Информатика как наука “Введение в предмет” 2006
план-конспект урока по информатике и икт

ЦЫГАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

Представьте, что вы готовитесь к первому уроку по базовому курсу информатики. (В каких-то школах базовый курс начинается в 7-м классе, в каких-то — в 9-м, иногда, как мы знаем, даже в 10-м. Это не имеет значения, главное — этот урок будет первым.) Возможно, в классе есть новые дети, пришедшие из других школ. Может быть, кто-то из них занимался информатикой раньше, но можно считать, что для большинства ваших новых учеников этот урок будет первым уроком по новому предмету.
Как вы начнете урок? С каких слов начнете рассказ о новом предмете? Как заинтересуете детей? Что (может быть) пообещаете?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 011.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

Информатика как наука

Цель: познакомить учащихся с понятием «информатика как наука».

Ход урока

Объяснение учителя:

Что такое информатика? Этой науке, во многом определившей лик ХХ столетия, дают различные определения, но почти все авторы сходятся в том, что главное внимание информатики сосредоточено на процессах получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации.

На уроках информатики учатся работать с компьютером. Это действительно так, но на самом деле информатика способна дать гораздо больше.

Каждого человека окружает море информации. Все, что мы видим и слышим, знаем и чувствуем, о чем думаем и мечтаем, чего ждем и на что надеемся, так или иначе связано с информацией.

Скажите, вы любите получать подарки в день рождения? А как бы вы их получили, если бы никто не знал, в какой день вы родились! Вам нравится Новогодний праздник? Вы ждете его? А как бы он появился, если бы люди не придумали календарь!

Изучая информатику, вы узнаете, откуда берется информация, какой она бывает, как люди ее получают, усваивают и хранят. Вы поймете, как техника помогает людям обрабатывать информацию. И, конечно же, научитесь работать с компьютерами.

Информатика поможет развить внимательность и сосредоточенность. Вы узнаете, как возникают ошибки, как их предотвращать и разыскивать.

Но самое главное – информатика научит вас учиться.

Оглянитесь вокруг: вас окружают разнообразные предметы. Названия многих из них знакомы с детства: дом, стол, стул и т. д. По знакомому названию легко представить и сам предмет.

Вы видите различные предметы. Есть ли среди них компьютер? Конечно, вы без труда узнаете его? А что такое компьютер? Зачем он нужен? Давайте разберемся с этим вопросом.

С доисторических времен для того, чтобы выжить, человеку приходилось познавать окружающую его природу. Чтобы добыть пищу, он охотился и собирал растения. Затем научился обрабатывать землю, строить жилье. Усложнялась деятельность человека, совершенствовались и орудия труда.

Накопленный опыт и знания человек передавал следующим поколениям в виде рисунков, устных рассказов, позднее – текстов, а также изделий и инструментов. Таким образом, человечество сохраняло и преумножало свои знания об окружающем мире – информацию.

Умение ориентироваться в безбрежном океане информации и использовать ее в своей деятельности, отличает современного образованного человека.

В настоящее время для хранение, обработки, быстрого поиска и обмена информацией используется замечательный инструмент – компьютер.

Существуют самые разнообразные компьютеры. Одни – огромные и занимают целые залы, другие так малы, что умещаются на ладони. Наиболее распространены персональные компьютеры, которые можно разместить на рабочем столе. Такой компьютер, как правило, находится в распоряжении одного человека, т. е. в персональном пользовании (persona [персонал] - личность).

Компьютер – самый необычный инструмент из всех, придуманных человеком.

Он помогает человеку не в физической работе, а в умственной, интеллектуальной деятельности. Его используют люди самых разных профессий: экономисты, психологи, переводчики, художники и т. д.

Возможность своего «умного» помощника человек постоянно старается расширить. Для этого совершенствуется оборудование («железо» компьютеров) и создаются новые компьютерные программы (программные средства). Программы для компьютера составляются программистами – специалистами в области информатики.

Зачем нужны компьютерные программы? Хотя компьютер часто называют «умной» машиной, такого интеллекта, как у человека, у него, конечно нет. Человек умеет действовать самостоятельно – по собственному желанию и усмотрению. Компьютер ничего не делает «по своему хотению». Всеми его действиями управляют компьютерные программы – специальные задания, которые создаются людьми.

Могут ли программисты составлять компьютерные программы без участия других специалистов? Создать программу, предназначенную для компьютерной игры, программист может самостоятельно: решить, каким будут сюжеты, персонажи, правила игры … А вот если программа предназначена для авиаконструктора или модельера-парикмахера, то программисту потребуется помощь представителей этих профессий. Только специалисты смогут подробно рассказать, с какими объектами (предметами, явлениями) они имеют дело в своей работе, что может происходить со всеми объектами, как принимаются решения. На месте такого специалиста может оказаться в будущем любой из вас, какую бы профессию вы ни выбрали.

Может ли человек, не изучавший информатику, рассказать о своей работе, учебе или любимой игре? Наверное да. Но одно дело, когда этот рассказ предназначен для человека, и совсем другое, когда сведения нужны для обработки на компьютере. Объясняя что-то людям, мы можем не вдаваться в какие-то подробности, полагаясь на их опыт, знания, сообразительность. У машины нет и не может быть ни смекалки, ни жизненного опыта. Поэтому описания, принятые в информатике, совсем не похожи на рассказ или повесть – они более подробны, четки и однозначны, хотя в них еще используются слова обычного разговорного языка. После перевода этих описаний на особые «компьютерные» языки программирования получаются компьютерные программы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку обществознания в 6 классе "Введение в предмет"

Презентация открывает новый предмет для 6-классников, знакомит их с содержание учебника. Этот урок подготовлен к учебнику Боголюбова Л.Н.,Ивановой Л.Ф....

Презентация «Введение в предмет» по курсу "Основы машинописи на ПК"

Ознакомить учащихся с кратким содержанием изучаемого предмета, его целями и задачами. Познакомиться с методикой слепой десятипальцевой печати....

Презентация к уроку "Введение в предмет. Информация. Информатика как наука". Информатика и ИКТ.8 класс. По учебнику И.Г. Семакина

Презентация к уроку "Введение в предмет. Информация. Информатика как наука". Информатика и ИКТ.8 класс. По учебнику И.Г. Семакина...

Статья "Информатика как наука и учебный предмет в школе"

В статье отражены этапы развития информатики, цели и задачи введения в школу предмета информатики, а также  этапы развития отечественного школьного курса информатики  и ИКТ, особенности курс...

Информатика как наука и учебный предмет в школе

На сегодняшний день информатика – одна из фундаментальных отраслей научного знания, изучающая информационные процессы, методыи средства получения, преобразования, передачи, хранения и использова...

Тема урока: Введение в предмет ИНФОРМАТИКА И ИКТ

Тема урока: Введение в предмет ИНФОРМАТИКА И ИКТ...

«Информатика как наука и учебный предмет в школе»

Информатика, как научная дисциплина, появилась в школьной программе сравнительно недавно. Но вопросы, зачем изучать информатику и как именно это делать, до сих пор становятся предметом дискуссий.Кажды...