ДОО программа технической направленности "Робототехника"
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)

Седых Ольга Николаевна

Рабочая программа для внеурочной деятельности по курсу "Робототехника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл robototehnika_rabochaya_programma.docx249.21 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ГОРОДА РАЙЧИХИНСКА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОР ДА РАЙЧИХИНСКА

АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности
«РОБОТОТЕХНИКА»
стартовый уровень
Возраст обучающихся 13 -17 лет
Срок реализации 1 год

Автор составитель:

Седых Ольга Николаевна

Учитель математики, физики

г. Райчихинск
2022 год

Содержание:

1

Комплекс основных характеристик программы

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цель и задачи программы

6

1.3

Содержание программы

7

1.4

Планируемые результаты

11

2

 Комплекс организационно-педагогических условий

12

2.1

Календарный учебный график

12

2.2

Условия реализации программы

12

2.3

Формы  аттестации

13

2.4

Оценочные  материалы

14

2.5

Методические  материалы

14

3.

Список литературы

18

4.

Приложение

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника» разработана в соответствии с:

1. Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от

09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

3. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015г. N 729-р, «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ»;

3.Постановлением Главного государственного санитарного врача от  28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

 4. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

5. Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 января 2021г. №ТВ-92/03 «О направлении рекомендаций» «Рекомендации по особенностям организации образовательного процесса во втором полугодии 2020/2021 учебного года в условиях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в организациях, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы»;

6. Постановление Правительства Амурской области от 19.05. 2010 г. № 252 «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей и молодежи в Амурской области»; 

7.Методических рекомендаций по организации и реализации учебной работы по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ ГАУ ДПО «АмИРО» от 15.08.20 №278).

         8.Устава МОАУ СОШ №1

В учебном плане на изучение программы предусмотрено 72часов, по 2часа в неделю. Срок реализации-1 год.

Актуальность:

Робототехника, позволяет в игровой форме знакомить детей с наукой.

Робототехника является одним из важнейших направлений научно-технического прогресса, в котором проблемы механики и технического проектирования соприкасаются с областью высоких технологий и проблемами искусственного интеллекта.

Интенсивное использование роботов в быту, производстве, медицине, военном деле и других сферах, требует высокий уровень умений и знаний не только от специалистов-разработчиков, но и от рядовых пользователей, которым придётся сталкиваться с управлением роботами ежедневно.

Изучение робототехники позволяет на практике рассмотреть многие темы из учебного предмета «Информатика и ИКТ», которые иногда встречают затруднения входе освоения основного курса. А именно, алгоритмизация и программирование, исполнитель, логика, основы устройства компьютера. Также данная программа даст возможность школьникам закрепить и применить на практике полученные знания по таким дисциплинам, как математика, физика и технология.

Робототехника ориентирована на работу в команде, что способствует формированию умения взаимодействовать с соучениками, формулировать, анализировать, критически оценивать, отстаивать свои идеи.

Занятия будут проводиться на базе Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», созданного в целях развития и реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей, формирования социальной культуры, проектной деятельности, направленной не только на расширение познавательных интересов школьников, но и на стимулирование активности, инициативы и исследовательской деятельности обучающихся.

Общая характеристика программы

Программа «Робототехника» построена на применении конструктора LEGO MINDSTORMS Education EV3 для достижения образовательных целей.

LEGO EV3 обеспечивает простоту при сборке начальных моделей, что позволяет ученикам получить результат в пределах одного или пары уроков. И при этом возможности в изменении моделей и программ – очень широкие, и такой подход позволяет учащимся усложнять модель и программу, проявлять самостоятельность в изучении темы. Программное обеспечение LEGO MINDSTORMS Education EV3 обладает очень широкими возможностями, в частности, позволяет вести рабочую тетрадь и представлять свои проекты прямо в среде программного обеспечения LEGO EV3.

В процессе работы ученики приобретают опыт решения как типовых, таки нестандартных задач по конструированию, программированию, сбору данных.

Программа  имеет большее количество учебного времени на проведение практических работ, в сравнении с теоретическими вопросами.

Содержание программы предусматривает учебное время на обобщение материала и индивидуальную работу с учащимися для реализации их творческих идей, а также подготовке к соревнованиям.

Подведение итогов работы проходит в форме презентаций, выставок, соревнований.

Порядок реализации программы подразумевает первоначальное овладение принципами соединения деталей, навыкам и конструирования моделей, методами их усовершенствования, а также ознакомление с методами работы в среде программирования. Далее осуществляется углубление полученных теоретических знаний и практических навыков при выполнении поставленных заданий-миссий, участии в соревнованиях, анализе существующих моделей и создании творческих проектов.

Адресат программы

Обучение по программе ведется в разновозрастных группах, которые комплектуются из обучающихся 13-17 лет. Этот возраст называют подростковым. Это наиболее сложный, критический период.

Главная особенность подросткового периода - резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития личности: стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию.

Несмотря на это, этот возраст - самый благоприятный для творческого развития. Он является наиболее интересным в процессе становления и развития личности. Именно в этот период молодой человек входит в противоречивую, часто плохо понимаемую жизнь взрослых, он как бы стоит на ее пороге, и именно от того, какие на данном этапе он приобретет навыки и умения, какими будут его социальные знания, зависят его дальнейшие шаги. Результатом участия в программе должно стать увеличение шансов каждого быть лидером в избранной им сфере деятельности и жизни.

Объем программы, срок освоения - 1 год (36 недель) в объеме 72 часа.

1 Полугодие – 16 недель - 32 часа

2 Полугодие – 20 недель - 40 часов

Режим занятий: 2 раза в неделю, по 1 академическому часу, продолжительность одного занятия - 45 минут.

Количество обучающихся в группе - 20 человек.

Состав группы - постоянный

Форма обучения - очная.

Уровень программы – ознакомительный

Форма реализации образовательной программы - традиционная

Форма организации образовательного процесса: групповая и индивидуально-групповая.

- Групповая. Ориентирует обучающихся на создание «творческих пар», которые выполняют более сложные упражнения, задания. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы.

- Индивидуальная. Предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества, формирует и оттачивает личностные качества обучающегося: трудолюбие, усидчивость, логическое мышление.

1.2 Цель и задачи программы

Цель курса: развить интерес школьников к конструированию и программированию технических систем, расширить их область знаний, а также придать необходимый импульс для творческой реализации в робототехнике и смежных с нею областях (программирование, механика, электроника, инженерное конструирование).

Задачи:

Предметные:

  • Познакомить обучающихся с основными терминами и понятиями в области робототехники и научить использовать специальную терминологию;
  • Сформировать первоначальные представления о конструировании роботов;
  • Познакомить учащихся с основами разработки алгоритмов при создании робототехнических конструкций;
  • Усовершенствовать или привить навыки сборки и отладки простых робототехнических систем.

