пояснительная записка к рабочей программе по английскому языку 10-11 класс "Английский с удовольствием" Биболетова М.З.
рабочая программа по английскому языку (10 класс) по теме

Сафронова Ирина Вадимовна

пояснительная записка (с примерным распределнием часов по темам ) к рабочей  программе по английскому языку 10-11 класс "Английский с удовольствием" Биболетова М.З. составлена для учащихся с ОЗВ VI вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное  учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы (VI вида)

 № 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга

Программа                                                                                                                 Утверждаю:

Принята на                                                                                        Директор ГБСКОУ №584 «Озерки»

педагогическом совете                                                                      __________Иконникова С.В.

протокол № ____от________

ПРОГРАММА

скорректированная

общеобразовательная

коррекционно-развивающей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья

среднего (полного)  общего образования

по английскому языку

(VI вид)

                                                                 Автор-составитель:

                                                                  Учитель английского языка

                                                              основной школы

                                                                Сафронова И.В.

                                                               

                                                         

Санкт-Петербург

2012г.

   VI вид

Пояснительная записка к рабочей программе по

иностранному языку /английский язык/

Средняя школа.

Рабочая программа составлена  и скорректирована на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по иностранному языку для основной школы, Требований  к уровню подготовки выпускников  и Авторской программы Enjoy English авторы  Биболетова М. З. и др. с учетом особенностей здоровья учащихся VI (шестого) вида.

            Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.

    Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Иностранный язык как учебный предмет характеризуется

-        межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);

-        многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);

-        полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).

Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.

Учащиеся школы № 584 «Озерки» в большинстве случаев имеют нарушения опорно-двигательного аппарата (двигательные нарушения различной этиологии и степени выраженности, детский церебральный паралич, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей)  или заболевания и нарушения неврологического характера, осложненного ортопедическими нарушениями.

У детей с ДЦП отмечаются проблемы в развитии слухового, зрительного, тактильного восприятия.

У учащихся с ДЦП в речевом развитии наблюдаются особенности, связанные  с нарушением смыслового программирования содержания текста: недоразвитие способности удерживать программу высказывания; слабостью и быстрой истощаемостью речевой деятельности; низкой мотивацией; недостаточно развитым навыком самоконтроля, затрудняющий процесс овладения письменной речью. Отмечается  своеобразие в восприятии  и понимании речи.

С  лексической стороны речи допускаются  замены слов по фонетическому сходству, на основе наглядного сходства предметов, развёрнутым описанием, ситуативные связи предметов, расширение или сужение смыслового содержания, недостаточное понимание многозначности слов, что указывает на бедность словаря  учащихся.

С грамматической стороны речи отмечаются нарушения в словообразовании, словоизменении, в согласовании слов в предложении.

    Учитывая выше сказанное, обучение английскому языку в средней  школе должно обеспечивать преемственность с подготовкой учащихся  в основной школе, и решать коррекционные задачи, направленные на развитие познавательной деятельности, мыслительных процессов и речи школьников. К моменту окончания основной  школы  учащиеся получают возможность достичь  допорогового (A2 по общеевропейской шкале) уровня коммуникативного владения английским   языком  при выполнении основных видов речевой деятельности (говорения, письма, чтения и аудирования), который дает им  возможность  продолжать языковое образование на старшей ступени  в полной средней школе, используя  иностранный язык как инструмент общения и познания.  В 8-10 классах учащиеся уже приобрели некоторый опыт выполнения иноязычных проектов, а также других видов работ творческого характера, который позволяет на старшей ступени выполнять иноязычные проекты межпредметной направленности и стимулирует их к интенcивному использованию  иноязычных  Интернет-ресурсов   для социокультурного освоения  современного  мира и социальной адаптации в нем.

    Степень сформированности речевых, учебно-познавательных и общекультурных  умений у школьников в 10 с -11  классах на базовом уровне изучения английского  языка создает реальные предпосылки для учета  конкретных  потребностей школьников в его использовании  при изучении других школьных предметов, а также в   самообразовательных целях в интересующих их областях знаний и сферах человеческой деятельности (включая и их  профессиональные ориентации и намерения). В связи с этим

возрастает важность межпредметных связей иностранного  языка с другими школьными  предметами.

 К  завершению обучения в старшей  школе на базовом уровне планируется достижение учащимися уровня, приближающегося к общеевропейскому пороговому уровню  (В1) подготовки по  английскому языку.   

