РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Компьютерное моделирование» 9 класс агротехнологического профиля (срок реализации 1 год)
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)

Учебный курс «Компьютерное моделирование» предназначен для изучения в 9-х классах средней школы.
Курс «Основы компьютерного моделирования» является преемственным по отношению к базовому курсу информатики и ИКТ, обеспечивающему требования образовательного стандарта для основной школы. В ходе изучения курса будут расширены знания учащихся в тех предметных областях, на которых базируется изучаемые системы и модели, что позволяет максимально реализовать межпредметные связи, послужит средством профессиональной ориентации и будет служить целям профилизации обучения на старшей ступени школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modelirovnaie_9_klass_moya.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 Барабинского района Новосибирской области





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса

«Компьютерное моделирование»

9 класс агротехнологического профиля
(срок реализации 1 год)







Составитель:
учитель по информатике и ИКТ
Ныркова А.А.

2020 г.


Пояснительная записка

Учебный курс «Компьютерное моделирование» предназначен для изучения в 9-х классах средней школы.

Курс «Основы компьютерного моделирования» является преемственным по отношению к базовому курсу информатики и ИКТ, обеспечивающему требования образовательного стандарта для основной школы. В ходе изучения курса будут расширены знания учащихся в тех предметных областях, на которых базируется изучаемые системы и модели, что позволяет максимально реализовать межпредметные связи, послужит средством профессиональной ориентации и будет служить целям профилизации обучения на старшей ступени школы.

Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплектом, включающим в себя:

  • учебное пособие для учащихся «Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информационные системы и модели. Элективный курс: Учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012»;
  • компьютерный практикум «Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информационные системы и модели. Элективный курс: Практикум. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011»;
  • методическое пособие для учителя «Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информационные системы и модели. Элективный курс: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006».

На изучение элективного курса «Компьютерное моделирование» по предлагаемой программе отводится 34 часа за учебный год (1 час в неделю).

Среди многочисленных приложений современной информатики и информационных технологий в данном учебном курсе выделяются два:

  • информационные системы;
  • компьютерное математическое моделирование.

Данный раздел курса углубляет содержательные линии моделирования и информационных технологий в школьной информатике. База данных — ядро любой информационной системы — рассматривается в качестве информационной модели соответствующей предметной области. Содержание обучения отталкивается от проблем, которые требуется решить.

Первая проблема — адекватное информационное отражение в базе данных реальной системы. В связи с этим рассматриваются основные этапы проектирования базы данных: системный анализ предметной области, построение инфологической модели, ее реализация в виде модели данных реляционного типа.

Вторая проблема — создание приложений, которые в совокупности с базой данных составляют информационно-справочную систему. Здесь внимание уделяется анализу потребностей пользователя, созданию гибкой и полной системы приложений (запросов, форм, отчетов), организации дружественного пользовательского интерфейса.

В конце раздела осваиваются элементы программирования приложений на языке Visual Basic for Application (VBA).

Формы организации учебного процесса

Формы организации занятий — сочетание лекционных занятий с выполнением лабораторных работ по созданию баз данных, приложений, реализации компьютерных математических моделей. Используется метод проектов, позволяющий в максимальной мере развить навыки самостоятельной и исследовательской работы. Рекомендуется использовать написание рефератов по современным методам и средствам разработки информационных систем, по моделированию в наиболее актуальных разделах науки, по которым проведение практических занятий нецелесообразно на данном этапе обучения.

На лекционных и практических занятиях используется как объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, так и частично-поисковый методы (в зависимости от учебного материала). При самостоятельном решении задач на лабораторных работах в основном используется поисковый метод. В процессе выполнения практических заданий учащиеся разовьют навыки работы с современными средствами информационных технологий: табличным процессором, реляционной СУБД, познакомятся с элементами офисного программирования.

Составной частью курса является подготовка реферата по одной из проблем, затронутых в курсе, а также выполнение и защита проекта. При подборе материалов для реферата учащимся рекомендуется использование ресурсов Интернет, для его оформления потребуется работа с текстовым процессором Word. Защиту проекта рекомендуется проводить с использованием презентации, созданной средствами Power Point. Практическая часть разрабатывается с использованием СУБД Microsoft Access.

 Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows.

Цели курса

  • профилизация на уровне среднего общего образования, дальнейшая социализация обучающегося;
  • формирование у школьников основ информационной культуры мира, знакомство с информационными процессами в окружающей природной и социальной среде;
  • знакомство с важнейшими понятиями информатики, основными компонентами персонального компьютера и их назначением;
  • включение персонального компьютера в повседневную учебную деятельность как эффективного и развивающего средства, поддерживающего традиционное обучение;
  • знакомство со сферами применения компьютерной техники;
  • развитие психических функций ребенка: мышление, внимание, воображение, терпение, воля и т.д.;
  • формирование и развитие у учащихся практических умений в области компьютерной графики;
  • формирование первоначальных представлений об моделировании и визуализации объектов анимации, а также формирование навыков работы в свободном программном обеспечении Blender Basics;
  • привить повышенный интерес обучающихся к изучению предмета Информатика.

