Презентация для подготовки к ОГЭ по информатике по теме: "Формальные описания реальных объектов и процессов".
презентация к уроку по информатике и икт (9 класс)

Витько Наталья Петровна

Презентация содержит подробное иллюстрированное объяснение темы: "Формальные описания реальных объектов и процессов" с примерами заданий ОГЭ для разбора и закрепления материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_oge_inf_zadanie_3.pptx770.52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ОГЭ « Формальные описания реальных объектов и процессов » Проектирование диагностических материалов по оценке качества знаний, достижения образовательных результатов

Слайд 2

Содержание Теория Разбор решений задач Задачи для самостоятельного решения Источники

Слайд 3

Определение кратчайшего пути между пунктами Иногда очень трудно структурировать информацию описанными структурами из-за сложных «взаимоотношений» между объектами. В заданиях ОГЭ этой темы чаще всего используются две информационные модели — таблицы и схемы (графы) . Информация в таблице строится по следующим правилам: на пересечении строки и столбца находится информация, характеризующая комбинацию этой строки и столбца. На схеме (графе) информация строится по следующему правилу: если между объектами схемы имеется связь, то она отображается линией, соединяющей названия этих объектов на схеме.

Слайд 4

Граф – это набор вершин и связей между ними, называющихся рёбрами:

Слайд 5

Дерево – это связный граф без циклов (замкнутых участков)

Слайд 6

Взвешенный граф У взвешенных графов указан «вес ребра»:

Слайд 7

Весовая матрица Из взвешенных графов получается весовая матрица, обратное преобразование тоже возможно.

Слайд 8

ПОИСК КРАТЧАЙШЕГО ПУТИ (ПЕРЕБОР)

Слайд 9

A B C D E A 2 7 4 B 2 C 7 3 5 D 3 3 E 4 5 3 В таблице приведена стоимость перевозок между соседними железнодорожными станциями, укажите схему, соответствующую таблице: Разбор задания 3.1.

Слайд 10

Решение: Необходимо рассмотреть каждую схему и подсчитать количество ребер, выходящих из каждой вершины. В скобках будем указывать соответствующую данному «ребру» стоимость: 1 схема: A: B(2), C(7), E(4) B: A(2), C(4) Здесь уже можно остановиться, т.к. для вершины B по схеме два ребра, а по таблице одно значение (B->A=2 )

Слайд 11

2 схема: A: B(2), C(7), E(4) B: A(2) C: A(7), D(5), E(3) Здесь уже можно остановиться, т.к. для вершины C стоимость по схеме и по таблице различается: по схеме C->D = 5, а по таблице на пересечении C и D цифра 3. 3 схема: A: B(2), C(7), E(4) B: A(2) C: A(7), D(3), E(5) D: C(3), E(3) E: A(4), C(5), D(3) Схема 3 полностью соответствует таблице. Ответ: 3

Слайд 12

Разбор задания 3.2. На схеме приведена стоимость перевозок между соседними железнодорожными станциями, укажите таблицу, соответствующую схеме:

Слайд 13

A B C D E F A 3 2 2 B 3 3 5 4 C 3 3 5 D 3 2 E 2 5 5 2 F 2 4 A B C D E F A 3 2 2 B 3 3 5 4 C 3 2 5 D 2 E 5 5 3 F 2 4 3 A B C D E F A 3 2 B 3 3 5 4 C 3 2 5 D 2 3 E 5 5 3 F 2 4 A B C D E F A 3 2 B 3 3 5 4 C 3 2 3 D 2 5 E 5 3 5 F 2 4 1 2 3 4

Слайд 14

Решение: Необходимо рассмотреть каждую таблицу и подсчитать количество пересечений для каждой строки, т.е. для каждой ж.д. станции. В скобках будем указывать соответствующую данной станции стоимость: 1 таблица: A: B(3), E(2), F(2) -3 Здесь уже можно остановиться, т.к. для станции A по схеме два ребра у вершины А, а по таблице уже три значения 2 таблица: A: B(3), F(2) B: A(3), C(3), E(5), F(4) C: B(3), D(2), E(5) D: C(2), E(3) F: A(2), B(4) Таблица 2 полностью соответствует схеме. Ответ: 2 A: B(3), E(2), F(2)

