Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.»
методическая разработка по информатике и икт (9 класс)

Цель урока: формирование у учащихся представления об абсолютных, относительных и смешанных ссылках, выработать навыки работы с ними в табличном процессоре Excel

 

Задачи:

Образовательные:

  • повторить правила ввода данных и формул в ячейки MS Excel;
  • научить использовать в формулах различные виды ссылок
  • продолжить совершенствовать навыки работы в программе MS Excel;
  • повторить операции копирования, изучить особенности этих операций при применении принципа абсолютной адресации;

Развивающие:

  • развивать воображение, память, внимание, самостоятельность мышления, навыки работы на ПК;
  • формировать навыки информационной культуры, потребность в приобретении и применении знаний;

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность в учебной деятельности, ответственность за принятие решений, проявление настойчивости в завершении задания, аккуратность, активность, внимание, усидчивость
  • воспитывать умение работать в коллективе, высказывая своем мнение

 

Планируемые образовательные результаты:

предметные – наличие представлений об организации вычислений в электронных таблицах, об относительных, абсолютных и смешанных ссылках;

метапредметные – общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач;

личностные – представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.

 

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий

 

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры.

 

Формы работы учащихся: работа в парах, индивидуальная.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта491.31 КБ
Файл prezentatsiya.pptx254.77 КБ
Office spreadsheet icon prakticheskaya_rabota.xls28.5 КБ
Файл prilozhenie.docx14.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме

«Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.»

9 класс

Цель урока: формирование у учащихся представления об абсолютных, относительных и смешанных ссылках, выработать навыки работы с ними в табличном процессоре Excel

Задачи:

Образовательные:

  • повторить правила ввода данных и формул в ячейки MS Excel;
  • научить использовать в формулах различные виды ссылок
  • продолжить совершенствовать навыки работы в программе MS Excel;
  • повторить операции копирования, изучить особенности этих операций при применении принципа абсолютной адресации;

Развивающие:

  • развивать воображение, память, внимание, самостоятельность мышления, навыки работы на ПК;
  • формировать навыки информационной культуры, потребность в приобретении и применении знаний;

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность в учебной деятельности, ответственность за принятие решений, проявление настойчивости в завершении задания, аккуратность, активность, внимание, усидчивость
  • воспитывать умение работать в коллективе, высказывая своем мнение

Планируемые образовательные результаты:

предметные – наличие представлений об организации вычислений в электронных таблицах, об относительных, абсолютных и смешанных ссылках;

метапредметные – общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач;

личностные – представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры.

Формы работы учащихся: работа в парах, индивидуальная.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

электронные таблицы;

вычисление;

формула;

ссылка;

относительная ссылка;

абсолютная ссылка;

смешанная ссылка.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

УУД

Организационный этап (подготовка учащихся к работе на уроке, создание благоприятной атмосферы на занятии)

Учитель приветствует учащихся, говорит, что рад их видеть, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.

На партах листы оценивания и 9 цветных карточек текстом вниз (Приложение, лист 1, лист 2)

Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, создание благоприятного микроклимата

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Мотивация учебной деятельности

Учитель просит учащихся вспомнить, о чем они говорили на прошлом уроке предлагает им поработать в парах c использованием метода сингапурской обучающей структуры ТИК-ТЭК-ТОУ (Tic-Tac-Toe)-мысли на столе. Объясняет суть метода.

Учитель просит озвучить результаты работы, при необходимости корректирует ответы учащихся.

Учащиеся отвечают на вопрос, затем раскладывают карточки сеткой 3 Х 3 и составляют предложение по теме прошлого урока («Интерфейс ЭТ. Данные в ячейках») из слов по вертикали в какой-либо строке или по горизонтали (можно использовать диагональ)

Учащиеся обмениваются полученными результатами. Вносят баллы в лист оценивания: 2 балла, если предложение составлено верно, 1 балл – были неточности, 0 баллов – неверно составили предложение

Примеры выполнения задания см. Приложение, лист 2

Познавательные: формирование представления об изученных понятиях.

Коммуникативные: умение работать в паре на достижение общей цели, умение слышать собеседника

Актуализация знаний 

Учитель предлагает выполнить задание на компьютере: необходимо установить соответствие между элементом окна программы Excel и его названием. Учитель указывает местоположение ссылки и контролирует процесс выполнения задания.

Учащиеся садятся за компьютеры, переходят по ссылке http://LearningApps.org/view618494 и выполняют задание. После проверки вносят результаты в лист оценивания и при необходимости исправляют ошибки.

Можно заранее перейти по ссылке на ПК учащихся с целью экономии времени на уроке

Если нет выхода в Интернет, можно вывести задание на слайд, обозначив буквами элементы окна. А цифрами – их названия. В этом случае ученики выполняют задание в тетради, а потом проверяют себя по предложенным учителем ответам

Познавательные: формирование представления об изученных понятиях.

Регулятивные: самоконтроль

Постановка цели урока (определение совместно с учащимися что, для чего и каким образом они будут делать на уроке)

Учитель задает учащимся несколько вопросов:

-  Какие правила введения формул вы знаете?

