РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
методическая разработка по информатике и икт

Петрова Татьяна Валентиновна

Современный период развития общество характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению подростка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon realizatsiya_sistemno-deyatelnostnogo_podhoda.ppt1.87 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» Петрова Татьяна Валентиновна, учитель информатики, высшей квалификационной категории МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №44 ГОРОДА СУРГУТА «Время не любит, когда его тратят впустую» Генри Форд

Слайд 2

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – ОСНОВА ФЕДАРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ (УМЕНИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ИНДИВИДУ РАЗВИВАТЬ СВОЙ ПОТЕНЦИАЛ) НАУЧИТЬ ЖИТЬ ВМЕСТЕ (УЧЕНИЕ ДЛЯ СОВМЕСТНОЙ ЖИЗНИ В СОЦИУМЕ) « Образование: скрытое сокровище» Жак Делор НАУЧИТЬСЯ ПОЗНАВАТЬ НАУЧИТЬСЯ ДЕЛАТЬ НАУЧИТЬСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ Основа системно-деятельностного подхода НАУЧИТЬ ПОЛУЧАТЬ ЗНАНИЯ (УЧИТЬ УЧИТЬСЯ) НАУЧИТЬ РАБОТАТЬ И ЗАРАБАТЫВАТЬ (УЧЕНИЕ ДЛЯ ТРУДА) НАУЧИТЬ ЖИТЬ (УЧЕНИЕ ДЛЯ БЫТИЯ) РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

Слайд 3

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К САМОПОЗНАНИЮ И НЕПРЕРЫВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ АКТИВНАЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ (по классификации А.В.Хуторского) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМА ДЕЙТСВИЙ – САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СУБЪЕКТА РЕЗУЛЬТАТ (ПРОДУКТ) – СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Слайд 4

ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКАЯ Е.Л.МЕЛЬНИКОВА ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ (ФРАНЦУЗСКИЕ ДЕМАРШИ) П. ЛАНЖЕВЕНОМ, А. ВАЛЛОНОМ, Ж.ПИАЖЕ ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Ч. ТЕМПЛ, Д. СТИЛ, К. МЕРЕДИТ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ М.В.МОИСЕЕВА Е.С.ПОЛАТ М.В.БУХАРКИНА Г. К. СЕЛЕВКО ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСКУССИЙ М. В. КЛАРИН ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л. ВЫГОТСКИЙ, Н.ЗАЙЦЕВ, Л. ЗАНКОВ, Д.ЭЛЬКОНИН СОТРУДНИЧЕСТВА (ОБУЧЕНИЕ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ) Р.СЛАВИН, Р. ДЖОНСОН, Д. ДЖОНСОН ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У. КИЛПАТРИК П.П. БЛОНСКИЙ, Н.К.КРУПСКАЯ, А.С. МАКАРЕНКО, С.Т. ШАЦКИЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ (по классификации А.В.Хуторского)

Слайд 5

1 УРОВЕНЬ 2 УРОВЕНЬ 3 УРОВЕНЬ ШЕСТЬ МОДУЛЕЙ В КАЖДОМ ИЗ ТРЕХ ПОДХОДОВ ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ ОСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ ПРОИЗВОДСТВО ЗНАНИЙ ПОНИМАНИЕ РОЛИ ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ Знакомство с образовательной политикой Понимание образовательной политики Инициация инноваций УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА И ОЦЕНИВАНИЕ Базовые знания Применение знаний Умения жителя общества знаний ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ Использование ИКТ Решение комплексных задач Способность к самообразованию ТЕХНИЧЕСКИЕ И ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ИКТ Базовые инструменты Сложные инструменты Распространяющиеся технологии ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ Традиционные формы учебной работы Группы сотрудничества Обучающаяся организация УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Компьютерная грамотность Помощь и наставничество Учитель как мастер учения 1 УРОВЕНЬ 2 УРОВЕНЬ 3 УРОВЕНЬ ШЕСТЬ МОДУЛЕЙ В КАЖДОМ ИЗ ТРЕХ ПОДХОДОВ ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ ОСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ ПРОИЗВОДСТВО ЗНАНИЙ ПОНИМАНИЕ РОЛИ ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ Знакомство с образовательной политикой Понимание образовательной политики Инициация инноваций УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА И ОЦЕНИВАНИЕ Базовые знания Применение знаний Умения жителя общества знаний ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ Использование ИКТ Решение комплексных задач Способность к самообразованию ТЕХНИЧЕСКИЕ И ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ИКТ Базовые инструменты Сложные инструменты Распространяющиеся технологии ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ Традиционные формы учебной работы Группы сотрудничества Обучающаяся организация УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Компьютерная грамотность Помощь и наставничество Учитель как мастер учения СТРУКТУРА ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЮНЕСКО – ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

Слайд 6

Определение педагогического подхода Выбор педагогической технологии Выбор приема организации работы Определение развивающих методов и форм активизации познавательной деятельности обучающихся Определение методов и форм контроля Системно-деятельностный подход Технология проведения учебных дискуссий Техника аквариума Дидактические принципы: Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостного представления о мире Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества Цель: развитие критического мышления, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры Форма дискуссии, интересна тем, что делается упор на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

