения. Полученные знания ученик может разделить на 4 уровня: уровень знания, уровень понимания, уровень применения и творческий уровень, задавая домашнее задание стремлюсь это учесть , чтобы каждый имел возможность выполнить его на своём достигнутом уровне. (Приложение № 5) Данным уровням отвечают и разработанные зачеты по основным разделам информатики, которые имеют вид три части А-уровень знания, В-понимания, С –применения.

          Используя систему дифференцированного обучения, необходимо учитывать психологические особенности каждого ученика, его реальные возможности. Не нужно забывать о темпераменте учащихся. Темперамент сказывается на динамике протекания не только эмоциональных, но и мыслительных, волевых процессов, поэтому он влияет на ход учебной деятельности. Так, например, холерики – сильные, энергичные, но не уравновешенные дети, которые быстро раздражаются, способные и на агрессивные поступки. Но если они теряют веру в сои силы, способности, у них наступает апатия, подавленное настроение. Они ничего не будут делать на уроке, пока учитель не вернёт веру в свои силы. Таким детям нужно давать в течение урока работу, которая их увлечёт, даст пищу уму и будет посильна. И противоположность – меланхолики - замкнутые, нерешительные в трудных обстоятельствах. Однако в спокойной, привычной для них обстановке,  могут успешно справляться со сложными заданиями. Для этих детей очень важны внимание, поддержка учителя. Изменить темперамент нельзя, но научить управлять им можно.

        Различно развито и восприятие информации у детей. Их можно подразделить  по типу познания на “зрителей”, “слушателей”, “деятелей”, в зависимости от  того, какому органу чувств отдаётся предпочтение – зрительному, слуховому или осязательному.

        Влияет, конечно, на результаты обучения и пол ребёнка. Девочки вписываются в школьную среду легче. Они предпочитают чаще слуховой способ познания. У них обычно шире словарный запас и говорить они начинают раньше. У мальчиков же более точное визуальное восприятие, лучшая координация и владение телом, а также более чёткое ощущение пространства.

         Кроме того, при обучении информатике возникает необходимость дифференциации по умениям работы с компьютером. У учащихся разный уровень знаний по информатике, разные возможности доступа к компьютеру для выполнения домашних заданий и удовлетворения своих интересов, связанных с использованием современных компьютерных технологий (работа с текстовыми и графическими редакторами, использование ресурсов Интернета и т.д.).

         И как же строить урок, чтобы учение всем приносило радость познания, пробуждало интерес к предмету, учитывая все выше сказанное? При изучение нового материала можно создавать разноуровневые группы по качеству знаний: сильные – первая группа; средние – вторая группа; слабые – третья группа. По способу мышления: первая группа – учащиеся со стандартным мышлением; вторая группа – учащиеся с творческими способностями. Учащиеся с одинаковой подготовкой и схожим темпом усвоения материала и мотивацией, занимаясь в одной группе, будут чувствовать себя более комфортно.

        Учитель объясняет тему для всего класса, если не последует  вопросов от учащихся первой группы (сильных учеников), они получают задания творческого характера. Для учащихся второй и третьей групп проводится повторное объяснение темы. Если и здесь не будет вопросов, то учащиеся второй группы получают задания с элементами творчества. Для учащихся третьей группы ещё раз объясняется материал с использованием таблиц, учебника и даётся практическое задание. Движение вперёд идёт на основе возврата к изученному,  усиленного закрепления на большом количестве примеров и упражнений, каждый работает в меру своих сил и возможностей, не теряет интереса к предмету. Разноуровневые группы подвижны. Если ученик второй и третьей групп работает в полную силу, справляется с заданиями, он может перейти в другую группу.  Каждый получает справедливо заработанную оценку.

        В особой помощи нуждаются слабые ученики. Задача учителя – довести их до уровня средних, обучить приёмам рациональной умственной деятельности. Работа должна организоваться, чтобы  со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доза помощи учителя постепенно снижалась. С этой целью для слабых учащихся используются различные карточки для индивидуальной работы, образцы выполнения заданий, выбор правильного решения из ряда решений, также опорные схемы, алгоритмы действий или карточки - информаторы и т.д.

