Психологические особенности обучения иностранному языку младших школьников.
статья по английскому языку по теме

Перцева Светлана Викторовна

Обязательное  обучение  иностранному  языку  со  второго  класса  введено  сравнительно  недавно.  Многим  учителям  пришлось  столкнуться  с  проблемой  адаптации  методов  преподавания  и  отношения  к  ученикам  младшего  возраста - по  сравнению  с  работой  в  старшей  школе.  Особенно  сложно  перестроится  учителю  за  время  короткой  перемены,  когда  после  урока  у  десятиклассников  - в  класс  приходят    второклассники.  В  этой  ситуации  важно  представлять  психологические  особенности  учеников  и  вытекающие  из  них  приёмы  работы  с  разными  возрастными  группами.  Статья  написана  на  основе собственного  опыта  работы по  преподаванию  иностранного  языка   в  начальной  школе.  В  ней  описаны  проблемы,  с  которыми  мне  пришлось  столкнуться  и  для  их  решения  пришлось  обратиться  к  литературе  по  психологии  обучения  иностранному  языку  младших  школьников.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

     Психологические  особенности  обучения  иностранному  языку  младших  школьников.

    Согласно  новым  образовательным  стандартам,  первый  этап  обучения  иностранному  языку  начинается  во  втором  классе,  где  учителя  работают  с  детьми  8  лет.  Конечно,   любой  учитель   видит  огромную  разницу  между  учениками  начальной  школы  и  выпускниками,   но,  в   практике многих  учителей   часто  случается,   что  после  того,   как  из  класса  вышли  восьмиклассники   или  ученики  11  класса,   на  урок  приходят  второклассники,   и  учителю  трудно  психологически  перестроится.    Хотя  многие  коллеги  признают,  что  провести   урок  для  второклассников   намного  труднее,  чем  у  старшеклассников.    В  этой  статье  я  постараюсь  рассказать  о  проблемах, с  которыми  я  столкнулась , работая  в  начальной  школе,  которые    сначала   вызвали  у  меня  недоумение  и  непонимание,  а  потом  заставили  обратиться  к  литературе  по  психологии  младших  школьников.

   «Они  постоянно  вертятся,  ёрзают,  болтают  ногами!!»  Это  раздражало   меня,  и  на  уроках  я   призывала   детей  сидеть  ровно,  не  шевелиться   и. д.  На  несколько  минут  они  затихали,  а  потом  всё  повторялось.   Это  можно  объяснить  особенностями  внимания  младших  школьников.   Дело  в  том,  что  второкласснику  ещё  сложно распределить  внимание  так, чтобы   одновременно  контролировать  положение  тела  и  следить  за  ходом  урока.  Всё  его  внимание  устремлено  либо  на  учителя  и  одноклассников,  либо на  то,  чтобы  следить  за  тем,  как  он  сидит.  Кроме  того,  на   уроке  английского  языка  ученик  очень  редко  просто  сидит и  пассивно  воспринимает  информацию,   он  не  может  «расслабиться»  даже  когда  слушает  ответ  одноклассника .   Это  происходит  потому,  что  за  восприятие  музыки,  художественное  творчество  и  восприятие  речи  на  иностранном  языке на интуитивном уровне  «отвечает»  правое   полушарие  головного  мозга.  В  работе  известного  педагога – психолога  Зинаиды  Никитенко  говорится:  «Правополушарная деятельность значима для полноценного развития личности младшего школьника, его способности  к иноязычной речи, то есть способности творить свою речь на иностранном языке в принципе так же, как он творит её на родном языке.»  Таким  образом,  на  нашем  уроке  мы   постоянно  возбуждаем   это  полушарие, т. е.  поддерживаем  детей  в  состоянии  творческого  возбуждения,  что  связано  в  этом  возрасте  с  двигательным  возбуждением.  Одновременно   мы  требуем  от  них  сидеть  смирно!  А  для  второклассников  это  очень  сложно…   Снять  эмоциональное напряжение  на  уроке помогут  физкультминутки,   например,  такая -  учитель  называет   черту  характера  человека    (  I’m  strong.  I’m   clever.  I’m   brave и т. д.  ),   дети  мимикой  и  движениями  изображают  такого  человека.  Хорошо  проходит  во  втором  классе игра  «Show  me 5  fingers!» - учитель  называет  количество  пальцев,  которые  нужно  показать  - сначала  правильно,  а  потом   старается  «запутать  учеников»,  поизносит «Show  me 5  fingers!»,   а  показывает детям   две  открытые  ладони.  Задания  можно  усложнить,  если  попросить  мальчиков  и  девочек   показывать  разные  числительные «Boys,  show  me  2  fingers!»,   «Girls,  show  me  7 fingers!» .  Третьеклассники  могут  выполнить  более  сложные  упражнения:  учитель  называет  и  показывает  части  тела,  ученики  называют  одежду,  которая  подходит  для  них,  и  движениями  показывают,  как  они  её  надевают.

