Бинарный урок «Здоровый образ жизни» в 5 классе
проект по информатике и икт (5 класс)

Андреева Валентина Юрьевна

Бинарный урок «Здоровый образ жизни» в 5 классе. ФГОС. Обществознание - информатика. Урок проводится в виде защиты мини- проектов, выполненными в PowerPoint. РЕЗУЛЬТАТ – коллективный комплексный проект, охватывающий все аспекты темы в рамках учебной программы. Может использоваться как на уроках обществознания, так и на уроках ОБЖ, классный часах. Структура, содержание легко преобразуются в зависимости от желания учителя или детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бинарный урок обществознание и информатика по теме «Здоровый образ жизни»

1. Общая характеристика предлагаемого бинарного урока.

 «Всего 34 учебных занятия… Праздники… школьные мероприятия…Еще какие-нибудь неожиданности… В лучшем случае – 32. Хотелось бы и уроки повторения перед контрольными работами, да и сами полноценные контрольные работы… И поиграть, и погулять (строго по теме урока) … А май – практически не учебное настроение (и не только у детей). А объем учебного материала… На чем бы сэкономить, что подсократить не в ущерб…»

Знакомые мысли? С них начинается каждый учебный год. Обществознание – один из самых сложных предметов не только для учащихся 9-10 классов, но и для малышей – 5-6 классов. Они в растерянности: кажется, говорим о столь очевидных вещах, что нет необходимости даже открывать учебники (о качестве их содержания – не в этот раз). А при ответах получается что-то не совсем так, как хотелось бы и ребенку, и учителю. Необходимость абстрактного мышления, владение нужным терминологическим аппаратом, умение аргументированного представление своих знаний, идей… Конечно, ребенку сложно. Поэтому перед нами стоит достаточно сложная задачи: и научить, и не дать погаснуть интересу, и закрепить, и проверить. В общем, всё как всегда. Каждый ищет свои варианты решения и ответы на стоящие вопросы. Вот с ней мы (учителя обществознания и информатики) и решились на очередной эксперимент, результат которого представляем вашему вниманию – это коллективный проект 5-го класса «Здоровый образ жизни».

Время выполнения - апрель, защита проекта – май (после годовой контрольной работы). Работа над проектом построена так, что отрабатывается целый ряд УУД, закладываются основы для их дальнейшего развития.

Итак, после небольшого совещания, учитель обществознания и учитель информатики расходятся со своими пакетами заданий. Хотим отметить, что пакет учителя информатики значительно объемнее и увесистее, чем у учителя обществознания. Очень удачно, что именно в 5-6 классах на уроках информатики есть темы и по созданию презентаций, и по работе в Интернете, и т.д., которые и позволили нам реализовать свои идеи.

Задача учителя обществознания – рассказать детям о проекте, обрисовать радужные перспективы получения прекрасных отметок и раздать темы. Алёне Л. было поручено провести анкетирование по здоровому образу жизни среди учеников гимназии. Она самостоятельно составила анкету. (см. Документ 3.doc) Всё. Учитель обществознания на время он просто забывает об этом, время от времени отвечает на крайне редкие вопросы. Работают ученики и учитель информатики. Почему он идет на это? Да потому, что дети видят в предмете не просто набор навыков, умений, а именно возможность их применения для решения поставленной учебной задачи.

Всем интересно, всем хорошо, все достигают своих целей.

«Находки» данного проекта.

  1. Защита проекта перед учащимися 6-го класса. Тема «Здоровый образ жизни» выделяется в рамках работы по ФГОС, 6-е же классы у нас обучаются на основе Федеральной Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а так же авторской программы "Введение в обществознание 6-9 классы" под ред. Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др. "Просвещение"2010 год. Поэтому для ребят из 6-го класса это не только экспертное оценивание, но и изучение нового материала.
  2.  Очень удачной оказалась идея с бланком оценивания для экспертов. И самые гиперактивные, и самые равнодушные к учению, и самые заинтересованные дети серьезно и весьма обоснованно отнеслись к своей роли. Так была решена проблема выставления отметок, которая всегда присутствует при оценивании творческих работ. На вопрос «Почему не…» просто показываешь оценочные бланки. Да и сами пятиклассники, слушая выступления своих одноклассников могли сравнить результат своей работы. Но в этом ничего нового нет.
  3. Алёной Л. Было проведено анкетирование по здоровому образу жизни среди учеников гимназии. Были получены результаты, которые показывали детям, что у большинства школьников здоровье под угрозой, а они об этом не догадываются.
  4. Стихийная находка. На защите отсутствовал один ребёнок. Он защищался на следующем уроке (информатики!) перед своими одноклассниками, которые уже сами выступали в роли экспертов. Вот тут-то уже они сами были экспертами. Строгими, обоснованными и справедливыми.

2. Структурные компоненты работы над бинарным уроком.

