Конспект урока по теме Алгебра логики 10 класс
электронный образовательный ресурс по информатике и икт (10 класс)

Черноиванова Екатерина Вадимовна

Урок по теме Алгебра логики в 10 классе

УМК: Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017 

Основы логики и построение таблиц истинности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока информатики в 10 классе по теме "Логика" с использованием ЭОР.

Учителя информатики ГБОУ школы №454 Колпинского района Санкт-Петербурга Черноивановой Екатерины Вадимовны

Цели урока: сформировать у учащихся понятие форм мышления, логическое высказывание, логические величины и операции. Научить составлять простые логические выражения.

Задачи: 

1. Учебно – образовательные: 

  • сформировать у учащихся понятие форм мышления, логическое высказывание, логические величины и операции;
  • научить составлять простые логические выражения.

2. Развивающие:

  • создать условия для повышения познавательного интереса учащихся;
  • развитие памяти, внимания, логического мышления,
  • развитие умения проводить анализ, сравнение, обобщение;
  • развитие практических умений и навыков работы интерактивной доской.

3. Воспитательные:

  • формирование отношения сотрудничества при работе,
  • аккуратность, бережное обращение с техникой;
  • культуры общения учащихся на уроке.

Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала

Формы работы учащихся: фронтальная, коллективная и индивидуальная работа.

Учебно-методический комплекс:

Технические средства обучения:

компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Открытые электронные ресурсы по теме:

http://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor10.php

http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm

Глоссарий по теме:

алгебра логики, импликация, эквиваленция, предикат, высказывание, конъюнкция, дизъюнкция.

Ресурсы:

Учебник Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017 (с.174—197)

электронное приложение к учебнику.

План урока:

  1. Организационный момент                                         3 минуты
  2. Изучение нового материала                                        15 минут
  3. Практическая часть. Закрепление изученного                7+15 минут
  4. Подведение итогов (рефлексия)                                4 минуты
  5. Домашняя работа                                                1 минута

Структура урока:

1. Организационный момент. 

Учитель: Для начала давайте решим несколько шуточных задач:

Ученики: Решают следующие задачи, устно дают ответы:

  • Вы сидите в вертолете, перед вами конь, сзади верблюд. Где Вы находитесь?
  • Какое слово начинается с трех букв «Г» и заканчивается тремя буквами «Я»?
  • Вы зашли в темную комнату. В ней есть газовая и бензиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь?
  • Обычно месяц заканчивается 30 или 31 числом. В каком месяце есть 28 число?
  • Когда человек бывает в комнате без головы?

Учитель: Давайте подумаем, к какому же типу относятся данные задачи?

Ученики: Отвечают, что задачи такого плана можно отнести к логике.

Учитель: Конечно же, мы отнесем их логическим, то есть от нашего умения мыслить мы  можем прийти к правильному решению.  А как человек мыслит? Что в нашей речи является высказыванием, а что нет?

2. Изучение нового материала. 

(Слайд 2-3)

Алгебра логики – это раздел математики, изучающий высказывания, рассматриваемые со стороны их логических значений (истинности или ложности) и логических операций над ними.

Алгебра логики возникла в середине 19 века в трудах английского математика Джорджа Буля. Её создание представляло собой попытку решать традиционные логические задачи алгебраическими методами.

Логическое высказывание – это любое повествовательное предложение, в отношении которого можно однозначно сказать, истинно оно или ложно. Логическая переменная – обозначает любое высказывание и может принимать логическое значение «истина» или «ложь» (1 или 0)

Предикат – высказывание с неизвестной

Предпосылка – часть высказывания

Примеры:

6-четное число

высказывание

Истинно

Рим – столица Франции

высказывание

Ложно

Ученик 10 класса

Не высказывание, т.к. ничего не утверждает об ученике

-

Информатика – интересный предмет

Не высказывание, т.к. слишком неопределённое понятие «интересный предмет»

-

У него голубые глаза

(Высказывательная форма)

Не высказывание, т.к. для выяснения их истинности или ложности нужны дополнительные сведения, о каком человеке идёт речь.

-

Зачастую трудно установить истинность высказывания, например высказывание «площадь поверхности Индийского океана равна 75 млн. км2» в одной ситуации можно посчитать ложным (указанное значение неточное и вообще постоянно меняется), а в другой истинным (если рассматривать его как некоторое приближение, приемлемое на практике).

