Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Куршева Асият Борисовна

В условиях реализации ФГОС учителю порой трудно бывает перестраиваться на новые стандарты. Данная статья призвана облегчить этот переход

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл specifika_realizacii_fgos_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка

«Посредственный учитель излагает.

 Хороший учитель объясняет. 
Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет». 
У. Уорд 


                 Введение в практику работы школ нового стандарта начального общего образования означает, что нынешние первоклассники за четыре года обучения в начальной школе должны не только приобрести сумму знаний и умений по иностранному языку, но и овладеть умениями учиться, организовывать свою деятельность, стать обладателями определённых личностных характеристик. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современног типа.  

ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий УУД (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).

Личностные УУД выражаются в нравственно-этических ориентировках школьников, оценке ситуации с позиции различных людей и персонажей учебника. В учебном процессе главные герои УМК представлены в ситуациях, которые позволяют обсуждать такие вопросы, как любовь к своей семье и окружающему миру, трудолюбие, почитание родителей, забота о старших и младших, отношение к учебе, интерес к творчеству.

Познавательные УУД включают выделение и формулирование познавательной цели, ценно не просто освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Действия по поиску и выделению необходимой информации тренируются на нескольких уровнях.

Коммуникативные УУД формируются в ходе игровых упражнений, в которых важно учитывать мнение и позицию партнеров по общению, а также в коммуникативных упражнениях учебников, в которых требуется адекватно передать информацию, сотрудничать с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД ориентированы на овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение под руководством учителя.

При обучении детей постановке цели можно создать проблемную ситуацию, предложить им найти и проанализировать допущенную ошибку. Так же и на протяжении урока привлекать учащихся к оценке ответа товарища, это приучает детей слушать друг друга, анализировать ситуацию, использовать уже имеющиеся знания на практике.

Учебному сотрудничеству способствует работа в парах, ролевые игры, моделирующие реальные жизненные ситуации. Игра направлена не только на формирование предметных результатов, идёт процесс формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Несомненна ценность использования ИКТ на уроках, что обеспечивает и высокую мотивацию, и возможность самостоятельной работы и самоконтроля, и проектную деятельность учащихся.

Уже со второго класса можно приучать детей обмениваться работами для проверки, задав четкие критерии оценивания, при этом учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию. Необходимо поддерживать в учащихся чувство успеха, самая маленькая победа должна быть замечена и оценена.

Необходимо учитывать возрастную специфику, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и ученика к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания деятельности. 

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1. Урок изучения нового.

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний

2. Урок закрепления знаний.

 Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний.

 Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

          При реализации  ФГОС  учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к  уроку  регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями  урока, но они рассматривают результат  урока  в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие. В качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по ФГОС.

        ФГОС  вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми  требованиями  перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

• возраста ребенка;

• специфики учебного предмета;

• меры сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

•    предъявить противоречивые факты, теории;

•    обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

•    использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

     Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

    При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

Структура  современных   уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.      

       Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.  

           Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

          Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка

  Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учеб...

Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка

С 1 сентября 2011 г. введение ФГОС НОО обязательно во всех образовательных учреждениях РФ...

Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка на среднем этапе обучения.

В помощь коллегам: специфика реализации ФГОС на уроках английского языка на среднем этапе обучения....

"Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка в начальной школе"

Обобщение опыта. В соответствии с требования ФГОС в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается в...