Метапредметные:

  • Стимулировать интерес к смежным областям знаний: математике, геометрии, физике, биологии.
  • Поощрять стремление к применению своего потенциала в поиске оригинальных идей, обнаружении нестандартных решений, развитию творческих способностей.
  • Развивать способности работы индивидуально и в командах разного качественного и количественного состава группы;
  • Прививать навыки к анализу и самоанализу при создании робототехнических систем;

Личностные:

  • Формировать интерес к практическому применению знаний, умений и навыков в повседневной жизни и в дальнейшем обучении;
  • Поощрять целеустремленность, усердие, настойчивость, оптимизм, веру в свои силы;
  • Прививать культуру организации рабочего места, правила обращения со сложными и опасными инструментами;
  • Воспитывать бережливость и сознательное отношение к вверенным материальным ценностям.

Ожидаемые результаты.

Предметные:

Учащиеся:

  • Будут иметь представление о роли и значении робототехники в жизни;
  • Овладеют основными терминами робототехники и смогут использовать их при проектировании и конструировании робототехнических система;
  • Освоят принципы работы механических узлов и смогут понять назначение и принципы работы датчиков различного типа;
  • Смогут выполнить алгоритмическое описание действий применительно к решаемым задачам;
  • Смогут отлаживать созданных роботов самостоятельно и/или с помощью учителя.

Метапредметные

Обучающиеся смогут:

  • Использовать творческие навыки и эффективные приемы для решения простых технических задач.
  • Использовать на практике знания об устройствах механизмов и умение составлять алгоритмы решения различных задач;
  • Использовать полученные навыки работы различным инструментом в учебной и повседневной жизни.

Личностные

Обучающиеся смогут:

  • Убедиться в ценности взаимовыручки, поддержания доброжелательной обстановки в коллективе;
  • Научиться использовать навыки критического мышления в процессе работа над проектом, отладки и публичном представлении созданных роботов.
  • Укрепить и усовершенствовать в себе чувство самоконтроля и ответственности за вверенные ценности.
  • Развить внимательное и предупредительное отношение к окружающим людям и оборудованию в процессе работы.

1.3 Содержание программы

Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации

всего

теория

практика

Тема 1. Введение в робототехнику. (1ч)

1

Что такое "Робот". Виды, значение в современном мире, основные направления применения. Состав конструктора, правила работы, техника безопасности.

1

1

-

Опрос, беседа

Тема 2. Знакомство с роботами LEGO Mindstorm EV3. (5ч)

2

Проект. Этапы создания проекта. Оформление проекта.

1

1

-

Беседа,

3

Правила техники безопасности при работе с роботами-конструкторами. Правила обращения с роботами. Основные механические детали конструктора. Их название и назначение.

1

1

Опрос, беседа

4-6

Ознакомление с визуальной средой программирования Lab VIEW. Интерфейс. Основные блоки. Обзор модуля EV3. Экран, кнопки управления, индикатор состояния, порты.

3

1

2

Наблюдение, беседа.

Тема 3.Датчики LEGO и их параметры. (9ч)

7-9

Обзор сервомоторов EV3, их характеристика. Сравнение основных показателей(обороты в минуту, крутящий момент, точность). Обзор датчика касания. Устройство, режимы работы.

3

1

2

Наблюдение, беседа.

10-12

Обзор гироскопического датчика. Обзор датчика света. Устройство, режимы работы.

3

1

2

Наблюдение, беседа.

13-15

Обзор ультразвукового датчика. Устройство, режимы работы. Проверочная работа на тему: "Характеристики и режимы работы активных компонентов".

3

1

2

Наблюдение, беседа.

Тема 4. Основы программирования и компьютерной логики. (23ч)

16-18

Ознакомление c тренажером Кодвардс

3

0,5

2,5

Работа на тренажере

19-21

Ознакомление с тренажером  code.org

3

0,5

2,5

Работа на тренажере

22-24

Ознакомление с тренажером   https://code.org/minecraft

3

0,5

2,5

Работа на тренажере

25-27

Ознакомление с тренажером  Пиктомир

3

0,5

2,5

Работа на тренажере

28-30

Ознакомление с тренажером  Тinkercad

3

0,5

2,5

Работа на тренажере

31-32

Среда программирования модуля. Создание программы. Удаление блоков.

Выполнение программы. Сохранение и открытие программы.

2

0,5

1,5

Работа в среде

33-34

Программные блоки и палитры программирования. Страница аппаратных средств. Редактор контента. Инструменты. Устранение неполадок. Перезапуск модуля

2

0,5

1,5

Работа в среде

35-36

Моторы. Программирование движений по различным траекториям. Работа с подсветкой, экраном и звуком.

2

0,5

1,5

Работа в среде

37-38

Программные структуры. Структура Ожидание. Структура Цикл.

2

0,5

1,5

Промежуточная аттестация

Тема 5. Robot Educator, основные возможности. (24ч)

39 - 46

Сборка модели робота по инструкции. Основные механические детали конструктора и их назначение.

8

1

7

Выполнение задания кейса.

47 –54

Движения по прямой траектории. Точные повороты.

8

1

7

Выполнение задания кейса.

55 -62

Движения по кривой траектории. Расчёт длинны пути для каждого колеса при повороте с заданным радиусом и углом.

8

1

7

Выполнение задания кейса.

Тема 6. Творческие проектные работы и соревнования(10ч)

63 –69

Захват и освобождение "Кубойда". Механика механизмов и машин. Виды соединений и передачи их свойства.

7

1

6

Практикум.

70-71

Соревнования по Кегельрингу

2

2

Итоговая аттестация

72

Итоговое занятие

1

1

Подведение итогов

Всего

72

15,5

56,5

Содержание учебного плана

Тема 1. Введение в робототехнику (1ч)

Теория: Роботы. Виды роботов. Значение роботов в жизни человека. Основные направления применения роботов. Искусственный интеллект. Правила работы с конструктором LEGO. Управление роботами. Методы общения с роботом. Состав конструктора LEGO MINDSTORMS EV3. Визуальные языки программирования. Их основное назначение и возможности. Команды управления роботами. Среда программирования модуля, основные блоки.

Формы контроля: опрос, беседа

Тема 2. Знакомство с роботами LEGO Mindstorm EV3. (5ч)

Теория: Правила техники безопасности при работе с роботами-конструкторами. Правила обращения с роботами. Основные механические детали конструктора. Их название и назначение.

Практика: Модуль EV3. Обзор, экран, кнопки управления модулем, индикатор состояния, порты. Установка батарей, способы экономии энергии. Включение модуля EV3. Запись программы и запуск ее на выполнение. Сервомоторы EV3, сравнение моторов. Мощность и точность мотора. Механика механизмов и машин. Виды соединений и передач и их свойства.

Сборка роботов. Сборка модели робота по инструкции. Программирование движения вперед по прямой траектории. Расчет числа оборотов колеса для прохождения заданного расстояния.

Собираем модель робота «Пятиминутка» по инструкции. Управление пультом через Bluetooth. Соревнование «Кегельринг».

Формы контроля: наблюдение  

Тема 3.Датчики LEGO и их параметры. (9ч)

Теория: Обзор сервомоторов EV3, их характеристика. Сравнение основных показателей(обороты в минуту, крутящий момент, точность). Датчики: датчик касания, цвета, ультразвуковой, инфракрасный, гироскопический. Устройство датчиков и режимы их работы.

