Рабочая программа информатика 5 класс.
рабочая программа по информатике и икт (5 класс)

Корешенкова Ольга Владимировна

Рабочая программа информатика 5  класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_5_2024-2025.docx131.75 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 61

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА

                                              САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПРИНЯТО

      УТВЕРЖДАЮ

на заседании

Директор ГБОУ   гимназии № 61

Педагогического совета

Протокол №_____от _____

Т.А. Казеева

Приказ № _____от ___________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

учебного предмета «Математика» для 5 А

на 2024-2025 учебный год

СОГЛАСОВАНО:

        Председатель МО учителей

математики, технического цикла

и технологий Аксенова Н.В.

                                                                                        _____________

Составитель:

Корешенкова О.В.

учитель математики

2024-2025 учебный год

г. Санкт-Петербург

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Приоритетными целями обучения математике в 5 классах являются:  продолжение формирования основных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся;  развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, интереса к изучению математики; подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира; формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать полученные результаты и оценивать их на соответствие практической ситуации. Основные линии содержания курса математики в 5 классах — арифметическая и геометрическая, которые развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако, не независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Также в курсе происходит знакомство с элементами алгебры и описательной статистики. Изучение арифметического материала начинается со систематизации и развития знаний о натуральных числах, полученных в начальной школе. При этом совершенствование вычислительной техники и формирование новых теоретических знаний сочетается с развитием вычислительной культуры, в частности с обучением простейшим приёмам прикидки и оценки результатов вычислений.. Другой крупный блок в содержании арифметической линии — это дроби. Начало изучения обыкновенных и десятичных дробей отнесено к 5 классу. Это первый этап в освоении дробей, когда происходит знакомство с основными идеями, понятиями  . При этом рассмотрение обыкновенных дробей в полном объёме предшествует изучению десятичных дробей, что целесообразно с точки зрения логики изложения числовой линии, когда правила действий с десятичными дробями можно обосновать уже известными алгоритмами выполнения действий с обыкновенными дробями. Знакомство с десятичными дробями расширит возможности для понимания обучающимися прикладного применения новой записи при изучении других предметов и при практическом использовании.. При обучении решению текстовых задач в 5 классе используются арифметические приёмы решения. Текстовые задачи, решаемые при отработке вычислительных навыков в 5 классах, рассматриваются задачи следующих видов: задачи на движение, на части, на покупки, на работу и производительность, на проценты, на отношения и пропорции. Кроме того, обучающиеся знакомятся с приёмами решения задач перебором возможных вариантов, учатся работать с информацией, представленной в форме таблиц или диаграмм. В Примерной рабочей программе предусмотрено формирование пропедевтических алгебраических представлений. Буквенная символика широко используется прежде всего для записи общих утверждений и предложений, формул, в частности для вычисления геометрических величин, в качестве «заместителя» числа. В курсе «Математики» 5 классов представлена наглядная геометрия, направленная на развитие образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Это важный этап в изучении геометрии, который осуществляется на наглядно-практическом уровне, опирается на наглядно-образное мышление обучающихся. Большая роль отводится практической деятельности, опыту, эксперименту, моделированию. Обучающиеся знакомятся с геометрическими фигурами на плоскости и в пространстве, с их простейшими конфигурациями, учатся изображать их на нелинованной и клетчатой бумаге, рассматривают их простейшие свойства. В  процессе изучения наглядной геометрии знания, полученные обучающимися в начальной школе, систематизируются и расширяются.

 МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану в 5 классах изучается интегрированный предмет «Математика», который включает арифметический материал и наглядную геометрию, а также пропедевтические сведения из алгебры, элементы логики и начала описательной статистики. Учебный план на изучение математики в 5  отводит не менее 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения.

  1. Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа.

- Федеральный закон от 9 декабря 2012 года N 273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации»

- Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию,

- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

- Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 N 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

-  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

-  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.11.2021 № 819 "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".

-  Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 11.11.2021 № 03–1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и 234 учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году» разъяснен порядок использования учебно-методических комплектов в период перехода на обновленные ФГОС 2021.

- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской̆ Федерации от 22.03.2021 No 115;

- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2

- Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга  от 15.04.2022 No 801-

р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных

учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные

программы, в 2022/2023 учебном году»;

1.2 Сведения о программе.

  Данная рабочая программа по математике определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы,   методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

  1.3 Обоснование выбора программы.

              Математика относится к ряду учебных предметов, которые в Федеральном компоненте государственного стандарта определены как обязательные для изучения на этапе основного общего образования. Согласно учебному плану гимназии, рекомендациям Министерства образования Российской Федерации и наличию учебников в библиотеке, выбрана данная учебная программа и учебно-методический комплект А.Г. Мерзляк.

     1.4. Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся.

 Данный учебный курс по математике в полном объеме соответствует федеральным государственным образовательным стандартам.  