(Слайд 4-10)

Логические операции

  • Дизъюнкция – логическое сложение
  • Конъюнкция – логическое умножение
  • Инверсия – отрицание
  • Импликация – следование «Если А то В»
  • Эквиваленция – сравнение «Если А то и В»

Дизъюнкция – логическая операция, которая принимает значение истина, если истина хотя бы одна предпосылка.

Обозначение: , +, ИЛИ, |.

A

B

A + B

0

0

0

0

1

1

1

0

1

1

1

1

Конъюнкция – логическая операция, которая принимает значение истина, если истина обе предпосылки.

Обозначение: , *, И, &

A

B

A * B

0

0

0

0

1

0

1

0

0

1

1

1

Инверсия – логическая операция, которая меняет значение предпосылки.

Обозначение: A,  ‾ , НЕ

A

A

0

1

1

0


Импликация – логическая операция, которая принимает значение ЛОЖЬ, только если первая предпосылка истина (1), а вторая ложь (0).

Обозначение:  

A

B

A  B

0

0

1

0

1

1

1

0

0

1

1

1

Эквиваленция – логическая операция, которая принимает значение истина, если обе предпосылки одинаковые.

Обозначение: , ≡

A

B

A  B

0

0

1

0

1

0

1

0

0

1

1

1

Порядок операций:

  1. Действия в скобках                (…)
  2. Инверсия                        A,  ‾ , НЕ
  3. Конъюнкция                        , *, И, &
  4. Дизъюнкция                        , +, ИЛИ, |
  5. Импликация,                         
    Эквиваленция                        
    , ≡

3. Практическая часть.

1) Установите, какие из следующих предложений являются логическими высказываниями, а какие нет (объясните, почему) :

  1. Солнце есть спутник Земли
  2. 2+3=5
  3. Сегодня отличная погода
  4. В романе Л.Н Толстого «Война и мир» 3 432 536 слов
  5. Санкт-Петербург расположен на Неве
  6. Музыка И.С.Баха слишком сложна
  7. Первая космическая скорость равна 7,8км/с
  8. Железо – металл
  9. Если один угол в треугольнике прямой, то треугольник будет тупоугольным
  10. Если сумма квадратов двух сторон треугольника равна квадрату третьей, то он прямоугольный

2) Укажите, какие из высказываний предыдущего упражнения истинны, какие – ложны, а какие относятся к числу тех, истинность которых трудно или невозможно установить.

3) Приведите примеры истинных или ложных высказываний (по два) из:

  • Арифметики
  • Физики
  • Биологии
  • Информатики
  • Геометрии
  • Жизни

Ответы:

  1. а, г, д, ж, з, и, к – высказывания; б, в, е – не высказывания

2) истинные: д, з, к;        Ложные: а, и;         Истинность трудно установить: г;        Можно рассматривать и как истинное, и как ложное в зависимости от требуемой точности представления: ж.

(Слайд 10)

Пример составления таблиц истинности для логических операций на примере функции F=( (X  Y)  Z)  (Z  Y)

Количество строк в таблице истинности высчитывается по формуле N=2i, где i – это количество переменных в формуле!

Решение:

X

Y

Z

1) X

2) X  Y

3) 2 Z

4)  Z

5)  Z  Y

6) F=3  5

0

0

0

1

0

1

1

0

1

0

0

1

1

0

1

0

0

1

0

1

0

1

1

0

1

1

1

0

1

1

1

1

1

0

0

1

1

0

0

0

0

1

1

0

1

1

0

1

0

0

1

0

0

1

1

1

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

0

0

1

(Слайд 11)

Самостоятельное решение заданий по составлению таблиц истинности.

  1. F=( (Z ⋀⌝ Y) ≡ X)  (Z  Y)
  2. F=( Y  Z) ⋀⌝(X ≡ Y) ⋀⌝X
  3. F=((Z W) (Y ≡ W))  ((X  Z) ≡ Y)

4. Подведение итогов.

  • О чём мы сегодня с вами узнали на уроке?
  • Приведите пример высказываний, которые вы сегодня (вчера) слышали на других уроках

Разбор решённых заданий.

Выставление отметок

5. Домашнее задание:

Выучить основные определения, знать обозначения.