Практика: Решение задач на движение с использованием датчика касания.

Решение задач на движение с использованием датчика цвета.

Решение задач на движение с использованием датчика расстояния.

Гироскопический датчик. Инфракрасный датчик, режим приближения, режим маяка.

Подключение датчиков и моторов.

Интерфейс модуля EV3. Приложения модуля. Представление порта. Управление мотором.

Формы контроля: наблюдение  

Тема 4. Основы программирования и компьютерной логики(23ч)

Теория: Ознакомление c тренажером Кодвардс, code.org, code.org/minecraft, Пиктомир, Тinkercad. Среда программирования модуля. Создание программы. Удаление блоков. Выполнение программы. Сохранение и открытие программы.

Практика: Работа на тренажерах. Счетчик касаний. Ветвление по датчикам. Методы принятия решений роботом. Модели поведения при разнообразных ситуациях. Программное обеспечение EV3. Основное окно. Свойства и структура проекта. Решение задач на движение вдоль сторон квадрата. Использование циклов при решении задач на движение. Программные блоки и палитры программирования. Страница аппаратных средств. Редактор контента. Инструменты. Устранение неполадок. Перезапуск модуля. Решение задач на движение по кривой. Независимое управление моторами. Поворот на заданное число градусов. Расчет угла поворота. Использование нижнего датчика освещенности. Решение задач на движение с остановкой на черной линии. Решение задач на движение вдоль линии. Калибровка датчика освещенности. Программирование модулей.  Решение задач на прохождение  по  полю  из  клеток. Соревнование роботов на тестовом поле. Моторы. Программирование движений по различным траекториям. Работа с подсветкой, экраном и звуком. Работа с экраном. Работа с подсветкой кнопок на блоке EV3. Работа со звуком. Программные структуры. Структура Ожидание. Структура Цикл.

Формы контроля: промежуточная аттестация, наблюдение  

Тема 5. RobotEducator, основные возможности. (24ч)

Теория: Правила соревнований.

Практика: Работа над проектами «Движение по заданной траектории», «Кегельринг». Создаём и тестируем "Гусеничного робота". Задача: необходимо научиться собирать робота на гусеницах. Поэтому тренируемся, пробуем собрать по инструкции. Если всѐ получилось, то управляем роботом с сотового телефона или с компьютера. Запоминаем конструкцию. Анализируем плюсы и минусы конструкции. На следующем уроке попробуем разобрать и заново собрать робота. Гусеницы должны быть оптимально натянуты. Далее тестируем своё гусеничное транспортное средство на поле, управляем им с мобильного телефона или с ноутбука.

 Нам необходимо ознакомиться с конструкцией самого простого робота сумоиста. Для этого читаем и собираем робота по инструкции: бот - сумоист. Собираем, запоминаем конструкцию. Тестируем собранного робота. Управляем им с ноутбука/нетбука. Устраиваем соревнования. Не разбираем конструкцию робота победителя. Необходимо изучить конструкции, выявить плюсы и минусы бота. Собираем любую со сложностью не выше 3 единиц из имеющихся инструкций роботов. Сбор и исследование        одной        из моделей роботов на выбор: Гоночная машина        - автобот – автомобиль с возможностью удалённого управления и программирования его для движения по цветным линиям на полу. Бот с ультразвуковым датчиком - 4-х колёсный робот с интеллектуальной программой, принимающей решение куда ехать при наличии препятствия. Бот с датчиком касания - 4-х колёсный робот с программой, использующей датчик касания в качестве инструмента для определения препятствий. Бот с датчиком для следования по линии - робот, программа которого настроена на его движение по чёрной линии. Бот стрелок - простейший робот, стреляющий в разные стороны шариками. Цель: Закрепить навыки конструирования по готовым инструкциям. Изучить программы. Ученикам необходимо собрать модели по инструкции. Загрузить имеющуюся программу. Изучить работу программы, особенности движения, работы с датчиком и т.д. модели робота. Сделать соответствующие выводы. Соревнование роботов на тестовом поле.

Формы контроля: наблюдение  

Тема 6. Творческие проектные работы и соревнования(10ч)

Теория: Захват и освобождение "Кубойда". Механика механизмов и машин. Виды соединений и передачи их свойства.

Практика: Конструирование собственной модели робота. Программирование и испытание собственной модели робота. Подведение итогов работы учащихся. Подготовка докладов, презентаций, стендовых материалов для итоговой конференции. Завершение создания моделей роботов для итоговой выставки.

Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий. Количество блоков в программах более 5 штук. (более сложная программа). Собираем и программируем "Кубойда","Бот-внедорожник"

Соревнования по Кегельрингу (2 ч.)

Практика: групповые соревнования по Кегельрингу. Определение победителей по времени и качеству прохождению трассы.

Подведение итогов (2 ч.)

Теория: Суммарное подведение итогов пройденного материала.

Формы контроля: итоговая аттестация, наблюдение  

1.4 Планируемые результаты

Основными результатами изучения программы являются стимулирование мотивации учащихся к получению знаний, формированию творческой личности, привитие навыков коллективного труда, а также развития интереса к технике, конструированию, программированию и высоким технологиям. В дальнейшем, учащиеся смогут более осознанно подойти к выбору инженерной направленности обучения.

В результате изучения программы обучающиеся  будут

Знать/понимать:

  • основных понятия робототехники, основные технические термины, связанные с процессами конструирования и программирования роботов;
  • общее устройство и принципы действия роботов;
  • методику проверки работоспособности отдельных узлов и деталей;
  • основы графических языков программирования;

Уметь:

  • собирать простейшие модели с использованием EV3;
  • самостоятельно проектировать и собирать из готовых деталей манипуляторы и роботов различного назначения;
  • использовать для программирования микрокомпьютер EV3 (программировать на дисплее EV3)
  • владеть основными навыками работы в визуальной среде программирования, программировать собранные конструкции под задачи начального уровня сложности;
  • подбирать необходимые датчики и исполнительные устройства, собирать простейшие устройства с одним или несколькими датчиками, собирать и отлаживать конструкции базовых роботов;
  • вести индивидуальные и групповые исследовательские работы.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Календарный учебный график

Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3, приложение №3).

Год 
обучения

Начало 
занятий

Окончание 
занятий

Кол-во 
учебных 
недель

Кол-во 
учебных 
дней

Кол-во 
учебных 
часов

Режим занятий

1 год

12.01.2022

31.12.2022

36

72

72

2 раза в неделю

по 1часу

(45 мин.)

2.2. Условия реализации программы

Материально-технические условия реализации программы.

Аппаратное и техническое обеспечение

Необходимое оборудование и учебные материалы:

  • Определённое количество наборов конструктора LEGO Mindstorms EV3 (основной +расширенный), из расчёта 1 комплект на1-2 учеников;
  • набор заданий LEGO Mindstorm «Космические проекты»,
  • набор деталей LEGO Mindstorm «Космические проекты»;
  • рабочие места для учителя и учеников оборудованные ноутбуками с установленным программным обеспечением LEGO MindstormEducationEV3;
  • зарядное устройство;
  • учебная литература;
  • средства реализации ИКТ материалов на уроке (компьютер, проектор, экран).

