Функциональная грамотность на уроках информатики
методическая разработка по информатике и икт (9 класс)
Краткий обзор функцональной грамотности с точки зрения компьютерной и информационной грамотности на уроках информатики. Примеры заданий 5 -11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Общие вопросы | 999.77 КБ |
Моделирование 11 класс. | 382.33 КБ |
Итоговый проект - создание презентации 6 класс | 338.1 КБ |
Вычисление интегралов в ЭТ и в Питоне | 854.92 КБ |
Геометрия и информатика 8 класс | 1.02 МБ |
Решение экономических задач в ЭТ | 734.96 КБ |
Примерно такую задачу нашла в PISA по математической грамотности. У меня есть похожая в 10 классе. | 543.17 КБ |
Презентация и создание таблицы | 2.8 МБ |
Файл для решения задач в 9 классе | 55.5 КБ |
Файл для решения задач в 11 классе (интегралы) | 28.5 КБ |
Технологическая карта урока 5 класс | 31.16 КБ |
Технологическая карта урока 8 класс | 33.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Создание таблиц
5 класс
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний | |
Цели деятельности педагога | Создание условий для формирования навыков структурирования информации | |
Образовательные источники | Л.Л.Босова. Информатика 5 класс. | |
Методы и формы обучения | Беседа, анализ, синтез, решение контекстных задач Индивидуальная (И), фронтальная (Ф), групповая(Г), парная(П), взаимопроверка(В), самопроверка(С) | |
Основные понятия | Таблица, строки, столбцы, форматирование таблицы, поиск информации, ответы на вопросы | |
Планируемые результаты | ||
Предметные знания и умения | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научиться создавать таблицы путем структурирования информации | Видеть задачу в контексте проблемной ситуации и в окружающей жизни | Проявлять интерес к изучению темы, желание применить приобретенные знания и умения, ответственное отношение к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию |
Организационная структура урока
Создание и форматирование таблиц
Этапы урока | Дидактическая задача этапа | Деятельность учителя | Форма работы | Деятельность учащихся |
Самоопределение к деятельности (организационный момент) 5 минут | Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне | -Доброе утро, ребята! (Компьютерная презентация) Начинаем урок математики. Проверьте всё ли подготовили к уроку. Сегодня на уроке будет как всегда интересно и вы обретете быстрые способы решения задач из жизни. Нарисуйте, пожалуйста, на полях в своей тетради смайлик, отразив своё настроение: | И Ф | Приветствуют учителя. Дежурные отмечают присутствие на уроке Активное слушание, взаимодействие с учителем. |
Напомните тему предыдущего урока. Проверим домашнюю работу по образцу (Презентация) | И Ф | Проверяем параграф 9 | ||
Актуализация знаний 5 минут | Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений | Давайте выполним разминку для мозга. (слайд 2) | И Ф | Выполняют указанные действия устно. Осуществляют самопроверку по готовому образцу |
Каждый день мы сталкиваемся с проблемой «Как найти нужную информацию?» | Отвечают на вопросы учителя. | |||
Работаем с ЭТ видео уроков, задания 51-55 у доски | ||||
Постановка учебных задач 2 минуты | Обсуждение затруднений | Корректирует ответы обучающихся -Как вы думаете, что же мы сегодня будем изучать? –Сформулируйте тему урока. – Сформулируйте задачи сегодняшнего урока | Ф | Озвучивают тему урока. Отвечают на вопросы. С помощью учителя формулируют задачи урока Записывают число, классная работа |
Построение проекта выхода из затруднения | Обсуждение проекта решения задачи | Рассказ учителя: 1) создание таблицы; 2) форматирование таблицы; 3) ответы на вопросы | И–Ф | Обобщают результаты работы. Садимся за ПК, повторили ТБ. |
Первичное закрепление 10 минут | Проговаривание нового знания | Презентация, создаем таблицу (обращаем внимание на строки и столбцы) | И-Ф | Работа за ПК. |
