Методическое пособие по работе с формирующим оцениванием в программе MYP
методическая разработка по английскому языку (5 класс) по теме

Тюрбеева Александра Боваевна

 

Программа Международного Бакалавриата в средней школе ставит перед собой цель – всестороннее интеллектуальное, творческое и нравственное развитие личности, адаптированной к жизни в современном обществе. Основная задача – это осознание связей между школьными предметами и окружающим миром посредством интеграции знаний, опыта и критического мышления.

Особое место в программе Международного Бакалавриата отводится оценке, так как именно она выполняет роль обратной связи и несет функцию регуляции процесса обучения. Процесс оценивания также является неотъемлемой частью обучения в ЦО «Гамма» №1404. Учителями нашего центра используются два вида оценивания: формирующее и итоговое. Использование формирующего оценивания позволяет отслеживать эффективность, как преподавания, так и учения студентов МБ. Формирующее оценивание позволяет систематически определять сильные  и слабые стороны учебного процесса и своевременно осуществлять коррекцию.

В нашем исследовании мы подробно остановимся на вопросе использования формирующего оценивания в процессе преподавания английского языка и работе с чек – листами, так как именно они призваны осуществлять процесс обратной связи, оценку промежуточных и итоговых результатов деятельности студентов, по освоению четко обозначенных программой результатов образования (ЗУНов).

Данное методическое пособие включает в себя образцы заданий для проведения формирующего оценивания аудирования студентов 5-6 классов, а также чек – листы и рубрикаторы к основным темам программы по английскому языку.

Методическое пособие может быть использовано учителями английского языка, работающими в классах МБ как вспомогательное средство для осуществления мониторинга уровня сформированности навыков аудирования на английском языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formiruyushchee_ocenivanie.doc370.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ГАММА» №1404

107014 Б.Оленья д.3

Тел./факс 8(499) 2684686 E-mail: gamma1404@list.ru

Методическое пособие

по работе с формирующим оцениванием

в программе MYP

Автор: Тюрбеева А.Б.

Москва 2010 г.

ЦЕЛЬ: СОЗДАНИЕ МЕТОДИКИ РАБОТЫ С ЧЕК-ЛИСТАМИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА, ГДЕ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ВЫСТРАИВАЕТСЯ С ПОМОЩЬЮ РАБОТЫ С ЧЕК-ЛИСТОМ,

ПРОБЛЕМА: НИЗКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО ЗУН УЧАЩИХСЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.

ОБЪЕКТ: ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ МЕТОДИКИ И ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА К НЕЙ.

ПРЕДМЕТ:  МЕТОДИКА И МАТЕРИАЛЫ К РАБОТЕ.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ С ЧЕК-ЛИСТАМИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ:  МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ЦО.


Система оценивания строится на основе следующих общих для всех образовательных программ принципов.

1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое, текущее (Formative) и итоговое (Summative) оценивание.

2. Оценивание может быть только критериальным. Критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

3. Оценивать можно только то, чему учат .Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогам и учащимся.

4. Учитель должен включать учащихся в процесс оценивания, формировать навыки самооценки.


Формирующее и констатирующее оценивание

В рамках системы критериального оценивания принципиально важно разделять два его вида: формирующее и констатирующее.

Основная цель формирующего (текущего) оценивания - осуществление оперативной взаимосвязи между учителем и учениками в процессе обучения. Оно позволяет школьникам понимать, насколько правильно они выполняют учебные задания в период изучения нового материала. Никакого непосредственного влияния на итоговые отметки формирующие оценки не имеют. Это сделано для того, чтобы снять у учащихся страх перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном освоении учебного материала. Одно из основных требований к такому оцениванию - его органичность, слитность с процессом обучения. Совсем не обязательно оно должно выражаться какими-то формальными баллами. Скорее надо стремиться к тому, чтобы оно было как можно более словесно-описательным, то есть максимально информативным для учеников. Еще одним крайне желательным обстоятельством является участие школьников в процессе оценивания во всех четырех доступных для этого формах: самооценивания, взаимного оценивания, участия в разработке критериев оценки и рефлексивного разбора результатов выполненных учебных действий.


Констатирующее (итоговое)

Оценивание представляет собой набор контрольных мероприятий, как правило, завершающих изучение более или менее объемных учебных тем. Содержание контрольных заданий подбирается таким образом, чтобы охватить все принципиально значимые блоки знаний, умений и навыков, отработанные в процессе изучения материала. Именно отметки за констатирующие работы служат для формального определения уровня подготовки учащихся. По ним выставляются триместровые и годовые результаты.

Общим правилом является наличие не менее чем двух констатирующих работ по разным предметам на протяжении триместра. При их проведении (в большинстве своем они письменные) отметки выставляются отдельно по каждому из задействованных общих предметных критериев, имеющих различные максимальные баллы. Все они в обязательном порядке регистрируются в электронном журнале. Общая интегрированная отметка (по обычной шкале от 2-х до 5-ти баллов) указывается только в момент окончания триместра и учебного ода.