Цели  и задачи обучения английскому языку

       Изучение в старшей школе иностранного языка   на базовом уровне  направлено на достижение следующих целей:

 дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):

речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умений планировать свое речевое и неречевое поведение;

языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;

социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое  речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;

компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;

учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

 развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках; личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии;  их социальная адаптация; формирование качеств гражданина и патриота.

  Основной целью коррекционно-педагогической работы с детьми с заболеванием ДЦП является оказание детям педагогической помощи, обеспечение максимально полной  социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике развития учащегося. Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений. В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психики. Коррекционно-педагогическая работа организуется в рамках ведущей деятельности.

При ДЦП важно развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно опираться одновременно на несколько анализаторов (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой).

Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных).

   Основными задачами коррекционно-педагогической работы в средней  школе являются: последовательное развитие познавательной деятельности и коррекция ее нарушений,  формирование устойчивых форм поведения и деятельности, профилактика личностных нарушений, профессиональная ориентация.

Принципы обучения английскому языку

      Поскольку результатом обучения учащихся английскому языку является формирование у них умения и навыков пользования языком как средством общения, то ведущим принципом является принцип коммуникативной направленности.
    Его основная функция состоит в создании всех условий коммуникации: мотивов, целей и задач общения. Коммуникативная направленность определяет отбор и организацию языкового материала, его ситуативную обусловленность, коммуникативную ценность как речевых, так и тренировочных упражнений, коммуникативную формулировку учебных задач, организацию и структуру урока. Этот принцип предполагает создание условий для речемыслительной активности учащихся в каждый момент обучения английскому языку.

Основными принципами обучения учащихся  с заболеванием ДЦП в средней школе являются принципы когнитивной направленности учебного процесса, индивидуализации и дифференциации обучения, умение пользоваться  современными технологиями для изучения иностранного языка, формирование учебно-исследовательских умений, осознанное понимание места и роли родного и иностранного языков в целостном поликультурном, полиязычном мире как средств общения, познания, самореализации и социальной адаптации. Развитие средствами учебного предмета таких качеств личности, как гражданственность, национальная идентичность, патриотизм, толерантное отношение к проявлениям иной культуры. 

Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это, прежде всего, поддержка всех учащихся с использованием разноуровневого по трудности и объему представления предметного содержания через      систему  заданий. Это открывает   широкие  возможности  для    вариативности образования,    реализации     индивидуальных   образовательных  программ, адекватных развитию ребенка. Каждый ученик получает возможность усвоить  основной (базовый) программный материал, но в разные периоды обучения и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников. Одновременно, группа наиболее подготовленных учащихся  получает возможность овладеть более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений.

 Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрения частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от общего (от постигнутой закономерности) к частному (к способу решения конкретной учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневый по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование предполагает, прежде всего, продуманную систему повторения (неоднократное возвращение к пройденному материалу).

 Принцип практической направленности предусматривает формирование знаний, умений, навыков средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности  повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации (учебник,  рабочая тетрадь, словарь и другие источники информации);

Принцип дифференциации в  обучении предполагает создание условий освоения знаний оптимальным для каждого учащегося способом, темпом  и объёмом, учет  специфических  позиций детей и взрослых в воспитательном процессе.

        Принцип коррекционной направленности предусматривает  осуществление индивидуального подхода к обучающимся; предотвращение наступления утомления; использование методов, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей; проявление особого педагогического такта: важно подмечать и поощрять успехи учеников, помогать каждому учащемуся, развивать в нём веру в собственные силы и возможности.

Принцип систематичности и последовательности заключается в обеспечении последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в разных областях науки, систематическое прохождение школьного обучения. Обеспечение систематичности и последовательности обучения требует глубокого осмысления учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению и обобщению изучаемого материала.

Принцип сознательности и активности состоит в умелом использовании разнообразных приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера. Для сознательного и активного овладения знаниями необходимо: приучать школьников к постановке вопросов, как перед учителем, так и для самостоятельного ответа и разрешения; выработать у учащихся самостоятельный подход к изучаемому материалу, глубоко продумывать те теоретические выводы и понятия, мировоззренческие и морально - эстетические идеи, которые имеются в его содержании.