Физкультурная пауза 3 минуты (слайд 7) (проводят дежурные) | ||||
Первичное закрепление 10 минут | Проговаривание нового знания | Презентация, создаем таблицу (обращаем внимание на строки и столбцы). Форматируем таблицу
| Г | Выполняют задание. |
Информация о домашнем 2 минуты | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | По ходу выполнения заданий на уроке обращает внимание обучающихся на номера домашнего задания (слайд 12) § 24. №646, 648, задача «Путешествие по городам» | И | Обращают внимание на домашние задания. Задают вопросы. |
Подведение 2 минуты | Анализ и оценка успешности выполнения задач урока | (Слайд 13) Интересные места Выксы, давайте структурируем эту информацию. | Ф | Отвечают на вопросы. Принимают участие в оценке работы всего класса и отдельных учащихся |
Рефлексия 1 минута | Выяснение отношения обучающихся к прошедшему уроку | Мы с вами вместе хорошо поработали на уроке, но каждый должен проанализировать и оценить насколько хорошо он лично сам продвинулся в изучении данной темы. Ответьте на вопросы в листах самооценки и оцените свою работу на уроке, поставив плюс в правом столбце таблицы Изобразите свое настроение смайликом | И | Заполняют лист самоконтроля |
Предварительный просмотр:
Решение задач по теме «Площадь(геометрия), составление линейных алгоритмов и их программирование»
Тип урока | Урок отработки умений и рефлексии | |
Цели деятельности педагога | Тренировка навыка использования новых и знакомых формул для решения задач на нахождение площадей при решении контекстных задач с помощью компьютера. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Площади многоугольников». | |
Образовательные источники | Л.Л.Босова. Информатика 8 класс. Глава 3 «Начала программирования» Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. Геометрия 7-9 классы, Издательство «Просвещение», 2018 | |
Методы и формы обучения | Беседа, анализ, синтез, решение контекстных задач Индивидуальная (И), фронтальная (Ф), групповая(Г), парная(П), взаимопроверка(В), самопроверка(С) | |
Основные понятия | Площадь, формулы площадей многоугольников, языки программирования для написания кодов для нахождения площадей | |
Планируемые результаты | ||
Предметные знания и умения | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научиться решать контекстные задачи, владеть понятийным аппаратом, уметь работать геометрическим текстом, программировать, запускать программы и находить ответы. | Видеть задачу в контексте проблемной ситуации и в окружающей жизни | Проявлять интерес к изучению темы, желание применить приобретенные знания и умения на практике, ответственное отношение к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию |
Организационная структура урока
Этапы урока | Дидактическая задача этапа | Деятельность учителя | Форма работы | Деятельность учащихся | |
Самоопределение к деятельности (организационный момент) 5 минут | Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне | -Доброе день, ребята! (компьютерная презентация) Начинаем урок информатики на основе данных по геометрии. Сегодня на уроке будет как всегда интересно и вы обретете новые способы решения задач из жизни. Нарисуйте, пожалуйста, на полях в своей тетради смайлик, отразив своё настроение: | И Ф | Приветствуют учителя. Дежурные отмечают присутствие на уроке Активное слушание, взаимодействие с учителем. | |
Напомните тему предыдущего урока. Проверим ДЗ – стр. | И Ф | Проверяют работу, исправляют ошибки (если есть), обосновывая каждую ошибку. Сдают тетради на проверку учителю, получают взамен другие тетради | |||
Актуализация знаний 5 минут | Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений | И Ф | Выполняют указанные действия устно на интерактивной доске. | ||
Рассмотрим задачу. Закупка окон Давайте попробуем разрешить данную проблему вместе Пожалуйста, прочитайте задачу на слайде. Какие вопросы к этой задаче вы бы могли поставить?