Рабочее место обучающегося:

  • ноутбук: производительность процессора (по тесту PassMark- CPU BenchMarkhttp://www.cpubenchmark.net/): не менее 2000 единиц; объем оперативной памяти: не менее 4 Гб; объем накопителя SSD/еММС: не менее 128 Гб (или соответствующий по характеристикам персональный компьютер с монитором, клавиатурой и колонками).

Рабочее место преподавателя:

  • ноутбук: процессор IntelCorei5-4590/AMDFX 8350 аналогичная или более новая модель, графический процессор NVIDIAGeForceGTX 970, AMDRadeonR9 290 аналогичная или более новая модель, объем оперативной памяти: не менее 4 Гб, видеовыход HDMI 1.4, DisplayPort 1.2 или более новая модель (или соответствующий по характеристикам персональный компьютер с монитором, клавиатурой и колонками);
  • компьютеры должны быть подключены к единой сети Wi-Fi с доступом в интернет;
  • презентационное оборудование (проектор с экраном) с возможностью подключения к компьютеру — 1 комплект;
  • Базовый набор LEGO MINDSTORMS Education EV3.
  • Лицензионное программное обеспечение LEGO MINDSTORMS Education EV3.
  • Ресурсный набор LEGO MINDSTORMS Education EV3.
  • Четыре поля для занятий (Кегельринг, Траектория, Квадраты и Биатлон).

Дополнительно необходимо скачать (бесплатно) и установить следующее программное обеспечение:

  • программа трёхмерного моделирования LEGO Digital Designer;
  • звуковой редактор Audacity;
  • конвертер звуковых файлов wav2rso.

Кадровое обеспечение

  • Педагог, преподаватель по направлению «Робототехника».

  1. Формы аттестации

Контроль знаний проходит два раза в год в виде промежуточной и итоговой аттестации (декабрь и май соответственно).

Промежуточная аттестация проводится в форме творческого проекта на основе изученных блоков и работы с ними в программной среде. Проводится внутренний конкурс. По итогу промежуточной аттестации заполняется таблица аттестации.

Итоговая аттестация проводится в форме создания и защиты проекта в рамках выбранной темы с презентаций и конкурсе в социальных медиа образовательного учреждения. Участники должны подготовить проект, обоснование проекта, презентацию, целесообразность проекта, демонстрацию проекта и выступление на 5-7 минут. Группы формируются по 2-3 человека.

2.4 Оценочные материалы

За основу берутся конструкции, взятые из примеров или придуманные самостоятельно. Оцениваются согласно критериям: правильность и самостоятельность при сборке робота, обоснованность применения элементов, правильность составления программы.

Показатели оценки

Высокий уровень:

Обучающийся самостоятельно и без ошибок осуществляет сборку технического устройства из конструктора LEGO по инструкции. Подходит творчески, к проекту. Может самостоятельно понимать какие программные модули ему нужны для реализации проекта. Может вносить изменения в программу и настройки.

Средний уровень:

Обучающиеся справляется с конструированием моделей по инструкции, иногда допуская ошибки. Проявляет сдержанную самостоятельность с дополнительной мотивацией педагога. Знает основные блоки программы, не уверен в правильности своих действий. Не склонен к анализу ошибок и попыткам их исправления без посторонней помощи.

Низкий уровень:

Учащийся испытывает затруднения при конструировании робототехнических устройств по готовым схемам или самостоятельно. Не проявляет творческую активность при работе.

Критерии оценки

Предметные компетенции обучающегося

Низкий уровень (1 балл)

Средний уровень (2-3 балла)

Высокий уровень (4 балла)

Личностные компетенции обучающегося

Низкий уровень (1 балл)

Средний уровень (2-3 балла)

Высокий уровень (4 балла)

Практ. Умения и навыки

Владение спец. оборудованием

Творчество и мастерство

Умение пользоваться источниками информ.

Умение осуществлять учебно-исследов. Деят.

Умение самост. планировать

Умение работать в команде

№ п/п

Ф.И. обучающегося

Дата аттестации

Предметные компетенции обучающегося

Низкий уровень (1 балл)

Средний уровень (2-3 балла)

Высокий уровень (4 балла)

Личностные компетенции обучающегося

Низкий уровень (1 балл)

Средний уровень (2-3 балла)

Высокий уровень (4 балла)

Итого

Практ. умения и навыки

Владение спец. оборудованием

Творчество и мастерство

Умение пользоваться источниками информ.

Умение осуществлять учебно-исследов. деят.

Умение самост. планировать

Умение работать в команде

1

2

3

Рис 1. Шаблон таблицы промежуточной аттестации

Итоговая аттестация проводится в форме педагогического наблюдения  оценивание компетенций учащихся по критериям; оценка подготовки и защиты проекта по критериям с заполнением итоговой таблицы аттестации.

Критерии оценки проектов:

Наименование

Критерий

Проект 

Низкий уровень (1 балл)

Средний уровень (2-3 балла)

Высокий уровень (4 балла)

Оригинальность  и качество решения – Проект уникален и продемонстрировал творческое мышление участников. Проект хорошо продуман и имеет концепцию.

Исследование и отчет- Команда продемонстрировала высокую степень изученности проекта., сумела четко и ясно сформулировать результаты исследования

Зрелищность – Проект имел восторженные отзывы, смог заинтересовать на его дальнейшее изучение

Программирование и инженерное решение 

Низкий уровень (1 балл)

Средний уровень (2-3 балла)

Высокий уровень (4 балла)

Сложность – Трудоемкость, многообразие используемых функций

Понимание технической части – Команда продемонстрировала свою компетентность, сумела четко и ясно объяснить, как их проект работает.

Инженерное решение – В конструкции проекта использовались хорошие инженерные концепции.

Эстетичность – Проект имеет хороший внешний вид. Команда сделала все возможное чтобы проект выглядел профессионально 

Презентация

Низкий уровень (1 балл)

Средний уровень (2-3 балла)

Высокий уровень (4 балла) 

Навыки общения и аргументация – Участники смогли рассказать, о чем их проект, и объяснить, как он работает, и почему они его решили сделать.

Скорость мышления – Участники команды с легкостью ответили на вопросы, касающиеся их проекта.

Командная работа

Низкий уровень (1 балл)

Средний уровень (2-3 балла)

Высокий уровень (4 балла)

Уровень понимания проекта – Участники продемонстрировали, что все члены команды имеют одинаковый уровень знаний о проекте.

Сплоченность коллектива – Команда продемонстрировала, что все участники коллектива сыграли важную роль в создании и презентации проекта

Командный дух – Все члены команды проявили энтузиазм и заинтересованность в презентации проекта.

        2.5 Методические материалы

Методы обучения и воспитания

Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; дискуссионный, проектный и др.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.

Формы организации учебного занятия

беседа, выставка, защита проектов, игра, конкурс, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, презентация, соревнование.