Математическое образование является неотъемлемой частью любого полноценного образования. Математика является одним из базовых предметов в школе. Она обеспечивает изучение других дисциплин – это относится не только к предметам физико-математического, технического и естественнонаучного циклов, но и гуманитарным дисциплинам. В современных условиях определенный объем математических знаний, владение некоторыми математическими методами стали обязательными элементами общей культуры – без математических знаний, без сформированных в ходе изучения математики технических навыков и умений (т.е. без владения вычислительными и иными алгоритмами) невозможно дальнейшее обучение, да и практическая деятельность часто оказывается затрудненной.

Курс математики 5-го класса – важное звено математического образования и развития школьников. Основной целью курса является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин, умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. При этом учащиеся постепенно осознают правила выполнения основных логических операций. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

1.5. Информация о количестве учебных часов.

В соответствии с учебным планом, а также годовым календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 5 учебных часа в неделю (170 часов в год).

  1.6. Формы организации образовательного процесса.

  1. основная форма — урок
  2. экскурсии
  3. проектная деятельность
  4. применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий , онлайн-курсы, обеспечивающие для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»

  1.7. Технологии обучения.

     Урок предполагает использование определенных образовательных технологий, т.е. системной совокупности приемов и средств обучения и определенный порядок их применения. На этапе углубления и расширения изученного материала новым будет использована технология проблемно-диалогического обучения,  которая предполагает открытие нового знания самими обучающимися.   При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учащимися вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания школьниками.    

        Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:

Урок-лекция. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

Урок-самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок-контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме.

На каждом уроке математики выделяется 8-10 минут для развития и совершенствования вычислительных навыков. Повторение на уроках проводится в следующих видах и формах:

  • повторение и контроль теоретического материала;
  • разбор и  анализ домашнего задания;
  • устный счет;
  • математический диктант;
  • самостоятельная работа;
  • контрольные срезы.

Особое внимание уделяется повторению при проведении самостоятельных и контрольных работ.

  1.8. Механизмы формирования ключевых компетенций.

В ходе преподавания математики в 5классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание не только на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций:

  • ценностно-смысловой компетенции,                                                                    
  • общекультурная компетенция,                                                                           
  • учебно-познавательной компетенции,                                                                
  • информационной компетенции,                                                                            
  • коммуникативной компетенции,                                                                          
  • социально-трудовой компетенции,                                                                        
  • компетенции личностного самосовершенствования.

Данные компетенции формируются через УУД.

 Программа обеспечивает достижение следующих целей и результатов конце 5 класса:

в направлении личностного развития:

  • ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  • креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач;
  • умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

в метапредметном направлении:

  • способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способности решения учебных и познавательных задач;
  • умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
  • способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
  • умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  • умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы: умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
  • первоначального представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники,;
  • развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умения понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимания необходимости их проверки;
  • понимания сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

  1.9.  Виды и формы контроля.

   Согласно уставу ГБОУ Гимназии №61  и локальному акту общеобразовательного учреждения основными видами контроля считать текущий (на каждом уроке), тематический (осуществляется в период изучения той или иной темы), промежуточный (ограничивается рамками четверти, полугодия), итоговый (в конце года).

Формами контроля может быть:

  • зачет,
  •  практическая работа,
  • контрольная работа;
  • тестирование;
  • доклады, рефераты, сообщения.

Требования к уровню подготовки учащихся по  математике  (предметные результаты)

Предметными результатами освоения выпускниками 5 класса программы по математике являются:

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику;
  • умение проводить классификации, логические обоснования;

  • развитие представлений о числе и числовых системах,  овладение навыками  устных, письменных, инструментальных вычислений;

  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
  • умения измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

В результате изучения курса математики 5-го класса учащиеся должны уметь:

Предметная область «Арифметика»

  • правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное,  десятичная дробь.; переходить от одной формы записи чисел к другой (например, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной, проценты — в виде десятичной или обыкновенной дроби);
  • выполнять устно арифметические действия : сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками; умножение однозначных чисел, однозначного на  двузначное число; деление на однозначное число и десятичной дроби с двумя знаками на однозначное число;
  • сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел; понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатной прямой;
  • выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями, находить значения степеней; сочетать при вычислениях устные и письменные приемы;
  • округлять целые числа и десятичные дроби, производить прикидку результата вычислений;
  • Предметная область «Алгебра»
  • правильно употреблять термины «выражение», «числовое выражение»,  «буквенное выражение», «значение выражения», понимать их использование в тексте, в речи учителя, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «найти значение выражения», «разложить на множители»;
  • составлять несложные буквенные выражения и формулы; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; выражать из формул одни переменные через другие;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом;
  • понимать, что уравнения — это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики;

  • правильно употреблять термины «уравнение», «неравенство», «корень уравнения»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить уравнение, неравенство»;
  • решать  уравнения с одной переменной, на основании зависимости между компонентами арифметических действий;

  • познакомиться с координатной прямой, знать порядок записи координат точек на прямой и их названий, уметь построить точку на прямой по ее координатам;

  • Предметная область «Геометрия»
  • распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, многоугольники, окружности, круги); изображать указанные геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;
  • владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
  • решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя изученные свойства фигур и формулы.