Слайд 15

Разбор задания 3.3. В таблице приведена стоимость перевозок между соседними железнодорожными станциями. Укажите таблицу, для которой минимальное расстояние от точки A до точки F больше 8 A B C D E F A 2 3 B 2 5 5 C 3 4 D 5 4 2 E 5 3 F 2 3 A B C D E F A 3 5 B 4 2 C 1 2 D 3 4 E 5 1 4 F 2 2 4 A B C D E F A 3 4 B 4 2 2 C 3 4 4 D 4 2 E 4 2 F 2 2 A B C D E F A 2 3 B 2 5 5 C 5 3 D 3 3 E 5 3 2 F 3 2 1 2 3 4

Слайд 16

Решение: По дереву 1-й таблицы видно, что каждая из ветвей в результате возвращает сумму большую 8 . То есть таблица 1 соответствует искомому результату. Ответ: 1

Слайд 17

Задачи для самостоятельного решения: 1. Между населёнными пунктами А, В, С, D, Е, F построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице: Определите длину кратчайшего пути между пунктами А и F . Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице. 1) 5 2) 6 3) 7 4) 8 A B C D E F A 5 5 4 B 5 2 C 5 2 1 D 4 1 3 E 1 4 F 1 3 4

Слайд 18

2. Водитель автомобиля должен добраться из пункта А в пункт D за 5 часов . Из представленных таблиц выберите такую, согласно которой водитель сможет доехать из пункта А в пункт D за это время . В ячейках таблицы указано время (в часах), которое занимает дорога из одного пункта в другой. Передвигаться можно только по дорогам, указанным в таблицах. 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

Слайд 19

3. Между населёнными пунктами А, В, С, D, Е построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведе. Определите длину кратчайшего пути между пунктами А и E , проходящего через пункт C . Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице: A B C D E A 1 4 3 7 B 1 2 5 C 4 2 3 D 3 5 3 2 E 7 2

Слайд 20

4 . Между населёнными пунктами А, В, С, D, Е, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице: Определите длину кратчайшего пути между пунктами А и F (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).

Слайд 21

5. Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет. Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F , не проходящего через пункт E . Передвигаться можно только по указанным дорогам.

Слайд 22

6. Учитель Иван Петрович живёт на станции Антоновка, а работает на станции Дружба. Чтобы успеть с утра на уроки, он должен ехать по самой короткой дороге. Проанализируйте таблицу и укажите длину кратчайшего пути от станции Антоновка до станции Дружба:

Слайд 23

7. Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет. Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и E , проходящего через пункт D . Передвигаться можно только по указанным дорогам.

Слайд 24

8. На схеме нарисованы дороги между четырьмя населёнными пунктами A, B, C, D и указаны протяжённости данных дорог. Определите, какие два пункта наиболее удалены друг от друга (при условии, что передвигаться можно только по указанным на схеме дорогам). В ответе укажите кратчайшее расстояние между этими пунктами.

Слайд 25

9. Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице. Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и Е , проходящего через пункт C. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице.

Слайд 26

10. Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице. Определите длину кратчайшего пути между пунктами B и E , не проходящего через пункт А . Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице.

Слайд 27

Ответы: № задания Верный ответ № задания Верный ответ 1 6 6 4 2 2 7 9 3 8 8 13 4 4 9 12 5 15 10 10

Слайд 28

Источники https://labs-org.ru/oge https://inf-oge.sdamgia.ru https://www.kpolyakov.spb.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование на реальном объекте при подготовке к экзамену по информатике.

Для изучения сложной и абстрактной темы «Моделирование» предлагается использовать в качестве реального объекта карту петербургского метрополитена. Разбираются экзаменационные примеры ГИА и ЕГЭ и с пом...

A3. Формальные описания реальных объектов и процессов

Решение:По матрице смежности рисуем граф, по которому очень легко определяем, наиболее короткий путь из точки А в точку F.  Ответ: 3) 13...

Формальное описание реальных процессов.

Данные материалы представляют собой тестовую работу в двух вариантах по теме "Формальное описание реальных процессов" и бланк ответов. Предлагаемую работу можно использовать при организации повторения...

Презентация для подготовки к ЕГЭ по информатике по теме "Рекурсивные алгоритмы"

Презентация на тему "Рекурсивные алгоритмы" создана для подготовки обучающихся к ЕГЭ по информатике и ИКТ. В работе рассмотрено определение рекурсии, приведены примеры рекурсивно-определенных графичес...

Фор­маль­ные описания ре­аль­ных объектов и процессов

Подготовка в сдаче Огэ 2016. Раздел А задание 3: Фор­маль­ные описания ре­аль­ных объектов и процессов. Решение задач с графами....

Формальные описания реальных объектов и процессов. Задание ОГЭ по информатике № 3.

Статья предназначена для подготовки учащихся к ОГЭ. Разбор задания № 3 "Формальные описания реальных объектов и процессов."...