Принцип доступности заключается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным. Сделать обучение доступным –  значит: правильно, с учетом познавательных возрастных возможностей учащихся определить его содержание, тот объем знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть школьникам каждого класса по каждому учебному предмету. Правильно определить степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала. Правильно определить количество учебного времени, отводимого для изучения каждого учебного предмета с учетом его важности и сложности и обеспечения его глубокого и прочного усвоения. 

Место предмета иностранный язык в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета на этапе полного среднего образования из расчета 3-х учебных часов в неделю в 10-11 классах.

Примерная программа  рассчитана на 210 учебных часа. При этом в ней предусмотрен резерв свободного времени в размере 10% от общего объема часов для реализации использования разнообразных форм организации учебного процесса.

Условия реализации программы:

Реализация рабочей программы планируется в условиях классно-урочной системы. Для рациональной организации педагогического процесса большое значение имеет реализация дифференцированного подхода к обучающимся, учет индивидуальных особенностей учащихся при определении домашнего задания.

Для достижения целей обучения, развития и воспитания применяются следующие технологии: ИКТ, коллективные способы обучения, метод проектов.

Формы организации учебной деятельности различны:

Фронтальная форма обучения -  предполагает совместную деятельность всей класс - группы: учитель ставит для всех одинаковые задачи, излагает программный материал, учащиеся работают над одной проблемой. Учитель спрашивает всех, беседует со всеми, контролирует всех.  

    Индивидуальная форма обучения - углублённая индивидуализация обучения, когда каждому даётся самостоятельное задание и предполагается высокий уровень познавательной активности и самостоятельности каждого ученика. Данная форма целесообразна при выполнении упражнений, решении задач разных видов, углублении знаний и ликвидации в них пробелов.

Для достижения целей обучения, развития и воспитания  применяются следующие методы обучения: 

  1. словесные – объяснение, разъяснение, рассказ, беседа;
  2. наглядные – иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
  3. практические  упражнения;
  4. видеометод – ИКТ;
  5. метод проектов.

Программа предусматривает проведение следующих видов контроля:

  1. текущего (проверка усвоения текущего лексико-грамматического материала в рамках одной темы, проверка уровня сформированности рецептивных и продуктивных навыков и умений);
  2. промежуточного (проверка усвоения  лексико-грамматического материала и практических умений использовать его в речевой деятельности в отдельно взятой ситуативно-тематической области; осуществляется в конце каждой изученной темы);
  3. итогового (проверка уровней овладения обучающимися коммуникативными компетенциями в разных видах речевой деятельности: аудировании, чтении, говорении, письменной речи; осуществляется в конце I и II второго полугодия).

Промежуточный и итоговый контроль обучающихся осуществляется на основе локального акта школы.

Контроль уровня обученности учащихся проводится в форме устного опроса, контрольных работ, тестовых заданий, чтения вслух и про себя, творческих работ.

Программа предусматривает проведение следующих видов контроля:

  1. текущего (проверка усвоения текущего лексико-грамматического материала в рамках одной темы, проверка уровня сформированности рецептивных и продуктивных навыков и умений);
  2. промежуточного (проверка усвоения  лексико-грамматического материала и практических умений использовать его в речевой деятельности в отдельно взятой ситуативно-тематической области; осуществляется в конце каждой изученной темы);
  3. итогового (проверка уровней овладения обучающимися коммуникативными компетенциями в разных видах речевой деятельности: аудировании, чтении, говорении, письменной речи; осуществляется в конце I и II второго полугодия).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает развитие у учащихся учебных умений, связанных с приемами самостоятельного приобретения знаний:  использовать двуязычные и одноязычные (толковые) словари и другую справочную литературу,  ориентироваться в письменном и аудиотексте на иностранном языке,  обобщать информацию, выделять ее из различных источников;  а также развитие специальных учебных умений: использовать выборочный перевод для достижения понимания текста; интерпретировать языковые средства, отражающие особенности культуры англоязычных стран; участвовать в проектной деятельности межпредметного характера, в том числе с использованием интернет.

Содержание образования в 10-11 -х классах

1. Речевая компетенция

1.1. Предметное содержание устной и письменной речи

Предметное содержание устной и письменной речи, предлагаемое в авторской программе, полностью включает темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта по иностранным языкам*. Ряд тем рассматривается более подробно.

