«Использование новых информационных технологий как средство повышения мотивации к изучению информатики»
опыты и эксперименты по информатике и икт

Будкевич Ксения Валерьевна

«Использование новых информационных технологий как средство повышения мотивации к изучению информатики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobcshenie-opyta2018.docx43.48 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта работы преподавателя информатики и информационных технологий

Будкевич Ксении Валерьевны

по теме:

«Использование новых информационных технологий как средство повышения мотивации к изучению информатики»


Образование – это индустрия,

                                   направленная в будущее.

                                                                                                       С. П. Капица                             

Условия возникновения и становления данного опыта

Российское образование стало на новую ступень развития, где теперь преподаватель идет рядом со студентом, а не ведет его. Исходя из этого, осуществляю использование новых информационных технологий через решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания личность студента, деятельность учения, познавательная деятельность. Для решения данной темы применяю многочисленные инновационные технологии, наиболее адекватные из которых метод проектов, технология работы в группах, индивидуальное и дифференцированное обучение, личностно ориентированное обучение, разноуровневое обучение, здоровьесберегающая технология.

Применение этих технологий немыслимо без применения новых информационных компьютерных технологий, которые помогают раскрывать педагогические и дидактические функции этих методов.

Основная задача обучения информатике – обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и трудовой деятельности.

Информатика важна для повседневной практической деятельности человека.

Усвоение знаний требует от обучающихся максимальной отдачи интеллектуальных сил, постоянной мобилизации воли и внимания.  

Особое значение приобретает учебная деятельность, обеспечивающая не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умением  самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы решения той или иной проблемы, переносить их в условия, не заданные непосредственно обучением.

Учебная деятельность, направленная на усвоение знаний обучающихся - важнейший источник формирования личности подростка.

Поэтому целями моей педагогической деятельности являются:

  1. Совершенствование преподавания информатики на основе внедрения инновационных образовательных технологий, творческого применения идей педагогического сотрудничества и передового опыта обучения.
  2.  Создание условий для развития индивидуальных способностей каждого обучающегося на основе личностно- ориентированного подхода к обучению.
  3.  Формирование потребностей к саморазвитию и самообучению через активные формы и методы преподавания.

Мой педагогический опыт применения ИКТ на уроках информатики помогает обучающимся самореализоваться в стенах колледжа и понять свою значимость.

Колледж обеспечивает образовательный процесс высокопрофессиональными педагогическими кадрами, новейшими технологиями, включая ИКТ. Создаются условия для реализации принципов активного изучения базовых дисциплин.

Актуальность и перспективность опыта:

Колоссальный объем информации и новых знаний по изучаемым дисциплинам и невозможность освоить их, привели к противоречиям между обучающимися и традиционными приемами и методами обучения:

  1. загруженность студента и преподавателя и отсутствие дополнительных учебных ресурсов, в том числе, ресурса времени;
  2. наличие высоких требований, предъявляемых обществом к уровню образованности выпускника колледжа, и падение мотивации обучающегося к обучению;
  3. требование максимального раскрытия потенциала обучающегося и традиционные формы организации обучения;
  4. желание студента достичь профессионального роста в жизни и отсутствие практического опыта самостоятельной добычи новых знаний;
  5. получение теоретических знаний по предмету и умение применять их на практике.

Компьютер на уроках – это реальная необходимость при возрастающем потоке информации и объеме знаний. Его применение снимает многие противоречия традиционной образовательной системы обучения и информационной среды обитания обучающихся.

Разрешая одни противоречия, информационная среда вносит новые противоречия между всеми участниками образовательного процесса: компьютер – преподаватель - студент. 

Студент имеет неограниченный доступ к информации и применяет ресурсы Сети для «скачивания» готовых решений и предложенных заданий. Преподаватель не в состоянии контролировать или идентифицировать предложенный вариант решения. Чаще всего, студент нерационально тратит свободное время, используя компьютер как игрушку. Так возникают противоречия между студентом и компьютером, а также между преподавателем и студентом. Студенты проводят за компьютером гораздо больше времени, чем их преподаватели. Отсюда, противоречие между потребностями студента и ИКТ - компетентностью преподавателя.

Мой педагогический опыт «Использование новых информационных технологий как средство повышения мотивации к изучению информатики» актуален сегодня. Он позволяет найти возможные пути решения возникших противоречий.

