Лингводидактические особенности обучения чтению на английском языке с использованием различных систем упражнений на базовом уровне средней общеобразовательной школы
методическая разработка по английскому языку по теме

В работе представлены виды чтения, а также обширная система упражнений при работе с текстами на базовом уровне средней общеоьразовательной школы в условиях требований ФГОС нового поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvodidakticheskie_osobennosti_obucheniyu_chteniyu.doc292.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Администрации Волгоградской области

Государственное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Волгоградская государственная академия повышения квалификации и

переподготовки работников образования

Кафедра иностранных языков и методики их преподавания

Курсовая работа

по проблеме « Лингводидактические особенности обучения чтению на английском языке с использованием различных систем упражнений  на базовом уровне средней общеобразовательной школы»

Работу выполнили:

слушатели курсов №36

Пантия Бэла Сократовна

Гайдай Людмила Анатольевна. Научный руководитель:

                                                    К.п.н., доцент кафедры иностранных языков

                                                                               и методики их преподавания

                                                                                                       Кошелева В.И.

Волгоград -  2012

Введение

Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно не многие, возможность читать на иностранном языке – практически все. Вот почему обучение чтению выступает в качестве целевой доминанты.

Процесс чтения и результат его – извлечение информации – имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей.  Поэтому формирование навыков и умений в чтении является одной из важнейших составляющих процесса обучения иностранному языку на всех его этапах.

В процессе обучения иностранным языкам чтение выполняет две функции:

•        чтение является целью обучения, т.е. является видом речевой деятельности (средство извлечения информации)

•        чтение – это средство обучения другим видам речевой деятельности. Но чтобы стать средством, чтение должно стать целью, ибо всяким средством необходимо владеть хорошо. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Итак, чтение – это мотивированный, рецептивный, опосредованный вид речевой деятельности, протекающий во внутреннем плане, нацеленный на извлечение информации из письменно фиксированного текста, протекающего на основе процессов зрительного восприятия произвольной кратковременной памяти и перекодировки информации. Для всякого учащегося на первых порах процесс чтения на иностранном языке представляет очень большие трудности, связанные, прежде всего с опознаванием зрительных сигналов. Поэтому обучение чтению на иностранном языке должно включать систему упражнений, тренирующих способность учащихся в совершенствовании навыков чтения.

Основные  виды  чтения,  встречающиеся  в  современных  отечественных  и зарубежных работах, можно суммировать в таблицу:

    Параметры

    различения

                                       Виды    чтения

    По форме

    прочтения

       Чтение   про   себя

          Чтение   вслух

По использова-

нию логических

операций

          Аналитическое

                 чтение

          Синтетическое

       чтение

По глубине проникновения в содержание текста

            Интенсивное

       чтение

            Экстенсивное

          чтение

   По целевым

    установкам

 Изучающее

     чтение/

reading for detail оr intensive

Ознакомительное чтение/

skimming

Просмотровое

      Чтение/

 Поисковое

    чтение

scanning

   По уровням

    понимания

Полное/деталь-

ное понимание

            Общее/глобальное понимание

Несмотря на наличие общих черт, между  видами  чтения  имеются  серьезные  отличия, что  делает  необходимым  специальное  обучение  способам  чтения.

Таким образом,  в  опыте  читающего  выкристаллизовываются  виды  чтения, за которыми  закрепились следующие  названия:   просмотровое и  поисковое чтение,  ознакомительное  и   детальное   или   изучающее  чтение.   Владение разными  видами  чтения  является важным компонентом культуры чтения на иностранном языке.

1. Понимание основного содержания прочитанного. По-английски это звучит как reading for gist, skim reading или skimming. В отечественной методике также используется термин ознакомительное чтение. Текст прочитывается как можно быстрее с целью понять основное содержание и общую структуру текста или выбрать главные факты.

Для этого вида чтения достаточно понимание 70% текста; главное – это умение выделить и понять ключевые слова. При обучении этому виду чтения необходимо научиться обходить незнакомые слова и не прерывать чтение, если такое встречается. Нужно также учиться догадываться о значении ключевых слов из контекста. Необходимо также помнить, что здесь не нужно фокусировать внимание на грамматических структурах текста и анализировать их. Главное – это уметь обобщить содержание текста, т.е. синтезировать основную коммуникативную задачу текста – какую информацию он дает и какие мысли являются наиболее важным.

Как правило, любое первичное чтение учебного текста во многих современных учебниках носит ознакомительный характер, и первое задание перед чтением дается на понимание общего содержания текста или его ключевых моментов.

2.        Извлечение необходимой информации. По-английски это звучит как reading for specific information или scanning. В отечественной методике также используются термины поисковое (при поиске конкретной информации) и просмотровое чтение (при беглом просмотре текста с целью выяснить, содержит ли этот текст какую-либо полезную читателю информацию).

При поисковом чтении текст прочитывается с целью нахождения относительно небольшого количества информации для последующего ее использования в определенных целях. Это может быть дата, время, часы работы, имена и названия, или более развернутая информация в виде описания, аргументации, правил, оценочных суждения. Этот вид чтения подразумевает поиск конкретных ключевых слов и нахождение по ним той части текста, где содержится необходимая информация. Чтение же всего текста – лишняя трата времени. Поэтому при обучении этому виду чтения также необходимо строгое ограничение времени для выполнения задания.

3.        Полное понимание прочитанного. По-английски это звучит как reading for detailed comprehension или reading for detail. В отечественной методике также используется термин изучающее чтение. Этот вид чтения предполагает полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание. Учащийся должен уметь оценить, прокомментировать, пояснить информацию, сделать из прочитанного вывод. Предполагается, что для овладения этим видом чтения учащийся должен уметь догадываться о значении слов по контексту, понимать логические связи в предложении и между частями текста.

Модель управления процессом чтения

с выходом на устное или письменное высказывание.

               Этапы

            Задачи

   Учебные действия

1этап -  предтекстовый

Побудить к прогнозирова-

нию частей текста

Предположения о тематике и  содержании  текста

2 этап – текстовый

Нацелить на информацион-

ную переработку текста

Просмотр и определение главной  мысли  текста

3 этап – послетекстовый

Осуществить контроль

понимания текста

Идентификация информа-      ции с помощью текста

4 этап-информационная

переработка текста

Присвоить информацион- ные и  языковые средства,

необходимые для порождения высказываний

Переработка полученной

информации в зависимости от ее дальнейшего использования

5 этап – порождение

устного или письмен-

ного высказывания

Обеспечить ситуацию, нацеливающую на порожде- ние устного или письменно-

го высказывания по теме

Использование полученной из текста информации в

устном или письменном высказывании

При этом учебные действия (третья графа) будут меняться в зависимости от вида чтения.

Глава I

Система упражнений обучения чтению

Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения грамотно подобранных предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий. Упражнения для каждого вида чтения выбираются с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка. Сначала мы предлагаем рассмотреть все возможные типы упражнений на всех этапах чтения, а затем предложим виды упражнений для всех типов чтения в отдельности.

1.1. Предтекстовые  упражнения

Предтекстовые упражнения направлены на устранение смысловых и языковых трудностей.

Упражнения в работе с заглавием текста.

1. Прочтите заглавие и скажите, о чем (о ком), по вашему мнению, будет идти речь в тексте.

2. Прочтите заглавие и скажите, в чем, по вашему мнению, состоит основное содержание текста. 

3. Переведите заглавие и ответьте на вопросы:

А) По какому слову заглавия можно установить, что речь идет о …?

Б) Какое словосочетание наводит на мысль о том, что …?

С) По какому слову вы определили, что это информация о …?

4. Переведите заглавие со словарем и скажите, какая приставка придает словам отрицательное значение/ положительное значение.

5. Прочтите заглавия текстов. Предположите, о каких конкретных фактах может идти речь в текстах. Просмотрите их.

6. Скажите, какую, по вашему мнению, цель ставил перед собой автор, включая в заглавие слова, которые не повторяются в тексте.

7. Придумайте заглавие, которым можно объединить три названных факта.

