Обучение в сотрудничестве или методика работы с учащимися в малых группах при изучении иностранного языка
материал по английскому языку по теме

Паксиватова Елена Юрьевна

Известно, что основной целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. обучение практическому владению иностранным языком. Если уж мы обучаем практическому владению тому или иному виду речевой деятельности, то обучать этому можно лишь через практику в этом виде деятельности. Для этого необходимо предоставить возможность каждому ученику 15-20 минут устной практики на уроке, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом склонностей и способностей детей, их уровня обученности, интересов к иностранному языку, лингвистических способностей.

С этой целью наиболее эффективным представляется обучение в сотрудничестве, особенно если учесть тот факт, что эта форма организации обучения вполне органично вписывается в классно-урочную систему, позволяет достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Создаются необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому из них возможность осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений.  Кроме того,  в процессе работы учащихся  в группах происходит их самообучение и взаимообучение. Самообучение осуществляется во время самостоятельного изучения школьником фрагмента темы, взаимообучение – в ходе обмена усвоенной информацией. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что групповая работа способствует формированию коллектива и коллективизма как нравственного качества.

На уроках приходится работать с учениками разного уровня языковой подготовки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ работы по самообразованию за 3 четверть  2010-2011 г.

Учитель английского языка Паксиватова Е.Ю.

В третьей четверти учебного года мною была начата работа по самообразованию «Обучение в сотрудничестве или методика работы с учащимися в малых группах при изучении иностранного языка»

Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком пришло в наше общество. Однако трудностей на пути овладения иностранным языком не убавилось. Как известно, цель обучения иностранного языка состоит в овладении коммуникативной компетенцией, то есть обучение практическому овладению иностранному языку. При этом необходимо помнить: обучать следует таким образом, чтобы в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью в сознании учащихся формировалась система языка. Кроме того, в основе обучения любому виду речевой деятельности лежат слухомоторные связи. Поэтому изучение иностранного языка должно основываться на развитие у школьников слухомоторных связей в результате выполнения ими устных упражнений. И по возможности в индивидуальном режиме.

К сожалению учебники иностранных языков не предусматривают эти особенности. Компенсировать этот недостаток надо за счёт методик и технологий обучения. Отбирать те из них, которые обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей. Неоходим в обучении личностно-ориентированный подход.

По этому передо мной ставятся следующие задачи:

1. при отборе иноязычного содержания обучения в большей мере, чем раньше учитываются интересы и волнующие школьников проблемы. Это проявляется, прежде всего, при отборе аутентичного текстового материала, в выборе тем для обсуждения и т.д.

2. отбор материала предполагает некоторую избыточность и выделение двух уровней: уровня предъявления и уровня спроса, который учитывает возможности и потребности учащихся. Это позволяет осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам, ставит их в ситуацию выбора, побуждает к большей самостоятельности и активности.

3. последнее достигается благодаря проблемной подаче материалов, а не в сообщении «готовых заданий», в побуждении учащихся к размышлению, самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам, обобщениям. Например, это часто проявляется в развитии с помощью специальных заданий учебника рефлексии (самонаблюдения, самоотчета), которая способствует развитию личности, ее самосознания, самооценки.

4. при отборе содержания важно предусмотреть такие материалы, которые апеллируют к личному опыту учащегося, чувствам, эмоциям, побуждают к выражению собственного мнения, оценке, что стимулирует формирование ценностных ориентаций.

В связи с этим, при планировании уроков мной используется метод обучения в сотрудничестве. Основная идея – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Мной используется командно-игровая деятельность, где в каждой команде 1-сильный, 1-средний, 1-слабый ученик. При проверки задания, можно выбрать любого учащегося, тем самым убедиться, что ученик владеет  материалом  

( говорение, письмо, чтение), а не формальное им владение (верно - неверно). Этот вид работы чаще используется на этапе творческого применения нового материала.

Помощь в работе мне оказывают методическое руководство для учителя по использованию учебника «Enjoy English»,а также советы опытных педагогов нашей школы и опыт зарубежных коллег.

