Интерактивные дидактические игры
статья по информатике и икт
Дидактическая игра - это технология, позволяющая повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать учебную деятельность личностью значимой, значительно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений (Г. К. Селевко).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивные дидактические игры
Требование времени
Современный этап развития общества ставит перед школой важную задачу: формирование инициативной личности, способной к самостоятельному решению возникающих проблем, активно использующей знания, полученные в школе. Знания для жизни. Но прочные и осознанные знания могут быть достигнуты, только тогда, когда при обучении акцент делается на развивающую функцию.
На сегодняшний день решение этой задачи связано с проблемой развития познавательной самостоятельности учеников. Падение интереса к учению, познавательная инертность школьников, отсутствие желания и потребности в чтении литературы, с одной стороны, и традиционные, объяснительно-иллюстративные методы обучения, не способствующие формированию активной, творческой, познающей личности, с другой, вступают на сегодняшний день в противоречие с требованиями к качеству подготовки и развития выпускников школы.
Поэтому в педагогике идет поиск активных методов и приемов обучения, устанавливающих оптимальное соотношение репродуктивной и творческой познавательной деятельности школьников. Одним из таких методов является дидактическая игра.
Дидактическая игра как особая форма учебной деятельности
«Учиться надо только весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом»
Анатоль Франс
Дидактическая игра - это технология, позволяющая повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать учебную деятельность личностью значимой, значительно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений (Г. К. Селевко).
Интерактивная дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Образовательная функция предполагает усвоение обучающимися общих правил работы с учебным материалом и умелом использовании этих правил при решении других задач.
Развивающая функция заключается в развитии у детей интеллектуальной сферы: мыслительных процессов, внимания, памяти.
Воспитывающая функция позволяет формировать положительное отношение не только к изучаемому материалу, но и к самому процессу обучения.
В наше время существует целый ряд облачных сервисов, с помощью которых можно создавать эффективные дидактические игры с организацией обратной связи и виртуальных классов. Об их обучающем эффекте написано многое.
Однако, наша задача – не доказывать их полезность, а показать особенности мультимедийной дидактической игры.
Особенности мультимедийной дидактической игры:
- Носит эмоциональный компонент.
- Придает привлекательность образовательному процессу.
- Может использоваться на разных этапах урока: на этапе погружения в тему, в качестве мотивации; на этапе обобщения и повторения пройденного материала; на этапе рефлексии для обратной связи.
- Имеет, как правило, жесткий алгоритм проведения, легко ложится на язык компьютерного программирования.
Главное, чтобы мы могли использовать весь доступный арсенал инструментов той или иной программы. И тогда даже самая тривиальная игра, проводившаяся учителем без компьютера, в мультимедийном переложении заиграет новыми гранями, станет более привлекательной.
Методика создания и проведения дидактических игр
Отличие игрового упражнения от дидактической игры
Игровые упражнения и тренажеры Электронные дидактические игры Командные и ролевые игры | Формирование определенных умений и навыков Формирование системы знаний и развитие мышления Развитие коммуникативных навыков |
Виды цифровых дидактических игр: индивидуальные, командные, фронтальные (с участием учителя).
Организационные и методические требования к проведению:
- режиссура
- сценарий
- регламент
- навигация
- темп (высокий)
- результаты
Основные конструкторы дидактических игр и тренажеров
еТреники (https://etreniki.ru/)
еТреники — это онлайн-конструктор учебных тренажёров. Здесь, с помощью интернет-браузера, вы сможете конфигурировать небольшие веб-приложения — тренажёры.
Каждый тренажёр получает на сайте уникальный код и доступен всем желающим. Вам остается только поделиться ссылкой.
Плюсы: полностью русскоязычный, бесплатный
Минусы: ссылку с игрой нельзя встроить на страницу сайта или блога.
- Картофан (соотнести подписи из перечня с объектами на карте, отмеченными точками).
- Кокла (распределит набор слов по 2-3 и более категориям)
- Криптон (разгадать слова, в которых перепутаны буквы)
- Морфанки (выполнить морфологический разбор группы слов, разбор слов по составу)
- НЛО (удалить «неправильный» или лишний объект из группы)
Барабук (https://www.barabook.ru/)
Барабук – это сервис для заучивания информации на мобильном устройстве.
Флеш-карточки
Подобрать из нескольких вариантов изображение, соответствующее лицевой карте.
•Вписать недостающую надпись.
•Подбор пары.
•Ввод текста.
Плюс: поддерживает русский и английский языки
Минусы: задания для выполнения доступны только на мобильном устройстве. Карточки с заданиями при составлении можно просматривать на компьютере.
LearningApps.org (https://learningapps.org/)
Сервис для создания интерактивных упражнений.
Плюсы: ссылку на упражнение можно вставить на страницу сайта или блога. Можно отслеживать статистику по классу.
Wordwall (https://wordwall.net/)
Wordwall представляет собой многофункциональный инструмент для создания как интерактивных, так и печатных материалов. Большинство шаблонов доступны как в интерактивной, так и в печатной версии. Плюсы: имеет русскоязычную версию. Интерактивные упражнения воспроизводятся на любом устройстве, имеющем доступ в интернет: на компьютере, планшете, телефоне или интерактивной доске.
