РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "HALO AR. ЗНАКОМСТВО С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ"
рабочая программа по информатике и икт (5 класс)

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 5 классах и реализуется в курсе внеурочной деятельности по информатике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_kursa_halo_ar.docx36.78 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

HALO AR. ЗНАКОМСТВО С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

5 класс

г. Санкт-Петербург

2022 г.


1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП

Цель курса: повышение уровня цифровой грамотности обучающихся 5 классов общеобразовательных школ посредством их знакомства с элементами технологии дополненной реальности.

Задачи курса:

  1. Познакомиться с понятием «дополненная реальность», с ее особенностями и сферами применения;
  2. Изучить составляющие цифровой грамотности;
  3. Показать обучающимся связь цифровой грамотности и технологии дополненной реальности;
  4. Изучить особенности работы в приложении Halo AR;
  5. Изучить компоненты цифровой грамотности путем выполнения лабораторных работ, базирующихся на использовании технологии дополненной реальности;
  6. Сформировать у учащихся способности к работе с технологией дополненной реальности;
  7. Сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы;
  8. Сформировать у учащихся навыки работы с информацией, представленной в различных ее формах и видах.

Курс «Halo AR. Знакомство с элементами технологии дополненной реальности» ориентирован на обучающихся 5 классов. Он позволяет продемонстрировать школьникам основы эффективного использования технологии дополненной реальности при работе с информацией, а также повысить их знания особенностей цифрового мира.

Основные образовательные результаты изучения курса:

Учащиеся будут знать:

  • Сущность понятия «дополненная реальность», особенности и принципы работы с технологией, различия технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальностей;
  • Предпосылки и историю становления технологии дополненной реальности, возможные достоинства и недостатки, перспективы развития;
  • Компоненты дополненной реальности, существующие направления работы с ней, виды маркеров, требования к ним и особенности их создания;
  • Примеры эффективного применения элементов технологии дополненной реальности при решении учебных и бытовых задач.

Учащиеся будут уметь:

  • Анализировать свою учебную деятельность и организовывать её в соответствии с поставленной образовательной задачей с применением элементов технологии дополненной реальности, направленной на повышение эффективности обучения;
  • Создавать простейшие информационные модели, объекты и маркеры, служащие содержательным наполнением учебной деятельности;
  • Демонстрировать виртуальные объекты в реально существующем окружении путём использования средств и возможностей технологии дополненной реальности.

Учащиеся будут владеть:

  • Навыками работы с элементами технологии дополненной реальности;
  • Навыками безопасного поведения в цифровом пространстве.

Помимо сформулированных знаний и умений, сформированных у обучающихся после изучения курса внеурочной деятельности, можно выделить следующие личностные, предметные и метапредметные планируемые результаты освоения данной учебной дисциплины:

Личностные:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • наличие умения взаимодействовать с основной и дополнительной информацией при решении учебных, учебно-познавательных и бытовых задач.

Метапредметные:

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, структурирование и визуализация информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • использование технологии дополненной реальности при изучении информатики и других школьных дисциплин, а также разумное её применение в повседневной жизни.

Предметные:

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей с использованием соответствующих программных средств обработки данных, в том числе средств технологии дополненной реальности;
  • формирование умений находить и видеть области, в которых технология дополненной реальности будет работать эффективно;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 1 зачетную единицу, 20 академических часов.

Вид учебной работы

Трудоемкость в акад. час.

Аудиторные занятия (всего)

15

В том числе:

Лекции

7

Практические занятия

8

Самостоятельная работа (всего)

5

В том числе:

Промежуточная аттестация (тест)

1

Выполнение итогового проекта

4

Общая трудоемкость                час

20

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Разделы (блоки) дисциплины и виды занятий

5 класс

№ ПП

Номера и название разделов и тем

Всего (часов)

В том числе

Самостоятельные работы

Лекции

Лабораторные работы

Раздел 1. Знакомство с понятием «дополненная реальность»

3

1

2

1

Тема 1. Введение в дополненную реальность

3

1

1

2

Тема 2. Функции приложения Halo AR

1

Раздел 2. Знакомство с понятием «цифровая грамотность»

