«Дискуссия — как эффективный способ реализации коммуникативных умений обучающихся на уроках английского языка»
статья по английскому языку (10 класс) по теме

Богомольская Ирина Борисовна

апролвак

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_skazkoterapiya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Переверзева Галина Александровна

воспитатель первой категории

БОУ «Школа-интернат № 5»

Сказкотерапия – одна из нетрадиционных форм организации занятий по духовно-нравственному воспитанию.

    В школе- интернате №5 я работаю второй год. В этом новом учебном году к оставшимся ребятам пришли новые. И главной целью нашей семьи был процесс адаптации вновь прибывших пятиклассников и сплочение коллектива. Одним из методов достижения этой цели, стал метод сказкотерапии. Из предложенных изданий по этой, я остановилась на методических пособиях Н.Н. Амбросьевой « Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников» и А.Ю.Канская и Т.Л. Мирончин «Подарки фей» развивающая сказкотерапия для детей.

     Знакомясь с материалом этих методических пособий,  я начала вспоминить, что в детстве очень любила слушать сказки по радио и на пластинках.  В зависимости от своего настроения, я представляла себя тем или иным героем.  Я была заворожена теми таинственными голосами, доносившимися с пластинок, которые с первых минут создают эффект присутствия в сказке. И сейчас мне бесконечно жаль, что очень многим детям родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

     Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?

      И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.

     Каким образом, посредством сказкотерапии удается достигать таких целей?

    Во-первых, сказка всегда служила средством встречи ее слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира...  

     Во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт  с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.

      В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.

       Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую.

       Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Инструкции, которые предъявляются ребенку в данном случае такие: «Сочини сказку о мальчике пяти лет», «Сочини любую сказку». Затем проводится анализ сказки. Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка. Также диагностическая сказка может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух.

    Прогностическая функция реализуется в той части сценарной сказки, которая повествует о будущем героя. В этих сказках, будто матрешка в матрешке, раскрываются суть и особенности будущего жизненного сценария человека.

   Терапевтическая сказка – сказка, благодаря которой собственно происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка.

    Для групповой работы с детьми я использую психокоррекционные, психотерапевтические и медитативные сказки.

       1. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок имеет ограничение по возрасту (примерно 11-13 лет) и проблематике (неадекватное поведение, неэффективное поведение). Психокоррекционную сказку можно просто читать ребенку, не обсуждая ее. Таким образом, дается возможность побыть наедине с самим собой и подумать.

        2. Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. Психотерапевтическая сказка помогает изменить отношение окружающих людей к человеку, увидеть скрытые положительные стороны души.

       3. Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок – сообщение бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликта и злых героев.   

  Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия.

            1.Ритуал «входа» в сказку

Создать настрой на совместную работу, «войти в сказку»

Коллективные упражнения. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее» действие.

           2. Повторение

 Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.

Ведущий задает детям вопрос о том, что они помнят, использовали ли они новый опыт.

           3. Расширение

Расширить представления ребенка о чем-либо.

Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Предлагает детям попробовать, помочь какому-либо существу из сказки.

           4. Закрепление

Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.

Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения.

            5. Интеграция

Связать новый опыт с реальной жизнью.

Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми в каких ситуациях из жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели.

           6. Резюмирование

Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

Ведущий подводит итог занятия.  Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта.

         7.Ритуал «выхода» из сказки

Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной среде.

Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением.

Остановимся на некоторых этапах творческой работы по мотивам сказок которые я проводила с ребятами:

  1. Анализ сказки. Ее целью является осознание, интерпретация того, что находится за любой сказочной ситуацией, сюжетом и за поведением ее героя. Ребятам предлагается ответить на ряд вопросов (например, «О чем эта сказка?», «Кто из героев больше всего нравится и почему?» и другие). Основная задача воспитателя так сформулировать вопрос, чтобы он подталкивал к осмыслению, размышлению данной ситуации, а не являлся только результатом вспоминания прочитанного.
  2. Рассказывание сказки. Данный прием способствует развитию фантазии и воображения. Он заключается в следующем: группе детей предлагается вспомнить любую сказку и попробовать рассказать ее от имени любого героя.
  3. Переписывание сказки или дописывание сказки чаще всего используется тогда, когда детям что-то не нравится в итоге ее событие. Переписывая или дописывая сказки, дети сами выбирают тот вариант ее разрешения, который соответствует их внутреннему состоянию, что способствует выходу накопившейся у ребят внутренней энергии, тем самым оказывая еще и другой психокоррекционный эффект- снятие эмоционального напряжения.
  4. Сочинение сказки. В любой сказке мы отмечаем определенное развитие сюжета. Как правило, ее герои проходят основные жизненные периоды: они вырастают, потом с ними что-то происходит, они преодолевают возникшие препятствия, мешают враги, но помогают друзья; потом герой сказки побеждает и достигает своей цели.  Поэтому, в сказке не просто рассказывается о жизни героя, его приключениях, а в фантастической форме представлены этапы становления человека как личности, его жизненное самоопределение. При сочинении сказки стимулируется интерес, снимается чувство тревоги и открываются новые возможности для творчества.
  5. Проигрывание эпизодов сказки. Можно предложить детям сделать постановку сказки. Проигрывание тех или иных эпизодов сказки дает возможность каждому ее участнику наиболее полно и глубоко прочувствовать и прожить вместе с героем некоторые эмоционально значимые для ребенка ситуации.  Другой вариант постановки сказки – это проигрывание их с помощью кукол. Работа с куклами позволяет детям проявить всю свою фантазию, находчивость, развивает гибкость мышления, способствует творческому перевоплощению ребенка.
  6. Рисование по мотивам сказки. Метод выполнения рисунка по предложенной или свободной теме . В рисунке воплощаются все мечты и желания ребенка, особенно ярко проявляются фантазия и воображение.

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, которые, я  использую в своей работе,  позволяют помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он сталкивается во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

Использование активных методов обучения иностранному языку становится приоритетным направление в образовании. Вашему вниманию предоставляется небольшая статья, в которой раскрыты основные а...

Условия эффективной реализации коммуникативного задания в рамках урока английского языка

Данная статья содержит  информацию о различных  коммуникативных заданиях, и о способах их реализации в рамках коммуникативного подхода....

Ролевая игра как способ формирования коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка в 5 классе

Прект педагогического эксперимента по внедрению СОТ реализованного учителем в образовательном учреждении. Проектная работа....

Новые подходы к организации коммуникативного развития обучающихся на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Новые подходы к организации коммуникативного развития обучающихся на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС....

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других д...

«Новые подходы к организации коммуникативного развития обучающихся на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС ОО

Материал отражает современные подходы преподавания ИЯ, основанные на опыте работы учителя....

Использование технологии развития критического мышления для развития коммуникативных умений школьников на уроках английского языка

Данная статья представляет собой обзор  на популярную в последнее десятилетие технологию развития критического мышления (методы, приемы) и ее практическое применение на уроках английского языка в...