Старшеклассники учатся общаться в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения в рамках следующей тематики:

Социально-бытовая сфера. Повседневная жизнь семьи, ее доход, жилищные и бытовые условия проживания в городской квартире или в доме / коттедже в сельской местности. Образ жизни и отношения между людьми. Место, где ты живешь. История моей семьи: связь поколений. Памятная семейная дата. Распределение домашних обязанностей в семье. Общение в семье и в школе, межличностные отношения с друзьями и знакомыми. Семейные ссоры как способ решения проблем. Отношение родителей к моим друзьям. Здоровье и забота о нем, самочувствие, медицинские услуги.

Социально-культурная сфера. Молодежь в современном мире. Досуг молодежи: необычные хобби, виртуальные игры, музыкальные предпочтения, популярные солисты и группы. Письмо в молодежный журнал. Музыка в культуре и жизни разных стран. Имидж молодого человека как проявление его внутреннего мира. Любовь и дружба.

""Спорт в жизни подростка. Спортивные занятия в школе. Безопасность при занятиях спортом. Спортивная честь и сила характера.

Твое участие в жизни общества. Публичные личности. Права и обязанности старшеклассника.

Страны изучаемого языка, их культурные достопримечательности. Путешествие как способ расширить свой кругозор. Известные программы обмена для школьников за рубежом. Путешествия по своей стране и за рубежом, его планирование и организация, заказ и покупка автобусных, железнодорожных билетов и авиа- билетов, места и условия проживания туристов, осмотр достопримечательностей.

Некоторые особенности поведения в разных странах. Восточный и западный стили жизни. Культурный шок как восприятие нами непонятных явлений другой культуры. Соблюдение культурных традиций.

Природа и экология, научно-технический прогресс. Глобальная деревня: плюсы и минусы глобализации. Древние цивилизации. Влияние изобретений на развитие человечества. Наука или выдумка. Незаурядные умы человечества. Зависимость человека от современных технологий.

Перспективы технического прогресса. Генно-модифицированные продукты. Медицина и нано-технологии. Роботы будущего. Влияние человека на окружающую его среду и жизнь планеты в целом. Нравственный аспект технического прогресса. Угрозы среде и их устранение. Киотский протокол как шаг к безопасности планеты.

Учебно-трудовая сфера. Современный мир профессий. Возможности продолжения образования в высшей школе. Традиции образования в России. Обычные и виртуальные университеты. Альтернативы в продолжении образования. Стратегии самостоятельной учебной работы. Призвание и карьера. Непрерывное образование как условие успешности. Проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности, профессии. Последний школьный экзамен. Английский язык и другие языки международного общения и их роль при выборе профессии в современном мире.

1.2. Продуктивные речевые умения

Умения диалогической речи

При овладении диалогической речью в рамках обозначенной тематики, в ситуациях официального и неофициального повседневного общения, а также в связи с прочитанным или прослушанным старшеклассники продолжают учиться участвовать в диалогах этикетного характера (с использованием необходимых речевых клише), диалогах-распроссах, диалогах-побуждениях к действию, диалогах-обмене информацией, а также в диалогах смешанного типа, включающих элементы разных типов диалогов. При этом развиваются следующие умения:

  1. участвовать в беседе / дискуссии на знакомую тему, в том числе используя заданные алгоритмы ведения дискуссии;
  2. осуществлять запрос информации / самому делиться известной информацией;
  3. брать интервью / проводить опросы в классе на заданную тему с опорой на предложенный план / алгоритм;
  4. обращаться за разъяснениями / давать собственные разъяснения, в том числе при выполнении совместной проектной работы;

• выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме. Объем диалогов до шести-семи реплик со стороны каждого участника диалога.

• выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме. Объем диалогов до шести-семи реплик со стороны каждого участника диалога.

• выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме. Объем диалогов до шести-семи реплик со стороны каждого участника диалога.

• выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме. Объем диалогов до шести-семи реплик со стороны каждого участника диалога.

Умения монологической речи

При овладении монологической речью школьники учатся выступать с сообщениями в связи с увиденным, услышанным, прочитанным, а также по результатам выполненной проектной работы. При этом развиваются следующие умения:

  1. делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по заданной теме / проблеме;
  2. делать презентации по выполненному проекту;
  3. кратко передавать содержание полученной (в устной или письменной форме) информации;
  4. рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения / поступки;
  5. рассуждать о фактах / событиях, 4фиводя примеры, аргументы, делая выводы;
  6. рассуждать о фактах / событиях, приводя примеры и аргументы;
  7. описывать особенности жизни и культуры своей страны и стран, говорящих на английском языке.

Объем монологического высказывания — двенадцать-пятнадцать фраз.