Расчет триместровых и годовых отметок производится автоматически при помощи процентного алгоритма, заложенного в электронный журнал. По мере выполнения констатирующих работ он сообщает прогнозируемую триместровую отметку, что позволяет судить об общем уровне успеваемости.


Система оценочных критериев по предметным группам

Соотнесенность критериев оценивания с целями предметного обучения, а также естественным образом сложившееся различие в логике построения содержания образования в предметных группах привело к тому, что критерии оценивания, использующиеся на тех или иных уроках, значительно отличаются друг от друга. В целом система критериев по всем восьми предметным группам выглядит следующим образом.

• Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский) - Language В:

  1. Устная монологическая и диалогическая речь, ее структура (от 0 до 8-ми баллов).
  2. Устная речь, характеристика языка (от 0 до 8-ми баллов).
  3. Письменная речь, содержание и оформление повествования (от 0 до 8-ми баллов).
  4. Письменная речь, характеристика языка (от 0 до 8-ми баллов).
  5. Чтение с целью понимания (от 0 до 8-ми баллов).
  6. Восприятие речи на слух, аудирование (от 0 до 8-ми баллов).


Повседневное использование критериального оценивания

Оценивание в рамках описываемой системы представляет собой неотъемлемую часть обучения, важную для постоянного определения сильных и слабых сторон каждого учащегося. Для этого ребятам должны быть совершенно понятны цели всякой выставляемой отметки, равно как и процедура ее выставления. Вне зависимости оттого, имеем мы дело с формирующим или констатирующим оцениванием, необходимо соблюдать следующие общие требования:

  1. оцениваемая работа и порядок действий по ее оцениванию должны позволить как учителю, так и школьнику определить успехи и неудачи, а также понять, что ученик может сделать, чтобы минимизировать свою не успешность;
  2. проверяется не просто способность ребенка вспомнить и изложить изученные факты, но также понимание и применение им знаний, умений и навыков;
  3. оценивание производится в соответствии с общими критериями оценивания по определенной предметной группе, достижения отмечаются отдельно по каждому из критериев;
  4. школьники знают критерии оценивания выполняемого задания до того как приступают к его выполнению, а также по мере возможности привлекаются к обсуждению и/или созданию рубрик-дескрипторов для оценивания заданий;
  5. ученикам предоставляется возможность анализа собственного обучения с использованием критериев оценивания и определение того, что нуждается в особом внимании и совершенствовании;
  6. организуется совместная деятельность учителей по оцениванию работ школьников (т.н. модерация) с целью вырабатывания общих одходов к этому процессу; .
  7. результаты оценивания выполненных работ доступны только самому ребенку, его родителям, учителям и администрации школы; .
  8. оценивание работ производится максимально объективно, независимо от личных симпатий и антипатий, что достигается детальным фиксированием этой процедуры и созданием подробных рубрик-дескрипторов.

На практике осуществление перечисленных требований выглядит следующим образом. В ходе изучения темы происходит приобретение знаний, а также отработка определенного набора умений и навыков. Выполняются тренировочные работы, задача которых - научиться всему перечисленному на должном уровне. Оценивание в этот период носит исключительно ориентирующий, формирующий характер, в него как можно шире включаются школьники, которые «в идеале» должны тем или иным образом участвовать во всех оценочных процедурах.


Система формирующего оценивания

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Основным инструментом формирующего оценивания является технология выстраивания обратных связей.

Важнейшим условием для применения формирующего оценивания является наличие грамотно спланированных образовательных результатов: результаты должны быть детализированы до отдельных единиц содержания и должен быть назван планируемый уровень их освоения.

Результатами применения формирующего оценивания является:

  1. Обеспечение освоение стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях,
  2. Максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания,
  3. Формирование оценочной самостоятельности учащихся,
  4. Формирование адекватной самооценки.

Формирующее оценивание нацелено на развитие у учеников критического мышления. Выработку умений и навыков самоуправления процессом своего обучения, представления темы программного учебного материала в интересной для учеников форме, организацию коллективной учебной деятельности; помогает ученикам анализировать сложные учебные системы.

Изложенные ниже приёмы и документы учёта формирующего

оценивания помогают в текущей работе.

Мозговой штурм

Мозговой штурм позволяет участвовать в структурированном взаимодействии всем ученикам, развивает навыки эффективной коммуникации; в ходе обсуждения, ученики совместно составляют календарь работы.

Это помогает учителю оценить понимание учащимися учебного материала, скорректировать план мероприятий, которые будут удовлетворять потребностям учащихся.