8. Прочтите заглавие следующего текста и подумайте, с чем оно ассоциируется в вашем представлении. Если заглавие вас интересует, читайте текст дальше.

Примерный алгоритм работы учащихся с заглавием перед чтением любого текста.

1. Внимательно прочитайте заглавие и выделите в нем ключевое слово (чаще всего оно выражено существительным).

2. Просмотрите текст и обратите внимание на то, как часто встречается выделенное вами доминирующее слово заглавия в тексте.

3. Найдите слова-заместители для доминирующего слова и всего заглавия в тексте.

4. Перефразируйте заглавие, используя синонимические слова из текста.

5. Найдите в тексте предложения с варьирующимся повтором доминирующего слова в заголовке.

6. Скажите, являются ли выделенные вами ключевые слова и их заместители самыми информативными элементами в тексте.

7. Повторно прочтите заглавие и скажите, о чем будет идти речь в данном тексте.

1.2 Текстовые упражнения

В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержаться указания на вид чтения, необходимость решения определенных познавательно – коммуникативных задач в процессе чтения. Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований:

• они строятся на базе активно усвоенной лексики и грамматических структур, не использованных в тексте в таком виде;

• ответ на предваряющий вопрос должен отражать основное содержание соответствующей части текста и не должен сводиться к какому – либо одному предложению из текста;

• вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптированную интерпретацию текста.

Упражнения на определение темы текста.

1. Прочтите часть текста, назовите тему. В ряду заглавий подчеркните то, которое взято из сообщения о …

2. Распределите заглавия по указанным темам.

3. Скажите, выражена ли тема в заголовке текста.

4. Установите, какая проблема обсуждается в тексте на основе одного, двух илиболее прочитанных параграфов.

5. Перечислите темы проблем, поднятых в тексте/ парарафе.

Упражнения на смысловое прогнозирование содержания текста.

При составлении упражнений данной группы следует помнить, что существуют две категории слов-сигналов, способствующих предвосхищению на движение мысли автора:

а) слова, указывающие на движение мысли автора в повествовании;

б) слова, указывающие на изменение направления мысли, поворот мысли, отрицание предыдущего утверждения.

1. Выпишите из текста слова-сигналы и установите, к какой части речи они относятся.

2. Определите слова-сигналы из приведенных ниже, после которых следует развитие предыдущего положения.

3. Определите слова-сигналы из приведенных ниже, после которых следует изложение нового материала.

4. Установите, к какой смысловой категории принадлежат данные слова-сигналы:

а) повторение мысли;

б) разъяснение мысли;

в) вывод;

г) изменение точки зрения.

5. Придумайте окончание предложения после выявления слова-сигнала.

6. Определите, после каких из данных слов-сигналов идет информация, которую можно пропустить, если целью читающего является понимание только наиболее важной информации.

7. Определите после каких из данных слов - сигналов может следовать главная мысль в тексте.

8. Просмотрите выделенные в тексте слова. Предположите, о чем идет речь в тексте.

9. Чтобы лучше понять текст, просмотрите его. Подберите к субъектам, данным в левой колонке, соответствующие предикаты из правой.

Упражнения на определение смысла:

1. Прочтите текст, разделите его на смысловые части, подберите названия к каждой из них.

2. Прочтите текст и выделите основные темы повествования.

3. Прочтите текст, отметьте (выпишите) места, раскрывающие разные аспекты проблемы.

4. Прочтите текст и найдите в каждой части по одному предложению, передающему основную мысль этой части.

5. Прочтите текст и перечислите вопросы, освещаемые в нём.

6. Прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования.

7. Прочтите текст и передайте его основную идею несколькими предложениями.

8. Прочтите текст, с тем, чтобы ответить на вопросы по основному содержанию текста.

9. Скажите, какие из приведённых утверждений соответствуют содержанию теста.

10. Найдите (зачитайте, выпишите) главные (ключевые) слова/ предложения/ факты текста.

1.3 Послетекстовые упражнения

Послетекстовые упражнения предназначены для проверки понимания прочитанного.

Упражнения на контроль понимания прочитанного

1. Скажите, какие вопросы рассматриваются в тексте.

2. Скажите, какая проблема вытекает из содержания.

3. Поставьте к тексту несколько вопросов и задайте их вашему товарищу, затем ответьте на его вопросы.

4. Подтвердите точку зрения, изложенную в тексте, используя собственный пример.

5. Выскажите мнение о прочитанном,. Сообщите известные вам дополнительные сведения.

6. Подумайте, как и где вы можете использовать извлеченную из текста информацию.

7. Определите, нужно ли вам более детально ознакомиться с текстом для использования полученной информации в вашей будущей профессиональной деятельности.

8.Расположите следующие предложения текста в логической последовательности и пронумеруйте их по порядку.

9.Составьте список вопросов к тексту.

10. Подготовьте план пересказа текста.

11. Разделите текст на смысловые части и озаглавьте их.

12. Найдите в тексте предложения, в которых содержатся: а) основная информация; б) уточняющая информация; в) подтекст.

13. Изобразите в виде схемы (Word-web) основные положения текста.

14. Прочтите текст и заполните его денотатную карту. (Приводятся пустые графы, заполнен только один блок.)

15. Сократите текст за счёт подробностей, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.

16. Поясните главную мысль текста своими словами.

17. Прочтите текст, соотнесите его содержание с заглавием.

18. Скажите, с помощью каких фактов из текста можно утверждать, что…

19. Назовите основные проблемы затронутые в тексте.

20. Просмотрите текст, найдите его фрагмент, который представляет для вас особый интерес, и объясните почему.

Так же можно выполнить следующие задания:

-  множественный выбор

-  нахождение соответствий

-  множественные соответствия

-  свободно конструируемые ответы

-  формат «верно-неверно / нет информации»

-  пропуски слов в тексте

-  исправление ошибок

-  восстановление текста

Глава II

Упражнения и примеры на виды чтения

2.1. Изучающее чтение

Кроме упражнений, приведенных выше, на различных этапах можно использовать следующие задания:

Предтекстовый этап

  1. прочтите заглавие и скажите, о чем (о ком), по вашему мнению, будет идти речь в тексте
  2. прочтите заглавие и скажите, в чем, по вашему мнению, состоит основное содержание текста.
  3. переведите заглавие и ответьте на вопросы….
  4. по какому слову заглавия можно установить, что речь идет о …?
  5. прочтите заглавия текстов к параграфам:

а. расставьте их в логическом порядке

б. предположите, о каких конкретных фактах может идти речь в текстах.

Текстовый этап

  1. прочтите текст и перечислите вопросы, освещаемые в нем;
  2. прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования;
  3. прочтите вслух все глаголы, передающие динамику повествования;
  4. выберите из данного абзаца прилагательные и наречия, которые служат для описания…;
  5. Выполните частичный перевод предложений на родной язык.
  6. Найдите существительное (прилагательное, глагол) в каждой группе слов.
  7. Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного тематического ряда.
  8. Найдите в тексте и выпишите существительные, образованные от глагола (прилагательного).
  9. Выберите предложения, содержащие пассивный залог (сложное дополнение и т.д.), объясните по каким признакам вы установили грамматическую форму.
  10. Назовите исходную форму данных слов.

Послетекстовый этап

  1. используя материал текста, ответьте на вопросы;
  2. расположите предложения в той последовательности, в которой они даны в тексте;
  3. используя факты из текста, расскажите о …;
  4. перескажите текст, используя план и выписанные словосочетания;
  5. охарактеризуйте персонажей (время действия) своими словами;
  6. выразите свое отношение к прочитанному;
  7. прочтите про себя текст и выделите то новое, что вы узнали из него;
  8. составьте аннотацию к тексту.