Педагогические технологии

технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология

проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, технология решения изобретательских задач

Дидактические материалы

VI. Список литературы

Литература для педагога

  1. Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6 классов\ Д. Г.

Копосов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 – 292 с.

  1. Блог-сообщество   любителей   роботов   Лего   с   примерами   программ

[Электронный ресурс] / URL: http://nnxt.blogspot.ru/2010/11/blog-post_21.html

  1. Лабораторные  практикумы  по  программированию  [Электронный  ресурс]  /

URL: http://www.edu.holit.ua/index.php?option=com_content&view= category&layout=blog&id=72&Itemid=159=ru

  1. Образовательная программа «Введение в конструирование роботов» и графический язык программирования роботов [Электронный ресурс] / URL:
  1. Примеры конструкторов и программ к ним [Электронный ресурс] / Режим

доступа: http://www.nxtprograms.com/index2.html

6.        Программы        для        робота        [Электронный        ресурс]        /        Режим

доступа:  http://service.Лего.com/en-us/helptopics/?questionid=2655

  1. Учебник по программированию роботов (wiki) [Электронный ресурс] / Режим

доступа:

  1. «Робототехника  для  детей  и  их  родителей».  Книга  для  учителя.  С.А.

Филиппов, - 263 с., ил., Руководство пользователя ЛЕГОMINDSTORMS EV3, - 64 стр., илл.

Литература для обучающихся

  1.  Белиовская, Л. Г. Узнайте, как программировать на LabVIEW[Текст] / Л. Г. Белиовская – М.: ДМК Пресс, 2014.
  2.  Основы робототехники: учеб. пособие /А.А.Иванов; НГТУим. Р.Е. Алексеева. Нижний Новгород, 2011. –200с.
  3. Первый шаг в робототехнику  :  практикум для 5-6 классов  /  Д. Г. Колосов. — М.  :  БИНОМ.  Лаборатория  знаний, 2012. — 286 с.  :  ил.,  [4] с.  цв.  Вкл.
  4. Предко, М. 123 Эксперимента по робототехнике [Текст] / М. Предко. – М.: НТ Пресс, 2007.
  5. Филиппов, С. Уроки робототехники. Конструкция. Движение. Управление [Текст] / С. Филиппов. – М.: Лаборатория знаний, 2017.
  6. Филиппов, С.А. Робототехника для детей и родителей [Текст] / С. Филиппов. – СПб.: Наука, 2013. – 319 с.

Литература для родителей

1. Богданова, Д.А. Социальные роботы и дети / Д.А. Богданова // Информатика и образование. ИНФО. - 2018. - № 4. - С. 56-60.

2. Гриншкун, Вадим Валерьевич. Новое образование для информационных и технологических революций / В.В. Гриншкун, Г.А. Краснова // Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия "Информатизация образования". - 2017. - № 2. - С. 131-139.

3  Сафиулина, О.А. Образовательная робототехника как средство формирования инженерного мышления учащихся / О.А. Сафиулина // Педагогическая информатика. - 2016. - № 4. - С. 32-36.

Ресурсы интернета

1. mindstorms.lego.com

2. prorobot.ru

3. https://codewards.ru/hourofcode

4. https://studio.code.org/

5. https://piktomir.ru/

6. https://code.org/minecraft

7. https://www.tinkercad.com/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Календарный учебный график  

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол- во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1 ПОЛУГОДИЕ – 16 недель

16 ч

Тема 1. Введение в робототехнику. (1ч)

1

01

10

15.00- 15.45

Лекция

1 час

Что такое "Робот". Виды, значение в современном мире, основные направления применения. Состав конструктора, правила работы, техника безопасности.

МОАУ СОШ №1

Опрос, беседа

Тема 2. Знакомство с роботами LEGO Mindstorm EV3. (5ч)

2

01

14

15.00- 15.45

Лекция

1 час

Проект. Этапы создания проекта. Оформление проекта.

МОАУ СОШ №1

Опрос, беседа

3

01

17

15.00- 15.45

Лекция

1 час

Правила техники безопасности при работе с роботами-конструкторами. Правила обращения с роботами. Основные механические детали конструктора. Их название и назначение.

МОАУ СОШ №1

Опрос, беседа

4

01

21

15.00- 15.45

Лекция, практика

1 час

Ознакомление с визуальной средой программирования Lab VIEW. Интерфейс. Основные блоки.

МОАУ СОШ №1

Наблюдение, беседа

5

01

24

15.00- 15.45

Практика

1 час

Обзор модуля EV3. Экран, кнопки управления, индикатор состояния, порты.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания

6

01

28

15.00- 15.45

Практика

1 час

Обзор модуля EV3. Экран, кнопки управления, индикатор состояния, порты.

МОАУ СОШ №1

Промежуточная аттестация

Тема 3.Датчики LEGO и их параметры.(9ч)

7

01

31

15.00- 15.45

Лекция, практика

1 час

Обзор сервомоторов EV3, их характеристика.

МОАУ СОШ №1

Наблюдение, беседа

8

02

04

15.00- 15.45

Практика

1 час

Сравнение основных показателей(обороты в минуту, крутящий момент, точность).

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания

9

02

07

15.00- 15.45

Практика

1 час

Обзор датчика касания. Устройство, режимы работы.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания

10

02

11

15.00- 15.45

Лекция, практика

1 час

Обзор гироскопического датчика. Устройство, режимы работы.

МОАУ СОШ №1

Наблюдение, беседа

11

02

14

15.00- 15.45

Практика

1 час

Обзор датчика света. Устройство, режимы работы.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания

12

02

18

15.00- 15.45

Практика

1 час

Обзор гироскопического датчика. Обзор датчика света. Устройство, режимы работы.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания

13

02

21

15.00- 15.45

Лекция, практика

1 час

Обзор ультразвукового датчика. Устройство, режимы работы.

МОАУ СОШ №1

Наблюдение, беседа

14

02

25

15.00- 15.45

Практика

1 час

Обзор ультразвукового датчика. Устройство, режимы работы.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания

15

02

28

15.00- 15.45

Практика

1 час

Проверочная работа на тему: "Характеристики и режимы работы активных компонентов".