Журналы участников проекта

В ходе всего проекта учащиеся ведут записи, в которых фиксируют этапы работы, размышления, наблюдения; там же хранятся все заполненные бланки многочисленных оцениваний, схемы, рисунки, диаграммы, ссылки на источники информации (литература, веб-ресурсы и др.)

Журнал наблюдений учителя

Индивидуальные неформальные беседы учителя с учеником - способ выявить имеющиеся знания, умения. Навыки; материал для мониторинга успешного обучения каждого ученика.

Когда учащиеся получают возможность обсудить свои потребности и интересы, это помогает им установить связь между своим личным опытом и предметом.

Оценочные бланки для взаимной оценки и самооценки

Учащиеся заполняют и анализируют по этим бланкам-тестам, бланкам-рубрикам, проверочным заданиям свой уровень знаний по учебной теме, ведут мониторинг своей успешности в приобретении новых умений и навыков метапознания, сотрудничества, самоуправления в процессе обучения, планирования.

Критерии оценки работ по результатам исследований позволяют каждому ученику работать в комфортном режиме.

Обсуждение промежуточных результатов деятельности.

Целесообразно в рамках проекта проводить промежуточное оценивание навыков сотрудничества внутри групп. Предложенная таблица заполняется каждым представителем группы, оценивание можно повторить в конце проекта. По итогам оценивания можно провести коллективное обсуждение на тему, связанную с важностью формирования и развития ключевых компетентностей 21 века.

Критерии оценивания проекта

На протяжении всей деятельности необходимо использовать критерии, по которым можно произвести итоговое оценивание всего проекта. В процессе работы критерии можно корректировать.

Критерии самооценки и взаимного оценивания. Эссе.

Каждый ученик после завершения исследований в группе пишет заключительное эссе по теме проекта.

Таблицы оценивания проекта

Предложенные таблицы позволят провести оценивание деятельности групп в рамках проекта по бальной системе.

Концептуальные карты

Графическое представление материалов исследований

Использование «карты причин» является эффективным способом организовать группу и визуально аргументировать свои идеи и доводы, упорядочить информацию.

Онлайновый инструмент для ранжирования и расстановки приоритетов в списке помогает учащимся анализировать и оценивать свои решения, позволяет наглядно сравнивать обоснования, стимулируя совместную работу и обсуждение.

Рефлексия учеников

Ученики обмениваются своими идеями, знакомятся с различными представлениями исследований других групп, анализируют собственные успехи и недочеты, сообщают о приобретенных в ходе работы над проектом новых умений и качеств, необходимых человеку 21 века.


Литература:

1. Nancy О. Thompson, Helen О. McClintock. Demonstrating Your Program's Worth.

www.cdc.gov/ncipc/pub-res/dypw/lndex.htm

2. Lana Muraskin. Understanding Evaluation: The Way it Better Prevention Programs.

www.ed.gov/offices/OUS/PES/primerl.html 

3. Barry Johnson. The role and Importance of Applied Evaluation Methods for Health Risk Communication.

www.health.gov/enviroment/Casestudies/cstoc.htm


ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ В ПРОГРАММЕ МУР - ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ МУР (РАБОТА С ЧЕК - ЛИСТАМИ) НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ « ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВЕЛИКОБРИТАНИИ»

5-КЛАСС

КРИТЕРИЙ F - АУДИРОВАНИЕ


Аудирование является одним из самых сложных элементов в обучении иностранным языкам. Хотя обучение родному языку начинается с восприятия сначала звуков, затем слов и далее предложений, обучение иностранным языкам ведется практически по всем аспектам речевой деятельности( аудирование, письмо, чтение, устные высказывания).Трудность заключается также в том , что слова пишутся не так как произносятся. В тоже время аудирование включено в ЕГЭ и является наиболее трудным заданием. В связи с этим необходима систематическая работа над восприятием учащимися речи на слух. Тем более что аудирование отрабатывает различные навыки и умения ( фонетику, лексику, грамматику, умение выделять главное, находить отличия, определять логические части и т. д. ).

Далее приводятся задания по аудированию на примере темы « Географическое положение и политическая система Великобритании». Тема рассчитана на 30 часов с учётом 5 основных критериев целесообразно 4-5 занятий посвятить аудированию. Далее приводится ряд упражнений на отработку этого навыка и графики , отражающие результативность работы.


ЧЕК- ЛИСТ

Знать

До изученной темы

После изучения темы

1.Лексику по теме (географические и политические названия)

2.Вопросы к подлежащему

3.Утверждение и вопрос косвенной речи

4.Выражение совета (модальный глагол should)

Уметь

1.Правильно произносить и использовать географические и политические термины)

2.Строить утверждения и вопросы в косвенной речи

3.Строить и применять вопросы к подлежащему

4.Выражат совет, используя модальный глагол SHOULD

ЗАДАНАЕ № 1

ЦЕЛИ: Отработать фонетические и лексические умения и навыки

Для того чтобы учащиеся хорошо отработали фонетические навыки и умения по новой лексике предлагается следующее задание: диктор читает текст с новыми словами , акцентируясь на них и давая учащимся время повторять слова и фразы. После этого учащиеся произносят их себе, выставляя оценку, а затем в группах  и тоже выставляется оценка, которая обсуждается в группе. Затем обсуждаются пути и способы работы над ошибками. Для наглядности и успешной работы могут использоваться, например, таблицы.