Примерный план работы педагога над темой

 

Этапы

Содержание работы

Сроки

I. Диагностический

1.       Анализ затруднений.

2.       Постановка проблемы.

3.       Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

I год работы над темой.

II. Прогностический

1.       Определение цели и задач работы над темой.

2.       Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.       Прогнозирование результатов.

I год работы над темой.

III. Практический

-          Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы.

-          Формирование методического комплекса.

-          Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

-          Корректировка работы.

II год; (III), (IV).

IV. Обобщающий

1.       Подведение итогов.

2.       Оформление результатов работы по теме самообразования.

3.       Представление материалов.

III год, (IV), (V).

V. Внедренческий

1.       Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2.       Распространение.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности.

Памятка для анализа процесса самообразования: 


Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т. д.
Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др. )
Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)
Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.

Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:
Работа по теме самообразования не менее 1 года;
Изучение научно-методической литературы;
Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;
Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;
Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;
Обучение на курсах повышения квалификации;
Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;
Активное участие в работе методического объединения района;
Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;
Обобщение опыта работы по теме самообразования.

Организация процесса самообразования

Организация процесса самообразования

 

Автор Жакулина И.В., учитель начальных классов МОУ-СОШ № 23 г. Чапаевска Самарской области

 

Самообразование учителя – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.

Данная деятельность включает в себя несколько этапов:

1. Выбор направления и темы самообразования.

2. Формулирование цели и задач самообразования.

3. Определение круга источников информации.

4. Выбор формы самообразования.

5. Составление плана самообразования.

6. Определение результата самообразования.

7. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Рассмотрим данные этапы.

1 этап – выбор направления самообразования.

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией и т.д. В связи с этим направлениями самообразования могут быть:

– профессиональное (предмет преподавания);

– психолого-педагогическое, ориентированное на учеников и родителей; – психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества, предупреждение эмоционального выгорания и др.);

– методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);

– информационно-компьютерные технологии;

– здоровьесбережение;

– правовое;

– эстетическое;

– историческое;

– иностранные языки;

– политическое;

– интересы и хобби;

– и т.д.

2 этап – выбор темы самообразования.

Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый учитель выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив школы. При этом тема самообразования должна быть направлена на повышение эффективности обучения и воспитательного процесса.

Вот примерный список тем самообразования:

– «Интерактивные методики в начальной школе»;

– «Технология проектного метода обучения»;

– «Технология развития критического мышления через чтение и письмо»; – «ИКТ в начальной школе»;

– «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»;

– «Портфолио учителя и учащихся»;

– «Интегрированные уроки»;

– «Опережающее обучение»;

– «Совершенствование методов обучения на уроках русского языка (математики, литературного чтения, окружающего мира и т.д.);

– «Предупреждение орфографических, пунктуационных и речевых ошибок»;

– «Совершенствование навыка чтения младших школьников»;

– «Виды контроля за знаниями учащихся, усовершенствование форм и методов контроля»;

– «Работа с одаренными детьми»;

– «Дифференцированное обучение»;

– «Разработка комплекса самостоятельных и контрольных работ по математике (русскому языку, литературному чтению и т.д.)»;

– «Игровые моменты на уроках математики (русского языка, литературно чтения, окружающего мира, технологии, ИЗО и т.д.)»;

– «Развитие культуры речи на уроках литературного чтения»;

– «Пути преодоления перегрузок учащихся при выдаче домашнего задания»;

– «Формирование исторического мышления на уроках окружающего мира»;

– и т.д.

3 этап – формулировка цели и задач самообразования.

 Целями самообразования могут быть:

– повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;

– изучение и внедрение новых педагогических технологий;

– изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;

– совершенствование своих знаний в области педагогической психологии.

При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.

Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования. Например, темой самообразования является «Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе».

Цель самообразования формулируем следующим образом «Изучение и внедрение ИКТ в ходе организации образовательного процесса в начальных классах».