Примерный текст и упражнения к тексту:

                                                   Alfred Nobel and his legacy

When Alfred Nobel was 34 years old, he invented dynamite and 22 years later, smokeless gunpowder. These are hardly things one would associate with a name that has become synonymous with peace. However, peace is the subject of just one of the six prizes that are awarded each year in the name of the Swedish chemist. The other prizes are for physics, chemistry, medicine, literature and economics. The Nobel Peace Prize is awarded by a Norwegian committee, while the other five prizes are awarded by Swedish committees. The reason behind this has never been clear. One argument suggests that the Norwegians had shown a special interest in mediation, arbitration and the peaceful solution of international disputes, and was therefore the natural choice. The Nobel Peace Prize has existed for 104 years, and within that time about 70 of the individual winners have been men and about 17 of the individual winners have been women. The first woman to win the prize was Nobel’s friend Bertha von Sutter exactly 100 years ago, in 1905, and the most recent was Wangari Maathai in 2004 for her contribution to sustainable development, democracy and peace. The other Nobel prizes can only be awarded to individuals (up to a maximum of three), but the Nobel Peace Prize can be given to institutions and organizations as well as individuals. This year’s prize was awarded jointly to the International Atomic Energy Agency and its Director General, Dr. Mohamed ElBaradei, for their efforts to prevent nuclear energy from being used for military purposes and to ensure that nuclear energy for peaceful purposes is used in the safest possible way. The ceremony will take place, as usual, on December 10th at the City Hall, Oslo, Norway.

Pre – reading activities.

  1. Read the title and say what will be the text about.
  2. Make a list (spider gram) of words you can meet in the text
  3. Tell what kind of problem the author rises

Reading activities

  1. Read the text and divide it into parts. Give each a title.
  2. Find the key words in the sentences.
  3. Try to understand the underlined words. Check in the dictionary.
  4. Explain the formation of the words: smokeless, peaceful, gunpowder, etc.

Post – reading activities

  1. Put the sentences into order.

The Nobel Peace Prize has existed for 104 years.

The ceremony will take place on December 10th at the City Hall, Oslo, Norway.

When Alfred Nobel was 34 years old, he invented dynamite

  1. Answer the questions

When did Alfred Nobel invent dynamite?

What are the subjects of prizes?

Who was the first woman to win the prize? etc.

2.2    Ознакомительное чтение

Предтекстовый этап

  1. прочитайте заголовок и назовите его тему текста;
  2. выпишите ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую основу текста по заголовку;
  3. составьте цепочку из основных фактов текста, в которой ключевые слова были бы связаны по смыслу;
  4. попробуйте определить тему текста по иллюстрации (чертежу);
  5. скажите, о чем, судя по заглавию (рисункам, графикам и концовке), может идти речь в данном тексте; прочтите текст, найдите подтверждение или опровержение вашему предложению.

Текстовый этап

  1. прочтите первый абзац текста и найдите в нем предложение, содержащее основную информацию;
  2. назовите предложение, которое служит для связи смысловых частей текста;
  3. прочтите абзац и постарайтесь понять его без словаря;
  4. разделите текст на вводную часть (зачин), информационную (основную) часть и заключительную (концовку);
  5. назовите основные проблемы, затронутые в тексте;
  6. найдите главные факты текста;
  7. расположите следующие предложения текста в логической последовательности;
  8. составьте список вопросов к тексту;
  9. подготовьте план пересказа текста;
  10. подтвердите достоверность суждений о …;
  11. поясните главную мысль текста своими словами;

Послетекстовый этап

  1. прочтите текст и выразите свое согласие (несогласие) с приведенными ниже утверждениями;
  2. ответьте на вопросы по тексту;
  3. перескажите текст на родном языке;
  4. выразите свое отношение к прочитанному;
  5. скажите, при изучении каких предметов вам может понадобиться информация, содержащаяся в тексте.

Примерный текст и упражнения к тексту:

Meals

There are four meals a day in an English home: breakfast, lunch, tea, and dinner.

 Breakfast is the first meal of the day. It is at about 8 o'clock in the morning, and consists of porridge with milk and salt or sugar, eggs — boiled or fried, bread and butter with marmalade or jam. Some people like to drink tea, but others prefer coffee. Instead of porridge they may have fruit juice, or they may prefer biscuits.

The usual time for lunch is 1 o'clock. This meal starts with soup or fruit juice. Then follows some meat or poultry with potatoes — boiled or fried, carrots and beans. Then a pudding comes. Instead of the pudding they may prefer cheese and biscuits. Last of all coffee — black or white. Englishmen often drink something at lunch. Water is usually on the table. Some prefer juice or lemonade.

Tea is the third meal of the day. It is between 4 or 5 o'clock, the so-called 5 o'clock tea. On the table there is tea, milk or cream, sugar, bread and butter, cakes and jam. Friends and visitors are often present at tea.

Dinner is the fourth meal of the day. The usual time is about 7 o'clock, and all the members of the family sit down together.

Dinner usually consists of soup, fish or meat with vegetables — potatoes, green beans, carrot and cabbage, sweet pudding, fruit salad, ice-cream or cheese and biscuits. Then after a talk they have black or white coffee.

 This is the order of meals among English families. But the greater part of the people in the towns,  and nearly all country-people, have dinner in the middle of the day instead of lunch. They have tea a little later — between 5 and 6 o'clock, and then in the evening, before going to bed, they have supper.

So the four meals of the day are either breakfast, dinner, tea, supper; or breakfast, lunch, tea, dinner.

__________________________________________

insteadof - вместо чего-л., взамен чего-л.

poultry['pəultrɪ] домашняя птица

bean - боб; фасоль

present 1) присутствующий, имеющийся налицо; данный, наличествующий

          2) настоящий, теперешний; современный; существующий

Pre – reading activities.

•        Read the title and say what will be the text about.

•        Make a list (spider gram) of words you can meet in the text

•        Try to give equivalents to the title

Reading activities

•        Read the text and divide it into parts. Give each a title.

•        Find  main ideas of the paragraphs.

Post – reading activities

•        Put the titles to each paragraph.

•        Make some questions and answer your partners’ questions.

  1.       What is the main idea of this text?

2.3  Поисковое чтение

Предтекстовый этап

  1. ознакомьтесь со  схемой  и/или  иллюстрацией  к тексту и озаглавьте его.
  2. по заголовку (иллюстрации, чертежу, схеме)  выпишите ключевые слова, которые, по вашему мнению, могут встретиться в тексте.
  3. составьте несколько опорных предложений с ключевыми словами.
  4. посмотрите на картинки к тексту и  расположите их в логическом порядке.
  5. составьте возможный план текста по заголовку,  схеме или картинкам.
  6. внимательно прочтите заголовок и выделите в нем доминирующее слово.
  7. в тексте с заголовком подчеркнуты главные тематические слова. Проследите, как основные тематические слова повторяются в тексте и развивают его идею.
  8.  в тексте с заголовком выделите  основные  тематические  слова, а  затем, обобщив их основное содержание, сформулируйте  главную мысль  текста  в    одном предложении (или словосочетании). Сравните  вашу  формулировку с приведенным  заголовком  и  сделайте  вывод о том,  выражает ли заголовок смысл текста.

Текстовый этап

  1. просмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему;
  2. скажите, какому из указанных вопросов уделяется в статье особое внимание;
  3. отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы;
  4. найдите в конце вводного раздела статьи перечень вопросов, освещаемых в ней;
  5. прочтите текст и предположите, какого содержание его пропущенных частей. Это задание лучше выполнять, поделив класс на творческие группы и раздав группам разные части одного текста, противоположные группы должны:

а. догадаться о содержании недостающих частей текста

б. обсудить варианты в группах, а затем обменяться мнениями;

  1.  прочитайте первый абзац текста и найдите информацию указывающую, о чем может идти речь дальше;
  2.  Прочитайте абзац и найдите ключевые фразы, предложения;                                                                                                                                
  3. расставьте части текста в логическом порядке;
  4. просмотрите текст и напишите его концовку;
  5. выпишите главную мысль текста  (каждого абзаца);
  6. просмотрите, предложенные варианты заголовков и выберите наиболее подходящее  из них и т.д.

Послетекстовый этап

  1. зачитайте из текста факты, которые относятся к теме…;
  2. подчеркните в тексте определение (вывод, термин);
  3. на основании прочитанного составьте план текста.