МОАУ СОШ №1

Промежуточная аттестация

Тема 4. Основы программирования и компьютерной логики(23ч)

16

03

04

15.00- 15.45

Практика

1 час

Ознакомление c тренажером Кодвардс

МОАУ СОШ №1

Работа на тренажере

17

03

07

15.00- 15.45

Практика

1 час

Ознакомление c тренажером Кодвардс

МОАУ СОШ №1

Работа на тренажере

18

03

11

15.00- 15.45

Практика

Ознакомление c тренажером Кодвардс

МОАУ СОШ №1

Работа на тренажере

19

03

14

15.00- 15.45

Практика

1 час

Ознакомление с тренажером  code.org

МОАУ СОШ №1

Работа на тренажере

20

03

18

15.00- 15.45

Практика

1 час

Ознакомление с тренажером  code.org

МОАУ СОШ №1

Работа на тренажере

21

03

21

15.00- 15.45

Практика

1 час

Ознакомление с тренажером  code.org

МОАУ СОШ №1

Работа на тренажере

22

03

25

15.00- 15.45

Практика

1 час

Ознакомление с тренажером   https://code.org/minecraft

МОАУ СОШ №1

Работа на тренажере

23

03

28

15.00- 15.45

Практика

1 час

Ознакомление с тренажером   https://code.org/minecraft

МОАУ СОШ №1

Работа на тренажере

24

04

01

15.00- 15.45

Практика

1 час

Ознакомление с тренажером   https://code.org/minecraft

МОАУ СОШ №1

Работа на тренажере

25

04

04

15.00- 15.45

Практика

1 час

Ознакомление с тренажером  Пиктомир

МОАУ СОШ №1

Работа на тренажере

26

04

08

15.00- 15.45

Практика

1 час

Ознакомление с тренажером  Пиктомир

МОАУ СОШ №1

Работа на тренажере

27

04

11

15.00- 15.45

Практика

1 час

Ознакомление с тренажером  Пиктомир

МОАУ СОШ №1

Работа на тренажере

28

04

15

15.00- 15.45

Практика

1 час

Ознакомление с тренажером  Тinkercad

МОАУ СОШ №1

Работа на тренажере

29

04

18

15.00- 15.45

Практика

1 час

Ознакомление с тренажером  Тinkercad

МОАУ СОШ №1

Работа на тренажере

30

04

22

15.00- 15.45

Практика

1 час

Ознакомление с тренажером  Тinkercad

МОАУ СОШ №1

Работа на тренажере

31

04

25

15.00- 15.45

Практика

1 час

Среда программирования модуля. Создание программы. Удаление блоков.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

32

04

29

15.00- 15.45

Практика

1 час

Выполнение программы. Сохранение и открытие программы.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

33

05

02

15.00- 15.45

Практика

1 час

Программные блоки  и  палитры программирования. Страница аппаратных  средств. 

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

34

05

06

15.00- 15.45

Практика

1 час

Редактор контента. Инструменты. Устранение неполадок. Перезапуск модуля

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

35

05

13

15.00- 15.45

Практика

1 час

Моторы. Программирование движений по различным траекториям. 

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

36

05

16

15.00- 15.45

Практика

1 час

Работа с подсветкой, экраном и звуком. Работа с экраном.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

37

05

20

15.00- 15.45

Практика

1 час

Программные структуры. Структура Ожидание. Структура Цикл.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

38

05

23

15.00- 15.45

Практика

1 час

Программные структуры. Структура Цикл.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

Тема 5. RobotEducator, основные возможности. (24ч)

39

05

27

15.00- 15.45

Лекция, практика

1 час

Сборка модели робота по инструкции. Основные механические детали конструктора и их назначение.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

40

05

30

15.00- 15.45

Практика

1 час

Сборка модели робота по инструкции.

МОАУ СОШ №1

Промежуточная аттестация

41

09

02

15.00- 15.45

Практика

1 час

Сборка модели робота по инструкции.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

42

09

05

15.00- 15.45

Практика

1 час

Сборка модели робота по инструкции.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

43

09

09

15.00- 15.45

Практика

1 час

Сборка модели робота по инструкции.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

44

09

12

15.00- 15.45

Практика

1 час

Сборка модели робота по инструкции.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

45

09

16

15.00- 15.45

Практика

1 час

Сборка модели робота по инструкции.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

46

09

19

15.00- 15.45

Практика

1 час

Сборка модели робота по инструкции.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

47

09

23

15.00- 15.45

Лекция, практика

1 час

Движения по прямой траектории. Точные повороты.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

48

09

26

15.00- 15.45

Практика

1 час

Движения по прямой траектории. Точные повороты.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

49

09

30

15.00- 15.45

Практика

1 час

Движения по прямой траектории. Точные повороты.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

50

10

03

15.00- 15.45

Практика

1 час

Движения по прямой траектории. Точные повороты.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

51

10

07

15.00- 15.45

Практика

1 час

Движения по прямой траектории. Точные повороты.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

52

10

10

15.00- 15.45

Практика

1 час

Движения по прямой траектории. Точные повороты.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

53

10

14

15.00- 15.45

Практика

1 час

Движения по прямой траектории. Точные повороты.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

54

10

17

15.00- 15.45

Практика

1 час

Движения по прямой траектории. Точные повороты.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

55

10

21

15.00- 15.45

Лекция, практика

1 час

Движения по кривой траектории. Расчёт длинны пути для каждого колеса при повороте с заданным радиусом и углом.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

56

10

24

15.00- 15.45

Практика

1 час

Движения по кривой траектории. Расчёт длинны пути для каждого колеса при повороте с заданным радиусом и углом.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

57

10

28

15.00- 15.45

Практика

1 час

Движения по кривой траектории. Расчёт длинны пути для каждого колеса при повороте с заданным радиусом и углом.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

58

10

31

15.00- 15.45

Практика

1 час

Движения по кривой траектории. Расчёт длинны пути для каждого колеса при повороте с заданным радиусом и углом.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

59

11

04

15.00- 15.45

Практика

1 час

Движения по кривой траектории. Расчёт длинны пути для каждого колеса при повороте с заданным радиусом и углом.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

60

11

07

15.00- 15.45

Практика

1 час

Движения по кривой траектории. Расчёт длинны пути для каждого колеса при повороте с заданным радиусом и углом.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

61

11

11

15.00- 15.45

Практика

1 час

Движения по кривой траектории. Расчёт длинны пути для каждого колеса при повороте с заданным радиусом и углом.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

62

11

14

15.00- 15.45

Практика

1 час

Движения по кривой траектории. Расчёт длинны пути для каждого колеса при повороте с заданным радиусом и углом.

МОАУ СОШ №1

Промежуточная аттестация

Тема 6. Творческие проектные работы и соревнования(10ч)

63

11

18

15.00- 15.45

Практикум

1 час

Механика механизмов и машин. Виды соединений и передачи их свойства.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

64

11

21

15.00- 15.45

Практикум

1 час

Механика механизмов и машин. Виды соединений и передачи их свойства.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

65

11

25

15.00- 15.45

Практикум

1 час

Захват и освобождение "Кубойда

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

66

11

28

15.00- 15.45

Практикум

1 час

Захват и освобождение "Кубойда". Механика механизмов и машин. Виды соединений и передачи их свойства.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

67

12

02

15.00- 15.45

Практикум

1 час

"Бот-внедорожник"

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

68

12

05

15.00- 15.45

Практикум

1 час

Конструирование собственной модели робота.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

69

12

09

15.00- 15.45

Практикум

1 час

Конструирование собственной модели робота.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

70

12

12

15.00- 15.45

Практикум

1 час

Соревнования по Кегельрингу Конструирование собственной модели робота.

МОАУ СОШ №1

Выполнение задания кейса

71

12

16

15.00- 15.45

Практикум

1 час

Соревнования по Кегельрингу Зачет времени и количества ошибок

МОАУ СОШ №1

Итоговая аттестация

72

12

19

15.00- 15.45

Беседа,

1 час

Итоговое занятие

МОАУ СОШ №1

Презентация

Приложение 2

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности Оцениваемого качества

Возможное

кол-во баллов

Методы диагностик

I. Теоретическая подготовка ребенка:

1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям;

минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);

средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);

максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).