Перспективность опыта заключается в реализации следующих задач:

  1. знакомство обучающихся с достижениями в области информатизации общества и формирование современного научного мировоззрения;
  2. выявление взаимосвязи предметных дисциплин и изучение соответствующих проблемных вопросов с помощью ИКТ;
  3. повышение интереса к овладению знаниями;
  4. организация и стимулирование самостоятельной работы обучающихся, активный поиск рациональных путей решения проблемных ситуаций;
  5. формирование новой информационной культуры студента и его поведения в обществе ХХI века;
  6. формирование потребности в самореализации и активной гражданской позиции в различных сферах деятельности.

Использование программных продуктов на учебных занятиях позволяет максимально точно изучить процессы и явления, происходящие в реальном мире. Это дополнительно активизирует познавательную деятельность и способствует повышению мотивации обучающихся к получению новых знаний.

Педагогическая идея

Использование компьютерных технологий на занятиях в колледже за последнее десятилетие получило широкое распространение, что связано с глобальной информатизацией общества и появлением Интернета. Новые учебные технологии предоставляют огромные возможности организации учебного процесса. Это шанс для преподавателя повысить мотивацию обучающихся к приобретению знаний через организацию учебной и внеурочной деятельности обучающихся.

Цель педагогического опыта: создать условия для активизации познавательной деятельности обучающихся средствами ИКТ на учебных занятиях и во внеурочной деятельности.

Гипотеза – применение ИКТ на занятиях приведет к повышению познавательного интереса обучающихся к изучаемым дисциплинам. В результате, возможно повышение успеваемости и качества обучения.

Объект реализации педагогической идеи: процесс обучения информатике обучающихся колледжа с использованием ИКТ.

Предмет исследования в ходе становления педагогического опыта: компьютер на учебном занятии – это средство повышения мотивации и познавательной деятельности обучающихся.

Педагогическая идея опыта использования ИКТ в учебном процессе построена на выдвинутой гипотезе и организации познавательной деятельности обучающихся на занятиях информатики.

Обучение строится в зависимости от способностей обучающегося, его интересов и культурного уровня. Это обеспечивает положительный фон для успешной учебы и развития качеств, необходимых всесторонне развитой личности.

Ожидаемые результаты: подтверждение гипотезы и, как следствие, увеличение числа обучающихся, охваченных исследовательской и проектной деятельностью.

Теоретическая база

Новые образовательные стандарты должны коренным образом изменить организацию учебного процесса в эпоху полной информатизации общества. Современные компьютерные технологии имеют большой диапазон возможностей для его совершенствования. Поэтому, ведущие педагоги уделяют особое внимание современному состоянию использования ИКТ и путях модернизации образования. В педагогической литературе рассматриваются новые условия обучения и воспитания обучающихся, которые должны активизировать жизненную  позицию обучаемого,  помочь ему самоутвердиться и самореализоваться в стенах колледжа. Для этого преподавателю необходимо активизировать эмоциональный, интеллектуальный и волевой потенциал обучающегося. Следовательно, познавательная активность студента зависит от уровня включенности его в образовательный процесс, что в свою очередь зависит от организации и проведения занятий преподавателем.

Познавательная активность – это качество личности обучающегося, которое характеризуется когнитивной направленностью, мобильностью в выборе познавательной стратегии, осознанным отношением к достигнутым и планируемым результатам образовательной деятельности.

Современная психология и педагогика рассматривают виды познавательной деятельности человека: предметную, игровую, учебную, трудовую и др., в процессе которой приобретается система знаний. Особое внимание в работах ведущих педагогов уделено методам активизации познавательной деятельности как процесса и как результата образовательной деятельности. Выготский Л.С. характеризует познавательную деятельность как сознательную и свободную, с высоким уровнем развития интереса. Интерес выступает как движущая сила познания. С информатизацией общества изменилась образовательная среда и организация учебно-воспитательного процесса. Применение ИКТ на учебных занятиях способствует повышению интереса, мотивации к учебе. Это подтверждено психолого-дидактическими исследованиями Доманова С.Р., Полат Е.С., Роберт И. В. и др. Вопросы появления новых видов учебной деятельности, как по форме, так и по методам представления знаний, отражены в работах следующих ученых:

А.А. Андреева, Я.А. Ваграменко, К.К.Колин, М.П. Лапчик, И.В. Роберт и др.