Слайд 7

I. МОТИВИРОВАНИЕ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

Слайд 8

I T-аутсорсинг – это сравнительно молодая ветвь бизнес-услуг. Деятельность компаний, которые предлагают услуги IT-аутсорсинга, распространяется на обслуживание компьютеров клиента . I T-аутсорсинг Качественное обслуживание Высокая профессиональность сотрудников Быстрый сервис

Слайд 9

СУРГУТ Неофициальная «нефтедобывающая столица» России Первое место в интегральном рейтинге городов России Сургут в пятерке лучших муниципалитетов округа по эффективности деятельности http://www.admsurgut.ru/

Слайд 10

Конкурсные задания 1 . Комплектовать системную плату : выбрать комплектующие с завязанными глазами; назвать комплектующие; скомплектовать системную плату. 2. Составить алгоритм описания конкретной системной платы III. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

Слайд 11

Конкурсные задания 3 . Составить схему работы системной платы (учитывая магистрально-модульный принцип) Магистраль (системная шина) передаёт данные между функциональными блоками компьютера. Включает в себя три многоразрядные шины: шину данных, шину адреса и шину управления 4. Написать программу на языке Pascal , в результате выполнения которой будет рассчитана стоимость укомплектованного системного блока

Слайд 12

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» IV. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ Рефлексивный лист «… тогда суди сам себя, - сказал король. – Это самое трудное. Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр» ( Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц») По пятибалльной системе: оцените содержательную значимость мероприятия оцените собственную деятельность на мероприятии оцените ваше эмоциональное состояние

Слайд 13

САМОАНАЛИЗ УРОКА Основные цели урока Проектирование урока Соответствие урока требованиям ФГОС Содержание урока Методика проведения урока Психологичес- кие основы урока Рефлексия учебной деятельности на уроке Этапы анализа Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя

Слайд 14

Конкурентоспособность личности рождается на уроке… Генри Форд Постановка цели Учет профильной направленности класса Учет психологических особенностей подростков Определение темы урока, его место в изучаемом в разделе и его роль в общей логике изучения предмета Учет личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов Учет индивидуальных способностей обучающихся ценностно-смысловые ориентации : самоопределение смыслообразование нравственно-этическое оценивание регулятивные: планирование контроль коррекция самоорганизация коррекция Личностные Метапредметные УУД 1) 2) 3) 4) 5) коммуникативные, дискуссионные: определять свою личную позицию в группе аргументировать свою точку зрения задавать вопросы оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь познавательные: логические действия работа с информацией общеучебные постановка и решение проблемы

Слайд 15

На уроке должно быть «много» детей и «мало» учителя… В. Н. Сорока-Росинский Проектирование урока Идея урока Выбор необходимого оборудования, ПО Выбор педагогической технологии Выбор приемов, методов и форм активизации познавательной деятельности обучающихся; определение типа урока Разработка структуры урока Этапы: Подготовительный этап Мотивирование к учебной деятельности Постановка учебной задачи Интеллектуально-преобразовательная деятельность Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Подведение итогов, домашнее задание Продумать, что еще необходимо для организации проведения урока Игра для ребенка – естественная потребность... создание образа будущего, предполагаемого урока

Слайд 16

Скажи мне — и я забуду , покажи мне — и я запомню , дай мне сделать — и я научусь… Китайская народная мудрость

Слайд 17

Используемая литература и источники информации Гин Л. Приёмы педагогической техники: Пособие для учителя. – Изд-во «Вита – Пресс», М, 2004. Громова О. критическое мышление – как это по-русски?// Библиотека в школе -2001 -№12. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: Учебное пособие. – Издательская корпорация «Логос», 2000. Заир-Бек С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма// Библиотека в школе -2001 -№12. Петрова Т.В. Казанский педагогический журнал / Т.В.Петрова // Развитие информационно-коммуникационной компетентности основных субъектов образовательных отношений в условиях учебной деятельности. – 2017. - № 4. Петрова Т.В. Интеграция мировых научных процессов как основа общественного прогресса / Т.В.Петрова, Б.П. Яковлев // Программа профессионального развития педагога «Творческий педагог – катализатор развития креативности обучающегося». – 2015. - № 32. Селевко Г.Г. Современные образовательные технологии. Москва, Народное образование, 1998. Яковлев Б.П., Петрова Т.В. Способности и одаренность детей: теория и технологии. Учебное пособие. – ООО Агенство «Сибпринт», 2018.

Слайд 18

Интернет-ресурсы: http://festival.1september.ru/articles/527236/ http://www.festival.1septembr.ru http://www.shkola.edu.ru http://www.pedsovet.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компетентностно-ориентированного подхода в преподавании предмета «Информатики и ИКТ»

При использовании ИКТ в организации учебной деятельности происходит вовлечение обучающихся в коллективную и личностно-ориентированную деятельность, которая позволяет учиться  на  собственном...

Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании информатики.

Задачей учителя на уроках информатики является формирование у   ученика информационной компетентности – одного из основных приоритетов в современном общем образовании, который носит об...

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании физики.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

Системно-деятельностный подход в преподавании предмета «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС второго поколения

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Реализация социально-контекстного подхода при преподавании предмета "Информатика"

Статья предназначена как для учителей, так и для родителей. В ней говорится каким должен быть современный урок информатики. Об использовании современных образовательных методов, преимуществе...

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании информатики

В материале статьи обсуждается, как в рамках системно-деятельностного подхода, решается задача создания знания у школьников на уроке информатики. Предъявляются возможные пути решения данной задачи, на...