.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В программе реализуется концепция развивающего обучения, которая предусматривает особую организацию учебной деятельности обучающихся: математическое содержание развертывается в теоретической форме - от общего к частному, от абстрактного к конкретному. При этом знания не даются учителем в готовом виде (в виде образцов, правил, алгоритмов), а добываются обучающимися при решении учебной задачи (учебной проблемы) путем выполнения самостоятельных учебных действий.

В курсе математики 5 классов можно выделить две относительно самостоятельные содержательные линии. Первая, арифметическая, касается развития понятия числа. Вторая связана с формированием геометрических представлений. Кроме того, в программу органично включен материал, знакомящий обучающихся с логикой и множествами, а также - математикой в историческом развитии.

АРИФМЕТИКА

Натуральные числа. Натуральный ряд. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. Степень с натуральным показателем. Числовые выражения, значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях, использование скобок. Решение текстовых задач арифметическими способами. Деление с остатком.

Дроби. Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части. Десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Проценты; нахождение процентов от величины и величины по ее процентам.  Решение текстовых задач арифметическими способами.

Измерения, приближения, оценки. Приближенное значение величины, точность приближения. Округление натуральных чисел и десятичных дробей. Прикидка и оценка результатов вычислений.

АЛГЕБРА

Алгебраические выражения. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных. Подстановка выражений вместо переменных. Преобразование буквенных выражений на основе свойств арифметических действий. Равенство буквенных выражений. Тождество.

Уравнения. Уравнение с одной переменной. Корень уравнения.  Решение текстовых задач алгебраическим способом.

ГЕОМЕТРИЯ

Наглядная геометрия. Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Изображение геометрических фигур. Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника и площадь квадрата. Приближенное измерение площадей фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры. Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Понятие объема; единицы объема. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба. Понятие о равенстве фигур.

Геометрические фигуры. Прямые и углы. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Угол. Виды углов. Биссектриса угла. Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярные прямые. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства равнобедренного треугольника. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Измерение геометрических величин. Длина отрезка.  Градусная мера угла. Понятие площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Координаты. Координаты середины отрезка.

МАТЕМАТИКА В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ.

   История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби. Старинные системы записи чисел. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер. Задача Леонардо Пизанского (Фибоначчи) о кроликах, числа Фибоначчи. Л. Магницкий. Л. Эйлер. От землемерия к геометрии. Пифагор и его школа. «Начала» Евклида. Л. Эйлер. Н. И. Лобачевский. Софизмы, парадоксы.

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ (в течение учебного года).

Получение информации о предметах по рисунку (масса, время, вместимость и т.д.), в ходе практической работы. Упорядочивание полученной информации. Проверка истинности утверждений в форме «верно ли, что ... , верно/неверно, что ...».Проверка правильности готового алгоритма. Понимание и интерпретация таблицы, схемы, круговой  диаграммы.

Заполнение готовой таблицы (запись недостающих данных в ячейки). Самостоятельное составление простейшей таблицы на основе анализа данной информации.

Натуральные числа (20 ч).

Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у обучающихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Рассматриваются простейшие комбинаторные задачи. В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.

Цель: систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.

Сложение и вычитание натуральных чисел (36 ч).

Начиная с этой темы основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).

Цель: закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

Умножение и деление натуральных чисел (36 ч).

В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий. Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на… (в…)», «меньше на… (в…)», а также задачи на известные обучающимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.

При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.

Цель: закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами; расширить представления обучающихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.

Обыкновенные дроби (18 ч).

В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от обучающихся.

Цель: познакомить обучающихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

Десятичные дроби. (48 ч).

При введении десятичных дробей важно добиться у обучающихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам. Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.

Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.

Цель: выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей; выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

9. Повторение.

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 5 класса.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по математике являются устный опрос и письменные работы. К письменным формам контроля относятся: математические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведен график контрольных работ для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.

3.Планируемые результаты освоения рабочей программы:

Числа и вычисления

 Понимать и правильно употреблять термины, связанные с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями.

 Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, сравнивать в простейших случаях обыкновенные дроби, десятичные дроби.  Соотносить точку на координатной (числовой) прямой с соответствующим ей числом и изображать натуральные числа точками на координатной (числовой) прямой.  Выполнять арифметические действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями в простейших случаях.  Выполнять проверку, прикидку результата вычислений.  Округлять натуральные числа. Решение текстовых задач Решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью организованного конечного перебора всех возможных вариантов.  Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость.  Использовать краткие записи, схемы, таблицы, обозначения при решении задач.  Пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие.  Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, на столбчатой диаграмме, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач. Наглядная геометрия Пользоваться геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, луч, угол, многоугольник, окружность, круг.  Приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных геометрических фигур. классы Использовать терминологию, связанную с углами: вершина сторона; с многоугольниками: угол, вершина, сторона, диагональ; с окружностью: радиус, диаметр, центр.  Изображать изученные геометрические фигуры на нелинованной и клетчатой бумаге с помощью циркуля и линейки. Находить длины отрезков непосредственным измерением с помощью линейки, строить отрезки заданной длины; строить окружность заданного радиуса.  Использовать свойства сторон и углов прямоугольника, квадрата для их построения, вычисления площади и периметра.  Вычислять периметр и площадь квадрата, прямоугольника, фигур, составленных из прямоугольников, в том числе фигур, изображённых на клетчатой бумаге.  Пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади; выражать одни единицы величины через другие.  Распознавать параллелепипед, куб, использовать терминологию: вершина, ребро грань, измерения; находить измерения параллелепипеда, куба.  Вычислять объём куба, параллелепипеда по заданным измерениям, пользоваться единицами измерения объёма.  Решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях.

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел программы

Количество

часов

Количество контрольных работ

по разделу

Натуральные числа. Сложение и вычитание натуральных чисел. Умножение и деление натуральных чисел. Признаки делимости. Степень.

43

3

Прямая. Угол. Окружность

12

1

Обыкновенные дроби.

48

2

Многоугольники

10

1

Десятичные дроби.

38

3

Многогранники

9

Повторение и систематизация учебного материала.

10

1

Итого:

170

11

5. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА

Отметка «5»

  • ответ полный и правильный на основании изученного материала;
  • материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
  • ответ самостоятельный.

Отметка «4»

  • ответ полный и правильный на основании изученного материала;
  • материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»

  • ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»

  • при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Отметка «5»

  • ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»

  • ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»

  • работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»

  • работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Таблица 1. Критериальное оценивание проекта.

Баллы

Критерии и уровни

Целеполагание и планирование

0

Цель не сформулирована

5

Определена цель, но не обозначены пути её достижения

10

Определена и ясно описана цель, и представлено связное описание её достижения

Сбор информации, определение ресурсов

0

Большинство источников информации не относится  к сути работы

5

Работа содержит ограниченное количество информации из ограниченного количества подходящих источников

10

Работа содержит достаточно полную информацию, использован широкий спектр подходящих источников

Обоснование актуальности выбора, анализ использованных средств

0

Большая часть работы не относится к сути проекта, неадекватно подобраны используемые средства

5

В работе в основном достигаются заявленные цели, выбранные средства относительно подходящие, но недостаточны

10

Работа целостная на всём протяжении, выбранные средства использованы уместно и эффективно

Анализ и творчество

0

Размышления описательного характера, не использованы возможности творческого подхода

5

Есть попытка к размышлению и личный взгляд на тему, но нет серьёзного анализа, использованы элементы творчества

10

 Личные размышления с элементами аналитического вывода, но анализ недостаточно глубокий, использован творческий подход

15

Глубокие размышления, собственное видение и анализ идеи, и отношение к ней

Организация письменной части

0

Письменная работа плохо организована, не структуирована, есть ошибки в оформлении

5

Работа в основном упорядочена, уделено внимание оформлению

10

Чёткая структура всей работы, грамотное оформление.

Анализ процесса и итогового результата

0

Обзор представляет собой простой пересказ порядка работы

5

Последовательный обзор работы, анализ целей и результата

10

Исчерпывающий обзор работы, анализ цели, результата и проблемных ситуаций

Личная вовлечённость и отношение к работе

0

Работа шаблонная, мало соответствующая требованиям, предъявляемым к проекту

5

Работа отвечает большинству требований, в основном самостоятельная

10

Полностью самостоятельная работа, отвечающая всем требованиям.

Таблица  2.  Критериальное оценивания доклада

Баллы

Критерии и уровни

Качество доклада

0

Композиция доклада не выстроена, работа и результаты, не представлены в полном объёме.

1

Композиция доклада выстроена; работа и её результаты представлены, но не в полном объёме.

2

Композиция доклада выстроена; работа и её результаты представлены достаточно полно, но речь неубедительна.

3

Выстроена композиция доклада, в нём в полном объёме представлена работа и её результаты; основные позиции проекта аргументированы; убедительность речи и убеждённость оратора.

Объём и глубина знаний по теме

0

Докладчик не обладает большими и глубокими знаниями по теме; межпредметные связи не отражены

1

Докладчик показал большой объём знаний по теме, но знания неглубокие; межпредметные связи не отражены.

2

Докладчик показал большой объём знаний по теме. Знания глубокие; межпредметные связи не отражены.

3

Докладчик показал большой объём знаний по теме, знания глубокие; отражены межпредметные связи.

Педагогическая ориентация

0

Докладчик перед аудиторией держится неуверенно; регламент не выдержан, не смог удержать внимание аудитории в течение всего выступления; использованные наглядные средства не раскрывают темы работы.