Задачи курса

  • развитие творческих способностей учащихся и интереса к изучению компьютерной графики;
  • научить обучающихся искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ними задач;
  • сформировать первоначальные навыки планирования целенаправленной учебной деятельности;
  • дать первоначальные представления о моделировании и анимации;
  • сформировать первичные навыки работы в данной программе Blender Basics;
  • дать представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.

Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

Формирование устойчивой мотивации к изучению информатики.

Формирование этических норм работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося.

Формирование умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.

Формирование соблюдения правил работы с файлами в корпоративной сети, правил поведения в компьютерном классе.

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, умения находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение?»

Формирование отношения к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.

Формирование система заданий, иллюстрирующих место информационных технологий в современном обществе, профессиональное использование информационных технологий, способствующих осознанию их практической значимости.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития информационного общества;

Формирование информационно-технической компетенции в процессе образовательной, исследовательской и творческой деятельности.

Метапредметные результаты:

Умение самостоятельно ставить  и формулировать для себя проблемы.

Умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности для решения проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием свободного программного обеспечения.

Умение выполнять практические задания, предполагающие работу в парах, лабораторные работы, предполагающие групповую работу.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативных.

Умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Умение осуществлять самоконтроль за своей деятельностью в процессе достижения результатов.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Развивать мотивы и познавательные интересы в изучении информатики.

Предметные результаты:

Достижение обучающимися предметных результатов по предмету «Информатика».

Знания о возможностях построения трёхмерных моделей.

Самостоятельное создание простых моделей реальных объектов.

Планируемые результаты освоения курса

К концу обучения на начальном этапе будет обеспечена готовность обучающихся к продолжению образования, достигнут необходимый уровень их развития.

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебниках, энциклопедиях, справочниках, в том числе гипертекстовых;
  • осуществлять сбор информации с помощью наблюдения, опроса, эксперимента и фиксировать собранную информацию, организуя её в виде списков, таблиц, деревьев;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
  • основам смыслового чтения с выделением информации, необходимой для решения учебной задачи из текстов, таблиц, схем;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • устанавливать аналогии;
  • строить логическую цепь рассуждений;
  • осуществлять подведение под понятия, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • обобщать, то есть осуществлять выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
  • осознанно владеть общими приёмами решения задач;
  • формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Модели объектов и процессов

1

Основные этапы моделирования

1

Геометрические модели

1

Модели систем: структурная модель. Графы (сети)

1

Иерархические структуры и деревья

1

Построение структурной модели системы

1

Практикум на построение семантической сети

1

Инфологическая модель предметной области

1

Итоговое занятие

1

Понятие базы данных и СУБД

1

Нормализация данных

1

СУБД MS Access (OpenOffice.org Base)

1

Создание базы данных

1

Запросы на выборку. Использование конструктора запросов

1

Практикум на работу с запросами

1

Логические выражения. Сложные запросы на выборку

1

Практикум на реализацию сложных запросов

1

Глобальная модель данных информационной системы

1

Подсхемы и приложения

1

Практикум по разработке индивидуального проекта

1

Итоговые запросы и отчеты

1

Практикум по разработке индивидуального проекта

1

Итоговое занятие

1

Электронные таблицы. MS Excel (OpenOffice.org Calc) (повторение)

1

Базы данных (списки) в MS Excel (OpenOffice.org Calc). Правила создания

1

Манипулирование данными в списках: выборка и сортировка

1

Практикум по манипулированию данными в списках

1

Сводные таблицы

1

Практикум по работе со сводными таблицами

1

Понятие о макросе. Программная реализация макроса на VВА

1

Структура программы на VBA. Объекты VBA. Свойства, методы, события

1

Создание диалогового окна (пользовательской формы)

1

Программирование на VBA

1

Программирование на VBA

1

Содержание программы учебного предмета

Компьютерное моделирование (34 часа)

Информационные системы и системология.

Понятие информационной системы; этапы разработки информационных систем. Основные понятия системологии: система, структура. Модели систем: модель черного ящика, модель состава, структурная модель. Графы, сети, деревья. Информационно-логическая модель предметной области.

Реляционная модель данных и реляционная база данных

Проектирование многотабличной базы данных. Понятие о нормализации данных. Типы связей между таблицами. Создание базы данных в среде реляционной СУБД (MS Access, OpenOffice.org Base). Реализация приложений: запросы, отчеты.