| Читают условие задачи, выдвигают гипотезы. | ||||
Анализируют пройденный материал с тексом задачи. | |||||
Постановка учебных задач 2 минуты | Выявление границ собственного знания - незнания | Корректирует ответы обучающихся Интересна ли она вам? Почему? Возникло ли у вас желание решить эту задачу? Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Какую учебную задачу мы поставим сегодня на уроке перед собой? | Ф | Озвучивают тему урока. Отвечают на вопросы. формулируют задачи урока | |
Построение проекта коррекции выявленных затруднений (3 минуты) | Обсуждение алгоритма решения задачи | Ответим на поставленные вами вопросы к задаче, работая в парах. Какими фигурами представлены окна? В каких единицах представлены размеры окон? В 1 м = 100? мм Какие знания нам необходимы для ответа на вопросы? Проговорите алгоритм решения задачи | П–Ф | Выполняют вычисления по поставленным вопросам. 1 пара работает у доски на обратной стороне Корректируют подсчеты. Составляют алгоритм решения Делают записи в тетради | |
Реализация построенного проекта 10 минут | Реализация алгоритма | Ответьте на другие вопросы к этой же задаче. Проверьте решение на доске | П-Ф | 1 пара работает у доски на обратной стороне Корректируют подсчеты. Делают записи в тетради | |
Физкультурная пауза 3 минуты (слайд 6) (проводят дежурные) | |||||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 10 минут | Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет | Садимся за компьютеры, заполняем тетрадь по технике безопасности, открываем среду языка программирования, вводим текст программы и запускаем. | Г | Выполняют задание, получаем результаты и анализируем, проверяем | |
Информация о домашнем 2 минуты | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | По ходу выполнения заданий на уроке обращает внимание обучающихся на домашнее задание (слайд 8) | И | Обращают внимание на домашние задания. Задают вопросы. | |
Подведение 2 минуты | Анализ и оценка успешности выполнения задач урока | Где в окружающей жизни может встретиться умение находить площадь фигуры? По словам математика Александрова можно ли сказать, что весь окружающий нас мир – это мир геометрии? Зачем нам компьютер для решения таких задач? (Слайд 9) Как вы сегодня поработали? Поблагодарите друг друга за сотрудничество | Ф | Отвечают на вопросы. Принимают участие в оценке работы всего класса и отдельных учащихся | |
Рефлексия 1 минута | Выяснение отношения обучающихся к прошедшему уроку | Мы с вами вместе хорошо поработали на уроке, но каждый должен проанализировать и оценить насколько хорошо он лично сам продвинулся в изучении данной темы. Ответьте на вопросы в листах самооценки и оцените свою работу на уроке, поставив плюс в правом столбце таблицы (слайд 10) Изобразите свое настроение смайликом | И | Заполняют лист самоконтроля Благодарят одноклассников за сотрудничество |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Функциональная грамотность на уроках информатики
Функциональная грамотность на уроках информатики...
Фрагмент урока Функциональная грамотность на уроке информатики
формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирование умений управлять своей учебной деятельностью; формирование ...
Функциональная грамотность на уроках информатики
Данный урок разработан для детей 8 класса, изучающих Pascal. Здесь рассматривается задача, связанная с функциональной грамотностью. В данной задаче детям предстоит помочь их другу (вымышленному конечн...
Формирование функциональной грамотности на уроках информатики.
Использование активных форм и методов обучения на уроках информатики....
Компетентностно-ориентированные задания для формирования функциональной грамотности на уроках информатики по теме "Алгоритмы"
Компетентностно-ориентированные задания по информатике по теме "Алгоритмы" для развития функциональной грамотности у обучающихся...
Мастер-класс «Функциональная грамотность на уроках информатики».
Современные процессы развития страны выдвигают к сфере образования РФ ряд новых требований и задач. Одна из важнейших задач современной школы - воспитание и обучение функционально-грамотных людей....
Обобщение опыта по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках информатики"
Обобщение опыта по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках информатики"...