1

Докладчик держится перед аудиторией уверенно, выдержан регламент выступления; но отсутствует культура речи, не использованы наглядные средства.

2

Докладчик держится перед аудиторией уверенно, обладает культурой речи, использовались наглядные средства, но не выдержан регламент выступления, не удалось удержать внимание аудитории в течение всего выступления.

3

Докладчик обладает культурой речи, уверенно держится перед аудиторией;  использовались наглядные средства; регламент выступления выдержан, в течение всего выступления удерживалось внимание аудитории

Ответы на вопросы

0

Не даёт ответа на заданные вопросы.

1

Ответы на вопросы не полные, нет убедительности, отсутствуют аргументы.

2

Докладчик убедителен, даёт полные, аргументированные ответы, но не стремиться раскрыть через ответы сильные стороны работы, показать её значимость.

3

Докладчик убедителен, даёт полные, аргументированные ответы на вопросы,  стремится использовать ответы для раскрытия темы и сильных сторон работы.

Деловые и волевые качества докладчика

0

Докладчик не стремится добиться высоких результатов, не идёт на контакт,  не готов к дискуссии.  

1

Докладчик желает достичь высоких результатов, готов к дискуссии, но ведёт её с оппонентами в некорректной форме

2

Докладчик не стремиться к достижению высоких результатов, но доброжелателен, легко вступает с оппонентами в диалог.

3

Докладчик проявляет стремление к достижению высоких результатов, готов к дискуссии, доброжелателен, легко идёт на контакт.

Таблица  3  Критериальное оценивание компьютерной презентации.

Баллы

Критерии и уровни

Информационная нагрузка слайдов

0

Не все слайды имеют информационную нагрузку

1

Каждый слайд имеет информационную нагрузку

Соблюдение последовательности в изложении

0

Не соблюдается последовательность в изложении материала

1

Соблюдается последовательность изложения материала

Цветовое оформление слайдов

0

В оформлении слайдов используется большое количество цветов

1

Количество цветов, использованных для оформления слайда, соответствует норме (не более трёх)

Подбор шрифта

0

Величина шрифта, сочетание шрифта не соответствует норме

1

Величина шрифта, сочетание шрифта соответствует норме

Таблицы и графики

0

Таблицы и графики содержат избыток информации. Плохо читаемы

1

Таблицы и графики содержат необходимую информацию, хорошо читаемы

Карты

0

Отсутствует название карты, не указан масштаб, условные обозначения

1

Карта имеет название, указан масштаб, условные обозначения

Иллюстрации

0

Иллюстрации, фотографии не содержат информацию по теме

1

Иллюстрации, фотографии содержат информацию по теме

Анимация

0

Мешает восприятию информационной нагрузки слайдов

1

Усиливает восприятие информационной нагрузки слайдов

Музыкальное сопровождение

0

Мешает восприятию информации

1

Усиливает восприятие информации

Объём электронной презентации

0

Объём презентации превышает норму – 7Мб

1

Объём презентации соответствует норме

        Все группы навыков, представленные в таблицах – это неслучайный набор,  а элементы системы. Если исключить хотя бы один элемент, система учебной деятельности рассыплется, и, следовательно, проект не может быть выполнен.  

Количество набранных учащимися баллов соотносим с «5» бальной шкалой оценок:

  • 86 - 100 баллов - «5»
  • 70 - 85 баллов - «4»
  • 50 - 69 баллов –«3»

В соответствии с механизмом критериального оценивания неудовлетворительная оценка учебного проекта должна быть выставлена в следующих случаях:

-отказ от исполнения проекта;

-нет продукта (= нет технологической фазы проекта);

-нет отчёта (= нет рефлексии);

-нет презентации (= нет коммуникации);

-проект не выполнен к сроку (= нет организационных навыков);

-проект выполнен без учёта имеющихся ресурсов («хромают» организационные навыки);

-отказ от работы в группе (= нет коммуникации).

Оценивание учебных проектов с помощью методики критериального оценивания позволяет снять субъективность в получаемых оценках. После того, как баллы за проект выставлены, ученику следует дать возможность поразмышлять. Что лично ему дало выполнение этого учебного задания, что у него не получилось и почему (непонимание, неумение, недостаток информации и т.д.);  если обнаружились объективные причины неудач, то как их следует избежать в будущем; если всё прошло успешно, то в чём залог этого успеха. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и других.

График контрольных работ

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата проведения

1

Контрольная работа №1  Натуральные числа.

1

2

Контрольная работа  №2  Сложение и вычитание натуральных чисел. Числовые и буквенные выражения. Формулы.

1

3

Контрольная работа  № 3 Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Признаки делимости

1

4

Контрольная работа №4 Точка. Прямая. Угол. Окружность

1

5

Контрольная работа №5  Обыкновенные дроби.  Основное свойство дроби. Сравнение

1

6

Контрольная работа №6  Сложение и вычитание дробей

1

7

Контрольная работа № 7 Умножение и деление дробей

1

8

Контрольная работа №8  Основные задачи на дроби

1

9

Контрольная работа.№9 Многоугольники.

