Системно-деятельностный подход в обучении письменной речи на уроках иностранного языка
статья по английскому языку по теме
В статье рассмотрены условия реализации систесно-деятельностного подхода в обучении письму на уроках иностранного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.36 КБ |
![]() | 190.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении письменной речи на уроках иностранного языка
Слайд 2. Цель обучения иностранным языкам в конечном счете: коммуникация или коммуникативная деятельность.
Обучение письму и письменной речи ориентировано на обучение целенаправленной и осмысленной коммуникативной деятельности в письменной форме.
При создании письменного высказывания от ученика требуется использование знаний и умений в области грамматики, стилистики, правил построения и использования тех или иных фраз, средств связи, структуры высказывания, и все это должно опираться на понимание требований языковой культуры носителей языка, творческое начало ученика, и т.д.
Иногда, когда ребенок получает задание, все это встает перед его мысленным взором, он не знает, о чем же думать в первую очередь, как выполнить все эти требования, как же он будет писать.
Письменной речи нужно учить, она не приходит к ребенку естественно.
Слайд 3. Одним из условий реализации системно-деятельного подхода является направление обучения на понимание учебного материала, а уже потом на его запоминание, т.е. методики, применяемые педагогами, должны быть направлены на усвоение знаний на основе понимания, а не запоминания.
Это важно для любого предмета. Пример: знание правил грамматики, названия падежей, совсем не означает грамотности того, кто знает эти правила наизусть. Или геометрия, физика – ребенок без запинки протараторит вам правило, но не сможет применить его в решении задачи.
Слайд 4. Понимание:
- установление содержательных связей между отдельными компонентами знания
- Установление значимости каждого структурного компонента связей, мысленное перемещение акцентов с одного отрезка знания на другой.
- построение целого – целостное знание – концепт – создание общего смысла. Концепт чаще всего формируется в сознании ученика, не всегда получая достаточное речевое выражение.
Слайд 5. Хотя мы говорим об обучении письменной речи, для выполнения этого условия – понимания учебного материала – первоначальная работа должна быть с текстом – речевым образцом.
Выбор текста должен определяться тем, что текст рассматривается как систематизированный образец функционирования языка в рамках темы, ситуации, проблемы, сферы и жанра общения, выражением социальной, профессиональной, личностной позиции.
Упражнения
Разнообразие упражнений по работе с текстом призвано научить ребенка рационально работать с источниками, а кроме того, понять логику построения текста того или иного вида. Такие упражнения должны выполняться еще с начальной школы.
Это такие упражнения как:
определение ключевых слов, словосочетаний, основных идей, ответы на вопросы по тексту,
упражнения на правильное расположение абзацев в предложенном тексте, на выбор правильного вводного слова в абзаце, клише, подходящему к данному случаю,
задания на установление соответствия (картинок, изображений и др. коротким текстам и диалогам, упорядочение в нужной последовательности в соответствии с содержанием текста разрозненных картинок);
задания на выполнение инструкций, например, заполнить бланк, таблицу, схему, выполнить запись с помощью ключевых слов, отметить основные пункты для обсуждения,
отметить, как говорящий выражает мнения, чувства и т. д.,
перефразировать высказывание и др.
Более сложные задания на средней ступени включают
составление плана-конспекта или графической схемы-опоры текста, составление конспекта в процессе чтения на основе плана, завершение и дополнение текстов с применением связующих средств и.т.д.
В этом блоке упражнений я выделяю слово «план», потому что письменная речь должна быть структурирована по правилам, и работа с составлением плана важна для овладения принципами построения письменного высказывания.
Такой набор приемов, заданий, упражнений способствует развитию навыков поискового чтения, умения выделять главное и аргументировать свой выбор, логически связывать и грамотно оформлять свои мысли.
Только после накапливания понимания учебного материала можно переходить к собственно письменному высказыванию.
Слайд 6. Здесь важным принципом выступает осознание учеником возникающих противоречий, т.е. затруднений между имеющимися у него возможностями в решении учебной задачи и требованиями, предъявляемыми учебной задачей (противоречие между «могу» и «надо»).
Необходимо учить ученика осознавать суть возникшего затруднения. Данное умение формируется косвенным путем, через неоднократное выполнение одних и тех же действий на различном материале. Выяснение сути противоречия, формулировка его в явном виде помогает в поиске средств для его разрешения.
Что для этого нужно в нашем примере обучения письму?
Во-первых, сама учебная задача должна быть поставлена правильно, с должной мотивацией, требованиями.
Например, недостаточно дать задание: Напишите о своем любимом киноактере. Это совершенно недопустимо в начальной школе, да и в среднем звене задание должно выглядеть примерно так: Школьный журнал объявляет конкурс среди своих читателей на лучшее сочинение о любимом киноактере. Напиши свое сочинение на конкурс. Не забудь написать, чем знаменит этот актер, описать его внешность и черты характера.
