Управление образовательными результатами в обучении предмета информатика и ИКТ посредством педагогического контроля
материал по информатике и икт

Вариченко Эсфирь Юрьевна

В сфере перехода на новые образовательные стандарты передо мной, как преподавателем информатики дисциплины встал вопрос: Каким образом можно управлять образовательными результатами обучающихся? Что в учебном процессе является обратной связью? И как эффективно использовать механизмы обратной связи для повышения образовательных результатов?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образовательными результатами в обучении предмета информатика и ИКТ посредством педагогического контроля

Если учесть, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не только система знаний, умений и навыков, но и  способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации, то встает вопрос: с помощью каких средств можно развивать эти способности на информатике, чтобы достичь оптимального результата?

В связи с этим, предположив, что если использовать определенную систему контроля знаний, как обратную связь в процессе обучения, то это позволит улучшить образовательные результаты обучающихся по предмету информатика и ИКТ. Я решила разработать такую систему контроля, которая позволит оптимизировать процесс обучения и достичь положительных результатов.

Для достижения целей и задач были определены этапы работы над темой:

  1. Изучение теоретического материала о роли педагогического контроля в управлении образовательным процессом, его формах, методах и принципах.
  2. Детализация требований к результатам освоения программы
  3. Разработка структурной схемы управления образовательными результатами на уроках информатики и ИКТ;
  4. Разработка контрольно-измерительных материалов по уровням усвоения;

Применительно к учебному процессу управление представляет собой целенаправленное, систематическое воздействие преподавателя на студентов для достижения заданных результатов обучения.

Известно, что любой этап управления образовательным процессом начинается с постановки целей и задач, затем, конструирования учебного процесса на основе содержания учебного материала с помощью различных технологий и, наконец, планирования результатов. При достижении цели ставится новая цель, и весь цикл повторяется.

Но для того, чтобы узнать достигнуты ли запланированные на данном этапе цели и соответствует ли результат основной цели, необходима обратная связь, роль которой выполняет педагогический контроль.

У контроля множество функций

каждая из которых имеет свои цели, отражающие важность педагогического контроля не только для преподавателя, но и для обучающегося.

При построении системы контроля мною соблюдались следующие принципы:

  1. Планомерность и систематичность. Регулярность контроля позволяет своевременно выявлять и исправлять ошибки, недоработки, принимать меры к их устранению путем соответствующего совершенствования учебного процесса.
  2. Максимальная объективность; позволяющие реально оценить успехи и недостатки учебной деятельности учащихся, правильно установить степень овладения знаниями и умениями, исключающим субъективные оценочные суждения.
  3. Оптимальность; максимум результата при минимуме затрат по затратам времени преподавателя и учеников, обеспечивающим анализ проверочных работ и их обстоятельную оценку в сравнительно короткий срок.
  4. Всесторонность, т. е. охват всех разделов программы, обеспечение проверки усвоения не только предметных знаний, но и общеучебных и специальных умений и навыков.
  5. Индивидуальность, так как овладение знаниями и умениями – процесс индивидуальный; работает в своем режиме, по своей индивидуальной образовательной траектории.
  6. Наглядность, т.е. объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов.

Основная цель преподавателя любой дисциплины – обеспечить выполнение государственных стандартов по своему предмету. Каждый сам выбирает оптимальные для себя формы обучения; методы организации, стимулирования и контроля. Но как бы ни выстраивал преподаватель процесс, он всегда начинает его с планирования, т.е. разделения на блоки, модули, и, в конечном результате, – учебные занятия.

Для эффективной  организации контроля я детализировала и конкретизировала требования к результатам освоения программы по знаниям и умениям от 2 до 10, и от 4 до 13 соответственно (Табл. 1 и Табл. 2). Например подтема «Электронные таблицы» раздела «Технология создания и преобразования информационных объектов». На эту подтему отведено 18 часов, 16 из которых – практические.