1

10

Контрольная работа №10Понятие о десятичной дроби. Сравнение, округление, все действия с десятичными дробями.

1

11

Контрольная работа №11 Обобщение и систематизация знаний учащихся по курсу математики 5 класса.

1

Календарно-тематическое планирование  

Под

тема

 (название урока)

Времен-ные ресурсы

Содержание

(что планируется изучать)

Методы (действия учащихся)

Источники

(ресурсы урока)

Самостоя-тельная работа

Плани-руемые

сроки

Глава 1.Натуральные числа (43 ч)

1-3

Ряд натуральных чисел . Десятичная система счисления

3

Ряд натуральных чисел. Беседа об истории математики, знакомство с условными обозначениями и структурой учебника.

Знакомство с понятием натуральное число, классы, разряды..

Учатся записывать ряд натуральных чисел.

Учатся находить число, которое следует в натуральном ряду за данным числом, которое является предыдущим данному числу.

Учащиеся научатся применять свойства натурального ряда.

§ 1.

4-5

Цифры. Десятичная запись. Число 0

2

Знакомство с понятием натуральное число, классы, разряды. Научить  записывать число в виде суммы разрядных слагаемых.

Учащиеся научатся записывать и читать многозначные числа, представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.

§ 2

6-8

Шкала. Координатный луч

3

Ознакомить учащихся с понятиями координатного луча, единичного отрезка, координатной точки.

Учить учащихся пользоваться различными шкалами,  определять и записывать координаты точек, находить место точки на координатном луче по данной координате.

Учащиеся определяют цену деления шкалы, читают показания некоторых

приборов (термометра, спидометра, часов и др.), строят шкалы с помощью выбранного единичного отрезка, строят точку на числовом луче по ее координатам. .

§ 5.

9-11

Сравнение и округление натуральных чисел

3

Сформировать навыки сравнения натуральных чисел. Показать связь  между понятиями « меньше» и « левее», «больше»  « больше» и « правее».

Учащиеся научатся сравнивать натуральные числа, результат записывать в виде неравенства.

Научить читать и записывать

Двойные неравенства.

§ 6.

12

Контрольная работа №1

1

13-15

Сложение натуральных чисел. Свойства сложения. Переместительный и сочетательный ззакон.

3

Развивать навыки  сложения натуральных чисел, углубить умение решать арифметические задачи.

учатся складывать натуральные числа в столбик, решают текстовые задачи арифметическим способом, применять свойства сложения.

§ 7

16

Вычитание натуральных чисел.

1

Вычитание натуральных чисел. Компоненты вычитания. Свойства вычитания.

учатся вычитать натуральные числа устно и в столбик, научится применять свойства  вычитания

§ 8

17-18

Умножение натуральных чисел

2

Умножение. Компоненты умножения. Свойства умножения

Учатся умножать натуральные числа устно и в столбик, научится применять свойства  умножения

§ 9.

19

Контрольная работа №2

1

20--24

Делители и кратные. Разложение числа на множители.

5

Понятие делителя. Способы разложения на множители

Учатся находить делители.

Разложение в столбик.

25-26

Деление с остатком

2

Деление с остатком

Учатся находить остаток от деления

27-28

Простые и составные числа

2

Понятие простого и составного числа. Таблица простых чисел.

Учатся работать с таблицей простых чисел.

29-34

Признаки делимости на 2,3,5,10 и 9

6

Признаки делимости на 2,3,5,9 и 10. Понятие четного числа. Формула четного числа.

Учатся работать с признаками делимости. Задачи на четность и нечетность.

35-37

Степень с натуральным показателем

3

Понятие степени, основания и показателя.

Учатся возводить в степень число. Запоминают простые степени.

38-41

Числовые выражения. Порядок действий.

4

Порядок действий в числовых выражениях

Учатся выполнять действия в сложных числовых выражениях со скобками и степенью.

42-44

Решение текстовых задач на движение и покупки.

3

Понятие задач на движение. Виды задач.

Учатся составлять условие задачи и по условию выполнять решение.

45

Контрольная работа № 3

1

46

Точка. Прямая . Отрезок. Луч

1

Основные понятия геометрии.

Учатся различать отрезок, прямую и луч. И строить их.

47

Ломаная

1

Понятие ломаная

Учатся рисовать ломаную.

48-49

Измерение длины отрезка, метрические единицы измерения длины.

2

Понятие длины. Измерение длины и единицы измерения.

Учатся измерять отрезок и строить отрезок по измерениям.

50

Окружность и круг

1

Понятие окружности и круга. Как их построить.

Учатся строить окружности.

51

Практическая работа по построению окружности.

1

Демонстрация умения строить окружности и точек на ней и вне ее..

52-53

Угол. Обозначение углов

2

Угол. Обозначение углов

Учатся распознавать на чертежах углы, обозначать

углы, строить углы.

§ 11.

