Интерактивные дидактические игры
статья по информатике и икт

Слащинина Елена Владимировна

Дидактическая игра - это технология, позволяющая повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать учебную деятельность личностью значимой, значительно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений (Г. К. Селевко).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивные дидактические игры

Требование времени

Современный этап развития общества ставит перед школой важную задачу: формирование инициативной личности, способной к самостоятельному решению возникающих проблем, активно использующей знания, полученные в школе. Знания для жизни. Но прочные и осознанные знания могут быть достигнуты, только тогда, когда при обучении акцент делается на развивающую функцию.

На сегодняшний день решение этой задачи связано с проблемой развития познавательной самостоятельности учеников. Падение интереса к учению, познавательная инертность школьников, отсутствие желания и потребности в чтении литературы, с одной стороны, и традиционные, объяснительно-иллюстративные методы обучения, не способствующие формированию активной, творческой, познающей личности, с другой, вступают на сегодняшний день в противоречие с требованиями к качеству подготовки и развития выпускников школы.

Поэтому в педагогике идет поиск активных методов и приемов обучения, устанавливающих оптимальное соотношение репродуктивной и творческой познавательной деятельности школьников.  Одним из таких методов является дидактическая игра.

Дидактическая игра как особая форма учебной деятельности

«Учиться надо только весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом»

Анатоль Франс

Дидактическая игра - это технология, позволяющая повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать учебную деятельность личностью значимой, значительно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений (Г. К. Селевко).

Интерактивная дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Образовательная функция предполагает усвоение обучающимися общих правил работы с учебным материалом и умелом использовании этих правил при решении других задач.

Развивающая функция заключается в развитии у детей интеллектуальной сферы: мыслительных процессов, внимания, памяти.

Воспитывающая функция позволяет формировать положительное отношение не только к изучаемому материалу, но и к самому процессу обучения.

В наше время существует целый ряд облачных сервисов, с помощью которых можно создавать эффективные дидактические игры с организацией обратной связи и виртуальных классов. Об их обучающем эффекте написано многое.

Однако, наша задача – не доказывать их полезность, а показать особенности мультимедийной дидактической игры.

Особенности мультимедийной дидактической игры:

  • Носит эмоциональный компонент.
  • Придает привлекательность образовательному процессу.
  • Может использоваться на разных этапах урока: на этапе погружения в тему, в качестве мотивации; на этапе обобщения и повторения пройденного материала; на этапе рефлексии для обратной связи.
  • Имеет, как правило, жесткий алгоритм проведения, легко ложится на язык компьютерного программирования.

Главное, чтобы мы могли использовать весь доступный арсенал инструментов той или иной программы. И тогда даже самая тривиальная игра, проводившаяся учителем без компьютера, в мультимедийном переложении заиграет новыми гранями, станет более привлекательной.

Методика создания и проведения дидактических игр

Отличие игрового упражнения от дидактической игры

Игровые упражнения и тренажеры

Электронные  дидактические игры

Командные и ролевые игры

Формирование определенных умений и навыков

Формирование системы знаний и развитие мышления

Развитие коммуникативных навыков

Виды цифровых дидактических игр: индивидуальные, командные, фронтальные (с участием учителя).

Организационные и методические требования к проведению:

  1. режиссура
  2. сценарий
  3. регламент
  4. навигация
  5. темп (высокий)
  6. результаты

Основные конструкторы дидактических игр и тренажеров

еТреники (https://etreniki.ru/)

еТреники — это онлайн-конструктор учебных тренажёров. Здесь, с помощью интернет-браузера, вы сможете конфигурировать небольшие веб-приложения — тренажёры.

Каждый тренажёр получает на сайте уникальный код и доступен всем желающим. Вам остается только поделиться ссылкой.

Плюсы: полностью русскоязычный, бесплатный

Минусы: ссылку с игрой нельзя встроить на страницу сайта или блога.

- Картофан (соотнести подписи из перечня с объектами на карте, отмеченными точками).

- Кокла (распределит набор слов по 2-3 и более категориям)

- Криптон (разгадать слова, в которых перепутаны буквы)

- Морфанки (выполнить морфологический разбор группы слов, разбор слов по составу)

 - НЛО (удалить «неправильный» или лишний объект из группы)

Барабук (https://www.barabook.ru/)

Барабук – это сервис для заучивания информации на мобильном устройстве.

Флеш-карточки

Подобрать из нескольких вариантов изображение, соответствующее лицевой карте.

•Вписать недостающую надпись.

•Подбор пары.

•Ввод текста.

Плюс: поддерживает русский и английский языки

Минусы: задания для выполнения доступны только на мобильном устройстве. Карточки с заданиями при составлении можно просматривать на компьютере.

LearningApps.org (https://learningapps.org/)

Сервис для создания интерактивных упражнений.

Плюсы: ссылку на упражнение можно вставить на страницу сайта или блога. Можно отслеживать статистику по классу.

Wordwall (https://wordwall.net/)

Wordwall представляет собой многофункциональный инструмент для создания как интерактивных, так и печатных материалов. Большинство шаблонов доступны как в интерактивной, так и в печатной версии. Плюсы: имеет русскоязычную версию. Интерактивные упражнения воспроизводятся на любом устройстве, имеющем доступ в интернет: на компьютере, планшете, телефоне или интерактивной доске.

