АЛГОРИТМЫ С ЦИКЛОМ. ВЛОЖЕННЫЙ АЛГОРИТМ (ЦИКЛ).
учебно-методический материал по информатике и икт (7 класс)

Попова Виктория Александровна

Урок информатики в 7 классе с применением технологии смешанного обучения и проблемного диалога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vlozhennye_algoritmy_tsikly.zip2.7 МБ

Предварительный просмотр:

7класс

АЛГОРИТМЫ С ЦИКЛОМ. ВЛОЖЕННЫЙ АЛГОРИТМ (ЦИКЛ).

Разработала учитель информатики Попова В.А.

МОУ Лицей г. Фрязино Московской области

Тип урока:  Практическое применение знаний.

Цель: изучение понятия “вложенные циклы”, совершенствование навыков составления программ на языке программирования Scratch и школьном алгоритмическом языке.

Педагогические задачи:

Образовательные:

1.  Развитие навыка использования операции цикла в цикле для решения учебных задач;

2.  Формирование пространственных представлений о перемещении на плоскости;

3.  Тренировка навыка использования поворота на заданный угол;

4.  Формирование навыка оптимизации алгоритма за счёт использования конструкции «цикл в цикле» в программных средах Scratch и Кумир;

Развивающие:

1. Способствовать формированию пространственных представлений;

2. Способствовать формированию умений:

   2.1.   Организовывать, контролировать, и корректировать свою учебную деятельность;

   2.2.        Анализировать, синтезировать и обобщать материал;

   2.3.        Сопоставлять и сравнивать однородные факты;

   2.4.        Формулировать и обосновывать выводы;

   2.5.        Продуктивной коммуникации и группового взаимодействия;

   2.6.        Поддерживать устойчивое внимание, переключать и распределять внимание;

Воспитательные:        

1. Способствовать воспитанию:

•  усидчивости и культуры учебного труда при выполнении практических заданий и обсуждении их результатов;

•  стремления к преодолению трудностей в процессе интеллектуальной деятельности;

•  гуманности, чувства коллективизма, чувства такта при общении с одноклассниками;

•  информационной культуры.

2. Cодействовать нравственному, эстетическому и эмоциональному воспитанию учащихся .

Технологии:  проблемный диалог, смешанное обучение, ИКТ-технологии, проект

Методы: демонстрация, объяснение, практическая работа, подводящий к проблеме диалог, частично-поисковый,  практический контроль, самоконтроль, метод формирования чувств (одобрение, похвала, контроль).

Планируемые результаты

Предметные:

Научатся:

•  понимание понятий  Алгоритм, Исполнитель, Алгоритмические конструкции, Цикл, Вложенный алгоритм, Вложенный цикл;

• знание правил техники безопасности при  работе за компьютером;

• тренировка навыков копирования фрагментов программы;

•  знание основ работы в ПО Scratch и КуМир

Получат возможность научиться:

•  Создавать ментальные карты

Метапредметные:

Познавательные  

•  развитие умения выделять повторяющиеся процессы;

• развитие умения оптимизировать решение;

•  умения и навыки анализировать, синтезировать и обобщать материал;

•  умения и навыки сопоставлять и сравнивать однородные факты;

•  умения и навыки формулировать и обосновывать выводы;

•  умения и навыки логически строить доказательство;

•  умения и навыки внимательно воспринимать информацию;

•  умения и навыки создавать и моделировать новые ситуации, объекты;

•  умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую.

Регулятивные

•  умение организовать свое рабочее место и учебную деятельность;

•  умение  контролировать, корректировать и оценивать  свою познавательную и учебную деятельность;

Коммуникативные

•  умение сотрудничать со сверстниками в решении учебных проблем;

•  умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;

•  умение полно и точно выражать свои мысли.

Личностные:

• формирование ответственного отношения к учению, способности довести до конца начатое дело на примере завершённых учебных задач;

•  готовность и способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности (учебной, коммуникативной);

•  способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом;

•  формирование навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками и учителем в учебной деятельности;

•  формирование основ эстетического образования;

Образовательные ресурсы:

  • ПК учителя, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска
  • ПК учащихся с установленной программными средами Scratch (версия 1.4), КуМир (версия 1.9, исполнитель Черепаха)

Организационная структура урока.

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Организационный момент.

- Доброе утро! Как ваше настроение? Готовы работать? Готовы узнать что-нибудь новое и применить на практике.

-  Возьмите свои оценочные листочки и зафиксируйте своё настроение.

Определяют своё эмоциональное состояние в начале урока. Отвечают на вопросы.

Владение навыками самоорганизации. Осуществление актуализации знаний, полученных на предыдущих уроках.

II. Актуализация опорных знаний.

Постановка проблемы. Формулирование  темы и целей урока.

Организует беседу с целью актуализации знаний.

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

Организует работу с целью открытия нового знания.

- С каким разделом мы с вами работаем?

- Что такое алгоритм?

- Кто исполняет алгоритмы?

- Какие бывают способы записи алгоритмов?

- Для чего мы используем алгоритмы в информатике?