Примерный текст и упражнения к тексту:

LIVING BY THE SWORD

              When Cristina Sanchez told her parents that she wanted to be-come a bullfighter instead of a hairdresser, they weren't too pleased. But when she was eighteen her parents realized that she was serious and sent her to a bullfighting school in Madrid, where she trained with professionals. Since last July, Sanchez has been the most successful novice in Spain and is very popular with the crowds. After brilliant performances in Latin America and Spain earlier this year, Sanchez has decided that she is ready to take the test to become a matador de toros. Out of the ring, Sanchez does not look like a matador. She is casually elegant, very feminine and wears her long blond hair loose. She seems to move much more like a dancer than an athlete, but in the ring she is all power.

               When she was fourteen, Sanchez's father warned her that the word of bullfighting was hard enough for a man and even harder for a woman. It seems he is right. "It really is a tough world for a woman", says Sanchez. "You start with the door shut in your face. A man has to prove himself only once, whereas I have had to do it ten times just to get my foot in the door."

              In perhaps the world's most masculine profession, it would seem, strange if Sanchez had not met problems. But even though Spanish woman won the legal right to fight bulls on equal terms with men in 1974, there are still matadors like Jesulin de Ubrique who refuses to light in the same ring as her. Sanchez lives with her family in Parla south of Madrid, Her family is everything to her and is the main support in her life, "My sisters don't like bullfighting, they don't even watch it on TV, and my mother would be the happiest person in the world if I gave it up. But we get on well. Mum's like my best friend." When Sanchez is not fighting she has a tough fitness routine - running, working out in the gym and practicing with her father in the afternoon. By nine she is home for supper, and by eleven she is in bed. She doesn't drink, smoke or socialize. "You have to give up a lot," says Sanchez. "It's difficult to meet people, but it doesn't worry me    love does not arrive because you look for it."

                Sanchez spends most of her year travelling: in summer to Spanish and French bullfights and in winter to Latin America. Her mother dislikes watching Sanchez fight, but goes to the ring when she can. If not, she waits at home next to the telephone. Her husband has had to ring three times to say that their daughter had been injured, twice lightly in the leg and once seriously in the stomach. After she has been wounded, the only thing Sanchez thinks about is how quickly she can get back to the ring. "It damages your confidence," she says, "but it also makes you mature. It's just unprofessional to be injured. You cannot let it happen." Sanchez is managed by Simon Casas, who says, "At the moment there is no limit to where she can go. She has a champion's mentality, as well as courage and technique."

Pre – reading activities.

•        Read the title and say what will be the text about.

•        Guess what period of time is described in the text?

•        Guess who is the main character of the story?

Reading activities

•        Read the text and find key sentences in each paragraph.

•        Find  main ideas of the paragraphs.

  1.      While reading the text fill in the table: family members’ attitude to Sanchez’s choice.

Post – reading activities

•        Read the text and answer the multiple choice questions:

1. When Sanchez told her parents that she wanted to be a bull fighter they...

A.  fell a little pleased.

B. thought she was too young.

C.  thought she had a good sense of humour.

D. were initially opposed to the idea.

2.Sanchez thinks that...

A. living in today's world is difficult for a woman.

B. bullfighting is a difficult career for women.

C. it is almost impossible to succeed as a female bullfighter.

 D. women have to demonstrate their skills as much as male bullfighters do.

3 Sanchez's mother...

A. is everything to her family.

B. prefers to watch her daughter on TV.

C. supports her more than the rest of the family.

D. would prefer Sanchez to leave the ring.

4. What does "it" in line 32 refer to?

 A. the fitness routine;

 B. not socializing;

 C. giving up;

 D. smoking.

5. Sanchez doesn't socialize often because...

A. she doesn't like cigarettes and alcohol.

B. her work takes up most of her time.

С. she is worried about meeting people.

D. it' s too difficult to look for friends.

6. What does Sanches think about after being injured?  

A. her next chance to fight bulls.

B. her abilities.

С. her development.

D. her skills.

  1. Read over the questions and then scan the text to find where the answers can be found. (E.g. What information in the text explains the parents' attitude? Which of the four choices offers information not mentioned in the text?)
  1. While reading the text, underline the parts which justify your answers.

2.4   Просмотровое чтение

Для того  чтобы  просмотровое  чтение  протекало  успешно, т.е. отличалось быстротой  и имело выборочный  характер,  необходимо  предварительно сформировать у учащихся следующие умения в данном виде чтения:

  1. предвосхитить  тематику  текста  по  заголовку,  подзаголовку   или иллюстрации
  2. просмотрев текст, сказать, о чем он, определить его тематику и основную цель
  3. определить  самые  общие  сведения,  которые  соотносят  текст с определенной областью знаний
  4. классифицировать/ группировать информацию по определенному                                                                                                                             признаку
  5. обнаруживая   смысловые   опорные   пункты   и   ориентируясь  в композиционно-смысловой   структуре  текста,  выделить   важную информацию и опустить второстепенную
  6. определить  соответствие  текста  интересам  читающего,  оценив содержащуюся в нем информацию с точки зрения правдоподобности, актуальности и перспективности её использования.

Важнейшим условием формирования указанных умений является обильная практика, которая  обеспечивается  системой  заданий к текстам. Это могут быть:

  1. задания,  обучающие  наиболее  рациональным  приемам  извлечения информации;
  2. задания, используемые с целью контроля понимания содержания текста.

Предтекстовые задания :

  1. ознакомьтесь со  схемой  и/или  иллюстрацией  к тексту и озаглавьте его
  2. по иллюстрации (чертежу, схеме)  выпишите ключевые слова, которые, по вашему мнению, могут встретиться в тексте
  3. составьте несколько опорных предложений с ключевыми словами
  4. посмотрите на картинки к тексту и  расположите их в логическом порядке
  5. придумайте по картинкам заголовок к тексту
  6. составьте возможный план текста по схеме или картинкам.

Заголовок текста:

  1. прочитайте заголовок, скажите, о чем идет речь в тексте
  2. внимательно прочтите заголовок и выделите в нем доминирующее слово
  3. в тексте с заголовком подчеркнуты главные тематические слова. Проследите, как основные тематические слова повторяются в тексте и развивают его идею
  4. прочитайте  подчеркнутые  в  тексте  тематические слова и придумайте заголовок к нему
  5. в тексте с заголовком выделите  основные  тематические  слова, а  затем, обобщив их основное содержание, сформулируйте  главную мысль  текста  в    одном предложении (или словосочетании). Сравните  вашу  формулировку с приведенным  заголовком  и  сделайте  вывод о том,  выражает ли заголовок смысл текста.

Текстовые задания:  

  1. просмотрите текст. Предположите, какого содержание его пропущенных частей. Это задание лучше выполнять, поделив класс на творческие группы и раздав группам разные части одного текста. Противоположные группы должны догадаться о содержании недостающих частей текста. Обсудить варианты в группах, а затем обменяться мнениями.
  2. прочитайте первый абзац текста и скажите, о чем может идти речь дальше.
  3. прочитайте последний абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать данному абзацу.
  4. просмотрите текст и скажите, о чем идет в нем речь, какая в нем рассматривается проблема (время просмотра – 3-4 минуты).
  5. просмотрите текст и озаглавьте его.
  6. расставьте части текста в логическом порядке.
  7. посмотрите текст и напишите его концовку.
  8. выпишите главную мысль текста  (каждого абзаца).
  9. на основании прочитанного составьте план текста.
  10. просмотрите, предложенные варианты заголовков и выберите наиболее подходящее  из них и т.д.

Послетекстовые задания:

  1. определите среди данных предложений те, содержание которых связанно с содержанием прочитанного текста.
  2. выберите предложения из ряда данных, в которых сформулирована главная мысль текста.
  3. исходя из содержания текста, выберите  подходящий заголовок из предложенных.
  4. прочитайте следующие абзацы. Из слов, перечисленных после каждого абзаца, выберите одно, которое лучше других отражает основную мысль прочитанного.