Педагог - новатор (Роберт И.В.) определяет учебную деятельность, которая реализуется в информационно-коммуникационной среде, как динамическую систему, обеспечивающую условия взаимодействия между обучающимся, обучаемым и средствами ИКТ. Новые формы учебной деятельности создают условия для организации деятельностного подхода на занятиях и реализации в новых условиях технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова. Исследования подтверждают, что посредством мультимедийного предоставления информации можно проектировать учебную деятельность таким образом, чтобы обучающийся мог самостоятельно  приобретать новые знания, развивать инициативу, трудиться и находить ответы на возникающие вопросы.

Реализация педагогической идеи применения ИКТ на учебных занятиях построена на применении основных педагогических принципов:

  1. развивающего обучения;
  2. научности и посильной доступности;
  3. целеполагания и мотивации;
  4. сознательности и прочности усвоения знаний;
  5. самостоятельности и творческой активности;
  6. наглядности.

При этом появилась возможность привлекать информационно – образовательные технологии и различные приемы представления и извлечения знаний на учебных занятиях и внеурочной деятельности:

  1. метод блочной подачи материала;
  2. частично – поисковый метод;
  3. метод проектов;
  4. интерактивный диалог;
  5. управление моделями, представляющими учебные ситуации;
  6. автоматизация процессами контроля (самоконтроля) усвоения знаний  и умений.

Работая преподавателем  информатики, применяя новые технологии на занятиях, добиваюсь хороших знаний по предмету. У преподавателя - предметника есть главный ресурс - время, чтобы формировать учебные навыки и умения, а затем развивать различные компетенции: учебные и личностные. Формируются они как в учебной деятельности, так и во внеучебной. Только тогда видны результаты обучения и воспитания, и есть кому нести дальше накопленный опыт.

Новизна опыта

В настоящее время мы являемся свидетелями проведения существенных изменений в системе образования. Новые федеральные стандарты,  информатизация общества должны коренным образом повернуть качество образования на более высокий уровень, приблизить его к европейским стандартам, дать новый импульс для развития компетентностной модели образования.

Новизна опыта состоит в реализации следующей методики для активизации познавательной деятельности обучающихся:

  1. поиск, регистрация и накопление информации о затруднениях, которые возникают у обучающихся в решении различных задач по учебным дисциплинам;
  2. поиск и разработка моделирующих программ для имитации типичных проблемных ситуаций;
  3. использование этих программ в модельных экспериментах;
  4. выбор оптимального решения по результатам экспериментов;
  5. отображение существенных связей и факторов между явлениями;
  6. приобретение знаний и опыта в конкретной предметной области при организации исследовательской работы.

Новизна опыта заключается в поиске проблемных моментов на «стыке» изучаемых дисциплин и организации интерактивного диалога на информатике при решении проблемы.

Преподаватель в тесном сотрудничестве со студентом и компьютером сможет разрешить многие проблемы и противоречия обучения, связанные с потребностью воспринимать, перерабатывать, использовать научные данные и быстро развивающие новые знания.

Технология опыта

Для создания условий, способствующих организации деятельностного подхода на занятиях информатики, применяю ИКТ, что способствует активизации познавательной самостоятельности и активности обучающихся.         При преподавании занятий с использованием ИКТ ставлю следующие задачи:

  1. Научить обучающихся поиску, отбору и анализу необходимой учебной информации;
  2. Регистрировать проблемные моменты в изучаемых темах по дисциплинам, требующие построения модели средствами ИКТ;
  3. Организовать поиск решения различными способами;
  4. Применять наглядность и «живые» картинки  для  восприятия и познания закономерностей изучаемых явлений;
  5. Организовать внеучебную деятельность, проектную и учебно-исследовательскую  работу обучающегося средствами ИКТ;
  6. Использовать полученные знания на практике, в реальной жизни.

Применение ИКТ на занятиях открыло доступ к новым источникам информации и позволило отойти от традиционных форм изложения материала. На одном интегрированном занятии информатики с различными дисциплинами можно:

  1. усвоить в большем объеме новые знания по этим дисциплинам;
  2. организовать деятельностный подход в обучении;
  3. достичь привлекательности занятий;
  4. дифференцировать процесс обучения.

Характер использования ИКТ на занятиях может быть разный – это обучающий, развивающий, коммуникативный, диагностический, общекультурный. Это зависит от цели и задач, стоящих у меня, как преподавателя, при проектировании занятия с использованием компьютера. Провожу занятия демонстрационного типа, занятия обобщения и получения новых знаний,  интегрированные занятия, занятия компьютерного тестирования и др. Учебные занятия проходят в кабинете информатики, используются компьютеры и  экран, на который проектируется фрагмент занятия. В качестве программного обеспечения  используем готовые продукты, разработанные производителями.

