Рабочая программа элективного курса "Математические основы информатики".
рабочая программа по информатике и икт

Волкова Елена Геннадиевна

Рабочая программа элективного курса "Математические основы информатики". Расчитана на 2 года (10-11 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_elektiv_10-11_klass.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №20» города Сарова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя высшей квалификационной категории

Волковой Елены Геннадиевны

Элективного курса  

«Математические основы информатики»

10-11 класс

профильный уровень

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

  1. В процессе обучения возникают не ЗУНы, а их психологический эквивалент, когнитивные структуры, т. е. схемы, сквозь которые ученик смотрит на мир, видит и воспринимает его.
  2. Ведущей детерминантой поведения человека является знание окружающей действительности.
  3. Из всех способностей человека  функцией мышления является руководящей, интегрирующей деятельность восприятия, внимания и памяти.
  4. Для всестороннего развития мышления в содержание обучения включаются задачи и проблемы теоретического и практического характера, решение которых требует самостоятельного мышления и воображения, многочисленных интеллектуальных операций, творческого подхода и настойчивых поисков.

  1. Содержание учебного предмета.

Курс «Математические основы информатики» имеет блочно-модульную структуру.

Модуль 1. Системы счисления

Тема «Системы счисления» обычно изучается в базовом курсе информатики, поэтому школьники обладают определенными знаниями и навыками, в основном, перевода целых десятичных чисел в двоичную систему и обратно.

Цели изучения темы:

  • раскрыть принципы построения систем счисления и в первую очередь позиционных систем;
  • изучить свойства позиционных систем счисления;
  • показать, на каких идеях основаны алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую;
  • раскрыть связь между системой счисления, используемой для кодирования информации в компьютере, и архитектурой компьютера;
  • познакомить с основными недостатками использования двоичной системы в компьютере;

•  рассказать о системах счисления, отличных от двоичной, используемых в компьютерных системах.

Модуль 2. Представление информации в компьютере

Разработка современных способов оцифровки информации — один из ярких примеров сотрудничества специалистов разных профилей: математиков, биологов, физиков, инженеров, Неспециалистов, программистов. Широко распространенные форматы хранения естественной информации (МРЗ, ^ЕО, МРЕС и др.) используют в процессе сжатия информации сложные математические методы. Естественно, что в главе 2 учебного пособия не вводится «сложная математика», а только рассказывается о путях, современных подходах к представлению информации в компьютере.

Вопросы, рассматриваемые в данном модуле, практически не представлены в базовом курсе информатики.

Цели изучения темы:

  • достаточно подробно показать учащимся способы компьютерного представления целых и вещественных чисел;
  • выявить общие инварианты представления текстовой, графической и звуковой информации;
  • познакомить с основными теоретическими подходами к решению проблемы сжатия информации.

Модуль 3. Введение в алгебру логики

Цели изучения темы:

  • достаточно строго изложить основные понятия алгебры логики, используемые в информатике;
  • показать взаимосвязь изложенной теории с практическими потребностями информатики и математики;
  • систематизировать   знания,   ранее   полученные   по   этой теме.

Модуль 4. Элементы теории алгоритмов

Мы считаем, что этот модуль можно назвать «Популярное введение в теорию алгоритмов». Нынешние школьники вос-принимают современную вычислительную технику как естественную составляющую сегодняшней жизни. Они воспитываются под «флагом» всемогущества компьютера. У них даже не возникает сомнения, что некоторые задачи невозможно решить на современных компьютерах, а часть задач решить невозможно в принципе. И тем более они не представляют, что еще 100 лет тому назад не существовало таких вычислительных устройств, на которых можно было решать задачи разных классов.

Тема «Алгоритмизация» входит в базовый курс информатики, и, как правило, школьники знакомы с такими понятиями как «алгоритм», «исполнитель», «среда исполнителя» и др. Многие умеют и программировать. При изучении данного модуля наибольшее внимание следует уделить тем разделам (параграфам), содержание которых не входит в базовый курс информатики. Следует отметить, что целью изучения данной темы не является научить учащихся составлять алгоритмы. Алгорит-мичность мышления формируется в течение всего периода обучения в школе. Однако при изучении этой темы необходимо решать достаточно много задач на составление алгоритмов и оценку их вычислительной сложности, так как изучение отдельных разделов теории алгоритмов без разработки самих алгоритмов невозможно.

Цели изучения темы:

  • формирование представления о предпосылках и этапах развития области математики «Теория алгоритмов» и непосредственно самой вычислительной техники;
  • знакомство с формальным (математически строгим) определением алгоритма на примерах машин Тьюринга или Поста;
  • знакомство с понятиями «вычислимая функция», «алгоритмически неразрешимые задачи» и «сложность алгоритма».