- Какими способами пользуемся на уроках информатики?

- В какой последовательности?

- Какими алгоритмическими языками мы с вами пользуемся?

- С какими исполнителями мы работаем? Для кого пишем программы?

- Назовите мне основные алгоритмические конструкции?

Показывает.

Показывает новую схему: Цикл в цикле

- Что вы  новое  и странное видите?

- Есть варианты, как назвать конструкцию?

- Такие циклы называются вложенными.

- Тема нашего урока:

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, предположение.

Выступают ребята с заранее подготовленными сообщениями.

- Алгоритмы и исполнители.

…….

- Исполнители.

…….

- Для составления программного кода.

- Блок-схема. Алгоритмические языки.

- Сначала строим блок-схему, потом переводим её в программный код.

- Scratch, школьный алгоритмический

- Спрайты в Scratch, Черепаха, Чертёжник, Кузнечик, Водолей, Робот в системе КуМир.

Называют

- 2 цикла. Один в другом.

Предположения детей

- Вложенные алгоритмы (циклы).

Владеть умением формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка. Развито логическое мышление.

Адекватно использовать  речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Определять способы действий  в рамках предложенных условий. Проводить анализ полученной информации и делать выводы.

III. Изучение нового материала.

Практическая работа (ротация станций)

Организует деление на группы, выполнение практической работы, повторение правил ТБ, озвучивает схему (этапы) работы. Координирует работу станции «Археологи», по просьбе учащихся подходит к станциям «Испытатели» и «Творцы».

- С подобной конструкцией мы с вами уже встречались на прошлых уроках, но не знали, как она называется.

- Когда вы её использовали.

- Сейчас мы с вами на практике поработаем с вложенными алгоритмами.

- Работать будем по системе «Ротация станций».

- Сегодня делимся на группы по желанию. Кому с кем комфортно.

- Вспомним ТБ.

Раздаёт папки с заданиями.

- Достаньте путевые листочки и определите свою первую станцию.

- На выполнение работы на станции у вас будет 6 минут.

- Я буду координировать станцию «Археологи», однако в любой момент могу подойти к другой станции, если у вас возникнут вопросы.

Повторяют правила ТБ. Выполняют практическую работу.

- Когда писали вспомогательные алгоритмы для исполнителей.

Работать в малых группах. Запускать  среды программирования Scratch  и КуМир, работать в ПО. Писать программы на языке Scratch  и школьном алгоритмическом языке. Составлять ментальную карту из предложенных объектов, объяснять и понимать связи этих объектов.

IV. Обсуждение и оценка выполненной работы.

Итоги урока. Рефлексия.

Организует  и корректирует выступление обучающихся.

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, работу с оценочным листом, подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам.

- Давайте посмотрим на карту, которую составили на станции «Археологи».

- Теперь легче будет запомнить пройденный материал?

- Над какой темой работали?

- Ребята, как бы вы охарактеризовали сегодняшний урок. Урок был интересный? Он  был полезен для вас?  Всё, о чем говорилось и что делалось на уроке, вы понимали?  Кто  пользы от урока получил мало? Кто  не очень понимал, о чём идет речь, кому  это не очень нужно?

- Отметьте своё эмоциональное состояние в оценочных листах.

- Поставьте себе отметку за урок.

- Давайте прикрепим на доску свои оценочные листы.

-Вы сегодня очень постарались. Спасибо за урок.

Обучающиеся выполняют самооценку своей работы и работы группы.

Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку. Обсуждение полученных отметок.

- Получилась схема всего пройденного материала.

- Да

 - Вложенные алгоритмы (циклы).

Проводить контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Развиты грамотная речь, логическое мышление.

Осуществлять рефлексию способов и условий действий. Владеть навыками самоорганизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Алгоритмы. Свойства. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы"

В данной презентации представлен материал к разделу "Алгоритмизация". В презентации рассмотрены понятия: алгоритм, свойства алгоритма, способы записи алгоритмов, линейные алгоритмы. Представлены задач...

Тема урока: «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир»

Тема урока: «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Кумир»Цели урока:Систематизировать представления учащихся об исп...

Раздаточный материал "Тема 1. Разветвляющиеся алгоритмы. Работа 2. Вложенные ветвления"

Набор карточек с программами и блок-схемами на 12 вариантов по теме" Разветвляющиеся алгоритмы" Работа 2: Задачи на построение алгоритма, содержащего несколько ветвлений, и вложение ветвлений одн...

Раздаточный материал "Тема 1. Разветвляющиеся алгоритмы. Работа 5. Вложенные ветвления, сложные условия, составной оператор."

При работе над темой «Программирование» я столкнулась с тем, что программа к заданной на класс задаче, очень быстро «переползает» с экрана более сильных учеников ко всем остальным. Поэтому я составила...

Урок информатики в 7 классе «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником».

Урок информатики в 7 классе «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов.Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником»....

Счетный цикл, элементарные алгоритмы (Pascal)

В работе рассмотрены простейшие алгоритмы поиска максимального и минимального элементов последовательности ( в том числе условных), суммы или количества элементов последовательности, удовлетворяющих к...