Соревновательные формы на уроках и внеклассных занятиях по английскому языку
статья по теме

 Чекмарёва Елена Ильинична

"Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков". В.А.Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ НА УРОКАХ И ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.

"Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков".        В.А.Сухомлинский

Иностранный язык как учебный предмет может оказывать большое воспитательное воздействие, как в процессе обучения, так и во внеклассной работе. Внеклассная работа по предмету входит в качестве особого компонента в учебно-воспитательную деятельность учителя. Кружки, вечера, концерты, конкурсы, олимпиады, стенды, газеты – это все возможности практического применения языка, повышение интереса детей к языку, усиление их мотивации и возможности практически применять язык.                        Разнообразие — необходимая черта любого хорошего обучения. Это способствует поддержанию интереса к учёбе. В целях интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения иностранным языком у обучаемых учителю необходимо постоянно вести активный поиск эффективных средств и приёмов работы, как на уроке, так и во внеклассной работе. Вместе с тем, овладение иностранным языком в школе предполагает и интенсивную активность обучаемого. Безусловно, важно, чтобы школьник проявлял интерес к процессу овладения иностранным языком, был активным участником этого процесса, учился с удовольствием. Одним из факторов обеспечения работоспособности ученика является соответствующая мотивация.                                                                                                 Игра, без сомнения, содержит большой мотивационный потенциал. По мнению психологов (А. А. Леонтьев), мотивация, создаваемая игрой, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивациями. Игра — не только инструмент преподавания, активизирующий мыслительную деятельность обучаемых. Она позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным для обучаемого. Игра подразумевает активное участие всех обучающихся. Взаимодействие обучающихся в игре, направленное на решение стоящей учебной задачи, способствует созданию атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи, заинтересованности каждого в результате деятельности. Она заставляет учащихся волноваться и переживать, позволяет проявить себя, самоутвердиться, испытать чувство успеха. Игра — мощный стимул к овладению языком.                                                                                 На уроке игры проводятся с разной целью:                                                для систематизации знаний и совершенствования навыков учащихся;         как текущий контроль на завершающем этапе при изучении различных тем, когда у учащихся есть необходимый запас слов, когда они получили нужную информацию по теме также возможно проведение игры;                         как итоговая контрольная работа за четверть.                                         Во внеклассной и факультативной работе игра может быть организована в виде конкурсов, викторин, общественных смотров знаний и также служит для поддержания интереса к процессу овладения иностранным языком, его результативности.                                                                        Игры могут быть использованы на различных этапах обучения, всё зависит от целей, которые преследует учитель в процессе обучения. Обязательное требование к каждому игровому заданию — развлекательность, оформление в виде шутки, головоломки.                                Одной из эффективных форм внеурочной работы является проведение викторин. Викторина обладает большими возможностями по созданию благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учащихся, повышению учебной мотивации и положительного отношения к предмету; развитию умений сотрудничать, проявлять смекалку, эрудицию.        Разнообразные по содержанию и форме викторины открывают простор для творчества как школьников, так и самого учителя. В процессе работы дети всегда увлечены, оживлены, внутренне сосредоточены. По содержанию можно выделить такие виды викторины:                                                                1) тематические, 2)развлекательно - развивающие, 3) лингвистические,    4) межтематические.                                                                Тематические викторины могут быть разными по своему содержанию, например: «Страна изучаемого языка».                                         Развлекательно-развивающие викторины способствуют развитию сообразительности, находчивости, гибкости мышления, логики.        Лингвистические викторины способствуют самостоятельной работе учащихся над языковым материалом учат некоторым приёмам самостоятельной работы со словом, более внимательному отношению к различным языковым явлениям.                                                                        Межтематические викторины выявляют разносторонние знание детей, учат их обращаться друг к другу, способствует взаимообогащению в процессе обучения.                                                                                        Структура викторины зависит от возраста учеников, уровня их языковой подготовки, конкретных условий проведения викторины, а главное, от выдумки, творческого подхода учителя и учащихся.                                        Для учащихся начальных классов мы проводим занимательные игровые викторины в форме весёлого аукциона, конкурс знаний по английскому языку. Начиная с пятого класса, в соответствии с интересами и возможностями школьников, мы проводим страноведческие викторины: «Столица». «Географическое положение», «Обычаи и традиции», «Выдающиеся люди», «Спорт и спортивные традиции» и многие другие.                 Большое воспитательное значение имеет проведение различных конкурсов. Достоинством конкурсов является вовлечение в коллективную деятельность на изучаемом языке даже наиболее пассивных, инертных школьников, которым предоставляется возможность разделить вместе с одноклассниками радость успеха. Во время конкурсов учащиеся учатся самостоятельно оценивать работу своих одноклассников и свою работу, правильно воспринимать критические замечания.                                Конкурсы могут проводиться как самостоятельное мероприятие или же включаются в программу вечера, утренника. Условно их можно поделить на две группы:                                                                                                 1) языковые конкурсы с целью выявления степени освоения предмета;        2) творческие конкурсы с целью развития художественной самодеятельности учащихся на изучаемом языке.                                        В подготовке и проведении конкурсов мы учитываем возраст учащихся. Так, в 5-7 классах мы проводим «Конкурс чтецов», «Конкурс переводчиков», «Фонетический конкурс», « Конкурс смекалки» (кроссворды и ребусы), «Конкурс сказок». В 8-9 классах мы проводим «Путешествие в Страну Грамматика», Проведение разнообразных и содержательных конкурсов и олимпиад помогают нам активизировать повторение ранее пройденного материала. Закрепив приобретённые учащимися умения и навыки, мы стараемся сделать изучение предмета привлекательным. Стремление проверить знания в соревнованиях с друзьями, ответственность за команду, возможность узнать что-то новое, придают деятельности учащихся осознанно-мотивированный характер.                                                Олимпиада - это серьёзное состязание в знаниях, умениях и навыках. Оно проводится ежегодно и состоит трёх туров: внутришкольного, межшкольного и муниципального. Подбор заданий для олимпиады является очень важным организационным моментом. Ведь нужны не просто сложные задачи, а разнообразные задания творческого характера, которые были бы одновременно и интересны, и поучительны, и имели бы практическое применение. Мы подбираем задания разного уровня сложности так, чтобы часть заданий могли решить подавляющее большинство учеников, а 2-3 из них могли решить только самые сильные учащиеся. Это позволяет провести подбор учеников для участия в районной олимпиаде и соблюсти принцип дифференциации обучения. Проводим мы олимпиады с 4 по 9 класс. Начиная с 5 класса, чтобы проверить степень усвоения изученного лексико-грамматического материала и начать подготовку к государственной итоговой аттестации, мы предлагаем тестовые задания, составленные на основе заданий ГИА. Для учащихся 7-9 классов включаем задания по аудированию, чтению, лексико- грамматические задания, письмо, сочинение, задания по проверке умений и навыков устной речи.                                                                Для развития интереса учащихся к предмету предлагаем нестандартные формы уроков в виде КВН, игры «Зов Джунглей», «Кто хочет стать миллионером», «Слабое звено» и т.д. В состязании КВН могут участвовать школьники как с одинаковой, так и с различной языковой подготовкой. После изучения определённых тем, таких как «Лондон», «Великобритания», « Москва», мы проводим КВН “ Do you know Britain?” “Do you know Moscow?”Это позволяет систематизировать полученные знания, ещё раз активизировать их в речи, а также создаёт непринуждённую атмосферу общения на английском языке. Экологический КВН проводится в конце изучения темы «Защита окружающей среды» в 7 классе. КВН состоит из двух частей: первая часть - «Красота родной природы»; вторая часть - «Планета в опасности». Как правило, проведение такого мероприятия, как КВН, неизменно встречает одобрение среди учащихся. Они начинают подготовку заданий до назначенного срока, проявляя при этом большую активность. Вначале проводится подготовительный этап, на котором учащиеся, придумывают название команд, выбирают капитана, рисуют эмблему. Работая в группах, школьники знакомятся с материалом, планируют работу и время, дорабатывают и корректируют ответы.                                                        В заключительной части подводятся итоги работы группы, анализируется выполнение заданий, проводится разбор типичных ошибок, акцентируется внимание на вопросах, вызвавших особые трудности. КВН завершается музыкальным конкурсом, на котором команды представляют подготовленные заранее песни на английском языке.                                                Смысл преподавания иностранного языка на современном этапе – введение учеников в мир родной и иноязычной культур, развитие мышления детей средствами языка. Речь идёт не только об усвоении иной культуры, но и об осмысленном понимании менталитета родного народа. Понимание родной культуры чрезвычайно важно в процессе становления личности, формирования мировоззрения в культурном развитии детей, расширении их кругозора, так же способствует воспитанию патриотизма, помогает детям поддерживать интерес к изучению истории, быта, традиций народов, населяющих край, город, учит человеколюбию и толерантности, что так важно на данном этапе развития нашего общества. Если ребёнок обладает знаниями о традициях, обычаях, ритуалах, истории и быте своего региона, ему легче научиться представлять родную культуру на иностранном языке. Поэтому сегодня уделяется большое внимание изучению регионального компонента на уроках иностранного языка. Опираясь на присущий детям интерес и любовь к природе, к родному городу, селу, регионоведение помогает воспитывать у них стремление жить и работать в своём крае. Уроки и внеклассная деятельность в моей работе тесно переплетаются. Таким образом, используя региональный компонент, я провожу конкурсы на лучший проект, презентацию о нашем городе, крае, учащиеся готовят конкурсы: «Темная лошадка» (Учащиеся рассказывают об известных людях Мордовии, не называя его имя, одноклассники угадывают его), «Гонка за лидером», «Лучший краевед», составляют кроссворды. Вот один из кроссвордов:

Horizontal

  1. Area’s Center
  2. The Oldest Mordovian Town
  3. Town on Alatyr River
  4. The Capital of Mordovia

Vertical

5. Railroad Workers’ Town

6. Town on Issa River

7. Town on Moksha River

Литература

  1. Бурлакова А. П. Занимательный алфавит. - М.: Просвещение. 1981
  2. Дзюина Е. В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке, 5-9 классы. - Москва «ВАКО», 2010
  3. Дубровин М. А. Английские и русские пословицы и поговорки в иллюстрациях. - М.: Просвещение, 1995
  4. Николаенко Т. Г. Тесты по грамматике английского языка. - М.: Рольф, 1997. - С.11-23.
  5. Родкин К. А., Соловьева Т. А. Стихи и пьесы для детей. - М.: Просвещение, 1989
  6. Стефанович Г. А., Швыдкая Л. И., Мустаева Л. И., Терещенко О. Е. Английский язык в пословицах и поговорках. - М.: Просвещение, 1980
  7. Иностранные языки в школе, № 6, 2005, стр. 65 «Урок-соревнование в форме марафона»
  8. Иностранные языки в школе, № 6, 2006, стр. 70 «Экологический КВН»
  9. Иностранные языки в школе, № 2, 2008, стр. 55
  10. Иностранные языки в школе, № 6, 2010, стр. 34