Физкультминутки на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме

На уроках английского языка значительную нагрузку испытывают органы зрения, слуха, мышцы туловища, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить детям возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности, то признаки утомления могут быть менее выраженными и даже отступить.

Наиболее эффективны в этих случаях физкультминутки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizkultminutki_na_urokah_angliyskogo_yazyka..doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультминутки на уроках английского языка

Татьяна Викторовна Бондаренко, учитель английского языка

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 43 города Томска.

Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. В последние годы понятие «здоровье» применительно к школьникам чаще звучит в отрицательном значении «нет здоровья». Между тем здоровье школьников как важнейший элемент качества жизни необходимо рассматривать в контексте образования. Как же связаны между собой понятия «образование» и «здоровье»?

Слово «образование, если не рассматривать это понятие как системы организации обучения происходит от слова «образ». В этом смысле слово «образование», очевидно, означает приведение человека к некоему идеальному состоянию, заданному высшими образцами современной культуры, в которой этот человек существует. Не случайно иконы - образа. Образование - процесс гармоничный. Здоровье в широком смысле слова выступает и как одна из целей в процессе получения образования, и как средство достижения «высокой гармонии». В результате совместных усилий родителей и школы у ребёнка должен укрепиться свет в душе, т. е. единство тела и души, душевное и физическое здоровье, нравственное отношение и к себе, и к окружающим.

Одной из приоритетных задач нового этапа модернизации системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них понятий ценности здоровья и здорового образа жизни. По мнению социологов и гигиенистов, здоровье человека зависит от факторов, определяющих здоровье и здоровый образ жизни.

        Всё большие обороты набирают здоровье сберегающие технологии, которые ориентированы на признание учащимися ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Элементы здоровье сберегающих технологий должны присутствовать на каждом уроке: их применение занимает мало времени, однако имеет колоссальное значение для повышения работоспособности учащихся и сохранения их здоровья, творческих способностей личности.

По данным физиологов, учебная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. В результате в клетках коры головного мозга происходит ряд процессов, снижающих их функциональные возможности и работоспособность. Единовременная продолжительность активного внимания учащихся среднего звена обучения составляет 15-20 минут. А после 30-35 минутных непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37%, а качество её на 50%. При этом около 50% детей начинают отвлекаться от неё. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне.

На уроках английского языка значительную нагрузку испытывают органы зрения, слуха, мышцы туловища, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить детям возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности, то признаки утомления могут быть менее выраженными и даже отступить.

Наиболее эффективны в этих случаях физкультминутки. Время начала физкультминутки определяется самим учителем - при появлении первых признаков утомления, примерно через 20 - 25 минут после начала урока.

Снятию напряжения и усталости способствует релаксационная фонетическая зарядка. Особенно часто используется учителем в работе с младшими школьниками, которым свойственны неустойчивость внимания и повышенная утомляемость.

Снижает психологическую нагрузку на уроке использование песен, музыки. Музыка помогает справиться с усталостью, повышает эмоциональный тонус учащихся. Игра-зарядка, игра-пауза, игра-разрядка способствует созданию психологической готовности детей к речевому общению, повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие. На старшем этапе гигиеническое воспитание учащихся может осуществляться при чтении текстов определённой направленности. Не менее важным является эмоциональный климат урока, который зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что хороший смех дарит здоровье, сказано немало. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит - с позиций здоровье сбережения - не менее физкультминутки. Несколько уместных и умных шуток в течение урока, забавная скороговорка - показатель его качества, критерий для его оценки. Полезная для здоровья «встряска» необходима и мыслительному процессу, поскольку оживляет творческий настрой. Задача учителя - помочь ребенку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья. Умение «дирижировать» состоянием активности учащихся важный критерий оценки здоровье сберегающего аспекта используемых учителем педагогических технологий. Чтобы дети меньше уставали, необходимо чередовать виды работ.

10 секретов здоровье сберегающей педагогики

  1. Доброта        6. Технологичность
  2. Успешность        7. Надежность
  3. Эффективность        8. Перспективность
  4. Результативность        9. Заинтересованность
  5. Соответствие        10. Истинность

Такие уроки развивают у детей положительные эмоции. В свою очередь, горящие интересом глаза ребёнка, их удивление, улыбки, восторг вдохновляют учителя, побуждают работать творчески. Эту мысль хорошо подтверждает притча о мудреце. Он жил много лет назад, был известен многим. Один человек усомнился в его мудрости и решил посрамить мудреца перед людьми. «Принесу мудрецу бабочку и спрошу, живая она или мёртвая? - решил он. - Скажет живая - сожму в ладони, и бабочка умрёт. Ответит мёртвая - выпущу её у всех на глазах».

Поймав на лугу бабочку, он накрыл её ладонями и принёс к мудрецу. «Какую бабочку живую или мёртвую принёс я тебе, о, Мудрейший?» - задал он свой вопрос. И услышал ответ, поразивший его своей мудростью: «Всё в твоих руках».

Всё в наших руках: и это разноцветье чувств, переполняющих душу ребёнка, и эти трепетные взмахи крыльев растущего интереса. Пусть, оберегаемый нашими ладонями он подрастёт, окрепнет и, взлетев, поразит нас высотой полёта.

Традиционно считается, что основная задача школы - дать необходимое образование. Не менее важная цель - сохранить в процессе обучения здоровье детей.

Уже несколько лет на своих уроках я провожу такие песенные физкультминутки и вижу интерес к ним у детей (все слова песен сопровождаются соответствующими действиями).