 1-3

4-7

8-10

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др

2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);

средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);

максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

1-3

4-7

8-10

Собеседование

II. Практическая под готовка ребенка:

1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

  • минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);
  • средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2);
  • максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период).

1-3

4-7

8-10

Контрольные задания

2.Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

  • минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);
  • средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);
  • максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей).

1-3

4-7

8-10

Контрольные задания

3.Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

  • начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);
  • репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества)

1-3

4-7

8-10

Контрольные задания

III. Общеучебные умения и навыки ребенка:

1. Учебно-интеллектуальные умения:

1.1 Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1-3

4-7

8-10

Наблюдение,  анализ способов деятельности детей,  их учебно-исследовательских работ

1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с компьютерными источниками информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

средний уровень (работает с компьютерными источниками информации с помощью педагога или родителей)

максимальный уровень (работает с компьютерными источниками информации самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1-3

4-7

8-10

Наблюдение,  анализ способов деятельности детей,  их учебно-исследовательских работ

1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при выполнении самостоятельной работы, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

средний уровень (выполнение самостоятельной работы с помощью педагога или родителей)

максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1-3

4-7

8-10

Наблюдение,  анализ способов деятельности учащегося,  его учебно-исследовательских работ

2. Учебно-коммуникативные умения:

  1. Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения в восприятия информации, идущей от педагога, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

средний уровень (воспринимает информацию с помощью педагога или родителей)

максимальный уровень (в восприятии информации, идущей от педагога, не испытывает особых трудностей)

1-3

4-7

8-10

Наблюдение,  анализ способов деятельности учащегося  

  1.  Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации

минимальный уровень умений (…)

средний уровень (…)

максимальный уровень (…)

1-3

4-7

8-10

2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств

минимальный уровень умений (…)

средний уровень (…)

максимальный уровень (…)

1-3

4-7

8-10

3. Учебно-организационные умения и навыки:

3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

минимальный уровень умений (…)

средний уровень (…)

максимальный уровень (…)

1-3

4-7

8-10

Наблюдение

3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

минимальный уровень умений (…)

средний уровень (…)

максимальный уровень (…)

1-3

4-7

8-10

Наблюдение, собеседование

3.3. Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

удовл.-хорошо-отлично

1-3

4-7

8-10

Наблюдение, практическая работа

Приложение 3

Мониторинг развития личности учащихся в системе дополнительного образования

Параметры

Критерии

Степень выраженности качества (оценивается педагогом в процессе наблюдения за учебно-практической деятельностью ребенка и ее результатами)

Баллы

Мотивация

Выраженность интереса к занятиям

Интерес практически не обнаруживается

1

Интерес возникает лишь к новому материалу

2

Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения

3

Устойчивый учебно-познавательный интерес, но он не выходит за пределы изучаемого материала

4

Проявляет постоянный интерес и творческое отношение к предмету, стремится получить дополнительную информацию

5

Самооценка

Самооценка деятельности на занятиях

Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя

1

Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь то, знает он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия

2

Может с помощью учителя оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных ему способов действий

3

Может самостоятельно оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных способов действия

4

Нравственно-этические установки

Ориентация на общепринятые моральные нормы и их выполнение в поведении

Часто нарушает общепринятые нормы и правила поведения

1

Допускает нарушения общепринятых норм и правил поведения

2

Недостаточно осознает правила и нормы поведения, но в основном их выполняет

3

Осознает моральные нормы и правила поведения в социуме, но иногда частично их нарушает

4

Всегда следует общепринятым нормам и правилам поведения, осознанно их принимает

5

Познавательная сфера

Уровень развития познавательной активности, самостоятельности

Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, любознательность не проявляется

1

Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок

2

Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах, находит новые способы решения заданий

3

Регулятивная сфера

Произвольность деятельности

Деятельность хаотичная, непродуманная, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь малоэффективна

1

Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке

2

Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца

3

Уровень развития контроля

Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок

1

Контроль носит случайный непроизвольный характер; заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий

2

Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их

3

При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок

4

Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы

5

Коммуникативная сфера

Способность к сотрудничеству

В совместной деятельности не пытается договориться, не может прийти к согласию, настаивает на своем, конфликтует или игнорирует других

1

Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию и слушать партнера

2

Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и парная работа; дискуссии; коллективное решение учебных задач)

3

Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентируется на партнера по общению, умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь

4

Приложение 4

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения умений и усвоения знаний по программе Робототехника

Комплект контрольно-оценочных средств позволяет оценивать:

Общие и профессиональные компетенции

Основные показатели оценки результатов

Средства контроля

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- демонстрация интереса к будущей профессии

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области разработки программного обеспечения;

- оценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач;

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области разработки программного обеспечения и баз данных;

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников, включая электронные

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- использовать в работе автоматизированные программные и аппаратные комплексы.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения

- демонстрация позитивных коммуникативных навыков и социальной адаптации

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- организация самостоятельных занятий при изучении профессиональной дисциплины

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

- анализ инноваций в области разработки программного обеспечения и разработки баз данных;

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ПК 1.5. Осуществлять оптимизацию программного кода модуля.

- выбор приемов оптимизации исходного кода.

Выполнение и защита лабораторных и практических работ

ПК 3.2. Выполнять интеграцию модулей в программную среду

- программирование технических средств компонентов робототехнических устройств.

Выполнение и защита лабораторных и практических работ

ПК 3.5. Производить инспектирование компонент программного продукта на предмет соответствия стандартам кодирования.

- подключать и программировать реакцию робота на датчики

Выполнение и защита лабораторных и практических работ

2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки

результатов

Умения:

 программировать движение робота;

- умение писать программы, используя языки программирования высокого уровня;

- умение использовать различные операторы языка программирования для построения программ.

- умение работать в различных средах программирования.

-умение логически выстаивать структуру программы

 подключать и программировать реакцию робота на датчики.

- умение осуществлять сборку конструкций на базе Arduino по заданным функциональным требованиям;

- умение строить программы, в которых отсутствует избыточность кода.

Знания

 назначение конструкционных и электронных деталей робототехнических конструкторов

Знает конструкционные и электронные детали конструктора, свободно владеет информацией по сборке электронных компонентов

 особенности типовых моделей роботов

Знает назначение и принципы работы центрального управляющего блока и электромеханических приводов

 основные виды заданий, выполняемых программируемыми роботами;

Знает назначение и принципы работы датчиков и электронных компонентов робототехнического конструктора

Материалы проверки и оценки знаний и умений

Тестовые задания текущего контроля

1) Какая операционная система стоит на модуле EV3?

а) Windows

б) MacOC

в) Linux

г) MsDOS

2) Укажите шину, отвечающую за передачу данных между устройствами?