12

6

6

3

Тема 1. Цифровая грамотность. Введение

2

1

1

4

Тема 2. Информационная безопасность

2

1

1

5

Тема 3. Коммуникативная безопасность

2

1

1

6

Тема 4. Введение в техническую безопасность (кибербезопасность)

2

1

1

7

Тема 5. Потребительская безопасность

2

1

1

8

Тема 6. Цифровое потребление

2

1

1

12

Итоговый тест

1

1

13

Итоговый проект

4

4

5

Итого

20

7

8

5

4.2. Лабораторные занятия

№ ПП

Наименование блока (раздела) дисциплины

Наименование лабораторных работ (5 класс)

Трудоемкость в часах

1

Раздел 1. Знакомство с понятием «дополненная реальность»

 Введение в дополненную реальность / Функции приложения Halo AR

2

2

Раздел 2. Знакомство с понятием «цифровая грамотность»

Цифровая грамотность. Введение / Информационная безопасность / Коммуникативная безопасность / Введение в техническую безопасность (кибербезопасность) / Потребительская безопасность / Цифровое потребление

6

4.3. Самостоятельная работа учащегося

№ ПП

Наименование блока (раздела) дисциплины

Виды СРУ

Трудоемкость в часах

1

Итоговый тест

Тестирование

1

2

Итоговый проект

Проектная деятельность, выполнение проектов на свободную и заданную темы

4

4.4. Содержание разделов и тем

Тема 1. Знакомство с понятием «дополненная реальность»

  1. Дополненная реальность (AR). «Безмаркерная технология» AR. AR-технология на базе маркеров. Пространственная технология AR.
  2. Маркер. Сканер. Наложение.

Тема 2. Знакомство с понятием «цифровая грамотность»

  1. Цифровая грамотность. Цифровое потребление. Цифровые компетенции. Цифровая безопасность. Информационная безопасность. Коммуникативная безопасность. Техническая безопасность. Потребительская безопасность.
  2. Цифровая безопасность. Персональные данные.
  3. Коммуникативная безопасность. Цифровая репутация. Цифровой имидж. Сетевой этикет. Кибербуллинг.
  4. Техническая безопасность. Съемный носитель. Локальная сеть. Интернет. Вредоносные сайты. Электронная почта. Вредоносное ПО. Социальные сети.
  5. Потребительская безопасность. Мошенничество. Личные данные. Пароли. Угроза личной безопасности.
  6. Цифровое потребление. Медиаграмотность. Клиповое мышление. Системное мышление.