Табл. 1

Требования к результатам освоения подтемы
«Электронные таблицы Excel»

Раздела рабочей программы «Технология создания и преобразования информационных объектов»

знать:

уметь:

  1. Назначение и функции электронных таблиц.
  2. Правила работы с программой MS Excel.
  1. Представлять числовую информацию различными способами.
  2. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в ЭТ;
  3. Осуществлять поиск информации в ЭТ.
  4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

Табл. 2

Детализация требований к результатам освоения подтемы «Электронные таблицы Excel»

знать:

уметь:

  1. Назначение и области использования ЭТ.
  2. Программа Excel. Основные понятия ЭТ, способы их выделения и форматирования. Приёмы создания, редактирования и форматирования электронных таблиц.
  3. Типы данных ЭТ, правила их форматирования.
  4. Понятие относительного адреса ячейки.
  5. Понятие формулы, правила их ввода.
  6. Понятие абсолютного адреса ячейки и смешанной ссылки.
  7. Понятие функции Excel, правила их ввода, назначение мастера функций. Основные математические статистические функции
  8. Основные логические функции.
  9. Понятие диаграмм. Назначение мастера диаграмм, типы диаграмм.
  1. Создавать, редактировать и форматировать таблицы.
  2. Применять относительную адресацию для автоматизации вычислений.
  3. Применять абсолютную адресацию для автоматизации вычислений.
  4. Работать с различными типами данных.
  5. Вычислять формулы в Microsoft Excel.
  6. Использовать мастер функций.
  7. Использовать математические функции для вычислений.
  8. Использовать статистические функции для вычислений.
  9. Использовать логические функции для вычислений.
  10. Создавать диаграммы и графики.
  11. Работать с несколькими листами рабочей книги.
  12. Сортировать и фильтровать данные.

Детализация требований была учтена при составлении структурного плана занятий. Затем, согласно учебному планированию я распределила знания и умения, которыми должен овладеть обучающийся, по отдельным занятиям, и с каждым занятием, в соответствии с его целями, соотнесла определенные виды контроля (Табл. 3).

Для вовлечения студентов в учебный процесс и создания кота на уроке, с целью определения оптимальных методов, форм и организации контроля и коррекции результатов был проведен опрос среди обучающихся «Выявление отношения к организации учебного процесса на уроках информатики», который показал:

  1. Больше половины обучающихся мотивированы на изучение информатики, т.к. считают, что она пригодится им в жизни.
  2. Все желают выбирать задания по силам и более 80% имеет высокий уровень притязаний  (желают оценку «4» и «5»), что не соответствует результатам входного контроля.
  3. Большинство (почти 70%) предпочитает работать в паре или с группой, что свидетельствует о неуверенности в своих знаниях, и лишь 31% - работать самостоятельно.
  4. В качестве контроля результатов обучающиеся выбрали тесты и практическую работу, и большинство считает важным отслеживание своих достижений; мнение об открытости результатов контроля разделилось.
  5. Большинство обучающихся готово повысить неудовлетворяющий его результат контроля и корректировать оценку при помощи внеаудиторной самостоятельной работы и консультаций.

Так для оценивания теоретических знаний в рамках предварительного контроля а уроках используется фронтальный опрос иногда в комбинации с индивидуальным письменным методом контроля в форме теста с целью выяснения готовности группы к изучению нового материала, определения сформированности понятий, при подготовке к выполнению практических работ.

Данный контроль позволяет каждому обучающемуся выявить и оценить уровень своей подготовки и определить моменты, на которые следует акцентировать внимание при выполнении практической работы, чтобы произвести коррекцию своих знаний с помощью инструкционной карты к практической работе.

На заключительном этапе урока с целью выявления степени закрепления новых знаний и умений, отработки и закрепления навыков применяется текущий контроль практической работы, как основной при изучении ИКТ.

Результаты проведённого контроля во время урока позволяют дифференцировать задания и спланировать дальнейшую работу коррекции знаний и умений в удобной для обучающихся форме.

Для  периодического контроля образовательных результатов подтемы использую нетрадиционные формы (такие как рефераты, проекты, деловые игры), отражающие как теоретические знания учащихся, так и уровень прикладных навыков работы с различными программными продуктами, использование их в практических целях.

Табл. 3

Структура организации педагогического контроля

(на примере раздела «Электронные таблицы Excel» по предмету «Информатика и ИКТ»)

Тематическое планирование раздела

Кол-во часов

Знания

Умения

Методы контроля

Форма

контроля

Коррекция результата

подлежащие контролю

Тема 1. Моделирование электронных таблиц.

2

Текущий контроль

Письменная проверка

Тест

Внеаудиторная сам.работа,  консультация

1, 2, 3, 4, 5

-

Практическая работа № 1.

Ввод формул, относительные ссылки.

2

Предварительный контроль

Устный опрос

Фронтальный

Инструкционная карта, практическая работа

1, 2, 3, 4, 5

-

Текущий контроль

Практическая проверка

Письменная проверка

Практическая работа

Тест

Внеаудиторная сам.работа, консультация

1, 2, 3, 4, 5

1, 2, 4, 5

Все контрольно- измерительные материалы структурированы по показателям знаний и умений и уровням усвоения (Табл. 4)

Табл. 4

Пример заданий в форме теста для текущего контроля ПР №1

занания

умения

уровень

Как правильно обозначается ячейка ?

            a)  7D;   b)  D7;   c)  7AD;   d)  A-D7

2

-

1

В каком варианте правильно указана последовательность выполнения операторов в формуле?