Задачами самообразования в данном случае могут быть:

– изучить литературу и материалы сети Интернет об ИКТ в начальных классах;

– пройти курсы повышения квалификации;

– посетить семинары и конференции по проблеме внедрения ИКТ в начальных классах;

– принять участие в работе сообщества «ИКТ и начальная школа» на портале «Сеть творческих учителей»;

– посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;

– провести самоанализ и самооценку собственных уроков;

– разработать комплект электронных уроков, объединенных предметной тематикой;

– апробировать данный комплект на практике.

4 этап – определение круга источников информации.

Учитывая, что учитель самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:

– телевидение;

– газеты, журналы;

– литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

– материалы сети Интернет;

– видео, аудио информация на различных носителях;

– платные курсы;

– семинары и конференции;

– мастер-классы;

– мероприятия по обмену опытом;

– экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

– курсы повышения квалификации;

– уроки коллег;

– путешествия;

– и т.д.

5 этап – выбор формы самообразования. 

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая.

В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.

6 этап – составление плана самообразования.

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

– название темы;

– цели;

– задачи;

– предполагаемый результат;

– этапы работы;

– сроки выполнения каждого этапа;

– действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;

– способ демонстрации результата проделанной работы;

– форма отчета по проделанной работе.

Деятельность учителя в области самообразования может включать в себя:

– систематический просмотр определенных телепередач;

– чтение конкретных педагогических периодических изданий;

– чтение методической, педагогической и предметной литературы;

– обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;

– посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;

– участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;

– изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;

– изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики;

– прохождение курсов повышения квалификации;

– проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

– организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;

– посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;

– общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.

7 этап – определение результата самообразования.

Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результатами самообразования учителя на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть:

– повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

– разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

– разработка новых форм, методов и приемов обучения;

– доклады, выступления;

– разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

– разработка пакета тестового материала в электронном виде;

– разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;

– создание главы или страницы электронного учебника;

– выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

– разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

– создание комплектов педагогических разработок;

– разработка модели образовательного процесса;

– проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

– и т.д.

8 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Формами отчетных работ могут быть:

– обобщение опыта;

– доклад;

– сбор и анализ отчетной документации;

– презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.

По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

Используемые источники информации:

1. Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

2. Николенко Л.В. Самообразование учителя – http://pedsovet.org/forum/topic302.html

Отчет по самообразованию руководителя детской эстрадной студии «Пять +» ДДТ Побиянской Элоны Алексеевны за 2009 – 2010 учебный год

Тема самообразования:
«Развитие певческого дыхания – фундамент вокальных навыков»

Цели:
Изучение механизма работы певческого дыхания, для улучшения качества работы над звучанием голоса (полетность, плотность, яркость звучания тембра и т.д.)
Проблемы: 
На первый взгляд функция дыхания и его роль в нашей жизни понятна и довольно проста. Но так ли это? Если заняться изучением этой темы более глубоко, то оказывается, что тип дыхания, ритм и скорость вдыхаемого и выдыхаемого воздуха может оказывать влияние на наше физическое и психологическое состояние! Человек самодостаточен по своей природе и для решения тех или иных задач не всегда необходимо подключать силы из вне, не используя собственные ресурсы. Изучением этой темы занимались многие медики и ученые (Поль Брэгг, Бутейко, Стрельникова и др.). Нам известны медитативная система дыхания по йоге и противоположная ей аэробная по бодифлексу и т.д. Каждая из этих теорий раскрыла свою определенно положительную сторону дыхательного процесса для нашего здоровья и энергетического потенциала «…дыхание – путь к энергии ». Не является исключением и певческое дыхание, учение о котором занимает значительную часть в вокальной школе. Певческое дыхание это – фундамент звукообразования и энергосистема, которая дает силу и длительность звуку, а также оказывает влияние на тембровую окраску голоса.
Чтобы разобраться с премудростями вокального дыхания необходимо:

  1. Изучить физиологические и возрастные особенности дыхательной системы;
  2. Познакомиться с разными методиками развития дыхания (Бутейко, Стрельникова и др.)
  3. Внедрить в образовательный процесс приемы, способы обучения, формы работы, способствующие развитию певческого дыхания, которые как следствие приведут к исполнительскому росту и качеству пения;
  4. Способствовать активизации певческого дыхания через эмоциональный психологический настрой поющего.

