Сущность метода проектов и применение при обучении информатике
статья по информатике и икт

В связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования учитель постоянно ищет пути повышения эффективности обучения и воспитания обучающихся. Результативность в обучении школьников напрямую зависит от наличия у них высокого уровня мыслительных способностей. Формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников способствует применение активных форм обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сущность метода проектов и применение при обучении информатике

История возникновения метода проектов восходит к началу ХX века. Появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучения посредством деления» (Дж. И. Э. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс). Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести [4].

В 1896 г. видный американский ученый-педагог, философ Дж. Дьюи в лаборатории при Чикагском университете дал обоснование проектного метода обучения, сущность которого коротко выразил лозунгом «Обучение посредством делания». В своих работах Дж. Дьюи отмечал, что школьник должен быть заинтересован в освоении определенного базиса знаний, умений, навыков, предусмотренных школьной программой, осознавать их значимость для практической и будущей профессиональной деятельности. В связи с этим образовательный процесс должен был строиться вокруг определенной проблемы, решение которой на данный момент будет наиболее актуально и значимо для ребенка. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе через самостоятельную деятельность ученика, считаясь с его личными интересами в приобретении знаний. В своей книге «Демократия и образование» в начале ХХ в. он доказывал, что ученик прочно усваивает лишь то, что познается через его самостоятельную деятельность и требует определенных познавательных и практических усилий и что ученик умеет применять в жизни. В современном образовании метод проектов является одной из технологий продуктивного обучения, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса в современной школе [2]. Профессор Е.С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод, предполагающий определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов» [4]. Метод проектов – это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых «продуктов» [7]. В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности:

  • коммуникативные;
  • личностные;
  • социальные;
  • литературно-лингвистические;
  • математические;
  • художественные;
  • манипулятивные;
  • - технологические.

В ходе выполнения проектов:

1. Формируются и отрабатываются:

  • навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации;
  • навыки публичного выступления (ораторское искусство);
  • умения представить информацию в доступном, эстетичном виде;
  • умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи;
  • умение работать в группе, в команде;
  • умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.
  1. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
  2. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.).
  3. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.
  4. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества. Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка. Существует несколько видов проектов [1].

Многие современные учёные берут за основу классификации типов проектов Е.С. Полат.

І. По характеру доминирующей в проекте деятельности:

  • исследовательская (исследовательский проект);
  • поисковая (поисковый проект);
  • творческая (творческий проект);
  • ролевая (игровой проект);
  • прикладная (практико-ориентированный проект);
  • ознакомительно-ориентированная (информационный проект);
  • конструкторская (конструкторский проект).

ІІ. По предметно-содержательной отрасли:

  • монопроект - проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.
  • межпредметный проект – предполагает использование знаний по двум и более предметам, чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
  • сверхпредметный (надпредметный) проект – выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов, используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

III. По характеру координации проекта:

  • с открытой, явной координацией. Координатор проекта выполняет свою собственную функцию, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей;
  • со скрытой координацией. Координатор выступает как полноправный участник проекта и не обнаруживает свой истинный статус учителя в период деятельности групп-участников. Свое влияние он осуществляет за счет лидерских и профессиональных качеств по критерию компетентности.
  1. По характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, государства, разных стран мира) (Рис. 1)

Рис. 1. Типы проектов по характеру контактов

  1. По количеству участников проекта (Рис. 2)

Рис. 2. Типы проектов по количеству участников

  1. По продолжительности проведения проекта (Рис. 3)

Рис. 3. Типы проектов по продолжительности проведения

Матяш Н.В. [3] предлагает классифицировать проекты по содержанию.

  1. Интеллектуальные. Внесение изменений в существующие конструкции, способы; программы для компьютера; дизайнерские разработки и т. д.
  2. Материальные. Изготовление инструментов, приспособлений, бытовых устройств, изделий художественно-прикладного, технического творчества учащихся.
  3. Экологические. Очистка загрязнённых производственных помещений, лесных и лесохозяйственных угодий, водоёмов; изучение сбора и использования вторичного сырья, применение этих материалов для изготовления учениками предметов труда.
  4. Сервисные. Накопление, подбор, оформление и предоставление информации; ремонт и благоустройство жилья; обслуживание и ремонт оборудования.
  5. Комплексные, включающие интеллектуальные, материальные, экологические и сервисные составляющие. Например, разработка дизайна помещения, моделирование причёсок, оформление деловых бумаг, организация ремонта оборудования и другое.

Также по содержанию проекты можно квалифицировать исходя из предметной области (Рис. 4)

Рис. 4. Типы проектов по содержанию

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками [5]. Они могут быть:

  • внутриклассными;
  • внутришкольными;
  • региональными (разного масштаба);
  • межрегиональными (в рамках одного государства);
  • международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

В методической литературе обычно выделяют пять этапов проектирования (можно выделить шестой – портфолио).