5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТЕССТАЦИИ

5.1. Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств

№ ПП

Виды контроля и аттестации

№ и наименование блока дисциплины

Оценочные средства

Форма

1

Текущий

1-2

Подготовка отчета по результатам выполнения лабораторных работ

2

Промежуточный

1-2

Итоговое тестирование

3

Промежуточный

1-2

Итоговые проекты

5.2 Примеры оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплине

Итоговый тест

  1. Дайте определение понятию «Технология дополненной реальности».
  2. Что положено в основу технологии дополненной реальности?
  3. В чем отличие технологии дополненной реальности от технологии виртуальной реальности?
  4. Перечислите существующие направления технологии AR.
  5. Дайте определение понятию «Цифровая грамотность».
  6. Дайте определение понятию «Компьютерный вирус».
  7. Какие из нижеперечисленных данных нельзя сообщать по электронной почте?
  • PIN-коды
  • Номера банковских счетов/кредитных карт
  • Секретные слова/ответы на специальные вопросы, используемые при идентификации аккаунта/счета в системе электронного банкинга
  • Пароли
  • Ваше имя и фамилию
  1. Что понимают под информационной безопасностью?
  2. Приведите примеры персональных данных, которые помогают идентифицировать человека?
  3. Что является признаком фишинг-сообщения?
  • Сообщение содержит обещание большой выгоды с минимальными усилиями
  • В сообщении много ошибок, неточностей, противоречий
  • В сообщении запрашиваются твои личные данные, финансовая информация, пароли
  • Сообщение содержит угрозу для жизни и здоровья близких людей
  1. Что нужно делать, если над тобой издеваются в Сети?
  • Блокировать отправку сообщений от хулигана
  • Игнорировать тролля
  • Рассказать взрослым
  • Всё вышеперечисленное
  1. Когда можно полностью доверять новым онлайн-друзьям?
  • Когда есть общие друзья
  • Ничто не может дать 100%-ую информацию, что онлайн-другу можно доверять
  • Поговорив по телефону
  • После обмена фотографиями
  • После длительного онлайн-знакомства (переписки)
  1. Дайте определение понятию «Баннер».
  2. Что делать, если вам приходить сообщение по электронной почте или во всплывающих окнах о том, что ваш компьютер заражён?
  • Закрыть всплывающее окно и не нажимать ссылки в нём
  • Пройти по предлагаемым ссылкам и скачать антивирусную программу
  • Просканировать компьютер на возможные вирусы, при этом не переходить по незнакомым ссылкам
  1. Что следует делать, если вы увидели на сайте сообщение о том, что одна из программ на вашем компьютере устарела и требует обновления?
  • Нажать на эту ссылку и перейти к скачиванию обновления
  • Найти официальный сайт этой программы и скачать обновление оттуда
  • Открыть программу, о которой идет речь, найти в её меню обновления и проверить, действительно ли имеются доступные обновления, и при их наличии, обновиться через программу
  1. Какие функции браузера не следует использовать на общественном компьютере?
  • Режим инкогнито
  • Автозаполнение форм
  • Безопасный поиск
  • Автосохранение паролей
  1. Перечислите правила потребительской безопасности.
  2. Дайте определение понятию «Клиповое мышление».
  3. Что может способствовать краже личных данных?
  • Хранение паролей на рабочем столе
  • Пересылка личных данных в общественных Wi-Fi сетях
  • Пересылка паролей по электронной почте
  • Установка мобильных приложений из неофициальных интернет-магазинов
  • Переход по незнакомой ссылке
  • Использование нелицензионного программного обеспечения
  1. Что нужно делать, если над тобой издеваются в Сети?
  • Блокировать отправку сообщений от хулигана
  • Игнорировать тролля
  • Рассказать взрослым
  • Всё вышеперечисленное

Критерии оценивания планируемых результатов обучения для формирования компетенций

Таблица 2

Оценка

Показатели достижения заданного уровня освоения компетенций

Общая характеристика результатов обучения

Отлично

Знания: сформированные систематические знания;

Умения: сформированные умения

Владения: высокий уровень владения навыками  

  • Практическое задание полностью выполнено правильно;
  • Учащийся дал развёрнутые ответы на все вопросы для самоконтроля;
  • Учащихся оформил отчет согласно представленным требованиям;
  • Учащийся проявил творческий подход к решению поставленной задачи.

Хорошо

Знания: сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания, фрагментарные знания

Умения: в целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение

Владения: в целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение

  • Практическое задание выполнено, но содержит замечания;
  • Учащийся не раскрыл полностью свои ответы на вопросы для самоконтроля или ответил с ошибкой (отчет содержит незначительные замечания).

Удовлетвори-тельно

Знания: общие, но не структурированные знания

Умения: в целом успешное, но не систематически осуществляемое умение

Владения: в целом успешное, но не систематическое применение

  • Большая часть практического задания выполнена, присутствуют замечания;
  • Учащийся продемонстрировал общее, но не структурированное знание учебного материала;
  • Учащийся не раскрыл полностью свои ответы на вопросы для самоконтроля, ответил с ошибкой или ответил не на все вопросы (отчет выполнен не полностью).

Неудовлетво-рительно

Знания: отсутствие знаний или фрагментарные знания

Умения: отсутствие умений или частично освоенное умение

Владения: отсутствие навыков или фрагментарное применение

  • Практическое задание выполнено не полностью или не выполнено вовсе;
  • Учащийся продемонстрировал отсутствие знаний или фрагментарные знания учебного материала;
  • Учащийся не раскрыл большую часть вопросов для самоконтроля, не выполнил отчет.