Умения письменной речи

В плане совершенствования письменной речи школьники продолжают учиться:

  1. делать выписки, заметки при чтении / прослушивании текста;
  2. составлять план, тезисы устного / письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста;
  3. заполнять бланки, анкеты, сообщая о себе сведения в форме, принятой в странах, говорящих на английском языке (автобиография / резюме);
  4. писать небольшой рассказ / эссе на известную тему (пользуясь образцом / алгоритмом), придерживаясь заданного объема;
  5. писать неформальное (личное) и формальное письмо (например, заявку на участие в образовательной программе обмена) с опорой на заданный алгоритм.

При этом развиваются следующие умения:

  1. фиксировать необходимую информацию с целью ее дальнейшего использования (например, в собственном высказывании, в проектной деятельности);
  2. указывать требующиеся данные о себе в адекватной форме, например, в форме CV;
  3. сообщать / расспрашивать в личном письме об интересующих новостях / проблемах, описывать свои планы на будущее;
  4. сообщать / рассказывать об отдельных фактах / событиях, выражая свои суждения;

расспрашивать в формальном письме об условиях обучения, уточняя интересующие                                                  

детали.

1.3. Рецептивные речевые умения

Умения аудирования

В плане аудирования школьники продолжают учиться понимать на слух с различной степенью полноты и точности высказывания собеседников в процессе общения, а также содержание аутентичных аудиотекстов различных жанров: — понимать основное содержание несложных текстов монологического и диалогического характера: отрывков бесед / интервью, теле- и радиопередач, в рамках изучаемых тем;

выборочно понимать необходимую информацию в объявлениях и информационной рекламе;

относительно полно понимать высказывания собеседников в наиболее распространенных стандартных ситуациях повседневного общения.

При этом развиваются следующие умения:

  1. опираться на языковую и контекстуальную догадку при восприятии аудио-текста;
  2. добиваться полного понимания собеседника путем переспроса;

отделять главную информацию от второстепенной;

  1. выявлять наиболее значимые факты;
  2. извлекать из аутентичного аудиотекста необходимую / интересующую информацию;
  3. определять своё отношение к услышанному.

Умения чтения

При обучении чтению развиваются умения школьников во всех основных видах чтения аутентичных текстов различных жанров и стилей: публицистических, научно-популярных, художественных, прагматических, а также текстов из разных областей знания (в частности, с учетом выбранного профиля):

  1. ознакомительного чтения — с целью понимания основного содержания сообщений, репортажей, отрывков из произведений художественной литературы, несложных публикаций научно-познавательного характера;
  2. изучающего чтения — с целью полного и точного понимания информации прагматических текстов (инструкций, рецептов, статистических данных; алгоритмов / памяток для формирования стратегий учебной деятельности);
  3. просмотрового / поискового чтения — с целью выборочного понимания необходимой или интересующей информации из текста статьи, проспекта.

При этом развиваются следующие умения: предвосхищать / прогнозировать возможные события / факты;

  1. восстанавливать целостность текста, путем добавления выпущенных фрагментов;
  2. догадываться о значении отдельных слов с опорой на языковую и контекстуальную догадку;
  3. выделять основные факты;
  4. отделять главную информацию от второстепенной;
  5. устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;
  6. раскрывать причинно-следственные связи между фактами;
  7. понимать аргументацию автора;
  8. извлекать необходимую / интересующую информацию;
  9. определять свое отношение к прочитанному;
  10. пользоваться сносками, лингвострановедческим справочником, словарем.

                                     2. Социокультурная компетенция.

Дальнейшее развитие социокультурных знаний и умений в 10-11-х классах происходит за счет углубления социокультурных знаний:

— о правилах вежливого поведения в стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и учебно-трудовой сфер общения в англоговорящей среде (включая этикет поведения при проживании в зарубежной семье, при приглашении в гости, а также этикет поведения в гостях); о языковых средствах, которые могут использоваться в ситуациях официального и неофициального характера;

—        о культурном наследии стран, говорящих на английском языке, об условиях жизни разных слоев общества в них, возможностях
получения образования и трудоустройства, их ценностных
ориентирах; этническом составе и религиозных особенностях этих стран.