  1. It  is  my   head.
  2. I  put  my  hat  on.
  3. It  is  my  head.
  4. I  put  my   cap  on.
  5. It  is  my  neck.
  6. I  put  my  scarf  on.
  7. They  are  my  hands.
  8. I  put  my  mittens on.
  9. They  are  my  hands.
  10. I  put  my   gloves on.
  11. They  are  my feet.
  12. I  put    my  socks on.
  13. They  are  my feet.
  14. I  put   my  shoes on.
  15. They  are  my feet.
  16. I  put    my  boots  on.
  17. They  are  my feet.
  18. I  put    my  trainers on.

В  практике  учителей  английского  языка  в  начальной  школе  часто    приходится  работать  с  детьми,  которые  занимаются  со  школьным  логопедом. Им  особенно  интересны   знакомые  логопедические  упражнения,  которые  они  выполняют , глядя  в  маленькое  зеркальце,  под  рифмовку  учителя :

  1. «Smile,  please!

Stretch  out  your  lips!”

  1. «Show  me  your  tongue!

Show  me  your  teeth!                        (дети   касаются  зубов  кончиком  языка)

Bite  the  tip  of  your  tongue,

But be  careful,  please…

  1. You  have  got  a  sweet                          (дети  изображают,  как  перемещают

Put  it  into  your  mouth!                          конфету во  рту  кончиком  языка)  

It’s  behind  the  left  cheek!

It’s  behind  the  right  cheek!

  1. Show  me  an  old  clock

Tick – tock,  tick – tock, tick – tock

  1. We  are  swinging,  swinging  now,         ( дети  раскачивают  кончик  языка  вниз    

Up  and  down,  up  and  down!!            и  вверх)

  1. We’ve  got  a  horse in the  class.             (дети  изображают  цоканье   копыт

It’s  running  to  please  us.                        лошадки)

Таким  образом – движение и  ритмическая  речь, его  сопровождающая -  являются  необходимой  частью  урока в  начальной  школе. Такие физкультминутки одновременно   помогают   детям  снять  напряжение  и  повторить  лексику  по  теме.  Это  необходимо,  чтобы  включить  в  работу  левое полушарие – которое регулирует артикуляторную речевую систему,  и  правое — регулирующее  интонационно-голосовую речевую систему, которая старше артикуляторной и подкрепляется жестами, движениями, то есть невербальными способами обогащения речи.  

      «Всё  время  песенки!»    Ещё  одна  особенность  уроков  в  начальной  школе - особенно  при  работе  с УМК  «Millie”  и  “Spotlight” – на  каждом  уроке – песенки  или  ритмические  стихи.  К  этой  части  урока  стоит  отнестись  серьёзно,  т.к.   музыка  и   ритм    необходимы,  чтобы  активизировать  правое   полушарие,  которое,  как  я  уже   писала,  отвечает  за  восприятие  иноязычной  речи на  эмоциональном  уровне.   Пение, особенно  караоке,   которое  возможно  с  помощью  демонстрации  текста  песни  на  экране  (с  помощью   мультимедийной   системы)  способствует   также  формированию   правильного  произношения  и  навыков  чтения.  В   обучающей  программе  к  УМК  «Millie»  представлены  такие  песни,  музыкальное  исполнение  сопровождается  текстом – караоке и  движущимися  иллюстрациям,  что  вызывает  большой    интерес   учеников.    Кстати,  довольно  большие  фрагменты  музыкальных  произведений   предшествуют  каждому  диалогу  или  тексту  для   аудирования  в УМК  «Spotlight»  для  старшей  школы,  и  многие  старшеклассники  начинают   вести  себя  «слишком  раскованно» , когда  учитель  настраивает  их  на  аудирование  диалога,  а  они  слышат  музыку.  Когда  учитель  объяснит  им,  что  музыкальные  отрывки  помещены  перед  упражнениями  не  для  развлечения,  а  с  целью  активизации  восприятия  мозгом  иноязычной  речи  на  подсознательном  уровне -   они  начинают  слушать  более  серьёзно.

