Программа по выявлению и развитию способностей у обучающихся на уроках информатики и внеурочной деятельности
методическая разработка по информатике и икт

Барменкова Оксана Николаевна

Программа по выявлению  и развитию способностей у обучающихся предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества,  расширение возможности для участия одарённых и способных обучающихся в  конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Рославльский многопрофильный колледж»

Программа

по выявлению и развитию  способностей у обучающихся на уроках информатики и во внеурочной деятельности

Автор:

преподаватель Иванченко О. Н.

2017-2020г.

Пояснительная записка

Программа по выявлению  и развитию способностей у обучающихся предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества,  расширение возможности для участия одарённых и способных обучающихся в  конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Сроки  реализации: 2017-2020 гг.

Цель  программы: создание условий  для выявления, поддержки и развития одаренных обучающихся, обеспечение их личностной и социальной самореализации.

Задачи:

  1. создание системы целенаправленного выявления одарённых обучающихся  в разных областях науки и творчества;
  2. организация научно-исследовательской и поисковой  деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации,  воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;
  3. отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  4. расширение возможностей для участия способных и одарённых обучающихся в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах;
  5. понимание важности изучения информатики в современном мире.

Основные направления реализации программы

1. выявление обучающихся с творческим потенциалом;

2. разработка форм работы;

3. внедрение в учебный процесс современных технологий;

4. использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

5. развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности

обучающихся, которая позволит студентам демонстрировать свои достижения на муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, смотрах и т.д.;

6. включение в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на муниципальные, региональные, всероссийские конференции и публикацией тезисов или докладов.

Организация воспитательной работы в рамках программы:

- Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

- Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;

- Формирование высокой речевой культуры;

- Утверждение здорового образа жизни обучающегося;

- Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых обучающихся.

Основные мероприятия по реализации программы

I. Диагностика: 

1. Изучение диагностических методик.

2. Создание банка тестов для диагностирования.  

3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования. 

4. Изучение личностных потребностей обучающихся путем собеседования. 

5.Изучение работы  обучающихся на уроке путем посещения занятий преподавателем. 

II. Развитие творческих и познавательных  способностей: 

1. Доступность и широкое привлечение  обучающихся к проведению олимпиад и конкурсов. 

2. Использование в практике работы с одаренными обучающимися следующих приемов: 

  • творческие ответы; 
  • выполнение творческих тематических заданий; 
  • выполнение проблемных поисковых работ; 
  • назначение ответственными за проведение предметных недель; 
  • приобщение (в различных формах) к работе преподавателя; 
  • повышение степени сложности заданий; 

III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности: 

1. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов  обучающихся. 

Ожидаемые результаты

- формирование системы работы с обучающимися;

- формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных обучающихся;

- выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных обучающихся;

-повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания;

- увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях; повышение показателей успешности студентов на муниципальных, региональных, всероссийских  олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

- изменение  показателей социального статуса, социального интеллекта и

успеваемости в ОУ;

- расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся.

 

Диагностики:

- Диагностика личной креативности (Е.Е. Туник);

- Методика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин).

                                          

Литература

1. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Питер Ком. 2003.

2. Величковский В. М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во Московского. университета, 2002, 336 с.

3. Занковский А.И. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность // Сб. науч. тр. Свердловск: СИПИ,1990. С. 28.

4. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления.- Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000.

5. Росина Н.Л. Практикум по исследовательской деятельности: Учебное пособие. - Киров: КФ МГЭИ, 2003, 68 с.

6. Такман Б.В. Педагогическая психология. М.: Прогресс, 2004. - 602 с.

7. Барышникова Е.Л. Особенности эмоциональных состояний креативных детей. Дис. канд. псих. наук. - М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие индивидуальных возможностей обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Мы, коллектив учителей  МБОУ СОШ№18 города Камышина  Волгоградской обл.:Избицкая М.Н., Калашникова И.В.,  Мешкова Е.Е., Тетерина Т.В. - представляем свой  опыт "Развитие индивидуал...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках математики и во внеурочное время

Программа предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследоательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей, внедрения новых образовательных...

Методики выявления и развития математической одаренности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности

В статье  представлено  обобщение  опыта работы с одарёнными детьми в использовании  диагностических знаний, методик и тестов по выявлению и развитию математической  одареннос...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках математики и во внеурочное время

Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских н...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Выявление иразвитие способностей у физически-одаренных детей одно из важнейших направлений учителя...