54-58

Виды углов. Измерение углов

5

Виды углов. Измерение углов с помощью транспортира

решают геометрические задачи на нахождение градусной меры угла.

§ 12

60

Практическая работа «Построение углов»

1

61

Контрольная работа №4

1

Глава 4. Обыкновенные дроби 48 часов

62-63

Понятие обыкновенной дроби.

2

Понятие обыкновенной дроби

Чтение и запись обыкновенной дроби, указывать числитель

и знаменатель дроби..

§ 25.

64-67

Правильные и неправильные дроби.

4

Правильные и неправильные дроби.

распознавать правильные и неправильные

дроби.

§ 26.

68-71

Основное свойство дроби

4

Понятие сокращения дробей. Способы сокращения

Учатся сокращать дроби.

72-75

Сравнение дробей

4

Понятие сравнения дробей

Учатся сравнивать дроби

76

Контрольная работа № 5

77--80

Сложение и вычитание дробей.

4

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями и с разными знаменателями. Приведение к общему знаменателю...

 Учатся сложение и вычитание дробей с одинаковыми

Знаменателями, приведение к общему знаменателю, .

§ 27.

81-84

Смешанные числа

4

Смешанные числа

записывать смешанные числа, преобразовывать неправильную дробь в смешанное или натуральное число и преобразовывать смешанное или натуральное

число в неправильную дробь.

§ 29

85

Контрольная работа № 6

1

86-93

Умножение и деление дробей. Взаимно обратные числа.

8

Умножение и деление дробей. Взаимно обратные числа.

Учатся умножать и делить дроби

94

Контрольная работа №7

1

95-100

Решение текстовых задач, содержащих дроби

6

Задачи  содержащие дроби

Учатся решать задачи  с дробями

101-104

Основные задачи на дроби

4

Задачи на нахождение части от числа и числа по его части.

Учатся решать задачи на части.

105--108

Применение букв для записи математических выражений и предложений

4

Основы алгебры

Применение букв для записи числовых выражений

109

Контрольная работа №8

1

110

Многоугольники

1

Понятие многоугольника

Учатся рисовать разные многоугольники и называть их.

$13

111-112

Четырехугольник, прямоугольник. Квадрат.

2

Понятие четырехугольника, прямоугольника и квадрата.

Площадь и периметр.

Учатся строить фигуры и находить площадь и периметр.

$15

113

Практическая работа «Построение прямоугольника с заданными сторонами на нелинованной бумаге»

1

Учатся строить фигуры на нелинованной бумаге.

114

Треугольник

1

Треугольник и его виды

Классификация треугольников

$14

115-116

Площадь и периметр прямоугольника и фигур из них составленных. Единицы измерения площади.

2

Понятие площади и единиц ее измерения

Работа с разными фигурами..

$15

117-118

Периметр многоугольника

2

Понятие периметра

Учатся находить периметр сложных фигур

15

119

Контрольная работа №9

1

Глава 5. Десятичные дроби 48 часов

120-122

Представление о десятичных дробях

3

Представление о десятичных дробях

чтение и запись десятичных дробей, представление десятичной дробь в виде обыкновенной и обыкновенной  дроби в виде десятичной

§ 30

123-126

Сравнение десятичных дробей

4

Сравнение десятичных дробей

сравнение десятичных дробей

§ 31

127-130

Округление чисел. Прикидки

4

Округление чисел. Прикидки

Округление чисел

до заданного разряда.

§ 32

131-136

Сложение и вычитание десятичных дробей

6

Сложение и вычитание десятичных дробей

сложение десятичных дробей, решение текстовых задач, содержащих десятичные дроби, арифметическим способом.

§ 33

137-141

Умножение десятичных дробей

5

Умножение десятичных дробей

Учащийся научится умножать десятичную дробь на 10, 100, 1 000 и т. д., десятичную дробь на десятичную дробь, десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001

§ 34

142-146

Деление десятичных дробей

5

Деление десятичных дробей

научится делить десятичную дробь на натуральное число.

§ 35

147-152

Решение текстовых задач содержащих дроби

6

Решение текстовых задач содержащих дроби

Учатся решать текстовые задачи с дробями

35

153-156

Основные задачи на дроби

4

Задачи на части

Учатся решать задачи на части

35

157

Контрольная работа № 10

1

158

Многогранники

1

Понятие многогранника

Учатся называть фигуры

22

159

Изображение многогранников

1

Учатся строить фигуры

22

160

Модели пространственных тел

Понятие модели

Способы построения модели

Сделать модель многогранника

161

Развертка куба и параллелепипеда

1

Понятие развертки.

Учатся строить развертки куба

23

162

Практическая работа «Развертка куба»

1

Делают куб по развертке

23

163-164

Объем куба и прямоугольного параллелепипеда

2

Понятие объема. Формулы объемов

Учатся находить объем фигур

23

Повторение и систематизация учебного материала12 часов.

165-169

Повторение и систематизация учебного материала курса математики 5 класса.

5

Повторение и систематизация учебного материала курса математики 5 класса.

