Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 5-6 классов
рабочая программа по информатике и икт

Мещерякова Олеся Владимировна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5-6_klassy.docx42.85 КБ

Предварительный просмотр:

6

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 23 города Ельца»

  Приложение к основной образовательной

                                                                                    программе основного общего образования

                                                                                    в  соответствии с ФГОС ООО,   ФОП ООО

                                                                                    утвержденной    приказом МБОУ СШ № 23  

                                                                                    г. Ельца     от «__»________2023 г №____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

учебного предмета «Информатика»

    для  5-6 классов      

(основное общее образование)

Елец‌ 2023‌​

 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»

5 КЛАСС

1. Устройство компьютера

Правила безопасности при работе за компьютером. Основные устройства компьютера. Системный блок. Процессор. Постоянная и оперативная память. Мобильные и стационарные устройств. Внутренние и внешние устройства компьютера. Файловая система компьютера. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Функции операционной системы. Виды операционных систем. Работа с текстовым редактором «Блокнот».

2.Алгоритмы и программирование

 Алгоритмы и языки программирования. Блок-схемы. Линейные алгоритмические алгоритмы. Ветвление. Работа в среде программирования.

3. Информационные технологии

Оформление презентаций. Структура презентации. Изображения в презентации. Составление запроса для поиска изображений. Редактирование слайда. Способы структурирования информации. Схемы, таблицы, списки. Заголовки на слайдах.

4. Цифровая грамотность

Коммуникация в Сети. Хранение информации в Интернете. Сервер.   Хостинг. Формирование адреса в Интернет. Электронная почта. Алгоритм создания аккаунта в социальной сети. Безопасность: пароли. Признаки надёжного пароля. Безопасность: интернет-мошенничество. Личная информация. Социальные сети: сетевой этикет, приватность. Кибербуллинг. Вирусы. Виды вирусов. Антивирусные программы.

6 КЛАСС

1. Теоретические основы информатики

Моделирование как метод познания мира. Этапы моделирования. Использование моделей в повседневной жизни. Виды моделей. Информационное моделирование. Формальное описание моделей. Построение информационной модели. Компьютерное моделирование.

2. Алгоритмы и программирование

Среда текстового программирования. Управление исполнителем. Циклические алгоритмы. Переменные. Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур). Процедуры с параметрами.

3. Информационные процессы

Информационные процессы. Информация и способы получения информации. Хранение, передача и обработка информации. Двоичный код. Процесс кодирования на компьютер. Кодирование различной информации. Равномерный двоичный код. Правила создания кодовых таблиц. Информационный объём данных. Единицы измерения информации. Работа с различными файлами. Основные расширения файлов. Информационный размер файлов различного типа.

4. Информационные технологии

Табличные модели и их особенности. Интерфейс табличного процессора. Ячейки. Адреса ячеек. Диапазон данных. Типы данных в ячейках. Составление формул. Автозаполнение ячеек.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»

Изучение информатики в 5-6 классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами учебного предмета.

В результате изучения информатики в 5-6 классах у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:

1)патриотического воспитания:

 ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию;

 понимание значения информатики как науки в жизни современного общества.

2)духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

 готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм, с учётом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете.

3)гражданского воспитания:

 представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах;

 соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;

 ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных и познавательных задач, создании учебных проектов;

 стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм, с учётом осознания последствий поступков.

4)ценностей научного познания:

наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики;

интерес к обучению и познанию;

 любознательность;

 стремление к самообразованию;

 овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

 наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

5) формирования культуры здоровья:

 установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ.

6)трудового воспитания:

 интерес к практическому изучению профессий в сферах деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса.

7)экологического воспитания:

наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.

8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

 освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями – познавательными, коммуникативными, регулятивными.

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

 оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования;

 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

 Работа с информацией:

 выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

 применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями;

оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; запоминать и систематизировать информацию.

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

 публично представлять результаты выполненного опыта (исследования, проекта);

 выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

 Совместная деятельность (сотрудничество):

 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;

 принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче и формализации информации, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

 выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;

 оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:

выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;

составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи;

 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.

 Самоконтроль (рефлексия):

 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

 оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.

Принятие себя и других:

 осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. класс

применять правила безопасности при работе за компьютером;

 знать основные устройства компьютера;

 знать назначение устройств компьютера;

 классифицировать компьютеры на мобильные и стационарные;

 классифицировать устройства компьютера на внутренние и внешние;

 знать принципы работы файловой системы компьютера;

 работать с файлами и папками в файловой системе компьютера;

 работать с текстовым редактором «Блокнот»; иметь представление о программном обеспечении компьютера;

дифференцировать программы на основные и дополнительные;

знать назначение операционной системы;

 знать виды операционных систем;

 знать понятие «алгоритм»;

 определять алгоритм по его свойствам;

 знать способы записи алгоритма;

 составлять алгоритм, используя словесное описание;

знать основные элементы блок-схем;

 знать виды основных алгоритмических структур;

 составлять линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы с помощью блок-схем;

 знать         интерфейс         среды                 программирования Кумир;

составлять простые программы в среде программирования Кумир;

 иметь представление о редакторе презентаций;

создавать и редактировать презентацию средствами редактора презентаций;

добавлять различные объекты на слайд: заголовок, текст, таблица, схема;

оформлять слайды;

создавать, копировать, вставлять, удалять и перемещать слайды;

работать с макетами слайдов;

добавлять изображения в презентацию;

составлять запрос для поиска изображений;

вставлять схемы, таблицы и списки в презентацию;

иметь представление о коммуникации в Сети;

иметь представление о хранении информации в Интернете;

знать понятия «сервер», «хостинг», «компьютерная сеть»,

«локальная сеть», «глобальная сеть»;

иметь представление о формировании адреса в Интернете;

работать с электронной почтой;

создавать аккаунт в социальной сети;

знать правила безопасности в Интернете;

отличать надёжный пароль от ненадёжного; иметь представление о личной информации и о правилах работы с ней;

знать, что такое вирусы и антивирусное программное обеспечение;

знать правила сетевого этикета.