- Как выполнить копирование формулы в другие ячейки и когда это удобно делать?

Учитель предлагает ученикам открыть таблицу (указывает место расположения файла) и выполнить задание: используя ввод формулы в ячейки Н6 и I6 и копирование формулы, посчитать значение в ячейках, залитых зеленым цветом. Учитель может задать несколько наводящих вопросов (cлайд 1):

- Как найти расход за полугодие?

- Как посчитать стоимость, учитывая стоимость 1 Квт

Учитель предлагает учащимся сверить результаты с доской (Слайд 2)

Учитель демонстрирует результат (Слайд 3), который должен был получиться у учащихся и просит проверить, верно ли записаны формулы в ячейках I7-I10

Учитель говорит, что для выполнения задания необходимы новые знания и формулирует тему урока. (Слайд 4)

Учащиеся отвечают на вопросы

Учащиеся открывают указанный файл, отвечают на вопросы и выполняют задание

Учащиеся сверяют результат и понимают, что у них в столбце расчета стоимости получились другие значения.

Учащиеся проверяют формулы и делают вывод, что в формулах ячейка В3 меняется, а этого не должно происходить

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь и формулируют задачи, которые предстоит решить на уроке

На ПК учеников заранее разместить файл «Практическая работа»

Регулятивные: целеполагание, само-, взаимоконтроль, коррекция, самооценка качества усвоения материала,

Познавательные: анализ представленной информации, умение делать выводы

Коммуникативные: умение слышать и слушать, умение выражать свои мысли.

Изучение нового материала

Учитель просит учащихся ознакомиться с п. 3.2.1 учебника (Относительные, абсолютные смешанные ссылки» и выписать в тетрадь правила записи ссылок.

Учитель задает учащимся вопросы:

- Какие виды ссылок используют в электронных таблицах?

- Чем отличаются эти ссылки по назначению?

- Чем отличаются эти ссылки по внешнему виду? (Слайд 5)

- Какие ссылки вы использовали при вычислении расхода электроэнергии в задании?

- К какой ячейке при выполнении задания необходимо применить абсолютную адресацию?

Учащиеся работают с учебником, делают необходимые записи в тетради.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Учащиеся переносят схему в тетрадь

Учащиеся делают вывод, что с относительными ссылками они уже работали

Учащиеся исправляют формулу в ячейке I6 и сверяют результат с доской. Делают отметку в листе оценивания

Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя, самооценка

Личностные: способность избирательного отношения к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания;

Познавательные: формирование представления об основных изучаемых понятиях.

Физкульт-минутка

Один из учащихся проводит физкультминутку

Первичное закрепление полученных знаний и умений

Учитель просит ребят обратить внимание на слайд 6, задает наводящие вопросы, вместе с учащимися обсуждает план выполнения задания

Учитель контролирует выполнение задания, корректирует при необходимости.

Учитель дополняет задание: запишите в ячейку L2 скидку – 15 % и, используя смешанную ссылку введите формулу в ячейку L6 так, чтоб ее можно было скопировать в остальные ячейки столбца и получить верный результат.

Выставляет баллы в листы оценивания учащихся

Учитель подводит итоги по результатам выполненного задания и предлагает выполнить задание по карточке с последующей проверкой одноклассника по слайду 7

Учитель собирает карточки и просит учащихся посчитать сумму баллов в листе оценивания. Сообщает критерии оценки.

Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы, вместе с учителем обсуждают план выполнения задания.

Самостоятельно выполняют задание по таблице  (лист 2)

Учащиеся выполняют задание.

Учащиеся обмениваются карточками с соседом по парте, проверяют друг друга по слайду и выставляют количество баллов в лист оценивания

Учащиеся сдают карточки и считают количество баллов.

Задание находится в файле «Практическая работа», лист 2

Карточки можно раздать, положив текстом вниз в то время, когда ученики выполняют практическую работу (Приложение, лист 2)

Личностные: готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств ИКТ (компьютера);

Регулятивные: самоконтроль, коррекция, рефлексия учебных действий

Познавательные: самостоятельное решение проблем творческого и поискового характера, моделирование.

Коммуникативные: умение взаимодействовать в паре, давать оценку выполненной работе одноклассника

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Учитель дает учащимся домашнее задание: п.3.2, вопросы 8, 10, 12 письменно

По желанию: составить кроссворд из 15 слов по п.3.1-3.2 на листе А4

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники, задают уточняющие вопросы

8. Рефлексия (2 часть) (подведение итогов урока, определение соответствия полученного результата поставленным в начале занятия целям)

Учитель просит учащихся подвести итоги урока, продолжив фразы (Слайд 8):

  • я хорошо умею…
  • мне надо еще поработать …
  • у меня хорошо получилось …

Учащиеся отвечают, выражая собственное мнение, продолжают фразы

Личностные: самоорганизация

Регулятивные: Оценка и осознание уровня и качества усвоения; контроль

Коммуникативные: умение выражать мысли, слушать, вести диалог

Познавательные: рефлексия, анализ учебной деятельности, полученных знаний


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки .

Слайд 5

ССЫЛКИ Относительные Смешанные Абсолютные В3 $ В $ 3 $ В3 В $ 3

Слайд 6

15

Слайд 7

Различают два основных типа ссылок: относительные и абсолютные . Абсолютные ссылки позволяют использовать в нескольких формулах значение одной ячейки и не зависят от положения формулы, например: $B$3 . Оносительные ссылки зависят от положения формулы и автоматически корректируется при копировании. Например, F8 . Ссылка, которая содержит только абсолютно адресуемый столбец или только абсолютно адресуемую строку, называетс я смешанной . Например, А $5 и $D5 Опорные слова: относительная, абсолютная, смешанная, А$5, F 8, одна ячейка, зависеть, $ B $3, $ D 5, 3 балла – нет ошибок 2 балла – одна, две ошибки 1 балл – несколько ошибок при верно данных 3 вариантах ответа

Слайд 8

Продолжите фразы: я хорошо умею… мне надо еще поработать … у меня хорошо получилось …



Предварительный просмотр:

данные

электрон-ная

таблица

ячейка

формула

ввод

знак равенства

лист

книга

Например:

(по второму столбцу): На листах электронной таблицы могут содержаться формулы.

(по первой строке): В ячейках электронной таблицы могут содержаться различные данные

(по диагонали): Любая формула в электронной таблице начинается со знака равенства 

Лист оценивания учащегося__________________________________________ (фамилия, имя)

Комментарий

Баллы

Задание 1

Метод «Мысли на столе»

2 балла – предложение составлено верно

1 балл – учитель внес коррективы

0 баллов – предложение составлено неверно

Задание 2

Установить соответствие

За каждое верно найденное соответствие присуждается 1 балл (максимальное количество баллов за задание – 10)

Задание 3

Электронная таблица

(лист 1)

2 балла – верно посчитаны значения в столбце «Расход за полугодие» и изменены с помощью абсолютной ссылки формулы в столбце «Стоимость за полугодие»

1 балл – самостоятельно выполнен только один из двух расчётов

0 баллов

Задание 4

Электронная таблица

(лист 2)

1-6 баллов (выставляет учитель)

Задание 5.

Работа с карточкой

Выставляет одноклассник

3 балла – нет ошибок

2 балла – одна, две ошибки

1 балл – несколько ошибок при верно данных 3 вариантах ответа

Итого:

Оценка:

Выполнил______________ Проверил______________________

Заполни пропуски, используя опорные слова: Различают два основных типа ссылок: _____________________ и ________________________. _____________________ ссылки позволяют использовать в нескольких формулах значение _______________________________ и не зависят от положения формулы, например, ____________________.  _________________________ ссылки __________________ от положения формулы и автоматически корректируется при копировании. Например, ________________. Ссылка, которая содержит только абсолютно адресуемый столбец или только абсолютно адресуемую строку, называется_________________. Например, ____________

Опорные слова: относительная, абсолютная, смешанная, А$5, F8, одна ячейка, зависеть, $B$3, $D5

Выполнил______________ Проверил______________________

Заполни пропуски, используя опорные слова: Различают два основных типа ссылок: _____________________ и ________________________. _____________________ ссылки позволяют использовать в нескольких формулах значение _______________________________  и не зависят от положения формулы, например: ____________________.  _________________________ ссылки __________________ от положения формулы и автоматически корректируется при копировании. Например, ________________. Ссылка, которая содержит только абсолютно адресуемый столбец или только абсолютно адресуемую строку, называется_______________. Например,  _____________

Опорные слова: относительная, абсолютная, смешанная, А$5, F8, одна ячейка, зависеть, $B$3, $D5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в Excel

Предлагаемый материал позволяет эффективно построить работу по закреплению материала и навыков работы с абсолютными, относительными и смешанными ссылками. ...

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в Excel

Предлагаемый материал позволяет эффективно построить работу по закреплению материала и навыков работы с абсолютными, относительными и смешанными ссылками. ...

«Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в MS Excel»

Разработка урока по теме  «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в MS Excel» включает в себя конспект урока, расчитанный на 45 минут, и мультимедийную презентацию....

Конспект урока (технологическая карта) по информатике для 9 класса "Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки"

Класс: 9 (для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития)Предмет: Информатика и ИКТТема: Обработка числовой информации в электронных таблицахТема урока: Ор...

Презентация "Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах"

В данной работе объясняется материал по теме "Относительная и абсолютная адресация в электронных таблицах" с практическим примененим....

Методическая разработка открытого урока на тему «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в MS Excel»

Значение темы в курсе.Изучение данной темы в курсе ОУД.07. «Информатика» студентами первых курсов техникума связано с тем, что Ехсеl является наиболее распространенным редактором для созда...

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

Методическая разработка урок по теме "Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах".  Включает в себя подробную технологическую карту урока, презентацию к уроку и...