Литература, изученная в этом учебном году:

  1. Емельянов В.В Развитие голоса. Координация и тренинг. СПб.: Изд. «Лань», 2007 год.
  2. Дубровская С.В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. М.:РИПОЛ классик, 2006 год
  3. Сет Риггз. Пойте, как звезды. СПб.: «Питер», 2007 год. 
  4. Ермак Е.А. Пойте, как говорите! Или говорите, как поете! Статья для журнала Music Box. http://guitar-club.ru
  5. Белоброва Ю.Е. Техника эстрадного вокала. Методические статьи. http://rockvocalist.ru

                                                  
В этом учебном году мною были посещены уроки педагогов школ города и занятия ДДТ:                                                                                

  1. Батанина И.Ю. «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках и внеклассной деятельности» (открытый урок музыки в 3 классе).
  2. Калиниченко Л.А. «Техника культуры речи» (занятие театральной студии «Кудесники»)
  3. Зеленкова Л.В. «На балу у Терпсихоры» (мастер – класс)
  4. Гаподченко Т.А. «Развитие творческих способностей учащихся на уроках и внеклассной работе» (открытый урок музыки во 2 классе)

Консультации, полученные мною в этом учебном году:

  1. Литвинова Н. Г. - руководитель класса академического вокала ЦДК «Горняк». Тема консультации: «Упражнения для развития диафрагмы».
  2. Копеева Г.Б. - преподаватель класса вокала ДМШ. Тема консультации: «Развитие артикуляционного аппарата».
  3. Ракова О. Ю. - методист ДДТ. Темы консультаций:  «Как составить портфолио», « Как подготовиться к аттестации», «Подготовка к открытым мероприятиям».
  4. Слесарева Н.А. – культорганизатор ДДТ. Тема консультации: «Подбор тематического репертуара к мероприятиям».
  5. Барт О.Г. - психолог ДДТ. Тема консультации: «Психолого-педагогические аспекты работы с одаренными детьми».
  6. Каплевский Ю.И. - художественный руководитель ГТК. Тема консультации: «Освобождение голоса по системе Кристин Линклейтер».
  7. Лопадина Л.В. - педиатр ЦГБ. Тема консультации: «Профилактика заболеваний верхних дыхательных путей».

Использовала:

  1. Ресурсы Internet. Материалы различных сайтов были использованы при подготовке к открытым занятиям, мастер – классам, семинарам.
  2. Материалы аудио-, видео-курсов на занятиях по вокалу.
  3. Презентации (разработанные с помощью ресурсов Internet для семинара учителей музыки).
  4. DVD с концертными номерами звезд казахстанской, российской, зарубежной эстрады.

Результаты:

  1. Изучив и проанализировав опыт передовых педагогов – вокалистов трансформировала  навыки эффективной работы над дыханием с учетом своего личного опыта.
  2. Подготовила следующие статьи для публикации: «Голос – чудесный дар природы» и «Проблемы чистого интонирования в пении», одна из которых была издана в еженедельной газете «Вечерний Степногорск» от 12.02.10г
  3. На занятиях наряду с распеванием успешно применяется дыхательная гимнастика.
  4. В работе над песнями большое внимание уделяется качеству вдоха и выдоха на фразах.
  5. Повысилось качество звучания у некоторых учащихся.
  6. В ансамблевом пении улучшился навык цепного дыхания.

Сложности, возникшие при работе в этом учебном году:

  1. Поскольку невозможно увидеть на практике работу дыхательного аппарата, приходится ограничиваться наглядными картинками со строением голосообразующих органов. Объяснение правильного дыхания во время пения, строятся  на уровне психических процессов, таких как: воображение, ощущение - путем аналитических сравнений умозаключений.
  2. Неверное представление многих учителей музыки о работе диафрагмы (верхняя область живота) во время вдоха, которое ведет к неправильному механизму дыхания учащихся.
  3. Недостаточное количество соответствующей литературы у нас в городе.