  1. + и - затем * и /
  2. операторы сравнения затем операторы ссылок
  3. операторы ссылок затем операторы сравнения
  4. * и / затем %

5

5

2

Дан фрагмент электронной таблицы в режиме отображения формул. Какое значение будет выведено в клетке D4, если в нее будет скопировано содержимое клетки С3 и выключен режим формул?

  1. 16
  2. 4
  3. 8
  4. 32

4

5

3

За основу выбраны 3 уровня сложности каждый из которых означает:

1 – опознавание, различение учебного материала.

2. – понимание и воспроизведение учебной информации

3 – применение знаний и умений в нестандартных ситуациях

При составлении тестов исхожу из процентного соотношения количества уровневых заданий.

Оценки выставляются по следующим критериям:

  • «3» -  50-60% выполнено заданий; 1 у
  • «4» - 60-80% выполнено заданий; 1+2 у
  • «5» - 80-100% выполнено заданий. 3 у

Пример заданий для теста представлен на слайде.

По такому же принципу строятся и задания практической работы.

Детализация заданий по образовательным результатам облегчает работу преподавателя при управлении учебным процессом (подготовка к уроку, коррекция знаний, умений), обучающимся – при выборе заданий по силам для определения уровня своего незнания.

Уровень своих достижений они отслеживают при помощи  листа личного успеха (Табл 5).

Табл. 5

Личная карта успеха                            фио                                                ___ группы

Тема:                                                                

№ п/п

Название

раздела программы

Теория

Практика

Итог

Примечания

название 

темы урока

название 

темы урока

название 

темы урока

Преподаватель, в свою очередь, ведет электронную книгу учёта образовательных результатов по темам, позволяющую отслеживать индивидуальную траекторию достижений каждого обучающегося, так и темы по группе и проводить их коррекцию.

 

ФИО

ФИО

ФИО

 

 

итоги

з

у

з

у

з

у

з

у

з

у

1

Моделирвание ЭТ

 

 

 

 

 

 

1

0

0

 

 

 

 

 

 

2

0

0

 

 

 

 

 

 

3

0

0

 

 

 

 

 

 

4

0

0

 

 

 

 

 

 

5

0

0

2

ПР№ 1

 

 

 

 

 

 

1

1

0

0

 

 

 

 

 

 

2

2

0

0

 

 

 

 

 

 

3

4

0

0

 

 

 

 

 

 

4

5

0

0

 

 

 

 

 

 

5

0

0

 

1

0

0

0

0

0

0

 

2

0

0

0

0

0

0

 

3

0

0

0

0

0

0

Контроль, как одна из основных функций управления процессом обучения, позволяет преподавателю:

  1. своевременно получить информацию о результатах работы обучающихся в целом и каждого учащегося в отдельности;
  2. получить информацию о результатах своей работы и провести коррекцию планирования своей деятельности;
  3. произвести оценивание образовательных результатов обучающихся.

В свою очередь, детям контроль помогает:

  1. лучше узнать самого себя;
  2. повысить мотивацию к обучению;
  3. побуждает вносить коррективы в свою учебную деятельность.

Систематический контроль влияет на образовательные результат и познавательную активность студентов. Студенты не только улучшают свои результаты по информатике и ИКТ, но и активно участвуют в различных мероприятиях по предмету как на уровне учреждения, так и области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достижение нового образовательного результата средствами учебного предмета «Русский язык» (специфика работы с детьми – дисграфиками на уроке)

Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее...

Достижение нового образовательного результата средствами учебного предмета «Русский язык» (специфика работы с детьми – дисграфиками на уроке)

Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее...

Достижение нового образовательного результата средствами учебного предмета «Русский язык» (специфика работы с детьми – дисграфиками на уроке)

Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее...

Достижение нового образовательного результата средствами учебного предмета «Русский язык» (специфика работы с детьми – дисграфиками на уроке)

Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее...

Достижение нового образовательного результата средствами учебного предмета «Русский язык» (специфика работы с детьми – дисграфиками на уроке)

Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее...

Информационно -образовательная среда для управления образовательными результатами и совершенствования методической работы в школе

Одним из условий эффективного функционирования школы является использование современных информационных технологий в управлении образовательными результатами и организацией методической работы в школе....