Проект разбит на части, и каждый ученик делает свой мини проект. У нас в 5 классе обучается 13 человек, поэтому каждому ученику была задана мини тема, по которой он должен:

- подобрать информацию,

- подготовить выступление на 3-4 минуты,

- сделать презентацию (3-5 слайдов), сопровождающую выступление, учитывая требования оформления презентаций (см. Документ1.doc).

Поскольку у каждого ученика своя тема, являющаяся частью общей темы, учителями был выбран единый дизайн и размер слайдов, чтобы получить презентацию, выдержанную в едином стиле.

На уроке обществознания ученикам были розданы темы их выступлений.

Домашним заданием к уроку информатики у учеников был подбор материалов к своему выступлению. Материал должен был сохранён в текстовом файле. Далее каждый ученик распечатал самостоятельно свой документ, и, используя маркер, выделил в тексте информацию, которую поместит на слайды. Началась серьёзная работа с информацией: определение главной мысли, отбор нужной информации, сокращение текста. Конечно, не все ученики пришли подготовленные, но за это они поплатились тем, что на уроке пришлось намного труднее, чем подготовленным ученикам. Это хороший методический прием, с помощью которого ученики понимают важность выполнения домашних заданий.

У Алёны Л. задача отличалась от остальных, была намного сложнее и объёмнее. Она сама придумала вопросы для анкеты, создала документ и распечатала его, потом вместе с Анастасией И., которая вызвалась помогать Алёне, провели анкетирование среди учеников гимназии. Они вместе обработали эти анкеты. И тут учителем информатике была предложена идея по каждому вопросу сделать диаграммы, используя Microsoft Excel, девочкам было объяснено на одном примере как создать диаграммы, а дальше они справились самостоятельно. Результат работы показан в файле (см. Книга1.xlsx). После этой большой подготовительной работы сделали презентацию с результатами анкетирования.

На уроке информатики первые 10 минут были посвящены повторению правилам создания презентаций (см. Документ1.doc) и общих рекомендаций по созданию презентации на заданную тему. Был выбран заранее учителями размер слайдов и шаблон презентаций учеников, чтобы получить общую презентацию, выполненную в едином стиле.

Тема изучения редактора созданий презентаций есть в курсе 5 класса, и именно эти уроки отданы на данный проект. Для учеников 5-го класса самым трудным в работе над проектом было отобрать и сократить отобранную информацию, чтобы поместить самую важную на слайд.

В результате урока у многих учеников была готова своя презентация.

Домашнее задание было следующим: доделать презентацию и подготовить выступление на 3 минуты.

Накануне следующего урока ученики сдавали свои готовые работы, с той целью, чтобы учитель проверил работу и внес предложения по доработке презентации (в случае необходимости). Собрать общую презентацию в 5 классе кем-то из учеников учитель информатики не предлагала, а выполнила эту работу самостоятельно, скомпоновав слайды в единую презентацию, но, что важно, не было внесено ни единого изменения, не было исправлено ни одной ошибки. Посмотреть и скачать презентацию можно по ссылке https://drive.google.com/file/d/0BxH5popiGvgjOWtreGdhT3VySk0/view?usp=sharing.

5 класс обучается в условиях ФГОС, они, конечно же, знакомы с проектной деятельностью. Тем не менее для большинства учеников возникали трудности в работе над проектом. Ценность этого бинарного урока, мы считаем в том, что ученики провели тренировку по подготовке и защите своего годового проекта, который каждый ученик защищает в конце учебного года. Для этого мы провели защиту проекта учениками 5-го класса перед учениками шестого класса.

Защита проекта проходила в кабинете информатики. На уроке было два класса 5 и 6-й классы и два учителя (так позволило расписание): учитель информатики и учитель обществознания. Пятиклассники защищали проект, шестиклассники выступали в роли экспертной комиссии. У каждого шестиклассника был бланк для выставления оценки. (см. Документ 2.doc). Такой урок у нас получился без внесения изменений в расписание: у 5 класса был урок обществознания, а у шестого класса был урок информатики по расписанию. Урок проходил в кабинете информатики, так как в нашей гимназии он большой, и в нём разместились оба класса.

Для 5 класса была настоящая сдача проекта перед экспертной комиссией. Шестиклассники, выступавшие в роли экспертов.

Ценность данного урока для учеников:

во-первых, внимательно слушали выступления, так как им надо было выставить оценки по нескольким параметрам,

во-вторых, повторили правила оформления презентаций,

в-третьих, учились анализировать предложенные доклады и задавать вопросы докладчику,

в-четвёртых, могли представить себя в роли сдающего проектную работу.

Хотим отметить, что оценки ученики выставляли очень строго. Кроме того, результаты анкетирования живо обсуждались. Тема проекта затронула всех, было видно, что большинство детей поняли ценность здорового образа жизни для человека.