Происходит дальнейшее развитие социокультурных умений использовать:

—        необходимые языковые средства для выражения мнений (согласия / несогласия, отказа) в некатегоричной и неагрессивной форме, проявляя уважение к взглядам других, в частности, используя
уместные речевые клише;

  1. необходимые языковые средства, с помощью которых можно представить родную страну и культуру в общении с представителями других стран, говорящими на английском языке, оказать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения;
  2. принятые в английском языке формулы речевого этикета в стандартных ситуациях общения.

3. Учебно-познавательная и компенсаторная компетенции

Наряду с умениями, сформированными в основной школе (2-9 классы), старшеклассники овладевают следующими умениями и навыками, позволяющими самостоятельно приобретать знания:

  1. пользоваться такими приемами мыслительной деятельности, как сравнение, сопоставление, анализ, обобщение, систематизация;
  2. выделять нужную / основную информацию и фиксировать основное содержание сообщений на английском языке из различных источников, воспринимаемых в устной или письменной форме;
  3. критически оценивать информацию, получаемую из прослушиваемых или прочитанных текстов, а также в процессе обсуждения проблем;

—        использовать языковую и контекстуальную догадку, двуязычный / одноязычный словарь и другую справочную литературу при восприятии на слух или чтении текстов на английском языке;

  1. участвовать в проектной деятельности (в том числе межпредметного характера), осуществляя ее в сотрудничестве или индивидуально;
  2. пользоваться разными учебными стратегиями, позволяющими рационально планировать свое время, снимать стрессы во время учебы, готовиться к предстоящим выпускным экзаменам (см. приложение Learning Strategies).

Развитие специальных учебных умений:

  1. интерпретировать языковые средства, отражающие особенности иной культуры, использовать выборочный перевод для уточнения понимания иноязычного текста;
  2. пользоваться справочным материалом УМК (лингвострановедческим справочником, грамматическими правилами, таблицами, словарем, памятками специального предметного характера).

4. Языковая компетенция

4.1. Произносительная сторона речи. Орфография

На старшем этапе совершенствуются следующие навыки:

  1. применять правила чтения и орфографии на основе усвоенного ранее и нового лексического материала, изучаемого в 10-11-х классах;
  2. соблюдать словесное и фразовое ударение, в том числе в многосложных словах;
  3. соблюдать интонацию различных типов предложений. Выражать чувства и эмоции с помощью эмфатической интонации.

 4.2. Лексическая сторона речи

К завершению полной средней школы (11 класс) продуктивный лексический минимум составляет около 1400 ЛЕ, включая лексику, изученную в предыдущие годы, новые слова и речевые клише, а также новые значения известных учащимся многозначных слов. Объем рецептивного словаря, включая продуктивный лексический минимум, увеличивается за счет текстов для чтения и аудирования.

Расширяется потенциальный словарь за счет овладения интернациональной лексикой и новыми значениями известных слов, образованных на основе продуктивных способов словообразования.

Осуществляется систематизация лексических единиц, изученных в 2-11-х классах; овладение лексическими средствами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации устного и письменного общения. Систематизируются способы словообразования: словосложения, аффиксации, конверсии.

Развиваются навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих речевые ситуации в рамках тематики основной и старшей школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка; навыков использования лингвострановедческого справочника учебника и различных словарей, в том числе виртуальных.

4.3. Грамматическая сторона речи

В 10-11-х классах происходит коммуникативно-ориентированная систематизация грамматического материала и продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые были усвоены рецептивно в основной школе.

Систематизируются способы выражения будущего, вероятности, цели, предпочтения, запрещения, разрешения, предположения (expressing the future, probability, purpose, preference, forbidding, obligation, necessity, permission, prediction, etc.).

Формируются и совершенствуются навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных и структурных типов предложения; систематизируются знания о сложносочиненных и сложносочиненных предложениях, в том числе:

  1. условных предложениях с разной степенью вероятности: Conditionals I, II, III, в том числе условных предложениях, относящихся к настоящему и будущему (If ...V + ed... would...);
  2. условных предложениях смешанного типа (Conditionals II и III);
  3. придаточных предложениях причины (to / in order to; so /such + that);
  4. предложениях с конструкциями be used to / get used to; I wish...;
  5. эмфатических предложениях с конструкцией It's him who... .

Совершенствуются навыки распознавания и употребления косвенной речи (reporting commands, requests, instructions, suggestions).

Совершенствуются навыки распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Present/Future/Past Simple,Present/Future/ Past Continuous, Present / Past Perfect; Present Perfect Continuous / Past Perfect Continuous; модальных глаголов и их эквивалентов (can/could/ be able to / must).