Учебник §18-19: стр. 187-188  № 1, 6; стр. 196 №3 (письменно).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алгебра Логики Выполнила: Черноиванова Екатерина Вадимовна Учитель информатики ГБОУ школа №454

Слайд 2

Основные понятия Алгебра логики – раздел математики, изучающий высказывания, рассматриваемые с точки зрения их логических значений (истинности или ложности), и логические операции над ними. Высказывание – форма мысли, в которой что-то утверждается или опровергается 2

Слайд 3

Основные понятия Логическая переменная – обозначает любое высказывание и может принимать логическое значение «истина» или «ложь» ( 1 или 0 ) Предикат – высказывание с неизвестной Предпосылка – часть высказывания 3

Слайд 4

Логические операции Дизъюнкция – логическое сложение Конъюнкция – логическое умножение Инверсия – отрицание Импликация – следование «Если А то В» Эквиваленция – сравнение «Если А то и В» 4

Слайд 5

Дизъюнкция – логическое сложение Обозначение: ⋁ , +, ИЛИ , | Логическая операция, которая принимает значение истина, если истина хотя бы одна предпосылка A B A + B 0 0 0 0 1 1 1 0 1 1 1 1 5

Слайд 6

конъюнкция – логическое умножение Обозначение: ⋀ , * , И , & Логическая операция, которая принимает значение истина, если истина обе предпосылки A B A * B 0 0 0 0 1 0 1 0 0 1 1 1 6

Слайд 7

Инверсия – отрицание Обозначение: ⌝ A , ‾ , НЕ Логическая операция, которая меняет значение предпосылки A НЕ A 0 1 1 0 7

Слайд 8

Импликация – следование Обозначение: ⟶ (если А то В) Логическая операция, которая принимает значение ЛОЖЬ, только если первая предпосылка истина ( 1 ), а вторая ложь (0) A B A - > B 0 0 1 0 1 1 1 0 0 1 1 1 8

Слайд 9

Эквиваленция – Сравнение Обозначение: ⟷, ≡ (если А то и В) Логическая операция, которая принимает значение истина, если обе предпосылки одинаковые A B A = B 0 0 1 0 1 0 1 0 0 1 1 1 9

Слайд 10

Порядок операций Действия в скобках (…) Инверсия ⌝ A , ‾ , НЕ Конъюнкция ⋀ , * , И , & Дизъюнкция ⋁ , +, ИЛИ , | Импликация, ⟶ Эквиваленция ⟷ , ≡ 10

Слайд 11

Пример X Y Z 1)⌝ X 2)⌝ X ⋀ Y 3) 2⟶ Z 4) ⌝ Z 5) ⌝ Z ⋀ Y 6) F=3 ⋁ 5 0 0 0 1 0 1 1 0 1 0 0 1 1 0 1 0 0 1 0 1 0 1 1 0 1 1 1 0 1 1 1 1 1 0 0 1 1 0 0 0 0 1 1 0 1 1 0 1 0 0 1 0 0 1 1 1 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 0 0 1 0 0 1 F=( (⌝X ⋀ Y) ⟶ Z) ⋁ (⌝Z ⋀ Y) 11

Слайд 12

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ F=( ( Z ⋀⌝ Y ) ≡ X) ⋁ (⌝Z ⟶ Y) F=( Y ⋁ Z ) ⋀⌝ (X ≡ Y) ⋀⌝ X F =(( Z ⟶W) ⋁(Y ≡ W)) ⋀ ((X ⋁ Z ) ≡ Y) 12

Слайд 13

Домашнее задание Выучить основные определения, знать обозначения. Учебник § 18-19: стр. 187-188 № 1, 6 стр. 196 №3 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме:"Алгебра логики"

Этот урок является первым  в данной  теме.Раскрывает: вопрос истории,основные понятия, примеры задач....

Презентация к уроку по теме "Алгебра логики"

Формы мышления. Алгебра логики. Инверсия, Конъюнкция, Дизъюнкция, Импликация, Эквивалентность. Логические выражения. Логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений...

Конспекты уроков по теме "Основы логики"

Изучение Основ логики в школьном курсе несёт большую методическую и познавательную нагрузку:Знакомство с терминологией и символикой алгебры логики, с ее понятиями помогает развитию мыслительных способ...

Конспект урока по теме:"Алгебра логики" 9 класс

Разработка конспекта урока по информатике по теме: "Алгебра логики"...

Цикл уроков по теме: Алгебра логики

Познакомить учащихся с разделом «Алгебра логики», её основными понятиями, в практической части научить устанавливать истинность и ложность высказываний, развивать логическое мышление....

Урок по теме "Алгебра логики"

Конспект урока информатики по теме "Алгебра логики"...

Урок по теме "Алгебра логики"

Тема урока «Алгебра логики»Тип урока -  обобщающий урокЦель урока - Закрепить знания и способы деятельности по теме «Алгебра логики»: Основные операции алгебры логики...