Перспективы работы в следующем году:

  1. Подобрать приемы работы над певческим дыханием в соответствии с учетом возрастов обучаемых. Правильно внедрять их в учебный процесс.
  2. Опубликовать материалы по данной теме в городской, областной, республиканской прессе.
  3. Разместить свои материалы на сайте «ДДТ».
  4. Провести мастер – классы для руководителей и воспитанников вокальных коллективов города и возможно области.



Предварительный просмотр:

Анализ работы по самообразованию за 4 четверть  2010-2011 г.

Учитель английского языка Паксиватова Е.Ю.

В четвертой четверти учебного года мною была продолжена  работа над темой самообразованию «Обучение в сотрудничестве или методика работы с учащимися в малых группах при изучении иностранного языка».

Известно, что основной целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. обучение практическому владению иностранным языком. Если уж мы обучаем практическому владению тому или иному виду речевой деятельности, то обучать этому можно лишь через практику в этом виде деятельности. Для этого необходимо предоставить возможность каждому ученику 15-20 минут устной практики на уроке, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом склонностей и способностей детей, их уровня обученности, интересов к иностранному языку, лингвистических способностей.

С этой целью наиболее эффективным представляется обучение в сотрудничестве, особенно если учесть тот факт, что эта форма организации обучения вполне органично вписывается в классно-урочную систему, позволяет достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Создаются необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому из них возможность осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений.  Кроме того,  в процессе работы учащихся  в группах происходит их самообучение и взаимообучение. Самообучение осуществляется во время самостоятельного изучения школьником фрагмента темы, взаимообучение – в ходе обмена усвоенной информацией. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что групповая работа способствует формированию коллектива и коллективизма как нравственного качества.

На уроках приходится работать с учениками разного уровня языковой подготовки.

Работа в группах возможна при обучении школьников устной речи, чтению. Каждая группа получает задание, на которое отводится определенное время.

При развитии навыков и умений монологической речи на своих уроках перед группами я ставлю такие речевые задачи:

- представьте, что вы обсуждаете план будущего путешествия. Каждый из вас предлагает свой способ путешествия. Пользуясь данными вам опорами, докажите, что путешествовать пешком очень интересно.

Членам группы предлагаются опорные слова и выражения, а также используются иллюстрации.

Подобные задания получают и остальные группы. Им нужно убедить друзей в том, что путешествие каким-либо другим видом транспорта наиболее интересно.

Эффективна такая форма работы и при обучении диалогической речи. Например, при работе над темой "Мой дом"в третьих классах ребятам дается такая установка:

- представьте, что один из ваших друзей получил новую квартиру (или новый дом). Вам интересно побольше узнать о квартире или доме.

На карточках даны отдельные фразы, из которых нужно составить связный разговор.

 В результате работы в группе учащиеся составляют диалог, который и воспроизводят вслух. Поскольку остальные группы получили такое же задание, то во время его проверки они могут проследить, правильно ли выполнено задание, и в случае необходимости внести поправки.

 Работа в группах значима  и при проверке домашнего чтения. Например, группе дается задание составить план прочитанного текста. Ребята распределяют задание между всеми членами группы:  делят текст на абзацы. Каждый ученик еще раз перечитывает свой абзац, определяет главную мысль, заключенную в нем, и вносит ее в общий план в виде пункта. Затем по составленному группой плану учащиеся пересказывают текст целиком.

  На начальном этапе обучения при организации проверки понимания прочитанного мной широко используются тематические картинки. Например, дается задание: выбрать из текста и прочитать те предложения, которые могут быть использованы при описании картинки. Или такое задание: сравнить содержание текста с тем, что изображено на картинке, и прочитать предложения, которые не соответствуют тому, что на ней изображено.

Таким образом, мои наблюдения показали, что в сочетании с другими формами организации обучения, работа в малых группах достаточно эффективна: совершенствуются умения и навыки, расширяется словарный запас школьников, увеличивается время общения на уроке. Кроме того, воспитывается чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, развивается логическое мышление, способность сориентироваться в создавшейся ситуации. Постепенно у ребят, которые ранее испытывали робость, неуверенность в себе, застенчивость, исчезает боязнь говорить.