Использование ИКТ начинаю с анализа темы, методов подачи материала, выделения проблемных моментов и путей их разрешения. При этом продумываю возможность разнообразить тип занятия через применение ИКТ. Разумеется, применение  ИКТ должно быть методически обоснованно.

Занятия должны  включать организационные и содержательные моменты.   Организационный момент состоит в продумывании способов применения  компьютера на занятиях как средства информации, средства наглядности, поиска информации в Сети, создания проектов, учебно - исследовательской работы обучающихся, а содержательный этап – это проект учебного занятия: цель занятия, задачи занятия, организация деятельности студента и преподавателя,  анализ эффективности использования ИКТ на занятии, как средства активизации учебной, познавательной деятельности обучающегося.

В моей педагогической практике уже в течение ряда лет веду работу по использованию НИТ (новых информационных технологий) в обучении. Обобщая, накопленный опыт, я выделяю три варианта применения НИТ:

1) использование программ – тренажеров;

2) использование программ – тестов;

3) компьютерный эксперимент.

        Первое направление – применение тренажеров – очень важная составная часть учебного процесса. Данные программы позволяют отработать конкретные знания, умения. Я использую тренажеры при ознакомлении нового материала. Например, при изучении темы «Клавиатура, ее назначение» применяю программу «Клавиатурный тренажер», в результате выполнения которой обучающиеся изучают назначение клавиш клавиатуры и учатся применять на практике машинописное печатание. Всем педагогам известно, что насколько хорошо был отработан учебный материал, настолько успешно пройдет контроль знаний обучающихся. Опыт применения учебных тренажеров позволяет выделить следующие положительные моменты: учитывается индивидуальный темп работы обучающихся; студент сам управляет учебным процессом; сокращается время выработки необходимых навыков; увеличивается количество тренировочных заданий; легко достигается уровневая дифференциация; повышается мотивация учебной деятельности.

Второе направление – применение программ – тестов. На уроках я использую тесты как обобщение и закрепление изученного материала. Например, студенты 1 курса сдавали дифференцированный зачет в виде теста за компьютерами. Обучающиеся выполнили задания, и компьютерная программа My Test сама оценила их работу. Большая рутинная работа, связанная с проверкой тестов и их отработкой, возлагается на компьютер, что освобождает время у педагога. На современном этапе обучения  применение тестов является необходимым компонентом обучения. В этих условиях использование программ – тестов является очень актуальным.

Третье направление – компьютерный эксперимент. Технология компьютерного моделирования лучше всего осваивается на конкретных задачах. Например, очень часто на занятиях математики при работе с графиками на нахождение их точек пересечения приходится тратить время на построение одних и тех же графиков (навык построения графиков уже отработан), но благодаря компьютерной программе, работающей с электронными таблицами, это очень быстро сделать. Опираясь на это направление, мы решаем очень большое количество задач с применением технологии компьютерного моделирования. 

Преимущество использования компьютерного эксперимента:

  1. программируем электронную таблицу один раз, а затем, меняя входные данные, автоматически получаем результаты вычислений;
  2. за одно занятие мы можем провести несколько экспериментов, проанализировать их, построить графики;
  3. построенная графическая модель позволяет не только механически решить задачу, но и доказать наличие единственно возможного решения или наоборот наличие нескольких вариантов решения.

        Таким образом, развивается логическое мышление обучающихся, отрабатывается алгоритм решения задач, что позволяет легко решать конкурсные и олимпиадные задачи данного типа.

На своих учебных занятиях я использую уровневую дифференциацию обучения. В основе уровневого дифференцированного обучения лежит планирование результатов обучения: выделение уровня обязательной подготовки и формирование на этой основе повышенных уровней овладения материалом. Сообразуясь с ними и учитывая свои способности, интересы, потребности, студент получает возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку. При задании домашней работы провожу дифференциацию номеров. На занятиях для сильных студентов задаю дополнительную творческую работу или дополнительно более сложное задание, также один или два номера по желанию для всех обучающихся группы на оценку в журнал.