Этап 1. Подготовительный. Постановка проблемы. Мотивация. Сбор различных идей учащихся; организация дискуссии для обсуждения выдвинутых идей; корректировка идеи, получившей коллективное одобрение.

Этап 2. Планирование. Учитель предлагает разделиться на группы, спланировать деятельность по решению задач проекта, выбрать возможные виды продукта и формы его презентации, распределить время. Ученики разбиваются на группы, распределяют роли в группе, определяют вид проектного продукта и форму его презентации, делят работу на промежуточные этапы, определяют время работы над каждым этапом.

Этап 3. Реализация проекта. Ученики работают в группах, собирают и обрабатывают информацию, решают возникающие вопросы и проблемы, корректируют план, оформляют документацию проекта. Учитель оказывает помощь в поиске и обработке информации, проводит индивидуальные и групповые консультации, осуществляет контроль за соблюдением сроков.

Именно на этапе реализации проекта преподаватель и обучающийся сталкиваются с различными трудностями, которые необходимо преодолеть:

  • информации мало, или наоборот, слишком много;
  • одни группы не успевают завершить работу, а другие простаивают без дела;
  • в группах возникают конфликты между участниками;
  • из-за продолжительного отсутствия некоторых участников приходится перераспределять обязанности в группе т.д.

Этап 4. Презентация (представление) проекта Представление результатов проекта аудитории (экспертной комиссии). Ответы на вопросы.

Интерпретация полученных результатов.

Этап 5. Осмысление и оценка проекта:

  • подведение итогов.
  • оценка итоговых и промежуточных результатов.
  • самоанализ работы в группах.

Все этапы работы над проектом находят отражение в портфолио проекта.

Учащиеся, выполняя проекты на уроках информатики, решают не проблему, а выполняют определенные алгоритмы действий, задания. Получается, что задача одна (например, создание рисунка, создание видеоролика), а варианты ее решения зависят от особенностей мышления, видения мира, степени информационной компетентности учащихся, использования совокупности разнообразных методов и средств обучения, интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Именно поэтому на уроках информатики особенно полезно вводить элементы проектной деятельности. Не привычное решение задач, а выполнение творческих проектов, где оформление, способ реализации зависят от ученика и его учебных возможностей.

Метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, дети с удовольствием выполняют творческие проекты. Также позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся. Каждый трудится в своём темпе, формируются универсальные учебные компетенции.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия [6].

Обучение информатике с применением метода проектов показывает практическое применение компьютера в жизни человека, вне зависимости от его профессии. Виды результатов проектной деятельности: web- сайт, анализ данных социологического опроса, видеофильм, видеоклип, выставка, газета, игра, макет, модель, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, публикация, серия иллюстраций, сказка, справочник и др.

Таким образом, проектная деятельность позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им учитель, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся жизни. В связи с тем, что в процессе выполнения проекта ученик действует самостоятельно, то это позволяет сформировать не только способности к осмыслению жизненных явлений, анализу, проектированию и системному действию в различной ситуации или в условиях неопределенности, но и способности к постоянному индивидуальному росту, приобретению новых знаний, устойчивое стремление к самосовершенствованию (самопознанию, самооценке, саморегуляции и саморазвитию), творческой самореализации.

Литература:

1. Гузеев, В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения // Директор школы. 1995. № 4. С. 10.

2. Ларина, Э.С. Информатика 9-11 классы. Проектная деятельность учащихся [Текст] / Э.С. Ларина. - В.: Учитель, 2009. 155 с.

3. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования [Текст] / Н.В. Матяш. 3-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2014. – 160 с.

4. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина - М.: Академия, 2010. 368 с.

5. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений [Текст] / И.С. Сергеев - 6-е изд., испр. и доп.  - М.: АРКТИ, 2008. 80 с.

6. Цветкова, М.С. К столетию проектного обучения. // Информатика. Еженедельное пособие к газете «Первое сентября». 2002. №20. С. 1-2.

7. Чечель, И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998 № 4. С. 7-12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VI вида»

Обобщение опыта по применению проектных технологий в педагогической деятельности  педагога КГСКОУ«Барнаульская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIвида»...

Сущность метода проектов в обучении иностранным языкам

Статья посвящена выяснению сущности метода проектов, его структуры, типологии и этапов проектирования...

Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности

Научно-методическое сопровождение эксперимента «Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современно...

Сценарий мастер-класса "Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности"

Сценарий мастер-класса "Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности...

Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии обучения и формирования УУД на уроках математики.

Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии обучения и формирования УУД  на уроках математики....

Сущность метода проектов и степень участия родителей в образовательную деятельность школы в событийную, проектную деятельность.

Я используя метод проектов в работе с учениками начальной школы и среднего этапа. Проект — продукт сотрудничества и сотворчества учителя, детей, родителей. На этапе разработки, вместе с учащимис...