Помощь в работе мне оказывают методическое руководство для учителя по использованию учебника «Enjoy English», Макарова Т.Н.               « Планирование и организация методической работы в школе» (2002), а также советы опытных педагогов нашей школы и опыт зарубежных коллег.



Предварительный просмотр:

Анализ работы по самообразованию за   2011-2012 г.

Учитель английского языка Паксиватова Е.Ю.

В современной школе основной целью обучения является развитие ученика. Развитие ученика – это психические и физические изменения в его организме, переход в любых его свойствах от простого к сложному, от низших форм к более высоким. Для успешного и эффективного обучения иностранному языку мною используется методика уровневой дифференциации, которая потом помогает реализовать обучение учащихся в малых группах.

            Диагностику уровня обучаемости провожу 2 раза в год – в начале 1 полугодия и в начале 2 полугодия. Эта диагностика дает возможность выявить уровень, на котором находятся ученики. Без учета уровня обучаемости есть реальная возможность ошибиться в распределении учебной нагрузки на уроках. Для меня знание уровня обучаемости – основное при планировании урока.

Определение уровня обучаемости проводится по следующему алгоритму:

  1. Выбираю учебный материал базисного характера на 7-8 минут.
  2. Повторяю все, что необходимо для усвоения этой новой информации.
  3. Объясняю новый материал
  4. Показываю образец применения знаний в сходной ситуации.
  5. Показываю образец применения знаний в измененной ситуации.
  6. Провожу тест:

А) напиши, повтори, что узнал нового.

Б) ответь на вопрос причинно-следственного характера.

В) выполни задание по образцу.

Г) выполни задание в измененной ситуации.

Если выполнены все 4 задания, то уровень высокий. Выполнено 3 задания – средний                 уровень, выполнено меньше – низкий уровень.

Данные диагностики составляют основу планирования дальнейшей работы. Обработка данных позволяет мне распределить детей по уровневым группам. Руководствуясь полученными данными, я подбираю достаточное количество дидактического материала, поскольку каждый учащийся имеет право выбора своего обучения, а каждый урок строится мною по принципу разноуровневого обучения. Это, прежде всего, умение учителя создать для каждого ученика атмосферу психологического комфорта, когда для каждого ученика создается уникальная возможность выбора своей ниши, своего темпа, своего уровня. Учителю необходимо психологически подготовить учащегося к работе, вселить в него уверенность в успехе, в необходимости поиска собственного пути познания.

Основными при этом являются следующие принципы:

  1. Не сравнивать детей друг с другом в отношении их успехов в обучении.
  2. Нужно сравнивать успехи ребенка с собой, чтобы он знал динамику своего развития.
  3. Поощрять любые положительные успехи ребенка.

Стараться работать на положительном эмоциональном фоне, чтобы не допускать снижения учебной активности детей.

Учебный процесс  строится так, чтобы ученики с разными способностями и подготовкой могли бы испытывать успех при изучении школьных дисциплин. Причем все ученики могут достигнуть обязательных результатов обучения в сотрудничестве.

Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. При обучении я стараюсь придерживаться индивидуально-группового варианта. Но иногда пытаюсь разнообразить этот вариант творческим подходом применительно к своим ученикам.

На примере пяти уроков, которые я прилагаю к описанию своего опыта, попытаюсь изложить систему своей работы по формированию у учащихся навыков чтения с извлечением основной информации, совершенствованию навыков чтения, обучению письму, монологической, диалогической и полилогической речи при обучении в сотрудничестве.