         Информатика, как ни один другой школьный предмет, допускает рассмотрение практически любой учебной задачи в двух уровнях сложности: ученик выполняет требуемое задание с использованием привычной (или посильной) ему информационной технологии или же ученик жестко следует поставленным требованиям. Например, при решении задач по теме "Моделирование" учащиеся выбирают, каким способом им обсчитывать поведение модели: при помощи калькулятора, с использованием Excel или написать программу на алгоритмическом языке.

        Особое место занимает контроль знаний. Здесь применяю разные виды контрольных и самостоятельных работ: каждая имеет основную и дополнительную часть, справившись с основной ученик может перейти к дополнительной и получить выше оценку. Или когда варианты разбиты по степени сложности и ученик может выбрать какой степени сложности вариант он будет решать в данный момент.

Используемая технология дифференцированного обучения дает возможность проявить себя любому из учащихся, изучать предмет на том уровне который ему доступен и интересен.

Библиографический список

  1. Самчелеева Валентина Михайловна, Иванкина Любовь Александровна. Технология личностно-ориентированного обучения математике в гимназии№2.Декабрь2004. http://image.websib.ru/07/text_article.htm?333.
  2. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2005. – 29с.
  3. Якиманская И., Якунина О. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения. // Директор школы. – 1998. - № 3. – С. 65-72.
  4. Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., Академия, 2001.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
  6. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр "Сфера" – М., 2002, 160 с.
  7. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 2002
  8. Воспитание школьников. Научно-методический журнал, "Школьная пресса", 3 / 2003.
  9. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Справочные материалы: Учебное пособие. – М.: АПКиППРО, 2005. – 80 с.
  10. Информатика и ИКТ. Сборник учебных задач. Часть I: Учебное пособие. – М.:АПКиППРО, 2006. – 156 с.
  11. Информатика и ИКТ. Ответы к учебным задачам. Часть II: Учебно-метод. пособие. – М.: АПКиППРО, 2006. – 114 с.
  12. Практикум по прикладному программному обеспечению: Учебно-методическое пособие.–М.:МГПУ,2006.– 104 с.
  13. Информатика 7-9 . Базовый курс/ Под редакцией Макаровой Н.В.-СПб.:Питер, 2004. – 368 с.
  14. Информатика 7-9 . Практикум по информационным технологиям / Под редакцией Макаровой Н.В  СПб.:Питер, 2004. – 288 с.
  15. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики. – Москва: Академия, 2001.
  16. Филиппов В.М.. Министерство образования. Стандарты основного общего  и полного образования по информатике и информационным технологиям // Информатика и образование. – 2004. - №4. – с.7-26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование инновационных технологий в обучении химии как средство повышения качества подготовки специалистов" (методический доклад)

Современных образовательный процесс немыслим без поиска новых эффективных технологий, которые содейсвуют развитию творческих способностей учащихся. В методическом докладе приводятся примеры использова...

"Использование инновационных технологий в обучении химии как средство повышения качества подготовки специалистов" презентация

Презентация  является приложением к методическому  докладу с аналогичным названием....

Использование инновационных технологий в обучении химии как средство повышения качества подготовки специалистов.

Использование  инновационных технологий в обучении химии  как средство повышения качества  подготовки  специалистов.В настоящее время обсуждаются основные  направления развити...

Презентация "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения физике как средство повышения качества знаний учащихся"

Презентация "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения физике как средство повышения качества знаний учащихся" на конкурс "Учитель года - 2017"...

Дифференцированный подход при обучении математике как средство повышения качества знаний учащихся

Необходимость внедрения дифференцированного подхода в обучении математике подтверждается практикой: повышается уровень знаний, повышается мотивация, создается ситуация успеха, дети учатся самоор...

Доклад "Использование современной технологии дифференцированного обучения на уроках"

дифференцированный подход на уроках русского языка - это необходимое условие дальнейшего успешного обучения....