Рубрикатор

2-Студент не способен повторить слова и фразы

3-Студент повторяет слова и фразы, допуская много фонетических ошибок

4-Студент повторяет слова и фразы , допуская незначительные ошибки

5- Студент повторяет все сова и фразы без ошибок  

Оценочная  таблица к заданию по фонетике

ФИО

Самооценка

Оценка в группе

Способы работы

Николаев Вася

4

3

Аудирование в группах взаимопомощи

Никулин Саша

4

4

Работа дома с диском

Ульяненков Тимофей

3

2

Работа с учителем на дополнительных занятиях

Динамика роста ЗУН


ЗАДАНИЕ № 2

ЦЕЛИ : Отработать грамматический материал (глагол should)

Задание на отработку знаний грамматики ( модальный глагол should ) и навыков и умений её использования. В каждой группе менеджер выбирает диктора и эксперта или экспертов. Остальные учащиеся выполняют задание « следует сделать – не следует сделать». Например: You should sit straight. You shouldn’t play at the lesson. Затем учащиеся оценивают сами себя и оценка выставляется экспертами. Опять заполняется таблица.

Рубрикатор

2-Студент не способен выполнить задание

3-Студент выполняет задание, допуская много ошибок

4-Студент выполняет задание, допуская 1 ошибку

5-Студент четко и без ошибок выполняет задание


ЗАДАНИЕ № 3

ЦЕЛИ: Отработать грамматику (вопросы к подлежащему)

Рубрикатор

2-Студент не понимает вопросы и не может ответить на них

3-Студент понимает не все вопросы, при ответах допускает много ошибок

4-Студент понимает вопросы, допуская 1-2 ошибки при ответах

5-Студент без ошибок выполняет задание

Задание на отработку грамматики( Вопрос к подлежащему) и умений и навыков их восприятия речи на слух и давая краткие ответы . В этой теме может повторяться лексика других тем, например, «Мир вокруг нас». Каждой группе раздаются задания. Учащиеся по очереди читают вопрос и по очереди отвечают на них. Например:

Which of the flowers smells nice?

Which of the flowers is red?

What rises on the east?

Затем работа продолжается по той же схеме. Можно ввести ещё один пункт – столбец в таблицу-знание лексики предыдущей темы « Мир вокруг нас».

ЗАДАНИЕ № 4

ЦЕЛИ: Отработать и закрепить лексику и грамматику.

Рубрикатор

2-Студент понимает только общий смысл текста, но не способен извлечь необходимую информацию.

3-Студент понимает смысл текста, способен определить главную идею и некоторые детали.

4-Студент имеет четкое представление о содержании прослушанного текста, способен извлечь необходимую информацию, однако путает некоторые факты.

5-Студент понимает содержание текста, правильно извлекает заданную информацию, соотносит информацию с визуальным рядом.

Учащимся читается текст (диктором или учителем), затем учащиеся отвечают на вопросы по тексту письменно. Потом они обмениваются тетрадями и проверяются ответы, после чего выставляется оценка, которая заносится в таблицу. Таким образом, отрабатывается не только аудирование , но и письменная речь.

Судя по графикам, данные задания с их анализом , оцениванием и выработкой стратегии доработки улучшают ЗУН учащихся ,что является целью любого обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Формирующее оценивание в программе МУР"

              Программа Международного Бакалавриата в средней школе ставит перед собой цель – всестороннее интеллектуальное, творческое и нравственное р...

Учебно-методическое пособие по работе с программой AUTOCad

Данное пособие состоит из  двух частей: теоретической и практической.Оно является частью большого пособия по работе с графикой, для проведения лабораторных и практических работ по предмету "Инфор...

Методическое пособие для работы в программе Кумир

Методическое пособие "Основы работы в программе Кумир". Эти материалы могут быть полезны при подготовке к основному и единому государственному экзамену по информатике....

Методическое пособие "Диагностическая работа для оценки предметных и методических компетенций учителей. Содержание, структура, технологии подготовки"

Данное методическое пособие проедставляет из себя учебные материалы, отражающие содержание и структуру диагностической работы нового формата, использующейся для оценки предметных и методических компет...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»

Современная жизнь требует от любого человека элементарной химической грамотности для безопасного обращения с современными материалами и средствами бытовой химии.Без глубокого понимания химии нево...