Урок защиты был очень интересный, в нём были задействованы все присутствующие ученики. Учителям осталось только выставить оценки в журнал. Оценку в журнал получили и шестиклассники. Критерий оценки был простой, на сколько процентов и обоснованно был заполнен оценочный бланк. На нашем уроке были все пятёрки, так как работать экспертами шестиклассникам очень понравилось, и все бланки были заполнены полностью.

Готовый проект 5-ого класса приведён в презентации, которую можно скачать по ссылке https://docs.google.com/presentation/d/11HRHw1HvxYBzlRTibn0orXLaWbXaDR0-/edit?usp=sharing&ouid=106575588007338421580&rtpof=true&sd=true 

Подобные бинарные уроки нам очень понравились, дали толчок к созданию подобных уроков по другим темам, с другими классами. Презентации, созданные на таких уроках, учитель обществознания далее использует при изучении этих тем на уроках.

Список литературы:

  1. Обучение PowerPoint. https://support.office.com/en-us/article/PowerPoint-training-40e8c930-cb0b-40d8-82c4-bd53d3398787?ui=en-US&rs=en-US&ad=US (дата обращения: 31.10.2022).
  2. Требования к оформлению презентаций. http://www.openclass.ru/pages/144920 (дата обращения: 31.10.2022).


Предварительный просмотр:

Требования к оформлению презентаций

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Оформление слайдов:

Стиль

  • Единый стиль оформления.
  • Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
  • Вспомогательная информация не должна отвлекать от основной, управляющие кнопки должны размещаться в нижних углах слайда

Фон

Предпочтительны тёплые тона, т. к. они стимулируют интерес человека к внешнему миру, общению и деятельности.

Следует избегать фонов, перегруженных графическими элементами

Использование цвета

В выборе цветовой палитры должны быть учтены эргономические требования: значения цветов должны быть постоянны и соответствовать устойчивым ассоциациям

Анимационные эффекты

Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде

  1. Представление информации:

Содержание информации

  • Текст должен быть кратким.
  • Заголовки должны привлекать внимание аудитории и должны быть краткими.
  • Точку в конце заголовка не ставить

Расположение информации на странице

  • Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
  • Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней

Шрифты

  • Для заголовков – не менее 24.
  • Для информации – не менее 20.
  • Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
  • Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчёркивание.
  • Нельзя злоупотреблять прописными буквами, они читаются хуже строчных

Способы выделения информации

Следует использовать:

  • рамки; границы, заливку;
  • штриховку, стрелки;
  • рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов

Объём информации

  • Не стоит заполнять один слайд слишком большим объёмом информации: люди могут единовременно запомнить не более трёх фактов, выводов, определений.
  • Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
  • Использовать не больше 7 строк или 40 слов

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

  • с текстом;
  • с таблицами;
  • с диаграммами



Предварительный просмотр:

Протокол защиты и выставление оценки

оценка

Замечания

Содержание

презентации

Оформление

презентации

доклад

Итоговая

воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

Константин М.

окружающая среда. Грамотное экологическое поведение

Полина В.

отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, алкоголя

Михаил В.

питание: умеренное и качественное, употребление натуральных продуктов питания

Даниил К.

движения: физически активная жизнь; Режим дня. Закаливание

Михаил Ван.

гигиена организма, владение навыками первой помощи, закаливание;

Анастасия И.

позитивное настроение и мышление, оптимизм

Матвей А.

умение справляться с собственными эмоциями, проблемами

Елизавета Л.

Безопасное поведение в быту, на улице, в школе

Илона Б.

Долгожители России

Василий Л.

Здоровье и долголетие

Мария С.

Анкетирование «ЗОЖ». Вопросы и диаграмма

Алена Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку английского языка по теме "Здоровый образ жизни" 5 класс

В данной презентации отражены основные моменты для проведения обобщающего урока по теме "Здоровый образ жизни" в 5м классе.(пословицы о здоровье, названия болезней, врачей, советы по сохранению здоров...

Методическая разработка урока здоровья на английском языке "Здоровый образ жизни" (5 класс)

Методическая разработка урока здоровья ориентирована для учащихся 5 класса. В данной разработке учащимся предлагается ва форме дискуссии обсудить, какие функции выполняют наши части тела, а также как ...

Разработка урока по теме « Спорт и здоровый образ жизни» (7 класс, Биболетова М. З. Enjoy English).

Цели:1.Образовательная: систематизация лексико-грамматического материала; формирование навыков устной речи;2.Развивающая: развитие речемыслительных способностей;3.Воспитательная: привитие интереса к з...

Разработка урока "Здоровый образ жизни" для 7 класса

Разоаботка урока "Здоровый образ жизни" для 7 класса в виде презентации...

Урок ОБЖ Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни 9 класс

Урок ОБЖ Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни для 9 класса составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

Интегрированный дополнительный урок "Здоровый образ жизни, факторы здорового образа жизни"

формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни....

Открытый урок "Здоровый образ жизни" 10 класс

Конспект открытого урока по теме "Healthy lifestyle"...