Печатные версии можно распечатать и использовать их в качестве самостоятельных учебных заданий.
Ссылку на игру можно разместить на сайте, отправлять. Можно просматривать статистику по каждому ученику и общую по классу.
Stadystack (https://www.studystack.com/)
-флэш-карточки
-кроссворды
-тесты
-поиск слов и др.
Quiz Whizzer (https://quizwhizzer.com/)
QuizWhizzer - данный инструмент предлагает имитацию настольной игры, где участники продвигаются к цели по «тропе», отвечая на вопросы. После создания аккаунта загрузите фоновое изображение и добавьте пробелы для перемещения игроков, чтобы создать уникальную игровую карту для вашего теста.
По мере того, как ученики отвечают на вопросы, их аватары будут перемещаться по карте в реальном времени.
Как учитель, вы можете использовать одну и ту же игру в нескольких классах, и вам не нужно делать ни единой отметки! Огромным преимуществом онлайн-оценки викторины является то, что она помечается автоматически. Во время игры вы можете определить, какие студенты нуждаются в дальнейшей поддержке, основываясь на положении игроков на игровой доске. В конце игры вы сможете увидеть ответы каждого ученика, чтобы вы могли лучше оценить, какие вопросы требуют дальнейшего объяснения и обсуждения.
Кроме того, вы получите удовлетворение от того, что ваши ученики будут более увлечены и создают приятную атмосферу, пока студенты бегают по трассе, отвечая на вопросы.
Плюсы: Ученики могут играть как на ПК, так и на своих мобильных устройствах: планшетах, ноутбуках или смартфонах (доступ к игре по коду).
Вы можете показывать ученикам на экране или интерактивной доске, как они продвигаются к цели. (статистика по ученику и по классу)
Umaigra (http://www.umapalata.com) - конструктор для создания учебных задач в виде дидактических игр,
Плюсы: поддерживает русский язык, позволяет отслеживать достижения каждого учащегося и всего класса.
Электронная игра является важным инструментом в учебном процессе, потому что она предлагает целый ряд дидактических преимуществ:
- помогает учителю мотивировать детей и привлекать их к учебе;
- развивает различные умственные навыки, пространственное воображение и реакцию;
- позволяет детям учиться в интерактивной среде, в которой они могут тренироваться, совершать ошибки и исправлять их;
- может содержать практические примеры понятий и правил, которые было бы трудно объяснить в классе;
- позволяет учителю организовать самостоятельную работу учащихся, делать для них контрольные тесты и т.д..
Вывод: Использование электронных игр не заменяет традиционные уроки, наоборот, предоставляет дополнительную возможность в обучении. Исследования в области детского образования помогли выявить характеристики, которыми должна обладать электронная игра для ее эффективного использования. Среди них наиболее существенными являются:
- интерфейс понятен и прост в использовании, имеет привлекательную графику;
- занимательный игровой сценарий, ориентированной на четко определенные образовательные цели;
- возможность адаптировать игру (скорость, время и т.д.) к индивидуальным потребностям детей;
- возможность персонализировать дидактическое содержание для различных предметных областей, возрастного диапазона и языка учащихся;
- показ во время игры параметров выполнения: прогресс игрока, счет, время и т.д.;
- возможность отслеживания, оценки и анализа результатов учащихся;
- соответствие со стандартом SCORM (Sharable Content Object Reference Model), что делает игру пригодной для использования с различными LMS (Learning Management System)
- возможность публикации и обмена игры с сообществом преподавателей и студентов, и т.д..
Совершенно очевидно, что соблюдение хотя бы части необходимых характеристик представляет серьезную задачу в создании дидактических электронных игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/28/picture-657719-1543404755.jpg)
Интерактивная дидактическая игра «Зоопарк»
Вашему вниманию представлены дидактические игры на дифференциацию слов изученного типа со словами большей или меньшей контрастности по слоговой структуре. Логопедические дидактические игры...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/28/picture-657719-1543404755.jpg)
Интерактивная дидактическая игра "Продолжи ряд"
Вашему вниманию представлена интерактивная дидактическая игра на развитие речи, логического мышления и внимания (классификация транспорта на наземный, водный и воздушный)....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/28/picture-657719-1543404755.jpg)
Интерактивная дидактическая игра "Что лишнее" Учим цвета
Вашему вниманию представлена интерактивная дидактическая игра на закрепление основных цветов, развитие речи и умения классифицировать предметы....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/28/picture-657719-1543404755.jpg)
Интерактивная дидактическая игра "Почини игрушку"
Вашему вниманию представлена интерактивная дидактическая игра на развитие зрительного внимания, расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/28/picture-657719-1543404755.jpg)
Интерактивная дидактическая игра "Логические цепочки"
Вашему вниманию представлена интерактивная дидактическая игра на развитие логического мышления и внимания....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/28/picture-657719-1543404755.jpg)
Интерактивная дидактическая игра "Найди пару"
Вашему вниманию представлена интерактивная дидактическая игра на развитие зрительного восприятия, внимания....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/28/picture-657719-1543404755.jpg)
Интерактивная дидактическая игра "Четвертая картинка"
Вашему вниманию представлена интерактивная дидактическая игра на развитие умения пользоваться наглядной моделью при решении элементарных логических задач на классификацию....