Модуль 5. Основы теории информации

Цель изучения темы:

  • познакомить учащихся с современными подходами к представлению, измерению и сжатию информации, основанными на математической теории информации;
  • показать практическое применение данного материала.

Тема данного модуля достаточно сложна для восприятия. Трактовка таких понятий, как «информация», «измерение информации», в данном модуле дается совершенно на другом уровне, нежели это делается в базовом курсе информатики. Кроме того, для полного освоения предлагаемых материалов необходима достаточно высокая математическая подготовка; в частности, желательно знакомство школьников с понятием логарифма. Именно поэтому данный модуль предлагается изучать не в начале курса, а ближе к его концу, когда учащиеся в курсе математики с логарифмами уже познакомятся.

Учитель может варьировать уровень строгости изложения материала и сложность разбираемых примеров и задач. Часть материала, например формула Шеннона или ее вывод, может быть опущена, а высвободившееся время использовано для более подробного изучения основных элементов теории информации, имеющих важное значение в информатике. Такими элементами являются формула Хартли, закон аддитивности информации, связь алфавитного подхода к измерению информации с подходом, основанным на анализе неопределенности знания о том или ином предмете, оптимальное кодирование информации.

Модуль 6. Математические основы вычислительной геометрии

и компьютерной графики

Цель изучения темы: познакомить учащихся с быстро развивающейся отраслью информатики — вычислительной геометрией; показать, что именно она лежит в основе алгоритмов компьютерной графики.

В данном модуле рассматриваются некоторые алгоритмы решения геометрических задач. Такие задачи возникают в компьютерной графике, проектировании интегральных схем, технических устройств и др. Исходными данными в такого рода задачах могут быть множество точек, набор отрезков, многоугольник и т. п. Результатом может быть либо ответ на какой-то вопрос (типа «пересекаются ли эти прямые»), либо какой-то геометрический объект (например, наименьший выпуклый многоугольник, содержащий заданные точки).

В результате изучения данного модуля учащиеся должны освоить несколько новых понятий, не рассматриваемых как в курсе математики, так и в базовом курсе информатики средней школы. Занятия даже с математически хорошо подготовленными учащимися старших классов показали, что решение задач вычислительной геометрии вызывает у них большое затруднение. Проблема либо ставит их в тупик, либо выбранный «лобовой» способ решения настолько сложен, что довести его до кон-

ца без ошибок учащиеся не могут. Анализ результатов решения «геометрических» задач на олимпиадах по информатике приводит к тем же выводам. Такую ситуацию мы не считаем полностью объективной. Изложение материала данного модуля построено так, чтобы показать такие подходы к решению геометрических задач, которые позволят в дальнейшем достаточно быстро и максимально просто получать решения большинства элементарных подзадач, в частности, в компьютерной графике.

В данном модуле разобрано 33 задания — 24 в учебном пособии и 9 заданий практической работы.

Материалы соответствующей главы учебника уникальны в том смысле, что они не входят практически ни в один учебник по базовому курсу информатики. А от профессиональных книг по данной тематике их отличает относительная доступность изложения и применение математического аппарата, практически не выходящего за рамки школьного курса элементарной математики.

  1. Тематическое планирование учебного курса

Номер темы

Название темы

Кол-во часов

1

Системы счисления

10

2

Представление информации в компьютере

11

3

Введение в алгебру логики

14

4

Элементы теории алгоритмов

12

5

Основы теории информации

9

6

Математические основы вычислительной геометрии и компьютерной графики

10

7

Резерв свободного времени

2

Всего

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по информатике "математические основы информатики"

Курс «Математические основы информатики» носит интегративный, междисциплинарный характер и ориентирован на учащих­ся физико-математического, частично естественно-научного и тех­нико-технологичес...

Рабочая программа элективного курса "Основы журналистики"

Элективный курс "Основы журналистики” предлагается для учащихся 9-ых классов как элемент активизации интереса к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль о...

Рабочая программа элективного курса по информатике (на основе собственых лабораторных работ)

Цель данного курса:Образовательная: формировать общее представление о языке HTML через возможность понять важность HTML-стандартов для создания гипертекстовых документов, идентификацию тегов HTM...

Рабочая программа элективного предмета по информатике «Основы программирования»

Рабочая пргграмма элективного предмета для учеников интересующихся программированием на ЯПВУ "Паскаль"...

Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса

Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса направлена на подготовку учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ....