Компьютерное обучение и функции компьютера при изучении иностранного языка
статья по английскому языку по теме

Кутдусова Елена Валентиновна

Статья на тему "компьютерное обучение и функции компьютера при изучении иностранного языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Компьютерное обучение и функции компьютера при изучении иностранного языка.

В настоящее время компьютер играет важную роль в процессе обучения иностранным языкам. Персональный компьютер может рассматриваться в качестве одного из участников учебного процесса в рамках его взаимодействия с обучающим и обучаемым.

Актуальность использования компьютера при изучении иностранных языков состоит в том, что и учитель, и ученик выигрывают от использования различных компьютерных обучающих программ, так как работа с компьютером способствует быстрому реагированию на изменение в содержании изучаемой темы или предмета, методику его изложения и подбор иллюстрирующих примеров. Компьютер при обучении иностранным языкам позволяет индивидуализировать процесс обучения и работать каждому учащемуся в присущем ему темпе.

Несмотря на это компьютер не может полностью заменить обучающего, поскольку на компьютере не могут быть полностью имитированы те аспекты деятельности обучаемого, которые связаны с коммуникативной деятельностью. Таким образом, наиболее целесообразно рассматривать компьютер как средство поддержки профессиональной деятельности обучающего. Поэтому там, где компьютер может справиться, а именно, при обучении грамматике и лексике, то нужно передать эти функции машине.

При обучении грамматике английского языка компьютер является отличной поддержкой , если иметь в виду, что формирование грамматических навыков связано с затратой значительного количества времени для выполнения упражнений. То  есть в условиях школьного обучения иностранному языку овладеть всеми грамматическими явлениями до степени автоматизированного использования маловероятно. Следовательно, в области обучения грамматике компьютер опосредует и облегчает деятельность учителя и позволяет оптимизировать учебную деятельность обучаемых. Так, компьютер позволяет перенести большое число упражнений, чтобы добиться автоматизации грамматических навыков.

Компьютер является наиболее прогрессивным средством в ряду других электронных устройств, используемых в процессе обучения иностранным языкам (электронная азбука, электронное табло ошибок, электронный экзаменатор Э-Р-З и другие). С точки зрения классификации технических средств обучения персональный компьютер является представителем автоматизированных средств обучения. Характерными признаками персонального компьютера как электронного технического средства обучения являются автоматичность и возможность обратной связи. Дидактическими преимуществами персонального компьютера наряду с другими средствами обучения являются: многофункциональность, интерактивность, диалоговое взаимодействие, обширный перечень возможных режимов и организационных форм работы.

Но нужно учитывать  то, что применение компьютеров при обучении иностранному языку должно подчиняться следующим принципам (Денисов, Казанский ,1982: 34-38):

  1. принципу обусловленности, который заключается в четком определении условий применения персонального компьютера в зависимости от содержания, целей и этапа обучения возрастных особенностей обучаемых;
  2. принципу необходимости, то есть применение компьютера оправдано при условии повышения эффективности учебного процесса по какому-либо параметру. Например, при формировании грамматических навыков с помощью компьютера значительно сокращаются временные затраты преподавателя, который ограничен рамками урока;
  3. принципу информативности, который обусловлен тем, что персональный компьютер позволяет обучаемому получить максимальное количество информации за кратчайший период времени. Например, при обучении грамматике с помощью компьютера обучаемый имеет возможность получить всю информацию о данном грамматическом материале, что на уроке не может быть осуществлено ввиду того, что учитель ограничен рамками урока;
  4. принципу надежности, заключающемуся в необходимости проведения проверки каждой компьютерной обучающей программы и в наличии этапа организационной подготовки к работе с персональным компьютером;
  5. принципу корректности, поскольку при формировании грамматических навыков целесообразно использовать модульную компьютерную обучающую программу, которая будет корректна с методической, лингвистической и психологической точек зрения, так как обучающий сам  создает эту программу.

Помимо вышеперечисленных принципов использования технических средств обучения компьютеризированный процесс обучения имеет специфическую черту, которая заключается во взаимодействии человека (обучаемого) и машины (персонального компьютера) в ходе решения какой-либо задачи ( например, овладение грамматическими навыками). Ввиду этого, при использовании компьютера в качестве средства обучения нужно учитывать некоторые специфические принципы, которые описаны ниже.

Принцип диалогового взаимодействия, который обусловлен диалогической природой процессов обучения и общения человека. Этот принцип является основным, так как автоматизированная обучающая система имеет диалоговый характер (Стрикелева, Пискунов, Тихонов 1986: 23). Диалог обучаемого с компьютером имеет определенную структуру шага, называемую единицей диалога (Денинг, Эссиг, Маас 1984: 48). При использовании модульной компьютерной обучающей программы по грамматике наиболее эффективной структурой шага является та, которая поддерживает учебный процесс и включает следующие фазы: стимул со стороны компьютера -запрос помощи обучаемым – ответ компьютера на запрос обучаемого – реакция обучаемого (ответ) – обратная связь (фаза самоконтроля) (Карамышева 2000: 47).

Принцип интерактивности, который заключается в активной форме человеко-машинного взаимодействия и означает то, что обучаемый сознательно активен и готов к самостоятельному взаимодействию  с машиной (Новиков, Свиридов 1985: 37).

Принцип адаптивности, заключающийся в том, что компьютерная обучающая программа должна быть приспособлена к особенностям конкретного учебного процесса, к типологическим особенностям обучаемого (Захаров, Матюшкин 1970: 13). Этот принцип обусловливает то, что каждый учащийся может работать в индивидуальном темпе. В случае формирования грамматических навыков учитель, создавая модульную программу, адаптирует материал, учитывая индивидуальные особенности обучаемых, и подбирает типы заданий, которые будут максимально эффективны для автоматизации грамматических навыков.

Принцип дружественности интерфейса, состоящий в том, что общение между человеком и машиной происходит на удобном уровне в рамках положительного эмоционального фона (Barker 1986: 76). Обучение с помощью компьютера предполагает обеспечение удобства обмена информацией, оптимального темпа и режима взаимодействия, развития средств помощи учащемуся в виде информационных блоков.  Соответственно ученик имеет возможность изучать предложенный ему материал в том темпе, при котором его усвоение будет максимально эффективно, а грамматические навыки будут автоматизированы.

Компьютер в процессе обучения иностранному языку выполняет ряд функций. Вопрос об определении этих функций персонального компьютера в процессе обучения иностранному языку связан с построением функциональных моделей преподавателя и обучаемого и с их взаимной адаптацией. (Карамышева 2000: 5).

В настоящее время существует множество классификаций и перечней функций, которые выполняются компьютером в учебном процессе по иностранным языкам. Различия в этих классификациях обусловлены разной оценкой авторами роли компьютера в обучении, также исследователи выделяют отдельные функции компьютера, опираясь на тип программ, разрабатываемых ими. В связи с этим можно выделить два основных подхода к систематизации функциональных возможностей компьютера в процессе обучения языкам.

Первый подход предусматривает классификацию компьютерных средств с точки зрения дидактических целей их использования. При этом предлагается классифицировать компьютерные обучающие программы либо в зависимости от возможностей передачи машине основных функций преподавателя (Габай 1985: 26-28; Носенко 1988: 55-67; Стрикелева, Пискунов, Тихонов 1986: 11), либо в соответствии с задачами обучения, для решения которых они предназначены. Типологии функций персонального компьютера, которые устанавливаются, таким образом, имеют следующие недостатки (Карамышева 2000: 7):

  1. функциональные возможности персонального компьютера описываются не полностью, а лишь в виде отдельных функций;
  2. функции разных уровней рассматриваются в одном ряду;
  3. эти типологии не учитывают компьютерные средства общего назначения, такие, как компьютерные игры, Интернет и другие. Они не создаются специально для учебного процесса, но могут быть использованы при обучении иностранным языкам.

Второй подход к определению функций персонального компьютера в учебном процессе основывается на установлении типов функционального взаимодействия пользователя (обучаемого) с компьютером в процессе обучения. Дж. Андерсен и Ф. Манжено приводят классификацию компьютерных средств обучения на базе четырех коммуникативных моделей человеко-машинного взаимодействия, где компьютер выступает как:

  1. преподаватель и репетитор;
  2. средство воссоздания условий деятельности;
  3. обучаемый;
  4. инструмент деятельности и эксперт.

Недостатком этого подхода является то, что в его рамках не учитывается роль преподавателя в учебном процессе, а анализируется лишь взаимодействие «компьютер-обучаемый». Без участия обучающего модель процесса обучения является неполной, так как обучающий планирует сеансы работы и косвенно управляет учебной деятельностью при помощи отбора  учебного материала для создания модульной обучающей программы.

Следовательно, нужно рассматривать функциональные возможности компьютера, учитывая взаимодействие всех участников компьютеризированного процесса, то есть персонального компьютера, обучающих, обучаемых. При этом необходимо принимать во внимание все разнообразие компьютерных средств, которые могут применяться в учебном процессе, и возможности варьирования режимов их использования ( индивидуальная самостоятельная работа за персональным компьютером, групповая работа за терминалом, коллективная работа в школьных компьютерных сетях и так далее). Изучая грамматику при помощи компьютера, ученик имеет возможность работать с модульной программой в индивидуальном режиме.

Соответственно, функции персонального компьютера можно определить в зависимости от категорий пользователей (Карамышева 2000: 10-11). По отношению к обучаемому персональный компьютер при изучении грамматического материала выступает в следующих функциях:

  1. обучающего, то есть преподавателя и репетитора;
  2. партнера в конкретном виде деятельности. Например, при овладении грамматическими навыками;
  3. партнера по коммуникации;
  4. средства воссоздания условий деятельности;
  5. инструмента деятельности, который оказывает информационную и техническую поддержку при формировании грамматических навыков;
  6. инструментального средства, который обеспечивает процесс общения между партнерами по коммуникации;
  7. технического средства организации самостоятельного обучения.

Для обучающего персональный компьютер является:

  1. инструментом деятельности, который опосредует деятельность обучающего и обучаемого, поддерживает учителя информационно, технически;
  2. устройством, заменяющим преподавателя в учебном процессе путем имитации некоторых его функций.

Описанные выше функции персонального компьютера можно объединить в две группы (Машбиц 1986: 48-50):

  1. функции, при реализации которых персональный компьютер выполняет роль одного из участников учебного процесса. В случае изучения грамматики компьютер выступает в роли учителя для обучаемого;
  2. функции персонального компьютера как инструмента деятельности, то есть учитель использует компьютер для опосредования своей деятельности, создавая модульную компьютерную обучающую программу для формирования грамматических навыков. А ученик использует программу для изучения грамматического материала.

Также в качестве инструмента деятельности и преподаватели, и обучаемые используют преимущественно компьютерные средства общего назначения,  которые не предполагают выполнение задач обучения. К таким средствам относятся различные текстовые редакторы, обеспечивающие техническую поддержку учебного процесса и позволяющие пользователям оформлять разные задания (рефераты, контрольные, курсовые работы и так далее), работать над созданием новых текстов.

Различные программы типа баз данных и информационные ресурсы системы Интернет обеспечивают информационную поддержку учебного процесса, поскольку преподаватели и обучаемые могут получить требуемую информацию по всем интересующим их вопросам. Таким образом, реализуется функция компьютера как инструмента общения обучаемого.

Если рассматривать компьютер в качестве инструмента деятельности обучающего, то компьютер поддерживает деятельность преподавателя с помощью специально создаваемых средств, к которым относятся экспертные системы, генеративные программы и модульные компьютерные обучающие программы, важной отличительной чертой которых является то, что модульные программы создаются самим обучающим.

Использование персонального компьютера как профессиональной поддержки обучающего при изучении грамматики позволяет оптимизировать учебный процесс с помощью регистрации данных по  каждому учащемуся, позволяет оценить уровень знаний, достигнутых при выполнении компьютерной обучающей программы, позволяет следить за результатами текущего контроля,  за темпом работы с модульной компьютерной программой (Карамышева 2000: 16-17).

Возможности компьютера выступать в роли обучающего целесообразно рассматривать как средство профессиональной поддержки. И, соответственно, там, где компьютер может справиться с ролью преподавателя, то следует передать функции обучающего ему. Так, при обучении грамматике английского языка компьютер является незаменимым средством поддержки, поскольку формирование грамматических навыков связано с затратой значительного количества времени для выполнения того количества упражнений, которое необходимо для автоматизации навыков и умений. В рамках школьного обучения иностранному языку овладеть всеми грамматическими явлениями не представляется возможным из-за малого количества времени, которое отводится на уроке одному ученику (Пассов, Кузнецова 2002: 9-10). В связи с этим целесообразно передать функции преподавателя при обучении грамматике персональному компьютеру, который позволит облегчить деятельность учителя и оптимизировать деятельность учеников путем выполнения большего числа упражнений, которое приведет к автоматизации приобретенных грамматических навыков.

Среди функций обучающего иностранному языку, которые может взять на себя персональный компьютер, в данной работе будут рассмотрены функции, выполняемые компьютером при обучении грамматике с помощью модульных компьютерных обучающих программ.

Основным преимуществом компьютера является то, что он имеет возможность хранить и перерабатывать большие объемы информации (Fox 1986: 136). Ввиду этого компьютер широко используется в процессе формирования грамматических навыков. Информативная функция преподавателя представлена в виде отдельных модулей компьютерной обучающей программы, которые включают базовую информацию для представления нового грамматического материала (Шатилов, Саломатов, Рабунский 1985 : 4-5; Fox 1985: 136).

Персональный компьютер при обучении грамматике также выполняет тренировочно-репетиторскую функцию (Карамышева 2000: 22). По сравнению с учителем у компьютера есть несколько преимуществ в процессе формирования грамматических навыков. Этими преимуществами можно считать неограниченное количество времени на выполнение упражнений для автоматизации приобретенных навыков, полная беспристрастность, объективность и отсутствие предвзятого отношения к кому-либо из учащихся (Талызина 1985: 15-17). Передача персональному компьютеру функции управления учебным процессом позволяет устранить недостаток школьного обучения, который заключается в недостаточной управляемости процессом усвоения грамматических явлений, формирования умений  и навыков у каждого конкретного обучаемого вследствие недостаточного количества времени и слабо развитой обратной связи ( Карамышева 2000: 23). В модульной компьютерной обучающей программе по  грамматике компьютер управляет деятельностью учащегося посредством жесткого, заранее заданного алгоритма действий для достижения автоматизированного использования приобретенных грамматических навыков.

Персональный компьютер, выступая в контролирующе-коррегирующей функции, применяется для текущего и итогового контроля и имеет несколько преимуществ (Носенко 1988:105). Основным достоинством является то, что при выполнении учащимися модульной компьютерной программы контроль будет осуществлен максимально объективно. Также использование компьютера в контролирующе-коррегирующей функции предусматривает сокращение временных затрат на проведение фронтального контроля и освобождает учителя от трудоемкой работы по обработке результатов (Карамышева 2000: 24-25).

Следовательно, можно сделать вывод, что компьютер оптимизирует учебный процесс, выступая в роли преподавателя и принимая на себя его функции. При компьютерной форме обучения грамматическому материалу сохраняются основные закономерности учебного процесса, и повышается эффективность формирования грамматических навыков.

Для учителя это выражается в оптимизации процесса отбора материала для модульной компьютерной обучающей программы, что позволяет ему улучшить способы презентации и организации теоретического материала по грамматике, учитывая возможности и потребности обучаемого.

Важно отметить и то, что, изучая грамматические явления с помощью модульных компьютерных обучающих программ, учащийся имеет возможность получить более подробную информацию о том или ином грамматическом явлении, и при этом он не ограничен временными рамками. Обучаемый также может использовать компьютерную обучающую программу для закрепления сформированных навыков и умений или заполнить пробелы в знаниях в режиме самостоятельной работы  с программой.

Таким образом, с помощью компьютера можно решить следующие задачи при формировании грамматических навыков (Карамышева 2000: 78):

  1. формирование рецептивных  грамматических навыков чтения;
  2. формирование продуктивных грамматических навыков письменной речи путем выполнения упражнений;
  3. контроль уровня сформированности грамматических навыков у учащихся;
  4. оказание справочно-информационной поддержки, то есть в случае, если учащийся не усвоил какое-либо грамматическое явление, то он может вернуться и заполнить пробел при помощи информационного модуля и выполнения дополнительных упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение чтению на начальном этапе изучения иностранного языка

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты обучения чтению на начальном этапе изучения иностранного языка в начальной школе.Указаны этапы работы с текстом, приведены различные ви...

Песня как средство обучения и повышения мотивации к изучению иностранного языка. Примерная программа кружка для изучающих английский или немецкий язык.

Музыка играет в жизни современного подростка гораздо более значительную роль, чем это можно представить себе на первый взгляд. То, какую музыку выбирает подросток, свидетельствует о его принадле...

Актуальность обучения школьников речевому этикету при изучении иностранных языков.

В статье обосновывается необходимость обучать школьников речевому этикету....

Использование бумажных интерактивных книг на уроках английского языка, как игровой составляющей процесса обучения для повышения мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников.

Современный социум, взрослые, подростки и даже дети отличается от предшествующих поколений восприятием окружающей действительности, которая также претерпела свои изменения в результате электронизации ...

Использование бумажных интерактивных книг на уроках английского языка, как игровой составляющей процесса обучения для повышения мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников.

Современный социум, взрослые, подростки и даже дети отличается от предшествующих поколений восприятием окружающей действительности, которая также претерпела свои изменения в результате электронизации ...

Компьютерное обучение и функции компьютера при изучении иностранного языка.

В настоящее время компьютер играет важную роль в процессе обучения иностранным языкам.Персональный компьютер может рассматриваться в качестве одного из участников учебногопроцесса в рамках его взаимод...

Статья "Преимущества интерактивного обучения и игровых методик при изучении иностранного языка"

В статье представлен обзор наиболее популярных игр, используемых мной на уроках и во внеурочной деятельности, а также описаны преимущества интерактивного метода обучения при преподавании иностранного ...