ALOUETTA (suit the actions to the words)

Alouetta, little Alouetta,
Play the game with me:
Put your finger on your head,
Put your finger on your head,
On your head, on your head,
Don’t forget, Alouet! Oh!

cc

Alouetta, little Alouetta,
Play the game with me:
Put your finger on your nose,
Put your finger on your nose,
On your nose, on your nose,
On your head, on your head,
Don’t forget, Alouet! Oh!

 

Alouetta, little Alouetta,
Play the game with me:
Put your finger on your mouth,
Put your finger on your mouth,
On your mouth, on your mouth,
On your nose, on your nose,
On your head, on your head,
Don’t forget, Alouet! Oh!

YOU TAKE YOUR LITTLE HANDS (suit the actions to the words)

You take your little hands and go
Clap, clap, clap!  
You take your little hands and go  
Clap, clap, clap!  
You take your little hands and go  
Clap, clap, clap!  
Clap, clap, clap your hands!  
You take your little toes and go  
Tap, tap, tap!  
You take your little toes and go  
Tap, tap, tap!  
You take your little toes and go  
Tap, tap, tap!  
Tap, tap, tap your toes!  

cc

You take your little eyes and go
Blink, blink, blink!
You take your little eyes and go
Blink, blink, blink!
You take your little eyes and go
Blink, blink, blink!
Blink, blink, blink your eyes!
You take you little lips and go
Kiss, kiss, kiss!
You take you little lips and go
Kiss, kiss, kiss!
You take you little lips and go
Kiss, kiss, kiss!
Kiss your dear Mum and Dad!

DO EVERYTHING TOGETHER (suit the actions to the words)

Clap, clap, clap your hands,  
Clap your hands together.  
Clap, clap, clap your hands,  
Clap your hands together.  
Sing, sing, sing a song,  
Sing a song together.  
Sing, sing, sing a song,  
Sing a song together.

Wink, wink, wink your eyes 
Wink your eyes together.  
Wink, wink, wink your eyes,  
Wink your eyes together.  

Dance, dance, dance a dance,  
Dance a dance together.  
Dance, dance, dance a dance,  
Dance a dance together.

 

cc

Spin, spin, spin around,
Spin around together.
Spin, spin, spin around,
Spin around together.
Ride, ride, ride your bikes,
Ride your bikes together.
Ride, ride, ride your bikes,
Ride your bikes together.

Wash, wash, wash your face
Wash your face together.
Wash, wash, wash your face
Wash your face together.

March, march, march, march to bed
March to bed together.
March, march, march, march to bed,

 March to bed together.

 

Shine, shine, shine your shoes
Shine your shoes together.
Shine, shine, shine your shoes
Shine your shoes together.

IF YOU HAPPY…

If you are happy and you know it 
Clap your hands. 
If you are happy and you know it,  
Clap your hands.  
If you are happy and you know it,  
And you really want to show it,  
If you are happy and you know it,  
Clap your hands!  

If you are happy and you know it,  
Snap your fingers.  
If you are happy and you know it,  
Snap your fingers.  
If you are happy and you know it,  
And you really want to show it,  
If you are happy and you know it,  
Snap your fingers!  

If you are happy and you know it,  
Nod your head.  
If you are happy and you know it,  
Nod your head.  
If you are happy and you know it,  
And you really want to show it,  
If you are happy and you know it,  
Nod your head!  

cc

If you are happy and you know it,
Stamp your feet.
If you are happy and you know it,
Stamp your feet.
If you are happy and you know it,
And you really want to show it,
If you are happy and you know it,
Stamp your feet!

If you are happy and you know it,
Click your tongue.
If you are happy and you know it,
Click your tongue.
If you are happy and you know it,
And you really want to show it,
If you are happy and you know it,
Click your tongue!

If you are happy and you know it,
Say OK.
If you are happy and you know it,
Say OK.
If you are happy and you know it,
And you really want to show it,
If you are happy and you know it,
Say OK!

 

If you are happy and you know it,
Do all six.
If you are happy and you know it,
Do all six.
If you are happy and you know it,
And you really want to show it,
If you are happy and you know it,
Do all six!

HEAD , SHOULDERS…

Head, shoulders, knees, and toes 
Knees and toes.  
Head, shoulders, knees, and toes,  
Knees and toes.  
Eyes and ears, and mouth and nose.  
Head, shoulders, knees, and toes.  
Knees and toes.  

Hands on your hips,  
Hands on your knees,  
Put them behind you  
If you please 
I put my hands upon my hips,  
I turn myself around,  
I raise my hands upon my head  
And then I touch the ground.  
Then I put them in front of me  

cc

Arms and legs, feet and hands,
Feet and hands.
Arms and legs, feet and hands,
Feet and hands.
Eyes and ears, and mouth and nose.
Arms and legs, feet and hands.
Feet and hands.

Touch your shoulders,
Touch your nose,
Touch your ears,
Touch your toes.
My hands upon my head I place,
On my shoulders, on my face.
Then I raise them up on high
And make my fingers quickly fly.
And gently clap: one, two, three.

 

Stand up! Stand straight! Hands up! Hands down!
Hands to the sides! Hands forward! Hands backward!
Hands on your hips!
Turn to the left! Turn to the right!
Bend left! Bend right!
Bend down, your hands touching your toes.
Hands up! Grow as tall as a tall tree! Nod your head!
Turn your head to the left, to the right!
Stretch yourselves! Move your fingers!

Библиография:

1.Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов. Под редакцией В.Н. Касаткина, Л.А. Щеплягиной. Ярославль: Аверс Пресс, 2005. 2-е изд., дополнено и исправлено.

2.Здоровье детей. Методическая газета. Издательский дом «Первое сентября», 2006.

3. Английский язык. Методическая газета. Издательский дом «Первое сентября», 2006.