6 класс

знать, что такое модель и моделирование;

знать этапы моделирования;

строить словесную модель;

знать виды моделей;

иметь представление об информационном моделировании;

строить информационную модель;

иметь представление о формальном описании моделей;

иметь представление о компьютерном моделировании;

разбивать задачи на подзадачи;

составлять программы для управления исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с использованием циклов и вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами;

иметь представление об информационных процессах;

знать способы получения и кодирования информации;

иметь представление о двоичном коде;

осуществлять процессы двоичного кодирования и декодирования информации на компьютере;

кодировать различную информацию двоичным кодом;

иметь представление о равномерном двоичном коде;

знать правила создания кодовых таблиц;

определять информационный объём данных;

знать единицы измерения информации;

знать основные расширения файлов;

иметь представление о табличных моделях и их особенностях;

знать интерфейс табличного процессора;

знать понятие «ячейка»;

определять адреса ячеек в табличном процессоре;

знать, что такое диапазон данных;

определять адрес диапазона данных;

работать с различными типами данных в ячейках;

составлять формулы в табличном процессоре;

пользоваться функцией автозаполнения ячеек .


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 5 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Воспитательный компонент

Всего

Контрольные работы

Практические работы

Раздел 1. Устройство компьютера

1.1

Техника безопасности и правила работы за компьютером. Компьютер – универсальное устройство обработки данных

2

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor5.php

https://www.yaklass.ru/p/informatika

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

Патриотическое воспитание

1.2

Файлы и папки

2

1

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor5.php

https://www.yaklass.ru/p/informatika

Гражданское воспитание

Ценности научного познания

1.3

Текстовые документы

4

3

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor5.php

https://www.yaklass.ru/p/informatika

Духовно-нравственное воспитание

Ценности научного познания

Итого по разделу

8

Раздел 2. Алгоритмы и программирование

2.1

Алгоритмы и исполнители

2

https://www.yaklass.ru/p/informatika#program-6-klass

Ценности научного познания

Эстетическое воспитание

2.2

Работа в среде программирования

9

1

6

https://www.yaklass.ru/p/informatika#program-6-klass

Ценности научного познания

Трудовое воспитание

Итого по разделу

11

Раздел 3. Информационные технологии

3.1

Компьютерные презентации

7

1

4

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor5.php

https://www.yaklass.ru/p/informatika

Духовно-нравственное воспитание

Эстетическое воспитание

Итого по разделу

 7

Раздел 4. Цифровая грамотность

4.1

Работа в Интернете

5

3

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor5.php

https://www.yaklass.ru/p/informatika

Ценности научного познания

Гражданское воспитание.

4.2

Безопасность в Интернете

2

1

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor5.php

https://www.yaklass.ru/p/informatika

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

Духовно-нравственное воспитание

Итого по разделу

7

Резервное время

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 34

 3

17

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Воспитательный компонент

Всего

Контрольные работы

Практические работы

Раздел 1. Теоретические основы информатики  

1.1

Техника безопасности и правила работы за компьютером. 

Моделирование как метод познания мира

4

1

https://m.edsoo.ru/7f41a7d0

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

Эстетическое воспитание

Итого по разделу

4

Раздел 2.  Алгоритмы и программирование

2.1

Работа в среде программирования

12

1

9

https://www.yaklass.ru/p/informatika#program-6-klass

Ценности научного познания Гражданское воспитание

Итого по разделу

12

Раздел 3. Информационные процессы

3.1

Информация и информационные процессы

3

1

https://m.edsoo.ru/7f41646e

Духовно-нравственное воспитание

Трудовое воспитание

3.2

Двоичный код

3

1

https://m.edsoo.ru/7f41646e

Ценности научного познания

3.3

Единицы измерения информации.

3

1

https://m.edsoo.ru/7f41646e

Ценности научного познания

Итого по разделу

9

Раздел 4. Информационные технологии

4.1

Электронные таблицы

8

1

5

https://m.edsoo.ru/7f41a7d0

Ценности научного познания.

Трудовое воспитание

Итого по разделу

8

Резервное время

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 34

 3

17

ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ. 5–6 классы        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету Информатика 8 класс (Угринович Н.Д., 1 час в неделю)

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора эл...

Рабочая программа по предмету Информатика 9 класс (Угринович Н.Д., 2 часа в неделю)

Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. (автор учеб...

Рабочая программа по предмету Информатика 11 класс (Угринович Н.Д., 2 часа в неделю) базовый уровень

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классе составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. (автор учебника), Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и...

Рабочая программа по предмету «информатика» 8 класс на 2013 – 2014 учебный год

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Угриновича Н.Д.  с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и код...

рабочая программа по истории для5 класса

рабочая программа по истории для 5 класса...

Рабочая программа по предмету информатика 5 класс ФГОС

Рабочая программа составлена по авторской рабочей программе Босовой Л.Л. расчитана на 34 часа (1 час в неделю)...

Рабочая программа учебного предмета « Информатика» 5 класс, основное общее образование, на 2015-2016 учебный год (ФГОС)

Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия №3» с  учетом УМК авторов Л.Л. Босова, А.Ю. Босова по информатике для 5 классов....