Как  уже отмечалось выше, чтение – одно из средств выхода  на устную или письменную   речь.   При  работе  с  текстом   для   просмотрового   чтения используется  классическая  модель  управления  процессом  чтения.

 Примерный текст и упражнения к тексту:                          

THE GATE WAY TO GROWN-UP LIFE

By the school house stands a copper beech. The names and dreams of the pupils who have grown up under its branches are writ ten on its bark. This tree is the gate-way to their grown-up life. Seven children once carved their names on the trunk of that tree...

No one had asked Maura what she wanted to do when she left school. She wouldn't be going to the convent in the town like Leo Murphy and Nessa Rayan.

There were no plans for her to go into technical school. She wasn't smart enough to be taken on as a trainee in one of the shops, or the hairdressing salon. Maura was going to work as a maid. She would like a job in a lovely big house.

Eileen was going to University if she got a lot of honours in her Leaving Certificate. She would be an architect. The nuns said she had all the brains in the world.

And Sheila wanted to do nursing so she was already sending out applications to the better training hospitals in Dublin.

It was understood that her brother Declan would do. medicine. He would be coming back to help his father in practice and take over. But he decided against it. Declan would like to join an auc tioneering firm. It was the kind of thing that appealed to Declan -looking at places, showing them to customers. He was good at talk ing to people.

Niall Hayes was going to Dublin setting up his plans to study law. Niall seemed to be enjoying University and studying hard. Foxy Dunne was in England on the building site.

There was no question of University for Nessa Rayan, no plan for a career, nothing, except the usual refuge of those who could not think what to do — the secretarial course in the town. Nessa began her course in shorthand and typing. When she finished her course! college she would work full-time for her mother and father at the hotel.  From time to time Nessa served behind the bar to know what the customers wanted.

Since his childhood Eddie was good at pressing flower. Nessa had always thought they were so nice that he could do it for a living. He was dreaming of setting up a craft centre with small shops to sell everyone's work there.

__________________________________________________________________________

Notes:

 Bark/trunk - ствол.

Carve - вырезать.

Convent - монастырь (женский); go to convent - (здеcь)-идти в школу при монастыре.

Nun - монахиня.

Had all the brains - was very clever.

Auctioneering firm - фирма, продающая недвижимость.

Customer - посетитель, покупатель.

Refuge - прибежище, убежище.

Press flowers - засушивать цветы.

Pre – reading activities.

•        Read the title and say what will be the text about.

•        Guess who is the main character of the story?

Reading activities

•        Read the text and find key sentences in each paragraph.

•        Find  main ideas of the paragraphs.

Post – reading activities.

  1. Read the text and fill in the chart below. Find out what career plans the young people have.

What character traits and skills do they have to realize their career plans?

Name

Career plan

Character traits

Skills]

Maura

Sheila

Dencan

Eileen

Niall Hayes

Foxy Dunne    

Nessa Rayan    

Eddie

Глава III

Методы и приемы используемые в различных

 видах работы с текстом

Наиболее целесообразными заданиями по работе над обучением изучающему и поисковому  чтению (эти стратегии можно использовать и при других видах чтения) являются:

Asking / Answering Question (вопросно - ответные упражнения) предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации.

Categorizing - деление на категории - группировка языковых или смысловых элементов согласно обозначенным категориям или определение этих категорий.

Close - восстановление / заполнение пропусков - приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено каждое n - е слово (n колеблется от 5 до 10). Задача учащихся - восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов.

Completing - упражнение на дополнение - приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста.

Correction - исправление - определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте.

Gap - filling - заполнение пробелов/ пропусков - приём работы, в основе которого лежит методика дополнения или восстановления недостающих языковых элементов.

Information Transfer - перекодирование информации - приём работы, заключающийся в переносе информации из одной формы её представления в другую, например, трансформация невербальную (картинка, жест, пр) или наоборот.

Jig - saw reading (listening) - “мозаика” - приём работы, основанный на разделении "банка информации", т.е. текста для чтения или аудирования. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.

Matching - соотнесение / сопоставление - приём работы, заключающийся в распознавании соотносящихся друг с другом вербальных и невербальных элементов, например, между картиной и предложением, словом и его определением, началом и концом предложения и т.д.

Mind - mapping - составление семантической карты - представление основных понятий обсуждаемой темы / проблемы в графически упорядоченном и логически связанном виде.

Multiple choice - множественный выбор - выбор правильного ответа из предложенных вариантов.

Reordering (Sequencing) - логическая перегруппировка / восстановление последовательности - перераспределение предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.

Translation - перевод - выражение идеи на другом языке. При этом учащиеся должны принимать во внимание лингвистические и культурные особенности языка, на который делается перевод. Перевод может быть устным и письменным.

Методы:

   - Прием - таблица «5 – W», метод «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»

Детям заранее раздаются таблицы, которые заполняются по ходу просмотра текса и по окончании работы вырисовывается основной сюжет текста. Выглядит таблица так:

      Who?

      What?

      When?

    Where?

     Why?

    A farmer

Work in the

 garden

  In summer

 On the farm

 He likes it

   - Метод «Jigsaw» - «ажурная пила» при работе с текстом :                                                                                          - учащихся разбивают на группы 4-6 человек, включая как сильных,  так и слабых учеников;

- Каждый получает для разработки подтему или часть текста (небольшой по объему материал);

- Идет обмен информацией в группе, каждый является экспертом в своем вопросе;

- Все слушают друг друга, задают вопросы, делают пометки, так как это единственный способ ознакомиться со всей информацией;

- По итоговой информации отчитывается вся команда, или один из ее членов;

- Заинтересована вся команда, чтобы ее члены знали все, поскольку это отразиться на общей итоговой оценке.    

                                                   

 Метод «Mind – Map» - «Карта Памяти» - является простой технологией записи. Запись происходит быстро, ассоциативно. В центре листа находится тема  или  ключевое  слово,  потом  появляются  другие  слова,  идеи, мысли, которые ассоциируются с этим словом и записываются вокруг него  (запись начинается сверху слева и заканчивается справа внизу).  

метод INSERT

I   - interactive                интерактивная

N -  noting                        размечающая

S  - system                        система для

E - effective                        эффективного

R – reading and            чтения  и

T - thinking                        размышления

Перед таким видом работы с текстом обязателен предтекстовый этап работы, в  ходе которого учащиеся прогнозируют о чем текст и сравнивают свой результат с реальными событиями в тексте по ходу чтения, это маркировка текста значками по мере его чтения:

 «V» - уже предполагал

 «+» - новое

 « -» - думал иначе

 «?» - не понял, есть вопросы

 После такого вида работы легко обсуждать текст, т.е. выходить на устное высказывание.

Метод «смысловых ассоциаций» - цель метода: актуализировать содержание подсознания, пробудить ощущения и помочь ученику соотнести предлагаемый для ознакомления материал с его внутренним «Я».

Технология « ажурная пила».

Метод «ключевых слов» - этот метод позволяет учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом.

Метод конструирования вопросов – заключается в том, чтобы каждый из участников группы, составил свой вопрос; - вопросы озвучиваются в группе; - лучшие вопросы фиксируются на общем листочке; - затем группы обмениваются листочками с вопросами.

Мы так же предлагаем  приемы работы с текстом в виде таблицы:

Skimming

scanning

intensive

Asking/ answering questions

Asking/ answering questions

Asking/ answering questions

Multiple choice

categorizing

categorizing

categorizing

Note taking

correction

correction

cloze

quiz

labeling

Finding differences/ similarities

completing

matching

Gap-filling

correction

reodering

Multiple choice

matching

Finding differences/ similarities

True/ false statements

outlining

Multiple choice

Gap-filling

Table-filling

paragraphing

Note taking

Information transfer

translation

reordering

Picture completing

Jig-zaw

summarising

quiz

listing

True/ false statements

True/ false statements

matching

Table-filling

Mind-mapping

Приложения

Изучающее чтение 9 класс, Пантия Б.С.