Печатные версии можно распечатать и использовать их в качестве самостоятельных учебных заданий.

Ссылку на игру можно разместить на сайте, отправлять. Можно просматривать статистику по каждому ученику и общую по классу.

Stadystack (https://www.studystack.com/)

-флэш-карточки

-кроссворды

-тесты

-поиск слов и др.

Quiz Whizzer (https://quizwhizzer.com/)

QuizWhizzer - данный инструмент предлагает имитацию настольной игры, где участники продвигаются к цели по «тропе», отвечая на вопросы. После создания аккаунта загрузите фоновое изображение и добавьте пробелы для перемещения игроков, чтобы создать уникальную игровую карту для вашего теста.

По мере того, как ученики отвечают на вопросы, их аватары будут перемещаться по карте  в реальном времени.

Как учитель, вы можете использовать одну и ту же игру в нескольких классах, и вам не нужно делать ни единой отметки! Огромным преимуществом онлайн-оценки викторины является то, что она помечается автоматически. Во время игры вы можете определить, какие студенты нуждаются в дальнейшей поддержке, основываясь на положении игроков на игровой доске. В конце игры вы сможете увидеть ответы каждого ученика, чтобы вы могли лучше оценить, какие вопросы требуют дальнейшего объяснения и обсуждения.

Кроме того, вы получите удовлетворение от того, что ваши ученики будут более увлечены и создают приятную атмосферу, пока студенты бегают по трассе, отвечая на вопросы.

Плюсы: Ученики могут играть как на ПК, так и на своих мобильных устройствах: планшетах, ноутбуках или смартфонах (доступ к игре по коду).

Вы можете показывать ученикам на экране или интерактивной доске, как они продвигаются к цели. (статистика по ученику и по классу)

Umaigra (http://www.umapalata.com)  - конструктор для создания учебных задач в виде дидактических игр,

Плюсы: поддерживает русский язык, позволяет отслеживать достижения каждого учащегося и всего класса.

Электронная игра является важным инструментом в учебном процессе, потому что она предлагает целый ряд дидактических преимуществ:

  • помогает учителю мотивировать детей и привлекать их к учебе;
  • развивает различные умственные навыки, пространственное воображение и реакцию;
  • позволяет детям учиться в интерактивной среде, в которой они могут тренироваться, совершать ошибки и исправлять их;
  • может содержать практические примеры понятий и правил, которые было бы трудно объяснить в классе;
  • позволяет учителю организовать самостоятельную работу учащихся, делать для них контрольные тесты и т.д..

Вывод: Использование электронных игр не заменяет традиционные уроки, наоборот, предоставляет дополнительную возможность в обучении. Исследования в области детского образования помогли выявить характеристики, которыми должна обладать электронная игра для ее эффективного использования. Среди них наиболее существенными являются:

  • интерфейс понятен и прост в использовании, имеет привлекательную графику;
  • занимательный игровой сценарий, ориентированной на четко определенные образовательные цели;
  • возможность адаптировать игру (скорость, время и т.д.) к индивидуальным потребностям детей;
  • возможность персонализировать дидактическое содержание для различных предметных областей, возрастного диапазона и языка учащихся;
  • показ во время игры параметров выполнения: прогресс игрока, счет, время и т.д.;
  • возможность отслеживания, оценки и анализа результатов учащихся;
  • соответствие со стандартом SCORM (Sharable Content Object Reference Model), что делает игру пригодной для использования с различными LMS (Learning Management System)
  • возможность публикации и обмена игры с сообществом преподавателей и студентов, и т.д..

Совершенно очевидно, что соблюдение хотя бы части необходимых характеристик представляет серьезную задачу в создании дидактических электронных игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная дидактическая игра «Зоопарк»

Вашему вниманию представлены дидактические игры на дифференциацию слов изученного типа со словами большей или меньшей контрастности по слоговой структуре. Логопедические дидактические   игры...

Интерактивная дидактическая игра "Продолжи ряд"

Вашему вниманию представлена интерактивная дидактическая игра на развитие речи, логического мышления и внимания (классификация транспорта на наземный, водный и воздушный)....

Интерактивная дидактическая игра "Что лишнее" Учим цвета

Вашему вниманию представлена интерактивная дидактическая игра на закрепление основных цветов, развитие речи и умения классифицировать предметы....

Интерактивная дидактическая игра "Почини игрушку"

Вашему вниманию представлена интерактивная дидактическая игра на развитие зрительного внимания, расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи....

Интерактивная дидактическая игра "Логические цепочки"

Вашему вниманию представлена интерактивная дидактическая игра на развитие логического мышления и внимания....

Интерактивная дидактическая игра "Найди пару"

Вашему вниманию представлена интерактивная дидактическая игра на развитие зрительного восприятия, внимания....

Интерактивная дидактическая игра "Четвертая картинка"

Вашему вниманию представлена интерактивная дидактическая игра на развитие умения пользоваться наглядной моделью при решении элементарных логических задач на классификацию....