Систематизируются знания о признаках и совершенствуются навыки распознавания и употребления в речи глаголов в следующих формах страдательного залога: Present Simple Passive, Future Simple Passive, Past Simple Passive, Present Perfect Passive и способов их перевода на русский язык.

Знание признаков и навыки распознавания при чтении глаголов в Past Perfect Passive, Future Perfect Passive; неличных форм глагола без различения их функций (infinitive / V-ing forms).

Систематизация знаний употребления определенного / неопределенного и нулевого артикля и совершенствование соответствующих навыков. Употребление артиклей с названиями стран и языков.

Совершенствование навыков употребления имен существительных в единственном и множественном числе (в том числе исключений); навыков распознавания и употребления в речи личных, притяжательных, указательных, неопределенных, относительных, вопросительных местоимений; прилагательных и наречий, в том числе наречий, выражающих количество; количественных и порядковых числительных (Determiners: articles, indefinite pronouns, personal pronouns, relative pronouns, question words, comparatives, expressions of quantity, numerals).

Систематизация знаний о функциональной значимости предлогов и совершенствование навыков их употребления: предлоги во фразах, выражающих направление, время, место действия; о разных средствах связи в тексте для обеспечения его целостности (Linking devices).

        

               

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения английского языка на базовом уровне в старшей школе ученик должен:

Знать/понимать

  1. значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа и с соответствующими ситуациями общения;
  2. языковой материал: идиоматические выражения, оценочную лексику, единицы речевого этикета, обслуживающие ситуации общения в рамках новых тем;
  3. новые значения изученных глагольных форм (видо-временных, неличных), средств и способов выражения модальности, условия, предположения, причины, следствия, побуждения к действию;
  4. лингвострановедческую и страноведческую информацию, расширенную за счет новой тематики и проблематики речевого общения.

Уметь

говорение

  1. вести диалог (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями/суждениями, диалог-побуждение к действию, этикетный диалог и их комбинации) в ситуациях официального и неофициального общения в бытовой, социокультурной и учебно-трудовой сферах, используя аргументацию, эмоционально-оценочные средства;
  2. рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой прочитанных/прослушанных текстов, описывать события, излагать факты, делать сообщения, в том числе связанные с тематикой выбранного профиля;
  3. создавать словесный социокультурный портрет своей страны и стран/ страны изучаемого языка на основе разнообразной страноведческой и культуроведческой информации;

аудирование

  1. понимать относительно полно (общий смысл) высказывания на изучаемом иностранном языке в различных ситуациях общения;
  2. понимать основное содержание аутентичных аудио- или видеотекстов познавательного характера на темы, связанные с личными интересами или с выбранным профилем, выборочно извлекать из них необходимую информацию;
  3. оценивать важность/новизну информации, определять свое отношение к ней;

 чтение

  1. читать аутентичные тексты разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические, а также несложные специальные тексты, связанные с тематикой выбранного профиля), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое/ поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи;

 письменная речь

  1. описывать явления, события, излагать факты в письме личного и делового характера; заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка, составлять письменные материалы, необходимые для презентации результатов проектной деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. успешного взаимодействия в различных ситуациях общения, в том числе профильно-ориентированных; соблюдения этикетных норм межкультурного общения;
  2. расширения возможностей в использовании новых информационных технологий в профессионально-ориентированных целях;
  3. расширения возможностей трудоустройства и продолжения образования;
  4. участия в профильно-ориентированных Интернет-форумах, межкультурных проектах, конкурсах, олимпиадах;
  5. обогащения своего мировосприятия, осознания места и роли родного и иностранного языков в сокровищнице мировой культуры.

Примерное тематическое планирование курса (10-11 классы)

Класс

Тематика общения (содержание тем учебного курса)

кол-во часов

10

класс

1. Новая школа - новые ожидания. Первый день в школе. Школа вчера и сегодня. Советы школьного психолога.

7

2. Школьная форма - за и против. Имидж молодого человека

7

3. Спорт в жизни подростка. Новые виды спорта. Спортивная честь и сила характера

6

4. Досуг молодежи. Музыка в жизни подростков

5

5. Повседневная жизнь подростка. Как управлять своим временем.

6

6. Семейные проблемы. История моей семьи. Братья и сестры


5

7. Большие и маленькие семьи. Что делает семью счастливой? Семейные разногласия.

12

8. Памятная семейная дата.