Проводить детальную работу с текстом необходимо при изучении любой темы на каждом этапе изучения иностранного языка. Так, при работе над темой “What helps to become successfull?” (9 класс) для раскрытия подтемы «Мой любимый актёр» я предлагаю учащимся работу с текстами, посвящёнными жизни и творчеству различных известных киноактёров. Это текст о Леонардо ди Каприо,

Предтекстовый этап

1. What parts of speech do the following words belong to: a) certainly, simply, awfully, actually; b) countless, homeless? What effects do the suffixes –ly, -less have on the meaning of the words?

2. Paraphrase the following sentences paying attention to the underlined phrases.

  1. At school he was very good at imitating people.
  2. … he has been the subject of countless articles, rumours and showbiz gossip.
  3. I was part of something that doesn’t come about often, if ever.
  4. He turned down the role of Robin in ‘Batman Forever’…

3. The title, the 1st sentence and the 1st words of some paragraphs of a text have been given below. Guess what the author tells about.

Leonardo DiCaprio

He certainly knows what he wants. At the age of 6…

Leonardo DiCaprio is one of the hottest young…

Leonardo DiCaprio was born in…

At school he was…

His big break was…

One of his least…

One of his famous…

After the tremendous success…

eonardo is very careful about…

Leo likes his job…

4. Group work.

a) Look at the following word combinations and think of a story that might combine them all. You may reorder them in any way you want and you can use any form of the verb:

certainly knows, to be part of something, to remember forever, to change the name, to start kicking, appearing in TV commercials, a childhood hero, a modern version, a huge learning experience, top movie and youth magazines, it seems.

b) When you have decided upon the story, tell the story to your partner. Then listen to that of your partner. Ask each other as many questions as you can to learn further details or clarify some points.

Текстовый этап

Text.

Leonardo DiCaprio

He certainly knows what he wants. At the age of six, he decided he wanted to be an actor. When he was seven, he tried to get an agent. The agent said he should change his name because it was too Italian. Leonardo refused.

Leonardo DiCaprio is one of the hottest young film stars around at the moment. His face has been on the covers of all the top movie and youth magazines and he has been the subject of countless articles, rumours and showbiz gossip. Leonardo does not like reading about himself. “I read things about me that I have never said in my life and never done,” he says.

Leonardo DiCaprio was born in Los Angeles on November 11, 1974. He is a Scorpio. His full name is Leonardo Wilhelm DiCaprio. His mother is German and his father Italian-American. They called him Leonardo because when his mother was pregnant he started kicking while she was standing in front of a painting of Leonardo Da Vinci. His parents separated before he was born. Leo grew up in a poor neighbourhood of Hollywood.

At school he was very good at imitating people (especially Michael Jackson). This made him very popular. His childhood hero was Poseidon, the Greek god of the sea.

After appearing in TV commercials, he played the part of a homeless boy in a TV comedy.

His big break was his leading role in  This Boy¢s Life.

One of his least famous films is  Total Eclipse which tells the story of the poet Arthur Rimbaud and his relationship with the writer Verlaine.

One of his famous films was a modern version of Shakespeare¢s  Romeo and Juliet  set in a fantasy world. Leo described his first kiss for a film as “the most disgusting thing in my life”.

After the tremendous success of  Titanic, “Leomania” hit the world.

Leo simply says of the Titanic experience, “I was part of something that does not come about often, if ever. I can tell my grandchildren I was in the film.” In Leo¢s opinion, “the film will be remembered forever.”

He spent his post- Titanic life avoiding interviews. “Certainly that whole year was a huge learning experience for me. There is no handbook on what it is like to become famous and how to survive it.” He says that “fame is a monster that you have no control over. If you try to fight it, it just feeds the fire.”

Leonardo is very careful about the roles he chooses. He turned down the role of Robin in Batman Forever and it took him an awfully long time to choose The Beach.

Leo likes his job. “The best thing about acting is that I get to lose myself in another character and actually get paid for it,” he says. “As for myself, I am not sure who I am. It seems that I change every day.”

1. Write down synonyms for each of the adjectives in the text.

2. Find in the text words with –ing endings and decide if they are Gerunds, Participles or the forms of Progressive tenses.

3. Change as many sentences as you can into the Passive Voice.

4. Find the sentences with the following phrasal verbs and word combinations: to come about, to turn down, to be careful about, to be part of, to have control over, the best thing about. Make up your own sentences using these phrasal verbs and word combinations.

5. Rearrange the following plan according to the text:

- Leo’s childhood.

- Leo is sure about his wishes.

- The ‘Titanic’ experience.

- School years.

- He is a real film star.

- Famous films.

- Losing in another character.

- His first roles.

6. Translate the first 3 passages of the text into Russian. Then do the reverse translation. Check with the original.

Послетекстовый этап

1. Answer the following questions.

  1. Do you think that Leonardo DiCaprio is a superstar? What makes you think so?
  2. Imagine that you are his image-maker. What will you change in his appearance?
  3. Imagine that you are his agent. What kind of parts will you advise him to get?
  4. What do you think of his film ‘The Beach’? Is this film beautiful? Do you remember its plot? What is it about?
  5. What is your opinion of ‘The Titanic’? Is this film a real masterpiece? Will it be remembered forever?
  6. What other films with Leonardo DiCaprio have you seen? Did you like them?

2. Complete the following sentences from the text:

  1. His face has been … and showbiz gossip.
  2. They called him Leonardo because … Da Vinci.
  3. One of his least famous … the writer Verlaine.
  4. He turned down the role … ‘The Beach’.

Поисковое чтение 8 класс,  Пантия Б. С.

Учебник М.З. Биболетова «Enjoy English – 8». Тема учебной программы

«Trying to become a successful person », раздел « Who is a successful person? »

                                                             Text B

                          ………………………………………….

Alfred Nobel, the great Swedish inventor and industrialist, was a man on many contrasts. He made a fortune but lived a simple life, he was cheerful in company but sad in private. A lover of mankind, he never had a family or wife to love him. He was a patriotic son of his native land and he died on foreign soil. He invented dynamite to improve the peaceful industries of road mining and road building, but he saw how it was used as a weapon of war to kill and injure men. During his life he often felt he was useless. He was world famous for his works he was never personally well known, for throughout his life he avoided publicity. But since his death his name brought fame and glory to others.  He was born in Stockholm on October 21, 1833 but moved to Russia with his parents in 1842, where his father made a strong position for himself in the engineering industry. Most of the family returned to Sweden in 1859, where Alfred rejoined them in 1863, beginning his own study of explosions in his father's laboratory. He had never studied at school or at university but had studied privately and by the time he was twenty he had become a skillful chemist and an excellent linguist, speaking Swedish, Russian, German, French and English. He built up over 80 companies in 20 different countries.

          But Nobel's main concern was never making money on scientific discoveries. In his youth he had taken a serious interest in literature and psychology. He was always generous to the poor. His greatest wish was to see the end of wars and thus peace between nations. He left money to provide prizes for outstanding scientists studying Physics, Chemistry, Physiology, Medicine, Literature and Peace.

                                                              Ход урока:

                             teacher

                           pupils

                                                                  introduction

Greeting, finding out general information about the class. Introduction into the lesson (slide 1)

Students give the information

                                                                 Warming up

Ask questions about children’s way of spending three time:

It’s so popular nowаdays to speak about famous singers or actors lives. I would like to know if you are reading books or magazines about famous people?

Do you discus popular people with your friends? What do you speak about? etc

Children answer the questions

1 block. Induction (provokes pupils interest to the lesson’s problem)

1. Shows photos of  famous people (on the smart board) with the aim the pupils to predict what’ll be the theme of the lesson;

( slide 2)

2. Gives photos of  famous people and signs with their  names on the blackboard and asks pupils to match them (Labeling ) and to say what are they famous for;

( Slide 3)

3. Writes the theme “Famous People” on the blackboard and asks students to write their associations  with this theme;  

4. Asks pupils to say what makes people successful  and to make a “Mind Map”;

(slide 3)

Children guess about the theme of the lesson



Students  match photos with  names





Students write them in their own papers and then find similarities and differences in the group

Pupils tell about people’s characteristics which help them to succeed.

