Функциональная грамотность на уроках информатики
методическая разработка по информатике и икт (9 класс)

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Создание таблиц

5 класс

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Цели деятельности педагога

Создание условий для формирования навыков структурирования информации

Образовательные источники
и ресурсы

Л.Л.Босова. Информатика 5 класс.

Методы и формы обучения

Беседа, анализ, синтез, решение контекстных задач

Индивидуальная (И), фронтальная (Ф), групповая(Г), парная(П), взаимопроверка(В), самопроверка(С)

Основные понятия

Таблица, строки, столбцы, форматирование таблицы, поиск информации, ответы на вопросы

Планируемые результаты

Предметные знания и умения

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научиться создавать таблицы путем структурирования информации

Видеть задачу в контексте проблемной ситуации и в окружающей жизни

Проявлять интерес к изучению темы, желание применить приобретенные знания и умения, ответственное отношение к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию

Организационная структура урока

Создание и форматирование таблиц

Этапы урока

Дидактическая задача этапа

Деятельность учителя

Форма работы

Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности (организационный момент)

5 минут

Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне

-Доброе утро, ребята! (Компьютерная презентация)

Начинаем урок математики. Проверьте всё ли подготовили к уроку.

Сегодня на уроке будет как всегда интересно и вы обретете быстрые способы решения задач из жизни.

Нарисуйте, пожалуйста,  на полях в своей тетради смайлик, отразив своё настроение:

И

Ф

Приветствуют учителя.

Дежурные отмечают присутствие на уроке

Активное слушание, взаимодействие с учителем.

Напомните тему предыдущего урока. Проверим домашнюю работу по образцу (Презентация)

И

Ф

Проверяем параграф 9

Актуализация знаний

5 минут

Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Давайте выполним разминку для мозга.

(слайд 2)

И

Ф

Выполняют указанные действия устно.

Осуществляют самопроверку по готовому образцу

Каждый день мы сталкиваемся с проблемой «Как найти нужную информацию?»

Отвечают на вопросы учителя.

Работаем с ЭТ видео уроков, задания 51-55 у доски

Постановка учебных задач

2 минуты

Обсуждение затруднений

Корректирует ответы обучающихся

-Как вы думаете, что же мы сегодня будем изучать?

–Сформулируйте тему урока.

– Сформулируйте задачи сегодняшнего урока

Ф

Озвучивают тему урока.

Отвечают на вопросы.

С помощью учителя формулируют задачи урока

Записывают число, классная работа

Построение проекта выхода из затруднения
(«открытие» детьми нового знания)
5 минут

Обсуждение проекта решения задачи

Рассказ учителя: 1) создание таблицы; 2) форматирование таблицы; 3) ответы на вопросы

И–Ф

Обобщают результаты работы. Садимся за ПК, повторили ТБ.

Первичное закрепление

10 минут

Проговаривание нового знания

Презентация, создаем таблицу (обращаем внимание на строки и столбцы)

И-Ф

Работа за ПК.

Физкультурная пауза 3 минуты (слайд 7) (проводят дежурные)

Первичное закрепление

10 минут

Проговаривание нового знания

Презентация, создаем таблицу (обращаем внимание на строки и столбцы). Форматируем таблицу

 

Г

Выполняют задание.

Информация о домашнем
задании

2 минуты

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

По ходу выполнения заданий на уроке обращает внимание обучающихся на номера домашнего задания (слайд 12)

§ 24. №646, 648, задача «Путешествие по городам»

И

Обращают внимание на домашние задания. Задают вопросы.

Подведение
итогов

2 минуты

Анализ и оценка успешности выполнения задач урока

(Слайд 13)

Интересные места Выксы, давайте структурируем эту информацию.

Ф

Отвечают на вопросы.

Принимают участие в оценке работы всего класса и отдельных учащихся

Рефлексия

1 минута

Выяснение отношения обучающихся к прошедшему уроку

Мы с вами вместе хорошо поработали на уроке, но каждый должен проанализировать и оценить насколько хорошо он лично сам продвинулся в изучении данной темы. Ответьте на вопросы в  листах  самооценки

и оцените свою работу на уроке, поставив плюс в правом столбце таблицы

Изобразите свое настроение смайликом

И

Заполняют лист самоконтроля



Предварительный просмотр:

Решение задач по теме «Площадь(геометрия), составление линейных алгоритмов и их программирование»

Тип урока

Урок отработки умений и рефлексии

Цели деятельности педагога

Тренировка навыка использования новых и знакомых формул для решения задач на нахождение площадей при решении контекстных задач с помощью компьютера.  Обобщение и систематизация знаний по теме: «Площади многоугольников».

Образовательные источники
и ресурсы

Л.Л.Босова. Информатика 8 класс. Глава 3 «Начала программирования»

Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. Геометрия 7-9 классы, Издательство «Просвещение», 2018

Методы и формы обучения

Беседа, анализ, синтез, решение контекстных задач

Индивидуальная (И), фронтальная (Ф), групповая(Г), парная(П), взаимопроверка(В), самопроверка(С)

Основные понятия

Площадь, формулы площадей многоугольников, языки программирования для написания кодов для нахождения площадей

Планируемые результаты

Предметные знания и умения

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научиться решать контекстные задачи, владеть понятийным аппаратом, уметь работать геометрическим текстом, программировать, запускать программы и находить ответы.