Перечислю ряд важных условий, выполнение которых необходимо для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации:

  1. Выделенные уровни усвоения материала и обязательные результаты обучения должны быть открыты для обучающихся. Успех дифференцированного обучения в значительной степени зависит от познавательной активности студентов. Если цели известны и посильны студенту, а их достижения поощряется, то для подростка нет ничего естественнее, как стремиться к их выполнению, что способствует формированию положительных мотивов учения, повышению самооценки обучающегося.
  2. Наличие определенных противоречий между уровнем требований и уровнем обучения. Не следует отождествлять уровень преподавания материала с обязательным уровнем его усвоения. Первый должен быть в целом существенно выше, иначе и уровень обязательной подготовки не будет достигнут, а обучающиеся, потенциально способные усвоить больше, не будут двигаться дальше.

Из своего опыта я знаю, что не следует предъявлять более высоких требований тем обучающимся, кто не достиг уровня обязательной подготовки. Трудности в учебной работе должны быть для студентами посильными, соответствующими индивидуальному темпу овладения материалом на каждом этапе обучения. В то же время если для одних обучающихся необходимо продлить этап отработки основных, опорных знаний и умений, то других не следует необоснованно задерживать на этом этапе. Именно компьютерные программы позволяют каждому студенту двигаться в индивидуальном темпе и применять полученные знания при выполнении творческих заданий.

Добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности. Каждый студент имеет право добровольно и сознательно решать для себя, на каком уровне ему усваивать материал. Такой подход позволяет формировать у студентов познавательную потребность, навыки самооценки, планирования и регулирования своей деятельности.

С помощью электронных таблиц мною были составлены тесты на разные темы курса информатики. Обучающиеся с удовольствием выполняют данные задания и стремятся самостоятельно составлять разные тесты и презентации. В процессе работы, на компьютере, у обучающихся формируются навыки работы с программами, с алгоритмами вычислений,  построения графиков и диаграмм, поиска информации в сети Интернет.

Уровневую дифференциацию я осуществляю в групповой форме. Группы формируются и на обычных занятиях, и на дополнительных занятиях. Стараюсь варьировать индивидуальную и фронтальную формы работы в зависимости от этапа изучения темы, от потребности обучающихся в помощи преподавателя. Компьютерная поддержка помогает экономить время на занятии, показывает обучающимся  примеры отлично выполненных чертежей. На учебном занятии ИКТ используется в качестве:

  1. инструмента познания;
  2. средства обучения;
  3. средства развития личности обучаемого;
  4. средства управления образовательным процессом;
  5. средства коммуникаций;
  6. средства автоматизации процесса контроля, коррекции результатов.

Пример использования ИКТ при выполнения проектной работы

Дидактическая задача состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний из различных предметных областей.

Показатели реального результата решения задачи: развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему:

  1. выполнения исследовательской части проекта, получения или систематизации данных (Интернет, электронный учебник, электронная библиотека);
  2. оформление портфолио проекта (Word);
  3. создание продукта проекта – буклеты, презентации, проспекты и т.п. (Word, Excel, Publisher, PowerPoint).

С помощью компьютерных технологий создается портфолио проекта (Word), проводится исследование по теме проекта (Интернет), выполняется продукт проекта.

Поиск информации в Интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:

• сбор материала по теме,

• иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета.

Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями. Учебные занятия с использованием ИКТ повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к дисциплине.

При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную  и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Важно, что студенты сами оценивают свои силы и выбирают для себя уровень целей, соответствующий их потребностям и возможностям в данный момент, а со временем – перейти на более высокий уровень.

Выпускник XXI века будет жить в мире компьютеров, в международном информационном обществе, и умение пользоваться информационными технологиями будет во многом определять его жизненный успех. Поэтому, важно уже сейчас превратить информационное пространство  колледжа в среду, которая обогатит студента, сформирует у него необходимые качества. Сделать это возможно, только активно применяя компьютерные информационные технологии в учебном процессе.


Список литературы:

1. Гавриленкова, И.В. Информационные технологии в естественнонаучном образовании и обучении. Практика, проблемы и перспективы профессиональной ориентаци. Монографии / И.В. Гавриленкова. - М.: КноРус, 2018. - 284 c.

2. Щербакова, Т.Ф. Вычислительная техника и информационные технологии: Учебное пособие / Т.Ф. Щербакова. - М.: Академия, 2017. - 128 c.

3. Гохберг, Г.С. Информационные технологии: Учебник / Г.С. Гохберг. - М.: Academia, 2018. - 474 c.

4. Максимов, Н.В. Современные информационные технологии: Учебное пособие / Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - М.: Форум, 2018. - 512 c.