                                                          2 block. Self-construction

Divides the class into two groups;

Gives texts to each group and ask students:

  1. to look through the texts;
  2. to write down headings to the texts;
  3. to answer questions to the texts;
  4. to write down key words;
  5. to fill in the table “knew, have known, would like to know”
  6. each pupil to write their own question to opposite group about their text;
  7. to write down the beginning of three sentences for opposite group to finish

    (slide 5)

Children:


 

 a)  look through the texts;

b)  write down headings to the texts;

 c)  answer questions to the texts;

  1. write down key words;

 e)   fill in the table;


 f) write questions;



 g) write down the beginning of three sentences

                                                          3 block. Socio-construction

1. Asks children to find a partner in opposite group and to exchange their information;

2. Asks  pupils to say about similarities and differences in the biography of both famous people;

3. Asks to answer each other questions

4. Asks to speak about main characteristics which can help a person to become a successful person

(slides 6,7)

Students find a partner and discus their information;


Speak about similarities and differences in the biography of both famous people;


answer each other questions

speak about main characteristics which can help a person to become a successful person

                                                          4 block. Selfcorrection

Children give marks to their work

                                                          5 block. Reflection

Asks pupils to make analysis of their work using a plan (slide 10)

Children make analysis of their work (positive and negative sides)

Изучающее чтение 10 класс, Гайдай Л.А.

Can our intelligence be measured?

English Albert Einstein, Johann Wolfgang von Goethe, Steven Hawking - names we all know. Their success in physics, literature and science makes them part of the history of our world. But that is not the only thing they have in common…

These persons have an exceptionally high intelligence quotient (IQ), which is why they are / were so successful. On the other hand, these super brains doesn’t really matter. Mostly the speed at which we recognize, understand, process and learn things - in other words: how intelligent we are - is inborn.

Scientists believe that Einstein had an intelligence quotient of 160 to 180 - he personally refused to take IQ tests of any kind. Goethe supposedly had an IQ of 210, which makes him something of an intelligence monster, and the famous astrophysicist Stephen Hawking scored 160 in an IQ test. Such super brains are few: nearly 2.2 per cent of the whole population of the world has an IQ of 118 or more. Most people living on this planet have an average IQ of between 85 and 115.

No need to worry, however: people with a high IQ are better at some things than at others. For example, they can remember geometric forms or numbers much more easily, learn vocabulary by heart relatively quickly, solve difficult problems in next to no time or have a good ear for music. But that has nothing to do with how clever you are. We all have to work to acquire knowledge. People with a high IQ may have it easier, but they still have to work hard when it comes to learning new things [29, p.30].

It may be nice to have a high IQ and boast about it, but children with a high IQ often don't have it easy at school, and among their classmates. Unfortunately, children of above average intelligence often do not feel they have any motivation to learn, or are not accepted by their classmates. Sometimes they are even made fun of for “being clever”. They sometimes end up getting worse marks at school than other kids with a “normal" IQ. It is easy to misuse the results of such tests by classifying people as “below average" and thus excluding them from educational opportunities - apart from the fact that intelligence tests reduce measuring our skills to the way we think. There is also such a thing as social intelligence: the ability to understand how people feel, to communicate, and to be creative and open for new experiences. This kind of intelligence is responsible for the way we master our own lives. There are lots of pages on the Internet where you can find out more about intelligence tests.

Don't take such tests too seriously, whatever result you might get. There is no need to be discouraged if you find you don't do so well in certain subjects at school. Never give up - Einstein never got good marks for maths in school [29, p.31].

Pre-reading Tasks

1 Look at the title of the article. How would you define intelligence? Try to answer to the question in the title. (in 4-6 sentences)

2 Practice the pronunciation of the words from the article. When in doubt refer to the dictionary.

Success, science, intelligence quotient, astrophysicist, score, geometric, acquire knowledge, accept, opportunity, reduce, measuring, misuse, discourage

Vocabulary and Grammar Tasks

1. Find in the article the English for:

Иметь общее, исключительно высокий, с другой стороны, предположительно, интеллектуальный монстр, намного легче, относительно быстро, получать знания, хвастаться о чем-то, выше среднего, возможность понимать, разузнать, строить свою жизнь, сдаваться.

2. Use one of the words or word combination in an appropriate form to fill each gap.

To be good at, classify, success in, to live, discourage, master.

1) Their ______ physics, literature and science makes them part of the history of our world.

2) Most people ______ on this planet have an average IQ of between 85 and 115.

3) People with a high IQ _______ some things than at others.

4) It is easy to misuse the results of such tests by _______ people as “below average"

5) This kind of intelligence is responsible for the way we ______ our own lives.

6) There is no need ______ if you find you don't do so well in certain subjects at school.

3. Choose the right word

1) But that is not the only thing they have _______

in common /in general

2) These persons have an exceptionally _______ intelligence quotient

tall/high

3) Einstein personally ______ to take IQ tests of any kind.

denied/ refused/ rejected

4) They can remember geometric forms or numbers much more easily, learn ______ by heart relatively quickly.

Vocabulary/ dictionary

5) Children don't have it easy at school, and ______ their classmates.

between/ among

6) There are lots of pages on the Internet where you can find out more about intelligence tests.

Sheets/ leaves/ pages

4. Say the opposite of:

 failure, understand, agree, better, fortunately, above, responsible, give up.

5. Translate the italicized paragraph into Russian using the dictionary.

Reading Comprehension and Discussion Tasks

1.  Answer the following questions:

Which famous scientists do you know? What did they have in common?

What average level of IQ do have the people?

At what things are persons with high level of IQ better?

How can people misuse the results of the tests?

What is the social intelligence?

What problems can children with high IQ level have at school?

2. Discuss the following:

The author of this article says that intelligence and our skills are inborn qualities. Do you agree with the author? Is it possible to train our memory and some other skills?

There is also such thing as social intelligence. Which kind of intelligence do you consider is more important nowadays?

Have you ever seen IQ tests? What do you think of intelligence tests?

Данные задания не являются обязательными, они могут варьироваться в зависимости от текста, предлагаемого для чтения. Однако не следует забывать, что задания следует располагать по степени сложности. Также следует уделить особое внимание контролю при обучении изучающему чтению.

Использование одних и тех же текстов по теме «Выбор профессии»  в различных целях: в качестве просмотрового текста и текста с поиском конкретной информации 11 класс, Гайдай Л.А.

                                             What's their job?

You are going to read about four different jobs.  Read the paragraphs as quickly as you can,  and write on the line below each paragraph which job you think the person is describing.

  1. 'I spend about half of my time in my office, and the other half in court. I don't have customers. I have clients. They come to me with legal problems and I represent them. It's a very demanding job, because you feel responsible for what happens to your clients, but it's also very satisfying. One of my clients was recently arrested for a crime he hadn't committed, and I was able to persuade the police they'd made a mistake, it's a great feeling helping people when they're in trouble.'                What's their job?
  1. 'Many people think that this is an easy job, but in fact it can get very tiring and lonely. You're often away from your family for long periods of time - maybe two or three weeks, if you have to go to Germany or somewhere. That can be difficult. I do love it, though. I like being on the road behind the wheel, and being able to look down on all the cars. But it's a pain when you have to unload all the boxes and stuff at the end of the journey. Still, it's all part of the job.          What's their job?
  1. 'Well, I used to work for a tabloid, but now I work for a more serious paper. I generally write two or three pieces a day. You really have to keep up with current affairs in this job, though. I'm often going to press conferences and interviewing politicians and famous people, so I have to know what questions to ask. The most satisfying thing is seeing my name in print above a story. I look at it and think, 'I wrote that yesterday, and today millions of people are reading it.' Amazing!'

What's their job?