170

Итоговая контрольная работа.

1

6.Контрольно-измерительные материалы

Итоговая контрольная работа

Вариант 1

1. Найдите значение выражения:

(4,1 − 0,66 : 1,2)  0,6.

2. Миша шёл из одного села в другое 0,7 ч по полю и 0,9 ч через лес, пройдя всего 5,31 км. С какой скоростью шёл Миша через лес, если по полю он двигался со скоростью 4,5 км/ч?

3. Решите уравнение:

9,2x − 6,8x + 0,64 = 1.

4. Ширина прямоугольного параллелепипеда равна 4 см, что составляет 8/15 его длины, а высота составляет 40 % длины. Вычислите объём параллелепипеда.

5. Выполните действия: Выполните действия:

6. Среднее арифметическое четырёх чисел равно 1,4, а среднее арифметическое трёх других чисел — 1,75. Найдите среднее арифметическое этих семи чисел.

СПЕЦИФИКАЦИЯ

КИМ проведения итоговой промежуточной аттестации по математике

для обучающихся 5-х классов в форме контрольной работы

Назначение контрольной работы

Итоговая контрольная работа проводится в конце учебного года с целью определения уровня подготовки обучающихся 5-х классов в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы в рамках ФГОС ООО.

Итоговая контрольная работа охватывает содержание, включенное в УМК А.Г. Мерзляк. В.Б. Полонский, М.С. Якир

Характеристика структуры и содержания контрольной работы

Содержание работы находится в рамках содержания, регламентированного документами. Проверка достижений уровня обязательной подготовки учащихся проводится с помощью заданий обязательного уровня за курс математики 5 класса. Всего в работе 5 заданий базового уровня.

Контроль уровня предметных достижений по математике учащихся проводится в форме письменной контрольной работы.

Время, отведенное на работу – 45 минут.

При выполнении заданий учащиеся должны продемонстрировать определенную системность знаний и широту представлений. В работе проверяется не только владение базовыми алгоритмами, но и знание и понимание важных элементов содержания (понятий, их свойств, приёмов решения задач и пр.), умение пользоваться различными математическими языками, умение применять знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма.

План итоговой контрольной работы:

Проверяемые элементы математической подготовки

1.

Умение выполнять действия с десятичными дробями.

2.

Умение решать задачи на движение по реке.

3.

Умение решать уравнения.

4.

Умение решать задачи с  с элементами вычисления части от числа и числа по его части.

5.

Умение выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями( одинаковые знаменатели)

6.

Текстовая задача на среднее арифметическое.

Система оценивания контрольной работы

Всего в работе 6 заданий базового уровня.

При их выполнении надо привести обоснование и математически грамотно записать решение.

Задание считается выполненным верно, если приведена верная последовательность всех шагов решения, все преобразования и вычисления выполнены верно. Получен верный ответ.

«2» выставляется за выполнение не более 2 заданий.

«3» выставляется за верно выполненные три задания.

«4» выставляется за верно выполненные четыре или пять задания.

«5» выставляется за верно выполненные шесть заданий.

 

7.Учебно-методичический комплекс на  2024- 2025 учебный год

Класс

Название учебного курса

 Основной  учебник

Дидактические материалы для учащегося

Дополнительная литература для учителя

Медиаресурсы

5

Математика

Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир – М.: Вентана-граф, 2014

1. Математика. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 3-х частях/ А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир – М.: Вентана-граф, 2014

2. Математика. Дидактические материалы. 5 класс. А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, Е.М.Рабинович, М.С.Якир– М.: Вентана-граф, 2014

1. Математика. Методическое пособие. 5 класс./Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, .Б.Полонский, М.С.Якир – М.: Вентана-граф, 2014.

2.

1. http://interneturok.ru/

2. https://www.yaklass.ru/p

3. http://urokimatematiki.ru

4. http://intergu.ru/

5. http://karmanform.ucoz.ru

6. http://polyakova.ucoz.ru/

7. http://www.openclass.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5класс

Программа    разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы основного общего образования «Изобразительно...

рабочая программа для 5класс

Учебник: Технология: учебник для учащихся 5 класса (вариант для девочек) / Ю. В. Крупская, Н. И. Лебедева, Л. В. Литикова, В. Д. Симоненко. - 4-е изд., перераб. / под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вента...

Рабочая программа ФГОС 5класс

Программа разработана для 5 класса по учебнику Виленкин идр...

Рабочая программа для 5класса

Программа ориентирована на достижение планируемых результатов ФГОС утвержденного МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Программ...

Рабочая программа "Математика 5класс"

РП рассчитана на 5 часов в неделю по учебнику для общеобразовательных учрежденийН.Я.Виленкин, В.И.Жохов,А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд...

рабочая программ (конструктор)5класс

Рабочая программа (конструктор)5,6,2.классы по английскому языку...

рабочая программа (конструктор)5класс,6класс,2класс

Рабочая программа (конструктор)5,6,2.классы по английскому языку...