На первом уроке я обучаю детей чтению с извлечением основной информации из текста, который ляжет в основу монологического высказывания, а в дальнейшем диалогического и группового общения. Ребята уже привыкли работать в трёх группах постоянным составом. Они прекрасно знают своих «учителей», помнят названия своих групп. Ученики занимают свои места и начинают один за другим по вертушке читать и переводить текст в трёх группах одновременно. Консультанты («учителя») координируют работу, исправляют ошибки при чтении, при затруднении в переводе помощь оказывают все члены группы. После завершения этой работы, каждая из трёх групп отвечает на основной вопрос текста: «Почему английский язык преподают и изучают почти во всех странах мира?» Оценки получает та группа, которая первой смогла ответить на поставленный перед чтением текста вопрос. Затем следует более детальное извлечение информации из текста. Ребята отвечают на вопросы упражнения, следующего после текста. Весь первый урок из пяти, описанных мною, учащиеся обучаются в сотрудничестве.

На втором уроке мы совершенствуем навыки чтения и учимся письму, продолжая работать над текстом. Вначале урока проводим контроль домашнего задания. Дети читают вопросы и проверяют свои ответы на них, работая в парах. Затем, опираясь на ключевые фразы (записанные мною на доске), они письменно излагают основное содержание текста. Работают снова в парах. Остальную часть урока ребята работают в группах. Они работают над чтением и переводом основного содержания текста, изложенного письменно. (Домашнее задание: чтение и перевод текста). Как видите, весь второй урок ученики работают в сотрудничестве.

Цель третьего урока – обучение учащихся монологической речи. Ученики весь урок работают в группах, обучаясь в сотрудничестве. Они получают на отдельных листах целую серию упражнений, которые помогут им к концу третьего урока пересказать текст. Работая в группах, ребята отвечают на вопросы, пытаются закончить предложения, имея перед глазами лишь их начало, затем они составляют предложения, опираясь на ключевые слова, играют в игру «Вы знаете, что…» (излагают факты из текста).

На следующем этапе работы учащиеся, опираясь на ключевые русские слова, пытаются в группах пересказать текст.

В конце урока группы делятся на пары, и пытаются пересказать друг другу текст, опираясь на ключевые русские слова.

На четвёртом уроке мы обучаемся диалогической речи по теме, работая снова в парах и группах.

Вначале урока проводим контроль домашнего задания. Ребята играют в игру «Учитель – ученик» (взаимопроверка, выставление оценок).

Затем начинается работа в группах, каждая группа получает задания со специально разработанными упражнениями, которые в конце урока помогут детям уметь задавать вопросы по теме и даже составить диалог. На первом этапе ребята составляют вопросы из данных слов. Затем они проверяют их по ключу, записанному на доске, при наличии ошибок, исправляют их, потом отвечают на эти вопросы. После этого ребята должны представить, что они находятся на уроке по истории английского языка. Они должны задать своим «учителям», то есть лидерам групп, как можно больше вопросов. В конце ребята представляют, что они находятся на научной конференции по истории английского языка. В качестве учёных на этой конференции выступают лидеры групп (их три). Они занимают места перед аудиторией, а все остальные ребята задают им вопросы.

Весь четвёртый урок ребята обучаются в сотрудничестве.

На пятом уроке ученики обучаются общению в группах, то есть они обучаются полилогу.

Вначале урока контроль домашнего задания: учащиеся в парах воспроизводят диалог. Я прохожу, слушаю пары, оцениваю их.

Затем предлагаю поработать в группах.

Вне всякого сомнения, самым сложным является обучение групповому общению. Считаю, что для начального этапа обучения иностранным языкам наиболее эффективными и доступными являются такие формы группового общения, как драматизация и ролевая игра.

Еще одной формой группового общения, близкой к подлинному общению, является дискуссионная игра, в ходе которой обсуждаются актуальные и интересные для учащихся вопросы.

Каждый учащийся выбирает удобную для себя роль и высказывается от имени выбранного им персонажа. Таким образом, снимается психологический барьер страха перед языковой ошибкой, и предоставляется возможность высказать свое мнение.

На начальном этапе обучения я обычно беру на себя роль организатора общения, поддерживаю обсуждение уточняющими репликами, наводящими вопросами, обращаю внимание на оригинальные мнения участников, спорные проблемы, снимаю возникающее напряжение. Со временем роль ведущего (лидера) передаю одному из учащихся каждой группы.