4

9. Цивилизация и прогресс. Археологические открытия. История цивилизации Майя.

6

10. Влияние изобретений на развитие человечества.


3

11. Влияние человека на окружающую его среду.


3

12.Рукотворные чудеса света.


3

13. Роботы будущего.

4

14. Мир возможностей. Вдали от дома. Программы обмена.

3

15. Твой опыт путешественника. Лондонское метро: история и современность.

5

16. Что такое хорошие манеры? Особенности поведения в разных странах. Проект " Правила поведения"/

6

17. Культурный шок.

5

18. Практико-ориентированная деятельность

15

Класс

Тематика общения (содержание тем учебного курса)

Количество часов


11 класс




  1. Проблемы современной молодёжи.

Языки международного общения. Трудно ли изучать иностранный язык?        7

Что такое Runglish и Globishl? Для чего мы учим английский язык. 



7


2. Плюсы и минусы глобализации. Почему люди мигрируют?

6


3. Что ты знаешь о своих правах и обязанностях.

4

4. Отношение к политике и политикам. Вклад известных людей разных профессий в жизнь общества. (Д.С. Лихачев)

3

5. Мелкие преступления против планеты.

5

6. Профессия твоей мечты. Выбор профессии. Призвание и карьера. Что важно учитывать при выборе карьеры.

4

7. Традиции образования в России и Великобритании. Что такое «Global classroom»?        

4

8. Образование и карьера. Колледж \ училище – альтернатива университету и путь к высшему образованию.

3

9. Последний школьный экзамен. К какому типу школьника ты принадлежишь.

5

10. Отличия разных типов образования.

5

11. Современные технологии: насколько от них зависит человек. Современные виды связи (Интернет, сотовый телефон) в жизни подростков. Прогнозы на будущее.

4

12. Незаурядные умы человечества. Плюсы и минусы инженерных профессий.

6

13. Наука или выдумка. Секреты античного компьютера.

3

14. Как относиться к клонированию. Франкенштейн.

2

15. Медицина: традиции и новые технологии.

3

16. Современные технологии и окружающая среда.  

3

17. Интернет в жизни современного поколения: «за» и «против».

4

14. Откуда вы родом? Город и село.

3

15. Интересы и увлечения.

3

16.    Круг моих друзей. Любовь и дружба.

4

17.  Восточный и западный стили жизни. Влияние новых технологий на стиль жизни в разные времена.

4

18. Соблюдение традиций. Традиционные празднества в разных странах мира.

5

19. Практико-ориентированная  деятельность

15

Использование учебно-методической литературы

  1. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык 5-9 классы. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010 г.
  2. Сборник нормативных документов. Примерные  программы по иностранным языкам. Москва «Дрофа» 2007.
  3. Enjoy English / Английский с удовольствием. 5 - 11 классы. Программа курса английского языка.  Биболетова  М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н.

Компоненты УМК

УМК «Enjoy English» под ред. Биболетовой (новая редакция) для каждого года обучения включает в себя:
 - учебник "Enjoy English"; 10-11 классы

           - рабочие тетради на печатной основе

- книга для учителя; - рабочая тетрадь;
- аудиоприложение (аудиокассеты, CD MP3);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к программе по английскому языку-начальная школа в соответствии с ФГОС

Данная работа содержит пояснительную записку к программе по английскому языку в начальной школе к учебнику Биболетовой...

Пояснительная записка к программе по английскому языку-5-9 классы в соответствии с ФГОС

Данная работа содержит пояснительную записку к программе по английскому языку для 5-9 классов по учебнику Биболетовой...

Пояснительная записка к программе по английскому языку-10-11 классы в соответствии с ФГОС

Данная работа содержит пояснительную записку к программе по английскому языку для 10-11 классов к учебнику Биболетовой...

Пояснительная записка и КТП по английскому языку к УМК "Enjoy English" 6 класс

Пояснительная записка и КТП по английскому языку к УМК "Enjoy English" 6 класс...

Пояснительная записка и КТП по английскому языку к УМК "Enjoy English" 7 класс

Пояснительная записка и КТП по английскому языку к УМК "Enjoy English" 7 класс...

Пояснительная записка и КТП по английскому языку к УМК "Enjoy English" 8 класс

Пояснительная записка и КТП по английскому языку к УМК "Enjoy English" 8 класс...

Пояснительная записка к примерной программе английского языка (фрагмент)

Пункт пояснительной записки - общая характеристика предмета......