   «Они  ничего  не  запоминают  на  уроке!».  При  работе  со  старшеклассниками,  мы  привыкли  к  тому,  что  если  включить в  канву  урока   до  10    новых  лексических  единиц,   начать  активную  работу  с  ними,  уже  через  15  минут  после  начала  урока  большинства  учеников их  запомнит  и  сможет  использовать  при  выполнении  упражнений.  Но,  велика вероятность  того,  что  те  из  учеников,  кто  не  будет  повторять и  заучивать эти  слова  при  выполнении  домашнего  задания,  не  смогут  их  вспомнить  на  следующем  уроке.   У второклассников  – противоположная  картина –  новые  слова  мы  вводим, чаще  всего,  при  помощи  рисунков,  и  чтобы  проверить,  как  дети их  запомнили,    показываем  им  эти  рисунки  снова и  просим  назвать  предметы.   Я  тоже  работала  так,  и  с  удивлением  заметила,  что   даже  дети  с  относительно хорошей  памятью не  могу назвать в  конце  занятия    5 – 7  введённых на  этом уроке    с  помощью  предметных  картинок слов.   Зато  на  следующем  уроке   все  ученики  бойко  называют  эти  слова !   И  это  невозможно  объяснить  усердной  работой  дома,  т. к.  у  многих  детей  родители   не  помогают  им  в  выполнении  домашних  заданий,   да  и  нельзя  задавать  детям    новые   слова  на  дом,   если  они  в  первом  полугодии  второго  класса  ещё  ни  читать, ни  писать   не  умеют,  т.е.  не  могут  записать  слова,  чтобы  выучить их  дома.    Это «чудо» связано  с  особенностями  памяти  школьников разных  возрастных  категорий.   У  старшеклассников при запоминании  слов   работает   так  называемая  «кратковременная» или,  по  аналогии  с  компьютером  «оперативная»  память.  У  младших  школьников  запоминание непроизвольное,  они  запоминают  яркие  образы,  картинки,  но  на  запоминание  им  требуется  больше  времени,  и  непроизвольный  процесс  запоминания  идёт  автоматически  после  урока.  Поэтому,  не  стоит  огорчаться,  если  в  конце  урока  дети  не  смогли  воспроизвести  новые  слова – повторите  их  на  следующем  уроке  -   и  их  будут знать  практически  все. И  подготовьте  ещё  группу  картинок!  Задача  начального  обучения,  по  моему   мнению – дать  детям  как  можно  больший  объём  лексики,  т.к. – как  показал  опыт – лексические  единицы,  которые  они  запомнят  в  начальной  школе останутся  в  их  памяти  весь  период  обучения.  Даже дети  с  очень  слабой  памятью – ученики  коррекционных  классов -  уже  будучи  девятиклассниками –рассказывали  мне  стихотворения  и  рифмовки,  которые  выучили  в  начальной  школе – иногда,  довольно  длинные  и  сложные.   Кстати,   стоит  отнестись  с  пониманием  к  тому,  что  у  многих  учеников  в  5-6  классах  происходит «снижение  объема»  памяти.  Психологи  объясняют  это  тем,  что   «детское» - непроизвольное  запоминание  в  этот  период  угасает,  а  «взрослое» - произвольное – ещё  недостаточно  сформировано.  

    Не  стоит  забывать,  что  ученики  начальных  классов  очень  эмоциональны – по  сравнению  со  старшеклассниками.   Особенно  это  заметно  во  время  дидактических  игр.  Например:  класс  делится  на  команды,  учитель  демонстрирует  рисунки  фрагментов  животных.  В  случае  затруднения  с  идентификацией – картинка  открывается  полностью.   Цель  игры  - назвать  животное  на  английском  языке.   В  ходе  игры  дети  могут  забыть  о  том,  что  необходимо  говорить  на  иностранном  языке.  Они  стремятся  быть  замеченными,  активно  поднимают  руки  и  часто  выкрикивают  ответы  на  родном  языке.  К  этому  нужно  быть  готовым  и  разработать  правила  корректировки  игры  - для  исключения  выкриков  на  родном  языке.

   В  своей  работе  каждый  учитель  сталкивается  с  необходимостью  дифференцировать  психологические  возможности  учащихся  - в  соответствии  с  их  возрастом  и  строить  свою  работу  учитывая  эти  особенности.