Содержанием таких дискуссий обычно служит любая проблема реальной жизни. Например, выбор профессии, планы на будущее, отношения с родителями, защита окружающей среды, роль женщин в обществе и другие.

Дискуссия как форма работы считается сложной и требует проявления многих качеств коммуникантов, от которых требуется владение достаточным уровнем речевой компетентности, т.е. готовности включиться в реальную коммуникацию. С помощью специальных упражнений я учу школьников запрашивать информацию, уточнять полученную информацию, вступать в разговор, вовлекать в него других участников, адекватно эмоционально реагировать на реплики партнеров по общению, соглашаться или не соглашаться с мнениями других.

Данные коммуникативные действия учу ребят реализовывать с помощью:

а) реплик согласия/несогласия: Right, I think the same; I’m afraid you are wrong; I think...; Exactly; Absolutely; As for me...; On the contrary; I don’t think so;
б) фраз и вопросов уточняющего характера: What makes you think so? ;
Where have you got this information? ; Do you mean...? ;
What do you mean? ; What’s your idea about this? ; I believe...; Well, I suppose...;
в) эмоциональных реакций: Unbelievable! ; That sounds strange; Incredible! How nice! Great! I can’t believe it;
г) обобщающих суждений: On the whole; In general; Summing up all you’ve just said; Let’s come to a conclusion; The result is...;

Умение реплицировать стараюсь формировать у учащихся в ходе выполнения упражнений разных типов: вопросно-ответных, репликовых и упражнений типа условная беседа.

Например: Let’s talk a little. On hearing a statement each of you should say something. Follow the scheme of typical responses (exclamation, question, statement, request, suggestion, etc.).

Упражнения такого типа стимулируют условно-коммуникативную, неподготовленную и частично инициативную речь учащихся на иностранном языке. Я обратила внимание на тот факт, что эти упражнения сами по себе не могут сформировать у учащихся умения вести дискуссию. Для достижения желаемых результатов необходимо учить школьников сочетать эти реплики в естественной речи, непринужденно развертывая общение. Поэтому я стараюсь

В заключение хотелось отметить: мой опыт работы и наблюдения по данному вопросу показали, что технология обучения в сотрудничестве способствует повышению эффективности овладения ИЯ и является одним из источников интенсификации учебного процесса, так как повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность их учебного труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа для учащихся 5 класса с углубленным изучением английского языка. Учебник О.В. Афанасьева, И.В. Михеева

Данная работа состоит из заданий по следующим темам:1) Конструкции Neither/ nor;2)Разница во временных форм глагола  Past Progressive/Past Simple;3) разница в употреблении лексических единиц high...

Самостоятельная работа для учащихся первого класса (с углубленным изучением английского языка)

Работа содержит задания по фонетике, лексике, а также по правилам чтения....

"Методика обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения иностранного языка"

Введение. Проблема обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения английского языка является одной из самых главных проблем в методике обучения английскому языку. Обучен...

Самостоятельная работа для учащихся 6 класса с углубленным изучением английского языка. Учебник Афанасьева О.В., Михеева И.В.

Данная работа содержит материал на разницу  употребления "such/so", а также материал по построению восклицательных предложений....

Проектная работа «Технология обучения в сотрудничестве: опыт применения в урочной и внеурочной деятельности по учебному предмету «Иностранный язык»

Цель данного проекта – показать особенности применения технологии обучения в сотрудничестве в урочной и внеурочной деятельности по английскому языку для формирования и развития коммуникативной к...

Научно- исследовательская работа "Использование песен для повышения мотивации к изучению иностранного языка у учащихся."

Исследовательская работа, задачами которой были:На основе анализа психолого-педагогической литературы представить пути формирования и развития мотивации школьников к изучению ИЯ.Путем изучения текстов...

Командно-игровая деятельность при изучении иностранного языка как один из методов обучения в сотрудничестве

Учить английский – очень увлекательно. Особенно когда традиционные методы обучения чередуются с современными технологиями (командно – игровыми): работа на компьютере для создания презентац...