Видеть задачу в контексте проблемной ситуации и в окружающей жизни

Проявлять интерес к изучению темы, желание применить приобретенные знания и умения на практике, ответственное отношение к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию

Организационная структура урока

Этапы урока

Дидактическая задача этапа

Деятельность учителя

Форма работы

Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности (организационный момент)

5 минут

Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне

-Доброе день, ребята! (компьютерная презентация)

Начинаем урок информатики на основе данных по геометрии.

Сегодня на уроке будет как всегда интересно и вы обретете новые способы решения задач из жизни.

Нарисуйте, пожалуйста,  на полях в своей тетради смайлик, отразив своё настроение:

И

Ф

Приветствуют учителя.

Дежурные отмечают присутствие на уроке

Активное слушание, взаимодействие с учителем.

Напомните тему предыдущего урока. Проверим ДЗ – стр.

И

Ф

Проверяют работу, исправляют ошибки (если есть), обосновывая каждую ошибку.

Сдают тетради на проверку учителю, получают взамен другие тетради

Актуализация знаний

5 минут

Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

И

Ф

Выполняют указанные действия устно  на интерактивной доске.

Рассмотрим задачу. Закупка окон Давайте попробуем разрешить данную проблему вместе

Пожалуйста, прочитайте задачу на слайде. Какие вопросы к этой задаче вы бы могли поставить?

 

Читают условие задачи, выдвигают гипотезы.

Анализируют пройденный материал с тексом задачи.

Постановка учебных задач

2 минуты

Выявление границ собственного знания - незнания

Корректирует ответы обучающихся

Интересна ли она вам? Почему?

Возникло ли у вас желание решить эту задачу?

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?  Какую учебную задачу мы поставим сегодня на уроке перед собой?

Ф

Озвучивают тему урока.

Отвечают на вопросы.

формулируют задачи урока

Построение проекта коррекции выявленных затруднений

(3 минуты)

Обсуждение алгоритма решения задачи

Ответим на поставленные вами вопросы к задаче, работая в парах.  

Какими фигурами представлены окна?

В каких единицах представлены размеры окон? В 1 м = 100? мм

Какие знания нам необходимы для ответа на вопросы?

Проговорите алгоритм решения задачи

П–Ф

Выполняют вычисления по поставленным вопросам. 1 пара работает у доски на обратной стороне

Корректируют подсчеты.

Составляют алгоритм решения

Делают записи в тетради

Реализация построенного проекта

10 минут

Реализация алгоритма

Ответьте на другие вопросы к этой же задаче.

Проверьте решение на доске

П-Ф

1 пара работает у доски на обратной стороне

Корректируют подсчеты.

Делают записи в тетради

Физкультурная пауза 3 минуты (слайд 6) (проводят дежурные)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

10 минут

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет

Садимся за компьютеры, заполняем тетрадь по технике безопасности, открываем среду языка программирования, вводим текст программы и запускаем.

Г

Выполняют задание, получаем результаты и анализируем, проверяем

Информация о домашнем
задании

2 минуты

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

По ходу выполнения заданий на уроке обращает внимание обучающихся на домашнее задание (слайд 8)

И

Обращают внимание на домашние задания. Задают вопросы.

Подведение
итогов

2 минуты

Анализ и оценка успешности выполнения задач урока

Где в окружающей жизни может встретиться умение находить площадь фигуры?

По словам математика Александрова можно ли сказать, что весь окружающий нас мир – это мир геометрии? Зачем нам компьютер  для решения таких задач?  (Слайд 9)

Как вы сегодня поработали?

Поблагодарите друг друга за сотрудничество

Ф

Отвечают на вопросы.

Принимают участие в оценке работы всего класса и отдельных учащихся

Рефлексия

1 минута

Выяснение отношения обучающихся к прошедшему уроку

Мы с вами вместе хорошо поработали на уроке, но каждый должен проанализировать и оценить насколько хорошо он лично сам продвинулся в изучении данной темы. Ответьте на вопросы в  листах  самооценки

и оцените свою работу на уроке, поставив плюс в правом столбце таблицы (слайд 10)

Изобразите свое настроение смайликом

И

Заполняют лист самоконтроля

Благодарят одноклассников за сотрудничество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Функциональная грамотность на уроках информатики

Функциональная грамотность на уроках информатики...

Фрагмент урока Функциональная грамотность на уроке информатики

формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирование умений управлять своей учебной деятельностью; формирование ...

Функциональная грамотность на уроках информатики

Данный урок разработан для детей 8 класса, изучающих Pascal. Здесь рассматривается задача, связанная с функциональной грамотностью. В данной задаче детям предстоит помочь их другу (вымышленному конечн...

Формирование функциональной грамотности на уроках информатики.

Использование активных форм и методов обучения на уроках информатики....

Компетентностно-ориентированные задания для формирования функциональной грамотности на уроках информатики по теме "Алгоритмы"

Компетентностно-ориентированные задания по информатике по теме "Алгоритмы" для развития функциональной грамотности у обучающихся...

Мастер-класс «Функциональная грамотность на уроках информатики».

Современные процессы развития страны выдвигают к сфере образования РФ ряд новых требований и задач. Одна из важнейших задач современной школы - воспитание и обучение функционально-грамотных людей....

Обобщение опыта по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках информатики"

Обобщение опыта по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках информатики"...