  1. People have this image of us being very boring and old-fashioned, but I don't think that's true at all. Where I work, it's often very lively and interesting and, these days, people don't have to whisper all the time. Kids are welcome, and it's a very friendly place. Of course, you couldn't do this job if you didn't love books. I adore literature, and it's great being in an environment where everyone around you also gets pleasure from it. I think we provide a very valuable service to the public. People can borrow books from us which they would never be able to afford to buy for themselves.                What's their job?    

Now answer these questions about the four paragraphs.

Paragraph 1

What does the writer enjoy most about the job?        

  1.  working in two places
  2. hhaving a lot of responsibility
  3. bbeing able to help clients
  4. aarguing  with  the  police

Paragraph 2

What does the writer dislike most about the job?

  1. bbeing on the road for so long
  2. tthe fact that the work is so easy
  3.  driving through foreign countries
  4. tthe fact that the work is physical

Paragraph 3

According to the writer, one of the skills required to do this job well is...

  1. being able to write quickly
  2. knowing what is happening in the world
  3. making sure your questions are answered
  4. getting your name printed in the newspaper

Paragraph 4

The writer suggests that modern libraries ...

  1. have a better atmosphere than they used to
  2.  have more books than they used to
  3.  provide a better service than they used to
  4.  employ more caring librarians than they used to

Текст к теме «Дмитрий Лихачев как публичная фигура» 11класс

Dmitry Likhachyov

           Dmitry Likhachyov’s personality is symbolic of Russian culture of the 20th century. He was an intellectual who survived a Soviet labor camp; one of Russia’s most outstanding scientists and a notable public figure, who managed to preserve his moral values and strength of mind throughout his life.

           Dmitry Likhachyov was born in Saint Petersburg. From his early childhood, he was passionate about literature, even though his parents did not approve of this interest. In 1923 Likhachyov entered the Leningrad State University. At the university, young Likhachyov met many outstanding scientists and developed his own way of thinking. In 1928 Likhachyov was arrested and accused of being a member of the students’ club “Cosmic Academy of Science. After nine months in jail, the young scientist was unlawfully exiled without trial and spent five years in the USSR’s largest labor camp, situated on the Solovetsky Islands. At the camp, hard work, poor living conditions and illness dramatically damaged Likhachyov’s health, but at least he survived.

         In 1938 the talented scientist was noticed and invited to the Institute of Russian Literature. Dmitry Likhachyov worked here until the end of his life.World War II brought new trials. In 1942, completely exhausted by hunger and cold, Dmitry Likhachyov started to gather materials on medieval poetry and soon published the book “Defense of the Old Russian Cities.”

         In 1947 Dmitry Likhachyov received his Doctor of Philology. Three years later he became a professor at the Leningrad State University. From 1953 he was a corresponding member and from 1970 - a member of the Academy of Sciences of the USSR.

         Dmitry Likhachyov was not a scientist detached from real life. From the 1950s he began a campaign to save the wooden temples of the Russian North and preserve the historical look of Russian cities. He helped found the museums of Dostoevsky, Pushkin and Pasternak. In the 1960s Likhachyov was one of the initiators of the movement for the protection of historical monuments, libraries and archives. Thanks to Likhachyov many monuments were saved, including Marina Tsvetaeva’s flat in Moscow, the Nevsky Prospect, which was supposed to be turned into a shopping street and Aleksandr’s Garden. In the 1980s he headed the Soviet (later renamed into Russian) Cultural Fund.

        In 1975 Likhachyov was one of the members of the Academy of Sciences who refused to sign a letter requesting the expulsion the famous scientist Andrey Sakharov from the Academy because of Sakharov’s public disapproval of the introduction of Soviet troops into Afghanistan.

         Dmitry Likhachov gained world recognition as a theorist of culture and as a publicist. In the 1980s he developed a concept that considered the problems of humanization and the reorientation of educational goals and ideas. The last works by Dmitry Likhachyov gathered together his general ideas about his native country. The book “Thoughts About Russia,” completed in 1999, a few days before the author’s death, is devoted to Russia’s place in world history, its myths and its most characteristic features. The book was published in 2000, after the writer’s death.

As a great scientist, Likhachyov was a foreign member of the Academies of Sciences of Bulgaria, Hungary and Serbia and a corresponding member of the Austrian, American, British, Italian Academies.

            Dmitry Likhachyov died on 30 September 1999.

Предтекстовый этап (снятие трудностей):

  1. Ответьте на  вопросы:

- What did D. Likhachyov do to become famous?

-  Why is he recognized as an outstanding person?

-  Work in groups and draw a spider gram.

  1. Вставить слова в пропуски предложения.
  2. Составить словосочетания из предложенных слов.

Текстовый этап:

  1. Объяснить, какие вехи в жизни Лихачева обозначают цифры из текста.
  2. Выполнить задание в формате ЕГЭ (True/False/Not given).

Послетекстовый этап:

  1. Составить краткий диалог (два вопроса/ два ответа) с опорой на текст (многократная смена партнеров).

                                             Использованная литература:

1.  FCE. University of Cambridge. UCLES. 2003.          

2.  Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам  : базовый курс: пособие для студентов педагогических вузов и учителей:  / Е. Н. Соловова. 3 - изд. – М. : АСТ : Астрель: Полиграфиздат, 2010.

 3. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам  : лингводидактика и методика : учеб. пособие для студентов  / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - 3-е изд., стер. – М. : Academia, 2006. -  Гл. 7. Обучение чтению.

4.   Лингвистика текста и обучение ознакомительному чтению в средней школе : пособие для учителя / [М. Д. Городникова и др.]. - Москва : Просвещение, 1987.

5. Соловова, Е. Н. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам  : учебное пособие для вузов  / Е. Н. Соловова. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 2006. – Тема 7. Обучение чтению.  

6. Collie, Joanne. Literature in the Language  Classroom : a resource book of ideas and activities  / J.Collie, S. Slater. - Cambridge : Cambridge University Press, 1987.

 7. Дроздова, Т. Ю., Ларионова, И. В. Английский для подготовки к экзаменам. - СПб.: Антология, 2006.

8. Ю.С.Веселова:  Английский язык 11 класс (в формате ЕГЭ) Москва-2010

9. Е.Г. Воронова:  Готовимся к ЕГЭ-Английский язык_Дрофа_Москва-2005

10. С.А.Юнёва:  Открывая мир с английским языком-Интеллект-Центр-2010

11. О.В.Захарьина: Современные образовательные технологии –Английский яз.

 (4-11классы) Из-во «Учитель»-2009

12. Пособие по обучению чтению и развитию навыков аудирования и устной речи на английском языке. Книга для учителя. Казань 2006

13. Сметанникова, Н. Н. Стратегиальный  подход к обучению чтению: междисциплинарные проблемы чтения и грамотности  / Н. Н. Сметанникова. - Москва : Школьная библиотека, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение чтению на английском языке в начальной школе

учитель английского языка  Федоровская О. В. ГОУ СОШ №1688                 Обучение чтению на английском языке в на...

Приёмы обучения чтению на английском языке в начальной школе.

Приёмы обучения чтению на английском языке  в начальной школе....

обучение чтению на английском языке в начальной школе

в данной работе рассматриваются теоретические вопросы обучения чтению, подкрепленные примерами из учебников...

Статья "ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ-БУХГАЛТЕРОВ В СПО"

Обучение иностранным языкам – процесс очень сложный и многоаспектный. Это не только обучение грамматике, лексике, фонетике, но и работа с текстами в рамках домашнего чтения. Чтение является одним из в...

Обучение чтению на английском языке в начальной школе с использованием принципов теории Х.Гардера о различных умственных способностях

Теория профессора Ховарда Гарднера о различных умственных способностях  и разных видах памяти была опубликова в восьмидесятых годах. Было доказано, что ученики достигают лучших результатов тогда,...

Методика обучения чтению на английском языке в средней школе

Методическая разработка по теме: "Методика обучения чтению на английском языке в средней школе"...

Дополнительный материал для обучения чтению на английском языке в начальной школе

Небольшие подборки слов для чтения определенной буквы, буквосочетания.При обучении чтению по Spotlight я обнаружила, что предлагаемого в учебнике материала недостаточно для отработки навыков чтения на...