а) Шина данных

б) Шина адреса

в) Шина управления

3) поименованная, либо адресуемая иным способом область памяти, адрес которой можно использовать для осуществления доступа к данным и изменять значение в ходе выполнения программы – это…

а) константа

б) логическая операция

в) цикл

г) переменная

4) Какое расстояние обнаружения у ультразвукового датчика?

а) 3 - 250 см

б) 3 - 250 дм

в) 500 см

г) 1 см - 1 м

5) Какой датчик EV3 является аналоговым?

а) датчик цвета

б) гироскопический датчик

в) датчик касания

г) ультразвуковой датчик

Д) инфракрасный датчик и маяк

6) Перечислите, в каких программных средах отсутствует блок оператора ЦИКЛ?

а) EV3

б) Lego We Do

в) Digital Designer

г) RobotC

7) Какой блок мы будем использовать для принятия решения в динамическом процессе на основе информации датчика?

а) цикл

б) переключатель

в) переменная

г) случайное значение

8) Машины управляющие рабочими или энергетическими машинами, которые способны изменять программу своих действий в зависимости от состояния окружающей среды:

а) Энергетические машины

б) Информационные машины

в) Кибернетические машины

г) Рабочие машины

9) Если вы создаете программы, когда модуль EV3 не подключен к компьютеру, программное обеспечение назначит датчикам порты по умолчанию. К какому порту будет подключаться датчик касания?

а) 1

б) 2

в) 3

г)

10) На сегодняшний день разрабатываются роботы четвертого поколения, например главной особенностью роботов третьего поколения является умение «видеть», то есть воспринимать световые сигналы и разбираться в цветах. Какая важная особенность появляется у роботов четвертого поколения?

а) Распознание звука, выполнение голосовых команд

б) Адаптация, приспособление к окружающему миру

в) Осязание: распознание прикосновения, тепла.

Г) Умение летать, находиться в условиях недоступных для человека

11) Впервые понятие «искусственный интеллект» было высказано Джоном Маккарти на конференции в Дартмутском университете в середине…

а) 40-ых

б) 50-ых

в) 60-ых

г) 70-ых

12) В центральном блоке EV3 имеется…

а) 5 выходных и 4 входных порта

б) 5 входных и 4 выходных порта

в) 4 входных и 4 выходных порта

г) 3 выходных и 3 входных порта

13) На какой картинке изображена фрикционная передача?

t1589444668aa.gif а.

t1589444668ab.gif в.

t1589444668ac.png б.

г.t1589444668ad.png

Итоговый контроль по результатам освоения обучающимися учебной дисциплины проводится в форме дифференцированного зачета.

Перечень вопросов для подготовки к дифференцированному зачету

1. История развития робототехники.

2. Эволюция понятия робот

3. Законы робототехники.

4. Классификации роботов.

5. Современные технологии в робототехнике.

6. Основы робототехники, базирующиеся на механике, электронике и информатике.

7. Понятие информации.

8. Понятие энергии.

9. Понятие системы.

10. Понятие информационной модели.

11. Понятие алгоритма.

12. Простые механизмы и их применение.

13. Передаточные механизмы.

14. Разновидности ременных и зубчатых передач.

15. Червячная передача и ее свойства.

16. Двигатели постоянного тока.

17. Пошаговые двигатели.

18. Преобразование электрической энергии в механическую.

19. Электроника в робототехнике.

20. Восприятие информации человеком и роботом.

21. Системный подход в моделировании.

22. Информационные модели и системы.

23. Классификация информационных моделей.

24. Моделирование как метод познания. Формализация.

25. Системный подход к проектированию и разработке информационных технологий в робототехнике.

26. Конструкция. Основные свойства конструкции при ее построении.

27. Базовые конструкторы в образовательной робототехнике.

28. Базовые конструкции.

29. Микрокомпьютер NXT.

30. Описание и назначение датчиков LEGO Mindstorms NXT 2.0

31. Особенности работы сервоприводов.

32. Автономное программирование.

33. Демонстрация мобильного робота с использованием базовых датчиков. 34. Графический язык программирования и реализация в нем конструкции линейного алгоритма.

35. Графический язык программирования и реализация в нем алгоритмической конструкции ветвление.

36. Графический язык программирования и реализация в нем алгоритмической конструкции цикла с постусловием.

37. Графический язык программирования и реализация в нем алгоритмической конструкции цикла с предусловием.

38. Графический язык программирования и реализация в нем алгоритмической конструкции цикла со счетчиком.

39. Разработка и тестирование алгоритмов.

40. Описание блоков автономного алгоритма.

41. Алгоритмы и исполнители.

42. Понятие программы.

43. Обзор современных систем программирования мобильных роботов.

44. Классификация программного обеспечения.

45. Интерфейс и особенности программирования в среде NXT-G.

46. Интерфейс и особенности программирования в среде RoboLab.

47. Интерфейс и особенности программирования в среде RobotC.

48. Запуск и отладка программы.

49. Мобильный робот с автономным управлением. Изменение передаточного отношения.

50. Требования к мобильным роботам на международных конкурсах.

51. Маятник Капицы. Принцип работы

52. Использование простых механизмов в робототехнике.

53. Использование датчиков мобильного робота для анализа условий окружающей среды. Освещенность.

54. Использование датчиков мобильного робота для анализа условий окружающей среды. Цвет.

55. Использование датчиков мобильного робота для анализа условий окружающей среды. Расстояние.

56. Использование датчиков мобильного робота для анализа условий окружающей среды. Касание.

57. Способы вывода данных.

58. Цветовая дифференциация. Особенности реализации цветовой дифференциации в робототехнике.

59. Вариативное использование датчиков для решения задачи прохождения лабиринта.

60. Реализация задач движения по линии в различных программных средах (черная линия, цветная линия, инверсная линия, прерывающаяся линия

5. Материалы проверки и оценки знаний и умений

5.1 Критерии оценки

Теоретическое задание

Процент результативности (правильных ответов), %

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

85 100

5

отлично

70 - 84

4

хорошо

50 - 69

3

удовлетворительно

менее 50

2

неудовлетворительно

Практическое задание

Выполнение 85 - 100

5

отлично

Выполнение 70 -85

4

хорошо

Выполнение 50 – 70

3

удовлетворительно

Выполнение менее 50 задания

2

неудовлетворительно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Технический дизайн древесины»

Пояснительная записка На Руси обработка древесины всегда была спутницей деревянной архитектуры. Дерево было самым доступным материалом, а по – особому обработанная древесина придавала дерев...

Информация о технической направленности МКУДО «ДДТ» (программы технического творчества и профессиональной подготовки учащихся)

Информация о технической направленности МКУДО «ДДТ» (программы технического творчества и профессиональной подготовки учащихся)...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Начальное техническое моделирование для малышей»(начальн.62часа),Титова Е.В.2021-2022 уч.год

Дополнительная общеразвивающая программатехнической направленности«Начальное техническое моделированиедля малышей» Возраст обучающихся: 5 – 7 лет Срок реализации: 1 год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Офисные программы»

Дополнительная общеразвивающая программа «Офисные программы» имеет техническую направленность, отвечает образовательным запросам учащихся и ориентирована на практическое освоение технологи...