6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Новиков М.Ю. Использование технологий дополненной реальности при обучении информатике в школе. // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. – 2018. – №3. – С. 260-269. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34905477 
  2. Шапочка Ю.Ю. Технология дополненной реальности как компонент формирования цифровой грамотности обучающихся / Ю.Ю. Шапочка // Вестник Воронежского института высоких технологий. – 2021. – № 3 (38). – С. 98-101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46708939

7. РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Информационно-справочные ресурсы сети интернет

  1. Дополненная реальность: будущее мобильных устройств? [Электронный ресурс]. URL: http://www.mforum.ru/phones/tests/102952.htm (дата обращения: 20.06.2022).
  2. Разработка элементов дополненной реальности для использования в процессе обучения школьников информатике. [Электронный ресурс]. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/12561/2/Devyaty2.pdf (дата обращения: 10.06.2022).
  3. Как развить цифровую грамотность? [Электронный ресурс]. [2020]. URL: http://www.edutainme.ru/post/digital-literacy/   (дата обращения: 15.08.2022).
  4. Ключевые компетенции и новая грамотность. [Электронный ресурс]. [1993–2021]. URL: https://ioe.hse.ru/21skills/literacy/digital  (дата обращения: 15.08.2022).
  5. О четырёхкомпонентной модели цифровой грамотности. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/o-chetyrehkomponentnoy-modelitsifrovoy-gramotnosti  (дата обращения: 20.08.2022).
  6. Цифровая грамотность и экология глобального сетевого пространства. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/tsifrovaya-gramotnost-i-ekologiya-globalnogo-setevogo-prostranstva (дата обращения: 20.08.2021).

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 3

Вид учебных занятий

Организация деятельности обучающихся

Лекция

Написание конспекта лекций: необходимо кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины.

Работа с терминами и понятиями: проверить понимание терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников, выписать их толкования в тетрадь.

Практическое занятие

Порядок подготовки к практическому занятию: 

проработать конспект лекции по теме практического занятия.

Подготовка к тестированию

Необходимо ориентироваться на конспекты лекций.

9. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

9.1. Требования к программному обеспечению учебного процесса

№ ПП

Наименование блока (раздела) дисциплины

Наименование программ

Тип программ

1

Раздел 1. Знакомство с понятием «дополненная реальность»

Браузер, Microsoft Word (или любой другой текстовый процессор), графический процессор, Halo AR

Прикладные

2

Раздел 2. Знакомство с понятием «цифровая грамотность»

Браузер, Microsoft Word (или любой другой текстовый процессор), графический процессор, Halo AR

Прикладные

9.2. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Перечень необходимых материально-технических средств обучения, используемых в учебном процессе учителем на лекционных и практических занятиях для освоения обучающимися дисциплины включает компьютерное и мультимедийное оборудование: ноутбук, экран, проектор, удлинитель; свободный доступ к ресурсам сети Internet; браузер, MS Word, Halo AR.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа курса внеурочной деятельности по информационно-коммуникационным технологиям 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по ИКТ составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности» для учащихся 7-8 классов

Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;Распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут ...

Программа курса внеурочной деятельности "Детский фитнес и элементы самбо"

Данная методическая разработка предназначена для учащихся 1-4 классов, составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. Программа составлена в подд...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Биогенные элементы» 7 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса для обучающихся 7 биотехнологического класса "Биогенные элементы"....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Технология военного дела"

Основными результатами выполнения программных требований являются:- подготовка воспитанников к военной и государственной службе;- воспитание в кадетах стремление к здоровому образу жизни, самодисципли...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по подготовке к олимпиаде «Олимп по технологии»

     Всероссийская олимпиада школьников по технологии проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный, заключительный, каждый этап включает три тура: тестировани...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по технологии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности Название:        ТехнологияНаправление: Проектно-исследовательская деятельностьКласс: 5-7 классы (девочки)...