Во-вторых, при получении задания необходимо учить ребенка внимательно изучить его и понять:
-что я собираюсь писать (статью, отчет, письмо и т.д.) - это определяет структуру письма.
-кому я это пишу (учителю, читателю журнала, работодателю, другу) это определяет стиль
-зачем я это пишу (проинформировать, развлечь, поделиться, предостеречь, пожаловаться) - это определяет логику, лексику, выбор фактического материала.
Умение изучить задание, которому мы начинаем учить детей в начальной школе, снимает большую долю сложности и затруднения при его выполнении.
Слайд 7. Следующим принципом или условием для реализации системно-деятельного подхода становится организация диалогового или коллективного общения на уроке, что, как выяснили психологи, тоже способствует запуску механизма процесса понимания.
В нашем случае обучения письменной речи, это использование таких приемов как коллективное обсуждение, а затем составление письма или эссе, когда идеи для написания подает весь класс (например, в случае написания эссе «за и против» класс делится на группы по схожести точек зрения и сообща представляет аргументы для защиты своей точки зрения), это может быть обмен письмами, или так называемое «ролевое письмо» (role-writing), когда текст составляется к определенной ситуации от имени какого-либо персонажа, что тоже возможно и будет интересно ученикам как младших, так и старших классов. (Кстати, такие сочинения я писала по истории, когда училась в школе). Это может быть «издание» собственного журнала или альманаха. При организации такого рода общения на уроке, ученик учится коммуникации: соучастию в гипотезе партнера, обсуждение его точки зрения, выработка совместного решения и т.д.
Все это помогает пониманию материала, и когда принципы построения письменного высказывания усвоены, тогда ребенок будет не бояться писать на любые темы, и это очень важно для воспитания личности, потому что в письменной речи четко прослеживается тенденция к самовыражению и сотрудничеству (письмо имеет адресата).
Слайд 8. Как мы знаем, результаты общего образования должны быть выражены не только в предметном формате, но, прежде всего, могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений.
При использовании принципов, о которых я говорила:
- Усвоение знаний на основе понимания
- Осознание противоречий при решении учебной задачи
- Организация диалогового общения на уроке
Мы приходим к развитию метапредметных умений: регулятивных, коммуникативных, познавательных.
Литература
- Дьяченко В.К. Два варианта новейшей педагогической технологии // Коллективный способ обучения http://pedlib.ru/Books/5/0307/5_0307-1.shtml
- Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика.-2009.-№4.-С.18-22.
- Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
- Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
- Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода http://omczo.org/publ/393-1-0-2468
Подписи к слайдам:
при обучении письменной речи на уроках иностранного языка
Морозова Л.Ю. МОУ СОШ № 97 г. Кемерово
Обучение письменной речи:
Обучение целенаправленной и осмысленной коммуникативной деятельности в письменной форме
1. Усвоение знаний на основе понимания
ПониманиеЗапоминание
Понимание:
Установление связейУстановление значимости связейЦелостное знание
Работа с речевым образцом:
Выбор текстаУпражнения по работе с текстомРабота с планом
2. Осознание противоречий (между «могу» и «надо»):
Правильно поставленная учебная задачаСнятие противоречий
3. Диалоговое общение:
СоучастиеОбсуждениеДискуссияВыработка совместного решения
метапредметные результаты:
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Управление своей деятельностью (целеполагание, планирование, прогнозирование);Контроль и коррекция;Инициативность и самостоятельность
Речевая деятельность;Навыки сотрудничества
Работа с информацией;Работа с учебными моделями;Использование общих схем решения;Выполнение логических операций сравнения, анализа …
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно - деятельностный подход в обучении диалогической речи на уроках английского языка
Некоторые приёмы обучения диалогической речи на уроках английского языка в контексте ФГОС. (доклад и презентация)...
Ошибки и исправление ошибок в письменной речи на уроках иностранного языка
В данной работе содержатся различные классификации ошибок, методы исправления и методы оценивания письменных работ по иностранному языку....
Обучение письменной речи при изучении иностранных языков
Методические рекомендации...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/24/picture-506120-1414149965.jpg)
Обучение письменной речи на уроках иностранного языка
Обучение письменной речи на уроках иностранного языка...
Обучение письменной речи при изучении иностранных языков
Методика работы по обучению учащихся иностранным языкам...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/13/picture-863712-1481624965.jpg)
Чат, как средство формирования устной и письменной речи на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности классного руководителя.
В статье рассматривается использование Интернет-ресурса как одного из средств формирования иноязычной компетентности учащегося, а так же как средство организации работы с классом....
Комментарии
Спасибо за интересную и
Спасибо за интересную и полезную статью!