Базы данных на электронных таблицах

Создание базы данных (списка) в среде табличного процессора (MS Excel, OpenOffice.org Calc). Использование формы для ввода и просмотра списка, для выборки данных по критериям. Сортировка данных по одному или нескольким полям. Фильтрация данных. Сводные таблицы.

Программирование приложений

Макросы: назначение, способы создания и использования. Структура программы на VBA. Объекты VBA для MS Excel. Разработка пользовательского интерфейса: диалоговые окна. Введение в программирование на VBA.

Формы и средства контроля

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса.

Предваряющий контроль проводится в форме тестирования, самостоятельной работы.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме лабораторных работ, а также устного опроса (беседы, рассказа ученика, объяснения, комментированного чтения текста учебника, чтения карты, схемы и др.), письменной проверочной работы (классных и домашних письменных работ, самостоятельной работы, реферата), работы по карточкам, тестирования.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования,  выполнения зачетной лабораторной работы, защиты реферата.

Перечень учебно-методических средств обучения

Для учителя:

  • аппаратные средства;
  • программные средства;
  • карты;
  • учебник;
  • литература;
  • программированные учебники.

Для учащихся:

  • аппаратные средства;
  • программные средства;
  • учебник;
  • тетрадь;
  • литература;
  • письменные принадлежности.

Литература

  1. Анеликова Л.А. Лабораторные работы по Excel. / Л.А. Анеликова. – М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2007.- 128 с.
  2. Воронкова О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. / О.Б. Воронкова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 313 с.
  3. Ефимова О. Курс компьютерной технологии с основами информатики: Уч. пособие для старших классов. / О. Ефимова, В. Морозов, Н. Угринович. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ABF, 2004. – 424 с.
  4. Информатика. 5-11 классы: материалы к урокам, внеклассные мероприятия. / авт.-сост. Е.А. Пышная. – Волгоград: Учитель, 2009. – 142 с.
  5. Информатика. 9-11 классы: тесты (базовый уровень). / авт.-сост. Е.В. Полякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 102 с.
  6. Информатика. Задачник – практикум в 2 т. / Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 309 с.
  7. Информатика. Задачник – практикум в 2 т. / Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 2. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 294 с.
  8. Казиев В.М. Информатика в примерах и задачах: кн. для учащихся 10-11 кл. / В.М. Казиев. – М.: Просвещение, 2007. – 304 с.  
  9. Казиев В.М. Информатика: задачи и тесты. / В.М. Казиев, К.В. Казиев. – М.: Просвещение, 2007. – 190 с.  
  10. Коляда М.Г. Информатика. / М.Г. Коляда. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 192 с.
  11. Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике. 10 класс. / О.Л. Соколова. – М.: ВАКО, 2006. – 400 с.
  12. Туркин О.В. VBA. Практическое программирование. / О.В. Туркин. – М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2007. – 128 с.

Оборудование и приборы

Аппаратные средства:

  • компьютер;
  • проектор;
  • принтер;
  • телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети;
  • устройства вывода звуковой информации;
  • устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами.

Программные средства:

  • операционная система;
  • файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
  • антивирусная программа;
  • программа-архиватор;
  • клавиатурный тренажер;
  • интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций, баз данных и электронные таблицы;
  • виртуальные компьютерные лаборатории;
  • программа-переводчик;
  • система оптического распознавания текста;
  • система программирования;
  • почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.);
  • браузер (входит в состав операционных систем или др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Компьютерная графика" для профильного уровня 10-11 класса

Рабочая программа элективного курса «Компьютерная графика»  для 10-11 класса профильного уровня составлена на основе авторской программы «Компьютерная графика»  Л.А. Залоговой. Основно...

Рабочая программа элективного курса в 10 классе«Компьютерная графика»

Рабочая программа элективного курса «Компьютерная графика» в 10 классе составлена на основе  программы «Компьютерная графика» автора Л.А.Залоговой, изданной в сборнике «Программы для общеобразова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КОМПЬЮТЕРНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО» (9 класс)

Программа для проведения  занятий по делопроизводству  в 9 классе...

Программа элективного курса Компьютерное моделирование учебных задач"

Элективный курс «Компьютерное моделирование учебных задач» предназначен для обучающихся 10 класса, рассчитан  на 35 учебных часов (1 час в неделю).Курс является межпредметным и направлен на повыш...

Программа элективного курса "Компьютерное моделирование" для 9 класса

В основе данного курса лежит формирование теоретической базы и овладение учащимися конкретными навыками использования компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности. К теоретичес...

Рабочая программа элективного курса " 3D-моделирование "

Программа знакотмит с основами моделирования...